Погребняк Николай Иванович : другие произведения.

О рождении Свыше и крещении Духом Святым

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сначала это было письмо: студент теологического института попросил меня помочь разобраться, с нюансами учения одного из ведущих протестантских учителей, Уэйна Грудема. Но разбирая его учение об исполнении Духом Святым и Крещении Духом Святым, я как бы вновь погрузился в свои переживания многолетней давности: Рождение Свыше и крещение Духом Святым. В итоге, получилась очень откровенная статья о личном.


О рождении Свыше и крещении Духом Святым


Здравствуйте, Д...!
Так как Вы спросили мое мнение, про учение баптистского теолога Уэйна Грудема о крещении Духом Святым и исполнении Духом Святым, выраженное в книге: "Систематическое богословие", я постарался проанализировать его книгу.
Какое общее впечатление произвели прочитанные главы из книги "Систематическое богословие"? Бросилось в глаза отсутствие личного эмоционального восприятия данной темы автором. Это меня сразу насторожило, ибо уверен, что тот, кто лично пережил дар Божий крещение Духом Святым, обязательно будет вспоминать об этом с радостным благолепием.
Но рационалистический подход к изучению какого-либо богословского вопроса, отсутствие личного духовного опыта, как понимаете, не является доказательством того, что автор книги не прав. Чтобы объективно оценить, нужно исследовать букву и дух учения У. Грудема о крещении Святым Духом (об исполнении Святым Духом он упомянул лишь вскользь).

1. Уэйн Грудем пишет: "Крещение Святым Духом происходило во время обращения (верующего)... Таким образом, выражение "крещение Святым Духом" должно обозначать деятельность Святого Духа в начале христианской жизни, когда Он дает нам новую духовную жизнь (рождение Свыше)... Но это выражение не может означать ничего из того, что происходит после обращения".

То есть У. Грудем считает, что Господь крестит Святым Духом всех Христиан во время их обращения (покаяния), и полностью отрицает то, что Господь Бог может крестить Святым Духом верующего после его рождения Свыше. И основывает он свое учение на словах из Священного Писания: "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. (1Кор.12:13)".
У меня здесь возникает вопрос: "Почему, автор на основании вырванных из контекста слов: "все мы Духом крестились" - сделал заключение, что крещение Святым Духом происходит со всеми христианами именно во время их обращения (покаяния)?".
Посмотрите контекст данного места Писания, и вы увидите, что слова Апостола Павла нельзя понимать как то, что Дух Святой не может крестить верующего после его обращения. Апостол здесь ничего не сказал о том, когда и каким образом все мы (Христиане) были крещены Святым Духом. Вообще, если уж речь зашла о цитате из 1Кор.12:13, то Апостол Павел пишет здесь совсем о другом: о том, что все мы, Христиане, ОДНИМ Святым Духом крещены в ОДНО Тело, что все мы члены ОДНОЙ Церкви во Христе, хотя мы и разные люди.
Поэтому использовать данное место Писания, как доказательство того, что крещение Святым Духом происходит именно во время обращения (покаяния) верующих, нельзя.
Других доказательств своего учения Уэйн Грудем не предоставил. А вот мест Писания, опровергающих свое учение, он сам же привел в своей книге предостаточно (шесть) и кроме того упомянул, что слышал многие свидетельства людей переживших крещение Святым Духом уже после покаяния и рождения Свыше.
Получается, что Уэйн Грудем сам себе противоречит и полностью игнорирует Священное Писание и свидетельства людей, лично переживших то, о чем он пишет лишь как посторонний теоретик.
Не понимаю, где здравый смысл у автора, и еще не понимаю, почему по его книге учатся студенты Протестантских теологических высших учебных заведений?
Действительно не понимаю!

2. Еще одна цитата из книги У. Грудема: "День Пятидесятницы был точкой перехода от старого труда завета и служения Святого Духа к новому труду завета и служению Святого Духа... В жизни Иисуса мы впервые видим новозаветную силу Святого Духа в действии... Они (Апостолы) получили эту удивительную новую силу Святого Духа (в день Пятидесятницы), потому что жили в период перехода от ветхозаветного действия Святого Духа".

