|
|
||
Мне очень нравится конкурс "Моя планета". Два года назад я уже удостаивалась чести состоять в судейской бригаде. Не вижу причин менять критерии судейства. И в этом году тоже буду подходить с позиций:
- -- Почувствовала ли я, читая рассказ, удивление миру, прониклась ли красотой описываемого уголка Земли. Наверное, и об идее рассказа тоже уместно говорить именно в этом пункте.
- -- Интерес, определяемый драйвом, темпом текста, зигзагами сюжета. Зацепил ли автор мой читательский интерес невидимым крючком и увлекает ли, куда ему задумалось.
- -- Эмоциональность (насколько рассказ вызывает у меня-читателя сильные чувства, эмоции, сопереживание героям).
- -- Художественность изложения, красота повествования. Стиль. У каждого он свой: у кого-то преобладают простота и лёгкость, у кого-то - остроумные сравнения и метафоры, у кого-то - богатство словарного запаса. Я обязательно обращу внимание на индивидуальные особенности каждого текста.
- -- Живые герои. Почувствовала ли я их индивидуальность, силу или слабость характеров.
- -- Грамотность. Отсутствие пары запятых на оценке, скорее всего, не скажется, но не пройдёт мимо моего внимания.
- -- Послевкусие. Или просто, говоря словами Васильевой Т.Н., понра... или не понра...
Было не так много времени, чтобы подробно разложить каждый рассказ по полочкам. Но при чтении и оценке имела в виду все 7 пунктов. Безбах Л.С. Хозяйка то-рафа Мир многогранен и удивителен. Мама родила дочку в лесу - и та, едва подросла, стала приходить в лес каждую осень, устраиваясь на зимовку в жилище, напоминающем медвежью берлогу. Автору удалось меня удивить и убедить в том, что бывают на Земле места, где случаются такие необычные события. Что касается рассказа. Таинственный и загадочный, описанный эпизод слишком короток, чтобы понять - только ли эта девушка впадает в зимнюю спячку, почему именно она? Может, это вообще так у них принято - ведь ни мать героини, ни нивхская бабушка не удивляются её странному осеннему поведению. Появилась бабушка, вероятно, она и есть настоящая хозяйка то-рафа, и девочка вернулась домой. Почему? Может, она повзрослела - и её ждёт другое будущее? Много загадок... Поймала себя на мысли, что хотела бы почитать продолжение. Наверняка с удивительной девушкой происходят ещё какие-то чудесные вещи. Но автор, едва приоткрыв перед читателем крошечную дверцу то-рафа, тут же её захлопнул, пресёк неуёмное любопытство. А жаль! Стиль повествования достаточно сдержанный, что вполне соответствует содержанию. Немного отпускает себя автор при описании природы. Зелёные лапочки молоденьких ёлочек; лес, встряхивающийся временами - это красиво и трогательно. А вот персонажи: девушка, её мать, нивхская старуха, - набросаны мазками скупыми. Так что загадки сохраняются и после прочтения. Из замечаний: название зимнего жилища нивхов повторяется слишком часто. Иногда его можно просто опустить. Как, например, в этом предложении: Мысль неуверенно потопталась и растворилась в потемках то-рафа. После "потёмок" во избежание нежелательных повторов и без ущерба для понимания смысла можно смело поставить точку. Понравилось, но хочется больше. Оценка выше средней. Бекесов Е.В. Показания выжившего рыбака Рассказ по типу морских баек о тайнах океана, чудищах и затонувших кораблях. Задумка хороша, но выполнено несколько занудно. Затянувшееся начало, много ненужных подробностей и лишних слов. Они как раз подошли к нужной двери и сопровождавший их врач, развернулся к ним лицом, застыв в ожидании. Скворцов остановился, взглянул на своего товарища, вперившегося в него взглядом, он терпеть не мог, когда его называли "Андрюха" словно возвращая обратно на двадцать лет назад, но виду он никогда не подавал, не хотел показывать, что подобные мелочи его волнуют. - Надеюсь, сейчас мы что-нибудь выясним, - тихо произнёс Скворцов после недолгой паузы и кивнул на дверь, давая знак сопровождавшему. Не такое это интересное слово, скорее