Poloz.Ok : другие произведения.

Орудия Каменного Века. Оценка когнитивной способности homo sapiens в Верхнем Палеолите

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Орудия Каменного Века



Оценка когнитивной способности Homo sapiens в Верхнем Палеолите



 * * *

 Верхнепалеолитическая (Когнитивная) Революция. Переход от "позднего" среднего палеолита к "идеальному" (скажем так) Верхнему Палеолиту...
 Многие теоретики предполагают наличие весьма тесной связи между эволюцией изготовления орудий и эволюцией языка, так как оба эти вида деятельности требуют довольно-таки сложного упорядочивания. Однако это не совсем так. Археологические находки ископаемых артефактов показывают, что использование орудий опережало развитие сложной языковой способности на сотни тысяч лет.
 На протяжении длительных отрезков времени для "инструментальной деятельности" был присущ поразительный уровень "консерватизма", когда в течение десятков (и даже сотен) тысяч лет НЕ отмечалось буквально никаких существенных изменений. Нет никаких сомнений, что самое первое использование орудий нашими гоминидными предками носило случайный характер, во многом напоминая "инструментальную деятельность" современных шимпанзе.
 Можно утверждать, что когнитивный уровень пользователей олдувайских орудий отличается от уровня более позднего ашельского периода, полагая, что орудия, произведённые олдувайской культурой, могли быть получены с помощью процесса проб и ошибок, и их создание требовало всего лишь того, чтобы у нашего предка имелось внутреннее представление типа задачи, для которого предназначалось орудие. Это "помещает" пользователей олдувайскими орудиями на интеллектуальный уровень, когда они (эти "пользователи") опирались только на восприятие окружающего мира.
 Ашельцы (скажем так), впрочем как, в основном, и люди эпохи Мустье, могли пользоваться символами и, возможно даже, использовать "примитивную" речь, но не рассуждали логически. Да, конечно, некоторые теоретики считают, что каменные орудия ашельского периода из Исмилы (Танзания), которые датируются временем примерно в 300 тыс. лет, указывают на "операциональный уровень" (согласно теории Ж. Пиаже) интеллекта. Сам Ж. Пиаже основывает этот взгляд главным образом на двустороннем рубиле. Зеркальная симметрия, присущая этому каменному орудию, должна предвидеться по его мнению "до его создания", с тем, чтобы заранее устранить возможные ошибки. Он доказывал, что симметрия никогда не воспринимается пассивно, а должна активно конструироваться посредством такого операционального отношения, как обратимость. Поскольку зеркальная симметрия является результатом изменения формы на обратную вдоль средней линии, способность выполнить подобную задачу достигается не ранее операциональной стадии, так как она требует одновременного представления формы и её противоположности.
 Хм... Это могло быть верным, если считать, что каждый каменный артефакт является изолированным изобретением индивидуально независимого "создателя". Однако это определенно не так...
 Культурная практика может проходить процесс избирательного формирования, подобно тому как набор генов подвергается процессу естественного отбора. Известно, что традиции изготовления каменных орудий были частью культуры (или предкультуры) гоминидов в течение, по меньшей мере, 2 миллионов лет до создания позднеашельского рубила. Это составляет огромный период времени, обеспечивающий протекание "культурной" эволюции. Вероятно, что в течение такого промежутка времени симметричные артефакты могли быть созданы благодаря всего лишь случаю, и если они устраивали пользователей, то, по крайней мере, некоторые компоненты технологии, посредством которой они изготавливались, могли быть включены в передаваемые традиции мастеров-изготовителей. Со временем все компоненты производства симметричных каменных орудий могли быть включены в традицию племени. Получается, что позднеашельский мастер мог обладать способностью мысленно представлять симметрию рубила (до его изготовления) не в большей степени, чем современный физик способен представить искривление времени.
 Новые лингвистические навыки, которые Homo sapiens получили 40-70 тысяч лет назад, позволили им обмениваться значительным (по сравнению с "до этого") объёмом информации. Появление достоверной информации о том, кому можно доверять, сделала возможным существенное количественное расширение небольших групп. И да, одни из первых неопровержимых доказательств существования искусства, возможно, "зачатков" религии, а также способность человеческого сознания представлять вещи, которых на самом деле не существует, относятся ко времени перехода к Верхнему Палеолиту. Легенды, мифы, боги и изначальные религии впервые появились как раз во время "Когнитивной Революции". Ранее многие виды животных и людей (каждый на своём языке) могли воскликнуть: "Осторожно! Лев". Но благодаря когнитивной революции Homo sapiens приобрели способность сказать: "Лев является Духом-хранителем нашего племени".

Интеллект - это то, что обеспечивает адаптацию человека к жизненной среде, - рассудок, разум, способность учиться на опыте, умение приспосабливаться к новым ситуациям, применять знание, чтобы мыслить абстрактно, способность к творчеству, фантазии и прогнозу.
 Под интеллектом также понимается способность к осуществлению процесса целевого познания для эффективного решения возникающих проблем, в частности, при овладении новым кругом жизненно важных задач.


 М-да... Интеллект... С позиций социальной истории, Верхний Палеолит - это время, когда завершилось формирование специфических человеческих норм общественного устройства, - время расцвета родовой общины. С точки зрения истории материальной культуры, Верхний Палеолит является эпохой качественных сдвигов в уровне производства в целом и основных составляющих последнего, техники и технологии, в частности. Верхнепалеолитический Homo sapiens имел потенциально неограниченные возможности интеллектуальной творческой деятельности, направленной не только на материальное производство, но и на духовную сферу жизни.
 Для верхнего палеолита в отличие от прежних эпох характерны межрегиональные культурные контакты, активные взаимовлияния, формирование обширных культурных единств. Обзор культуры уже начальной стадии этой эпохи показывает, что с тех пор факторами культурного прогресса стали уже степень и масштабы взаимодействия отдельных человеческих общностей. Всё предшествующее биологическое развитие человека, протекавшее параллельно с социальным и "техническим" развитием, подготовило к Верхнему Палеолиту такой уровень культуры, который был способен обеспечивать дальнейший самостоятельный прогресс и оказывать дальнейшее воздействие на биологическую основу человека... Пришло время ускорения и самого исторического процесса...

 * * * * *
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список