Погребняк Николай Иванович : другие произведения.

Дневник по посланию к Филиппийцам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сия книга Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. Послание к Филиппийцам преисполнено радостью Апостола Павла, что верующие из этого города, проходя через испытания и гонения, не ожесточились и не отчаялись, а по-прежнему пребывают в любви и сострадании к ближним. Ещё Павел поделился надеждой на освобождение из Римского заключения и возможное скорое свидание с ними. Поэтому послание по своему тону больше похоже на дружеское письмо, чем на духовное назидание.




Погребняк Николай
ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ К ФИЛИППИЙЦАМ


Литературный корректор: Флегонтова Галина

О книге
Сия книга Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. Послание к Филиппийцам преисполнено радостью Апостола Павла, что верующие из этого города, проходя через испытания и гонения, не ожесточились и не отчаялись, а по-прежнему пребывают в любви и сострадании к ближним. Ещё Павел поделился надеждой на освобождение из Римского заключения и возможное скорое свидание с ними. Поэтому послание по своему тону больше похоже на дружеское письмо, чем на духовное назидание.
- - - - -


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ К ФИЛИППИЙЦАМ
1 гл. Арест Павла не заглушил Евангелия, а, наоборот, способствовал увеличению числа благовестников
2 гл. Примеры жертвенной любви
3 гл. Не на своих делах утверждайтесь, а познавайте Иисуса Христа и силу Его жизни
4 гл. Личностные обращения. Продолжение увещеваний церкви.
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ



ВВЕДЕНИЕ

В первом веке город Филиппы имел звание Римской колонии. В те времена слово "колония" имело иное значение, чем сейчас - это было место поселения воинов ветеранов, получивших римское гражданство. Как правило, их расселяли в стратегически важных пунктах Римской империи. Филиппы, расположенные на дороге, проходящей через горную гряду, разделяющую Европу и Азию, были одним из них. Поэтому по своему характеру гордые и дисциплинированные филиппийцы разительно отличались от живших рядом фессалоникийцев и тем более от сумбурных и развратных коринфян.
Второй особенностью Филипп было отсутствие в городе синагоги (вспомните, что Апостолы Павел и Сила начали там своё благовестие не в синагоге, как обычно, а у реки среди женщин (Деян.16:13), а потом темничному стражу (Деян.16:29-33). Поэтому влияние иудеев на филиппийских христиан было очень незначительным.
Поводом для написания послания к Филиппийцам явилось то, что член этой церкви, Епафродит, намеревался отправиться в свой родной город. Но побудила написать послание радость, которой преисполнился Апостол Павел, узнав, что проходя через испытания и гонения, филиппийцы не ожесточились и не отчаялись, а по-прежнему пребывают в любви и сострадании к ближним. Ещё Павел поделился своей надеждой на освобождение из Римского заключения (Флп.1:25,26) и возможное скорое свидание с ними. И третьей причиной была благодарность за помощь, которую филиппийцы оказывали и продолжают оказывать ему в служении. Поэтому послание к Филиппийцам по своему содержанию больше похоже на дружеское письмо, чем на назидательное послание. Но это - дружественный тон письма - вовсе не умаляет духовного значения послания.
Святитель Феофан Затворник так описывает духовное значение послания к Филиппийцам: "Если собрать изречения святого Апостола в сем Послании воедино, то получим сжатое, но возвышенное и сильное изображение христианства в вере и жизни. - Пишется же это не тоном рассуждения, а так, как, например, следующая речь: "если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то исполните мою радость, имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны" (Флп?2:?1,2); или ещё: "умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе Ей, молю и тебя, искренний сотрудник, помогай им",- и прочее (Флп.4:?2,3).
Так, если смотреть на внешнюю форму сего Послания, то ни одно Послание святого Павла так не близко к форме обычного письма, как это; если взять во внимание тон и дух его, то ни в одном своем Послании не выразил Апостол столько сердечности и интимности, как в этом; если остановиться на содержании, то оно при всей простоте Божественно, возвышенно и всеобъемлюще".[1]



ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ К ФИЛИППИЙЦАМ

1 гл. Арест Павла не заглушил Евангелия, а, наоборот, способствовал увеличению числа благовестников

Флп.1:3-5 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас... за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне.
С первого дня уверовавшие во Христа филиппийцы оказывали помощь Апостолу Павлу и его товарищам: сначала Лидия позвала их в дом (Деян.16:14,15), затем темничный страж позаботился о Павле и Силе (Деян.16:34) и позже, после ухода Павла из Филипп, церковь продолжала материально поддерживать его в служении благовестия. Такое вспоможение было лучшим свидетельством их любви и хождения в истине, чем самые красивые и правильные слова.

Флп.1:9 И молюсь о том, чтобы любовь ваша ещё более и более возрастала в познании и всяком чувстве.
Павел молит Бога, чтобы любовь филиппийцев (духовная любовь agapi, являющаяся даром Святого Духа) возрастала в уподоблении Иисусу Христу и по образу мыслей, и в сердечных устремлениях, в чувствах и желаниях.
"Чтобы, познавая лучшее, вы были исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию". (Флп.1:10,11)

Флп.1:12-14 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие.
После приветствия и слов молитвы (слов по делу, а не просто добрых пожеланий), Апостол переходит к рассказу о ситуации в Риме, где он находился в заключении. И здесь, обратите внимание, Павел акцентирует внимание не на себе, а на том, как Дух Божий использовал его ситуацию во благо благовестию Христову.
Уважаемые братья и сестры во Христе, подобное происходит и в нашей жизни: когда, кажется, что враг или болезнь сковали, и уже нет возможности служить Богу, тогда Дух Божий обращает нашу немощь в силу Своего свидетельства, в силу Своего благовестия (не нашего - плотского, а Божьего - духовного).

Флп.1:15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
"По зависти и любопрению" - не путайте желание благовествовать из чувства соперничества с Апостолом Павлом или из зависти к его славе, как узника за слово Христово, с ересью, цель которой прославить и возвеличить себя и только себя. Против еретиков и лжеучителей Апостол выступал всегда резко и бескомпромиссно требовал удалить их из церкви, а про этих ревнителей говорит: "Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться. (Флп.1:18)".

Флп.1:19 Ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа.
"Послужит мне во спасение" - здесь "спасение" (древнегреч. sotiria) - означает избавление от физической опасности, от заключения, а не от духовной смерти, ибо наше спасение и вечная жизнь во Христе не зависят от того, кто и как благовествует.

Флп.1:20 При уверенности и надежде моей, что я ни в чём посрамлён не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моём, жизнью ли то, или смертью.
"При уверенности, что возвеличится Христос в теле моём" - откуда в Павле была эта уверенность, что жизнь его и смерть будут служить во славу Иисуса Христа?
Поверьте, эта уверенность была в нём не от упования на свои дела и уж тем более не от упования на свою праведность - эта уверенность была от веры в слово Божье, излившееся от Святого Духа лично ему. Апостол имел не просто общение с Богом, как личность с Личностью, а более глубокую связь - он всем сердцем своим слился с Богом, всем разумом своим слился с Духом Божьим, поэтому его жизнь была уже неотделима от Бога. Это была жизнь уже не просто по вере (вера в человеке может возникнуть и от слов другого человека), а по откровению Божьему.
"Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение". (Флп.1:21)

Флп.1:22-24 Если же жизнь во плоти [доставляет] плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас.
"Не знаю, что избрать" - Апостол пишет о своей жизни и смерти так, словно они зависят уже не только от Бога, но и от него - от него не вопреки воле Божьей, а во взаимодействии с волей Божьей. Возможно ли такое на самом деле?
Читая о кончине святых Божьих людей, я заметил, что некоторые из них приготовляли себя к смерти, потом ложились и мирно умирали. Они в себе чувствовали, что веру сохранили, течение совершили и теперь, пора уже им отойти ко Христу. Значит, истинные ученики Христовы уже здесь, на земле, имеют такое общение с Богом, что даже их смерть уже совершается Богом не без их его ведома и не без их согласия (как было у Самого Иисуса Христа).