даже скучноватое, - чтобы его повторять. Тот открыл дверь и, чуть отшагнув, встал неподвижно, безмолвно приглашая гостей войти в палату. То была комната с четырьмя белыми стенами и высоким потолком, где на кушетке, что располагалась под маленьким окном с решётками, сидел плотного телосложения мужчина, одетый в больничный халат. Тем не менее, он сложил руки на груди при этом, просунув их так далеко, будто на нём была смирительная рубашка или он пытался обнять сам себя. Громоздкие конструкции предложений, много лишних слов. Я бы почистила: Врач открыл дверь и отступил в сторону, безмолвно приглашая войти в палату. В комнате с высоким потолком на кушетке под маленьким окном с решётками сидел мужчина плотного телосложения, одетый в больничный халат. Руки на его груди были сложены так, будто на нём надета смирительная рубашка или он пытался обнять сам себя. И так по всему тексту: убрать лишние слова и сделать текст динамичнее. Когда тем же вечером Андрей Скворцов прогуливался по набережной, ему приходилось кутаться в своё (странно, что в своё, а не чужое! - лишнее слово) пальто, пытаясь защититься от ветра, что доносил россыпь ледяных брызг, сорванных с барашков океанских волн. На душе у него была странная смесь злобы и разочарования, оставшаяся, лишняя запятая после допроса того несчастного в больнице. Непроизвольно, словно подсознательно, пытаясь себя развеселить, он начал насвистывать что-то себе под нос. Потом подошёл к каменной ограде, нависавшей над каменным пляжем, и устремил свой (именно свой?) взгляд к горизонту, где уже сгущались вечерние сумерки. И тут вдруг он заметил, что все звуки, что только что окружали его, будто куда-то исчезли, но появился другой, доносившийся со стороны океана, протяжный, размеренный гул, словно кто-то непрерывно брал на скрипке самую низкую ноту. Неплохо было бы избавиться от местоимений и повторов служебных слов. В байке-страшилке ничего не должно отвлекать от цели: напугать читателя, сделать ему мурашки на спине а тут приходится продираться через мусорные завалы: что,что, свой, своя, себе... Оценка средняя. Бессонная А. О плохих приметах и черных кошках Милый такой рассказ о вреде суеверий. Написано весело, с юмором. Пришла беда - отворяй ворота! Неприятности на всех фронтах довели бедную девушку до посещения психолога. Ну, а закончилось всё хорошо и отлично! Герои живые, тёплые. Очень хорошо представила себе и суеверную мамочку, и сурового папашу, и никчемного Виктора, и вежливого колдуна Галактиона, ну и саму героиню - немного взбалмошную и доверчивую девушку. Счастливый финал тоже порадовал. Оценка выше среднего. Буденкова Т.П. Плач козерога Произведение пронизано болью за родную землю. Горы мусора на некогда прекрасных полянках, варварски убитая и брошенная самка козерога, сеть, полная дохлой рыбы. Что же делать, как спасти свою Землю от варваров, живущих среди нас, людей? Писать министру? - не дойдёт письмо. Взорвать дорогу - браконьеры приплывут на лодке. Осталось одно - уповать на горных духов, или божества. Недаром хребёт охраняет голова Чингисхана. Придёт время - и его каменное терпение лопнет. Рассказ реалистичен. Для этого конкурса - излишне реалистичен. Хотелось бы побольше этнографической составляющей в тексте. Ну, пусть бы рыбаки какой-то случай рассказали о том, как где-то когда-то уже совершилось возмездие, браконьеры жестоко наказаны горными или водными духами. Чтобы наказание виделось неотвратимым, а не в виде вопроса без ответа: Должен же кто-то защитить эту землю?! Пусть появится некто мистический. Да тот же Чингисхон, пусть кто-то из рыбаков уже слышал о нём, о его гневе... Некоторые погрешности текста, которые легко исправить: Лучи заходящего солнца, зацепившись за горную вершину, пронизали янтарные ягоды на кустах облепихи, корнями своими скрепившую прибрежную осыпь. Несогласованны по падежам определение и определяемое слово. Облепихи -(какой?) - скрепившей. вот - вот