Аннотация: Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. В отличие от Синоптических Евангелий, Евангелие от Иоанна было написано для людей уже утвержденных в вере во Христа.
Погребняк Николай
ДНЕВНИК ПО ЕВАНГЕЛИЮ ОТ ИОАННА
- - - - -
Литературный корректор: Флегонтова Галина
О книге
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. В отличие от Синоптических Евангелий, Евангелие от Иоанна было написано для людей уже утвержденных в вере в Иисуса Христа.
- - - - -
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ЕВАНГЕЛИЮ ОТ ИОАННА
1 гл. Бог пришёл в мир: познайте Его! Имена Сына Божьего
2 гл. Чудо в Кане - это прообраз внутреннего очищения через обновление
3 гл. А вы думали, Бог возлюбил МIРЪ?
4 гл. Иисус благовествует Самарянке
5-6 гл. Пять свидетельств, что Иисус Христос - Сын Божий
6 гл. Ешьте хлеб жизни - Слово, сошедшее с Небес!
7 гл. Вопрос о славе: кто ищет славу Отцу, а кто себе
8 гл. Прелюбодеица стояла и ожидала суда
9 гл. Физическая и духовная слепота
10 гл. Ходить в свете - это слышать и исполнять волю Господа
11 гл. Иисус Христос проявляет Свои человеческие привязанности и симпатии
12 гл. Царь Израиля на ослике
13 гл. Почему, вернее, зачем Христос омыл ноги ученикам (освящение)
14 гл. "Я не оставлю вас, но пребуду в вас!"
15 гл. Мир возненавидит вас: ибо мир отвергает всё, что не от него
16 гл. Иисус Христос пришел, чтобы взыскать и спасти погибших, теперь Он уходит, чтобы в них вошел Святой Дух
17 гл. Молитва Иисуса Христа за учеников (за нас)
18 гл. Израиль, судив Иисуса Христа, осудил себя. Что есть истина?
19 гл. Когда Царь Иудейский был отвержен и распят, была явлена победа Спасителя мира
20 гл. Жизнь вечная от Иисуса - Слова Божьего
21 гл. Господь поручает ученикам заботу о "Христовых овцах"
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -
ВВЕДЕНИЕ
Ученик Апостола Иоанна, Папий Гиерапольский (+160 г.) свидетельствовал, что автором Евангелия является Иоанн: "Он (Папий) записал Евангелие верно, ибо Иоанн диктовал верно".[1]
Интересное замечание: последней книгой Новозаветного канона традиционно считают "Откровение" Апостола Иоанна, но древние письменные источники свидетельствуют, что Иоанн сначала написал Откровение, а потом, по возвращении из ссылки, Евангелие.
Ученик Поликарпа Смирнского (+156 г.), ученика Апостола Иоанна, Ириней Лионский (130-202 гг.) указал, что Евангелие от Иоанна было написано в Эфесе: "Так, Матфей издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия, в то время как Пётр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь (42-67 гг.). После их отшествия Марк, ученик и истолкователь Петра, предал нам письменно то, что было проповедано Петром. И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие. Потом Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время пребывания своего в Эфесе Азийском".[2]
А древний историк Евсевий Кесарийский (263-339 гг.) в своем исследовании по истории Церкви отмечает, что Иоанн поселился в Эфесе уже после ссылки на остров Патмос: "После пятнадцатилетнего владычества Доминициана власть принял Нерва (96-98 гг.)... Тогда же Апостол Иоанн покинул остров Патмос, куда был сослан (там было написано Откровение), и устроился на жительство в Эфесе".[3]
На основании вышеперечисленных источников первого-третьего веков, можно утверждать, что автором Евангелия является Апостол Иоанн и что Евангелие было написано в Эфесе уже после возвращения из ссылки на остров Патмос, где ему было дано Откровение.
И тому, что именно таким был порядок книг, есть логическое обоснование: ведь что увидел Иоанн после своего возвращения из ссылки? Он увидел, что в церквях расплодились ереси (если Апостолам Иуде и Павлу уже приходилось бороться с ними, то после смерти Апостолов представляю, насколько они стали распространёнными), и чтобы противостать наиболее коварной из них, гностицизму, Апостол Иоанн пишет Евангелие о том, что Иисус Христос - истинно Бог и истинно Человек.
Итак, Евангелие от Иоанна, в отличие от синоптических Евангелий, написанных для благовестия, было написано для назидания Церкви и как Апостольское завещание.
