Аннотация: На что можно решиться ради больших денег? Должны ли деньги быть на первом месте? И что такое родина - это там, где хорошо, или там, где твой дом? Но все меняется, когда бизнесмен Роман встречает своего бывшего одноклассника Сергея Демина.
21
Они ехали дальше. Бескрайние поля продолжали простираться с обеих сторон дороги.
- Куда мы теперь? - спросил Глеб.
- А куда бы ты хотел?
- Не знаю, куда-нибудь поближе к воде, и чтобы рядом лес был.
Сергей призадумался.
- Кажется, я знаю такое место. И мы едем как раз в ту сторону.
Примерно через полчаса машина свернула с шоссе на грунтовую дорогу. Впереди показался лес, или, вернее сказать, небольшой лесок. Сразу же за ним извивалась синей дугой не очень широкая речка.
Автомобиль замедлил ход, и направился прямо к берегу. Вокруг не было ни души.
- Ну вот, приехали, - сказал Сергей, останавливая машину.
Глеб выбрался наружу, и огляделся по сторонам. Место, и в самом деле, было очень красивым. Глеб здесь никогда раньше не бывал.
Лес, в том месте, где они остановились, подходил почти к самому берегу реки. Чуть подальше у берегов были овраги, за которыми снова начинался лес.
Время подходило к полудню, и становилось жарко, несмотря на то, что на небе появились редкие облака. Лесная зелень источала сильный и приятный запах, который вызывал у Глеба воспоминания детства, когда он с родителями гулял в парке. Но здесь все было несравненно лучше. Парк был ограничен, а тут, насколько хватало глаз, расстилались луга и леса, не говоря уже о речке. Ни в каком парке, ни при каком старании, нельзя создать условий, которые можно было хотя бы сравнить с естественными.
Сергей с улыбкой наблюдал за Глебом. Он понимал, какие чувства одолевают его, так как и сам испытывал подобные чувства. Но, наверное, все-таки юный возраст способен острее и сильнее чувствовать и наслаждаться, поскольку с возрастом человек черствеет.
- Нравится? - спросил Сергей, подмигивая Глебу.
- Еще бы! Это, наверное, самое прекрасное место, которое я видел в жизни!
- Вот, брат, наслаждайся. Пока еще люди не загадили, и не уничтожили всего этого. Или не оцепили колючей проволокой с табличками: "Не въезжать, частная собственность".
Глеб подошел к воде, и опустил туда руку, словно пробуя ее.
- Ну, как вода? - спросил Сергей.
- Эх, и теплая! - воскликнул Глеб. - Вот бы где поплавать-то!
- Так в чем же дело? Или ты не одел плавки?
- Почему же, одел. Просто кто знает, что там на дне.
- Будем надеяться, что ничего страшного, - сказал Сергей, снимая с себя футболку - Ну что, вперед? До середины и обратно. Кто быстрее?
Они вошли в воду одновременно. Сергей плыл могучими взмахами, неторопливо и равномерно. Тем не менее, Глеб отставал от него. Он пытался плыть и кролем и брасом, но догнать Сергея все равно не мог.
На середине реки Сергей остановился и, отфыркиваясь, весело смотрел на Глеба. Странное дело, его дыхание оставалось почти таким же ровным, как и ранее, в то время как Глеб едва не задыхался.
- Ну что, плывем обратно? - спросил Сергей, когда Глеб немного отдышался. Глеб кивнул.
Они поплыли обратно но, как и в прошлый раз, Сергей пришел первым. Усталые, но довольные, они выбрались из воды.
Стоя на берегу, Глеб невольно залюбовался телом Сергея. Оно было мускулистым, и пропорционально сложенным. Тонкая талия, плоский мускулистый живот и могучие бицепсы, - все это свидетельствовало о том, что Сергей в молодости интенсивно занимался бодибилдингом, который в то время в России еще не был популярен.
Сергей видел, что Глеб невольно любуется его телосложением, но сделал вид, что ничего не замечает.
Они уселись на траву, лицом к реке, и подставили себя жарким лучам солнца, которые быстро высушили их тела.
- А все-таки зря мы, сломя голову, полезли в реку, - заговорил Глеб - А что, если бы на дне были коряги или битое стекло.
- Могло быть и такое, - согласился Сергей. - Но все же, как приятно вот так вот броситься в реку, и переплыть ее.
- А все равно страшно, - настаивал Глеб. - Безрассудный поступок.
- Тебе когда-нибудь приходилось ловить рыбу на речке? - спросил Сергей.
- Нет. В наше время рыбной ловлей никто не увлекается.
- А в мое время увлекались, - ностальгически произнес Сергей. - Помню, в молодости, мы с отцом приедем на речку или на озеро, закинем удочки, и сидим. Поймаем, не поймаем - не важно. Просто само это чувство сильно - слияние с природой. А рыба так и плещется в воде. Мы, пацаны, по молодости, выдернем удочки из воды, и туда, где только что плеснулось, забрасываем. Само собой, разумеется, ничего из этого путного не выходит, только рыбу распугаем.
Сергей улыбнулся, предаваясь воспоминаниям.
- Ну, а уж если и поймаем чего, вот уж радости тут. В ведро пустим, и смотрим, как рыба там себя ведет. В основном караси тогда ловились, да окуни, ну, еще бывало, щурят маленьких вытянем. Взрослые нам, почему-то, не попадались. У других рыбаков и взрослые щуки только так ловились. Может быть, мы никудышные рыбаки были, не знаю. А бывало, и просто мальков наловим, да и дело с концом. Принесем домой, мать их пожарит. Смех, да и только! Есть-то их все равно никто не хочет, что это за рыба, с палец длиной. Ну, кошке отдадим, ей праздник настоящий.
Глеб улыбался, слушая рассказ Сергея.
- Рыбаки, как я уже сказал, из нас были никудышные. Другие рыбаки ведрами рыбу таскали, а мы так, несколько штук поймаем, на пальцах можно перечесть. А бывало, и вообще пустые возвращались. Ловить ведь тоже надо уметь. Помню в детстве я чухонь поймал. Чуть больше ладони рыба была, а я ее еле вытянул. Все-таки вытащил, эх, и радость у меня была тогда какая! Словно бы целого кита поймал.
- Да, - сказал Глеб, - наверное, и раков тогда ловили?
- Ловили. Вот только в нашей семье не было таких любителей. Мы не ловили. Но соседи тогда хвалились своими достижениями. Сети в реку забросят, и бреднем по дну тащат. Много раков в них попадалось. Не знаю, у нас почему-то раков не любили. Я и пробовал их только один раз, в детстве. Вкуса-то уж и не помню совсем. Мы рыбалкой увлекались. Да даже и не то, что увлекались, так, отдыхали просто, на речке или на озере. Закинешь, бывало, удочку, поплавок дерг-дерг, клюет. Выдергиваешь ее из воды, а рыба на полпути с крючка и срывается. Вот обида когда берет. А помню, сорвалась как-то раз рыба с крючка, у самого берега, и прямо в ведро с водой, для нее приготовленное, и шлепнулось. Честное слово, не вру, - поклялся Сергей, увидев недоверчивый взгляд Глеба. - Сам поражен был.
