Погребняк Николай Иванович : другие произведения.

Дневник по посланию к Филимону

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. Тема послания к Филимону лежит на поверхности: это ходатайство за беглого раба, Онисима, и просьба приготовить место для самого Павла. Ввиду того, что письмо к Филимону было очень личным, в нем не упомянуты многие детали, заведомо известные автору и адресату, поэтому для нас послание интересно не только в плане духовного назидания, но и как объект исследования.




Погребняк Николай
ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ К ФИЛИМОНУ



О книге
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. Тема послания к Филимону лежит на поверхности: это ходатайство за беглого раба, Онисима, и просьба приготовить место для самого Павла. Ввиду того, что письмо к Филимону было очень личным, в нём не упомянуты многие детали, заведомо известные автору и адресату, поэтому для нас послание интересно не только в плане духовного назидания, но и как объект исторического исследования.
- - - - -



ВВЕДЕНИЕ

Прежде чем приступить к изучению послания к Филимону, напомню, что книги Библии разделяются на повествования (исторические); пророков; закон; поэзию; Евангелия и послания (письма). Характерной чертой посланий, - особенно частных писем, - является то, что и автор и адресат хорошо понимают друг друга без указания многих деталей. Поэтому для нас такие письма интересны не только в плане духовного назидания, но и как объект исследования для выявления не указанных, но существенных для автора послания и адресата деталей, таких, например, как место и время написания письма или в каких взаимоотношениях находились эти два человека.
Письмо к Филимону наиболее подходящий объект для такого исследования, потому что, во-первых, оно очень короткое и, во-вторых, очень личное, то есть, идеально подходит для тренировки нашей, читателей, наблюдательности и логики.
Итак, начну по порядку.
Кто является автором послания, и кому оно было адресовано, об этом сказано в первом же стихе: "Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему. (Флм.1:1)".

Место написания послания и адрес получателя:
Так как Апостол Павел написал послание, будучи в заключении, можно сделать вывод, что написано оно было в Риме.
Определить, где жил получатель письма, Филимон, тоже не сложно: в послании к Колоссянам Апостол Павел пишет что Онисим (раб Филимона) был из Колосс.
"С Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас (колоссян)". (Кол.4:9)
Есть ещё одно, хотя и косвенное, доказательство того, что Филимон жил в Колоссах: служитель церкви в Колоссах, Епафрас, был лично знаком с ним (иначе, зачем бы он стал передавать привет).
"Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною". (Флм.1:23)
А о том, что Епафрас нёс служение в Колоссах, Апостол Павел упоминал в послании к Колоссянам: "Как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова. (Кол.1:7)".

Дата написания:
Прямого указания на дату нет, но в послании указано, в каких обстоятельствах находился в то время автор: "Прошу тебя о сыне моём Онисиме, которого родил я в узах моих. (Флм.1:10)". И здесь, и в Флм.1:1 Апостол Павел указывает, что он находился в тот момент в узах, но дальше он пишет, что надеется на освобождение и даже надеется ещё раз прийти в город, где живёт Филимон: "А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам. (Флм.1:22)".
Если сравнить сказанное в послании к Филимону с тем, о чём написал Апостол Павел Тимофею во втором послании (2Тим.4:6), то можно сделать вывод, что послание к Филимону было написано во время первого тюремного заключения Павла в Риме в 60-63 году.

Тема Послания:
Павел ходатайствует за Онисима и просит приготовить для себя место, где он мог бы пожить после освобождения. Так что это было радостное для Филимона послание, в котором говорилось о двух добрых событиях: о покаянии и возвращении Онисима, и о скором освобождении Апостола Павла.
-- "Прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа; прошу тебя о сыне моём Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его". (Флм.1:9-11)
-- "А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам". (Флм.1:22)

