Аннотация: Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. Ириней Лионский (130-202 гг.) писал: "Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие".
Погребняк Николай
ДНЕВНИК ПО ЕВАНГЕЛИЮ ОТ ЛУКИ
- - - - -
Литературный корректор: Флегонтова Галина
О книге
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. О Евангелии же Ириней Лионский писал: "Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие".
- - - - -
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ЕВАНГЕЛИЮ ОТ ЛУКИ
1 гл. О Деве Марии и о рождении Иисуса - Мессии Израиля.
2 гл. Где жило Святое Семейство в первый месяц Иисуса
5 гл. Иисус - истинный Христос и истинный Сын Божий
6 гл. Законы Царства Небесного
7 гл. Откровение Мессии для сотника, Иоанна Крестителя, Израиля и для фарисеев
8 гл. Кто матерь Моя и братья Мои
11 гл. Горе лицемерам - особенно религиозным лицемерам
12 гл. Об истинном благовестии
14 гл. Кто идёт за Мною и не несёт креста своего...
15 гл. Иисус оправдывает Своё общение с грешниками
17 гл. Что такое Божья вера
18 гл. Как хранить Царство Божье в сердце
19 гл. Второе пришествие Иисуса Христа принесёт...
20 гл. Власть, слава и богатства мира сего - это цепи сатаны
21 гл. Берегитесь, чтобы не ввели вас в заблуждение!
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -
ВВЕДЕНИЕ
Евангелие от Луки было написано третьим. Ириней Лионский (130-202 гг.) указывает такую последовательность написания Евангелий: "Так, Матфей издал у евреев на их собственном языке писание Евангелие, в то время как Пётр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь (42-67 гг.). После их отшествия Марк, ученик и истолкователь Петра, предал нам письменно то, что было проповедано Петром. И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие. Потом Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время пребывания своего в Ефесе Азийском".[1]
ДНЕВНИК ПО ЕВАНГЕЛИЮ ОТ ЛУКИ
1 гл. О Деве Марии и о рождении Иисуса - Мессии Израиля.
1:3 То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил.
"Всего сначала" - греческое слово anothen имеет несколько значений в русском языке: "сверху, свыше, сначала, издавна", таким образом, в греческом оригинале говорится не просто о том, что Лука тщательно изучил все свидетельства и воспоминания с начала, то есть со дня рождения Иисуса Христа, но и на то, что идея написать Евангелие была ниспослана ему свыше, от Бога. Сравните, где ещё используется это греческое слово: "Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех". (Ин.3:31) "Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе". (Ин.19:11)
1:13 Ангел же сказал ему: не бойся Захария... Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя Иоанн.
Имя Иоанн означает: Бог милостив.
1:17 И предъидет (Иоанн) пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
"Чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников" - то есть напомнить израильтянам, что они являются потомками Авраама не только по крови и плоти, а ещё и по вере и духу, и, напомнив, указать путь духовного очищения (через покаяние) и дать Божью силу тем, кто возжелает этого.
1:24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев.
Почему Елисавета никому не говорила о том, что беременна? Захария не говорил о рождении сына, потому что на него было наложено наказание немотой, а что мешало Елисавете поделиться радостью своей с близкими своими?
Елисавета таилась и радовалась лишь сама в себе, что Бог явил ей милость, наверное, потому что Господь так предусмотрел, чтобы в Иудее никто, кроме родителей, не знал о скором рождении Предтечи, а также чтобы никто в Иудее раньше времени не узнал о зачатии младенца от Святого Духа у Девы Марии. Господь усмотрел, чтобы никто не мог помешать рождению Иоанна Крестителя и Рождеству Иисуса Христа (вспомните, что не все радовались рождению Иисуса, - были и такие, кто хотел Его смерти, например, царь Ирод).
1:26-35 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим.
Проповедники, упоминая это место Священного Писания, чаще всего обращают внимание слушающих на две фразы: на слова: "Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, и зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус", и на слова: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами!"
В преддверии великого праздника: "Введение во храм Пресвятой Богородицы", отмечаемого Православной Церковью, у меня возникло желание подробнее исследовать, что означали слова Ангела Господня: "Благословенна Ты между жёнами! (Лк.1:28)". В греческом оригинале слово evloyeo, переведённое в Синодальном переводе, как "благословенна", дословно означает: "воздавать хвалу, призывать Божью благодать на кого-либо, одарять благом".
То, что Господь явил Свою благодать на Марию и что Она достойна хвалы, не вызывает сомнения ни у кого из христиан, к какой бы деноминации он не принадлежал. Разногласия между верующими происходят по двум пунктам: 1) насколько велика слава Девы Марии в Церкви; 2) с какой поры Господь Бог не просто предъизбрал Марию, а отделил и начал готовить к исполнению великой миссии: рождению Иисуса Христа и воспитанию Его в младенческом возрасте.
Верующие из протестантских церквей считают, что Мария узнала о своей великой миссии только тогда, когда к Ней явился Архангел Гавриил, а до этого жила, как обычная иудейская девушка, ничем не выделяясь среди своих соплеменниц. Если сказать утрированно, то по их учению получается, что Господь избрал Её, как более достойную, из множества других дев. Но такое поверхностное отношение к жизни Матери Иисуса Христа возникло у протестантов не вследствие непочтительного отношения к Деве Марии, а потому что в Библейском каноне нет почти никаких сведений о Её жизни, а все остальные книги раннехристианских авторов они без какого-либо исследования отвергают, как не содержащие истины.