Флп.1:25 И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере.
Апостол Павел пишет, что будет освобождён из заключения, так как есть духовная причина для его освобождения и для его дальнейшей жизни здесь, на этой грешной земле.

Флп.1:27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую.
"Живите достойно благовествования Христова" - в древнегреческом оригинале здесь стоит слово politevomai (быть гражданином, иметь гражданство), то есть живите здесь на земле так, как граждане Царства Христова. Что это значит? Это означает, что мы должны жить здесь не просто как пришельцы и странники, а как представители Царства Божьего. Мы должны помнить, что по нам люди судят обо всём нашем царстве, как мы, например, увидев американца, по одному этому человеку судим обо всех американцах.
"Подвизаясь единодушно за веру Евангельскую" - жить, подвизаясь за веру Евангельскую, это значит: жить во Христе бодрствуя, стоя в истине. Апостол Павел видел, что по церквям поползла ересь иудействующих, ересь законников, пытающихся превратить Церковь Христову в одно из многочисленных течений Иудаизма.
Дополнительно - см. комментарии к Иуд.1:3,4.

Флп.1:28,29 И не страшитесь ни в чём противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас - спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него.
Апостол Павел рассматривает страдание за Христа, как дар, как излияние силы Божьей на человека, сравнивая этот дар с даром веры.
Воистину, как не может человек сам по себе прийти к Богу и уверовать в Иисуса Христа, так же не может он сам по себе и устоять в вере, не говорю уже о возрастании в духе. И так же, как предопределение Божье избирает, кто будет Божьим человеком, так предопределение Божье избирает и того, кому придётся пострадать за веру в Иисуса Христа и таким образом явить миру свою веру.
Так страшно и так радостно, что аж дух захватывает!
Кстати, эти стихи из послания можно привести, как контраргумент тем, кто учит о преуспевании и положительном исповедании.


2 гл. Примеры жертвенной любви

Флп.2:1,2 Итак, если [есть] какое утешение во Христе, если [есть] какая отрада любви, если [есть] какое общение духа, если [есть] какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны.
"Итак,.." - здесь Апостол Павел подводит черту под вышесказанным, что он рад видеть в Филиппийцах любовь, общение духа, милосердие и сострадательность, и просит их дополнить сии дары духа единодушием во Христе.
Считаю, что в церковнославянском переводе мысль Апостола передана более точно и полно: "Да тожде (также, равно) мудрствуете (разбирайте, размышляйте), туже любовь имеше, единодушни (будьте объединены общим желанием), единомудренни (рассуждайте одинаково)".[2]
Апостол отлично понимал, что если сатана сумеет посеять между филиппийскими верующими споры и разлад, то церковь уже не сможет устоять в духовной брани. Поэтому он призывает верующих бодрствовать, чтобы не погрязнуть в мелочных разборках и таким образом не отвратить своих взоров от Иисуса Христа.
"Ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе". (Флп.2:3-5)
Дополнительно - см. комментарии к 1пт.3:8,9; 1Кор.1:11.

