Аннотация: Размышления о том, откуда взялись некоторые шаблоны в современных фэнтези-книгах. Возможно, будет пополняться.
Когда человек пишет "обычную" художественную литературу о событиях в нашем, реальном мире, ему не нужно вводить читателя в контекст. Или нужно делать минимальные объяснения.
Когда человек пишет "фантастику", то ему нужно очень многое объяснить читателю. Поэтому самым популярным персонажем практически любой современной фэнтэзи будет "попавший из нашего мира в другой", или "человек с амнезией", или "малообразованный, живший в изоляции от внешнего мира".
Поэтому мы смотрим на мир глазами Гарри Поттера, Фродо Бэггинса, или Корвина Эмберского (который, чего уж грешить, первые две сотни страниц ничего не понимал, как и читатель).
Конечно, кроме всего прочего это делается и для того, чтобы читатель мог отождествить себя с главным персонажем, но могу поспорить, что, например, с точки зрения Рона Визли или Драко Мэлфоя, или Элронда, повествование было бы намного интереснее. Но тогда у писателя не было бы зацепок, чтобы раскрыть перед читателем весь свой замысел. Ведь если бы Элронд в какой-то момент остановился и начал сам себе рассказывать почему происходит то-то и то-то, это выглядело бы по меньшей мере неестественно. А так он может со спокойной душой объяснить это ничего не знающему маленькому хоббиту.
И овцы целы, и волки сыты...
Самое удивительное заключается в том, что такой болезнью страдает именно фэнтэзи. У научной и космической фантастики есть, конечно же, свои образчики, но их не так много, и они в большинстве своём из "свежих" творений. В старой фантастике такого намного меньше.
Чем вызван такой разброс - я затрудняюсь ответить. Возможно, это происходит потому, что многие думают, что фэнтэзи писать проще, так как не нужно знать законов [к примеру] физики. Но это не избавляет нас от других обязанностей. Я сама знаю, что страдаю тяжёлыми формами канцеляризма и деепричастных оборотов, и первая же крупная форма, которую я решила создать, выглядит как "наши в другом мире". Но даже такую заезженную тему я попыталась подать посвежее. Люблю, знаете ли, переигрывать старые сюжеты.
Хорошую фантастику писать изначально сложнее, потому что её нужно подавать тоньше. И если вы считаете, что не можете написать для начала "реальную" вещь, за фантастику (будь это даже фэнтэзи) лучше пока не браться.