После потопа Бог продолжил эксперименты, ограничиваясь отдельно взятыми людьми (Содом и Гоморра - всплеск эмоций), но желаемого результата не получил. Нужны были более масштабные действия. Израильтяне идеально подходили для осуществления задуманного.
Новый царь египетский "сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас" (Исх., гл.1, ст.9). После этого израильтян начали всячески притеснять. Почему-то у меня возникла аналогия с современным миром, в частности, с постсоветским пространством. На части этих территорий роль, подобная роли израильтян, досталась русским. Конечно, не в такой дикой форме, как в Египте (реалии не те), но притеснения русские, например, в Прибалтике, я думаю, ощутили в полной мере. Не осталась в стороне и родная мне Украина. Про восточную часть не скажу, а вот относительно западной и, частично, южной части кое-что утверждать могу. Во Львове совсем не редкость плакаты "Украина - для украинцев", одно время запрещались в общественных местах русскоязычные песни, была свидетелем митинга в центре города под плакатами "Москоляку - на гиляку" (называя русских москалями, вкладывают приблизительно такой же смысл, как называя евреев жидами), выступающие периодически скандировали содержимое этих плакатов через громкоговоритель. Обращения к милиции по поводу нарушения митингующими Конституции Украины игнорировались
Где-то читала, что нельзя стать гражданином Японии, если ты не считаешь себя японцем. И никаких тебе нацменьшинств, и никаких, даже в перспективе, национальных конфликтов. По-моему, это единственный способ, более-менее гарантирующий в стране гражданский мир. Украина сделала шаг в этом направлении - записи "национальность" в наших паспортах больше нет. Но далеко не всем это пришлось по вкусу. Некоторые партии даже внесли в свою программу обязательное восстановление этой записи, мотивируя это уже озвученным выше лозунгом "Украина - для украинцев". Что это как не желание возвысится, пытаясь унизить другого? Опять же, насколько я знаю, приверженцы этих партий считают себя христианами, а ведь гордыня - вроде бы смертный грех. Говорю "вроде бы", потому что пока в Ветхом Завете как раз вижу обратное - Бог усиленно культивирует эту черту среди израильтян.
(Вынуждена сделать вставку. 8 февраля 2006 г. случайно включила телевизор на заседание Верховнойи Рады Украины и натолкнулась на очередную попытку вернуть в паспорт графу "национальность" и даже ввести новую - "вероисповедание". Очередной законопроект на паспортную тему. Некоторые выступающие даже брызгали слюной, а это ведь не какие-то темные люди, а украинская "элита". Страшно, господа!)
Чем больше групповых отличий, тем больше поводов для конфликтов. Основное место среди них занимают межрелигиозные и межнациональные. Таков уж человек - он очень редко доволен тем, что имеет. И всегда найдется тот, кто захочет поиграть на темных струнках человеческой натуры в своих интересах.
Может показаться парадоксальным, но и относительно израильтян тоже был использован этот избитый, но безотказный прием. И использовал его, как вы уже правильно догадались, сам Господь. Устами Моисея он пообещал вывести сей народ "...в землю, где течет молоко и мед" (Исх., гл.8, ст.17). Но Моисею Бог сказал (и повторил не раз) еще кое-что интересное: "когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона. А Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа" (Исх., гл.4., ст.21). И зачем это понадобилось Богу, чтобы фараон сразу не отпустил израильтян? Разве что только для того, чтобы показать свою силу.
Кучу бед ниспослал Господь безвинному египетскому народу: и воду в кровь обратил, и скот пал, и болезни наслал (нарывы и воспаления), не говоря уж о более мелких неприятностях: жабах, мошкаре и песьих мухах. Но и такой демонстрации силы Богу показалось мало. И фараон с подачи Господа снова не отпускает израильтян. Ведь упорствование фараона - хороший и внешне благородный повод для Бога явить миру свое могущество.
Написала, и буквально тут же прочитала (Господь велит Моисею сказать фараону): "Но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле" (Исх., гл.9, ст.16). Герострат отдыхает!