Глеб сделал жест, означающий, что, мол, все может быть.
- Бывало, вытягиваешь удочку, тяжело идет. Думаешь, сома поймал, а оказывается, старый ботинок клюнул.
Глеб добродушно рассмеялся.
- Вот такими бывали рыбаками. Как-то раз закидушками рыбу ловить хотели. Закинули их в речку, а леска там длинная, далеко забрасывается. Ты видел когда-нибудь закидушку, знаешь, что она собой представляет? Это такая короткая бамбуковая жердь, и на ней длинная леска. Служит она для того, чтобы далеко от берега рыбу ловить. На ней вместо поплавка колокольчик привязан. Если рыба клюет, то колокольчик звенит. Ну вот, забросили мы, как-то, такую закидушку, а назад вытянуть не можем. Она на дне за что-то зацепилась. Эх, и намучились мы с ней, так без крючка и вытащили. Оторвался крючок. С тех пор с закидушками мы больше не ходили, только с удочками. Еще, наподобие закидушек, спиннинги были. Там леска на барабан наматывается а, по сути, то же самое все. Крючок с блесной по дну ползет, спиннингом ведь на блесну ловят, и тоже за коряги цепляется. Крючка все равно лишаешься.
- А вы сома ловили? - поинтересовался Глеб.
- Нет, вот кого-кого, а сома поймать не удавалось. Но видел, как однажды рыбаки сома такого поймали. Вроде небольшой был для сома-то, не больше полуметра, но с ним двое здоровенных мужиков едва управились. Силища у сома, о-го-го, какая! Несмотря на то, что у него ни рук, ни ног нет. Эх, половил бы я сейчас здесь рыбки, да жаль, удочки нет с собой. Да что там говорить, у меня и дома ее уже давно нет. Без малого двадцать лет не был на рыбалке.
- Да сейчас и рыба-то, наверное, нигде не водится, - сказал Глеб. - Повылавливали всю, а что не выловили, так потравили. Вон сколько гадости всякой в реки сливают.
- Это верно, - согласился Сергей. - Травить природу у нас мастера. И ведь никто не задумывается о том, что дом свой травят, самим здесь жить придется. Что детям-то своим оставляют.
- Их дом за границей уже давно, и дети там учатся. Чего им беспокоиться. У кого деньги есть, тому об этом и беспокоиться нечего. С деньгами везде рай будет. Беспокоиться нужно тем, у кого денег нет, кому уехать некуда. А с деньгами и в Антарктиде Африку можно устроить.
- Никакой искусственный комфорт не заменит природного, - возразил Сергей. - Тот, кто природу травит, тот этого не понимает, но зато его дети это очень поймут. Когда будут видеть леса и чистые реки только на картинке, когда из дома смогут выходить только в кислородных масках. Они же проклянут своих родителей за то, что те сделали с природой. Кстати, ты напрасно думаешь, что они за границей смогут спрятаться. Там природа уничтожается не менее интенсивно, чем у нас. И что с рук им все сойдет, что они от всего откупятся, тоже ошибочное мнение. Ты видишь, как в пресловутой Америке природа свирепствует? Землетрясения, цунами. Новый Орлеан практически стерт с лица земли. Он теперь непригоден для жилья. О чем это все говорит? О том, что природа наказывает человека. Долго терпит но, в конце концов, наказывает его. Хотя и дает шанс человеку на исправление, только предупреждает его. Вон, недавно, цунами было в Индонезии, по минимальным подсчетам двести тысяч жизней унесло. Что это, как не предупреждение?
Глеб пожал плечами.
- Ну и что? Человек ведь все равно никогда не исправится. Он всегда таким был, и таким же и останется до конца своих дней.
- Эх, человек, человек, - вздохнул Сергей. - Вот ты, например, хочешь с матерью в Америку уехать. Ты что, правда, думаешь, что там от всего спастись можно?
- При чем здесь спастись? Там жизнь более стабильная, более спокойная. Для тех, конечно, у кого есть деньги.
- Вот то-то и оно, что для тех, у кого есть деньги. А как быть тем, у кого нет больших денег?
- Без денег в Америку нечего и соваться. Но у нас-то, у нас, будь ты хоть миллиардером, будь ты хоть Романом Абрамовичем, ни за какие деньги у нас нельзя купить стабильности, купить спокойной жизни!
- В таком случае, может быть, тогда и измерять все нужно, отнюдь не количеством денег, а чем-то совершенно иным. Может быть, стабильность и уверенность в завтрашнем дне нельзя купить, а можно всего этого достигнуть путем поднятия нравственности в человеке, путем повышения его духовности. Спокойная жизнь человека зависит не от его банковского счета, а от того, какими людьми он окружен. Следовательно, нужно в людях закладывать нравственную основу, чтобы один человек никогда бы не смог причинить зла другому человеку. Только в таком случае можно добиться стабильности и спокойной жизни. А вся эта политика вседозволенности и либерализма приводит как раз к противоположному результату. Человек начинает ценить только самого себя, и совершенно не считается с окружающими людьми. Невольно вспоминаются слова Николая Васильевича Гоголя: "Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа".
22
Они лежали прямо на траве и, прищурившись, смотрели на небо, по которому проплывали различной формы облака.
- Скажи, Глеб, а откуда у тебя такое имя? - вдруг спросил Сергей.
- Какое имя? - недоуменно вскинул брови Глеб.
- Ну, твое имя. Ведь Глеб - это довольно редкое имя, на сегодняшний день. Так почти никого не называют. Тебя назвали в честь кого-то или нет?
- А, - понял Глеб. - Нет, просто матери понравилось это имя, и она решила меня так назвать. А что, вам не нравится это имя?
- Нет, почему же, - смутился Сергей. - Просто редкое оно.
Они снова замолчали, продолжая глядеть на проплывающие над ними облака.
- Как странно, - произнес Сергей. - Ведь что такое облака, ведь это же просто сгусток тумана.
- Угу, - подтвердил Глеб.
- А они принимают порой самые неожиданные формы. Вот, например, вот это облако, что прямо над нами, оно так похоже на лошадиную голову.
Глеб пригляделся, и улыбнулся.
- Действительно, похоже.
- А вон то, что справа от нас. Видишь, оно похоже на тарелку с нарезанными ломтями хлеба.
- Верно, - согласился Глеб. - Хотя, и не совсем похоже.
Глеб приподнялся на локтях, и оглядел горизонт.
- А вон то, что впереди, за рекою, похоже на Вини-Пуха. Вон то, большое.
- Или на чебурашку.
- Ну нет, у чебурашки уши больше.