В Православной Церкви тоже относятся к Библейскому канону, как к образцу, мерилу для определения соответствия с Христовой истиной того, что сказано в других раннехристианских книгах и в устном предании, но в отличие от протестантов, воспринимают его всего лишь как часть духовного наследия первых веков Церкви. Поэтому православные богословы с великим тщанием изучают не только канонические книги Библии, но и писания других раннехристианских авторов, даже тех, истинность которых вызывает сомнения (кто знает, может, и среди плевел найдутся добрые семена истины?). И как следствие, опираясь на раннехристианские Апокрифы, православные богословы имеют намного больше сведений о жизни Девы Марии. Насколько достоверны эти сведения, в этом я и хочу здесь и сейчас разобраться.
Побудил меня к этому исследованию праздник "Введение во храм Пресвятой Богородицы", отмечаемый Православной Церковью 4 декабря. Вроде бы хороший, благочестивый праздник с богослужениями во время Рождественского поста, но когда услышал из уст священнослужителя рассказ о введении девочки Марии не просто в храм, а в Святое святых Иерусалимского храма, у меня возникли сомнения в его достоверности. Во-первых, непонятно, почему и, главное, зачем, такое событие, как введение в храм маленькой девочки, Марии, возведено в нашей Церкви в ранг одного из важнейших двунадесятых Христианских праздников? Во-вторых, почему в церкви рассказывают о введении Марии в Святое святых? И третий вопрос: почему христиане стали отмечать этот праздник, да ладно бы праздник - само это событие, лишь спустя семь веков?
Когда я сунулся со своими вопросами и сомнениями к священнослужителям, то услышал лишь негодующие восклицания: "Кто ты такой, что смеешь задавать такие вопросы!"
В Православной литературе я тоже не нашёл внятных ответов. Одни православные авторы пишут, что причиной установления в Православной Церкви праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы стало принятие в средние века догмата о том, что раз Иисус Христос родился от Марии, то, значит, Она соучастница дела спасения и матерь Церкви - Тела Христова. Другие считают, что введение Марии в Святое святых - это всего лишь уступка поэтическим пожеланиям паствы. Третьи пишут, что это было на самом деле, и первосвященник действительно вводил девочку Марию в Святое святых Иерусалимского храма.
Чтобы не быть голословным, приведу пару цитат.
"Появление праздника (не ранее VI-VII вв.) вызвано логикой развития мариологии (учения о Деве Марии как о Богородице, как о соучастнице дела спасения человечества). Об этом хорошо пишет о. Александр Шмеман: "В эпоху, когда Церковь в напряжении всех своих духовных сил "возрастала" в понимании Человечества Христова, она не могла не включить в это созерцание образа и Той, от Кого Христос получил Своё Человечество, Своё Тело. Тем не менее, в основе праздника всё-таки лежит несомненный исторический факт: вхождение Девы Марии, как каждой еврейской девушки, в Иерусалимский храм" (разумеется, только в храмовый "Двор женщин"). Но в богослужебных текстах праздника это неприметное для современников Марии событие "обрастает постепенно поэтическими или символическими подробностями, подчеркивающими тот смысл, который увидела в нём Церковь. То же самое можно сказать и о других богородичных праздниках".[2]
"Событие Введения (в Святое святых) стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы - пребывания при Иерусалимском Храме, продолжавшегося до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Введение во храм Пресвятой Богородицы явилось приготовлением Марии к тому, чтобы дать жизнь Богу на земле, стать Его Матерью".[3]
Уважаемые читатели, я не стану здесь, в рамках частных комментариев при изучении Библии, проводить подробный анализ православных источников, так как цель моего исследования другая: по возможности узнать достоверные данные о жизни Девы Марии. Но даже при беглом взгляде видно, что среди православных богословов нет единого, не противоречащего друг другу объяснения причин и целей возникновения в VII веке праздника: "Введение во храм Пресвятой Богородицы".
А вот о том, какую плоть Иисус Христос наследовал от Своей Матери, - об этом нужно сказать. Иисус наследовал от Матери - смертного человека - тленную, смертную плоть, ибо сказано, что Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни (Ис.53:3). Не прославленную вечную плоть, в которой после крестной смерти Иисус Христос воскрес и частью которой отныне являемся мы - Его Церковь, а тленную человеческую плоть.
Итак, не найдя в современной православной литературе ясного и непротиворечивого ответа на вопрос: "Вводили ли девочку Марию в Святое святых, а если вводили, то кто и, главное, зачем?" - я обратиться к первоисточникам. Рассказывая о жизни Девы Марии, современные богословы ссылаются на два документа-первоисточника: на апокриф II века "Протоевангелие Иакова" и на документ IX или X века: латинскую версию истории о Деве Марии "Евангелие Псевдо-Матфея". Историческую ценность "Евангелия Псевдо-Матфея" считаю очень сомнительной, так как эта книга была написана спустя тысячу лет после жизни Девы Марии и не является научным исследованием раннехристианских первоисточников I-II века. Таким образом, изучение древних документов-первоисточников придётся ограничить "Протоевангелием Иакова".
Иаков сам свидетельствовал, что "Протоевангелие Иакова" написано им: "А я, Иаков, который написал этот рассказ в Иерусалиме, во время смуты скрывался в пустыне до тех пор, пока не умер Ирод".[4] Предполагается, что это Иаков, сын Иосифа, мужа Марии, от его предыдущего брака. Но даже если это был и не брат Господень, а другой Иаков, всё равно, в те времена ещё были живы люди, которые знали Марию и братьев Господних, и могли подтвердить или опровергнуть описанные события. Посему документ достоин доверия и внимательного изучения - не так ли, уважаемые читатели?