К перечисленным выше напастям на голову египтян Бог наслал град, потом саранчу, которая "поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града" (Исх., гл.10, ст. 15) (отметим этот факт!). Дальше три дня темноты для египтян. Но и этого показалось Богу маловато, и снова он "ожесточил сердце фараона", и он не захотел отпустить израильтян.
Что же далее? Прямое уничтожение части египтян. Хватит мелочиться. Бог решает умертвить всех первенцев в земле египетской, естественно, как и все предыдущие беды, эта беда не должна была коснуться израильтян. И чтобы отличить "своих" от "чужих" повелел, чтобы "свои" вымазали дверные косяки своих домов кровью агнца, но не какого-нибудь, а годовалого агнца мужского пола и без порока. По агнцу на семью. И если до этого момента у меня были смутные сомнения по поводу такого уж бедственного положения израильтян в Египте, то теперь я уже не только сильно сомневаюсь, но и почти уверена в обратном. Ведь у "бедных" рабов такие агнцы нашлись, причем у всех без исключения!
Раб, по определению, не может иметь ничего своего. Хозяин волен дать ему что-то в пользование, но может в любой момент все забрать, особенно если ему самому становится не сладко. Вряд ли египтянам хорошо жилось после всех бед, свалившихся им на голову - скот пал, посевы уничтожены. Рискну предположить, что в стране начался голод. И в это время рабы В СВОИХ СТАДАХ находят агнцев, удовлетворяющих всем упомянутым выше условиям, чтобы съесть их и вымазать их кровью дверные косяки СВОИХ ДОМОВ!
Да, странные египтяне хозяева...
И вот евреи отпущены. И ведет их Моисей. Куда? К морю. С одной стороны море, с другой - пустыня. На первый взгляд, странное решение. Для тех, кто не прочитал до этого места Библию. Богу нужен был завершающий аккорд. И он снова ожесточает сердце фараона. И тот, узнав, где остановились израильтяне, бросается в погоню. Казалось бы, все, деваться евреям некуда. И тут-то Господь раздвигает пучины морские, и израильтяне идут через море по дну. Войско фараона бросается за ними, но воды морские смыкаются над ним. Весьма эффектно, не правда ли?
Теперь мне стали понятны истоки неприязни к евреям. Вот они, в Библии: пришли евреи - жди беды. И ждали, ведь слухом земля полнится:
"14 Услышали народы, и трепещут; ужас объял жителей Филистимлянских.
15 Тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана" (Исх.,гл.15).
По Библии Бог - создатель всех людей.
Что происходит в семье, в которой явное предпочтение отдается одному из детей? Как к такому ребенку относятся братья и сестры? В лучшем случае с неприязнью (проверено на собственном опыте). Только причины неприязни могут осознаваться или не осознаваться. Тоже происходит и в классах, когда у учителя появляются любимчики. Вряд ли они могут похвастаться хорошим отношением одноклассников к себе.
Какой можно сделать вывод? Либо чувства у Бога затмили разум, либо этот разум не очень, либо целью Господа и было вызвать неприязнь к евреям.
Одно из самых цитируемых мест Библии - глава 20 книги Исхода. Это Божьи заповеди. Все эти заповеди хорошо известны, и было бы совсем неплохо всем их соблюдать. Но... Вторая заповедь: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли". Эта заповедь обычно приводится в усеченном варианте: "Не сотвори себе кумира". И в таком виде, конечно, несет чисто положительный смысл. Из полной же редакции сразу вытекает, что почти вся живопись и скульптура, за исключением чисто абстрактной, - несоблюдение божьей заповеди, в том числе и иконы (и тем более иконы, что вытекает из следующей, третьей заповеди).
Про вполне положительное отношение Бога к рабству я уже говорила.
Из последней же заповеди следует, что не только раб не считается "ближним", но и женщина: "Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни...".
Дальше в главах 21 -23 законы, которые через Моисея объявил Бог израильтянам. Интересно сравнить с ними и собственное понятие о справедливости, и Уголовный кодекс. Что-то соответствует нашему понятию о справедливости, а что-то нет.