вот-вот Борис наклонися к страшной находке. - наклонился Хмуро глянул в сторонеу Донгака: - в сторону Там на осыпи камешки шу-шурат, будто из-под копыт катятся, - сам не зная почему, прошептал Донгак. шу-шуршат Оценка выше средней. Васильева Н. Слаще нектара Очень красивая легенда о развлечениях коварных богов, добре и зле, о цене бессмертия. О непокорности богам и человечности. Очень хороши образы Шивы и Дурги. Их чувственные отношения. Ленивое пресыщение и поиски чего-нибудь такого-эдакого. Кровь нерождённых - это сильно! Особенности текста: Джунгли, одни только джунгли... Но это впечатление обманчиво. Через несколько строк: Кажется, еще миг, и уста разомкнутся и поведают удивительную историю. Историю древнего города и его обитателей. Но впечатление это обманчиво. Если такие повторы необходимы, можно было обыграть. Например так: Но и это впечатление обманчиво. - Наверное, это был язык Богов, о мой господин, - щеки жреца горели, а сцепленные на круглом животе руки мелко дрожали. - А потом... потом она велела позвать Вас и успокоилась. Это же прямая - устная речь. Писать местоимения с большой буквы не следует. Оценка выше среднего. Гораль В.В. Боцман в Гренландии Добротный, яркий рассказ, включающий в себя и рыбацкие байки, и удивление путешественника суровой красоте Гренландии, и легенды местных охотников, и описание быта, и любовь, и будто краденое - счастье, и судьбы людские... Очень понравился. Замечания. Начинался рассказ от лица молодого моряка, потом рассказчик поменялся, повествование пошло от лица боцмана. Су-удьба! - вздохнул Устиныч. Что-то я расклеился, малый. Старый я стал, сентиментальный. Иной раз закрою глаза и вижу, как стоит на причале Нуука и ждёт меня моя Ивало. Она знает, что я жив и знает, что я не забыл её, ведь как-никак она немножко колдунья. Так заканчивается рассказ - сентенцией Устиныча. А что же первый рассказчик? Про него и забыли... Опечатка.С чисто женской последовательностью инутика инуитка пришла в ярость от моей выходки. Оценка будет высокой. Девиан Пинжак с корманами Славная стилизация. Читаю - и будто слышу голос Евгения Леонова из любимого мультика: "не залюбила маменька змею Скоробею"... Отметила авторские находки: двоима, троима, ругальной крик, оттулешны, старопрежно... Отметила непреходящие, вечные данности: Городски чиновники бывалошны без дела много сиживали. Да и где видано, что простой мужичонка задаром в небо летал? Отметила мечты и чаяния народа: Стали они без народу одичамши да само себя погрызли. Оценка будет высокой. Ершова Е. Молочные реки Так хочется счастья... Очень женственная проза. С песней, запахами, оттенками ощущений и неожиданным финалом, - всё, как я люблю. Зарисовка к циклу романов, - написано в аннотации. Я бы добавила: мастерская зарисовка. При всём том, что ничего толком не известно ни о девушке, ни о случайно забредшем в избушку каторжнике, ни о том, кого называли чёртом, их образы предстают цельными, характеры ясными. Зарисовка имеет вполне самостоятельный и самодостаточный сюжет. И конечно же манит прочитать продолжение, узнать тайны героев. Одинокая слепая девушка, ведьма, живёт с кем-то тёмным, страшным и жестоким. Чёртом? Но вот не покидает ощущение какой-то чистоты и душевной силы героини. Что-то оберегает её, и наверняка она ещё развернётся, словно сжатая пружина и проявит себя во всей красе. Очень понравилось! Оценка будет высокой. Зарубин А. Корона царя Бориса Сказочная история смутного времени очень понравилась. Герои живые, вызывают сочувствие и сопереживание. Повествование эмоциональное. Читательский интерес как возник в самом начале, так и не угасает до финала истории. Мои замечания касаются атрибуции диалогов. Реплика соотносится с глаголами "сказал", "произнёс", "воскликнул", "крикнул", "прошептал", "заявил" и т. п. - Так на что зарок, парень ? - спросил один. (Здесь оформлено правильно - если не считать ненужного пробела перед вопросительным знаком.)