ДНЕВНИК ПО ЕВАНГЕЛИЮ ОТ ИОАННА
1 гл. Бог пришёл в мир: познайте Его! Имена Сына Божьего
1:1-14 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его... Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал... А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Святой Дух через Апостола открывает нам величайшее Божье чудо: Сын Божий, будучи Богом и Творцом всего сущего, совершил в Себе и через Себя путь от бесконечного и безначального Бога к смертному человеку в ветхом теле - к Иисусу Христу. Затем, через воскресение и вознесение уже Человек, Иисус Христос, совершил путь возвращения от природы ветхого человека к славе и величию Сына Божьего и воссел одесную Отца безначального и бесконечного. Таким образом, Иисус Христос проделал путь, который Господь Бог уготовал Его творению - людям. Путь, изначально предопределенный Отцом, чтобы и мы, христиане, стали рождёнными от Святого Духа к познанию Иисуса Христа, как Сына Божьего, к познанию Бога, как своего Отца.
"Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему (Отцу), потому что увидим Его, как Он есть". (1Ин.3:1,2)
И тогда совершится Божий замысел для Его творения: "Да будет Бог всё во всём. (1Кор.15:28)".
Ин.1:1,2 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.
Отец и Сын (Слово) - это Единый Бог, а не два Бога.
Сын Божий предвечно был с Отцом и был в Отце. И хотя Сын отличается от безначального и беспредельного Отца по своей сущности, но это Единый Бог, а не два Бога, ибо Сын пребывает в Отце и Отец пребывает в Сыне - пребывает как Безначальный и Беспредельный.
Сын не был сотворён, ибо сказано: "В начале было Слово" и ещё: "Им создано всё (Кол.1:16)" - то есть Слово как Личность, как Бог было уже при самом начале, но в определённый момент Слово было явлено из Отца и Словом было сотворено всё, что сотворено - небесное и земное, а потом... свершилась великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1Тим.3:16).
Рисунок 1. Андрей Рублев. Спас в силах (славе).
Внимательно рассмотрите икону Андрея Рублёва "Спас в силах (славе)", и вы сможете увидеть, что благовествовать об Иисусе Христе можно не только словами Евангелия, но и через иконопись, более того, можно донести до нас пророческое слово.
Сначала отмечу детали изображения. Просто, без всякого анализа перечислю то, что видимо. В центре, явно выделяясь из всей цветовой гаммы иконы, изображена книга. Она на коленях человека. Далее - сам человек в белых одеждах, восседающий в красном цвете. Он восседает на троне, но трона почти не видно, он лишь контурно проступает через изображение. Дальше, слой за слоем, изображён красный ромб, чёрный овал и красный прямоугольник.
Теперь предлагаю "прочитать" икону, поразмыслить над тем, о чём рассказывает иконописец. Думаю, сделать это будет нетрудно, так как сюжет иконы прост и дан как бы послойно. Итак, вначале книга, и не просто книга, а Книга - слово Божие. Книга покоится на коленях Человека, и понятно, что это Господь Иисус Христос. Он в белых одеждах праведности восседает на троне в свете, а свет окружён тьмой, но тьма не превосходит свет по своим габаритам. Более того, создаётся впечатление, что Господь попирает Своими ногами эту тьму. И самый нижний слой в иконе - это тоже свет, правильнее даже будет сказать Свет. И свет, в котором пребывает Спаситель (изображённый в виде ромба), воспринимается уже, как тот первичный Свет, прорвавшийся сквозь заслон тьмы - как свет истинный, рождённый от Света.
Молитвенно вглядываясь в икону, вдруг начинаешь осознавать в себе слова, - всё яснее и яснее звучащие слова, как бы исходящие из этого изображения: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога... В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Ин.1:1-5)".
Ещё раз обратитесь к иконе. Воистину Слово у Бога и Он как бы даёт Его нам, дарит Свое Слово нам, грешным людям. И тьма пытается отторгнуть от первичного Света Человека Иисуса Христа, но видно, что она бессильна, что, наоборот, Христос прорвал её и принёс нам благодать. И хотя Спаситель изображён здесь во славе, но Он не судит, а благословляет нас, верующих в Него. Он для нас, верующих в Него, и будучи во славе остаётся любящим Спасителем, а не грозным Судьёй.
