|
|
||
Уважаемые читатели! В феврале 2011г. на философском фак-те С-Пб (ныне Институт философии) лектор попросил желающих ответить письменно (в виде краткого эссе) на вопрос: Что такое филисофия? К следующему занятию я принесла изложение краткое о том, как я понимаю философию, добавив к тексту свои определения. Спустя семь месяцев благодаря случаю (мне дали задание) появился ночью рассказ,в ходе которого родилось мое шестнадцатое определение философии... |
1. Когда мне поздно вечером по телефону задали подумать на эту тему, взятую неожиданно для меня с потолка (театрального...или небесного), я сразу отказалась об этом писать, сказав, что театр знаю (работаю в нем осветителем ), а философию хорошо знаю только свою...если то, о чем думаю, можно отнести к философии ( мировая философия обогащает все виды искусств, но по-философски сказать об этом обогащении задача философу ненужная) и эссе-трактат о союзе его с философией никак не может быть философским. Ну что такого интересного здесь можно увидеть умозрением. В-общем, невозможно удивить читателя или слушателя сочинением на эту тему... и улеглась спать.
2. Ночью (также нежданно) во сне повстречалась с известным театральным режиссером, с актерами во время репетиции. Мне почему-то дали поносить кое-что из одежды режиссера, и я, щеголяя в чужих штанах, освещала представление, о чем-то размышляя: О философии в театре, о театре в философии...о философе-драматурге.
3. Поутру проснувшись, записываю свои размышления и сон в тетрадь...Звонок телефонный прерывает мои думы, подруга (молодая еще) с образованием режиссера посвящает меня в то, что хочет поставить философский спектакль по Платону "Пир" и не знает, как это воплотить, откуда взять место, актеров и средства...Оставшись наедине с самим собой, продолжаю размышление: Платону удалось свою философию преподать человечеству в виде оригинальных пьес. Бросив сочинять пьесы в традиционном стиле своего времени, принялся создавать диалоги. Свой талант драматурга отдал на питание и развитие младенца с именем Философия, став философом-драматургом и гением философии. В-общем, благодаря театру была вскормлена Философия.
Известно, что жизнь - это театр (а сон, думаю, театр собственного сознания). Философия, как явление духовной жизни, породив науки, этику, создав тем самым цивилизованное общество и своими творениями повлияв на изменение индивидуального и социального сознания, становится Особой ( но большинству незаметной и непонятной) Персоной в театре жизни общества и по сути, сама представляется мне как духовный театр.
Александр Григорьевич, представляете, после материализации третьего действия-монолога у меня начались роды шестнадцатого определения философии! Не узнать, не сосчитать, сколько у мирового Духа, созданного творчеством мыслителей и художников всех времен, разных театров (их еще больше, чем моих определений). Но беру на себя смелость утверждать, с удовольствием выуживая из себя еще одно определение, что ФИЛОСОФИЯ - ЭТО БОЛЬШОЙ ТЕАТР ДУХА...или основная часть Его репертуара, куда входят музыка, художественное творчество, литература с поэзией.
Мыслитель сказал, что философия и поэзия - на двух соседних вершинах, и между ними пропасть. Ночью (не во сне), проснувшись, увидела эти вершины и парила между ними (как освободившийся из долгого плена уже немолодой джин), оживляя пространство известной пропасти и освещая по привычке, приобретенной на своей службе в театре. Внизу, у подножия этих гор метает свои стрелы мерцающий в темноте Злой Дух. Он стремится сбросить с гор пытающихся подняться все выше и выше творцов...и простых актеров. Съедает добычу или подчиняет себе, привораживает, развращая. И попавшиеся в армию марионеток к нему вступают, творят уже иное ( их учитель при этом мощнее становится), разрушительное для самого себя, в конечном итоге для Мира. Некоторые из них коварные стрелы учатся метать. Внизу созданы иные спектакли и шоу для слабого, не способного идти вверх по своему пути, большинства, потерявшего духовные ориентиры, пожирающего и потребляющего из-за этого больше, чем необходимо для жизни. Для одних "Бог умер"...и смысл жизни в обогащении, и утрачено предназначение. А другие среди них играют роль несвободных "джинов", по "бутылкам" распределены. И многие не догадываются, что летать могут. Третьи трусливы, стрел боятся, пригнулись к земле.
Но вот я оставляю их, ликующих от мерцающих "огоньков" в темноте, и в полете набираю высоту, устремив свой взор вверх . И что обнаруживаю (чем выше, тем светлее становится): философия, литература с поэзией и еще музыка - это три высочайшие горы, вершины которых высоко-высоко сходятся! ( Пропасть исчезает) Там живет Светлый Бог - мудрец и играющий драматург, светивший карабкающимся вверх альпинистам или парящим вокруг гор мыслителям, художникам, композиторам...и простым актерам ( позвольте мне так увидеть), влюбленный в Мир и Философию, создавший настоящий театр Мастер и Поэт.
Неопределенность раскрывается через свою противоположность, то есть через бесконечные определения. Философия - загадочная дама, требует к себе внимания рыцарей Светлого Духа, которые ... ищут для нее определения. Театр жизни человеческого духа позволяет случаться дарам в честь этой благородной особы, тоже, как другие настоящие искусства ведущей к Свету.
Звучит во время моего полета-наблюдения классическая музыка. Например, музыка из балета Чайковского "Лебединое озеро", где в финале Злой Чародей побежден, его чары разрушены настоящей Любовью, и заколдованный им раньше мир преображается...для тех, кто смеет идти вверх, поднимаясь духом к своей истине о самом себе.
ЗАНАВЕС
О.П. ОПределитель Философии (она же ее ученик и сочинитель-созерцатель) 10 октября 2012г.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"