Юрина Татьяна : другие произведения.

Ск-7. Городские легенды. Обзор конкурсных рассказов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Организаторы конкурса предложили расшифровку темы: "Городские легенды" (в широком смысле, вплоть до хоррора или городской фэнтези на исторической основе).
  
   Добавлю высказывание Яна Гарольда Брунванда: "Городские легенды прочно засели в воображении, поскольку в них есть доля неизвестности и юмора, они правдоподобны и в них есть мораль".
  
   Я предполагала, что авторы рассказов исследуют тёмную сторону привычного им мира. Как же я ошибалась! Миры в рассказах описаны самые непредсказуемые! И это хорошо.
  
   На тему "Городские легенды" на конкурс принято тринадцать произведений. Чёртова дюжина. Мистика?
  
  
   Что там есть ещё, попробуем разобраться.
  
   По мере чтения рассказов наметилось несколько пунктов, на которые я обращала внимание.
       Интересен ли сюжет. Увлекательны ли его перипетии.
       Насколько подробно исследована тема "Городские легенды"? Здесь сработают и новизна, и узнаваемость. Всё зависит от того, как подана или обыграна конкурсная тема.
       Герои. Сильные, слабые, никакие. Хотела бы я оказаться на их месте?
       Авторские штучки: новые слова или неожиданные повороты, изобразительные средства, - всё то, что делает произведение индивидуальным.
       Мусор: ошибки и опечатки, корявости, - всё то, без чего текст вполне может обойтись.
  
  
      1. Гаврош Ск-7. Деволюция
  
   Сюжет? По-моему, в этом рассказе сюжет отсутствует.
   Имеется экспозиция: старый человек приходит в парк, взбирается на пригорок и смотрит на город своей мечты. Город-космодром.
   А дальше могли бы случиться воспоминания и насыщенный событиями сюжет.
   Но нет, случились лозунги:
   К Великой Мечте целого народа. К Свободе, Справедливости, Счастью. Именно так - все с большой буквы, которые привели к большому разочарованию и сетованию старика:
   Изуродовали Мечту, испоганили память...
   Ни развития действия, ни кульминации за сожалениями героя не последовало.
   Неожиданно случилась развязка. Героя подобрала скорая и отвезла на место проживания: "Психиатрическая лечебница N3".
   А где здесь собственно фантастика, спросите вы. А её вроде бы и нет. Не считать же фантэлементом крошечную подсказку (почти оговорку) автора: дверь неспешно захлопнулась, затворяя эпоху (!) Эпоха-за-дверью - это же просто символ, наряду с другими: город-корабль, мечта-полёт...
  
   Герой: старый человек, у которого когда-то была Мечта, оказался никому не нужным и заперт в психушке. Горько? Да. Правдиво? Наверное. Случаи известны.
   Той информации, что предоставил нам автор о старике, слишком мало, чтобы судить о герое. А что он лично сделал для осуществления мечты? Где был герой, когда мечта начала разваливаться? Стоял в сторонке? Почему случилась такая пропасть между ним и его детьми, внуками?
  
   Авторские штучки:
   потреблядство планеты - образ производит сильное впечатление. Однако, не подкреплённый сюжетно, он повис в воздухе, как одинокий осенний листок на дереве.
  
   Мусор:
   ряды вздымающихся к небу колон - колонн
   корабли серебряными стрелами рвануться в космос - рванутся
  
   Вопрос к автору: куда вы торопились? Вместо того, чтобы вашу идею с символами и лозунгами ушедшей эпохи проиллюстрировать крепким сюжетом, вы одним из первых кинули в конкурс (читай, в жизнь) эту недоделку. Зачем? Ведь время у вас было...
  
  
      2. Док Город Зелен
   Сюжет довольно динамичный, с крутыми поворотами и неожиданным финалом.
   Не бывает в симбиозе равноправных партнёров. Люди думали, что они главные. Ан нет!
   Но не нужно спойлеров. Рассказ заслуживает, чтобы его прочитали.
  
   Как он соотносится с темой конкурса? С "Городскими легендами" отдалённо связывает рассказ место действия - город. Город Зелен - замкнутое стеной пространство. Да, ещё уловка хитрого автора, который дважды намекнул на мифологичность происходящего:
   "Лазу и швабра - ракета". Так говорят.
   "Лазу лунный луч - торная дорожка". Так говорят.
   А что? По-моему, так можно: придать части повествование флёр легендарности, а потом самому же его и развеять.
   Определить разновидность жанра затруднительно. Похоже на современную сказку, быличку и миф о похищении людей одновременно. Ну и пусть. Хорошо ведь получилось!
  