Флп.2:4 Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других.
Ещё раз перечитайте этот стих Священного Писания. Вникая в каждое слово, перечитайте: "Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других", - о чём здесь сказано - об эгоизме? Вовсе не обязательно об эгоизме. Здесь сказано о том, чтобы мы были мудрыми как в заботе о себе и своих близких, так и в заботе о других людях. Именно мудрыми, потому что в церквях зачастую искажают смысл слов Апостола Павла на что-то типа: "Заботься не о себе, а о других" - как будто, забота о себе и своих близких - это обязательно эгоизм. Нет, эгоизм - это забота только о себе, только о своей выгоде. А любовь Божия: - заботиться и о себе, и о других.
"Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе..." (Флп.2:5)

Флп.2:5-7 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек.
"(Иисус Христос) не почитал хищением быть равным Богу" - видите, Иисус Христос не забывал, что Он Сын Божий, и является образом Божьим, хотя и уничижил Себя ради нашего спасения.
Немного отвлекусь от темы послания.
Этот стих Священного Писания любят цитировать лжеучителя, говорящие, что Сын меньше Отца по Своей природе и Своей сущности, и является лишь Его посланником. В противовес их учению приведу слова Августина Аврелия: "В образе раба, который Он принял, Сын меньше Отца, в образе же Божием, в котором Он пребывал и прежде принятия образа раба, Сын равен Отцу. В образе Божием Он - Слово, через Которое всё начало быть. В образе же раба Он соделался человеком. Итак, поскольку образ Божий принял образ раба, поскольку Сын Божий - и Бог, и человек. Он - Бог по причине воспринимающего Божества, и Он - человек по причине воспринятого человечества. Однако ни одна из них (Его природ) вследствие такого принятия не меняется и не превращается в другую. Ни Божество, изменившись, не стало тварью так, что перестало быть Божеством; ни тварь не стала Божеством так, что перестала быть тварью".[3]
Дополнительно - см. комментарии к Ис.52:13-15.

Флп.2:12,13 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны (Богу)... со страхом и трепетом совершайте своё спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению.
"Со страхом и трепетом совершайте своё спасение", - здесь речь идёт не о спасении души, какое даруется нам по благодати Божьей через веру в искупительную жертву Иисуса Христа, а о христианской жизни по вере. Помните, что вера без дел мертва, поэтому с особым духовным почтением и благоговением исполняйте волю Божью, возвещаемую вам Святым Духом. Во всём и всегда, особенно во время гонений и испытаний будьте послушны воле Господней и не унывайте, потому что в жизни верующих всё, даже страдания и гонения совершаются по Божьей воле и под Его контролем.
Также помните, что Дух Божий силен прославить имя Христово через вас в любое время, даже в тот момент, когда вы находитесь в состоянии полной немощи.
"Всё делайте без ропота и сомнения". (Флп.2:14)

Флп.2:14-17 Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими... к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился. Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
Апостол Павел готов и даже рад был бы стать соучастником в жертвенном служении Филиппийской церкви (вероятно Господь ему открыл, что они будут переживать гонения), подобно тому, как возливаемое на жертву вино, приносимую в Храме, становилось частью жертвы всесожжения (единство в служении и в славе).
Это же слово: "жертвою" Апостол Павел использует и в послании к Тимофею: "Ибо я уже становлюсь жертвою (2Тим.4:6)" - то есть свою мученическую смерть он воспринимает как продолжение служения Иисусу Христу. Служения, которому после уверования он посвятил всю свою жизнь.

Флп.2:18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
"Радуйтесь" - здесь не имеется в виду ликование и тем более не имеется в виду пустой, так называемый, "святой смех". Это означает: примите то, что случится, пусть и со слезами на глазах, но с миром в сердце, ибо это не само по себе произойдёт, а по Божьему промыслу. Духовное осознание и возникшая в результате глубокая вера, что всё то, что происходит в вашей жизни - это Божье предопределение, даёт в сердце мир, а потом и радость, и желание достойно исполнить вверенное вам Богом.

Флп.2:19-21 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что [угодно] Иисусу Христу.
"Равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас" - Апостол Павел указывает, что Тимофей проявляет о Филиппийцах столько же любви и попечения, сколько он сам, поэтому приход Тимофея (доколе Павел находится в узах) будет для церкви не меньшим благословением, чем, если бы к ним пришёл сам Апостол.