Рассказ о Деве Марии в Протоевангелии начинается с того, что Её родители долго были бездетными, и вот они узнают от Ангела Божьего радостную весть, что у них будет ребёнок: "И Анна сказала: Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь".[5]
Можно допустить, что услышав добрую весть, что у неё родится ребёнок, Анна на радости дала такое обещание Богу, можно даже допустить и то, что муж её, Иаоким, согласился с ней, можно даже допустить и то, что священники согласились с её обетом, но это однозначно не могло означать служение в самом храме. Могли старицы служить в той части храма, которая называется "Двор женщин", как, например, при рождении Иисуса Христа служила пророчица Анна (Лк.2:36). Но где было жить в женском дворе маленькой девочке? Жить среди священников, живущих при храме, она не могла, так как они жили не во дворе женщин. Со священниками по закону могли жить только младенцы мужского пола (Исх.13:12).
Продолжу чтение Протоевангелия Иакова: "И вот исполнилось ребёнку три года... И жрец принял её и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя твоё во всех родах, ибо через тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил её на третьей ступени у жертвенника".[6]
"Посадил её на третьей ступени у жертвенника" - и всё, в этом древнем Апокрифе ни о каком восхождении по ступеням и тем более о введении Марии в Святое святых храма ничего не сказано.
Дальше в Протоевангелии рассказывается о том, что Мария осталась жить в храме: "Когда же ей исполнилось двенадцать лет, стали советоваться жрецы, говоря: вот исполнилось Марии двенадцать лет в храме Божием, что будем делать с нею, чтобы она каким-либо образом не осквернила святынь?".[7]
Выше я уже говорил, что по Моисееву закону ни девочка, ни женщина не могла жить среди священников, так как на территории храма они могли находиться только во дворе женщин, а священники, насколько я понимаю, там не жили, но всё же пусть, жила, так жила, мало ли где они нашли ей место для жительства.
Мария выросла и стал девушкой, и взял её к себе Иосиф: "И сказал Иосиф Марии: Я взял тебя из храма Господня, и теперь ты остаешься в моём доме, я же ухожу для плотничьих работ, а потом вернусь к тебе".[8] У Иосифа Она прожила четыре года, как обручённая ему, пока Ей не исполнилось шестнадцать лет. И вот явился Деве Марии Ангел Господень...
Интересно сравнить библейское описание того, как Ангел Гавриил явился Деве Марии (Лк.1:26-38) с описанием этого события в Протоевангелии Иакова: "И, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала голос, возвещающий: Радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между жёнами. И стала оглядываться она, чтобы узнать, откуда этот голос. И, испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его. И тогда предстал перед нею ангел Господень и сказал: "Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога и зачнёшь по слову Его". Она же, услышав, размышляла, говоря сама себе: "Неужели я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?" И сказал ангел: не так, Мария, но сила всевышнего осенит тебя, потому и рождённое тобой Святое наречётся Сыном Всевышнего. И наречёшь ему имя Иисус, ибо Он спасёт народ свой. И сказала Мария: Я - раба Господа, да будет мне по слову твоему".[9]
То, что описанное в Протоевангелии явление Архангела Гавриила к Деве Марии в деталях почти полностью совпадает с библейским описанием, является добрым признаком в пользу Апокрифа. Но... Сходство в эпизодах - это хороший признак, но, всё же, читая Протоевангелие, я увидел, что духовно (по духу повествования) оно очень отличается от канонических Евангелий. Посмотрите, например, как описано в Протоевангелии поведение Девы Марии после того, как на Неё сошёл Святой Дух и чудесным образом во чреве Её был непорочно зачат Сын: "И окончила она прясть багрянец и пурпур и отнесла первосвященнику. Первосвященник благословил её и сказал: Бог возвеличил имя твоё, и ты будешь благословенна во всех народах на земле. О6радовавшись, Мария пошла к родственнице своей Елизавете. И постучала в дверь, Елизавета же, услышав, перестала (прясть) багрянец, побежала к двери и, открыв, увидела Марию и благословила её, сказав: за что мне это (дано), что пришла матерь Господа моего ко мне. Ибо находящийся во мне младенец взыграл и благословил тебя. А Мария не постигла тайны, которые открыл ей архангел Гавриил, и подняла глаза к небу и сказала: кто я, Господи, что все народы земли меня благословляют? И прожила у Елизаветы три месяца. Между тем её чрево день ото дня увеличивалось, и Мария в страхе вернулась к себе в дом и пряталась от сынов Израиля. Было же ей шестнадцать лет, когда совершались таинства эти".[10]
В этом эпизоде Протоевангелии Иакова уже отличается от библейского описания (Лк.1:39-56), Иаков описал Марию, как не почувствовавшуя сошествия на Неё Святого Духа и как не понявшую, что с ней произошло. Не понявшую, ни после явления ей Архангела Божьего, ни после объяснений первосвященника и Елизаветы.
