Погребняк Николай Иванович : другие произведения.

Учитесь мудрости Божией

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что такое мудрость, каким образом Божья мудрость входит в наши сердца, с чего начать: первые реальные шаги на пути постижения Божьей мудрости, и другие вопросы, относящиеся к реальной духовной жизни во Христе.


Учитесь мудрости Божией


"Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное". (1Кор.1:26,27)
"Не много из вас мудрых по плоти" - зачастую верующие, цитируя эти слова Апостола Павла, самоуспокаивают свою немудрость и самооправдывают свою лень. Не ленитесь искать разума и мудрости, ибо Апостол не к тому призывал коринфян, чтобы они как были, так и оставались не мудрыми, а к тому, чтобы даже немудрые из них со временем стали мудрее мудрецов мира сего. Заметьте, не начитаннее, не талантливее в том или ином деле, а мудрее.
Мудрость. Мудрость житейская и мудрость духовная, Божья... Тема очень сложная, поэтому разобью её на три части:
1. Что такое мудрость.
2. Каким образом Божья мудрость входит в наши сердца.
3. С чего начать: первые реальные шаги на пути постижения Божьей мудрости.


1. Что такое мудрость

Что такое знания или трудовые навыки - это объяснить могут многие. Но спросите: что такое мудрость, и, не смотря на то, что все слышали это слово, дать вразумительный ответ могут лишь единицы. Мудрость не преподают ни в школе, ни в университете, как же тогда обрести её, - может через научение у мудрого наставника? А может и стараться особо не надо, с возрастом она придёт сама по себе?
Нет, сама по себе мудрость вряд ли появляется, ибо не каждый пожилой человек является мудрым. Значит, нужен наставник. Но кто может стать таким наставником - вот в чём вопрос.

На бытовом уровне, говоря о житейской мудрости, изначально мы учимся у своих родителей, потом, если кому повезёт, то у мудрых учителей. Так, постепенно, в результате осмысления наставлений тех, кто мудрее нас, и в результате анализа своих ошибок мы обретаем азы мудрости - приобретаем опыт правильных взаимоотношений с другими людьми и опыт взаимодействия с окружающим миром (но не все: одни становятся мудрее, а другие избирают "кривую дорожку").
Например, мама учит ребёнка, что нельзя прикасаться к горячему чайнику: обожжёшься. Он слышит и понимает, о чём она говорит, но для него это всего лишь теоретические знания, которые без практики со временем забываются. После того, как прикоснётся и обожжётся, он обретёт опыт, подтверждающий и закрепляющий знания, но и это ещё не мудрость. Только после того, как на основании знаний и личного опыта он сделает для себя вывод - не услышит от других, а именно сам проанализирует и сам в себе сделает вывод, что любое прикосновение к горячим предметам и к огню опасно для здоровья, после этого он обретёт некую житейскую мудрость.
Почему для того, чтобы стать мудрее, недостаточно просто услышать мудрое изречение, подумать над ним и запомнить его? Причина здесь в том, что услышанная чужая мудрость или увиденный мудрый поступок другого человека может достигнуть только лишь вашего ума, максимум, всколыхнуть ваши эмоции, но эта мудрость не проникнет в ваше сердце так, чтобы изменить, обновить вашу душу - вы каким были, таким останетесь.

Я рассказал вам, уважаемые читатели, о житейской мудрости, но есть и другая - высшая, духовная мудрость. Такая мудрость присуща Богу, и без Него никто никогда не сможет познать даже начатков её.
Знайте же, Господь желает, чтобы и мы обрели её! Обрели через всё большее и большее уподобление Господу Иисусу Христу в мыслях, желаниях и поступках - именно через уподобление, потому что по-другому нельзя, по-другому можно приобрести только лишь знания, а не мудрость. О приобретении такой, духовной мудрости и ведёт речь Апостол Павел, сказав: "Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых. (1Кор.1:27)".
Так всё же, что такое мудрость - какое определение ей можно дать?
Мудрость - это не просто интеллект, дополненный опытом: можно многому научиться и многое испытать в жизни, но ваши знания и пережитый опыт никогда не смогут охватить даже маленькой части бытия. Мудрость - это и знания, и опыт, но, главное, извлечение обобщающих выводов из узнанного и пережитого и усвоение этих выводов, - усвоение не только умом, но и сердцем. По сути, мудрость меняет душу человека. А душа, это уже не только сфера сознания, но и сфера подсознания. В результате мудрый человек уже не перебирает в уме различные комбинации, как правильно поступить в той или иной жизненной ситуации, а сразу же подсознательно избирает не просто хорошее, а наилучшее решение. Именно наилучший выбор - это и есть мудрость.