Флп.2:25,26 Впрочем я почёл нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошёл слух о его болезни.
Если бы Апостол Павел не написал, что он сам послал Епафродита в Филиппы, то, думаю, нашлись бы злые языки, которые стали бы обвинять Епафродита в том, что он оставил находящегося в узах Павла. Не из-за заботы об Апостоле обвинять, а из зависти, потому что Павел рассказал Филиппийской церкви о подвиге их посланника, Епафродита, а Святой Дух позаботился, чтобы о вере и делах этого человека узнали во всех церквях, во все времена.
"Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении, ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне". (Флп.2:29,30)


3 гл. Не на своих делах утверждайтесь, а познавайте Иисуса Христа и силу Его жизни

Флп.3:1 Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе.
Современный перевод РБО: "Итак, желаю вам, братья, радости в единении с Христом!" [4]
По логике и по смыслу повествования этот стих лучше было бы поместить во второй главе, так как здесь подводится итог сказанному там.
Заключая предшествующий отдел послания, Апостол призывает радоваться в единении со Христом. Что это значит, и возможна ли такая радость? Да, возможна. Когда вы сердцем своим стремитесь ко Христу и духом своим взираете на Него, то душа ваша обретает истинное утешение, и ваше сердце исполняются миром и уверенностью, что вы пребываете в присутствии Божьем, и, следовательно, идёте по правильному пути и обрели смысл жизни - сокровенный, вечный смысл своей жизни. Да и вообще, я не знаю ни одного верующего человека - истинно верующего, - который не радовался бы, не приходил в восторг души при исполнении Святым Духом. Это такая неземная радость!..

Флп.3:2,3 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание - мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся.
"Берегитесь..., берегитесь..., берегитесь..." - Павел переходит к новой теме повествования: он предостерегает Филиппийцев о возможном появления среди них законников, особенно иудействующих лжеучителей-законников.
Почему христиане должны остерегаться от попадания в сеть упования на закон и религиозные обряды, об это хорошо сказал богослов Александр Павлович Лопухин: "Обрезанiе, которого требовали iудействующiе, утратило уже свой первоначальный символическiй смыслъ и превратилось въ простую безсмысленную операцiю. Истинное обрезанiе теперь представляютъ собою христiане: они служатъ Богу не плотiю, а духомъ, къ чему собственно призывало и ветхозаветное обрезанiе, надеются на Господа Iисуса Христа, а не на то, что они обрезаны по плоти и имеютъ какiя нибудь другiя плотскiя преимущества".[5]
"Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно по плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу". (Рим.2:28,29)

Флп.3:4-7 Хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетою.
Снова приведу комментарий А. П. Лопухина: "Чтобы его убежденiе сторониться отъ iудействующихъ было более действенно, Апостолъ изображаетъ своё собственное отношенiе къ закону и къ iудейству вообще со всеми его преимуществами. Онъ самъ имелъ всё, чемъ хвалятся или будутъ хвалиться предъ Филиппiйцами iудействующие. Однако Ап. призналъ для себя чистымъ вредомъ (древнегреческое ximia - по русски переведено неточно: тщетою) всё, что прежде ему представлялось преимуществомъ".[6]

Флп.3:6 По правде законной - непорочный.
"В выражении "правда законная" стоит древнегреч. слово dikaiosyni имеющее значение: добропорядочная жизнь или быть честным в глазах людей, или поступать в соответствии с установленными правилами, в отличие от dikaiosis, означающего оправдание перед Богом".[7]

Флп.3:8-11 Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере... чтобы достигнуть воскресения мёртвых.
Подводя итог вышесказанному, Апостол Павел пишет: "Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса". Всё - это и своё иудейское происхождение, и обрезание, и принадлежность к фарисейскому течению иудаизма, и свою добропорядочную жизнь в глазах людей, и даже свою религиозную жизнь по закону.
И действительно, тот, кто познал Иисуса Христа, как своего Спасителя и возлюбил Его всем сердцем своим, обязательно будет стремиться познавать Его всё больше и больше: познавать Его образ мыслей, Его желания и Его цели, дабы во всём уподобиться Ему. А всё остальное отойдёт на второй план, ибо жизнь вечная даруется только по вере в Иисуса Христа.