В первой части цитаты автор утверждает, что крещение Святым Духом которое пережили Апостолы в день Пятидесятницы, стало историческим моментом в истории человечества, стало началом новозаветного служения Святого Духа. Во второй соглашается (не может не согласиться), что Апостолы были крещены Святым Духом не в момент обращения (как, по его учению, должно быть у всех). Правда, при этом поясняет, что Апостолы были крещены Святым Духом позже, потому что обратились и пережили рождение Свыше еще до рождения Церкви.
Я согласен с первой частью утверждения Уэйна Грудема: действительно день Пятидесятницы является особенным днем в истории человечества. Если написанное автором сформулировать проще, то Пятидесятница была днем рождения Церкви.
Но дальше автор, стремясь оправдать свою теоретическую гипотезу, отвергает и слово Священного Писания, и свидетельства людей, лично переживших крещение Святым Духом. Уэйн Грудем худо-бедно попытался найти объяснение тому неопровержимому факту, что Апостолы были крещены Святым Духом после своего обращения, но в Новом Завете ведь кроме Пятидесятницы описано еще очень много случаев, когда Господь крестил верующих Духом Святым уже после их покаяния и духовного рождения.
В Священном Писании действительно описан случай, когда верующие переживали крещение Святым Духом в момент своего обращения - это Корнили й и его семья (см. Деян.10гл.). Но как У. Грудем сможет объяснить другие случаи крещения Святым Духом, описанные в книге Деяний; там, где крещение Святым Духом не совпадает по времени с моментом обращения верующих? Например, Самаряне, уверовавшие и обратившиеся по слову Филиппа - они были крещены Святым Духом после того, как пришли Апостолы и возложили на них руки, или евнух, который обратился и принял водное крещение, а после, когда они с Филиппом уже вышли из воды, был крещен Святым Духом (см. Деян.8гл.). Или Апостол Павел - в книге Деяний рассказывается как он обратился и пережил рождение Свыше, когда увидел Иисуса Христа, затем, как был исцелен Ананией и принял водное крещение (см. Деян.9гл.), но он так же пережил и крещение Святым Духом со знамением говорения на иных языках - он сам об этом неоднократно свидетельствует в своих Посланиях.
При этом, во всех описанных в Священном Писании случаях, в том числе и в случае с Корнилием, крещение Святым Духом проявляло себя, как отдельное, видимое всеми явление (истинность обращения и духовного рождения знает только сам переживший их, посторонние увидеть этого не могут).
Получается, что учение Уэйна Грудема ложное. И Священное Писание, и практический опыт многих верующих говорят о том, что крещение Святым Духом - это отдельное духовное переживание жизни во Христе, отличное от покаяния и рождения Свыше, а не какая-то незаметная составная часть обращения верующего.

