Нн-24. Обзор финальных новелл
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Здравствуйте, авторы и читатели конкурса Нереальная новелла-24 . Вот и поднесли мне на блюдечке восемнадцать финальных работ. С предвкушением почти гастрономического удовольствия приступаю к трапезе. Сразу хочу предупредить: строгой объективности не обещаю. Буду полагаться лишь на свои вкусовые ощущения, выработанные некоторым имеющимся у меня литературным опытом. Моя задача - расставить восемнадцать произведений по ранжиру. Чем буду при этом руководствоваться:
На конкурсных страничках из года в год команда НН повторяет неоднократно, какими свойствами должна обладать и обладает настоящая НОВЕЛЛА. Напомню кратко, что я ценю больше всего и за что буду ставить баллы. Итак, ценю в рассказах именно новелльность (Это и необычное происшествие, подвигшее авторов взяться за перо, и эффект тайны, парадокс, острота и динамизм сюжета, минимум описательства, одна сюжетная линия, пуант, твёрдая концовка). Возможно, некоторым работам покажется тесно в означенном прокрустовом ложе новеллы. Но дорогие мои авторы, вы знали, куда несёте свои творения.
Привязкой к нынешней теме конкурса Млечный путь , мне кажется, могла бы стать учреждённая в 2004 году писательская премия имени Кира Булычёва. Критерий для получения награды - высокая планка человечности в книге. Конечно, высоких наград лично я пообещать не могу, но придерживаться похожего принципа, рассматривать при оценке текстов эту самую планку человечности - буду.
Марита Скорость
Эта конкурсная работа удивила и восхитила оригинальным фантастическим элементом. Производители борются за сокращение срока жизни вещей. Ведь чем раньше придёт в негодность твой автомобиль или стул, тем скорее ты купишь новый. Прибыль и выгода взамен качества. Это так похоже на правду!..
Нет, я, скорее, на стороне Медлителей. Они мне кажутся более человечными.
Новелла понравилась.
Стрыгин С. Костюмерша
Никакая она не костюмерша. Эта женщина - настоящий герой! Её призвание - спасать. Спасла пассажиров горящего прогулочного теплохода, продолжает спасать людей и после смерти. Очень колоритный персонаж. Трогательные подробности в описании внешности давно погибшего человека делают его удивительно живым.
Очень яркая пронзительная новелла. Одна из моих фаворитов. Название как-то не очень. Но, может, так и надо, на контрасте.
Олейник М.И. Кто убил мадмуазель Ленорман
Виртуозно исполненный ретро-детектив имеет и признаки новеллы.
Острый сюжет, тайна, одна сюжетная линия, пуант... И даже планка человечности поднята здесь на недосягаемую высоту: мотив, побудивший мамуазель Ленорман не обнародовать имя своего убийцы весьма достоин восхищения.
...не предавайте огласке имя моего настоящего убийцы. Иначе он не сможет через три года вылечить от смертельной болезни мальчика по имени Гастон. А Гастон в свою очередь не сможет вырасти и стать известным изобретателем. К примеру, одно из его изобретений - для сохранения и накопления энергии молнии - будет использоваться в самоходных каретах, которые придут на смену конным экипажам по всему миру, включая и вашу далекую историческую родину...
Очевидно, речь идёт о французском физике Гастоне Планте, чьи научные интересы сосредоточились в области электрических явлений. Выходит, если бы мадмуазель Ленорман позволила своему секретарю обнародовать имя убийцы, изобретение свинцовых аккумуляторов могло бы произойти гораздо позднее 1860 года или не произойти вовсе...
Блестящая конкурсная работа, достойная пера А. Дюма, Агаты Кристи или упомянутого Оноре Бальсака .
Шмидт Е. Вы поедете на бал?
Милая забавная штучка, местами романтичная, местами... Об этих местах поговорим поподробнее.
Телефон рассыпался кучей осколков, принимая сообщение. Первое предложение обескуражило, потому что прочиталось буквально. Если телефон разбился, тогда как следует понимать следующую фразу о том, что эсэмэска всё же дошла до адресата? Значит, не разбился, и куча осколков - фигура речи?