Мы нуждаемся в мудрых советах и приходим в церковь, чтобы услышать их, но... сколько из вас, братья и сестры во Христе, приходило на беседу к своему пастырю, сколько молитв вы произносили, но так ничего и не поменялось ни в вашей жизни, ни в жизни ваших родных. Почему? Ведь во время тех бесед были даны, в общем-то, хорошие советы, и в молитвах звучали правильные слова. Почему оказались бессильными те советы, и те молитвы?
Чтобы немного прояснить этот вопрос, предлагаю вашему вниманию рассказ об истинном Божьем служении словом мудрости.
Простой верующий, мирянин Николай Мотовилов спрашивал у многих священнослужителей о действенной вере и о смысле жизни христианина. Ему давали теологически верные ответы и хорошие советы, но жизнь его не менялась. Но вот однажды...
Николай Мотовилов пишет в своих воспоминаниях: "Это было зимой. День был пасмурный, снегу было на четверть на земле, а сверху порошила густая снежная крупа. Отец Серафим начал беседу со мной возле ближней пустыньки (лесного домика возле монастыря, где жил старец).
- Господь открыл мне, - сказал старец, - что вы усердно желали узнать, в чём состоит цель вашей жизни, жизни христианской. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, слушайся наставников и твори добро - вот тебе и цель жизни христианской. Всё это верно и хорошо, но истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Святого Духа. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа.
- Как же стяжание? - спросил я батюшку Серафима: я не понимаю.
- Стяжание все равно, что приобретение - отвечал он, - ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Цель жизни людей в мире есть стяжание денег, почестей и наград. Стяжание Святого Духа есть тоже капитал, только вечный.
Далее Николай Мотовилов спросил у старца о том, как стяжать Святой Дух, о молитве и о Святом Духе.
- Как же я буду знать, со мной Святой Дух или нет? - продолжил Мотовилов, стараясь реально понять и обрести то, о чём сказал ему Серафим Саровский в начале беседы.
- Мы в настоящее время, - отвечал старец Серафим, - по невниманию ко Христу и Его промыслу до того дошли, что почти полностью удалились от истинной христианской жизни. Произошло это непонимание от того, что мы удалились от простора первоначального христианского ведения и под предлогом просвещения зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимо то, о чём древние до того ясно разумели, что им понятие о явлении Бога не казались странным. Бога и благодать Духа Его Святого люди не во сне видели и не в мечтах, и не в исступлении ума, а истинно во яви.
- Каким же образом? - спросил я отца Серафима.
- Это очень просто! - отвечал он. Обрети Христов разум. Находясь в этом разуме, и Апостолы всегда видели, пребывает ли Дух Божий на них.
- Как мне самому распознать Его истинное явление? Мне надобно, чтобы я понял это хорошенько!
- Тогда отец Серафим взял меня за плечи и сказал: "Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?".
- Я не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших сияние. Лицо ваше сделалось светлее Солнца, и у меня глаза болят смотреть!
- Не устрашайтесь, и вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть. И тихонько на ухо отец Серафим сказал: "Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его. Я только в сердце моём мысленно помолился Господу Богу, и внутри себя сказал: "Господи, удостой его ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостаиваешь рабов Своих".
Что же чувствуете вы теперь? - спросил Серафим.
- Необыкновенно хорошо! - сказал я. Чувствую такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу! Чувствую теплоту необыкновенную!
- Это тот мир, что даёт Христос, - сказал отец Серафим. А как же вам тепло? Ведь мы в лесу сидим и зима на дворе.
- Теплота и благоухание - на земле нет ничего подобного этому благоуханию.
- Я и сам, батюшка, знаю это точно как и вы. Теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Так и должно быть, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем".[1]


Рисунок 1. Беседа Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым.