Соотнесение реплики с характеристикой действия предусматривает разделение самой реплики и последовавшего за ней действия. То есть, если за репликой не следуют слова, обозначающие говорение: сказал, произнёс, спросил и пр., а следуют слова, обозначающие действие, то авторская речь должна начинаться с большой буквы, и порядок слов при этом, как правило, несколько иной. - Как озверели все. Как будто они что плохое от нас видели... - в глазах у Сеньки плавало упрямство, пополам с детским недоумением. Таким, которое бывает, когда человек впервые видит, что мир не так уж и добр, как кажется в детстве... Правильно: - Как озверели все. Как будто они что плохое от нас видели... - В глазах у Сеньки плавало упрямство, пополам с детским недоумением. Таким, которое бывает, когда человек впервые видит, что мир не так уж и добр, как кажется в детстве... - Смотри парень, вздумаешь шутки шутить... - рука атамана клещами сдавила плечо. Правильно: - Смотри парень, вздумаешь шутки шутить... - Рука атамана клещами сдавила плечо. - За кладом пришёл, атаман ? - сверкнул глазами Сенька. Правильно:
- За кладом пришёл, атаман? - Сенька сверкнул глазами.Оценка высокая. Камушкова С. Младшая (вариант для конкурса) Красивая сказка о суровой жизни нивхов, о вере в добро, духов и собственные силы. Очень трогательные отношения сестры и старшего брата, который учится быть смелым, чтобы защищать сестру, как и обещал своей маме. Хорош образ шаманки Ирды. Именно она осуществляет связь людей с Хозяевами Верхнего и Нижнего миров, с Хозяевами леса, гор и моря. Близость новорождённой девочки к шаманке, её способности и пытливый склад ума приведут, вероятно, к тому, что и сама Младшая когда-нибудь станет шаманкой. Но это лишь мои читательские догадки. В сказке этого нет. Очень понравилась внутри рассказа легенда о сёстрах-близнецах, одна из которых - шаманка, а другая стала женой милка. Замечания: кое-где автор затягивает повествование и срывается на обыкновенный пересказ событий, когда лучше было бы показать живые картинки и образы. Кое-где пропущены пробелы между словами и после точки. Вот опечатки, которые наиболее бросились в глаза: К вечеру охотники принесли в селение двух подстреленных зайцев - видать зверьки выбрались из нор, чувствуя тепло. И где-то на реке услышали (кто услышал? Такое ощущение, что услышали зверьки)) первый треск льда, пусть и далекий, словно эхо из-за сопок, но такой долгожданный. Все правильно, надо быть сильным. Ради них. Ини в коем случае не боятся. Отсутствует пробел после союза и мягкий знак в инфинитиве. И ни в коем случае не бояться. Шаманка нравился нравилась ей запахом курений, перестуком амулетов на поясе - Мир наш делиться (что делает?) - делится. Здесь мягкий знак не нужен. на несколько частей, - шаманка рассказывала певуче, растягивала слова и склеивала их дымом в единую ткань повествования. Попутно: Склеивала дымом - красиво! Набрав в ладоньугольки ладонь угольки от костра, старая нивха выпрямилась и посмотрела прямо на обезумевшую птицу Райсиотстранилась Райси отстранилась от брата и даже сделала несколько неуверенных шагов в сторону родного дома. Понравилось. Оценка выше средней. Каримов Д. Форс-мажор Славная сказочка! Интересная идея: герои попадают не просто вглубь тысячелетий, а в сказочный фольклор. И ведут там себя в соответствии с выбранными ролями и собственными характерами. Юмор на высоте. Хотя и с горчинкой: и в сказке единственный нормальный мужик имеет проблемы с алкоголем...))) Герои узнаваемы. И выводы традиционны: "Мужики измельчали". Но мужчины всё же имеются!)) И это радует! Замечания по тексту: И все бы ничего, как бы кабы не опостылевшая компания коллег, лучших из которых забрало себе мрачное средневековье. И как оно ей когда-то могло нравится? (что