Теория и практика всегда действуют одна на другую ; из произведений можно видеть мнение людей , а по их мнениям можно судить о их делах .
И.В. Гете. Поэзия и Правда.
Сам я присоединяюсь к мнению тех, кто полагает, что
населяющие Германию племена, никогда не подвергавшиеся смешению
через браки с какими-либо иноплеменниками, искони составляют
особый, сохранивший изначальную чистоту и лишь на себя самого
похожий народ. Отсюда, несмотря на такое число людей, всем им
присущ тот же облик: жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые
тела, способные только к кратковременному усилию; вместе с тем им
не хватает терпения, чтобы упорно и напряженно трудиться, и они
совсем не выносят жажды и зноя, тогда как непогода и почва
приучили их легко претерпевать холод и голод.
( К. Тацит . О происхождение германцев .)
Историю и мифологию Германии начали писать историки развитого рабовладельческого строя .
По существу для Греков и Римлян , все варвары были одинаковы и как показывает этот отрывок из Тацита , отличались лишь цветом глаз , волос , ростом и способностью работать в любых условиях. Примерно так же смотрели на быков или лошадей .
Сегодня нам было бы странно слышать что немец плохо работает , но видимо немцы уже не те.
У немцев еще очень долго не будет "своих " историков , поскольку даже все средневековые анналы , писались латиноязычными авторами , церковниками , епископами , придворными многочисленных феодалов , которые боролись за власть , земли , благорасположение церкви а значит и Бога , искореняя ереси .
Сами германские племена , которые расселились по бывшей Римской Империи , охотно подхватывали ереси , но Византия и Римский папа , пока не произошел раскол церквей , были умнее и сильнее христианских неофитов с голубыми глазами , которые позволяли себе слишком вольно трактовать Писание.
" И так был учрежден и утвержден и получил многие привилегии этот почитаемый рыцарский орден братьев госпиталя Пресвятой Марии Тевтонского Иерусалимского дома. Это избранная виноградная лоза господа Саваофа, которую Ты, Иисус Христос, насадил и был вождем на пути в глазах его. Ты утвердил корни его, и он наполнил землю; после Ты перенес его и изгнал язычников из земли Прусской и Ливонии и посадил его там, и вот пустил он ветви его до моря и отрасли его до реки "
( Петр из Дусбурга . Хроника Земли Прусской )
Когда в 13 веке , Польский Король Конрад Первый приглашал Тевтонских рыцарей помочь одолеть языческие прусские племена , он конечно не думал , что те станут большой проблемой для его преемников . В те времена мыслили не столько категориями национальности , сколько религиозности и местной феодальной зависимости . Национальные государства еще только начинали зарождаться , а вот религиозно - монашеские и торговые корпорации уже были , и на то время контролировали все образование , идеологию , культуру , торговлю , денежный и товарный оборот , банки того времени . Религиозные монашеские ордена ( Доминиканцы , Францисканцы , Августинцы ) как и их воинствующие собратья ( Тамплиеры , Мальтийцы , Тевтонцы ) не подчинялись никому кроме своего Устава и Папе Римскому , который был очень далеко .
Служили в этих монашеских орденах не только "сирые и убогие " но и представители высших , дворянских сословий . Дело в том , что наследовать Феодальный лен и титул мог только старший сын . Остальные были вынуждены , либо идти в духовенство , либо податься в странствующие рыцари ( солдаты удачи , трубадуры .)
Духовные корпорации того времени , принимали всех христиан , особенно дворянских фамилий . Одним из них был известный католический теолог , доминиканец Альберт Великий , граф фон Больштедт . Альберт Великий изучал Аристотеля в Падуанском университете и затем синтезировал его философию с христианским богословием .
Он и Его ученик Фома Аквинский , стали отцами церкви и католической схоластики и по сути , всей Западной идеологии . Согласно этому мировоззрению Бог является перводвигателем и источником божественной благодати . Папа Римский наместник Бога на Земле , духовенство проводник божественной воли на Земле . Человек имеет свободу воли , но вынужден ее подчинять общему благу . Власть Церкви стоит выше светской . Светская власть лучшей из которой является Монархия и аристократия ( худшая - олигархия и демократия ) должна подчиняться и помогать церковной .