Ин.1:3 Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
Далее Апостол Иоанн через откровение Святого Духа возвещает, что Сын Божий не только предвечный Бог, но Тот, через Кого всё сотворено - Творец мира. Именно ради сотворения мира (и духовного, и материального) и явился, как бы исшёл из Отца Сын, изначально сущий в Отце.
Ириней Лионский (130-202 гг.) так цитирует этот стих Евангелия: "Всё через Него произошло, и без Него ничто не произошло, что произошло, для того жизнь была в Нём".[4]
Ин.1:4,5 В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Сын Божий, а после воплощения, Иисус Христос, есть жизнь и свет истины для людей: только через Него и в Нём мы можем обрести вечную жизнь - Церковь Христова при Втором Пришествии - остальные после конца Света.
"Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его". (Ин.5:21-23)
Так же, как ложь не поглотила истины, так же, как хаос не поглотил Логоса (первоначального единства слова и смысла), так и смерть не поглотила жизни - это не просто слова теологического учения, это свидетельство Апостола Иоанна - очевидца воскресения Иисуса Христа и человека обретшего личное общение со Христом уже не как с человеком, а как с бессмертным и беспредельным Богом.
Ин.1:6,7 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
Апостол Иоанн и раз, и два раза, и три повторяет: "Бог есть Свет истинный". Почему он выделяет именно это черту Бога, а не Его всемогущество, например, или Его вездесущность? Потому что свет истины вскрывает, разоблачает грех. Потому что свет и истина, это обиталище жизни, а тьма и ложь - обиталище смети.
Хотите быть с Богом - ходите в свете истины!
Ин.1:9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
Святой Дух, через слово открывает нам, дорогие братья и сестры во Христе, суть наших сердец: какие мы на самом деле. И это очень важно, ибо пред Богом греховна как возвышенная самооценка, так и заниженная, потому что если будете исходить из неверной "точки отсчёта", то изберёте неверный "азимут", и тогда не сможете освящаться, уподобляться Иисусу Христу, а будете всё больше и больше духовно отдаляться от Него превращаясь либо в жестокосердного религиозника, либо в лицемерного "смиренника", либо в эгоиста и потребителя.
Ин.1:11 Пришёл к своим, и свои Его не приняли.
Иисус Христос пришёл и сделался служителем для Израиля по заповеди, обещанию данному Аврааму, но Израиль отверг своего Мессию, и тогда Он стал служителем для всех принявших Его - и для иудеев, и для язычников. Служителем уже не по обещанию, а по Своей милости.
"Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников - из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему". (Рим.15:8,9)
Ин.1:12,13 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
"Дал власть быть чадами Божиими" - здесь имеется ввиду: дал возможность быть чадами Божьими. Но Господь Иисус Христос не всем дарует жизнь вечную по благодати Своей (вменив веру в праведность), а только предизбранным Божьим, тем, кто избрал ходить во свете истины, кто уверовал в Него и исповедовал своим Господом и Спасителем.
"Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха". (1Ин.1:6,7)
Дополнительно - см. комментарии к 1Ин.3:1,2.
Ин.1:14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Тайна Боговоплощения - это великая и чудная Божья тайна и людям не дано постигнуть её своим плотским человеческим умом, впрочем, как и многое другое (см. комментарии к Ин.1:1-14). Мы можем познать - не просто услышать, а познать на себе лишь то, для чего Сын Божий стал человеком: "А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола. (Евр.2:14,15)".
Дополнительно - см. комментарии к Евр.2:14-16.
Ин.1:16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать.
Благодать Божия в Иисусе Христе имеет для нас (и в нас) двойной эффект: оправдание нас, как грешников, и духовное рождение в Духе Святом, освящающее нас, преобразующее по образу и подобию Иисуса.
"И избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству". (Евр.2:15)
Ин.1:17 Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Благодать ко спасению мог даровать людям только Бог, ибо Он есть не только творец, но и судья своего творения. Но даровать эту благодать Бог мог только через заместительную жертву, иначе была бы нарушена справедливость, причём, искупительной жертвой человеков, полностью соответствующей требованиям закона, не могло быть ни животное, ни Ангел, а только человек - свободный от греха человек, над которым смерть - орудие наказания за грех - не имеет власти.
Ин.1:18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Господь Бог - невидимый и в Своей святости отделённый от падшего творения, явил Себя людям в Иисусе Христе, дабы они познали Его и уподобились Ему.