Флп.3:12-14 [Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус... стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
Что это за почесть вышнего звания Божия во Христе, к которой так стремится Апостол Павел, и не только он сам стремится, но и нас призывает прилагать все силы к сему?
Во-первых, это вечная жизнь в Царстве Небесном с Господом Иисусом Христом (Флп.3:20). И во-вторых, и это считаю самым главным, ибо Бог не для того создавал Царство Небесное, чтобы мы там почивали в безделии, да на арфах песни пели, Бог Отец желает, чтобы мы через уподобление Сыну Его стали отражением, образом Божьим для всего творения.
"Да будет Бог всё во всём". (1Кор.15:28)

Флп.3:15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чём иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.
Уважаемые братья и сестры во Христе, кто из вас является духовно зрелыми христианами, должны мыслить так же, как мыслит Апостол Павел, и стремиться к тому же, к чему стремится он. А если кому ещё не открыты глубины духовного познания, то не отчаивайтесь, а живите по вере, и Дух Божий в своё время откроет вам.
"Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас". (Флп.3:17)

Флп.3:17-19 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном.
"Враги креста Христова" - так Апостол Павел называет не язычников и не иудеев, которые в те времена гнали и всячески притесняли христиан, а тех из членов церкви, которые хотели и здесь, на земле, своего не упустить, и Божье Царство получить доступ.
К сожалению, таких людей сейчас очень много в церквях - целые Христианские деноминации вовлечены в их зло. В гордом безумии своём они думают, что оказались умнее Иисуса Христа, сказавшего: "Никто не может служить двум господам. Не можете служить Богу и маммоне. (Мф.6:24)". Даже учение для своего оправдания придумали, называется оно: "Учение преуспевания и положительного исповедания". Сами себя обманывают этим учением и не хотят признать, что их, именно их, Апостол Павел назвал врагами креста Христова, ибо они ложью своей попирают жертву Христову.

Флп.3:21 Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничижённое тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе всё.
"Наше же жительство - на небесах" - Апостол не сказал: "Наше будущее жительство на небесах", - а сказал о нас уже здесь, на земле, как о действенных гражданах Царства Небесного. В современном переводе Нового Завета этот стих звучит так: "А наше государство - на небесах...".[8]
Так давайте же будем жить так, как нам и полагается жить: как граждане Царства Небесного!
Дополнительно о воскресении мёртвых - см. комментарии к 1Кор.15:35-44.


4 гл. Личностные обращения. Продолжение увещеваний церкви.

Флп.4:2 Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе.
"Еводiя и Синтихiя - женщины христiанки, но положенiе ихъ въ церкви неизвестно. Можетъ быть, они были дiакониссы и разногласили между собой въ пониманiи и разделенiи своихъ обязанностей. Ап. проситъ ихъ мыслить одинаково о Господе, т.е. о деле служенiя Богу".[9]

Флп.4:3 Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни.
"Искренний сотрудник" - вероятно, один из епископов (пастырей) Филиппийской церкви.

Флп.4:4 Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь.
Радость и мир в Господе не зависят от окружающих нас обстоятельств. Апостол Павел, например, радовался, когда увидел, что его тюремное заключение побудило многих к благовестию. Радовался, и причём искренне радовался, несмотря на то, что находился в это время не только в узах, но и в нужде.
Дополнительно - см. комментарии к Флп.3:1.