Итак , Тевтонский Орден , в рядах которых было большое количество немецких дворян и бастардов , принялся освобождать Пруссию от пруссов , обращать их в христианство и основывать Крепости . Однако на этом их деятельность не заканчивалась .
Тевтонцы освоившись на Балтике , стали " крышей " для Ганзейского Союза . Эта торговая Корпорация , имела в своем союзе разное время от 100 до 200 городов и монополию торговли в Балтийском и Северном море . Тевтонцы охраняли купцов и заключали торговые контракты с Русскими князьями и Английскими Королями .
Со временем Немецкие Рыцари стали не только не зависимы , но и богаты ( достаточно посмотреть на их Замок в Мариенбурге ). Уже в эпоху Крестовых походов были прообразы транснациональных корпораций ( как монашеские ордена и торговые объединения ) поскольку именно христианство и торговля объединяли народы Европы того времени . Однако дальше дело не пошло , поскольку Накопились противоречия внутри христианского мира и в силу развития местных Феодалов .
Уже в те времена (13 век )появлялись произведения на национальных языках ( Данте )
Стали развиваться и богатеть национальные элиты , олигархи .
Немецкий религиозный философ Майстер Экхарт , использовал немецкий язык вместо латыни и развивал мистицизм . То есть человек напрямую , без посредства Церкви может общаться со Всевышним , поскольку душа человека есть часть Бога , а Бог существует во всем присутствующим .
"Государства, ранее почти не сносившиеся друг с другом, под влиянием реформации находили весьма важные точки соприкосновения и начали объединяться на основе новой политической солидарности. Подобно тому как граждане вследствие реформации стали в иные отношения к своим согражданам, а государи - к своим подданным, так возникли и новые взаимоотношения между государствами. Итак, по странному стечению обстоятельств церковный раскол привёл к более тесному объединению государств."
( Фридрих Шиллер . История Тридцатилетней Войны ).
Европейский глобализм , который проходил под знаменами католицизма с помощью духовных монашеских орденов , рухнул под воздействием Ренессанса - Реформации .
Примерно тоже самое происходило и на Востоке . Глобальные Империи Монголов и Арабский Халифат , стали распадаться по региональному и национальному признакам . Все началось в Италии . Именно там сформировалась самая богатая прослойка олигархов , разбогатевших на торговле и банковском деле . Они прервали монополию церкви на формирование мировоззрение общества , основали свои академии , призвали художников и писателей , изображать людей такими какие они есть , а не такие какие они должны быть , согласно христианским канонам . На Троне Святого Петра стали появлятся представителей этих олигархических семей ( Медичи ,Сфорца , Борджиа и др . ) . Ватикан уже был не только религиозный , но и финансовый центр , со всеми вытекающими отсюда последствиями .
Когда Мартин Лютер по делам Августинского ордена прибыл в Рим , то был ошарашен богатством и развращеностью . В то время кстати , на Папском Троне находился известный меценат Юлий Второй . Благодаря Ему и его преемнику из рода Медичи , Льву Десятому , в Рим стекаются толпы туристов посмотреть на работы Рафаэля и Микеланджело . Но Лютеру видимо было не до искусства .
16 -17 века были еще и очень холодными . Замерзало Балтийское море и даже Венецианские лагуны , неурожаи , голод и болезни также вызвали бунты и войны .
Как бы то ни было , но идея о непогрешимости католической церкви и Папы , была подорвана . В Европе формировались сильные , централизованные монархии превратившиеся затем в огромные Империи. Возникли проблемы и у рыцарских орденов . Еще в 14 веке , французский король Филипп Красивый по договоренностью с " ручным " Папой Климентом Пятым , конфисковал у Тамплиеров их имущество .
В Битве под Грюнвальдом 1410 год , Польско литовские князья , разгромили Немецкий Орден. Еще через сто лет Орден распустили , земли спекулировали. Последний магистр Тевтонского Ордена , Альбрехт Гогенцоллерн , родственник польского короля . Ягайло перешел в протестанты и стал первым Герцогом Пруссии под Польским протекторатом .
Сам Мартин Лютер , не смотря на критику католицизма , был революционером в области религии , но не в социально общественной .