Подробнее о познании Иисуса Христа - Сына Божьего - см. комментарии к Мф.11:25,26.
Ин.1:19-21 И вот свидетельство Иоанна... Он объявил, и не отрёкся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
Израиль ждал Мессию - пророка и царя о котором предсказал Моисей: "И сказал мне (Моисею) Господь: Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты. (Втор.18:17,18)".
"Ты Илия?" - через пророка Малахию было предсказано Израилю, что перед пришествием Мессии будет предвестник - Илия: "Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня. (Мал.4:5)".
Израиль ожидал, что с пришествием Мессии наступит царство Израиля. Поэтому иудеи ожидали Мессию с сияющим лицом, как у Моисея, и что перед Его пришествием вновь сойдёт на землю пророк Илия. Для них было закрыто, что будет два пришествия Мессии, Иисуса Христа: в первый раз Он придёт как искупительная Жертва и как Искупитель, а во второй - как Царь и Судья.
Ин.1:23 Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
Ответив иудеям, что он не Илия, Иоанн Креститель в то же время указал, что через него сбылось пророчество Исаии: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, Богу нашему. (Ис.40:3)".
Кстати, Исаия пророчествовал не только о славе Мессии, но и о Его поругании Израилем и Его распятии: "Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на себя наши немощи... Он изъязвлен был за грехи наши. (Ис.53:3-5)".
Дополнительно - см. комментарии к Ис.40:1-5.
Ин.1:25 И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?
Крещение - это символ не только погружения, но и пропитывания чем-либо насквозь. Иоанн Креститель крестил водой, но вода омывает лишь тело; душа же крещаемого пропитывается осознанием нужды в Спасителе и освящается лишь Святым Духом. Сила крещения не в ритуале, а в искренности, поэтому прежде чем креститься, сердце крещаемого должно пережить очищающий огонь покаяния и, по вере во Христа Иисуса, он должен быть рождён свыше от Святого Духа. В противном случае, после крещения вы станете лишь членами поместной церкви некой христианской деноминации, а не членами Царства Небесного. А далее, как Иисуса Христа после крещения искушал сатана и Он делом явил Свою веру, так и вам предстоит делом, всею жизнью, являть свою веру.
Ин.1:29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира.
"Вот Агнец Божий" - вся Иудея, включая священников и книжников, а так же ученики Иоанна Крестителя ожидали прихода Мессии, но посмотрите, кого представил им Креститель - разве царя Израильского, разве человека с сияющим лицом? Нет, он представил им Агнца Божьего - искупительную Жертву.
Апостол Иоанн чтобы подчеркнуть важность сказанного, дважды повторил слова Иоанна Крестителя: "И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. (Ин.1:36)".
Да, Предтеча прямо и многократно возвещал Иудее о сути служения Иисуса Христа, но никто его не слышал. Не слышали, потому что хотели услышать другое: "Пришёл Мессия, Царь Израиля, который дарует вам Тысячелетнее Царство".
Спустя семьдесят лет уже Апостол Иоанн возвещал это откровение земной Церкви, но и из членов церквей мало кто слышал его слова, потому что в подавляющем своём большинстве христиане, как и иудеи, слышат лишь то, что хотят услышать. А хотят они слышать о своём духовном превосходстве над другими людьми, о своей власти на земле - духовной и государственной, хотят они слышать о Рае для себя.
Вот Агнец Божий!
Царство же Божие не приходит приметным образом - оно прежде должно совершиться внутрь вас.
"Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть". (Лк.17:20,21)
Дополнительно - см. комментарии к Ис.53:8-10.
Ин.1:31 Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
Предтеча крестил людей крещением покаяния. Покаяния, которое открывало путь к познанию Иисуса Христа, как Агнца Божьего и как Спасителя, потому что без осознания полной своей греховности перед святостью Божьей и полной своей немощи поступать угодно Богу, человек не станет искать спасителя и не будет нуждаться в нём, как в единственном пути к Богу.
Ин.1:32,33 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым.
"Увидишь Духа" - Иоанн Креститель увидел сходящего Святого Духа, и это было указанным от Бога признаком, что Иисус - Мессия. Святой Дух явился и пребывал над Иисусом видимым образом. Именно Дух Божий, а не голубь, как думают некоторые несведущие: в Иудее было много голубей, поэтому как Предтеча смог бы со стопроцентной уверенностью распознать - это просто голубь, или Дух?