Описанная в Протоевангелии Иакова сцена возвращения Иосифа в свой дом вообще вызывает уйму вопросов: "Шёл уже шестой месяц (её беременности), и тогда Иосиф вернулся после плотничьих работ и, войдя в дом, увидел её беременною. И ударил себя по лицу, и упал ниц, и плакал горько, говоря... Ты, бывшая на попечении Божием, что же ты сделала и забыла Господа Бога своего? Зачем осквернила свою душу, ты, которая выросла в Святая святых и пищу принимала от ангела? Она тогда заплакала горько и сказала: чиста я и не знаю мужа. И сказал ей Иосиф: Откуда же плод в чреве твоём? Она ответила: Жив Господь Бог мой, не знаю я, откуда".[11]
Получается, что описанная в Протоевангелии Мария так ничего и не поняла. После, как говорит Протоевангелие, стольких лет жизни в Святом святых, после употребления пищи из рук Ангелов, после свидетельств от Ангела Гавриила, от первосвященника и Елизаветы - после стольких стараний людей и Ангелов по подготовке её к великой миссии она так ничего и не поняла? - Удивительно. И не просто удивительно, а удивительно до неправдоподобности.
Итак, после исследования Протоевангелия Иакова я пришёл к следующему логическому заключению: описанная в этом Апокрифе Мария по своему духовному облику совершенно не соответствует описанной в Священном Писании Деве Марии - Матери Господа Иисуса Христа.
Так всё же вводили девочку Марию в Святое святых Иерусалимского храма или нет?
В Протоевангелии Иакова об этом не упоминается, - там сказано лишь, что жрец (первосвященник), поцеловав, благословил её на третьей ступени храма.[12] Есть правда в Протоевангелии упоминание о Святом святых - это там, где Иосиф стенал и обличал Марию, увидев, что Она беременна.[13] Но, читая это место, нужно учитывать контекст, то есть душевное состояние Иосифа, а судя по контексту, Иосиф восклицал здесь вовсе не о том, что первосвященник вводил Марию в Святое святых, когда Она была маленькой девочкой, а о том, что как она посмела, как могла после стольких благословений Божьих отступить от Бога и впасть в грех.
В Священном Писании также нет упоминаний о введении Марии в Святое святых, наоборот, там чётко сказано, что в Святое святых мог лишь раз в год войти один только первосвященник, - войти с кровью жертвы за грехи свои и грехи народа (Евр.9:7,8). Даже Сам Иисус Христос никогда не входил не то что в Святое святых земного храма, но и в святое - туда, где священники из колена Левина приносили жертвы Богу.
Из проведённого исследования я сделал следующий вывод: первосвященник не вводил девочку Марию в Святое святых Иерусалимского храма, и те, которые рассказывают сказки об этом - они говорят ложь. Бог им судья.
А вот в то, что по откровению, полученному от Бога, первосвященник встретил на ступенях храма и благословил девочку Марию (подобно тому, как спустя двадцать семь лет благословили в храме младенца Иисуса старец Симеон и пророчица Анна) - в это я вполне могу поверить, потому что такое благословение первосвященника не только не противоречит Божьему закону, а, наоборот, является исполнением его духовной сути, так как служит предвестником рождества Спасителя.
Следовательно, праздник: "Введение Богородицы во храм" - в храм, а не в Святое святых - имеет право быть и с исторической точки зрения, и в плане духовного назидания верующих. Более того, это прекрасно, что есть такой праздник. Прекрасно хотя бы потому, что во время Рождественского поста у верующих есть ещё не просто причина, а радостный повод вспомнить с благодарностью имя Девы Марии и имя Господа нашего Иисуса Христа, Рождество Которого мы с нетерпением ожидаем. И прошу тех, кто осуждает православных верующих за их праздники: не будьте занудами-буквоедами и схоластами, выискивающими: "А в точности ли соблюдена буква или нет?" - лучше накануне Рождества Христова вместе с нами вспомните с благодарением о Деве Марии - Марии Господа нашего, Иисуса Христа!
1:36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц.
В доказательство истинности слов, сказанных Марии, Ангел возвестил Её о беременности Елисаветы: "Сходи, проверь и убедись, что так и будет, как я сказал!"
1:38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел.
Так же и нас - христиан - Господь Бог использует в служении только по нашей вере и при нашем согласии и послушании. Только при полном послушании и согласии.
1:46-55 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды... алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
"Будут ублажать Меня все роды" - ублажать, то есть не просто называть Марию блаженной, счастливой за то, что Бог соделал для Неё по вере Её, а чествовать, прославлять Её.
В Священном Писании слово "ублажение" использовалось и по отношению к Иисусу Христу: "И благословятся в Нём все племена земные; все народы ублажат Его. (Пс.71:17)", и по отношению к верным Божьим человекам: "Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. (Иак.5:11)".
Далее Мария славит Бога не только за то, что Он сделал для Неё, а ещё и за то, что Бог сделает через рождение Мессии для народа Израиля. Слова Её гимна звучат в полной гармонии с пророчеством Исайи, чью книгу тридцать лет спустя будет читать в синагоге Иисус Христос и скажет, что это пророчество уже сбылось: "Ему (Иисусу) подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. (Лк.4:17-21)".
1:59-64 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею... Он (Захария) потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
Сейчас в нашей культуре имена не имеют той роли, какую они имели в древней Иудее. Там всякое имя было даваемо не просто со смыслом, но и отражало пожелание родителей. Поэтому когда Захария и Елисавета назвали сына Иоанном, то таким образом они объявили не только о своём послушании воле Божьей, но ещё и благословили сына на служение Богу. Знать, как трудно жилось пророкам - истинным пророк Божьим - и всё же посвятить малыша на служение, это был действительно шаг жертвенности.