Во времена Крестьянской Войны в Германии выступал с критикой восставших .
Также он не был оригинальным мыслителем , заимствуя идеи 13 века Экхарта , а скорее пламенным проповедником оказавшийся в нужное время в нужном месте .
На фоне Итальянского Возрождения , немецкая Реформация выделяется как энергичный протест отсталых умов, которые ещё отнюдь не насытились миросозерцанием средних веков и ощущали признаки его разложения
( Ф.Ницше )
Тридцатилетняя война в Германии , в которой прямо или косвенно принимали участие почти все политические субъекты Европы от России до Венеции , проходила на территории Германских Княжеств и унесла ок 7 млн местных жителей .
Такую стоимость заплатили что бы подписать Вестфальский Мир и за принцип - Чья Власть , того и Вера .
Так уж получилось что объединением Германии в последствии занимались не Бавария или Саксония , а земли которые вообще не имеют отношения к историческому заселению германцев - Пруссия и Бранденбург .
Бранденбург так же как и Пруссия и Силезия была колонизирована немцами , местные славянские племена были изгнаны или ассимилировались . " Земли где жили одни славяне , волки и медведи " были заселены или завоеваны германскими землепашцами и строителями .
Важнейшим моментом истории Германии , которому мало придают значение , был приход в качестве Курфюрста Бранденбурга в 1640 году , Фридриха Вильгельма Первого из династии Гогенцоллернов .
Большая часть Германии после тридцатилетней войны , была разорена и обезлюжена .
Тем не менее Фридрих Вильгельм решил занятся , как бы сейчас сказали " Модернизацией " . Для пополнения населения он призвал Фламандцев ,голландцев и французских Гугенотов . Те в свою очередь развернули производство и торговлю , осушением болот , архитектурой. Были открыты университеты и публичные библиотеки.
Также была реформирована армия по шведскому образцу и началось строительство флота и даже появилась колония в Гвинее . ( В последствии , это опыт перенял Петр Первый в масштабах России ).
В последствии Фридрих Вильгельм объединил Бранденбург с Пруссией .
В итоге Пруссия из пещерного феодализма , постепенно стала выходить в лидеры Германского Мира .
"Протестантская религия чересчур уж разумна, и если бы в протестантской церкви не было органов, то она и вовсе не была бы религией. Эта религия безвредна и чиста, как стакан воды, но и пользы от нее никакой."
( Генрих Гейне )
Реформационные процессы в Англии вывели ее затем в лидеры Капиталистического Мира . Реформация , и последующие за ней войны в Германии , приостановили политическое и экономическое развитие ее на 200 лет . Нарождающийся в средние века Капитализм на базе Союза Ганзы и крупных предпринимателей вроде Фуггеров
был уничтожен и раздроблен на небольшие религиозно - политические зоны влияния .
Немецкие земли оказались зажатыми между большими королевствами ; Польско Литовским на Востоке , Шведским - на Севере и Многонациональной , трансатлантической Империей Габсбургов на Юго Западе .
Впоследствии , Германию еще не раз опрокидывали в стремлении стать Политическим и Экономическим центром Европы .
Немецкие князья еще 200 лет , сидели в своих многочисленных" независимых " владениях , следуя французским и английским модам , выписывая иностранных музыкантов и певцов , наблюдая за мировой политикой , и медленно разрастающейся Пруссией . Многие немцы уезжали из этого болота в иммиграцию в Россию , Австрию и и Америку . Вся музыкальная и культурная жизнь германоязычного мира была сосредоточена в католической Австрии . Моцарта , Гайдна , Гуммель , Шуберта и многих и других не интересовали вопросы религии , а признание своих талантов , славы и денег . Гендель работает в Англии и Только Иоганн Себастьян Бах , непризнанный при жизни , одиноко ездил по малоизвестным городам Германии , сочиняя свои многочисленные шедевры .