Там достигается. вершина гармонии, волшебная музыка завораживает и заставляет трепетать от избытка чувств. Кажется, точка в середине предложения - лишняя.
Почему-то показалась лишней и сцена после посещения блинной. Ночь, проведённая с белым другом немного снизила романтический настрой.
Старинная русская поговорка: барыня прислала сто рублей, что хотите - то возьмите, "да" и "нет" не говорите, чёрный с белым не берите. Вы поедете на бал? Поговоркой я, пожалуй, это бы не назвала. Скорее, присказка к детской игре. Но отмечу, что обыграна присказка интересно, живенько.
Мне кажется, чем больше у произведения претензий на изящность, тем более безупречным должно быть исполнение. Новелла займёт местечко где-нибудь посередине моего списка.
Белкин А. Я знаю - город будет
Заинтриговало уже название работы. Сама живу в Новокузнецке, поэтому строчки Владимира Маяковского, посвященные строительству в Сибири нового города, мне знакомы.
Очень впечатлило начало. Да и вся первая часть читалась на одном дыхании. Оригинальная экспозиция, сочные живые персонажи, таинственное задание столичного кырреспондента , военный дирижабль, - всё это предвещало увлекательнейшую историю, с чудесными приключениями, схваткой с неизведанным. А дальше я испытала полный... нет, не восторг. Разочарование. Обман читательских ожиданий. Как-то незаметно, исподволь, великолепное начало новеллы обернулось банальным фельетоном.
Обличать и заниматься морализаторством - не наш конёк, к этому на конкурсе Нереальная Новелла мы не привыкли.
Акименко С. Однажды в Таганроге...
Студент захотел сдать экзамен нахаляву. Такая возможность ему благополучно представилась. Плату, что ожидаемо, потребовали большую, если не сказать, непомерную. Правда, предоставили и приятный бонус. Вот краткое описание сюжета. А что на деле? Без малого авторский лист, почти сорок тысяч знаков написанного сплошняком авторского текста, практически без абзацев.
Конкурсная работа могла бы стать лёгкой, игривой, забавной, порадовать шуткой юмора. Могла бы. Если бы не была такой многословной и нудной. Конкурсная работа особого впечатления на меня не произвела.
Алексеева-Минасян Т.С. Увидеть Млечный путь
На мой взгляд, слишком прямолинейно, без оттенков и нюансов, разделил автор людей: либо физически усовершенствованные, но бездушные. Либо обычные, без новомодных имплантов, но способные видеть звёзды. Первые презирают вторых. Вторые завидуют первым. Удивительно, что герой, спасший попавшего в беду ребёнка, нашёлся именно среди первых, усовершенствованных. Парадокс? Объяснение простое: он хотел вновь увидеть Млечный путь, о котором помнил с детства. Планка человечности перед героем поставлена, и он её успешно преодолел.
Неплохая задумка, но в исполнении мне будто чего-то не хватило.
Слишком схематично: эти чёрные, эти белые. Этот будет героем, потому что хочет видеть Млечный путь. Рефрен по тексту - слишком сух и навязчив, он как ответ математической задачи, к которому во что бы то ни стало стремится ученик. Но что лично для героя значит этот недостижимый Млечный путь? На мой взгляд, в произведении многовато математики и маловато литературы.
Филиппова Е.Л. Каникулы в Лорино
Проснувшись к вечеру, Лариса долго не могла сообразить, где она находится и сколько времени, но быстро пришла в себя - так долго или быстро?
В рассказе поднимается ставшая в последнее время привычной тема глобального потепления и рассматривается она под совершенно необычным углом. Похвально. И то, что автор сумел не скатиться в назидательное морализаторство, - тоже хорошо.
В начале чтения первая часть произведения показалась мне неоправданно затянутой, проблемы столичных журналистов - мелкими, сборы в командировку - скучными, ждала с нетерпением: планка-скролл справа на экране монитора уже сползла на вторую половину текста, а действие всё не начинается, когда же, когда автор раскачается?