Флп.4:5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
Кротость - это незлобивое отношение к людям, всепрощение и послушание Господу. Противоположностью кротости, как ни парадоксально, является не гневливость (гневливые очень часто оказываются в неприглядном положении, а потом стыдятся своих слов и дел), а зависть и любопрение, потому что те, кто стремится унизить достойных и возвеличить себя над другими, завидуют и вступают в пустые споры, превозносят себя (любопрения).
Дополнительно - см. комментарии к Иак.5:9.

Флп.4:6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом.
Что значит: "не заботьтесь" и "в молитве открывайте свои желания пред Богом"? Это означает, что прежде чем просить о чём-либо у Бога, в молитве узнайте, сходно ли ваше желание с Божьей волей, и когда обретёте от Духа мир в сердце, молитесь, и тогда молитва ваша будет с верой, а не просто глаголанием, хотя и обращённым к Богу, но выше потолка не восходящим.
Я написал в комментарии к этому стиху о молитве вообще, что делать, чтобы она была действенной, Апостол Павел же говорил здесь о конкретной нужде, о которой Филиппийцам нужно было молиться, ибо Дух Божий открыл ему, что грядут испытания на молодую церковь. Поэтому он и пишет: "Не заботьтесь, а в молитве возлагайте упование на Бога".
"Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый". (Мк.13:11)

Флп.4:8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
Синодальный перевод здесь не совсем точен, потому что если понимать этот стих буквально, то получается, что мы, верующие, не должны ни видеть того греховного, что происходит в мире, ни рассуждать об этом.
Церковнославянский перевод точнее: "Елика истинна, елика праведна, елика честна, елика пречиста". Слово "елика" переводится, как: "сколько".
Таким образом, смысловой перевод будет следующим: "Наконец, братия мои, смотрите насколько истинно, насколько честно, насколько чисто, и то, что найдёте добродетельным и достойным похвалы, того придерживайтесь в своих рассуждениях и делах". А далее, уже как продолжение начатой мысли, звучат следующие слова Апостола: "Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами. (Флп.4:9)". То есть Апостол учит нас оценивать с духовной точки зрения всё, что мы видим и слышим, и, мудро оценив увиденное и услышанное, держаться того, что угодно Богу.

Флп.4:10 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
Помимо чувства благодарности, Павел говорит и о радости, преисполнившей его, когда узнал о том, что филиппийцы позаботились о нём. Чему возрадовался Апостол?
Августин Аврелий в "Исповеди" писал: "А то, чему он радуется и есть его (Павла) пища. Чему ты радуешься? Что питает тебя, человек, обновлённый познанием Бога, создавшего тебя по образу Своему? Вот чему радуется Павел, вот что его питает: их хорошие поступки".[10]
"[Говорю это] не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу". (Флп.4:17)

Флп.4:13 Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
Апостол научился иметь мир Божий в сердце при любых обстоятельствах: вспомните, как он помощником Силой воспевал хвалу Богу, находясь в тюрьме (Деян.16:25), вспомните его поведение на корабле во время шторма (Деян.27:21-25).
Но такой мир Божий верующий человек обретает не просто так - захотел и стал истинно уповающим на Господа в любых обстоятельствах. Прежде ему нужно пройти многотрудную духовную школу испытания веры и ежедневных молитвенных размышлений о Христе, ему нужно накопить опыт ежедневного общения со Святым Духом, слышания Его и послушания Ему, и только потом, как плод духовного роста обретёт он истинный мир Божий в сердце своём.
В православии обретение такого дара Божественной благодати, вызванного пребыванием Святого Духа в душе верующего, называется бесстрастием.
Одним из таких подвижников Божьих, достигших высокой степени духовной благодати, является Серафим Саровский. Приведу цитату из сборника его наставлений: "Будем и мы, братие, по примеру Господа и Его великого угодника преподобного Серафима преуспевать в любви у Бога и человеков! И для того чтобы уже окончательно преуспеть в ней, возьмем последний урок у преподобного. "Радость моя, говорит он, - молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысяча душ спасутся около тебя!" Аминь".[11]
Дорогие братья и сёстры по Христе, заботливо изо дня в день накапливайте опыт духовной жизни в послушании Святому Духу. Не сразу, а начиная с упражнения в послушании Духу в малых бытовых вопросах, постепенно обретайте навык жизни по духу, а с опытом, обретёте и мир Божий в сердце своём.