Краткое содержание:
Филимон - богатый христианин, проживающий в Колоссах, от него сбежал раб, Онисим, и приплыл в Рим. Там он встретился с Апостолом Павлом, и впоследствии уверовал в Иисуса Христа, и даже стал помогать Апостолу.
По Моисееву закону, дав приют и хлеб беглому рабу, Апостол Павел не поступал противозаконно (Вт.23:15,16), хотя Симон всё равно считался беглым рабом Филимона. По римскому же закону, который был гораздо строже в отношении беглых рабов, Павел и Симон поступали противозаконно. Да и чисто по-человечески, по совести Павлу было неприлично пользоваться услугами чужого раба, даже если он стал христианином (Кол.3:22). Так что Онисиму лучше было вернуться к своему хозяину, Филимону, и попросить у него прощения, - иначе, какое же это тогда получается покаяние пред Господом.
Вскоре подвернулся удобный случай: Апостол Павел написал послания к Колоссянам и Ефесянам и собирался отправить их с Тихиком в Асию - Онисим мог вместе с ним вернуться в Колоссы. Павел предложил Онисиму вернуться к Филимону, и он согласился. И Апостол тут же написал коротенькое письмо к своему другу, Филимону, в котором попросил его быть милостивым к беглецу, который искренне покаялся в своём грехе и теперь стал другим человеком и его братом во Христе.
Интересно представить, как развивались события потом, после прихода Онисима в Колоссы? Наверное, после того как Онисим повинился и покаялся, Филимон простил его, и, думаю, что даже освободил его из рабства. Освободил для того, чтобы направить его служить Апостолу Павлу уже, как посланника от домашней церкви Филимона.

Цель Послания:
Увещевание Филимона действием явить любовь Христову.
"Дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе". (Флм.1:6)


ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ К ФИЛИМОНУ

Флм.1:1,2 Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви.
Апфия, вероятно, жена Филимона.
Архипп, вероятно, пастырь церкви вместе с Епафрасом.
"Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе". (Кол.4:17)

Флм.1:4-6 Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих, слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым, дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе.
Апостол Павел просит Филимона явить свою веру делом. Делом любви и милости. Но его просьба звучит не как: "Покажи свою веру, которая пока ещё никак не проявила себя в делах", а как: "Ещё раз покажи свою действенную веру, которую ты уже столько раз являл".
"Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых". (Флм.1:7)
Уверен, что Святой Дух побудил Апостола Павла написать это послание не только ради ходатайства за Онисима перед Филимоном, и, конечно же, не только ради того, чтобы он попросил приготовить ему место по прибытии в Колоссы после освобождения. Есть и другие причины, в первую очередь духовные причины (иначе, это, по сути, частное письмо не было бы сохранено Богом в веках и не стало бы одной из книг Священного Писания). Назову некоторые из них:
Во-первых, Святой Дух побудил Апостола Павла написать послание к Филимону, чтобы мы - будущие христиане - научались прощать обидчиков, когда те приходят к нам с покаянием.
Во-вторых, чтобы мы усвоили что не только падающие и колеблющиеся нуждаются в поддержке и ободрении, но и те, кто с верой и любящим сердцем проходят своё поприще здесь, на земле. Не только Онисим нуждался в ободряющем напутствии, но и Филимон - искренний служитель Божий и другу Апостола Павла нуждался в ободрении, дабы вера его не поколебалась.
Так что и вы, братья и сестры во Христе, благодарите Господа Бога, когда узнаёте, что кто-то поступает по любви и вере. Благодарите Господа и ободряйте верных добрым словом, чтобы они не чувствовали себя одинокими на своём поприще.

Флм.1:11 Он (Онисим) был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его.
Онисим - древнегреч. "полезный", "пригодный" - Апостол Павел обыгрывает здесь слово, означающее имя.
А ведь и мы, уважаемые братья и сестры по вере, тоже когда-то были бесполезными Богу. Бесполезными, потому что были неспособными полюбить Его. И только после того, как уверовали в Иисуса Христа и были рождены свыше, от Святого Духа, мы обрели способность познать и возлюбить Господа через откровение Духа. Только после этого и только под водительством Духа Божьего.

Флм.1:13,14 Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах [за] благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твоё было не вынужденно, а добровольно.
Здесь Апостол Павел пишет, что хотя и уверен заранее, что Филимон не будет против того, чтобы Онисим остался и служил ему, посчитал нужным спросить дозволения: "Без твоего согласия ничего не хочу делать".
А вот Онисиму, ни приказать, ни даже уговаривать пойти с покаянием к своему хозяину, Апостол Павел уже не мог. Покаяние - это добровольное решение человека, никакое принуждение здесь не допустимо.

