Аннотация: Пневматика-2011. Внеконкурс. Рассказ Т.Мудрой.
Никогда не занималась критикой. Но всегда что-нибудь происходит впервые.
Мои размышления - над рассказом Т.А. Мудрой "Адораи".
Рассказ о том, как, идя в одно и то же место и по одному и тому же пути, двое видят совершенно противоположные вещи...
Двое, идя по одному и тому же пути в одно и то же место, всегда видят разные вещи. А уж если эти двое - представители противоположных полов, и подавно!
Попробую и я пройти по этой экзотичной дороге, так щедро усыпанной щебнем, что повседневные мысли просто напрочь покинули мою бедную голову.
Придорожная зелень, кстати, тоже шевелится и переливается, будто атлас, муар и ковыльное поле под ветром, вместе взятые.
Кстати, тополевые лопухи тоже колышутся от малейшего дуновения и вроде бы даже без него.
Очень живописно, красиво. Так и чувствуешь это движенье-колыханье-переливанье. Вот только два кстати почти рядом - вовсе некстати. Но, похоже, это любимое словечко автора, и без него никак:
Мебель в домиках, кстати, была вполне средневековая
У нас на глазах, если что.Если что, простите? Разговорно-просторечное если что - не украшает.
... Подросток увидел нацеленный на него ствол и бросился на колени рядом со своей матерью, обхватив ее лоно руками.Выделенное звучит двусмысленно. Даже если потом придёт понимание, что мальчик прикрывал своей кудрявой головой родное сердце.
И не так уж и дурен собой, чтобы сильно огорчаться, когда он хозяйски подступается к моим тощим ягодицам, так аппетитно поросшим кудерьками.
Для кого аппетитно? Это он о себе так говорит?
То, (пропущено - что?) из меня изъяли, заменив самой что ни на есть распоследней картинкой моей земной жизни.
На этом придирки к исполнению иссякли.
Теперь об идее. Ох, как трудно! Мудрецов мне не перемудрить! Попытаюсь хотя бы понять.
Из экспозиции понимаю, что некие люди вынужденно попали на дорогу, ведущую - куда?
Этого не знает ни один из нас. Как не понимает, откуда мы пришли - все вместе и каждый по отдельности.
Парад обречённых.
- О! - догадалась я, - это мёртвые! А цель итог их пути - рай или ад! Наверное, всё-таки ад.
Почему? Потому что крысы. Которые совокупляются ночами почти друг у друга на глазах...
Но самое мерзкое - что крысы едят своих мёртвых.
Конечно, где ещё такое может быть, как не в аду?
Но вот появилась она.
Тонкая и гибкая, словно лента в руках гимнастки, смуглокожая и темноволосая - пущенный по спине хвост висит от затылка до самой задницы.
А что, может, не всё так плохо? - воодушевляюсь я.
Глаза невероятные в своей синеве, глубине и бездумности. Огромные, прямо как у собаки, зрачки на васильковом фоне, радужка обведена более густой по цвету полосой и переливается наподобие муара. Мохнатые ресницы, соболиные брови. Прямой нос и выступающие скулы. Почти чёрный и слегка выпуклый, как у негритянки, рот. Такие же соски, похожие на ягоды ежевики, и ареолы величиной едва ли не с чайное блюдце. Аккуратный треугольник лона, где шёрстка гораздо более густая. Всё прорисовано очень чётко - до неправдоподобия. Прекрасно или устрашающе?
Я тоже обескуражена. И начинаю понимать Леона...
- Да это рай такой! - обрадовалась я. - Ничегонеделанье, ешь, пей, трахайся, читай книжки в странной библиотеке... Змеи познания.
Потом мне всё-таки разъяснили, что это всё называется Адораи. Не рай и не ад. Адорай. Прекрасная многозначность. Герменевтический круг замкнулся!
А эта... триада трибад... Две приятных женщины, скажем так, средних лет и между них - молодой мужчина.
- Неужели это покушение на Вильяма нашего..? Они что... эти трибады... вместо святой Троицы? - ужаснулась я. - Дык, они ж, трибады эти... Ой! - краснею сама с собой.
Дом для будущих наших сверхпотомков прекрасно обходится сам. Задумали и сотворили его из материалов, насыщенных бытием, согласных с законом всеобщей гармонии и подобных твердой пылинке, на которую жемчужными слоями отложились многие земные времена. Просто и сложно, незамысловато и совершенно.
Мне совсем не показалось, что просто.
А путь воспроизведения потомства и вовсе не назовёшь незамысловатым. Куда проще - по старинке!
Куда ж теперь мужиков девать? Нет, рецепты салатиков, чем их кормить, мне понравились...
Эта сказка вовсе не про противоположные полы, как подумала я вначале.
Может, это просто про нас, людей?
Арбалетик - вообще прелесть прелестная!
Короче после прочтения я нашла у себя много диагнозов. В том числе и полную неотению. Чувствую себя то тупым Леоном, не способным пробиться к внутреннему интуитивно постигаемому смыслу, то вообще каким-то аксолотлем непонятно какой амблистомы, с широкой улыбкой рождающим незрелые тексты.
Одно радует: диагноз поставлен. Будем лечить! И тебя вылечат! И меня!
Или я так и останусь прикованной невидимыми узами к незримым в темноте стенам, пока не уразумею, что они суть мнимость. И только тогда выйду из них и из себя собой на свободу.
А вот вопросец (наивно отнесла его к вопросам о сущности бытия и целях графоманства - одновременно!) остался без ответа: что гонит нас уже из наших казарм, из вонючего, затхлого уюта и безопасности? Какая сила берёт нас, каждого по отдельности, за шиворот, протаскивает через ритуал условного мытья и ставит на рассыпающийся под ногами путь? Путь, на котором невозможно перемолвиться ни единым словом с другими?
Уф! Я сделала это! В смысле, что-то поняла. Или нет? (Испуганно).