   Герои. Док и Ягельник. Пэт и Док. Флора и Гербера. В каждой паре - растение и его донор человеческий симбиот. Для меня были убедительны и те, и другие. Хотела бы я оказаться на месте кого-либо из них? Быть человеком, которого кормит, но регламентирует растение? Бр-р! Вот уж нетушки! Или стать растением, вскарабкавшимся на лестнице эволюции на ступеньку выше людей? Заманчиво, однако...
  
   Авторские штучки:
       Формальное придание рассказу статуса легенды всего лишь дважды повторённой фразой - так говорят. Об этом уже говорила. Находка!
       Автор убедил читателя в том, какие лазы замечательные, а потом - оп! - и развенчал собственноручно созданную легенду. Хорошо.
       Мы просто приклеились друг к другу, сцепились, склещились, пересеклись и слились в одно существо до розовой зари, окрасившей небо над фамильной резиденцией в нежный цвет шелковых простыней - просто понравилась фраза.
  
   Не то, чтобы мусор, но немного коряво:
   Большинство прибыло на своих безотказных роверах, некоторые - на краденых роверах, значит, их преследовали особенно упорно, и они повредили двухколёсник, прыгая на нём с пандусов, или по ступеням, или проскакивая через сцепление вагонов трамвая. Потеряв ровер, лазы уводят городские вело, моментально ломают их, пересаживаются на то, что подвернётся, и мчатся дальше.
   Во-первых, многовато роверов: аж три штуки на пять строчек! А во-вторых, нестыковочка: если роверы безотказные, то как их можно повредить? Или двухколёсники - это не роверы, а что-то другое?
  
   Вопрос к автору: А что сталось с бабушкой Лилией? Допускаю, что практичным лазам не до старухи, отвезли на Травень - и ладно.
   Но автор-то, как мог забыть о ней автор?
  
  
      3. Чукчанечитатель Эмоша по четвергам
   Чудесный рассказ. Не особо хочется ковырять. В коротком сюжете - законченная история. Нет ничего лишнего, всё чётко. Но написано так вкусно, что кажется маловато, хочется добавки. Жаль, что съедается быстрее, чем брикет шоколадного мороженого.
   Городские легенды - да. Лирические отступления курсивом недвусмысленны: Из разговоров в толпе. Это указывает нам на разновидность жанра - быличку - историю, рассказываемую от лица участника событий (Зохара), как реальное происшествие. Волшебства вроде и нет, но рассказчик встречается с персонажем сверхъестественного мира. И сделана быличка очень хорошо!
  
   Герои.
   Лили - образ сделан прекрасно!
   Зохар - тоже ничего мужик оказался, и главное, как поменялся к концу повествования!
  
   Авторские штучки:
   Коротко и ёмко. И всё на месте.
   Позитивный финал, да чтоб не приторный, - это большая редкость и огромное достоинство.
  
   Мусор:
   ноги в черных колготках торчат из под короткой юбки недоваренными макаронинами
   Во-первых, из-под - через дефис. А во-вторых, никак не могу себе представить чёрные макаронины. Хоть бы без колготок ножки были...
   Впрочем, это такие мелкие мелочи!
  
   Рассказ просто замечательный.
  
      4. Хатуль Ск-7 Пришелец
  
   Интересный рассказ. Затрудняюсь определить разновидность Городских легенд, но скорее всего, он относится к мифам о секретных технологиях. В мир кукол, думающих, что они люди, попадает человеческий детёныш. Тайна раскрывается. Интересно! Благодатная тема! На этом материале можно писать и повесть, и роман, описывая ощущения прозревшей куклы или впечатления оказавшегося в странном мире мальчика.
  
   Герои. Мм... К мальчику Арону претензий нет. Но вот Лили... уж больно быстро она прозрела, и приняла настоящее положение вещей. И запахи-то она чувствует, и ушибленная нога у неё болит, и сострадание ей ведомо. Все другие персонажи из её мира - куклы-куклами (безмозглые, капризные, законопослушные), а эта одна - почти как человек - на удивление, высокотехнологичная куколка!
   Авторские штучки: понравился рассказ - описание прежнего мира.
   Небо дарило людям свет и тепло, по нему плыли белые и пушистые как пещерная плесень облака. Если их собиралось много, небо становилось серым, и на землю начинала капать вода, как с потолка в верхних тоннелях.
  