На всю жизнь запомнил эту встречу Н. А. Мотовилов. Одна только встреча с Серафимом Саровским изменила всю его жизнь.
Это лишь один пример. Тысячи людей приходили к простому монаху, старцу Серафиму, и ни один не был вне внимания Божьего.

Но как же Господь приготовил Серафима Саровского к такому служению?
Прежде чем сказать: "Иди и служи" - каждого служителя Дух Божий проводит через многосложную и многопечальную школу мудрости.
Поверьте, таких людей Господь созидал всегда - с времён Ветхого Завета и по сей день. Но в силу многих исторических обстоятельств сейчас такое служение ослабло в церквях (и в православных, и, особенно, в протестантских).
Верующие ожидают мудрости от своих пастырей, но откуда она будет у пастырей, если церкви утратили любовь к мудрости? Как писал Григорий Богослов: "А теперь есть опасность потому, что председательство (в церквях) приобретается не добродетелью, но происками, и престолы занимаются не достойнейшими, но пробивными и предприимчивыми. Самуил видящий высоту небес во пророках, но так же и Саул отверженный... Нет ни врача, ни живописца, который прежде не вникал в свойства недугов, или не смешивал разных красок, или не рисовал. А председатель в церкви удобно выискивается, не трудившись, не готовившись к сану, едва посеян, как уже и вырос. В один день производим мы во святые и велим быть мудрыми".[2]
И ещё одна причина, почему в церквях утрачена мудрость: члены церквей уже не ищут ответа так, как его искал Н. А. Мотовилов, который не остановился, не успокоился, пока истинно не понял и не пережил то, о чём сказал ему отец Серафим. А сейчас если кто и ждёт ответа от своего церковноначальника (не пастыря духовного, а именно церковноначальника: так сейчас многие воспринимают своих пастырей), то ожидает либо подтверждения уже принятого им, ещё до беседы, решения, либо такого чудесного ответа, чтобы и в себе ничего не менять, и проблема сама собой разрешилась.

Ищите мудрости! Ищите мудрости, чтобы свидетельствовать миру не своим словами, а словами и силой Святого Духа, как свидетельствовал Стефан, первый мученик, о котором Лука сказал: "Не могли (враги его) противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил (Деян.6:10)".
Ищите мудрости! Ибо, только обретя Божью мудрость можно, будучи рождённым по вере, достичь зрелости во Христе. Как написано: "Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал. А нам Бог открыл это духом Своим. (1Кор.2:6-10)".