"И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия". (Мф.3:16)
"И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как (греч.: словно, около, приблизительно) голубь". (Лк.3:22)
Теперь сравните, в каком виде Апостолы увидели Святого Духа, сошедшего на них в телесном виде: "И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго. (Деян.2:3,4)". Апостолы увидели Святого Духа, сошедшего в телесном виде, похожим на язычки света (или пламени), так как они увидели Его в тёмном помещении, а Иоанн Креститель увидел Святого Духа, нисходящего в телесном виде похожим на белого голубя, так как увидел Его днём и на фоне ясного неба. И то и другое соответствие действительно очень похоже на трепещущееся медленное опускание лепестка света - белого, но не слепящего глаза света.
Дополнительно о видении отверстого неба и сошествии Святого Духа на Иисуса Христа - см. комментарии к Мф.3:16; Лк.3:22.
Ин.1:36,37 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
Иоанн Креститель засвидетельствовал об Иисусе Христе и направил учеников к Нему.
Хорошо было бы, если бы и церковные иереи так же обращали взор паствы не на себя, не на своё священство, а на Иисуса Христа, если бы и они учили каждого верующего лично слышать слово Духа Божьего и лично следовать за Иисусом Христом.
Ин.1:41 (Андрей) первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос.
Мессия - на еврейском: Машиах; на греческом: Христос; на русском: Помазанник - всегда помните об этих переводах, дабы не впасть в заблуждение.
Во времена Ветхого Завета цари, священники и пророки помазывались при посвящении на служение святым елеем, отсюда следует, что помазание - это посвящение на служение Богу и людям. Но люди извратили суть помазания Божьего и сделали его знаком возвеличивания над другими людьми.
Ин.1:45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
Далее идёт рассказ о том, как Нафанаил узнал, что Иисус - Мессия: 1) он услышал свидетельство от человека; 2) принял в своё сердце слово обличения от Духа Божьего - обличения к покаянию; 3) поверил в свидетельство и в Писание с искренним сердечным желанием познать истину, после чего Господь уже Сам явил доказательства и вера Нафанаила стала действенной.
Ин.1:49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Имена Иисуса Христа:
-- Слово (Ин.1:1);
-- Бог (Ин.1:1);
-- Свет истинный (Ин.1:9);
-- Сын Единородный (Ин.1:18);
-- Агнец Божий (Ин.1:29);
-- Равви (Учитель) (Ин.1:38);
-- Мессия (Христос) (Ин.1:41);
-- Царь Израилев (Ин.1:49);
-- Сын Человеческий (Ин.3:13);
-- Жених (Ин.3:29);
-- Пришедший Свыше (Ин.3:31);
-- Спаситель мира (Ин.4:42);
-- Хлеб жизни (Ин.6:35);
-- Свет миру (Ин.8:12);
-- от начала Сущий (Ин.8:26);
-- Дверь овцам (Ин.10:7);
-- Пастырь добрый (Ин.10:11);
-- "Я и Отец - одно" (Ин.10:30);
-- "Я есмь путь, и истина, и жизнь" (Ин.14:6);
-- Истинная виноградная лоза (Ин.15:1).
Ин.1:51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Для христиан Дух Божий открывает тайны Царства Небесного, и они через эти откровения, через общение со Святым Духом становятся причастниками не только земного бытия, но и духовного, Небесного.
2 гл. Чудо в Кане - это прообраз внутреннего очищения через обновление
Ин.2:1-3 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
"Матерь Иисуса" - называть мать не по её личному имени, а по имени сына, в первом веке в народе Израиля такое обращение было общепринятым.
Мать Иисуса попросила сына решить проблему с вином не для того, чтобы гости могли упиться вином, а чтобы защитить честь и достоинство жениха.
Ин.2:4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой.
Слово "жено" употреблялось, как уважительное обращение не только по отношению к матери, но к любой взрослой женщине. В русском языке близкими по смыслу словами были: "сударыня, государыня, госпожа, матушка", но сейчас, к сожалению, они вышли из употребления, и осталось лишь слово "женщина", которое приобрело нейтральный, а зачастую и оскорбительный характер.
"Что Мне и Тебе, Жено?" - на первый взгляд здесь звучит отказ Иисуса, но судя по следующему стиху: "Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. (Ин.2:5)" - получается, что Мария не увидела в словах Сына отказа на Свою просьбу, иначе Она не послала бы к Нему служителей с поручением.