- Однажды я подобным образом, вот как сейчас, любовался облаками. А в тот день облака были перистые, и покрывали все небо. Они были настолько плотные, что мне казалось, что я не смотрю на них снизу, а вишу над океаном, на большой высоте, и что облака колышутся, как волны. Знаешь, как было красиво, как дух захватывало. Эти облака напоминали мне океан Соляриса. Ты видел такой фильм?
- Я начинал как-то раз его смотреть, но так и не осилил. Слишком уж он мне показался занудным, и не интересным.
- Зря, это очень поучительный и глубокий фильм. Я имею в виду фильм Андрея Тарковского. Ведь это же фильм о покаянии.
- А вы романтик, дядя Сергей, раз видите такие изображения в плывущих по небу облаках.
- Я - романтик? - изумился Сергей. - Вот уж ничуть! Просто я хочу сказать, до чего же Бог все чудно устроил. Ведь все в природе взаимосвязано, нет ничего лишнего. А мы, люди, никак не хотим этого понимать, ничего не хотим замечать. Даже самого Бога, с каким упрямством отвергаем, признавать бытие его, и то не желаем. Что уж говорить обо всем остальном.
- Бог, - произнес Глеб. - Бог, ведь это всего лишь образ, абстрактное понятие. Богом, человек в древности называл то, чего не мог осмыслить, не мог понять. Бог - это совсем не то, что представляли себе люди. Это был лишь ближайший образ, который смогло вместить в себя сознание человека тех времен.
- Верно, - согласился Сергей. - Но что такое Бог на самом деле? Как ты себе это представляешь?
- Бог - это могущественная внеземная цивилизация, настолько могущественная, что людям того времени она должна была казаться чем-то всемогущим. Ее и окрестили Богом.
- Так, - медленно кивнул Сергей. - А откуда такая уверенность, что это именно внеземная цивилизация, а не что-либо иное?
- А чем же иным это может быть еще? Это же очевидно. Если рассуждать здраво, то это сразу станет ясным.
- Вот как?
- Конечно. Ведь даже в самой Библии неоднократно описывается прилет на землю пришельцев.
- Где же именно? - Сергей с интересом посмотрел на Глеба. - Ты читал Библию?
- Нет, я не читал, но я слышал отрывки из нее, видел фрагменты. И там было описание того, как пришельцы с неба спускались на землю.
- Какие именно места Библии ты имеешь в виду?
- Ну, как же, а огненная колесница, спустившаяся с небес. Это же описание космического корабля на реактивной тяге. Чем же иным еще мог казаться в то время космический корабль? Как мог его описать человек, живший за несколько тысяч лет до нашей эры? Только таким образом. Человеку того времени космический корабль мог казаться только огненной колесницей, иначе он бы и не смог описать его.
Сергей улыбнулся.
- Ну, а какие еще места Библии указывают на это?
- Очень многие. Например, откуда у древних египтян были такие высокие знания? Ведь даже современная наука не может объяснить многого из того, что знали древние египтяне. Они знали, что такое порох, обладали огромными, по тем временам, знаниями в области астрономии, могли переносить гигантские статуи и колонны на большие расстояния. Почему цивилизация египтян так резко отличалась от цивилизации всех остальных народов? Почему тела фараонов, после их смерти не закапывали в землю, а бальзамировали? Ведь это чуждо вообще для человека. Становится совершенно очевидным, что землю посещали пришельцы, которые, по какой-то причине, выбрали своей базой Египет. Именно они и обучили египтян таким высоким знаниям. Конечно, они смогли обучить их только тому, что самые умные из египтян смогли понять, исходя из своего времени. Отсюда пошли и жрецы. Ведь кто такие жрецы были, по своей сути? Это были преданные слуги пришельцев, которые поклонялись им, как богам. Отсюда и возникли религии.
- А чем объясняется такой странный способ захоронения фараонов? - спросил Сергей.
- Пришельцы называли фараонов своими приемниками, и обещали дать им после смерти новую жизнь, скорее всего чудесное воскрешение. Ведь пришельцы обладают даром воскрешения умерших.
- В таком случае, почему же фараоны так и остались не воскрешенными? - спросил Сергей.
- По какой-то необъяснимой причине пришельцы вынуждены были покинуть Египет, не успев воскресить фараонов. Они оставили наиболее простейшие технологии жрецам, но те, из-за ограниченности своих умственных возможностей, со временем растеряли все знания, полученные ими у пришельцев. И, таким образом, цивилизация египтян быстро пришла в упадок. Знания пришельцев на много тысяч лет превосходили знания египтян, и вообще человечества тех времен. Само собой, разумеется, все знания, в конце концов, были забыты и утеряны. То, что древний Египет посещали инопланетяне, это не вызывает никакого сомнения. Такие огромные статуи и колонны невозможно перенести с места на место, не имея под рукой машинной техники. Как можно перенести через реку груз весом в тысячи тонн? Никакие рабы не могли этого сделать, ни на каких плотах это невозможно совершить.
Глеб поднялся с травы, и сел, прислонившись спиной к радиатору машины. Сергей повернулся на бок, и лежал, опершись на локоть левой руки, с любопытством глядя на Глеба.
- Да и многие наскальные рисунки подтверждают то, что нашу Землю посещали инопланетяне, - продолжал Глеб. - Например, на некоторых из них изображены существа в космических скафандрах. Кто это, если не пришельцы из космоса?
- А десять заповедей, данных Моисею, откуда они?
- Они тоже даны людям пришельцами. - Глеб поигрывал травинкой, которую сорвал с земли.
- Тоже пришельцами?
- Конечно. Ведь большинство ученых уже поняли, что разумная жизнь не может сама собой развиться. Не может из обезьяны получиться человек. А, следовательно, человека создали или, по крайней мере, сделали разумными эти самые пришельцы. Они ведь постоянно наблюдают за нами, и даже помогают нам, когда считают нужным. Только человек старается объяснять подобные явления чем-нибудь совершенно иным, совершенно обыденными вещами. Ну, а поскольку человека создали пришельцы, то не могут же они его забросить и забыть. Нет, они постоянно наблюдают за нами. И, поскольку они заинтересованы в том, чтобы мы выжили, они и дали людям эти заповеди. Для того чтобы человек мог выжить, а не истребил сам себя.
- Интересная теория, - поразмыслив, сказал Сергей.
- Разумеется. И все эти храмы, все религии, которые существуют на сегодняшний день, все они поклоняются, в конечном счете, этим самым пришельцам, хотя служители и отрицают само их существование. Вы вот только вдумайтесь сами, насколько наивно звучит утверждение, будто мы в космосе одни. В одной нашей галактике сто пятьдесят миллиардов звезд. Других галактик ученые насчитали уже не менее ста миллиардов. Но неужели же нигде, среди такого огромного количества миров, нет разумной жизни?