Тем временем Прусское Королевство продолжает расширяться , выгодно используя то Россию , то Англию или Австрию . Отец Фридриха Второго , Фридрих Вильгельм делает первоклассую армию , приводит в порядок финансы и уравнивает в правах сословия . Его сын Фридрих Великий , большой оригинал ( в целом фигура слишком распиаренная ) , предпочитал мужское общество , играл на флейте пришел на все готовое и еще смог увеличит государство в два раза . Отменил телесные наказания , переписывался и встречался с Вольтером . Но все это , пока было буря в стакане по сравнению с Большой игрой Британской , Французской и Испанской Империй .
To была эпоха "Бури и натиска", эпоха гениев, когда индивидуальность со стихийной силой восставала против ига правил и формул, время исконности, естественности в духе Руссо , самовластия гениев, исповедей, дневников и писем.
( В. Виндельбанд. О философии Гете. )
"Посредством революции можно, пожалуй, добиться устранения личного деспотизма и угнетения со стороны корыстолюбцев или властолюбцев, но никогда нельзя посредством революции осуществить истинную реформу образа мыслей; новые предрассудки, так же как и старые, будут служить помочами для бездумной толпы."
( Иммануил Кант. Что такое просвещение )
На сломе 18-19 веков , в Германских землях появляется плеяда мыслителей , Поэтов и философов . Эта немецкая интеллигенция ставила задачу сформулировать ответы на вопросы: что есть религия и протестантизм в частности , что есть человек и его Я . Какими должны быть отношения людей по отношению к государству , праву и религии .
Наконец , кто такие германцы , что есть их язык и культура , а также их место среди европейских народов в историческом процессе .
Как известно , Протестантизм отверг Церковь и духовенство как обязательных посредников между Богом и людьми . Только Библия может быть верным наставником , и только вера в Иисуса может спасти человека . Генрих Гейне , который перешел из иудаизма в протестантство по конъюнктурным соображениям писал , что протестантизм есть своего рода переходный этап от христианства к иудаизму .
Гегель характеризовал религию как форму абсолютного духа . Но так как человек носитель субъективного духа , то он должен и может через философию и логику осмыслить этот объективный дух .Иммануил Кант доказовавший что , только Разумной критикой можно давать определения что есть что , перенес это и на религиозную тему.
Религия в пределах разума . Если можно разумом доказать необходимость религии , то она необходима . О человеке Кант писал как о общественном" животном" , которому нужен хозяин , что бы сломать его волю и переподчинить человека воле общественной , то есть Государству , но так как Государство представляют , такие же " животные " , то здесь может помочь только Право и Религия , как сдерживающее инструменты .
В целом немецкая классическая философия , ставила на рассудочное , логическое обоснование всех проявлений человеческой деятельности ( Религии , Государства , Права , Философии , Искусства )
( объект + обоснование = осознанная необходимость ) .
Таким образом , Религия и Вера были замкнуты на рассудочном обосновании .
Государство , Право и Религия - необходимость , осознанные свободной Волей человека . Право есть ограничение всех , ради блага всех .
Тем временем во Франции , под лозунгами Свобода , Равенство , Братство , происходит свержение монархии . В Германии по разному оценивали Революцию , подготовленную Французским просвещением . Еще до этих событий , в Германии разворачивается культурно литературное движение " Буря и Натиск " . В противовес Французскому классицизму , оно изображает сильный характер личности , эмоциональность вместо рациональности . Шекспир и поэмы Оссиана превозносятся как идеал настоящего творчества . Самобытная литература и философия конца 18 начала 19 веков , предопределило развитие национального немецкого самосознания . К концу Наполеоновских войн , в Германии уже были сформулированы идеи германской идентичности и необходимость к объединению .
" Если Германия не стремится после нескольких войн
разделить участь Италии и почти целиком оказаться во
власти иноземных держав....Необходимо создать то наиболее существенное, что
составляет государство, а именно - государственную
власть...Существование Германской империи возможно лишь
в том случае, если будет создана государственная власть
и восстановлена связь между немецким народом и импе-
ратором." ( Г. Ф. Гегель . Конституция Германии. )
Далее , в Философии Истории , Гегель делает германскую нацию естественным продолжателем цивилизационных процессов вслед за Грецией и Римом .
Германский Дух есть Дух нового Мира - пишет Гегель - Назначение германских народов , быть носителями христианских принципов духовной свободы . Германцы как дети усвоили чистоту христианство в самом начале христианской эры , то есть являются избранным народом. Постоянное упоминание об Абсолютной истине , Мировом Духе и осознанной необходимости , делает этого философа , адвокатом будущих свершений , какими плохими бы они небыли .