Комментарий Иринея Лионского (130-202 гг.): "Ибо всё это предопределено Отцом, совершается же Сыном... в надлежащее время. Поэтому, когда Мария побуждала Его совершить дивное знамение вина и прежде времени участвовать в таинственной чаше (Мф.26:27), то Господь сказал: "Ещё не пришёл час Мой", ожидая того часа, который предречён Отцом".[5]
Ин.2:6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
По слову Иисуса Христа сосуды ёмкостью около 100 л. были наполнены водой. Вода из них служила для ритуального омовения, то есть для наружного очищения. Таким образом Иисус Христос, не изменив внешнюю форму (оставив очищение, соответствующим Иудейскому обряду), изменил содержимое сосудов: сделал его пригодным не для внешнего, а для внутреннего применения (вино радует сердце).
Ин.2:10 И говорит ему (распорядитель пира жениху): всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе.
Апостол Иоанн здесь однозначно говорит о застолье с алкоголем: "А когда напьются (греч.: станут пьяными)". И потом, изысканным - с утончённым вкусом - может быть только вино: сок может быть только свежим, а вино может иметь разный вкус - от дешёвого кислого, до изысканного.
Приведу ряд примеров, где ещё используется греческое слово yuni:
-- "И давали Ему пить вино со смирною". (Мк.15:23)
-- "Ибо он (Иоанн) будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера (ячменного пива)". (Лк.1:15)
-- "Перевязал ему раны, возливая масло и вино". (Лк.10:34)
-- "И не упивайтесь вином". (Еф.5:8)
-- "Диаконы... не пристрастны к вину". (1Тим.3:8)
-- "Не порабощались пьянству". (Тит.2:3)
Ин.2:11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
Чудо, явленное в Кане, стало знамение того, что служение Мессии в Иудее началось. Ученики увидели чудо и уверовали в Иисуса Христа.
Чудо - это знамение, внешнее обнаружение, признак чего-то более важного, чем само явление. Господь Бог явил громы и молнии на горе Синай для того, чтобы евреи увидели, что Моисей говорит не от своего имени, а от имени Божьего (Исх.19:9).
Ин.2:12 После сего пришёл Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.
После Капернаума и вплоть до распятия Иисуса Христа уже нигде не говорится о том, что Его Мать а и братья ходили с Ним. Позже Апостол Иоанн уточнит, почему они не были среди Его учеников: "Ибо и братья Его не веровали в Него. (Ин.7:5)".
Ин.2:13-15 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
Накануне Пасхи Иисус Христос очистил храм от скверны сребролюбия, от дельцов, наживающихся на религиозности - таким было начало Его служения, как Мессии Израиля.
Подобное Святой Дух производит и в сердцах верующих во Христа: но Он не гонит наши грехи бичом, а обличает нас в грехах наших.
Дополнительно - см. комментарии к Мф.21:12; Мк.11:17,18; Лк.19:45.
Ин.2:18-22 На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что [имеешь] [власть] так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его... Когда же воскрес Он из мёртвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.
"Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" - в ответ на просьбу иудеев Иисус Христос указал, какое Он даст знамение, но когда исполнилось, то увидели и поняли его лишь ученики, и то не сразу. Почему так получилось? Потому что Бога не такой подход к чудесам и знамениям, как у нас - грешных человеков: для Него сами по себе чудеса, знамения и исцеления не имеют ценности, они важны, только если служат чему-то более важному, например, благовестию о Христе.
Ин.2:23,24 И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех.
Иисус Христос не доверял вере этих людей, ибо знал, что их вера была не плодом сердца, а лишь эмоциональной реакцией на увиденные чудеса. Истинная вера невозможна без пребывающего в сердце уверовавшего Святого Духа и освящающего его по образу и подобию Иисуса Христа. Истинная вера действенна.
3 гл. А вы думали, Бог возлюбил МIРЪ?
Ин.3:1-3 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских.Он пришёл к Иисусу ночью... Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
Бог есть Дух, и человек, чтобы войти в Божье Царство, должен обрести духовную природу, подобную Божьей. Это возможно лишь через рождение от Святого Духа (подобно тому, как жизнь в плотском теле мы обрели не сами по себе, а через рождение от родителей, так и духовную жизнь мы не может сотворить сами в себе, можем только получить от Духа Божьего).