2. Каким образом Божья мудрость входит в наши сердца

Написано: "Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь. (Иак.1:5,6)". Обратите внимание на слова: "просит с верою, нимало не сомневаясь (то есть, принимая Божий совет без критики)".
Кстати, мудрость и праведность написавшего эти строки, Апостола Иакова, высоко ценилась не только среди христиан, но и среди иудеев, и даже среди первосвященников Иудейских (иудеи называли его Праведным).
Итак, мудрость начинается с просьбы совета у Того, Кто истинно мудр.
Ещё в Священном Писании сказано: "Вот страх Господень, есть истинная премудрость, и удаление от зла - разум. (Иов.28:28)". Страх Господень - это скорее внутреннее состояние человека, чем внешние его поступки, потому что при определённом усердии можно достичь многого во внешней демонстрации своей праведности. Можно постоянно ходить на собрания, можно окончить библейский институт и верно учить доктрине Христианства, но при всём том не иметь страха Господня в сердце своём.
Мудрость начинается с желания внутренне уподобиться Иисусу Христу. Не с торопливого желания добиться внешней праведности, а именно с желания стать таким как Христос и в мыслях своих, и в сердечных желаниях, а отсюда будет уподобление Ему и в делах. Именно поэтому - ради внутреннего преображения пророков и служителей Божьих, Святой Дух допускал, что они проходили через страдания и болезни, через многие печали и уединение.
Хозяйка, заведя тесто, ставит, чтобы оно сквасилось, преобразилось от закваски. Проходят часы, прежде чем тесто станет другим - пышным и душистым. Из такого теста хлеб выпекают мягкий и вкусный. А засунь в печь только что заведённое тесто - что получится?.. И ещё, - когда тесто уже готово для замеса, решить, как его месить, сколько добавить муки, хорошая хозяйка определяет не по граммам, а руками чувствует. Эта чувствительность, чуткость рук пекаря обретается не через чтение рецептов, а только через личный опыт - только так.
Даже хлеб не поставят печь того, кто не обрёл практического навыка к этому, а вы, члены церквей, ставите целителями душ тех, кто ещё не привёл в Божий порядок своей жизни, своей семьи, а то и тех, кто ещё даже и не дорос до создания своей семьи. Сами торопитесь стать великими во Христе, и других торопите, вот и некогда вам не только обрести мудрость Божью - сокровенное уподобление Христу - некогда даже задуматься о сокровенном. Такое "недумание" губит вас, губит ваши церкви.
Нет, я не призываю к бездействию в церквях. Я призываю к тому, чтобы вы остановились в своей религиозно-гуманитарной суете и сказали: "Господи, исследуй моё сердце и открой мне, тем ли я сейчас занят, что велит Твой Дух?". Спросите и обязательно дождитесь ответа. Не бегите, не дождавшись ответа Божьего.
Итак, начало мудрости - страх Господень. Начало страха Господня - благоговейное и внимательное отношение к Личности Господа, к Его слову. По сути, это элементарная вежливость к Господу: спросили - подождите ответ. Нетерпение - беда нашего времени, беда современных церквей.

Знаете, чем отличается знание от мудрости? Знание знает, что нужно сделать, чтобы достичь цели, а мудрость знает, как это сделать. Но знать это "как" можно лишь в двух случаях: либо если вы до этого уже успешно проходили весь путь к цели, либо, следуя за Тем, Кому ведома вся мудрость - поступая по воле Святого Духа. Так как первый вариант в силу ограниченности человеческой жизни, и отсюда, ограниченности человеческого опыта, не возможен, остаётся второй: вверить себя в волю Святого Духа.
Мудрость - не монета, её нельзя приобрести внешним прибавлением, как мирское богатство или знание. Мудрость рождается и возрастает внутри вас, как ваше свойство, как черта вашей души.

Эта статья написана не для того, чтобы поделиться с вами некой мудростью, а чтобы напомнить, что мудрость Божия приобретается вами, братья и сестры во Христе, не через упражнения разума, не через чтение притч, а путём изменения сердца. Только так, только через уподобление вашего сердца сердцу Иисуса Христа может происходить изменение всего вашего образа мыслей по образу и подобию ума Христова, и, следовательно, обретение Его мудрости.
"Но всё это теоретические рассуждения: мы и до тебя читали много подобных рассуждений, а что делать? С чего конкретно начать путь познания мудрости Божьей?" - спросит читатель.


3. С чего начать: первые реальные шаги на пути постижения Божьей мудрости

Согласен, что о необходимости богопознания и о мудрости Божьей и до меня написано много. Поэтому цель моей статьи не только увещевать читателей: ищите мудрости Божьей, а ещё и рассказать о том, с чего начать её познание - что конкретно делать.
Итак, с чего начать?
Может, начать с молитвы: "Господи, дай мудрости"? Помолиться, конечно, нужно, но молитесь, помня, что мудрость - это не монета и не клад. Её нельзя приобрести внешним прибавлением к себе, как некую способность или силу. Мудрость должна родиться и возрасти внутри вас, как свойство вашей души и духа, а не как внешнее приложение к нашей душе и духу. И ещё, прежде чем просить в молитве у Бога о мудрости, вы должны понимать, что вы просите. Должны понимать, что путь обретения мудрости - это сложный и многострадальный путь: даже Иисус Христос страданиями навык послушанию (Евр.5:8).
- Разве обязательно нужно страдать, чтобы обрести Божью мудрость? - спросите вы.
- Если ожидаете, что мудрость понадобится вам только в радостях и наслаждениях - то таковую можно обрести и без страданий и жизненных испытаний. Но в жизни так не бывает. Чаще всего люди просят о мудрости в трудную минуту.
- Но неужели вообще нет никакого другого пути, кроме как постигать мудрость Божью в жизненных испытаний, кроме как "на своей шкуре"? Как же тогда чтение Священного Писания? - неужели через него мы не может обрести мудрость Божию?
- Читать Писание надо и изучать надо, потому что именно через напоминание слов Священного Писания и наставлений Отцов Церкви Святой Дух учит нас реальному послушанию слову Божьему. Кроме того, есть еще одна тайна...
Вот об этой тайне - о тайне дарования практического навыка мудрости Божьей, получаемого через жизненные переживания и через откровение Святого Духа в слове Священного Писания я и хочу рассказать.