- Твоя логика вполне понятна, - признал Сергей. - Я понимаю твое сомнение. Ну, а где эти пришельцы сейчас?
- Там же, где и всегда. Они наблюдают за нами. Ну, а поскольку за тысячи лет их технология шагнула еще дальше, то они легко скрываются от наших земных приборов наблюдения.
- А почему же они не вступят с нами, землянами, в контакт? Почему не раскроют себя?
- А потому что им этого не нужно. Они создали людей, как генетических рабов. Они ученые, и проводят с нами различные эксперименты. И потом, они зачастую вступают в контакт с отдельными представителями человеческой расы. Обладая телепатическими способностями, они вводят человека в гипноз, и забирают их на свой корабль. Таким образом происходит похищение людей инопланетянами. Потом их, конечно, возвращают обратно, предварительно стерев память.
- А для чего инопланетянам похищать людей? - спросил Сергей. - Какой прок им от этого?
- Что значит, прок? Они проводят с людьми всяческие биологические эксперименты, возможно, пытаются скрестить человека и пришельца, чтобы создать сверхрасу.
- А почему люди, которых похищали пришельцы, в большинстве случаев сходят с ума?
- Я же говорю, пришельцы обладают высокими телепатическими способностями. У них большие темные глаза, лишенные зрачков, которые излучают тяжелый взгляд. Этот взгляд проникает глубоко в психику человека, тем самым, вызывая его умственное расстройство. Встреча с пришельцами не несет человеку ничего хорошего, и поэтому необходимо, всячески избегать контактов с инопланетянами.
- А как они выглядят, эти инопланетяне? - поинтересовался Сергей.
- А точно так же, как их и принято изображать. Это серые невысокие человечки, с большой лысой головой и огромными темными глазами. Ведь существует даже пленка, на которой запечатлено вскрытие инопланетянина. Ее демонстрировали по телевидению.
23
Сергей задумчиво, и даже как-то мечтательно улыбнулся. В этой улыбке было что-то ностальгическое, словно Сергей вспомнил что-то из своей собственной жизни.
- Ты знаешь, Глеб, - медленно произнес Сергей. - Еще лет десять-пятнадцать назад я рассуждал точно так же, как и ты. Как и все остальные, я рос атеистом, но меня всегда занимал вопрос о происхождении жизни на Земле. Я часто смотрел на ночное звездное небо, и думал: "Сколько же во вселенной звезд, и неужели же ни на одной из них нет жизни". Ведь огромное количество звезд должно обладать планетными системами. Просто не может быть иначе. Научные объяснения современных ученых о том, что Земля уникальна по своей природе, меня не удовлетворяло. Не может такой сложный процесс, как возникновение жизни, произойти случайно. Следовательно, появление жизни на планетах должно быть либо закономерностью для космических процессов, либо проявлением чьей-то разумной воли.
- Совершенно с вами согласен, - поддержал Глеб. - Утверждение о том, что возникновение жизни на Земле является исключением из правил, чересчур наивно. Слишком самонадеянно утверждать подобное, в то время, когда человек не смог добраться даже до самой ближайшей к Земле планете.
Сергей кивнул, и продолжил:
- Как я уже и сказал, появление жизни, это либо закон природы, либо проявление чьей-то воли. И в том, и в другом случае получается, что человек во вселенной не один. Я в молодости увлекался чтением научной фантастики. Тогда в нашей стране не было еще этой космической оперы и фэнтэзи, с их космическими монстрами, лазерами и принцами галактических империй. В то время еще наши книжные рынки не были завалены подобным мусором. И тогда я тоже поверил в инопланетян, поверил в то, что существуют иные миры, представители которых зорко наблюдают за развитием жизни на Земле. Я тоже верил в летающие тарелки, НЛО, похищение людей инопланетянами, и в круги на полях. Все это казалось мне вполне логичным и обоснованным. Но потом я стал задумываться, действительно ли все так просто, как оно кажется.
- А чем же еще это все можно объяснить? - удивился Глеб. - Уж не атмосферными же явлениями, как это наивно объясняют некоторые ученые?
Сергей терпеливым жестом остановил Глеба.
- Я стал задумываться, почему зафиксировано такое огромное количество случаев наблюдений НЛО, и не одного документально подтвержденного, официально признанного правительством и учеными. Сперва мне тоже казалось, что пришельцы просто не хотят вступать с землянами в официальный контакт, преследуя свои цели, для которых они похищают отдельных представителей землян. Потом меня начали вводить в сомнения способы появления и исчезновения НЛО. Они появляются и исчезают так, словно не являются механизмами и материальными объектами. Если летающие тарелки - это корабли пришельцев, то они должны являться механизмами. Но не может космический корабль двигаться так, как движется НЛО. Слишком уж резко они меняют курс, двигаясь то в одну сторону, а секунду спустя уже в прямо противоположную.
- Ну и что? - возразил Глеб. - Их технология могла продвинуться так далеко, что нам покажется просто невероятной.
Сергей покачал головой.
- Нет, никакое материальное тело не способно двигаться подобным образом. Это противоестественно. Почему многие НЛО подолгу висят на одном месте, а затем просто растворяются в воздухе? Подобное явление заставляет задуматься о том, является ли материальным то тело, которое мы наблюдаем. Я однажды сам стал свидетелем появления такого вот неопознанного объекта. Он неподвижно висел на небе, светясь красными огнями. Его форма была круглой или, вернее, дискообразной. Наблюдая за ним невооруженным глазом, можно было поклясться, что перед тобой космический корабль. Но, когда я попытался разглядеть объект через подзорную трубу, то увидел, что очертания огней стали размытыми, а сам объект практически не был виден. Создавалось впечатление, что объект является лишь изображением чего-то, транслируемого на расстояние.
- Может быть, это вам лишь показалось? - неуверенно высказал свою мысль Глеб. - Может быть, были плохие погодные условия или неисправна ваша труба?
- Нет, с подзорной трубой было все в порядке, да и небо было чистое, звездное, хотя еще и не совсем стемнело. Вот тогда я впервые подумал; если это и вправду проявление чьей-либо разумной деятельности, то почему этот разум должен быть обязательно инопланетным.
- А каким же, в таком случае?
- Что если этот разум явился из другого измерения.
Глеб задумался.
- Возможно, конечно. Но мне это кажется маловероятным. Все-таки существование параллельных миров является пока лишь гипотезой, поддерживаемой, в основном фантастами. А существование звезд во вселенной является неоспоримым фактом. К тому же, учеными за последние годы было открыто около сотни планет в других звездных системах.
- И все же, логичней было бы предположить, что это нечто совсем иное, нежели инопланетяне. Я внимательно читал Библию, в которой говорится о том, как была создана Богом вселенная. А также о том, как появились дьяволы, темные силы, представляющие собой бывших ангелов, ставших на сторону зла.