Но когда подошла к финалу, поняла, что таков, вероятно, и был замысел автора. Растянутая первая часть призвана, возможно, символизировать раздутые в своей мнимой важности проблемы москвичей, а быстренько описанное масштабное переселение практически всех народов севера показывает, насколько мелкими кажутся местечковые проблемы настоящих людей - с высокой колокольни столичных деятелей.
Финал мне всё же показался немного поспешным, что ли. Хотелось поподробнее узнать, а что там, за горизонтом? И что будет со всеми нами, если не делить людей планеты Земля на людей настоящих и других?
Терехов Б.В. Бессонные ночи Туки
Вот это поворот! - Так мне хотелось бы сказать по прочтении этой конкурсной работы.
И действительно, героиня, неприметная с виду девушка, которую всякий норовит обидеть, внезапно превращается в странное существо, которое способно навалять трём парням и защитить четвёртого. Если бы речь шла об одном и том же персонаже, в такое внезапное превращение я, скорее всего, не поверила бы. Всё-таки внезапный поворот надо готовить исподволь, раскидать намёки, ключики. Для того, чтобы измениться и вырасти герою, нужен разбег. А единство героя - не сумма его качеств до события и после него.
Всё это можно было бы высказать автору в качестве претензии и обвинить его в недостоверности, недоработки образа. Но, как мне кажется, автор гораздо хитрее. Он показал нам не одну пугающе амбивалентную героиню. Он показал нам внезапное слияние двух персонажей: Туки, которая дремлет на бетонном выступе вблизи мутных потоков городской канализации, - и девушки Мери Верстак. Объединяет этих двух красоток, насколько я поняла, обычная бессонница. Они соединяются в мощную машину (всё-таки сумма?), которая ничего не страшится и сможет кого угодно подчинить своей воле. Даже бабушку...
Вот это поворот, - говорю я, разгадав (а может, не разгадав) авторскую загадку. Чтобы быть до конца уверенной, мне почему-то хочется чуть больше подробностей.
Францен О. Пышет жар во взоре
Поэтичная вещица, наполненная философскими размышлениями и рефлексиями романтического героя. Не новелла.
Куленков И. Остров
Небольшая, но такая уютная новелла, с поскрипыванием снежка, ароматом дымка в морозном воздухе и странностями затерянной в заснеженных полях деревеньки. Хотя поначалу планомерное черпанье воды из озера показалось главному герою странным, что-то заставило его не просто поменять собственные планы, а действовать так же, как и чудаковатые местные жители. Оказался заразительным пример местных? Подействовал торчащий из озера крест утонувшей церкви? Или герой поддался движениям собственной души?
Думаю, каждый читатель найдёт для себя нужный ответ.
Лично мне новелла понравилась.
Вордин С. Мотыльки
Великолепная работа! Всё здесь прекрасно: увлекательнейшая история, живые персонажи, каждый из которых наделён собственными мотивами для того, чтобы пуститься в опасное приключение. Вся ситуация окутана тайной, которая раскрывается перед героями, постепенно, по шажочку, и то не до конца.
Главный герой вступает в борьбу не только с обстоятельствами, что само по себе хорошо, но и с самим собой. Ведь именно внутренняя борьба делает персонажа живым, интересным, запоминающимся, а победа в этой борьбе - не просто литературным, а настоящим героем и мгновенно поднимает произведение на следующую ступеньку рейтинга.
Острый захватывающий сюжет, с хорошим драйвом и экшном. Парадоксальная смена расстановки сил. Казалось бы, что сможет дряхлая бабка - против двух молодых, полных сил и здоровья парней. Однако состязание заканчивается неожиданным поражением последних. Одна сюжетная линия, чёткая и стройная, без болезненно пространного описалова и объяснялова.
Неожиданный поворот - и после кульминации модель конфликтов обернулась с точностью до наоборот: герой проиграл странной старухе, но вышел победителем из схватки с самим собой. Твёрдая определённая концовка: герой достиг цели, появилась надежда на спасение отца.