Еще один самобытный немецкий философ , предвестник К. Маркса , Иоганн Готлиб Фихте . В своих речах к Немецкой Нации , он выделяет германский язык , как " живой " в отличии других европейских " мертвых ". Фихте радеет за новое немецкое образование , которое должно воспитывать именно духовную нацию , а не отдельную элиту .
Кроме того Фихте пишет " Замкнутое торговое государство "
В предисловии , он прямо указывает , что Европа грабит колонии и производит неэквивалентный обмен с другими Континентами и Странами . Германия находится в то время в положении аграрной периферии , куда сбывают свой товар Англия и Франция . Если государство имеет внутреннее Право , то почему не может быть и чисто Внутренней торговли и производства ? Что бы не было проблем с перепроизводством и неравномерным потреблением , необходим контроль и точное распределение кто , что и зачем производит . Эта экономическая утопия была направлена Прусскому королю , но осталась без внимания .
В ходе Наполеоновских войн , было упразднено государство под гибридным названием Священная Римская Империи Германской нации . Около 100 тысяч баварцев , саксонцев , пруссаков и других немцев приняло участие в походе Великой Армии в Россию под руководством французских маршалов .
Но настоящие патриоты не участвовали в этом вторжении . Штейн и Клаузевиц перешли на русскую службу и создали добровольческий освободительный корпус , участвовали в войне с Наполеоном в составе Русской армии . Известные полководцы Блюхер , Шарнхорст и Гнейзенау присоединились к Прусской Армии в 1813 году и воевали с Наполеоном до победы под Ватерлоо .
Германские умы на 50 лет опередили время . Только в середине 19 века под руководством Бисмарка началось настоящее , политическое объединение Германии .
Затем появилась и сильная промышленная экономика . Германский флот вышел в море и приступил к освоению колоний и рынков сбыта . Мировому Империализму стало тесно на планете Земля , что впоследствии привело к Первой мировой войне.
"Есть ли немецкие философы? есть ли немецкие поэты? есть ли хорошие немецкие книги?" - спрашивают меня за границей. Я краснею, но с храбростью, свойственной и мне в отчаянных случаях, отвечаю: "Да, Бисмарк!" - Разве я посмел бы хоть только сознаться, какие книги читают теперь?..
Фридрих Ницше.
Пока новая немецкая крупная буржуазия , промышленники и банкиры такие как Крупп , Тиссен и другие осваивали Германский и мировой рынок , немецкая интеллигенция задумалась о новой роли германского народа . Великий ревизионист "европейских ценностей " Фридрих Ницше , конечно не был никаким националистом . Напротив он искал в других нациях , древних и современных то , чего не было в немцах . Древнии Греки , Итальянцы , Французы и Русские были для него зеркалом для Германцев . Ницше положительно смотрел на смешивание немцев и славян , полагая что это оживляет нацию . Он даже излишне героизировал и хвалил другие национальности и принижал немцев , или точнее современных ему бюргеров .
Люди дела , герои , вожди , пророки уступили место философам , схоластам , торговцам и жуликам . Героическая эпоха сменяется эпохой торговли , пустой болтовни и писанины . Вслед за Достоевским , Ницше вглядывается в темную бездну человеческой души . Но чем больше ты вглядываешься в бездну , тем больше бездна вглядывается в тебя .
Судя по идеологическим течениям середины - конца 19 века , Европейцы оказались морально не готовы к быстрому технологическому прогрессу и его влиянию на развитие капитализма . В англосаксонском мире стал развиваться Позитивизм , который утверждал положительное влияние прогресса и науки на общество.
Великий Немецкий романтизм ушел в прошлое . Люди уже не сливаются с природой и богом . Люди скапливаются в больших городах , работают на больших заводах и делают большие машины для покорения природы и человека .
Возникновение большого нового рабочего класса " Пролетариата " и крупной финансово промышленного сословия , привела к столкновениям и революции , а затем толкнула Карла Маркса на написание Капитала и создание рабочего интернационала .