Основной смысл 21 главы - око за око. Но не относительно рабов: "20 А если кто ударит раба своего или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан; 21 Но если они день или два переживут, то не должно наказывать его; ибо это его серебро". Интересно, не правда ли?
Сейчас гадалок и колдунов развелось - видимо - не видимо, и подавляющее большинство вещают, по их словам, чуть ли не от имени Господа. В книге же Исхода читаем: "Ворожеи не оставляй в живых" (22,18).
Вообще Бог в Ветхом Завете - не просто вспыльчивый и неуравновешенный, а еще и чрезвычайно жестокий. На каждом шагу - смерть за то, смерть за это. Человек зачастую более милосерден, чем Бог. Вспомним, как Авраам пытался спасти города Содом и Гоморру. Потом Моисей уговаривает Господа не уничтожать весь народ за поклонение золотому тельцу.
Очень уж много внимания уделяет Бог вопросу, как израильтяне должны служить и поклоняться ему. Запах горелого мяса для Господа по-прежнему "приятное благоухание".
Не очень понятно, зачем понадобилось Богу регламентировать даже то, что израильтяне могут, и что не могут есть.
Оказывается, нельзя есть зайчатину и свинину. Этих и многих других животных Господь называет нечистыми:
"6 ...и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
7 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;
8 мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.
9 Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте;
10 а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас" (Лев., гл.11).
Как видим, табу и на раков, и на кальмаров, которых очень многие хотели бы видеть на своем столе (и желательно почаще), и на многие другие виды животных.
Библию стоит прочитать хотя бы для того, чтобы знать, откуда появились многие крылатые фразы и словосочетания, и понимать их смысл. Например, общеизвестный "козел отпущения". В книге Левит читаем:
"10 А козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения...
21 И возложит Аарон [первый священник, брат Моисея] обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их, и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню:
22 И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню" (Лев., гл.16).
Сейчас в Европе идет натиск как на государство, так и на христианскую церковь по поводу признания гомосексуальных браков. Если на уровне законодательном такое и может быть (а в некоторых странах это уже свершилось), то христиане даже возможность такого не должны бы обсуждать. Ведь в Библии гомосексуализм ставится на один уровень со скотоложеством.
Ни в коем случае не посягаю на свободу личности: каждый может жить, как ему хочется и кажется правильным (если при этом он не ущемляет других), но если уж назвался груздем, то бишь христианином, то будь добр, по крайней мере, СТАРАЙСЯ соблюдать заповеди и законы божьи. А в Библии недвусмысленно сказано, причем неоднократно:
"22 Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость.
23 И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить [семя] и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно" (Лев., гл.18).
И даже более сурово: "13 Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти" (Лев., гл.20) (правда, как я уже отмечала, Господь весьма щедр на смертные приговоры).
К вопросу об инквизиции. Теперь понятно, откуда ноги растут. Инквизиторы действовали в полном соответствии с буквой Библии. Я уже цитировала книгу Исхода: "Ворожеи не оставляй в живых" (22,18). Подобные сентенции повторяются несколько раз и в следующей книге Левит.
"16 и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти" (Лев., гл.24), - что, конечно, жестоко. Но последствия прочтения таких мест в Библии религиозными фанатиками куда как более трагичны и лежат черным пятном на истории европейской цивилизации. Ведь объяснение, что именно считать хулою, в Библии отсутствует. И каждый изгалялся на свой лад. Тем более, Бог не просто лоялен к доносительству, а вменяет его в обязанность каждому:
"6 Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои",... -
8 то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его,
9 но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа" (Втор., гл.13).
Так же предписывается поступать и с целыми городами ("если услышишь о каком-либо из городов твоих"), и даже более того, не только все жители города должны быть "поражены острием меча", но даже и скот (как Вам нравятся коровы-богохульницы и овцы-богоненавистницы?)
И дальше еще раз:
"2 Если найдется среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его,
3 и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел,
4 и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле,
5 то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти (Втор., гл.17).
Инквизиция просто поставила дело на поток. Так что костры в средневековой Европе вполне закономерны. Только пока не понятно, почему предпочли предавать ведьм и еретиков смерти не в соответствии с библейскими заповедями.