Хочу засвидетельствовать о своем обращении и о том, когда и как Господь крестил меня Духом Святым.
Уверовав во Христа, как своего спасителя, я крестился в Православной Церкви. Ходил на служения, молился - в общем, все было как у большинства прихожан. Но примерно через месяц после водного крещения, произошел случай, который изменил всю дальнейшую жизнь не только внешне, но и внутренне: будучи дома, я тогда действительно от всего сердца молился и желал предать себя в руки Господа Иисуса Христа. Во время молитвы вдруг раздался глухой, но очень тяжелый удар в пол позади меня, как будто кто-то очень могучий спрыгнув навис надо мной. Я почувствовал, как тьма, осязаемая и в то же время ограниченная в пространстве тьма нависла и стала высасывать и из меня жизнь. Это был такой ужас, какого я никогда не переживал, прямо неземной ужас - сильнее чем чувство страха, что умрешь. И тогда я уже возопил от всего сердца (не помню, громко или шепотом): "Иисус! Спаси меня!". И, как будто пучок света, мелькнув, буквально смел ту тьму. И всё! Жизнь вернулась, спасенная Господом жизнь. В ближайшее воскресенье в церкви я так же искренне молился, и тоже, хотя рядом было много людей, казалось, что были лишь я и Он, и Он слышал мою, совсем неумелую еще, молитву!
Прошло еще два месяца.
Как-то я допоздна засиделся над Священным Писанием, перед этим прочитал о том, как были крещены Святым Духом Иисус Христос и Апостолы и, помню, еще подумал, что мне уж точно не быть крещенным Святым Духом. Перед этим я как-то раз мельком слышал, что Господь и сейчас иногда крестит верующих Святым Духом, но никогда не видел таких людей и не слышал молитвы на иных языках.
И вот в тот вечер я увидел отражение в окне, как в зеркале, что мелькнул трепещущий лепесток света. Еще, помню, подумал: удивительно, этот лепесток света белый и яркий, но глаза почему-то не слепит, а свет какой-то теплый и мягкий. И в тот же миг язык перестал меня слушаться, он был не онемевший, но как будто кто-то управлял им, причем это управление шло не из головы, а примерно из середины груди, из сердца. Я начал говорить, говорить. Слышал, что говорю непонятные слова (голова была свежей, и я всё понимал) но говорил, говорил, говорил, и так было хорошо на душе, такое умиротворение, такая радость!
В тот момент я почувствовал, не глазами, а чем-то внутри меня, духом своим, что вот передо мной стоит Тот, Невидимый, но Он проникает все мои мысли: весь я пред Ним открыт. И мне было удивительно хорошо, ибо я чувствовал, что Он любит меня. Так любит!!! И еще понял в тот миг (а все это длилось очень короткое время), что передо мной стоит Тот, над Которым не властно время, ничто не властно - Он ВЕЧЕН.
Это необычное, неземное переживание - прикоснуться к вечному, к бессмертному. И я все говорил, говорил на языках, как Дух дает провещевать, и подумал: "Господи! Что может быть больше сего свидетельства?! Что может быть более радостного?!". И я остался один... но продолжал молиться в духе.
Потом пошел в спальню к жене Любе и продолжал молиться в духе. Люба еще испугалась: а вдруг я больше не смогу разговаривать как обычно (ведь мы тогда еще ничего не знали), в ответ я написал на бумажке: "Могу перестать, но не хочу". И тут и Люба поняла, что я крещен Духом Святым.
На другой день я очень боялся, что больше не смогу молиться на языках, как Дух дает провещевать. Начал молиться своими словами и всё ждал..., и через некоторое время опять полилась молитва в духе. Потом все более и более.
Прошло много лет, и я уже настолько привык, что перестал ценить дар Божий. Однажды случилось так, что обидел Святого Духа: не только не послушался Его слова, но и огрызнулся на Него. И в ту же секунду понял, что больше не могу молиться в духе. Сначала огорчился, что не стало дара Божьего, но потом дошло до сознания, что обидел Святого Духа и очень раскаялся в этом. И Господь смилостивился, и простил, и вернул Свою благодать.
В моей жизни было еще одно доказательство того, что говорение на иных языках - это не из головы, а от Духа Святого. После травмы я потерял память (звучит как в мексиканских сериалах, но так было на самом деле), и потом жена рассказывала, что в больнице я молился на иных языках и при этом кричал: "Я не понимаю, что говорю, почему я так говорю?". А она сидела рядом и отвечала: "Ты говори, говори, пусть не понимаешь, ты говори".
После всего пережитого разве я соглашусь с учением Уэйна Грудема? Никогда!

3. Вернусь к книге "Систематическое богословие": Уэйн Грудем пишет: "Эта новозаветная сила Святого Духа проявилась также в широко распространенном, а потому малоизвестном распределении даров к служению среди всех верующих. Эти дары носили коллективный характер, потому что они распределялись не индивидуально, а для созидания тела Христова".
Автор утверждает, что сила Духа Святого, излитая в день Пятидесятницы на Апостолов, действует и сейчас, но действует не через конкретных людей (как было с Апостолами), а через всю Церковь. По его учению получается, что дары Святого Духа и сила Святого Духа нисходят на своеобразный всемирный коллектив Церкви и поэтому никто не замечает, как Дух Святой действует Своими дарами.
Что сказать про это утверждение? Во-первых, у автора снова нет Библейского обоснования его учения, а во-вторых, снова отсутствует логика при доказательстве учения. Так, на основании того, что дары Святого Духа служат для созидания всей Церкви, Уэйн Грудем сделал вывод, что значит и изливаются они через всю Церковь вкупе, а не через конкретных членов Церкви.
С чего он взял, что дары Святого Духа носят коллективный, а не личностный характер?
Не спорю, источник всех даров един - Святой Дух, и служат они для единой цели - для созидания Церкви, но это вовсе не значит, что Господь не использует конкретных верующих для явления даров Святого Духа. Апостол Павел пишет: "Дары различны, но Дух один и тот же... Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. (1Кор.12:4-11)".
Апостол однозначно учит, что дары Святого Духа даются через конкретных человеков.

Какова духовная суть учения Уэйна Грудема? Он хитроумными словами (начиная с истинного утверждения переходит к ложным выводам), уводит верущих от истины к принятию так называемого "массового покаяния", "массового спасения", "массового крещения Духом Святым", "массового исцеления" и так далее.
Это ересь! Самая настоящая ересь, ибо Уэйн Грудем увлекает людей от Иисуса Христа, от личного слышания гласа Духа Святого и личного водительства Духом Святым.
-----

Показав ложность учения Уэйна Грудема, думаю, нужно хотя бы кратко сказать об истинном учении о рождении Свыше, крещении Духом Святым и исполнением Духом Святым.
С Божьей помощью постараюсь дать краткие, но конкретные ответы.