Сначала приведу жизненный пример: у нас, как правило, как только дело доходило до споров, благие чувства испаряются, как будто их и не было никогда. Потом мы укоряем себя за несдержанность, но это уже потом... Как быть? Довольно легко научиться уступать там, где ваши оппоненты правы и ведут диалог мудро и спокойно. Но как научиться уступать тому, кто не прав, но с горячностью отстаивает свои убеждения, как не увлечься в вихрь страстей? Бегать от таких? Не думаю, что это будет мудрое решение: так они ещё больше будут думать, что правы.
Вот единственный путь: не просто умом выучить Слово Божье, а напитать себя мудростью Христовой, как губка напитывается влагой. Для этого, естественно, для начала нужно хотя-бы узнать в Священном Писании об Иисусе Христе: о Его делах, о том, как Он общался с людьми, чему учил. Но читая, забудьте про так называемые "годичные планы прочтения Библии", а читайте медленно, по одной притче, по одному эпизоду и задавайте, задавайте Господу вопросы: "Почему Ты туда пошёл, почему Ты так сказал, почему Ты так сделал?". Станьте почемучкой!
Читайте с молитвой, чтобы Дух Божий открывал духовную суть слов и дел Христа, и если сегодня не получили ответ, молитесь и спустя несколько дней снова возвращайтесь к этому месту Писания, пока оно не воссияет Божьим откровением. Слово Священного Писания должно стать не просто историей из жизни Иисуса Христа, а вашим переживанием, вашим личным опытом.

"А если я читаю, молюсь, но никакого результата нет, - как тут быть?" - спросите вы.
Тогда придётся идти длинным путём.
Расскажу о крестьянине, который жил в XIX веке, о простом прихожанине. Он действительно был самым обыкновенным верующим человеком. Но он упорно искал и обрёл непрерывное общение сердца со Святым Духом, а затем постепенно познал и азы Божьей мудрости.
"Я пришел в церковь к обедне помолиться; читали из послания Солунянам, в котором сказано: "Непрестанно молитесь. (1Фес.5:17)". Сие изречение особенно вперилось в ум мой, и начал я думать, как можно беспрестанно молиться, когда необходимо каждому человеку и в других делах упражняться для поддержания своей жизни?" - так начал свой рассказ Божий Странник.[2]
После поисков он встретил мудрого Старца (имя его неизвестно). Узнав духовную нужду, Старец сказал: "Благодари Бога, за сие открытие, дар желания к познанию непрестанной внутренней молитвы и к познанию сокровенной премудрости Божией. А что касательно молитвы, то многие о деле молитвы рассуждают превратно, думая, что подготовительные средства и подвиги производят молитву, а не молитва рождает подвиги и все добродетели".
Далее Старец растолковал, что без сердечной молитвы нельзя просветиться сердцу Светом Христовым. И что путь к сердечной непрерывной молитве начинается с образования предварительного навыка частой молитвы: "Ты веришь ли в великую силу имени Иисуса Христа? Ибо сказано: "И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю. (Ин.14:13-14)". Если веришь в имя Господне, то сядь безмолвно и уединённо, преклони главу, закрой глаза, потише дыши, воображением сосредоточься внутрь сердца, там, где обитает Святой Дух. При дыхании говори: "Господи, Иисус Христос, помилуй меня грешного!" - тихо, устами одними или одним умом. Старайся отгонять помыслы, имей спокойное терпение и чаще повторяй сие занятие".
Начни с малого: проснулся, умом и сердцем сразу обращайся к имени Иисуса Христа, есть свободная минута - опять умом обращайся ко Христу. А устами или одним языком: "Господи, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня!". Так постепенно доведи своё обращение к Иисусу Христу до нескольких тысяч раз в день".
Отпуская Странника, Старец благословил его и сказал, чтобы тот приходил к нему раз в две-три недели для беседы. Без проверки наставника, самочинно заниматься внутренним духовным ростом неудобно и малоуспешно, ибо велик соблазн, возгордиться и впасть на путь сатаны.
Постепенно Странник настолько сросся с постоянным обращением к Иисусу Христу, что это стало его натурой - всегда вопрошать к Господу, всегда искать и ждать Его совета. Странник переживал минуты невероятной душевной радости и неземного счастья в моменты молитвы, когда исполнялся полнотой Святого Духа, когда Господь изливал на него благодать Своих даров.
Прошло время, и он стал замечать, что, просыпаясь, он уже сердцем обращён к Иисусу Христу, что в любое время он находится в невидимой, духовной связи с Господом. Более того, Странник уже замечал, не когда он находится в духовной связи с Богом, а когда Святой Дух, по какой либо причине отдаляется от него.
Так он пережил, постиг суть и смысл слов Апостола Павла: "Непрестанно молитесь".
"Я перестал уже устами говорить молитву и слушал, как говорит сердце. И вспоминая, как учил покойный Старец, насколько это приятно, а не утомительно - молитва сердцем. Я начал ощущать в сердце и в мыслях такую любовь к Иисусу Христу!" - писал в дневнике Странник. "Сие обратило меня в особенности к прилежному чтению Писания и открыло сокровенный, духовный смысл Слова Божия, чтобы поверять мои ощущения и мысли; ибо без сей проверки боялся, дабы не впасть в прелесть".
Чтение Библии стало для него не вынужденной обязанностью христианина, а радостью, хлебом, сладким чувством исполнения и откровения Божьего.

