Аннотация: Хотя эта книга - не справочник и не сборник проповедей, но всё же она не предназначена для чтения в один присест, как беллетристика, советую пользоваться ей как вспомогательным материалом, когда вы будете изучать Библию.
ДНЕВНИК ПО ЧЕТВЁРТОЙ КНИГЕ ЦАРСТВ
О книге
Хотя эта книга - не справочник и не сборник проповедей, но всё же она не предназначена для чтения в один присест, как беллетристика, советую пользоваться ей как вспомогательным материалом, когда вы будете изучать Библию.
- - - - -
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ЧЕТВЁРТОЙ КНИГЕ ЦАРСТВ
1 гл. Болезнь и смерть отступника Охозии
2 гл. Вознесение Илии. Елисей стал великим пророком Божьим
3 гл. Война царей - Иорама израильского и Иосафата иудейского против Моава
4 гл. Служение Илии и Елисея предшествовало новому этапу Священного Писания: ПРОРОКАМ
5 гл. Исцеление язычника по вере в Господа Бога, и отступничество ученика пророка Елисея ради перемены одежд и серебра
6-7 гл. Духовные уроки, данные нам через чудо со всплывшим топором и другие чудеса. Суд Божий за отступничество Израиля
8:1-15 На земле Израиля семь лет был голод
8:16-9 гл. Кровавая расправа Израильского царя Ииуя с нечестивым домом Ахава
10 гл. Освобождение Израиля от идолопоклонства. Царь Израильский, Ииуй
11 гл. Освобождение Иудеи от идолопоклонства. Первосвященник Иодай и царь Иудейский, Иоас
12 гл. Правление в Иудее царя Иоаса
13 гл. Правление в Израиле царя Иохаза и затем его сына Иоаса. Божье чудо на могиле пророка Елисея
14 гл. Правление в Иудее царя Амасии, а в Израиле царя Иеровоама
15 гл. Иудейские цари Азария (Озия) и Иофам. Израильские цари от Иеровоама до последнего царя, Осии. Начало Ассирийского нашествия на Израиль
16 гл. Нечестивый Иудейский царь Ахаз
17 гл. Ассирийский плен Израиля. Самаряне
18-19 гл. Иудейский царь Езекия. Нападение Ассирии на Иерусалим и бесславная смерть 185000 захватчиков
19:35-36 Два пути познания: научный и духовный
20 гл. Последние пятнадцать лет жизни Езекии. Предсказание пророка Исайи о Вавилонском плене Иудеи
21 гл. Иудея при нечестивых царях Манассии и Аммоне
22:1-23:30 Найден оригинал Закона, написанный рукой Моисея. Реформы царя Иосии
23:30 - 24 гл. Иудейские цари: Иохаз, Елиаким (Иоаким), Иехония и Матфания (Седекия)
25 гл. Осада Иерусалима
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -
ПРЕДИСЛОВИЕ
Так как Третья и Четвёртая книги Царств в еврейской Библии, то есть изначально составляли одну книгу "Цари", то предисловие посвящу сразу двум книгам.
Приведу комментарий православного богослова Александра Павловича Лопухина: "3-я и 4-я книги Царствъ в еврейской Библiи первоначально составляли одну книгу "Цари", евр. Melachim, и только с начала XVI в. по Р. Х. эта книга является разделенною на две - начиная съ Бомбергскаго изданiя евр. Библiи 1517 года, две части неразделенной прежде книги называются особыми титлами: Melachim I и Melachim II, - несомненно, подъ влиянiем греческой Библiи LXX-ти, въ которой съ самого начала были две книги, въ связи съ книгами Самуила (или 1 и 2 Царств) именовавшиеся: βασιλειων τρίη, βασιλειων τεττάρτη. Однако, въ этой греческой версiи с одной стороны не вполне точною является самая терминология - передача melachim (цари) через Βασιλειαί (царства)... Съ другой стороны не имеет реального основания разделенiе единой въ себе исторiи на две книги: последняя глава 3 Царств и первая глава 4 Царств, излагающiе одну исторiю царя израильскаго Охозiи, только искусственно могли быть разделены по двум книгам. Въ действительности же обе книги и по форме, и по содержанiю представляютъ единое неделимое целое, имея въ отношенiи единства и законченности даже преимущество предъ другими библейскими ветхозаветными книгами".[1]
Автор Третьей и Четвёртой книг Царств опирается на другие, более ранние письменные источники, которые не вошли в ветхозаветный канон Священного Писания.
