Будущее планеты Земля. Побеждены болезни - бедность и богатство. Основой и смыслом жизни генно-модифицированного человека становится труд. Человечество обращается к давней проблеме - очистке планеты от мусора.
Главный герой - выпускник Школы - не спешит выбрать свою дорогу в жизни, его интересует семейная реликвия. Это звездолет. Главная загадка корабля - он меняет судьбы его владельцев. Гигантской машине нужна замена многих деталей и узлов, но больше всего - специального кабеля. Наставник главного героя утверждает, что юноша приобретет полезные навыки, привычку к труду, откроет новые горизонты в поиске профессии, если выполнит этот сложный ремонт. Так юноша приходит на площадку разбора устаревшей техники.
Там главный герой знакомится со сверстниками и узнает, что нужный ему кабель применяют только в космосе и гражданским лицам не доступен - должно произойти что-то особенное, важное, исключительное, чтобы его получить.
Это - перестройка работы площадки, эффективная разборка, увеличение норм. Главные работники на площадке - мастера - семнадцатилетние юноши. Мальчишек в расчет не берут - слишком малы. Но главный герой делает ставку именно на подростков младшего возраста. Он обучает их работе на подъемниках, кранах, платформах. На работу приходят и девочки.
Эксперимент удается, поддерживается руководством и принят к исполнению по всей стране, юноша вводится в состав дирекции площадок России, получает кабель.
Его идеи о площадках разбора, как центров труда, отдыха и творчества юных, интересны и новы, находят больше сторонников, чем противников среди взрослых психологов, воспитателей, педагогов.
Юноша создает в родном городе Клуб Юных от четырех до восемнадцати лет по направлениям экология и космонавтика. Дети приучаются к труду на уроках лепки и рисования. Старшие ребята обследуют акватории рек и озер, болот, ищут металлические, бетонные и железобетонные конструкции, пробуют специальные составы для разложения металла и бетона до состояния безопасного для окружающей среды.
Главного героя назначают командиром отряда "ЭПРОН-Обь". Подводные работы привлекают молодежь города - ребята хотят испробовать себя, трудности их не пугают.
Следующий этап - экологическая разведка. Создается отряд из бывших мастеров с площадки разбора, командиром назначают главного героя. Юноше присваивают офицерское звание. Командование ставит задачу - поиск, обследование, а затем и уничтожение железобетонных построек фашистской Германии, которых еще много с той далекой войны.
В Вольном городе Кёнигсберге, на побережье Балтийского моря должны быть уничтожены причалы и туннели двух бывших баз подводных лодок, разведан лабиринт подземных ходов, проверен проход юношей через аномальную зону, найден большой склад оружия. Но в городе открыто ходят парни с пистолетами - это члены молодежной банды.
Командование приказывает: выполнить поставленную задачу и при огневом контакте не убивать врагов. Разведчиков вооружают пистолетами, катапультой, пращами и арбалетами.
Главный герой получает бронированный вертолет, на котором отряд вылетает в Кёнигсберг.
Успех ликвидации банды - в неожиданном нападении на их логово.
Задача выполнена - есть раненые, и нет убитых, полиция арестовывает оставшихся бандитов.
Свои обязанности командир видит в том, что ребята должны вернуться домой целыми и невредимыми. Но и приказы нужно выполнить. Смекалкой, нестандартным решением, хитростью.
Отряд обследует форты Кёнигсберга и находит двадцать не металлических немецких автоматов. Юноша понимает - в аномальную зону с металлом не пройти.
Внимание главного героя привлекает анфилада залов с номерами на стенах, потолках и полах.
В одном из них, залпами из пистолетов по цифрам на двух противоположных стенах, открываются проходы. Враги близко и с огнеметами, отряд отступает наугад и оказывается в ловушке. Один разведчик сильно обожжен.
Через потайной лаз к разведчикам пробирается враг и стреляет в командира. Обожженный товарищ заслоняет главного героя.
В вещах уничтоженного врага обнаруживают план подземных ходов через зону выброса отрицательной энергии.
Только легкие немецкие автоматы помогут пройти через заслоны аномальной зоны.
Последняя просьба главного героя - нанесение состава на все железобетонные военные сооружения, он не знает, где выйдет.
Сам герой остается в подземном ходе, мобилизует себя на концентрацию энергии, а затем и выброс. Горящее сердце юноши сгустком энергии указывает отряду верный путь в лабиринте ходов, подпитывает энергией умирающего.
Отряд выходит на поверхность, и сгусток взлетает в небо сигнальной ракетой. Юноша падает без сознания.
Он приходит в себя и мысленно обращается к Матери Сырой-Земле: "Помоги! Дай мне силы! Расчищу русла рек, посажу леса и травы, освобожу тебя от камня мертвого - станешь еще краше!"
Юноша обретает силы и начинает поиск выхода из лабиринта.
В одном из ответвлений, он находит фарфоровую флейту и играет мелодию трагического исхода марсиан со своей планеты. Эта выдумка дает неожиданный результат - он воочию видит на далекой мертвой планете жилища неведомых зверей, один из которых слышит его зов.
Флейта непростая и, вероятно, играет на ней "гаммельнский крысолов" на новый лад. Не он ли уводит с обитаемых планет всех жителей, как увел с Марса?
Главный герой понимает, что опасно нести эту вещь в человеческий мир, время ее еще не настало. Он закапывает флейту поглубже, и бежит прочь.
Один ход, другой, перекресток... он идет наугад.
На его пути - жидкая масса, которая напоминает разложившийся железобетон. Еще несколько шагов - юноша пробивает телом остатки стены туннеля.
Под ногами плещется вода. Юноша прыгает вниз, плывет и вот он, берег!
Там его находит один из разведчиков отряда.
Обет должен быть исполнен. На первом месте должна быть экология, а уж потом - разведка.