Флм.1:15 Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда.
Так и получилось: побег, и последующее возвращение с покаянием стали благом и для Онисима, и для Филимона.
"Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно". (Ин.8:35)

Флм.1:18,19 Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен.
"Если же он чем обидел тебя, или должен" - в тексте послания к Филимону нет подтверждения бытующему среди христиан суждению, что Онисим при побеге ограбил Филимона. Возможно, он украл одежду и еду, но, думаю, не более этого. Если бы Онисим действительно обворовал своего хозяина, то Апостол Павел наверняка бы знал об этом (Онисим ведь покаялся), а он пишет Филимону не утвердительно: "То, что украл у тебя Онисим, считай на мне", а лишь предположительно: "Если же должен".
Так что долг Онисима перед его господином, Филимоном, заключается лишь в том, что тот не получил ожидаемой прибыли от своего раба, плюс затраты на поиски (если они предпринимались) и моральный ущерб.

Флм.1:20 Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой моё сердце в Господе.
"Дай мне" - Павел просит Филимона пожертвовать своим (убытками из-за бегства раба) ради любви к нему и ради любви к Богу, и это будет богоугодной жертвой.

Флм.1:24 Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои.
Здесь Димас упоминается среди соработников Апостола в благовестии Христовом, но пройдёт время, и Димас станет отступником, возлюбив сей мир.
"Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошёл в Фессалонику". (2Тим.4:10)
Если бы Димас в тот момент, когда уходил от Апостола Павла, могли представить, что весь христианский мир узнает о его поступке, и что два тысячелетия люди будут упоминать об этом, то, уверен, он остался бы среди верующих в Иисуса Христа. Но в таком случае его вера основывалась бы не на любви к Иисусу Христу и не на любви к Апостолу Павлу, а на страхе. А на страхе - это уже не по вере, а по принуждению. Такие "верующие" Господу Богу не нужны.

Давайте снова обратимся к Апостолу Павлу, Филимону и Онисиму: все они принесли жертву любви. По любви, значит, обязательно с жертвой: "Ибо так возлюбил Бог мир...". Если Господь Бог призывает вас на служение, знайте, что вы обязаны будете чем-либо пожертвовать. И чем более богопомазанным будет ваше служение, тем больше жертвенной самоотдачи оно потребует от вас. И ещё запомните: награда за служение Господу обещана нам на Небесах, а не здесь, на земле. Поэтому тот, кто получает здесь награду в виде славы, чести и богатства - получает её не от Духа Божьего, по крайней мере, не за духовное служение, а за гуманитарное или за мирское.
Итак, ещё один духовный закон: послушание Богу в конечном итоге всегда лучше, чем непослушание, но жить в послушании Святому Духу всегда труднее, чем жить самому по себе.

И в заключение немного рассуждений о том, что было бы если бы...
Представьте, что произошло бы, если бы Павел сказал: "Я в Риме, Филимон в Колоссах, пусть Онисим будет со мной, тем более что я сейчас нахожусь в заключении, то есть больше нуждаюсь в помощнике, чем Филимон"? Думаю, Филимон, узнав, что Павел скрывает от него его беглого раба, подумал бы сам в себе: "Павел учит одному, а делает другое". В итоге, Павел потерял бы доверие Филимона, да и, в конечном счёте, доверие Онисима, раба Филимонова.
Теперь, что произошло бы, если бы Онисим не захотел добровольно пойти с покаянием к Филимону? Апостол Павел по закону мог лишь предоставить ему жильё, а какое жильё может предоставить тот, кто сам находится в заключении? Так что Онисиму все равно рано или поздно, но пришлось бы уйти от Павла и снова пуститься в бега, пока не истёк бы срок его рабства (семилетний - если он и Филимон были евреями, и бессрочный - если хоть один из них был из язычников). В итоге, Онисим остался бы и без Апостола Павла, и без Филимона.
И третий вариант: представьте, что произошло бы, если бы Филимон не простил Онисима? Конечно, Онисим остался бы у него рабом, но это неизбежно отразилось бы не только на их взаимоотношениях, но и на взаимоотношениях Апостола Павла с Филимоном. В итоге, Филимон утратил бы дружбу с Апостолом Павлом, и добрые взаимоотношения с Онисимом.
Так что, поступи любой из этих трёх человек не по духу, не по любви, а эгоистично, и всё, конец добрым взаимоотношениям. В результате всем было бы плохо.
Господи, даруй нам мудрости поступать по Твоей воле, а не ослепляясь порывам своих эмоций!
Господи, даруй нам духовной мудрости!


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. - М. : Российское Библейское общество, 1998. - 1244 с.
2. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / Wikimedia Foundation, Inc. - Электронные текстовые данные. - Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"