Поличенко Константин Алексеевич : другие произведения.

Союзники

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   С О Ю З Н И К И
  
   "Союзники" в условиях города Ангрена Ташкентской области, в условиях Ангренского угольного разреза и даже в условиях юга Узбекистана - явление особое и требующее особого разъяснения.
   Дело в том, что разрез Ангренский это не сплошное угольное тело, из которого только бери да бери и отправляй уголь, куда скажет его величество государственный план. Есть, конечно, и сплошные пласты толщиной на полный подъём экскаваторного ковша, откуда берут уголь крупный, добротный. Так называемый БК (бурый крупный), такой уголь грузят иной раз сразу в магистральные вагоны и отправляют тому или иному потребителю. Часть такого угля, который не проходит по установленному стандарту грузят в вагоны-самосвалы и выгружают на складе станции Джигиристан, где происходит сортировка на БК и БМ (бурый мелкий). Здесь БК грузят опять же в вагоны МПС и отправляют, куда положено.
   А есть и менее мощные пласты, идущие в перемежку с пластами породы, и гребут эти пласты "чохом" - уголь с породой вместе. Это так называемая "селективная вскрыша". Везут такую вскрышу на обычный отвал и выкружают под откос. Куски угля вместе с породой катятся вниз, причём уголь, будучи более тяжёлым летит дальше вниз и накапливается в своеобразный склад.
   Вот там-то и встречают этот уголь "союзники". В основном это молодые парни , лет по 18-25. Нигде они кроме отвала не работают. Существует негласная договорённость между "союзниками" и станционным диспетчером, чтобы вскрышу из-под такого-то экскаватора напрвлять на такой-то отвал. Здесь тоже идёт сортировка по сортам: небольшие куски складывают отдельно и грузят их в проволочнык карзины, которые крепятся на спинах ишаков, по одной с каждой сороны. В карзину входит 3-4 ведра угля, всего до 10 ведер на одного осла, т.е. приблизительно около 100 кг. При этих ишаках служат "водителями" отцы и деды этой молодёжи. Старые пенсионеры. Нагрузив осла углём, этот "водитель" отправляется в кишлак и либо берёт этот уголь себе либо продаёт соседу. За день ишак с пенстонером делают 2-3 ходки.
   Крупный уголь, глыбы угля складавают в другую кучу и из этой кучи грузят автомашины. За день набирается до 30 ишачьих ходок и 2-3 машины. Эта работа идёт круглые сутки.
   "Союзники" всякими способами пытаются усовершенствовать свою технологию. Они приходят непосредственно в разрез, в селективный забой и наблюдают за погрузкой вскрыши в думпкары. По окончании погрузки они влезают на думпкары и ложатся на погруженный груз, чтобы не попасть под ток контактной сети и едут с этим поездом на отвал. На отвале эти ребята являются хозяевами всего того, что из думпкаров вывалится. Вот здесь и проявляется их "союзничество": бывает, что поезд сходит с рельсов(это обычная, рядовая практика на горных предприятиях), и эти парни принимают активнейшее участие в ликвидации схода, стараются, помогают локомотивной бригаде побыстрее поставить вагоны на рельсы, чтобы быстрее уехать на отвал и выгрузить "свой" груз. Вот поэтому они "союзники".
  Это мирные, так сказать-пассивные "союзники". А есть ещё и активные - это просто грабители угольных поездов. Угольные поезда , как я уже говорил, грузятся на станции Джигиристан и следуют до станции Углесборочная, а дальше уже на железнодорожную сеть, т.е. потребителям. От Джигиристана до Углесборочной около 3-х км. Чаще всего "союзники", то биш грабители поджидают состав на Джигиристане, ждут, когда его погрузят БК, влезают на вагоны, всего их человек 8-12. Трогаются со станции и на перегоне останавливают поезд - открывают концевой кран тормозной магистрали и - поезд встал. Начинается выгрузка угля, бросают сразу из 2-х - 3-х рядом стоящих вагонов. Опоражнивают вагоны процентов на 20 - шапку сбрасывают. Здесь ждут уже специально оборудованные КамАЗы. Идёт быстрая погрузка, и машины с вооружённой охраной (оружие - ружья и обрезы) отъезжают. Едут через перевал в Ферганскую долину: в Коканд, в Андижан, в Фергану.