Иисусова молитва: "Господи, Иисус Христос, будь милостив ко мне грешному!" - это не формула какая-то. Если сердце говорит к Господу свои слова, то говорите их, молитесь словами сердца. А слова Иисусовой молитвы можно сравнить с тлеющим угольком. Когда мы произносим или даже просто вспоминаем их, то как раздуваемый уголёк зачинает жар и огонь в костре, так и Иисусова молитва воспламеняет сердце теплом к Иисусу Христу. И разгорается огонь общения и любви к Богу в сердцах наших.
Посмотрите на звёздное небо: когда воздух чист и прозрачен, то кроме одиноких ярких звезд, видны миллионы почти незаметных звёздочек. Но именно эти, почти невидимые звёздочки, составляют небесную дорогу - Млечный путь. Так пусть же и на земле постоянно светят и яркие огни исполненных Духом дел, и составляющие путь в Небо "угольки" Иисусовых молитв в сердцах, чтобы и с Неба был виден их свет, и видна их красота.
Господи, Иисус Христос, будь милостив к нам!


Рисунок 2. Млечный путь.



СНОСКИ

[1] Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым.
[2] Григорий Богослов. Слово 43. Надгробное Василию, Архиепископу Кесарии.
[3] Здесь и далее рассказ построен на цитатах из книги "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу".


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 1998. - 1244 с.
2. Григорий Богослов (Назианзин). Слово 43 Надгробное Василию, архиепископу Кесари Каппадокийской [Электронный ресурс]/ Источник текста http://orthlib.narod.ru : 2000. - Электронные текстовые данные. - Режим доступа: http://christianity.shu.ru/Texts/gregnaz/basil.html свободный.
3. Мотовилов Н.А. Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым [Электронный ресурс]/ - Электронные текстовые данные. Православие и мир, 2004. - Режим доступа: http://www.pravmir.ru/article_88.html свободный.
4. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/ Издание Сретенского монастыря, 2000. - 367 с.
5. Серафим Саровский, чудотворец [Электронный ресурс]/ - Электронные текстовые данные. Без изд., 1994. - Режим доступа: http://www.tropinka.jrtodoxy.ru/zal/zitija_m/ser_saro.html свободный.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"