Подводя итоги, могу сказать, что отчётливо вижу в этой работе все признаки настоящей новеллы. А планка человечности поднялась здесь на максимальную высоту.
Ковалёв М.В. Не лепи себе подобных
Он же скрежетал плохо закреплённым металлическим листом на крыже, заставляя опасливо сутулить плечи. Крыше?
С нагою хуже. Простите, кроме сторожа и странного мальчика в сторожке находилась какая-то особа женского пола, нагая? А я и не заметила...
...когда выходишь на улицу р-рано утром где-нибудь в декабре. Весь мир кажется блеклым, угасшим, чуть живым. Трясётся и коченеет. Словно незримый вампир впился ему в шею и всю ночь сосал жизненные силы. Мы часть мира - значит, он п-присосался и к нам. Все это чувствуют... Люди скрывают свой страх за п-праздниками, всеми этими разноцветными фейерверками. Но внутреннее чутьё не обманешь... Они п-питаются за нас счёт... Смерть зимой - самое обычное дело.
Жутковатый отрывок. Один из многих, похожих на лекции и вложенных в уста больного ребёнка. В конце концов из этих отрывков, кусков лекций, из которых каждая последующая имеет более высокий градус напряжения и экшна, складывается настоящая ода холоду, вечности, тьмы. Брр! Жуткая ода!
Несмотря на некоторую затянутость упомянутых лекций и описаний вообще, конкурсная работа понравилась. Не скажу, что планка человечности поднята на самую большую высоту, но всё же, что-то во всём этом есть. Как есть и аккуратный намёк, аллюзия на известные в мировой литературе образы. Приближающиеся к зданию, обступающие его снеговики - на самом деле жуткое зрелище. Хоррорную составляющую конкурсной работы я оценила достаточно высоко. Отдала должное смелости и стойкости старого сторожа и его чудаковатого племянника. Все образы в новелле проработаны, мотивированы, вызывают если не симпатию, то эмпатию - однозначно. Порадовалась авторской находке-объяснению, зачем снеговикам морковка. На мой взгляд, это эффектный ход. Это по-нашему, по-новелльному.
Кашин А. Капитан Барбоса
- Будете уходить, дверь захлопните. Стоять молча в опустевшей каюте было глупо, но нарушить тишину... Хотя тишина с приходом человека всегда отступает, благо здесь есть куда ей отступить. За обшивкой корабля всегда покой и самое настоящее безмолвие. В безмолвии вырываются потоки плазмы, включившегося маршевого двигателя, безмолвно сталкиваются крошечные песчинки микрометиоров с барьером защитного поля 'Барбоса', безмолвно где-то в сотнях или в миллионах парсеков взрываются и гаснут звезды. А в каюте профессора еще слышны шаги ушедшего капитана, слабый шелест воздуха в вентиляции и еще какие-то звуки, похожие... Вадик слышал похожие на Земле, осенью роботы-дворники с таким звуком выгребают опавшие листья из луж. Но какие же тут листья, да и лужи... Конечно, на корабле другие роботы, и занятия у них другие.
Не подскажете, в каком месте этого большого абзаца нужно нажать на Enter, чтобы отделить прямую речь от слов автора? Не может же быть такое, чтобы этот длинный текст проговорил, выходя из каюты, капитан...
Какой-то запах, впрочем, уже почти выветрившийся усилиями клмаизаторов. Климатизаторов?
Коллега, вы пришли на конкурс, принесли на суд конкурентов своё детище. Поверьте, у них, конкурентов, имеются веские причины посчитать ваше дитятко гадким утёнком. Пожалуйста, умойте его предварительно, причешите! Почистите от таких глупых нелепостей.
Несмотря на то, что местами мне было больно за неряшливое оформление текста, за незаслуженно обиженную брокколи, которую я лично обожаю, не могу не признать работу удачной.
Шерстобрюхий мастикарнах по имени Тимошка, несмотря на ужасную рожу, заросшую бурой шерстью, с носом похожим на морщинистую пятку и с двумя парами фиолетовых глаз вызвал особую симпатию. За Тимошку и ребят, не оставивших потерявшего хозяина бедолагу без пищи и дружбы, с удовольствием прибавлю новелле балл по критерию высокая планка человечности .