В книге Чисел Бог продолжает проявлять свою вспыльчивую, и в прямом, и в переносном смысле, натуру. И опять угрожает истребить народ Израиля. Причина - испугались силы народов, населявших землю Ханаанскую, и не захотели нападать на них. И опять Моисей (вспомним поклонение золотому тельцу) спасает свой народ, играя на тщеславии Бога. Он говорит Господу:
"...15 и если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут: 16 Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне" (Числа, гл. 14).
Вместо истребления возмущенный Бог поклялся, что израильтяне будут сорок лет ходить по пустыне.
(Не знаю, как Вы, а я вижу прямую аналогию с поведением подростка: Сначала говорит, а потом думает, гипертрофированное тщеславие. Вспомним типичное в подростковой среде: "если не сделаешь так-то и так-то то скажут, что ты слабак".)
Сорок лет водил Моисей израильтян по пустыне. Распространено мнение, что целью столь долгих странствий было вытравить из народа дух рабства путем смены поколений. Мне же кажется, кому-то очень хотелось, чтобы израильтяне просто забыли относительно неплохую жизнь в Египте. Ведь Господь обещал им землю, где течет "молоко и мед". А после сорока лет в пустыне почти любая плодородная земля покажется таковой. Как известно, все познается в сравнении. И понадобилось сорок лет, чтобы начали сравнивать с пустыней, а не с плодородными нильскими долинами.
"32 Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы;
33 и привели его нашедшие его собирающим дрова [в день субботы] к Моисею и Аарону и ко всему обществу [сынов Израилевых];
34 и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать.
35 И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана.
36 И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею" (Числа, гл. 15).
Да уж, незнание чужого закона не освобождает от ответственности, даже если ты "туземец", а твои судьи люди проходящие.
Ко времени Моисея мнение Бога о кровосмешении вроде бы изменилось и стало резко отрицательным, но, оказывается, когда на кону имущественные интересы, то это вполне допустимо:
"8 и всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего, чтобы сыны Израилевы наследовали каждый удел отцов своих,
9 и чтобы не переходил удел из колена в другое колено; ибо каждое из колен сынов Израилевых должно быть привязано к своему уделу.
10 Как повелел Господь Моисею, так и сделали дочери Салпаадовы.
11 И вышли дочери Салпаадовы Махла, Фирца, Хогла, Милка и Ноа в замужество за сыновей дядей своих (Числа, гл. 36).
"16 Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление" (Втор., гл.24), - звучит хорошо. Только, к сожалению, в Библии гораздо больше мест, где Бог противоречит процитированному. "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня" (Исх., гл.20, 5), - подобные сентенции повторяются многократно. Но Бог не только говорит, но и сам делает, и поощряет наказание невиновных. Примерам несть числа.
Самый первый и вопиющий - Потоп. Но в этом поступке Господь раскаялся и пообещал такого больше не делать. Дальше "мелочь" - Содом и Гоморра. Второй масштабный "проект" - умерщвление всех первенцев в Египте (не говорю уж обо всех предшествующих "казнях египетских") за мнимую вину фараона. А сколько раз Бог порывался уничтожить израильтян, всех или частично, в пустыне?
Дальше уже сами израильтяне действовали в соответствии с указаниями Господа. Не щадили ни своих (за вину главы семьи уничтожая всю семью, а за вину нескольких человек - целый город), ни, тем более, чужих. Более жестоких завоевателей в истории человечества еще поискать. Походя уничтожались целые народы, естественно, и женщины, и дети. Куда там египтянам до божьего народа!
А вот нацисты - очень даже близки. В общем, фашистская Германия, попытавшаяся на практике воплотить в жизнь идеи нацизма, по большому счету, ничуть не хуже израильтян времен Ветхого завета. Просто техника истребления шагнула далеко вперед. Разве сравнишь камни и меч с бомбой и автоматом, а виселицу с газовой камерой? (Впрочем, виселицей нацисты тоже не брезговали).