Так появилось коммунистическое движение . Новая глобальная , антирелигиозная , антикапиталистическая идеология . Материализм и Социализм стали основными идеями в 20 веке во всем мире. По идее Маркса , Пролетариат в промышленно развитых странах , будет постоянно численно увеличиваться , а также увеличиваться разрыв в доходах с крупными капиталистами . Наконец большинство, то есть Пролетариат , используя противоречия внутри капиталистического мира и берет власть в свои руки .
Помимо идей коммунизма , особенно во времена политического унижения Германии , Как после покорения немцев Наполеоном , так и после Версальского договора 1918 года , вопросы национализма вновь начинают подниматься . В Германии еще в расцвете экономического могущества перед Первой Мировой , обсуждается тема Серединной Европы ( Политико - экономического объединения ) где Рейх объединяет - завоевывает исторические территории расселения германоязычных народов под эгидой Германии .
Ознакомление Европейцев с Восточными цивилизациями , Индийской философии и истории , также сильно повлияло на развитие самых разных идеологических течений .
Индийская философия не смогла покорить европейскую рассудочную мысль , поскольку она во многом базируется на личном духовном опыте через аскетизм , голод , самоистязание и впадения в состояния транса , передачи его через религиозные обряды и малопонятные европейцам тексты . К этому подходили христиане отшельники , пустынники и мистики , но в итоге христианство пошло по мирскому пути , всякого рода ереси преследовались , а христианская мысль слилась с аристотелевской схоластикой . Позднее и европейцы стали понимать , что своим разумом невозможно все осознать .
Более всего на европейцев произвела впечатление индийская кастовая система , изобретенная Ариями , чьи предки жили в районе уральских гор и потом расселились на территории сегодняшних Ирана , Индии и других стран .
В древнеиндийском политическом трактате " Артхашастра " с самого начала перечисляются основные касты их обязанности ( Брахманы , кшатрии , вайшьи и шудры ) . Когда касты смешиваются - Мир гибнет .
Даже к концу 19 века , индийская элита в большинстве своем состояла из касты брахманов. Арийцы , завоеватели Индостана и создатели уникальной цивилизации , санскрита , науки , религии и философии в какой то момент стали властителями дум некоторых европейских мыслителей . Им хотелось вырваться из оков христианской цивилизации , философской схоластики и Европейского права .
Как и другие внесенные в Европу религии или идеи , идея о сверхлюдях стала приобретать гипертрофированный , извращенный характер .
Восточное созерцание не свойственно беспокойному характеру европейца .
Любому явлению нужно дать точное определение , и включить его в некий процесс на благо человеку , который есть мера всех вещей .
В конце 19 начале 20 века Германия была в зените своих Империалистичеких устремлений . Немецкие мыслители и историки , такие как Трейчке , оглядывая взлет Германо - Прусской государственности , философской мысли и культуры в целом , восторгались им и одновременно надменно посматривали на своих конкурентов . Англию обвиняли в том , что они превратились в нацию лавочников - торгашей и не достойны своих покоренных коллоний .
В период между Первой и Второй Мировыми войнами , рассмотрению и критики подверглась не только Европейская философия , которая со времен Платона - Аристотеля стала превращаться в логику , но и экономическая капиталистическая система . Макс Вебер , делал вывод что протестантизм породил капитализм или сделал его более эффективным за счет "протестантской этики " .
Вальтер Беньямин указал что капитализм - это и есть религия , основанный на культе накопительства . Культ наделенный виной ( благодаря греховному ссудному проценту ) и направлен не на искупление а на обвинение , даже самого Бога .
Капитализм является паразитом христианства . Беньямин критикует Маркса , Ницше и Фрейда ( властителей дум той эпохи ) , поскольку их теории также базируются на капиталистическом культе вины , отрицания и обвинения окружающего мира .
Действительно , капитализм появился уже с возникновением денег . Когда люди с натурального обмена перешли на новую систему обмена .
Уже Аристотель рассматривал и критиковал денежно меновую систему . " Деньги это только знаки богатства , но не само богатство . " Уже тогда Деньги из средства стали превращаться в цель . Также Аристотель указал что жажду накопление денег невозможно остановить . Общество же которое постоянно стремится увеличить свое богатство , постоянно сталкивается с нехваткой ресурсов .