делать?) - нравиться Ну и возвращайся домой без Марьи, - отрезала Яга. - И матьчасть матчасть подучи по смертушке Кощеевой. Хотя здесь не настаиваю: вполне допускаю оговорку в речи персонажа. - Я, конечно, огнедышаший огнедышащий, но трубы и у меня горят. С утра за штурвалом - без допинга и излечения. Оценка выше средней. Книга И. Атуна гората Очень гармоничный рассказ. Удивительно совпадают замысел, идея и воплощение. Зримые, живые, тёплые герои. Трогательные отношения лавочника и необычного зверька из мешка монаха. Деревянная посуда: читаю и вижу на полке эти гладкие блюда, пахнущие липой ложки, лоснящиеся от льняного масла тарелки, слышу, как загремели, посыпавшиеся с полки, застучали жалобно, стукнувшись боками... Лаконичный, ёмкий стиль, инверсия, ритм - написано так, будто песня старинная зазвучала. Так, что душа в груди взволновалась. Так, что глаза огнём сопричастности вспыхнули! (Простите, не смогла удержаться. Ритм заразителен!)) Дракон с табурета спрыгнул, к злодею подошёл, в глаза подлые посмотрел, совесть словно хотел увидеть. Понять словно хотел, как опуститься до такого можно, как в нелюдя превратиться. - очень сильное место! Зверёк неразумный, дракон малый понимает больше, чем иные люди... За обыденным забываем про главное, не видим доброго, чистого, светлого. И это изречение верно, точно. Как напоминание. Как напутствие. Как руководство к жизни. Спасибо, автор! Порадовали! Оценка высокая. Комоско А.Е. Дорога на Полоцк Трогательные отношения сестрицы и братца меньшого вызывают добрый отклик в душе читателя. Тяжёлая доля выпала им, но всё, что уготовано судьбой, прошли они с честью. Держались друг дружки, делились каждой крошечкой, и не очерствели сердцем. За то им и награда заслуженная. (Ох, и любит наш народ халяву! Часто в сказках сказывается, откуда не возьмись, добрый дядя мешок золота отвалит! И автор здесь нисколько не погрешил против истины народного сказительства: соблюл или соблюдил(?!) законы жанра!))) И наряды, и белая кобылица - всё у них теперь будет. А и хорошо! Оценка высокая. Литвяк А.С. Сказки бабушки Гульбадиян Приквел к Сказу о Сабире и Гульбадиян.Пока пишеться. Последняя редакция 5.03.15г. Так написано в аннотации. И мне очень жаль, что "пишеться" (что делает? - пишется) сказка с таким огромным количеством ошибок, через которые трудно продираться. Даже имя бабушки Гульбадиан - в названии - внутри текста меняется на Гульбедиан. Героические эпосы разных народов бывают очень и очень интересные, любопытные самобытностью, бесценные описанием старины, истории и подвигов народных героев. При самом замечательном намерении написать сказ о богадуре Сабире, попытка рассыпается в прах, пока автор не подтянет грамотность до нужного уровня. Эти ошибки... я теряю нить повествования, отвлекаясь на них. Все ждали, когда она допрядет очередной клубок и возьмется за спицы, вывязывая узоры на очередных носках одному из внуков. Таких повторов следует избегать. - Сегодня я хочу рассказать вам, не о дэвах и борьбе с ними Уролеэ отца всех нас башкыртов, а о Сабире богадуре вашем славном дедушке и жизни его достойной этого сказания. Поскупился автор на знаки препинания. Я бы добавила, например, так: - Сегодня я хочу рассказать вам, не о дэвах и борьбе с ними Уролеэ - отца всех нас, башкыртов, а о Сабире-богадуре, вашем славном дедушке и жизни его, достойной этого сказания. И принесли ему еще оружия всякого, чтобы рос настоящим войном пропущено тире защитником своего рода, правда, стрелы огненные были без зарядов, что бы не поранил ни кого случайно. чтобы, никого - пишется слитно. Пришел он пропущен предлог "к" когану на подворье, а там еще много таких отроков пропущена запятая как он собралось, силушку свою показать, в ряды войска Красного встать. Знаков препинания маловато по всему тексту, но расставить их все - у меня не хватает времени. Полгода - пишется слитно, а пол-лица - через дефис, также через дефис пишется предлог из-под (сундука), из небытья - слитно. Кто у нею у неё ключи стащил и вместо них проволочек навешал. Оценка будет ниже средней. Макдауэлл А.