Флп.4:21 Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.
"Приветствуйте всякого (каждого) святого" - думаю, понятно, почему в этом послании Апостол Павел просит передать привет от него не просто церкви, а каждому её члену персонально: вспомоществование для него собирали конкретные люди - члены церкви, а не просто религиозная организация, называемая поместной церковью.
Я заострил ваше внимание на этом стихе для того, чтобы и вы, уважаемые читатели, не забывали, что добрые дела делаются конкретными людьми, а не организациями (церковными или общественными гуманитарными организациями), поэтому и благодарить нужно конкретных людей, и Бога благодарить нужно за конкретных людей, а не вообще, абстрактно. Будьте благодарными!


СНОСКИ

[1] Еп. Феофан (Затворник). Послание святого апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.
[2] Новый Заветъ на славянскомъ и рускомъ языке. с.677.
[3] Августин Блаженный (Аврелий). О Троице. Кн.I. с.30.
[4] Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. с.444.
[5] Толковая Библiя съ комментарiями А.П. Лопухина. Т.11. с.293.
[6] Толковая Библiя съ комментарiями А.П. Лопухина. Т.11. с.293-294.
[7] Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета. с.274.
[8] Радостная весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого РБО. с.446.
[9] Толковая Библiя съ комментарiями А.П. Лопухина. Т.11. с.297.
[10] Августин Блаженный (Аврелий). Исповедь. Кн.13. XXVI:39.
[11] Серафим Саровский. Радость моя. Гл.34. Что нужно для того, чтобы преуспевать в любви у Бога и у человеков.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Августин Аврелий. Исповедь [Электронный ресурс]/ Православная библиотека "Азбука веры". - Электронные текстовые данные. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/ispoved/ свободный.
2. Августин Аврелий. О Троице: в 2 т./ оформл. В. Панкратов. - М.: Образ, 2005. - Т.1: Книга I-XV. - 254 с.
3. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 1998. - 1244 с.
4. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. - Электронные текстовые данные. - Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
5. Еп. Феофан (Затворник). Послание святого апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном [Электронный ресурс]/ Православная библиотека "Азбука веры" - Электронные текстовые данные. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-poslanie-k-filippijcam/1_1 свободный.
6. Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета: Словарь-справочник/ К. Барнуэлл, П. Дэнси, Т. Поп. СПб.: ХО "Библия для всех", 1996. - 495 с.
7. Новый Заветъ, на славянскомъ и рускомъ языке/ Иждивенiем Россiйскаго Библейскаго Общества. - четвертым тиснением. - Санктпетербургъ.: Россiйское Библейское Общество, 1822. - 825 с.
8. Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого/ сделан с текста The Greek New Testament. - 2-е издание, со Словарем. - М.: Российское Библейское общество, 2003. - 603 с.
9. Серафим Саровский. Радость моя. Гл.34. Что нужно для того, чтобы преуспевать в любви у Бога и человеков [Электронный ресурс]/ Православная библиотека "Азбука веры". - Электронные текстовые данные. - Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovskij/radost-moja/ свободный.
10. Толковая Библiя, или комментарiй на все книги Св. Писанiя Ветхаго и Новаго Завета. Съ иллюстрацшями. Подъ редакцiей А.П. Лопухина: в 11 томах. Т.11/ А.П. Лопухин. - Петербургъ: Бесплатное приложение к журналу "Странникъ", 1904-1913. - (Общедоступная богословская библиотека. Выпуск шестнадцатый). 1913. - 610 с.: ил.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"