Ириней Лионский (130-202 гг.) так охарактеризовал это событие: "Захария, престав от немоты, которой подвергся за неверие, исполнился новым духом, и снова благословил Бога".[14]
1:66 Все слышавшие положили это на сердце своём и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
Сравните: "И была на Илии рука Господня. (3Цар.18:46)".
Люди видели, что Божья сила была с младенцем Иоанном, поэтому гадали: кем он будет, когда вырастет? Захария, отец Иоанна, получив откровение от Святого Духа, ответил на этот вопрос: "И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их. (Лк.1:76,77)".
2 гл. Где жило Святое Семейство в первый месяц Иисуса
2:4-7 Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна... и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
Ясли в хлеву стали детской кроваткой младенца Иисуса Христа в первую ночь. Найти гостиницу в те дни было трудно, потому что шла перепись населения, и в маленьком городке Вифлееме все места были заняты (да и сомневаюсь, чтобы кто-то пустил в гостиницу роженицу до окончания дней её очищения, там ведь были и другие люди, которые пришли не только для переписи, но и в храм). Но, с другой стороны, долгое время жить в хлеву Матерь с Новорождённым тоже не могли, поэтому Иосиф арендовал дом. И Святое семейство жило в арендованном доме, пока не прошли дни очищения Марии по закону Моисееву, пока не было совершено обрезание младенца Иисуса по завету Авраамову и пока не были принесены жертвы в храм, кроме того им ещё нужно было пройти перепись - получается, что они прожили в Вифлееме не меньше сорока дней.
"Скажи сынам Израилевым: если женщина зачнёт и родит [младенца] мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания её очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения её". (Лев.12:2-4)
То, что Иосиф и Мария исполнили закон Моисеев полностью и в точности не вызывает никаких сомнений, ибо сказано, что Иисус Христос исполнил ВЕСЬ закон.
И вот в этот дом, а не в хлев с яслями для скота, как обычно рисуют на Рождественских картинках, пришли волхвы, чтобы поклониться Иисусу Христу: "И, войдя в дом (волхвы), увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф.2:11)".
После того, как Иосиф и Мария исполнили всё необходимое по Моисееву закону, и после того, как приходили к ним волхвы, Ангел Господень велел Святому семейству бежать в Египет от царя Ирода.
О том, были ли Иосиф и Мария мужем и женой - см. комментарии к Мф.1:24,25.
2:8-12 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
О рождении Мессии Ангел первым возвестил не религиозным лидерам, не царю, а тем, кто в ту ночь не спал. Что же получается, разве Рождество Христово и Иудейская религия никак не связаны между собой?
- И связаны, и нет. Не связаны, потому что Мессия был явлен Израилю ради исполнения обещания Божьего, данного Аврааму, а не в связи с требованиями закона Моисеева. Поэтому Ангелы и возвестили о рождении Мессии Израиля первым же сынам Авраамовым, которые были поблизости, а не стали искать священников. Но приход Мессии был связан и с законом Моисеевым, ибо Иисус Христос пришёл не отменить, а исполнить закон.
2:30-32 Ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Симеон пророчески предсказал, что служение Иисуса Христа будет не только для Израиля, а для всех людей.
За много веков до Симеона пророк Исайя возвестил, что Мессия Израиля будет от Бога во свет для язычников: "Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы. (Ис.42:6,7)".
Дополнительно - см. комментарии к Ис.42:5,6.
2:33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём.
Пословный перевод: "Иосиф и мать Самого (Иисуса) были среди того, что говорилось о Нём",[15] - то есть, они были не просто сторонними слушателями информации об Иисусе, а участвовали в разговорах о Младенце, с глубоким переживанием относились к услышанному, пропуская слова через свои сердца.
2:35 И Тебе Самой оружие пройдёт душу, - да откроются помышления многих сердец.
Пословный перевод по словарю Стронга: "Также Тебе Самой меч пройдёт сквозь душу, чтобы (таким образом) открылись помышления сердца (то есть, было явлено изнутри наружу то, что в сердце твоём)".
Исходя из пословного перевода, считаю неверным утверждение, что здесь говорится о печали Матери Иисуса Христа при виде Его смерти. Конечно, будет у Матери печаль по Сыну, но Симеон в своём пророчестве возвестил не об этом, а о том, что слово Иисуса Христа проникнет в самое Её сердце и откроет тайные помышления его, как оно открывает глубины всякого сердца и открывает его помышления. Пророчески возвестил о том, что Марии предстоит принять Иисуса Христа своим Господом и Спасителем.
"Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчёт". (Евр.4:12,13)
2:42 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
По Иудейскому обычаю на тринадцатом году жизни, перед посвящением в "сыны завета", каждый еврейский мальчик непременно должен побывать в храме на праздниках Пасхи, Жатвы и Кущей, что Иисус и исполнил. Причём, исполнил не просто формально (пришёл в храм, потоптался там и ушёл), а исполнил полноценно - стараясь напитаться духовной мудростью перед Своим посвящением во взрослые. Для этого пришлось Ему остаться в храме и пробыть там три дня.
"Через три дня (родители) нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его". (Лук.2:46,47)
2:49-51 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошёл с ними и пришёл в Назарет; и был в повиновении у них.