   Мусор:
   Я им не маленький ребенок? Здесь более уместен не вопросительный, а восклицательный знак.
   Один за другим загорались фонарики, а лес становился чернея. - чернее
   Арон нажал рычаг, оставив родной дом далеко в низу - внизу
   Кто-то нежно касалось лица Арона, будто он дома - неопределённое местоимение лучше заменить: что-то касалось. Или поменять род глагола: кто-то касался.
   а йогурт походил реактив из химической лаборатории. - походил НА реактив - пропущен предлог.
   Сказанное Майей больно задело, но вот-вот вернуться родители, и ей пришлось спрятать его в своей комнате - вернутся - без мягкого знака, а предложение лучше разбить на три. К тому же в последнем не ясно, кому кого от кого надо прятать.
  
   Про запятые говорить не буду. Здесь работы много.
  
      5. Ты_в_таблицу_смотри Ск-7: Обмен
  
   Что это было? Начало рассказа? Экспозиция, медленно и подробно вводящая в курс событий, обещающих райское удовольствие. И что потом? Жестокий обман читательских ожиданий. Обол, говорите? Да нет. Это называется по-другому: облом!
  
   Герои нарисовались любопытные. Особенно бабушка. И старичок... Но дальше-то что?
  
   Авторские штучки:
   Половина двенадцатого ночи - вот-вот в свои законные права вступит воскресенье, сонное, ленивое, плюхнется на календарь, закинув ноги на стол, и суета прошлой недели сменится подготовкой к суете будущей. - понравилось предложение.
  
   Мусор: не успела заметить. Рассказ уже кончился, едва начавшись.
  
      6. Карбонарий Небеса дураков
  
   Ах, какое славное начало! Первое предложение энергично включает воображение и рисует место действия.
   Алчное солнце размокнуло объятья над пустыней и скрылось в облачке на изломах скал у горизонта.
   Думаю всё же, что солнцу лучше было бы разомкнуть объятья. Не представляю себе, чем их там, в пустыне, можно размокнуть?
   Сюжет? Очень плотный, насыщенный образами и событиями разных временных и культурных уровней. Ритм, саспенс - читаешь и будто смотришь канал РенТВ с его шокирующими событиями. Голова кругом, страшно, жутко, местами смешно, местами тошно, но, когда отпустит, чувствуешь себя если не полным идиотом, то вполне счастливым человеком...
   Легенды? А как же! Здесь легендарность многомерная. Или многомерность легендарная. Каждый для себя решит сам.
   Герои. Все живые и славные. Айзек - душка и почтенный Диоген - лапушка, и казак, и велосипедисты, и носители идеалов. Лишних или сереньких нет. Все яркие и все на месте, как стёклышки в витраже.
  
   Авторские штучки.
   Самый шикарный абзац - про сборы Айзека на святое дело. Рясу монаха Айзек взял напрокат в магазине карнавальных принадлежностей. Одежонка была потрепана, побита молью, длинновата, пахла мышами, но фасон имела самый брутальный и аскетичный. Тусклый медный крест нашелся там же, но его можно отчистить зубной пастой. И далее... Каждое слово пышет вдохновенной импровизацией. Отлично, автор!
   Впрочем, чего это я? В тексте много занимательных абзацев. Все не процитируешь, не успойлеришь. Читайте, господа! И вам откроется.
  
   Мусор: часть мусора уже пролезла в самое начало обзора. Продолжу тихонечко сметать в кучку:
   А когда окна вздоргнули от взрыва, решили: "Началось!" - вздрогнули.
  
   Телефон разрывался. Схватив трубку, он задел проводом недопитый стакан, и почувствовал, как влага проникает под шорты. Кто схватил трубку? Телефон? Будь автор поаккуратнее с телефоном, глядишь и Лидия бы жива осталась...
  
   А, надоело работать дворником. Пусть как-нибудь само рассосётся...
  
  
      7. Дядя Г. Проделки веселухи
  
   В этом рассказе нет чётких контуров. Всё зыбко, расплывчато. Ясно одно, помимо людей Энск населяют бывшие люди, призраки, привидения. Почему-то вдруг они стали показываться на глаза живым, то ли пугая, то ли предупреждая. Только вот о чём?
   Конкурсная тема очевидна. Городские легенды не просто присутствуют, они оживают. Призраки водят героев за нос, вводят в транс, напускают морок.
  
   Герои. Нюся хороша. Непредсказуемая старушка. И проделки её забавные. Купеческая дочка тоже понравилась. Студент, как мне показалось, так себе человек, ни рыба, ни мясо. Плывёт по течению. Тот, из кого можно вить верёвки. Может, поэтому над ним подшучивает Нюся, заставляя волноваться и бегать по улочкам прошлого и настоящего?
  