Вроде бы Гитлеру христианство не нравилось. Но действовал он почти в полном соответствии с велениями Господа из Ветхого Завета (арийцы - избранная раса, отрицательное отношение к смешанным бракам, другие народы уничтожить или, в лучшем случае, поработить). Единственная закавыка - в Библии избранный народ - евреи. Для любых же нацистов наднарод - свой собственный. Как это сочетается со святостью для них Библии, - вопрос, конечно, интересный. Во многих странах нацистские партии в названиях даже имеют слово "христианская", а если и не имеют, то подразумевают. Гитлер как раз тут был более логичен.
"30 И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои,
31 то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.
34 И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери.
35 Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз уста мои пред Господом и не могу отречься.
...и он совершил над нею обет свой" (Судей, гл.11). Вполне в духе израильтян расплачиваться чужой жизнью, спасая свою, но, оказывается, не осуждается расплатиться ею и за услуги Бога. И страдания только по поводу того, что это оказалась жизнь единственной дочери.
После Иисуса Навина Бог явно охладел к своему проекту. Не знаю, какие там более интересные дела нашлись у Господа в небесной лаборатории, но если раньше он носился с израильтянами как курица с яйцом, то теперь на протяжении целых поколений он не давал о себе знать. А может просто поумнел и понял, что прямое и (самое главное) постоянное принуждение ни к чему хорошему не приводит.
"1 И сказал Самуил Саулу:...
2 Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта;
3 теперь иди и порази Амалика и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла" (1-я Царств, гл.15), - слова, в свете сказанного ранее, вполне в духе Господа, но читать их без содрогания не могу.
Саул добросовестно выполнил веление кровожадного Бога относительно людей, но вот беда, не уничтожил всех волов и овец, чем сильно разгневал Господа. Бог отвернулся от Саула, что, в конце концов, привело к воцарению Давида.
У Давида было по моим подсчетам семь жен (одновременно). Да и у многих других действующих лиц Библии их было не мало. Многоженство в Ветхом завете не осуждается, только высказывается пожелание, чтобы израильтяне были поскромнее и не имели очень много жен. К Давиду у Бога были претензии, но не по поводу количества жен. Наверное, семь для Господа и есть не много. Когда же у божьего народа произошел переход от многоженства к моногамии, и почему?
Царствование Давида - сборник иллюстраций ко многому, за что я зацепилась выше. Не могу не вернуться к "закону", что каждый должен быть наказуем смертью за свои поступки, а не за чужие. Давид послал на верную смерть Урию, человека смелого и благородного, чтобы завладеть его женой. Тут уж я полностью согласна с Богом в оценке этого поступка. А вот с наказанием...
"13 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; 14 но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын" (2-я Царств, гл.12), - да уж, младенец виноват, дальше некуда. Тут еще один момент. Если бы о поступке Давида не узнали и, соответственно, лишнего повода врагам хулить Бога не возникло, то...
А вот другой поступок, вызвавший недовольство Господа. Решил царь сделать перепись населения. Почему это так не понравилось Богу - ему одному и известно, но не понравилось крепко. В наказание наслал Господь на народ моровую язву, умерло 70000 безвинных человек.
Появляются нехорошие мысли по поводу смысла жизни. Часто можно услышать, что каждый человек в этом мире имеет свое предназначение. Выходит, предназначение большинства - служить Богу орудием наказания избранных, то бишь "пушечным мясом" для Господа.
Вот и до царя Соломона добралась. Вообще-то Соломон по божьим законам, провозглашенным Моисеем, не мог стать царем при живых старших братьях:
"15 Если у кого будут две жены - одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, -
16 то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой" (Втор., гл.21).
Но одно дело подданный, другое - царь. Что хочу, то ворочу. Вот и пообещал царь Давид любимой жене Вирсавии, что ее сын станет царем после него, о чем она, науськиваемая пророком Нафаном, не преминула напомнить ему в критический момент:
"17 Она сказала ему: господин мой царь! ты клялся рабе твоей Господом Богом твоим: "сын твой Соломон будет царствовать после меня, и он сядет на престоле моем".
29 И клялся царь и сказал: жив Господь, избавлявший душу мою от всякой беды!