И вы, уважаемые читатели, знайте, что пока не будете рождены свыше от Духа Святого, духовные истины закрыты для вашего понимания, не говоря уже о духовной жизни. Но Святой Дух не войдет в ваше сердце, чтобы возродить ваш дух и обновить ваш ум, если не будет веры в Иисуса Христа, как вашего Искупителя и Господа. Следовательно, начало всему - вера во Христа.
Ин.3:5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Чтобы войти в Царство Божье человеку должно быть рождённым дважды: от воды (из чрева матери) и от Святого Духа (духовное рождение по благодати Христовой, через веру в Него). Дважды рождённый вовеки пребудет с Богом. И, соответственно, дважды умерший - тот кто, отвергнув Бога, умер по духу, а потом умер по плоти - навсегда будет отлучён от Бога.
"Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь". (Ин.5:24)
А вы, уважаемые читатели, - что вы изберёте: второе рождение и вечную жизнь, или второе отвержение Бога и вечную смерть?
Ин.3:6 Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух.
Дух может родиться только от Духа, только вечный Бог может даровать вам вечную жизнь, а тленная плоть, никогда.
Ин.3:8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа.
"Так бывает со всяким, рождённым от Духа" - здесь сказано о том, как уверовавший может узнать: рождён ли он от Духа или нет? Это будет не внешнее свидетельство, а внутреннее: жизнь сама будет свидетельствовать в нём, ибо он будет слышать голос Святого Духа и будет водим Им.
Дополнительно - см. комментарии к 1Кор.2:4,5.
Ин.3:9,10 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
Никодим учил иудеев, как войти в Царство Божие, а того, что сказал ему Иисус, не смог понять. Не смог, потому что в Священном Писании не духовное познание искал, а заучивал букву закона своим плотским умом. Не смог, потому что не учёл, что по Божьему замыслу истину о духовном рождении человек познаёт сердцем, и лишь потом уже обновлённым в Духе умом.
"И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять". (Иез.36:26,27)
Ин.3:12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?
Человек переживает духовное рождение (от Святого Духа) здесь, на земле, а не после смерти, на Небе.
Ин.3:13-15 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах... дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Открыть путь в Царство Небесное, даровать духовное рождение может лишь Тот, Кто сотворил это Царство и нисшёл из Него. И открывается нам этот путь через Иисуса Христа: через крест Христов - только так.
Ин.3:16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Слово "погиб" (греч. apollumi) имеет значение: "стал непригодным, потерялся, был разлучен со мной" - как видите, это не означает: исчез совсем или превратился в небытие, а был отторгнут так, что самостоятельно уже никогда не сможет вернуться в прежнее состояние.
Приведу примеры, где ещё встречается это слово:
-- "Иначе и мехи пропадут". (Мк.2:22)
-- "Пойдет за пропавшею овцою". (Лк.15:4)
-- "Блудный сын пропадал". (Лк.15:32)
-- "Взыскать погибшее". (Мф.18:11)
Жить в Боге - это не просто желать служить или угождать Богу (служить и угождать Богу хотели и фарисеи, но при этом оставаясь сами по себе: Бог Сам по себе, а я сам по себе). Жить в Боге - это духовное состояние, когда Он нужен вам для самой жизни (подобно тому, как нужен воздух, хотя вы и не замечаете его наличие), когда вы не только не хотите, но и не можете жить без Бога.
А вот живущий без Бога человек - он живёт лишь суетными заботами и ищет лишь то, что тлен, наподобие того, как живёт инфузория туфелька, хотя, нет, у инфузории есть смысл существования, раз Бог сотворил её.
Итак, жизнь - это не просто существование и деятельность (даже ради Бога), а общение с Богом и пребывание в Боге.
А вы думали, возлюбил Бог мiръ?
Благовествуя людям об Иисусе Христе, христиане часто цитируют этот Библейский стих: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин.3:16)" - но цитируя, акцентируют внимание на слове "всякий", то есть любой человек может быть спасён в Иисусе Христе, и при этом забывают, что для неверующих, пока они не примут покаяния, слово Божие закрыто. Забывают, что духовные истины Писания открываются лишь по вере. Забывают, что Апостол Иоанн написал Евангелие для верующих, а не для неверующих, чтобы исправить возникшие в церквях ереси.