   Авторские штучки:
   Понравились вставки про птиц, ворон и воробьёв. Они как принадлежность провинциального города, свита веселухи Нюси.
  
   Мусор.
   Опечаток не заметила. Обратила бы внимание автора на длинное вступление. В рассказе два рассказчика - Дядя Гриша и Роман. Рассказ одного вложен - как матрёшка в матрёшку - в рассказ другого. Не многовато ли будет?
   Впрочем, такое оформление придаёт рассказу своеобразный шарм. Ведь легенды - это то, что передаётся из уст в уста.
  
  
      8. Бром Дом с привидениями
  
   В доме с привидениями живут личности, косящие под привидения. Забавно! А впрочем, кто их разберёт, настоящие они или прикидываются. Чужая душа - потёмки, как говорится. Сюжет плавный, гладкий. Городские легенды? А почему нет. Мало ли какие легенды в городе обитают, мало ли какие привидения прячутся в домах с просторными дымоходами! Доля неизвестности в рассказе не так велика, зато события правдоподобны, и в них есть мораль.
  
   Герои узнаваемые, милые, разные, знакомые. И бедолага Платон, и другой Платон-двойник, и бомжеватый Василий, и даже оставшийся за кадром Бальтазар. Жена ещё Платонова. Та ещё штучка! Ведьма.
  
   К авторским находкам (не стану же я тут штучки повторять!) я бы отнесла тонкий юмор, пропитывающий текст. Чего стоит один вот этот намёк на самого нашего:
   Они просвещали его, ссылаясь на труды зарубежных учёных - Хью Эверетта, Говарда Уайзмана, Кристофера Макнамары, услужливо набирали страницы в интернете.
   Или откровения, типа:
   - Это бывает, - согласился Василий. - Я выпадал в такие миры. Особливо тому способствовали некачественные портвейны.
  
   Мусор.
   Нет, не мусор, конечно. Просто мне вот эта Монструальная птица совсем не нравится. Очевидно, что автор - мужчина. Женщина бы таким определением птицу (даже похожую на монстра) ни за что не наградила.
  
  
      9. Декабрь н.д. Родной город
  
   В странный, я бы даже сказала, скверный мир пригласил нас автор. Слизь, нечистоты. И герою хочется другого мира, но это его родина (почти как в анекдоте про глистов). Попытка переселиться в более благоприятные условия закончилась ничем. Жители вернулись к прежнему образу жизни, а бунтарь (назовём так героя, весьма условно, конечно) погиб. Какова мораль? То, во что ты не веришь, может тебя убить? Не смей менять привычный уклад? Не иди против всех? Или - делай, что хочешь, переменить всё равно ничего не удастся. Не дано ничего менять таким мелким букашкам. Так и останутся копошиться в зловонной куче водорослей.
   Что-то я тут застопорилась в своём обзоре. Простите, автор. Не увидела сюжетообразующей Легенды. Не увидела героев. Одни вопросы. Не знаю, что ещё добавить. Чего-то я не догоняю...
  
  
      10. Санитары_леса Ск-7: Кровь и нервы
  
   Ух, ты! Какой странный и одновременно притягательный в своей странности образ города! Допускаю, столица может довести до истерики своей многолюдностью, многоличностью, своей суперизбыточностью всего: домов, фонарей, рекламных огней, людей, новостных слоганов... Образы неожиданные, яркие, впечатляющие: люди как рыбы, как пингвины на эскалаторе, как мальки только что отнерестившегося угря. Улицы - кровеносные сосуды, людишки - эритроциты или фагоциты - в зависимости от занимаемой должности. Метро, скипидар и зайчики в глазах. Сумасшедший дом и фиолетовые ёжики. Ежики прекрасны. Остальных хочется зарубить услужливо подсунутым топором.
  
   Авторские штучки.
   Вся эта мешанина, людская каша - на самом деле вполне съедобное кушанье. Попробуйте сами! Вы удивитесь. Но останетесь живы, здоровы и очень довольны, что вам лично посчастливилось жить не в столице, а где-нибудь за её пределами.
  
   Мусор.
   Не нашла. Чистенько.
  