К. Богатырь С удовольствием обнаружила среди конкурсных рассказов эту былину. В продолжении былинных традиций автор описывает события и ситуации, которые просто невозможно представить в реальной жизни. Змеелюды, ящеры, эльфы... Сюжеты былин всегда были основаны на фантастике и гиперболе, на допущении невозможного как реального. Оградить свою землю от чудища поганого, змея подколодного - этот сюжет живёт в народном эпосе со времён Киевской Руси. Отрадно, что автор конкурсного рассказа, соблюдая традиции, всё же создал своё оригинальное и неповторимое произведение. В народных былинах, как правило, персонажи либо идеализированы (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня), либо поданы резко отрицательно (всевозможные змеи и чудища). Автор конкурсного "Богатыря" вовсе не идеализирует героев, он наделяет их человеческими качествами. Герои получились живыми, вызывающими сочувствие и сопереживание. Хорош храбр Никита Омич с сыновьями. Особенно понравился младшенький - Тхя (ну и имечко - "как будто вылаялся кто-то"!), и по внешнему облику - не богатырь вовсе, да и характерец - дрянь: "вор, тать и острожник" по определению собственного отца. И вот этот-то недогерой устраивает ловушку - "пастку" на папашу. В традиционное эпическое повествование мастерски вписана извечная тема отцов и детей, бунт непослушного дитяти. Закончилось всё хорошо. Настоящий враг побеждён, сыночек перевоспитался, папаша, хоть и выдрал его, но остался горд и доволен отпрыском. Кроме удовлетворения от хэппи-энда читателю досталось остроумное объяснение происхождения слова "богатырь" и житейская мудрость: чего по полянам околачиваться, когда работ невпроворот, скотина недоена и урожай не собран? А как отработаешь до седьмого пота и хлебнешь после этого кваску свежего, так и не нужны никакие полянки с богами неизвестными, человеку нашему исконно чуждыми! Былина понравилась очень. Оценка будет высокой. Марита Слушающая звуки войны Мяо Шань стояла на скале, одна среди бушующего моря, надежным ковчегом спасения от демона и меча, огня и яда, тысячерукая, тысячеглазая Гуаньинь, бодхисатва милосердия и сострадания... Очень красивая легенда. Война - это всегда страх, ужас и смерть. И как же это прекрасно, когда есть защитница, которая заслонит. Китайцы - непостижимый народ. Образы рассказа прекрасны. Но лично для меня - да не обидится автор - всё немного слишком, немного чересчур. Много крыльев, много клювов, много красоты. Оценка будет выше средней. Мудрая Т.А. История о Красном Лисе и девушке Санмун Вот, оказывается, как всё было! Удивительная история. Рай. Свободные люди. Искуситель и искусительница. Белый и Тёмная. Их извечная тяга друг к другу - потому что у всего сущего есть вторая половина. И вывод: теперь нужны усилия, чтобы поддерживать мир в равновесии. Шикарный рассказ! Мелкие замечания по тексту: В изначальном мире был один язык, объединяющий всех до единого, и множество наречий, кои были присущи каждому из Живых. Не нравятся мне такие повторы. И, говоря это, он положил ладони рук (лишнее слово, ведь не бывают ладони других частей тела: ладони ног, например) на узкие бёдра, препоясанные кинжалами, и сдвинул их вниз вместе с лубяной повязкой так, что пали они наземь. Дотронься своим пальцем сначала до своих, потом до моих губ, и поглядим, в какие цвета окрашено и какими оттенками выведено это твоё запретное слово. Первое из своих вполне можно опустить. Оценка будет высокой.