- О, ну это же совсем неправдоподобно, - разочарованно воскликнул Глеб. - Слишком банально. Разве можно ссылаться на Библию, как на надежный источник информации? Да не один серьезный ученый не принимает библейские истории за основу.
- И напрасно делают, - возразил Сергей. - Если бы они внимательно прислушивались к тому, что написано в Библии, то могли бы найти ответ на многие неразрешимые для науки вопросы.
- В том числе и об инопланетной жизни? - ехидно спросил Глеб.
- В том числе, и на эту тему.
Глеб скептически улыбнулся.
- Да ведь в те времена люди не могли даже вообразить того, что где-то, в космосе, существуют планеты, наподобие нашей Земле. Я уж не говорю о том, чтобы представить на них жизнь.
- Речь идет не о фантазии людей древних времен, - возразил Сергей. - Ты сам признал, что пришельцы враждебны к людям. Это - раз! Ты признаешь, что после контакта с пришельцами многие люди сходят с ума, и что контакты с пришельцами не сулят людям ничего хорошего. Они своими огромными темными глазами вводят человека в состояние гипноза, в результате которого человек теряет волю и память. Получается, что у пришельцев дурной глаз, и они обладают высокими телепатическими способностями, так?
Глеб неуверенно, нехотя кивнул.
- Но несвойственно разумной биологической расе быть настолько жестокой и страшной, как эти самые пришельцы. Не могут представители биологической расы, все, без исключения, обладать телепатическими способностями. Что же это за существа такие, если каждый человек, который посмотрит им в глаза, теряет рассудок? Что же это за раса, которая не испытывает к другой разумной жизни ничего, кроме враждебности? Описания, данные тобою, мною, и всеми очевидцами таких контактов, приводят к мысли, что эти пришельцы отнюдь не являются никакими инопланетянами. Все их духовные и физические свойства один к одному подходят под описание дьяволов и бесов, о которых написано в Библии. Вот к какому выводу можно прийти, если тщательно взвесить все доводы и описания. Получается, что эти пришельцы вовсе не являются физическими существами, а являются чем-то совершенно иным, куда более страшным и опасным, чем любые инопланетяне.
- Меня не убеждает ваша теория, - сказал Глеб. - На протяжении всех прошлых веков дьяволов и бесов изображали совсем иными. Это были рогатые и хвостатые существа, с копытами и козлиной бородой. Они вовсе не подходят под описание инопланетян.
- Но ведь любое описание, как ангелов, так и дьяволов, весьма образно. Все они бесплотны и бестелесны. И сказано также, что бесы могут принимать любой облик, какой они только пожелают. На протяжении тысяч лет эти темные силы являлись людям в образе вот таких вот копытных и рогатых существ. Это делалось для того, чтобы вызывать у человека безотчетный страх перед ними. Это был образ, предельно пугающий человека, заставляющий его трепетать перед нечистой силой. Явись демоны в то время в ином обличии, например в образе летающих тарелок, человек бы просто не понял, что он видит перед собой, и это бы не произвело должного эффекта. Мы считаем наших бабушек и дедушек темными людьми, а кого они боялись, какой образ у них был связан с нечистой силой? Это был образ этих самых рогатых и копытных, а вовсе не серых человечков с большими глазами.
- Я все равно не вижу связи между этими двумя формами, между бесами и инопланетянами, - продолжал стоять на своем Глеб.
- А ты заметил, что в последние пятьдесят-семьдесят лет люди практически перестали видеть бесов в их традиционном обличии? С чем это связано? А это связано с тем, что за последние сто лет произошел гигантский технический прорыв. По всему миру проповедуется атеизм. В связи с этим люди отвернулись от традиционных религий. Их перестал интересовать Бог. Они перестали в него верить, вера в Бога стала проявлением отсталости. Люди перестали бояться ада, и перестали искать пути в рай. Их потянуло к звездам. Люди стали всматриваться в звездное небо, и ждать чего-то необычного с других планет. Следовательно, и бесы принялись менять обличье. Люди стали искать в космосе собратьев по разуму. Пожалуйста, вот вам и появились летающие тарелки, круги на полях, и пришельцы, от которых исходит такое мощное отрицательное энергетическое поле, что человек от такого психического контакта с ними сходит с ума. Ведь если сейчас, в наше время, кто-нибудь станет вести речь о том, что он видит рогатых бесов, то его, просто-напросто, поднимут на смех.
Глеб понимающе улыбнулся, и кивнул.
- Это уж точно.
- Но к пришельцам из космоса люди относятся совсем по-иному. Люди ищут с ними контакта, пытаются связаться с ними. Многие даже мечтают быть похищенными инопланетянами. А разве бесам не именно этого надо? Темные силы так и норовят заманить человека в свои сети, и для этого они не пренебрегают никакими средствами. Что стоит для них принять образ серого человечка с большими глазами? Да то же самое, что и принять образ копытного и хвостатого. Ты не задумывался о том, почему пришельцев почти всегда изображают в зловещем свете? Даже на рисунках чувствуешь, что от них исходит что-то тяжелое, вызывающее безотчетный подсознательный страх. Я думаю, что это объясняется тем, что человек подсознательно чувствует, что имеет дело с нечто чуждым и враждебным человеку, с чем-то, чего следует остерегаться всеми силами. А если верно это предположение, значит, в человеке заложено кем-то свыше предостережение о том, куда человеку можно стремиться, а куда нет.
- Но почему же, в таком случае, многие люди стремятся вступить в контакт с пришельцами? - спросил Глеб. - А многие, как вы сами признались, даже мечтают быть похищенными ими?
- А ты заметил, какие это люди, те, которые хотят быть похищенными? Это, почти всегда, психически неуравновешенные люди, которые, зачастую, ненавидят окружающих людей. Может быть, с ними плохо обошлись, может, они претерпели от окружающих какое-то большое зло, а возможно, они просто разочарованны жизнью. В любом случае, они просто хотят сбежать от окружающей их действительности, попасть в мир, где бы к ним относились по-иному, где бы их оценили. Так или иначе, но эти люди глубоко ошибаются, их может ждать только мир чуждый добру и полный боли. Сколько существует разговоров о том, что пришельцы причиняют людям ужасную боль, заставляют их бессмысленно и страшно страдать. Задумайся об этом, ведь все эти разговоры не беспричинны.
24
Некоторое время они сидели молча: Глеб, прислонившись к радиатору машины, а Сергей просто на земле, опираясь на нее руками. В воздухе словно повисла какая-то настороженность, и Глебу даже показалось, будто солнце померкло, хотя оно продолжало ярко светить. Глеб обдумывал слова, сказанные Сергеем.
- Но все равно, это не объясняет виденное людьми в древности, - продолжал сомневаться Глеб.
- Так уж и не объясняет?
- Конечно. Как, например, объяснить огненную колесницу, спускающуюся с неба, описанную в Библии? Я не верю, что это был Бог. Это гораздо больше подходит под описание космического корабля.