   Такой ополовиненный поезд прибывает на Углесборочную, попадает на весы, где устанавливается убыль и догружают - работа ненужная и муторная. Реденько грабят уже отправленные на дорогу поезда: такая же процедура происходит на перегоне Ангрен - Аблык.
   Можно с этим явлением бороться? Я по наивности своей думал, что можно, хотя знал, что одного из пытавшихся остановить уже отъехавшую машину убили ударом кастета в висок, а прежнего началиника станции Углесборочная Ястребова Анатолия Фёдоровича застрелили из абреза у него в кабинете.
   Однажды я дежурил ночью по нашему ПТУ (Погрузочно-Транспортное Управление) и сразу предупредил дежурную по станции Джигиристан, чтоба она известила меня о готовности угольного поезда. Она позвонила мне и сказала, что через полчаса поезд будет готов. Я отправился на станцию. Подошёл к поезду, погрузка заканчивалась. Тьма кромешная. Светится на столбе крохотная лампочка. Стоит будка - видимо, старая стрелочная будка, из неё слышатся мужские голоса. Розумеется - это "союзники". Я вошёл, паоздоровался, мне недружно ответили.
   - Что, товарищи. Собираетесь ограбить этот поезд?
   - А как же! Это наша работа! - ответилмне бодрый голос на чисто русском языке. На фоне чуть светящегося окошка я увидел горбоносый профиль - остальных в темноте не видно было абсолютно.
   - Но ведь это грабёж! Это недопустимо. Это воровство!
   - Ну, это по-вашему грабёж и воровство, а нам жить надо.
   - Я вынужден вызвать милицию.
   - Ну, это дело хозяйское. У каждого своя работа. Вызывай! А почему ты такой смелый - ходишь тут, заходишь к нам, а вдруг с тобой что-нибудь случится?
   - А что со мной может случиться?
   - Всякое бывает - уголь на голову с вагона упадёт....
   - Всё в руках Аллаха! - ответил я.
  Поезд тихонько тронулся и стал набирать скорость. Я выскочил из будки вместе с бандой и побежал к тепловозу. Меня обгоняли молодые парни и по-обезъяньи ловко взбирались на вагоны. Было их человек 10. И горбоносый тоже промелькнул мимо. Поезд набрал скорость, я сказал машинисту, чтобы он известил дежурную по станции о необходимости вызвать милицию на перегон, где предположительно грабители остановят поезд. Мы отъехали от Джигиристана километра полтора, когда поезд толчком стал тормозить и встал.
   - Всё! Приехали! - сказал машинист. - Сейчас выгружать будут. Кран сорвали.
   Я вышел из тепловоза и пошёл вдоль поезда. Работа кипела полным ходом, куски угля летели из 3-х вагонов, их тут же хватали люди и грузили на 2 КамАза. Возле машин видны были люди с ружьями. Ко мне подошёл горбоносый:
   - Хочешь поговорить с нашим бугром, чтобы тебе всё сразу стало понятно? Эй, Файзулла! Подойди!
   Подошёл нестарый, плотный, высокий человек. Подал руку, поздоровались.
   - Вы не мешайте нам. Вы недавно у нас, в Узбекистане, в Ангрене? Живите, у нас здесь хорошо: виноград, шашлык. Деньги можно заработать, только не надо наглеть. И мы любим смелых людей.
   - С ейчас милиция приедет. - сказал я.
   - Милиция тоже люди. Как приедут, так и уедут.
   Подъехал милицейский ГАЗик. Подошли 2 милиционера и стали бойко и обрадованно разговаривать с "бугром" по-таджикски. На меня и внимания не обратили, и я им ни слова не сказал.
   Погрузка закончилась. Поезд откачал тормоза, тронулся и ушёл на Углесборочную. Мы с Файзуллой пожали на прощанье друг другу руки. Он лучезарно улыбался.
   - Иди , дежурь дальше! - горбоносый похлопал меня по спине. - Ребята тебя отвезут.
   На милицейском ГАЗике я приехал в управление, вошёл в кабинет, попил воды прямо из графина и закурил.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"