Рождение Свыше:
Дух не рожденного Свыше (от Духа Святого) человека, не имеет общения с Богом: он мертв для Бога. После исповедания Иисуса Христа в покаянии и с верой, Святой Дух оживляет наш дух (дух от Духа) и тогда мы вновь обретаем общение с Богом, обретаем жизнь с Богом.
Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. (Иоан.3:3-6)

Крещение Святым Духом:
Во время крещения Святым Духом, рожденный Свыше человек, весь как бы погружается в Святом Духе: и дух его, и душа его, и тело его. Воистину происходит как у Иисуса Христа: "Я в Отце и Отец во Мне. (Иоан.14:10)".
В этот момент уже не только дух верующего человека, а и душа и даже тело его пребывают в общении Святого Духа, и крещенный Духом получает дар Божий: молитву на иных языках (иногда пишут: молитву на ангельских языках, но это не правильно, ибо молитву в духе понимает только Бог, для ангелов она непонятна).
И еще одна особенность: крестит Святым Духом Сын - Иисус Христос, хотя и не всегда Христос явно проявляет Свое присутствие. Но Дух Святой исходит от Отца и Сына, а не только от Сына или только от Отца.

Исполнение Святым Духом:
Внешне исполнение Святым Духом очень похоже на крещение Святым Духом, что вполне объяснимо, ибо и там и там происходит излияние Святого Духа на верующего - наполнение Им всего человека. Разница состоит в том что, исполняться Святым Духом верующий может многократно в течение своей жизни, и Святой Дух действует в этом случае различными дарами, а не только даром говорения на иных языках.

И кратко о разнице между даром Святого Духа: молитвой на иных языках и даром Святого Духа: говорением на иных языках (многие богословы называют оба эти дара одним словом "глоссолалия", но объединять сии дары - это грубейшая ошибка, еще одна грубейшая ошибка - считать, что во время молитвы или говорения на иных языках верующий пребывает в состоянии некой прострации; нет, разум верующего в эти моменты ясен и воля его ничем не подавлена, потому что Господь Бог желает, чтобы мы служили Ему только по СВОЕЙ воле и В ТРЕЗВОМ уме, а не как безумные марионетки).
Когда Господь крестит верующего Святым Духом, то дает ему дар молитвы на иных языках (молитвы в духе). Кроме этого в Писании упоминаются дар говорения на языках и дар истолкования языков (см. 1Кор.12:4-11). Внешне оба дара звучат очень похоже: из уст человека изливаются непонятные звуки и слова, но сходство только внешнее, не более. Дар молитвы на языках, который верующий получает при крещении Святым Духом, служит только для самого верующего - это ходатайство Духа пред Богом за верующего. Крещенный Духом Святым может молиться на языках в любой момент, когда только пожелает.
Дар же говорения на иных языках - это служебный дар, предназначенный для ходатайства за церковь или для назидания другого верующего или поместной церкви. Дух Божий изливает дар говорения на иных языках, только когда Сам усмотрит, так же как и дар истолкования языков, и дар пророческий, и дар исцеления, и дар чудотворения, и слово мудрости, и любой другой Свой.
Еще раз повторяю, то, по чьему желанию проявляется дар Святого Духа - в этом первая принципиальная разница между молитвой на языках, получаемой при крещении Святым Духом и даром говорения на иных языках, получаемым при исполнении Святым Духом, хотя внешне само говорение и выглядит одинаково. И вторая разница: для чьей пользы используется дар: в первом случае - для пользы самого молящегося, во втором - для пользы церкви.

Вот хотя и очень кратко но, думаю, конкретно описал три великих и таинственных проявлениях Святого Духа.
Да, еще обязательно нужно указать, что без рождения Свыше, человек не может быть ни крещен Святым Духом, ни исполнен Им. И еще: рожденный Свыше человек может исполняться Святым Духом, даже если он и не переживал крещения Святым духом со знамением молитвы на иных языках (в истории Церкви этому множество доказательств).

Очень благодарен Господу Богу за то, что даровал мне пережить и рождение Свыше, и крещение Святым Духом, и многократно переживать исполнение Святым Духом!
Мир вам!

Погребняк Н. 2008



 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"