- Это совершенно невозможно, - возразил Сергей. - Космический корабль на реактивной тяге просто не способен преодолеть расстояние между звездами. И если даже предположить, что некая внеземная форма жизни все же сумела пробраться через такое огромное пространство, то их корабли должны обладать совершенно иным принципом действия, нежели реактивная тяга. А, следовательно, никакого космического корабля с реактивной тягой на Землю не опускалось. Подгонять описание огненной колесницы под описание космического корабля, это значит пытаться подстроить события тех времен под наши понятия и под нашу современную фантазию. В наше время на Земле существуют космические корабли только на реактивной тяге, вот мы и стараемся все подогнать под те образы, которые в состоянии себе представить. Это ведь как история о трех слепых, которых попросили описать слона. Один потрогал его шершавую ногу, и решил, что слон - это дерево. Другой слепой схватился за хобот, и заявил, что слон - это змея. Третий же пощупал хвост, и сказал, что слон - это веревка. Понимаешь, о чем я говорю? Если Бог на самом деле существует, а я не сомневаюсь, что это так, то любая наша попытка описать его будет так же далека от истины, как попытка слепого человека описать слона. Так же, как и попытка древнего человека. Однажды, один ветхозаветный святой попросил Бога явиться ему в своем настоящем обличье, на что Бог ему ответил: "Если я явлюсь тебе в своем настоящем обличье, то ты сгоришь. Ибо как нельзя долго смотреть на солнце и не ослепнуть, также нельзя увидеть Бога в его истинном обличье, и остаться в живых".
- Но это же всего лишь легенда, - возразил Глеб. - Как можно ссылаться на слова того, кто, скорее всего, все это лишь выдумал.
- А я вот так не думаю. Такой вывод, какой сделал ты, слишком скоропостижен, и свидетельствует о том, что ты не подумал, как следует, прежде чем его произнести.
- Почему же это? А ты подумай сам, что мог знать ветхозаветный человек о радиации, и об опасных излучениях? Да ему и в голову не смогло бы прийти, что существует нечто, способное одним своим видом сжечь человека. Да не один фантаст девятнадцатого века не смог бы до такого додуматься, а уж что говорить о ветхозаветных временах. И в самом деле, если Бог существует, то он отнюдь не выглядит седобородым старцем, как его часто изображают. Если он вездесущ и знает все помыслы человека, то это означает, что Бог является чем-то вроде разумной энергии, способной проникать всюду, что-то вроде энергетического поля, которое сдерживает всю вселенную от хаоса и разрушения. Никакой ветхозаветный мудрец не смог бы до этого додуматься. А это означает, что Бог действительно говорил с этим пророком.
Глеб молчал, пытаясь осмыслить и представить себе то, что сказал Сергей. Он попытался представить себе Бога, и понял, что действительно не может этого сделать. Впервые он подумал о том, что Сергей далеко не так наивен и прост, как ему раньше казалось. Его библейские познания были гораздо глубже, чем у любого его знакомого.
- А как же египетская цивилизация? - неуверенно спросил Глеб. - Не станете же вы утверждать, что она не обладала знаниями, которые не имел ни один народ того времени?
- Не стану, - ответил Сергей. - Древние египтяне действительно обладали глубокими и опасными знаниями. И получили они их от тех, кого ты зовешь пришельцами. А на самом деле они являются темными силами, то есть, бесами и дьяволами, которые неотрывно находятся среди нас, но не могут причинять нам вред напрямую, так как им запрещено это Богом. По-крайней мере, так написано в Библии. И вот эти-то силы и открыли себя египтянами, так как те открыто поклонялись силам зла, не желая признавать Бога. Об этом прямо говорится в Библии, в тех местах, где Моисей просил фараона отпустить его народ. Жрецы и мудрецы, приближенные фараону, открыто обращались к силам зла, чтобы повторить чудеса, сотворенные Богом через Моисея. Они творили вещи, необъяснимые современной наукой, и для сотворения подобных чудес необходимы силы куда более могущественные, чем любые технические достижения биологической цивилизации, на каком бы высоком уровне та не стояла.
- И все те знания, которыми обладали египтяне того времени, вы полагаете, были получены ими от этих темных сил, от дьявола?
Глеб, казалось, был слегка озадачен. Доводы Сергея начинали казаться ему вполне обоснованными.
- Я считаю, что это самое логичное объяснение могущества древнего Египта. Ведь кто такой сатана? Это бывший самый главный и могущественный ангел. Что составляют для него любые тайны вселенной? Неужели же он не мог позволить себе открыть ничтожнейшую часть своих знаний людям, бездумно поклоняющимся ему?
- А как вы объясните такой необычный способ захоронения умерших фараонов? - спросил Глеб. - Разве не тем, что им было обещано в будущем воскресение?
- Воскресение - не в том смысле, в каком полагаешь ты. Не здесь, не в нашем мире. Очевидно, дьявол обещал фараоном царство за гробом. Загробный мир темные силы изображают совсем не так, как это принято в христианстве. Таким образом, фараонам было обещано вечное царство после смерти, если они будут захоронены в соответствии с теми обрядами, которым их научат темные силы. Это не имеет никакого отношения к воскрешению в этом мире, поскольку, как известно, у забальзамированных фараонов удалялись внутренности, в частности и мозг. А какое воскрешение может ждать человека, если у него удален мозг?
- А почему их хоронили в пирамидах, вход в которые тщательно запечатывался? Разве не для того, чтобы однажды их пробудить? И почему тех, кто вскрывал саркофаги фараонов, ждала скорая смерть? Разве на самом деле не существует проклятия фараонов, о котором так много говорят в последнее время?
Глеб осекся, вдруг поняв, что выходит из его слов. Само понятие "проклятие" уже говорило о чем-то сверхъестественном, о чем-то, что пришло из потустороннего мира.
- Если такое проклятие и существует, - сказал Сергей, - то это лишь еще раз подтверждает то, что египтяне имели дело с темными силами. А человек, самонадеянно вскрывающий усыпальницы умерших, уже действует наперекор заповедям Божьим, следовательно, он становится лишенным его защиты, а значит, беспомощным перед силами зла. Человек сам, собственными силами, не способен противостоять дьяволу, и что может его ждать, когда он бросает силам зла вызов?
Глеб долго молчал.
- А как же тогда настенные рисунки? Ведь на них же были изображены существа в космических скафандрах.
- Я видел эти рисунки, - сказал Сергей. - Они настолько неясные, что могут изображать что угодно. Вполне возможно, что это были изображения жрецов в капюшонах. Поскольку художники тех времен не отличались большим талантом, то, вполне вероятно, они изобразили именно жрецов. В любом случае, ни в одной летописи не было даже упоминания о том, что Египет посещали существа, спустившиеся с неба.
- А почему египетская цивилизация, если она была поддерживаема такими могучими силами, вдруг так быстро закатилась, и Египет превратился в отсталую страну? Сейчас в ней нет и следа от ее былого могущества.