  
      11. Трифон Новогоднее сиртаки
  
   Красивая сказка. И да, похоже на городскую легенду по признакам жанра: обычный современный мир - и вдруг герои оказываются чёрт те где. Похитители людей преследуют странные цели. Вот и здесь похищают беременную мамочку, ожидающую, по их расчётам необыкновенного ребёнка, который один может спасти изнанку привычного мира от неотвратимой гибели. Но разве будущей маме есть дело до изнанки мира? Разве допустит странные эксперименты глава семейства? Отец оказался в нужное время в нужном месте и, как истинный рыцарь, употребил все свои силы и способности для спасения. Отличная новогодняя сказка, красиво сделана. Умело нагнетённый саспенс, тревога, ожидание опасности сменяются воссоединением семьи и радостью победы.
  
   Герои.
   Все на высоте. Немного истеричная вначале мамочка (ей простительно ввиду положения) в конце внимает голосу мужа и разума
   Папаша - так вообще красава, мужик и рыцарь. И глава.
   А вместе они - семья. Сила. Силища. Правильный авторский посыл. Одобряю!
  
   Авторские штучки. Они же находки: карамельный павильон - как вход в изнанку мира, в мир потусторонний - красиво сделано. Голос жаворонка, который слышит жена. Умение мужа сосредоточиться, сконцентрироваться и вытанцевать из ситуации, используя греческий танец сиртаки (весьма неожиданный ход!), при чём совершенно не важно, какого он (оно) рода. Да, и котик понравился. Куда же без него!
   Вот это ещё понравилось:
   Потом пошли шуточки, одна тупее другой. Вместо "киски" или "солнышка" он стал называть её какими-то дикими кличками: "кубышечка", "печка", "копилочка" или вообще "пузатка". Пузатка, зубатка... Чёрт знает что такое!
  
   Мусор.
   Была увлечена сюжетом, поэтому ничего такого не заметила. А специально искать не захотелось.
  
  
      12. Дараэна Ск-7. Там, где оживают камни. Небесный огонь
  
   Славная сказка. Иллюстрация слогана "Если чист душой, то иди вперед, если зло хранишь - кара тебя ждет". Всё по канонам жанра: доля неизвестности, юмора, правдоподобности. И мораль.
   Что не понравилось в организации сюжета: почти всю его предысторию читатель узнаёт из диалогов, разговоров студентов,преподавателей, лекторши. Подавать информацию через диалоги - не есть признак мастерства автора. Это скучно.
  
   Герои - студенты академии - опять же такие, какими мы и привыкли их видеть ещё со времени вагантов: отлынивающие от учёбы весельчаки и балагуры. Попроще, правда (в стихотворчестве не замечены), поинфантильнее. Уж больно детской показалась шалость с духами.
  
   Авторские штучки:
   Понравилась игра со слоганом, приведённым в начале обзора. Его интерпретация "Если сердцем чист, то иди вперед, если держишь зло, то тебя... э-э-э-э... убьет?"
  
   Мусор.
   По щеке сползла предательская слеза. Почему если слеза, то обязательно предательская? Штампище.
  
   Молодежь разбилась на группы по интересам и болтала.
      Ожидая пока все выйдут в главный зал - для каждого посетителя длина коридора была своя, к нему пододвинулась Ранта. К нему - это к кому или чему? Впереди, перед местоимением к нему ближайшее слово мужского рода - это зал.
  
  
      13. До-ре-ми Последний троллейбус
  
   И этот рассказ понравился. Понравилась композиция. Началось не с легенды. Легенда появилась позже. Тогда, когда в ней возникла необходимость. А сообщение о том, что это легенда - ещё позднее. Здорово! Оттого что ненавязчиво. Жизнь и легенда переплелись так тесно, что никаких границ не видно
   Да, как важно успеть на последний троллейбус! И что интересно, оказалось, что не только у главгероя он был. Все о нём знают. Воспринимают естественно
   Герои.
   Все - Александр, и Ольга Петровна, и даже секретарша Лидочка, которую никто из читателей не видел - живые, сотканы из запоминающихся деталей.
   Авторские штучки:
   Несомненно, эпиграф от Окуджавы - это находка. Строчки поэта придали произведению неуловимый аромат и очарование.
  
   Мусор.
   Едва видная фигура махнула рукой, мол, проходи. Махнула рукой - фигура - как-то не очень...
   Спокойно подойдя к неизвестно как появившемуся с стенке компостёру, девушка достала из красной же сумки талончик, пробила его и спокойно встала у дверей. На стенке. Компостер. Ударение на о. Никакого ё здесь нет.
  
  
   Должна отметить, что высказала свои читательские впечатления о конкурсных рассказах на интересную мне тему. На роль судьи ни в коем случае не претендую.
  
   А ещё добавлю, что получила удовольствие. Столько сказочных историй - это же отличный подарок к Рождеству! Спасибо, авторы! Вы все большие молодцы!
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"