Но как же тогда: "Вера от слышания (Рим.10:17)" - скажет читатель? Отвечу продолжением этой фразы Апостола Павла: "Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошёл голос их, и до пределов вселенной слова их. (Рим.10:18)". Да, слышать то многие слышали, но услышали ли? Нет, не услышали.
Так же и я до уверования в Иисуса Христа я несколько раз брался читать Новый Завет, но всегда очень быстро терял интерес, а если что и читал, то как некий исторический документ, не более того. И только после покаяния Дух Божий открыл мне суть и силу жизни, сокрытую в Писаниях, как в Слове Божьем.
Зачем я всё это написал в комментариях к Ин.3:16? Чтобы вы, читая эти стихи, помнили, что они написаны не для неверующих, а для верующих. Чтобы познали откровение любви Божьей к вам и через это откровение сами обрели любовь Агапе к братьям и сёстрам по вере. Чтобы увидели и осознали, что всякий верующий человек настолько дорог Богу, что Он отдал Сына Своего единородного ради него, а ежели он настолько дорог Отцу Небесному, то, значит, и вам должен быть настолько же дорог. И чтобы приняв в сердце своё слова Апостола Иоанна, вы уже никогда не сказали (даже самим себе): пусть я и возненавидел какого-либо брата напрасно, но я ведь совершаю великие дела ради Бога и через мои проповеди десятки, сотни других людей приходят в церковь. Не обманывайтесь, ни десять, ни сто новых не смогут компенсировать одного старого, равнодушно отторгнутого и забытого вами. Не смогут! - ибо считая так, вы сами в себе говорите: жертва Христа (и жертва Отца) за того человека ничего не стоит, а вот эти - стоят.
Ин.3:18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
"Верующий в Него не судится" - верные Христовы не будут судимы потому, что вера их в Спасителя и Господа вменена им в праведность. И так как Господь Бог не может солгать, следовательно, раз Он уже вменил кому-то Свою праведность, то Он не только не станет, а не сможет судить его: иначе получится, что Он будет судить Свою праведность.
А те, кто уповает на свою праведность по закону, тех по закону Бог будет судить по делам их, и отвержение благодати Божьей будет на том суде наитягчайшим грехом, ибо услышав о Христе и о том, что Он сделал для них, они не поверили Богу, не приняли Жертву Христову.
Ин.3:19 Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы.
При обращении к Христу, как к своему Господу и Спасителю, важно не то, что вы делали раньше, а правду или ложь вы избираете сейчас - в первую очередь правду или ложь по отношению к себе, к своим грехам.
За семь веков это же возвестил перед Израилем пророк Исайя: "Посему так говорит Святый Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то: то беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение... И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому ещё удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него! (Ис.30:12-18)".
Ин.3:20,21 Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
Спасение по благодати обретает тот, кто по своей доброй воле предстал на суд Божий, и готов в послушании воле Божьей исповедовать грехи пред людьми. Кто уже здесь, на земле предстаёт на суд Божий, осознавая, что по делам своим достоин смерти, но уповая на милость Божью - милость, которой никак не заслуживает. Вот эта милость и есть жизнь с Богом.
Ин.3:27-29 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать [на] [себя], если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
Иоанн Креститель знал о Церкви, как о Невесте Сына Божьего, знал о спасении людей по благодати, через искупительную жертву Иисуса Христа. Он был истинным пророком.
Дополнительно - см. комментарии к Ин.1:19-21.
Ин.3:31,32 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
Иоанн Креститель засвидетельствовал, что Иисус Христос сошел с Небес, что Он - Тот, Кто откроет путь в Царство Небесное, ибо имеет эту власть от Отца.
Всякий человек, уверовав в Иисуса Христа своей верой утверждает, что Бог говорит истину. А тот, кто осознанно отвергает веру во Христа, тот своим неверием как бы говорит, что Бог лжив.
Ин.3:34 Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою даёт Бог Духа.
"Не мерою дает Бог Духа" - Иисус Христос всегда и везде имеет общение со Святым Духом, и Дух всегда имеет возможность возвещать и вершить дела Божьи через Него.
Так же, как Иисусу Христу, и верующим в Него Святой Дух доступен во всякое время и во всяком месте.
Ин.3:36 Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём.
Всякому истинно верующему во Христа человеку уже здесь, при жизни на земле, Святой Дух свидетельствует, что он причастен к Царству Небесному.
"Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. (1Ин.5:10-12)