- По той же самой причине, по какой это происходит со всеми народами и государствами, отпавшими от Бога. Мир без Бога разрушается, и никакие темные силы не способны этого предотвратить. Тем более что им этого вовсе и не нужно. Дьявол ведь хочет совратить человека целиком и полностью с правильного пути, а потом и погубить. Поэтому и рухнула египетская цивилизация, потому что полностью попала под власть темной силы, а всякая империя, служащая силам зла, рано или поздно, но непременно разрушается. Так же, как и пала римская империя, так же, как и разрушился советский союз, так же, как и падет однажды Западная цивилизация.
Глеб молчал, перебирая в руке травинки, которые сорвал около своих ног. Он пытался мысленно перенестись на несколько тысяч лет в прошлое и представить, что же именно происходило в древние времена в Египте, в одной из самых загадочных цивилизаций прошлого.
- И на счет десяти заповедей ты не прав, - сказал Сергей. - Если инопланетяне похищают людей для своих ужасных опытов, и сводят их с ума одним своим присутствием, то никак они не могли дать людям заповедь о любви к ближнему. Не нужно было бы им этого, да и сами они, судя по описанию, не способны на любовь к людям. Соответственно, им было бы глубоко безразлично, любят ли люди друг друга или нет. Нет, эти заповеди отнюдь не соответствуют деятельности инопланетян, а значит, и не могли быть даны ими. Все это весьма очевидно, если только вдуматься, как следует.
- Что же тогда выходит? - задумчиво спросил Глеб. - Выходит, что никаких инопланетян нет, и никогда не было? А все необъяснимые случаи объясняются проделками дьявола? Может быть, тогда уж лучше вообще предположить, что все это обман зрения, галлюцинации, выдумки людей?
Сергей покачал головой.
- Нет, я так не думаю. Слишком наивно было бы предполагать, что тысячам людей мерещится одно и тоже, или что все они одинаково выдумывают, чтобы прославиться. Нет, что-то действительно есть, но это "что-то" является силами куда более страшными и опасными, чем человек может себе представить. Мне становится страшно за всех этих уфологов, которые пытаются вступить в контакт с пришельцами. Ведь это означает, что они пытаются вступить в контакт с сатаной, а это может закончиться только гибелью для человека. Ни сатану, ни Бога нельзя понять наукой, их можно лишь принять на веру. А сатана не дремлет, он завлекает в свои сети людей всяческими приманками. Сейчас становится популярной новая теория, будто бы существуют параллельные миры, из которых к нам приходят пришельцы. Я больше чем уверен, что пройдет еще немного времени, и людям перестанут являться летающие тарелки, а начнется новая мания. Мания веры в пришельцев из параллельных миров. Следовательно, бесы вновь сменят свой облик. Все это, можно сказать, дань моде, каждому периоду времени соответствует свои образы. То, что человек ищет, то он и находит.
25
- Ну, а как вы сами представляете себе Бога? - с некоторой заинтересованностью спросил Глеб. - Ведь абсолютно ясно, что он совершенно не похож на человека.
- Несомненно, - сказал Сергей. - Бог - он несуществоподобен, это абсолютно ясно. Я уже говорил, я полагаю, что он представляет собой нечто, вроде разумной энергии или силового поля. Он невидим человеческому глазу. Но, какими бы научными познаниями я не обладал, как бы технологически не был образован, любое мое представление об облике Бога будет так же далеко от реального, как и представления ветхозаветных людей.
Сергей помолчал.
- Однажды, то ли апостол, то ли кто из старцев, не помню уже, во время своей молитвы попросил Бога показать ему рай. И Бог исполнил его просьбу. Старец был вознесен в рай. По возвращении на землю, его попросили рассказать о том, что он видел, попросили описать рай, в котором он побывал. На эту просьбу старец ответил им словами: "Нет в человеческом языке слов и понятий, чтобы описать виденное мной. Самое близкое, что вы можете себе представить, это сравнить рай с цветущим садом, наполненным цветами, благоуханиями и чудесные пением птиц. Но это сравнение будет весьма далеким от того, что представляет собой рай на самом деле".
- Но ведь это же еще неизвестно, был ли этот старец, на самом деле, в раю, или же все это выдумал, - возразил Глеб. - Доказательств этому ведь нет никаких.
- Дело не в доказательствах, и даже не в том, были ли старец в раю или нет, а в том, что нет в человеческом языке таких слов и понятий, чтобы объяснить, что представляют собой Бог и рай на самом деле.
- В том-то и дело, что люди не знают, что такое рай на самом деле, - сказал Глеб. - А вдруг людям там не понравится? Ведь люди боятся променять земные, реальные удовольствия, на кота в мешке. Люди боятся быть обманутыми, получить то, что им вовсе и не нужно. Ведь люди все такие разные. То, что любят одни, может вызвать отвращение у других. Где гарантия, что рай придется по душе каждому? Здешнюю жизнь люди знают, более-менее приспособились к ней, наслаждаются, кто как может. А что будет там? Этого никто не знает, и никто не хочет рисковать.
- Бог обещал, что каждый, попавший в рай, получит все, что пожелает его душа, и уже не захочет возвращаться обратно в наш мир. Вот только дело в том, что радость там будет не плотская, а духовная. На земле эту радость человеку постоянно мешает что-то почувствовать. Скажи, тебе приходилось когда-нибудь испытывать легкость на душе, такую, что казалось, будто бы душа рвется из тебя наружу? Приходилось. Только в нашей земной жизни такое чувство мимолетно, оно быстро проходит, поскольку земные проблемы и заботы заглушают душевное счастье. В раю же такое душевное счастье будет постоянным, поскольку там не будет уже ни скорбей, ни уныний, ни житейских проблем. И только тот человек, который привык жить плотскими наслаждениями, который не может помыслить себе радости без бытовых благ, не способный радоваться за ближнего, человек, которым владеют только чувства зависти, ненависти и злорадства, не способен получить радости в раю. Отсюда ответ на вопрос о том, почему Бог, по своей доброте, не берет к себе в рай всех без исключения людей, не простит их злодеяний. Не смогут такие люди жить в раю, вот и все!
Сергей и Глеб оделись, и теперь разгуливали по берегу реки, осматривая окрестности. Они по-прежнему были здесь одни, никто не нарушал их единения.
- Эх, какие же красивые здесь места, - в который раз уже восхищался Сергей. - Так бы не уезжал отсюда!
Сергей стал всматриваться во что-то на берегу, потом, не спеша, направился к тому месту, которое его заинтересовало.
Глеб остался стоять на месте, и лишь непонимающе смотрел Сергею вслед.
- Глеб, иди-ка сюда, - позвал Сергей, присаживаясь возле чего-то на корточки. - Посмотри-ка, родник!
Глеб подошел к Сергею.