По всей вероятности, Иосиф и Мария отнеслись к тому, ради чего привели Иисуса в Иерусалим на праздник, просто как к положенному в Иудее обряду, поэтому Он и ответил им, что Ему должно было быть в храме - быть там, где присутствие Божье и где учителя Иудейские.
3:7,8 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения еходнины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния.
Без истинного покаяния сердца и веры в Иисуса Христа водное крещение будет не в благословение, а в осуждение. Подобно тому, как не спасло Иоава, а, наоборот, усугубило его грех то, что он прибежал в Скинию и ухватился за роги жертвенника.
"И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме. Слух [об этом] дошёл до Иоава, - так как Иоав склонялся на сторону Адонии, а на сторону Соломона не склонялся, - и убежал Иоав в скинию Господню и ухватился за роги жертвенника. И донесли царю Соломону, что Иоав убежал в скинию Господню и что он у жертвенника. И послал Соломон Ванею, сына Иодаева, говоря: пойди, умертви его". (3Цар.2:27-29)
Обратите внимание: в книге Царств сказано, что Царь Соломон отстранил Авиафара от священства Господня, а не казнил его, как того заслуживает всякий бунтовщик, так что если бы Иоав пошёл и покаялся перед царём, то, не думаю, что он велел бы убить его. Но Иоав предпочёл убежать и искать защиты на стороне, за что и был предан смерти.
Так и вы, уважаемые читатели, если искренне раскаетесь в грехе и исповедуете его пред Богом, и оставите свой грех, то Господь простит вас. Но если вздумаете лукавить пред Богом, то тем только усугубите свою вину.
3:22 И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
Приведу пословный перевод с греческого оригинала: "И (также) Дух Святой сошёл вниз (спустился, низошёл) на Него в материальном (телесном) образе (видении, виде) подобным образом (приблизительно, словно) как голубь".[16]
Если судить по пословному переводу, то в этом стихе сказано, что Святой Дух сошёл на Иисуса не в теле голубя, а в неком видимом для Иоанна Крестителя образе. И ещё сказано, что Святой Дух опустился на Иисуса Христа не стремительно, как молния, а медленно, подобно тому, как спускается вниз голубь (это единственная общеизвестная птица способная спускаться очень медленно и вертикально - по вертолетному, остальные приземляются как бы с подлёта).
Да и сам Иоанн Креститель свидетельствовал, что видел Святого Духа, а не голубя: "Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. (Ин.1:33,34)".
Если бы Святой Дух принял образ голубя, то таким образом Он уничижил бы Себя ещё ниже, чем Сын, который стал человеком. Более того, став голубем (хоть на миг), Бог (а Святой Дух - Бог) сделал бы человека владыкой над Собой: ибо людям дано от Бога владычество над всякими животными и птицами (см. Быт.1:28). Воплотившись в голубя, Бог поступил бы как поступают идолопоклонники, ставящие себя ниже своих творений - идолов.
Дополнительно о разверзшихся небесах и Святом Духе, нисходящем подобно голубю, - см. комментарии к Мф.3:16; Ин.1:32,33.
3:23 Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев.
Лука привёл родословную Иосифа, а не Марии (как иногда толкуют это место несведущие люди) - сами посмотрите: здесь написано: сын Иосифов, а не сын Марии.
Причиной того, почему различаются родословия в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки является пункт закона Моисеева, предписывающий брату жениться на вдове брата: "Если братья живут вместе и один из них умрёт, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь её должен войти к ней и взять её себе в жену, и жить с нею, - и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле. (Втор.25:5,6)" - по крайней мере, так объясняли наличие двух родословных у Иисуса христиане первого века, так объяснял Евсевий Кесарийский в своей "Истории Церкви" (Кн.1:7), написанной на рубеже III-IV веков и основанной на исследовании трудов ранних христиан.
Дополнительно о родословиях Иисуса Христа - см. комментарии к Мф.1:1.
4:1,2 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведён был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
Иисус Христос не Сам по Себе противостоял дьяволу, а облекшись во всеоружие Божие - облекшись в познанные от Отца любовь и силу ставшие Его любовью и силой.
Если взглянуть со стороны, то Иисус в пустыне был один, и вроде бы никто Его не видел, но Он всё равно не поддался на соблазны сатаны - почему? Потому что и в пустыне Он был не один - Он взирал на Отца, а Отец взирал на Него. И для Иисуса Христа огорчить Отца было недопустимо, хуже, чем причинить любую боль Себе.
4:6,7 И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё.
Жаждущий власти в мире сём искушается возможностью приобрести её, а потом искушается страхом потерять эту власть. А отвергший этот "дар" сатаны, способен противостоять его искушению страхом.
Адам и Ева послушались сатану, и в итоге не только не получили от лжеца того, что он обещал, но лишились и того, что имели - лишились царства на земле, дарованного им Богом и, главное, лишились общения с Богом. Лишившись общения с Богом, они вознесли над собой сатану - так он стал князем мира сего. Сатана отлично понимает, что его власть над этим миром не от Бога, а обретена путём обмана, поэтому на какой престол мы - люди - его возносим в своей жизни, на том он и пребывает.
В пустыне дьявол искушал человека Иисуса Христа, а победил Иисус - Сын Божий.
Подробнее об искушении Иисуса Христа в пустыне - см. комментарии к Мф.4:1-10.
4:14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нём по всей окрестной стране.
Прежде чем освобождать от власти сатаны других, Иисус Христос должен был Сам его победить.