30 Как я клялся тебе Господом Богом Израилевым, говоря, что Соломон, сын твой, будет царствовать после меня и он сядет на престоле моем вместо меня, так я и сделаю это сегодня" (3-я Царств, гл.1).
После смерти Давида Соломона нашел повод убить старшего брата.
В 3-ей книге Царств многократно говорится о том, каким умным и мудрым был Соломон:
"29 И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря.
30 И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян" (3-я Царств, гл.4).
У меня же возникли сомнения по этому поводу. Хотя бы потому, что Соломон оказался последним царем всего Израиля. Разве это мудрый правитель, если после его смерти все разваливается?
Решил Соломон построить "дом имени Господа":
"13 И обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек.
14 И посылал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно; месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своем. Адонирам же начальствовал над ними.
15 Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах,
16 кроме трех тысяч трехсот начальников, поставленных Соломоном над работою для надзора за народом, который производил работу.
17 И повелел царь привозить камни большие, камни дорогие, для основания дома, камни обделанные.
18 Обтесывали же их работники Соломоновы и работники Хирамовы и Гивлитяне, и приготовляли дерева и камни для строения дома" (3-я Царств, гл.5).
"1 В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу.
2 Храм, который построил царь Соломон Господу, длиною был в шестьдесят локтей, шириною в двадцать и вышиною в тридцать локтей...
38 а на одиннадцатом году, в месяце Буле, - это месяц восьмой, - он окончил храм со всеми принадлежностями его и по всем предначертаниям его; строил его семь лет" (3-я Царств, гл.6).
1 локоть = 44,4 см. Для простоты примем 1 локоть равным полуметру, тогда размеры храма - 30 м длина, 10 м ширина и 15 м высота. Из процитированного выше следует, что в строительстве храма принимало участие больше 180 тыс. человек. Что сказать, лишнее подтверждение тому, что рабский труд никогда не был производительным.
Еще тринадцать лет Соломон строил себе дом, намного покруче храма: "2 И построил он дом из дерева Ливанского, длиною во сто локтей, шириною в пятьдесят локтей, а вышиною в тридцать локтей" (3-я Царств, гл.7), т.е., приблизительно, 50х25х15 (м).
" 10 По окончании двадцати лет, в которые Соломон построил два дома, - дом Господень и дом царский, -
11 на что Хирам, царь Тирский, доставлял Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые и золото, по его желанию, - царь Соломон дал Хираму двадцать городов в земле Галилейской" (3-я Царств, гл.9), - очень "мудро" расплачиваться за поставки территориями, особенно если львиная часть этих поставок пошла на удовлетворение личных амбиций (сравните размеры и внутреннее убранство храма и дома Соломона).
"3 И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его" (3-я Царств, гл.11), - да уж, семь жен отца на этом фоне действительно не много. Такое количество жен оказалось перебором даже для Юпитера. Такая прорва женщин требует бо-о-льших расходов.
Умер Соломон. Царем стал его сын Ровоам. И сказали ему израильтяне: "4 отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе" (3-я Царств, гл.12). Равоам не согласился и потерял большую часть Израиля. Но это следствие, а причина, что следует из слов народа, непомерные аппетиты Соломона.
К сожалению, в Библии пророк Илия выглядит далеко не так романтично, как в "Пятой горе" Паоло Коэльо. Спасшийся, когда царица Иезавель уничтожала пророков Господних, сам не преминул сделать тоже самое с пророками Ваала, как только появилась такая возможность - убил 450 человек: "40 И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там" (3-я Царств, гл.18).
Как человека не чуждого психологии меня давно интересовал вопрос, почему люди, подвергавшиеся гонениям, издевательствам, ну очень часто при смене жизненных обстоятельств сами становятся гонителями и истязателями. Набившая всем оскомину армейская дедовщина яркий тому пример. Подвергавшийся издевательствам призывник к концу службы становится не менее жестоким "дедом", чем его бывшие мучители. Так что утверждения типа: "Пусть испытает, как это, на своей шкуре, тогда не будет обижать других", - явно не состоятельны. Будет, часто-густо еще более жестоко и изощренно. И Илия - не исключение.