- Нет, действительно родник! - восхищенно сказал Сергей. - Настоящий родник! А я был уверен, что их совсем уже не осталось.
Прямо из песка, в нескольких шагах от воды, бил маленький ключ. Сергей подставил под него свои ладони.
- Родниковая вода - самая чистая вода в мире! Она гораздо чище любой нашей фильтрованной воды, которая течет у нас дома из водопроводного крана. Никакой фильтр не очистит так воду, как грунт. Тем более что фильтрованная вода отравлена хлором, а здесь же нет никакой отравы, все натуральное.
Сергей хлебнул еще.
- Попробуй. Вкус несравним с водопроводной водой.
Глеб с опаской присел рядом. Протянув руку, он набрал в горсть воды, осторожно хлебнул. Заломило зубы, вода была уж очень холодной. Непривычному к грунтовой воде Глебу она показалась странной на вкус, сильно отличающейся от водопроводной.
- Нравится? А, это не минералка из-под крана, которой торгуют в ларьках. Вот это вот настоящий вкус воды. Именно такой она была тысячи лет назад, до того, как человек ее потравил.
Глеб сделал еще глоток. На этот раз зубы ломило меньше, и вкус воды показался ему по-настоящему приятным.
- Пей, Глеб, пей, пока сюда не нагрянула цивилизация, потому что когда нагрянет, от этого родника ничего не останется.
Они бродили по небольшому леску, росшему возле реки. Запах зелени кружил голову. Пение птиц создавало какое-то умиротворение на душе.
Внезапно Сергей остановился, и сказал Глебу.
- Закрой глаза.
Глеб послушался.
- Что ты слышишь?
Глеб прислушался.
- Птицы поют, слышу, как ветер шумит в кронах, листья шуршат. Чувствую, как ветер приятно обдувает мое лицо.
- Сможешь по голосу определить, где какая птица поет?
- Кукушка кукует.
Сергей улыбнулся.
- Кукушка, - повторил он. - Ты знаешь, голос кукушки всегда вызывал у меня какое-то умиротворение на душе.
- И у меня тоже, - признался Глеб.
- А других птиц сможешь определить?
- Да что вы! Я их и по внешнему виду-то не различу. Что уж говорить о голосах. А вы сможете?
- К стыду своему признаюсь, что нет. Я, как и ты, всю свою жизнь прожил в городе. Нет, я, конечно, часто бывал на природе, но голоса птиц так и не научился различать. Соловья-то, разумеется, узнаю, стук дятла определю. А остальных, не знаю. Да, испортил нас город. Отделил нас от природы, оттого-то и болезней у нас стало столько. Оттого и деградируем мы все.
Сергей огляделся по сторонам.
- Ах, как любил писатель Валентин Распутин природу! Как любит он свою родную тайгу, Сибирь, в которой родился и вырос. С какой любовью он ее описывает в своих книгах. Эх, если бы каждый любил природу своего родного края так, как любит он, то не вырубались бы так безрассудно леса, не отравлялись бы воздух и вода. Ты пройди, попробуй, по частным массивам, которые еще остались в городе. Что там увидишь? Да редко у какого дома сейчас еще остались деревья. Все вырублено, все заасфальтировано. Заборы глухие, идешь по такой улице, словно по центру города, свежести в воздухе совсем не чувствуешь. А загляни за эти заборы, что там увидишь? Одни гаражи, сауны, да заасфальтированные площадки. Людям, живущим в таких массивах, природа вообще не нужна. Я удивляюсь, зачем они вообще живут в частных домах, им бы жить в квартирах, все равно на природу и глаз не поднимают.
Глеб усмехнулся.
- Ну, в частном доме места больше, особняки-то вон какие, по сравнению с квартирами. Да и все равно, свой дом есть свой дом. В частном дом нет соседей за стеной, никто в стену не стучит, потолок не заливает. Спокойней как-то жить.
- Ну, это верно, - согласился Сергей.
- А, вот видите, а говорите, зачем людям частный дом.
- Просто я хочу сказать, что садоводством сейчас мало кто занимается. В основном пенсионеры, малоимущие, кому прокормиться нечем. А люди моего, скажем, возраста, редко когда выращивают что-либо на своем участке, он у них заброшенный совсем стоит.
- Ну, а зачем заниматься участком, - пожал плечами Глеб, - если и без того есть на что жить. Если люди живут в достатке, то они все эти ягоды, помидоры на рынке купят. Зачем для этого спину гнуть? Я вот вас еще хотел спросить кое о чем. Вы ведь, как я понимаю, человек верующий?
- Что значит, верующий? - ответил Сергей. - Верующий человек - это не тот, кто просто в храмы ходит, свечки ставят, да молитвы читает. Верующий - тот, кто по этой вере живет, тот, кто людям добро делает, благочестивый образ жизни ведет, и любовь к людям испытывает.
- А разве вы добро никому не делаете? - лукаво спросил Глеб.
- А кому я его делаю? Я лишь живу, и человеком пытаюсь стать, понять его пытаюсь. Но в душе я такой же, как и все остальные люди. Ничем не лучше, да и вряд ли смогу лучше стать.
- Но я не о том хочу вас спросить, - сказал Глеб. - Вот, как вы относитесь к компьютерным играм?
- К компьютерным играм? - Вопрос, казалось, застал Сергея врасплох. - Ну, наверное, смотря какие компьютерные игры. Если игры логические, развивающие, то, наверное, такие игры даже полезны.
- А "стрелялки", как их называют в народе? Игры, в которых идет постоянная стрельба, где все крушат и ломают?
- Наверное, в такие игры лучше не играть, - ответил, после небольшого раздумья, Сергей.
- А вам не кажется, что такие игры помогают людям снимать стресс? Если выдался нервный день, когда ты сталкиваешься со сплошной несправедливостью, не лучше ли покрошить компьютерных монстров, чем брать в руки настоящее оружие и идти сводить счеты со своими обидчиками?
- Если посмотреть на дело с такой стороны, то, наверное, да. Но одно дело, когда ты убиваешь инопланетных монстров, и совсем другое дело, когда ты играешь роль киллера, убивающего людей за деньги. А именно такие направления стали преобладать в компьютерных играх в последнее время. Игрок вынужден учиться грабить, воровать, угонять машины. Прости, Глеб, но игры ведь еще и обучают подростка. А такие игры могут научить только дурному. И я решительно против подобного рода игр.
Сергей и Глеб вернулись к машине.
- А насчет тяжелой жизни, я тебе так скажу, Глеб. Не бывает совсем уж легкой жизни. И куда бы мы не спрятались, в какую бы страну не уехали, нигде не будет легкой спокойной жизни. Избежишь одного бедствия, получишь вдвое большее. Чужбина, ведь она всегда останется чужбиной, везде будет неласкова с нами. Каждый человек должен жить там, где его дом. Таков его земной путь. Каждому свое.