В итоге , мировой капитализм к началу 20 века оформился как клубок глобальных , постоянно расширяющихся промышленно финансовы монополий , которые поддерживаются национальными правительствами своих стран .
Первая мировая война , революции в Европе , похоронила несколько империй , но не покончила с капитализмом . Капитал нашел тихую гавань в США , создал ФРС и через несколько десятилетий власть доллара уже висела над всем капиталистическим миром . Европа же , особенно Германия после Первой Мировой , сотрясаемая кризисами и революциями , начала резко радикализироваться .
Немецкое понятие свободы всегда было направлено против внешнего мира. Под этим словом разумелось право быть немцем, только немцем и более ничем; в нем выражался протест эгоцентриста, который противился всему, что ограничивало, обуздывало народнический эгоизм, укрощало его и заставляло служить общественным интересам, "человечеству. Закоренелый индивидуализм немцев по отношению к внешнему миру, к Европе, к цивилизации прекрасно уживался с удивительной внутренней несвободой, незрелостью, тупым верноподданничеством. Он был проявлением воинствующего низкопоклонства, и национал-социализм гипертрофически возвел это противоречие между внешним и внутренним стремлением к свободе в идею порабощения мира одним народом, который так несвободен у себя дома, как немецкий народ.
Томас Манн. О Германии и немцах.
И так , крупная немецкая буржуазия между коммунистами , невнятной веймарской демократией и национал социализмом , выбрала Гитлера , поскольку коммунисты грозились отобрать то что еще осталось , а демократы вынужденные выполнять Версальский договор , ничего нового предложить не могли . Германия в разные времена , практически всегда была реакционным государством . И теперь глобальные идеи коммунизма , либеральной демократии и свободной торговли , не получили среди немцев должного понимания .
Гитлер смог соединить в своей доктрине Реваншизм за проигранную войну , мифы о национальном превосходстве " немцев - арийцев " над другими нациями , идеи начала века о Срединной Европе и колонизации Восточной Европы , в целях обретения жизненного пространства .
Промышленникам он обещал новые рынки сбыта , сырье и правительственные заказы .
Военным - Увеличение расходов на армию и выход из Версальского договора .
Обычным людям - работы , хлеба , избавления от власти финансистов - евреев .
Правда далеко не все умы в Германии были за поход немцев на Восток .
Классик геополитики, Карл Хаусхофер , полагал что Германия должна искать геополитической дружбы с Россией и Японией с целью создания Евразийского пояса .
Томас Манн , оценивая это период истории Германии , писал что Германия к сожалению постоянно отстает от мировых идеологических и экономических трендов еще со времен Лютера . Например , Национализм и рабский труд Третьего Рейха , придуманы не немцами и уже в прошлом .
В Мемуарах многих деятелей гитлеровской Германии , Финансистов , военных , есть фразы что Гитлер их обманул . На самом "Фюрер " просто обещал всем то что они хотели . Быстрая Оккупация и Ограбление Европы действительно , дало Германии дополнительные финансовые и промышленные и другие ресурсы .
Однако уже с 40 года была введена карточная система , города подверглись английским бомбардировкам . Некоторые как Гамбург , были разрушены на 80 % , притом что фронт находился очень далеко от границ Рейха . С нападением на Советский Союз , потери в войсках возросли в десятки раз .
Уже на Тегеранской конференции 1943 года , Сталин и Рузвельт обсуждали будущее Мира , Британских и французских колоний , мировой послевоенный порядок .
Говорить друг с другом в Германии сегодня
затруднительно, но это - главная задача, ибо мы чрезвычайно отличаемся друг от друга в том, что мы испытали и чувствовали, в том, чего мы
желали и что делали. Под покровом вынужденной, внешней общности скрывают то, что полно возможностей и теперь может развиться.
Единство через принуждение ничего не стоит, оно, как призрак, рассыпается при катастрофе.
( К. Ясперс . Вопрос о виновности .)
Крушение Германии по итогам двух мировых войн , было не просто военно политическим , но это было крушением и пока окончательной попытки построения и навязывания некой своей " Германской цивилизации " , подобно тому как крушение Советского Союза , остановило распространение Советской цивилизации .