Микхайлов С.А. Ангел на колёсах
Цитата: К счастью, Пелевин был дома, но как только он выглянул из квартиры и увидел ребят, то сразу же захлопнул дверь, пробурчав:
- Не беспокойте меня!
О! Как я его понимаю!
Считается, что автор должен хорошо знать, о чём пишет, хорошо знать характеры своих героев и даже их мысли, хорошо знать даже то, какая погода была во время происходящих в произведениях событий. Во время чтения этой конкурсной работы мне показалось, что автор во всём сомневается или испытывает неуверенность. Посудите сами.
- Здрасьте, - произнёс незнакомец как-то тихо и нерешительно.
С одной из них улыбался какой-то спортсмен
серый рюкзак на спине Михи был крупный, пластиковый и с какими-то створками
вроде бы два колеса, рама, руль, шатуны, звёздочки, цепь - но всё какое-то не такое
И в этом есть что-то страшное и зловещее
Кто-то когда-то придумал
Не знаю, как вам, коллеги, но для меня такое обилие неопределённых местоимений в тексте резко снижает ценность самого текста. Неопределённые местоимения обычно указывают на неизвестные, неопределённые лица, предметы, признаки. В этом тексте всё неопределённо. Что это - леность автора, нежелание узнать об объектах более точные сведения, или такая кокетливая манера письма, мол напущу туману, пусть читатель сами разбираются, как там было на самом деле, какими были предметы, кто и что конкретно сказал.
Впрочем, и то, и другое заставляет заподозрить в конкурсной работе махровую... Нет, я не стану обвинять автора в графоманстве. Бог ему судья. Но и обилие в тексте былизмов, и мучительно затяжные описания не имеющих большого значения предметов, - всё это вместо динамизма сюжета, - свидетельствует о неумении выделять нужное и отбрасывать мусор, о небрежности, недостатке старательности при работе с текстом и неуважении к читателю. Ведь совершенно очевидно, что читателю очень трудно следить за сюжетом, когда взгляд постоянно оттягивают бесчисленные детали. Не играют никакой роли, кроме как вызывать раздражение бесконечные описания диванов, велосипедов, их деталей, подробностей быта, типа:
И он отправился в ванную, а потом, завершив водные процедуры, опять заглянул в гостиную, где увидел всё ту же картину глубокого сна. И без этих подробностей мы в состоянии догадаться, для чего люди посещают ванную. Картина глубокого сна тоже впечатлила.
Или вот ещё пример: На завтрак Антон решил приготовить яичницу с кусочками колбасы и даже задействовал тостер, чего обычно не делал - ленился.
Словосочетание яичница с кусочками колбасы насторожило. Сразу задумалась: а что, бывает не с кусочками, что ли, - с цельным батоном колбасы?
Моя любимая цитата из этого текста: Миха повернулся к тропинке, заваленной жухлой листвой. Оттуда веяло осенней грустью, но Антон был бодр и весел.
Личный опыт подсказывает, что от кучи жухлой травы веет иначе. Ну, ладно, спишем это за неудержимую тягу автора к романтизму и креативности, стремлению сделать читателю красиво. Со мной почему-то подобные приёмы достигают прямо противоположного эффекта.
Вернёмся к Пелевину. Да, отсылки к произведениям классиков в текстах неклассиков обычно приветствуются. Но существует и другая точка зрения. Здесь нужно, как у медиков, не навредить: не переборщить, не злоупотребить. Не нужно стараться вытянуть свой опус, используя авторитет известных имён.
Фантастичекий элемент в рассказе имеется, за нереальную - может и сойти, но именно к новелле это произведение отнести сложно.
Адашов Ю. Кутерьма вокруг кристалла
Подивилась совпадению. Не в первом конкурсном рассказе встречаю слово Кранч . В другой работе это слово обозначало имя, а здесь - фамилию персонажа. (В переводе с английского слово