Так же и вы должны научиться одерживать духовные победы в своей жизни, прежде чем сможете помочь другим. Жить победной духовной жизнью - это не просто Божий подарок для верующих во Христа: хочу - беру, не хочу - не беру, - это один из главных признаков жизни по вере, как физический рост младенцев является признаком, что они нормально взрослеют. Апостол Иоанн очень ясно показал нам этапы духовной жизни: "Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. (1Ин.2:12-14)".
4:16-19 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим... проповедывать лето Господне благоприятное.
"Проповедывать лето Господне" - то есть, проповедовать освобождение от всяких долгов (пред Богом) в пятидесятый, юбилейный год для всякого просящего Бога о милости.
В законе Моисеевом сказано: "Освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям её: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение своё, и каждый возвратитесь в своё племя. (Лев.25:10)".
Дополнительно - см. комментарии к Ис.61:1,2.
4:21,22 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
Слушавшие Иисуса сначала с радостью подтвердили истинность Его слов, но потом начали рассуждать: откуда у сына плотника такая мудрость. В итоге, углубившись в рассуждения о личности Иисуса Христа, они забыли, о чём Он сказал, а, забыв, - сначала отвергли Самого Иисуса Христа (подумаешь! сына плотника), а потом и Его слова. Отвергли, потому что подумали сами в себе: "Да кто он такой, чтобы слушать его!".
Братья и сестры во Христе, разве у вас в церкви не было подобного? Разве у вас в церкви не махали рукой на человека, даже не дослушав его до конца? - И было, и есть, и будет; ибо сказано: "Принимают по одёжке".
"И сказал (Иисус): истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своём отечестве". (Лук.4:24)
4:32 И дивились учению Его, ибо слово Его было со властию.
Слова благословения Иисуса Христа были истинным, действенным благословением.
Слова Его осуждения достигали до самого сердца обличаемого.
По слову Иисуса Христа происходили исцеления и чудеса.
Слово Его было не таким, как у священников и книжников, которые, благословляя, не прилагали к словам сердца, осуждая - не прилагали к словам любви, которые лишь говорили об исцелениях и чудесах, а не совершали их.
Дополнительно - см. комментарии к Мк.1:23-27.
4:38 Тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.
"Одержима сильною горячкою" - недавно мне задали вопрос: "Почему в Новом Завете слово "одержимые" используется не только когда речь идёт об одержимых бесами, но и когда говорится о больных, и существует ли связь между болезнями и злыми духами?".
Сначала я хотел ответить на вопрос с ходу и однозначно, типа: "Да" или: "Нет", но рассудив, решил, что лучше будет исследовать всё по порядку, потому что в Священном Писании есть места, где рассказывается о людях, которые были одновременно и больными и одержимыми злыми духами, есть места, где рассказывается о людях, которые были только больными, а есть места, где рассказывается о людях, которые были только одержимыми нечистыми духами.
Итак, по порядку.
Так как я не знаю древнегреческого - языка оригинала книг Нового Завета, то воспользуюсь Словоуказателем по переводу Библии (Номерами Стронга) и выясню точное значение слова sunexo, переведённого в Лк.4:38, как "одержима". Это слово означает: "сдерживать, охватывать, зажимать, затыкать, стеснять, объять, томиться, понуждать, страдать".
Теперь перечислю места Писания, где ещё используется слово sunexo:
-- Всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных. (Мф.4:24);
-- Они объяты были великим страхом. (Лк.8:37);
-- Народ окружает Тебя. (Лк.8:45);
-- Я томлюсь, пока сие совершится. (Лк.12:50);
-- И стеснят тебя (Иерусалим) отовсюду. (Лк.19:43);
-- Люди, державшие Иисуса. (Лк.22:63);
-- Затыкали уши свои. (Деян.7:57);
-- Павел понуждаем был духом свидетельствовать. (Деян.18:5);
-- Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью. (Деян.28:8);
-- Любовь Христова объемлет нас. (2Кор.5:14);
-- Влечёт меня и то и другое. (Фил.1:23).
Я специально выписал все места Писания, чтобы убедиться, что слово sunexo нигде не обозначает одержимость злыми духами. Даже в Мф.4:24, древнеславянский перевод звучит не так, как Синодальный, в нём сказано: "Вся болящыя различными недуги".[17]
Итак, тёща Симонова не была одержимой, а страдала от горячки - болезни, сопровождающейся высокой температурой и лихорадкой.
Причиной же того, что в Синодальном переводе в Лк.4:38 была допущена неточность, явилось то, что переводчики не учли, что со временем значение слова "одержимый" изменилось. В старославянском языке, выражение: "бе одержима" употреблялось, когда речь шла о больной какой-либо болезнью, а когда речь шла об одержимых бесами, то писали: "бесный, беснующiйся, человекъ въ дусе нечисте".
В греческом оригинале Священного Писания там, где речь идёт об одержимых духами, используется другое слово: exo, буквально означающее "иметь". Не буду утруждать ваше внимание перечнем всех мест Писания, просто приведу один пример: "Сына моего, одержимого духом немым. (Мк.9:17)".
Следовательно, болезнь и одержимость злыми духами - это разные понятия.
Но то, что это разные понятия, вовсе не означает, что один и тот же человек не может одновременно быть и одержимым нечистыми духами, и больным. В Евангелии от Луки описан юноша, который был и одержимым нечистым духом и болел падучей (Лк.9:38-42). Исцеляя его, Иисус Христос сначала изгнал из него беса, а потом исцелил.
"Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его". (Лк.9:42)
А бывают ситуации, когда и Господь Бог допускает нечистым духам навести болезнь на человека. Например, так было с Иовом: "И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошёл сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. (Иов.2:6,7)", и с Апостолом Павлом: "Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня. (2Кор.12:7)".
Итак, исследование Священного Писания показало, что человек может быть больным, может быть одержим злыми духами - это разные понятия. Но бывают случаи, когда один и тот же человек одновременно и болен телесной болезнью, и одержим бесами, но, повторяю, болеет он не от того, что одержимый. Хотя, нельзя отрицать возможности, что человека поразили болезнью злые духи: иногда Господь Бог допускает сатане или бесам поражать плоть человека разными болезнями и немощами. А раз варианты могут быть самые разные, то с уверенностью можно сказать, что ошибаются и те, которые полностью отрицают возможность влияния на людей злых духов, ошибаются и те, которые впадают в другую крайность и во всякой болезни, особенно в психическом или неврологическом заболевании, видят одержимость бесами и... начинают "изгонять бесов".
Духовный мир очень сложен и многообразен, он намного сложнее нашего материального мира, ибо те, кто населяет духовный мир, превосходят нас и умом и силой, не говорю уже об их бессмертии. Поэтому нельзя все духовные и материальные проявления заключать в какие-то установленные человеческие рамки: "Только так, и никак иначе". Мы ещё очень мало знаем о духовном мире, - вспомните слова Апостола Павла: "Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно. (1Кор.13:12)".
4:40 При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему, и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.
По иудейскому времяисчислению день заканчивался в восемнадцать часов, и больные, как только дождались окончания субботнего дня, сразу же вечером пошли к Иисусу Христу. Настоящая нужда заставит искать Бога, а не философствовать о том, может Он исцелить или нет.
5 гл. Иисус - истинный Христос и истинный Сын Божий
5:1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие.
"Слышать слово Божие" - братья и сестры во Христе, чаще всего мы благовествуем своими словами или заученными из книг и при этом пытаемся убедить, уговорить слушателей. Иногда даже спорим, и, кажется, что убеждаем других. А вот если бы мы сказали слово Божие для того человека, которому благовествуем, то его сердце дрогнуло бы от глубины и точности проникновения слова. И тогда никакие споры уже не нужны были бы: отказ принять благую весть стал бы отказом Господу, а принятие - принятием благой вести от Самого Иисуса Христа. И тогда прославился бы Господь Бог, а не вы.
5:5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
Начало пути к Богу: услышать слово Иисуса Христа и оставив свою мудрость, свой опыт, довериться мудрости Божьей.
5:6-8 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась... Увидев это, Симон Пётр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! Потому, что я человек грешный.
При первом же общении со Христом или со Святым Духом всякий, без исключения, уверовавший познаёт свою греховность и свою недостойность пребывать в присутствии Божьем. Это первое откровение Божье - откровение о немощи вашего духа (новообращенные ещё не разумеют, что дух впавшего в грех человека не просто немощен, а мёртв пред Богом - познание духовного рождения Свыше, от Духа, это следующая ступень общения с Богом).
5:10,11 И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним (Симон, Иаков и Иоанн).
Покаявшемуся сердцу Иисус говорит: "Не бойся, Я сотворю тебя новым человеком, способным исполнять волю Божью".
Симон, Иаков и Иоанн, тогда ещё даже не ученики Христовы, услышав призыв Господа, оставили всё: улов и сами лодки - средства существования. Что это? Шаг доверия Иисусу? А может, это просто безответственный шаг авантюристов, ведь, например, у того же Симона была жена и больная тёща? - Не знаю, как окружающие, бывшие на берегу, тогда оценили поступок этих рыбаков, но не думаю, что назвали его разумным.
Сейчас-то нам уже понятно, что они не были безответственными авантюристами, что это Сам Господь Бог призвал их на служение, и они почувствовали в сердцах своих Божью власть, пребывающую в словах Иисуса Христа. Воистину слова Иисуса Христа были со властию - с внутренней, духовной властью, а не с внешним принуждением.
Прочитав историю о призвании на служение Богу простых рыбаков (не путайте с религиозным Божьим служением священников и левитов - служителем можно быть и, не служа Богу), я подумал: "Почему Иисус Христос призвал простых грешников, а не авторитетных религиозных вождей Израиля?" - Подумал, и тут же сам ответил на свой вопрос: "Иисус Христос призывал всех, в том числе и богатых, и религиозных вождей, и царей, но согласны были оставить всё ради Царства Небесного и последовать за Ним только простые грешники, только больные и немощные". Не пожелали богатые и могущественные последовать за Иисусом Христом тогда, не желают такие идти за Христом и сейчас, - наживаться и укреплять свою власть, используя имя Христово - это они готовы делать с радостью, а вот, оставив всё, последовать за Христом - нет.
Не обманывайтесь, братья и сестры во Христе, если кто из церковнослужителей здесь и сейчас восседает во славе и в богатстве, если его поступки понятны и даже хвалимы в мире сём, то не думайте, что он идёт за Иисусом Христом. Как бы красноречиво он ни проповедовал перед вами и какой высокий чин ни занимал в церковной иерархии - не обманывайтесь! Он может быть добрым и справедливым человеком, но он не идёт за Иисусом Христом, потому что невозможно одновременно служить Богу и мамоне.
5:12,13 Когда Иисус был в одном городе, пришёл человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простёр руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.