Еще во времена Римской империи так называемые германские и славянские племена центральной Европы , были одним народом и имели одних богов . Племена которые в итоге пошли на Запад , завоевали Рим , получили название от римлян как " германские " , частью приняли наследие Римско античной культуры и право . Племена которые расселились на Восток и Юг , попали в сферу культурного влияния Византии , были по преимущество славянскими .
Германия была под влиянием католического Рима , а после Реформации пыталась построить новую цивилизацию , основанную на капитал- протестантизме и национализме , но столкнулась с интернациональным англосаксонским капитализмом и интернациональным коммунизмом .
После Второй мировой войны Германия , была включена в англосаксонскую экономическую систему , ( по плану Маршалла ) а также попала под культурное влияние США и отстроилась как и многие Европейские страны на Социал демократических основах .
Социальное государство - это мирное сосуществование между демократией и капитализмом.
Общественная дискуссия и настроение в Германии не отличается от других европейских стран. Никакого особого пути, никакого особого сознания. 1999г.
Юрген Хабермас .
Чем же заниматься немцам после 1945 ? Армию в составе НАТО держать можно , но атомное оружие и даже атомные электростанции не рекомендуется .
ФРГ и ГДР были своего рода боевыми заставами , на границах Социалистического и Капиталистического миров . Теперь немцы смело могли заняться экономикой и....спортом , а вот самостоятельной политикой и в Восточной и Западной Германиях , заниматся было опасно .
Промышленность ГДР пришлось почти с нуля возрождать , поскольку основные мощности были в Западной Германии . Одним из гигантов промышленности ГДР стал комбинат " Карл Цейс " , где работало ок. сорока тысяч человек . В его состав входило 15 народных предприятий , по несколько тысяч человек .
Промышленность ФРГ помог восстановить американский " план Маршалла ". Финансовая помощь возвращалась в США в обмен на будущие дивиденды в виде золотовалютного Запаса Германии , который должен был накапливаться и храниться в США . Кроме того вся "помощь" в виде покупок оборудования для заводов , товаров ТНП , продовольствия для разрушенной страны должна была идти из Америки , американские корпорации входили в долю к немецким.
Все радикальные , по мнению американцев , партии с националистическим и коммунистическим уклоном были отменены . Одним словом полный экономический и политический контроль .
Со временем этот контроль ослаб из за борьбы Штатов с СССР , так что Германия смогла объединиться и возглавить экономический союз ЕС .
Либерально экономический союз ЭС , который объединил наиболее промышленные зоны Западной Германии , Франции , Северной Италии , Южной Испании , Бельгии , Голландии , был своего рода реинкарнацией идеи Срединной Европы , или даже Империи Карла Великого .
Современная политика европейских держав, направленная на дальнейшее развитие и укрепление процессов европейской интеграции, несет в себе в более или менее отчетливой форме выраженную идею, согласно которой
мышление в рамках национальных государств не соответствует более духу эпохи.
Антон Лейст.
Свобода больше не означает обладания необыкновенной привилегией, дарованной человеку Богом, - привилегией следовать в акте свободной воли за Богом, согласовывать свои действия с Его вечным законом, с Его волей, свободно и адекватно отвечать на каждую подлинную ценность: вместо этого она превратилась в следование своим произвольным склонностям и настроениям.
Современный человек потерял ощущение своей тварности, которое было присуще даже язычнику, и думает, что может собственными силами преобразовать мир в некий земной рай.
Д. Гильдебрант . Новая Вавилонская Башня .
Несмотря на глобализацию и стиранию культурных границ в 21 веке , в Германии все равно стоит вопрос о национальной и культурной идентичности . Великая Немецкая культура 18 - 19 веков , хоть и принадлежит достоянию мировой культуры , но всегда взывала к национальному самосознанию немцев и к любви родине. Немцы всегда были довольно консервативным народом и с опаской смотрели на новейшие идеологические и культурные тенденции . Реакция Германии на попытки слома консервативного общества выливались в Реформацию Лютера и Национализм Гитлера .
Закончить можно словами из Гимна Германии или Песни немцев , написанный в 1841 году на музыку Гайдна .