Учитывая, что Третья и Четвёртая книги Царств охватывают период от правления царя Соломона до правления Иудеей марионеточного, подотчётного Вавилону, царя Иехонии (см. 4Цар.25:27-30; 2Пар.36:5-8), можно предположить, что эти книги Священного Писания были написаны в начале V века до н.э., накануне Вавилонского плена Иудеи.
ВВЕДЕНИЕ
Хотя я уже приводил в предисловии к Третьей книге Царств цитату из комментария А. П. Лопухина, где сказано, что 3-я и 4-я книги Царствъ в еврейской Библии первоначально составляли одну книгу "Цари", и только с начала XVI в. по Р. Х. эта книга была разделена на две - считаю, что не лишним будет ещё раз напомнить об этом. Действительно, обе книги и по форме, и по содержанию представляют единое неделимое целое, поэтому предлагаю изучать их вместе.
Написана книга "Цари" (3-я и 4-я Царств) была примерно в середине VI в. до н.э.
В комментарии А. П. Лопухина сказано: "Время написания 3-й и 4-й книгъ Царствъ можетъ быть съ вероятностью определено - изъ упоминанiя объ освобожденiи Iехонiи (562 г. до н.э.) и отсутствiя въ книгахъ указанiя о конце плена и указе Кира (536 г. до н.э.)".[2]
Краткое описание 4 Царств привёл в своём комментарии американский библеист С. И. Скофилд: "Книга охватывает семь периодов:
1. Служение Илии и его вознесение, 1:1-2:11.
2. Служение Елисея от вознесения Илии до помазания Ииуя, 2:12-9:10.
3. Царствование Ииуя в Израиле, 9:11-10:36.
4. Царствование Гофолии и Иоаса в Иудее, 11:1-12:21.
5. Царствование Иоахаза и Иоаса в Израиле и конец служения Елисея, 13:1-25.
6. От смерти Елисея до пленения Израиля, 14:1-17:41.
7. От воцарения Езекии до пленения Иудеи, 18:1-25:30".[3]
Цель, Четвёртой книги Царств (как и 3-й Царств) показать на примере Израиля и Иудеи, что если народ, призванный быть "солью и светом истины", отпадёт от Истины, отвернётся от своего Бога и погружается в идолопоклонство, то Бог после одного и другого вразумления предаёт его в руки язычников. И даже если израильтяне и дальше будут хвалиться знанием закона Моисеева, никто им уже не будет верить, более того, язычники, которые верны своим идолам, будут презирать израильтян и считать ничтожеством, потому что те предали своего Бога.
Предателей никто не уважает и не ценит, ибо им нельзя доверять: предавший одного, с такой же лёгкостью предаст и другого.
ДНЕВНИК ПО ЧЕТВЁРТОЙ КНИГЕ ЦАРСТВ
1 гл. Болезнь и смерть отступника Охозии
4Цар.1:2-8 Охозия же упал чрез решётку с горницы своей, что в Самарии, и занемог. И послал послов, и сказал им: пойдите, спросите у Веельзевула, божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни?.. И сказали (Охозии): навстречу нам вышел человек и сказал нам: пойдите, возвратитесь к царю, который послал вас, и скажите ему: так говорит Господь: разве нет Бога в Израиле, что ты посылаешь вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? За то с постели, на которую ты лёг, не сойдёшь с неё, но умрёшь. И сказал им: каков видом тот человек, который вышел навстречу вам и говорил вам слова сии? Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин.
Даже находясь в пустыне после изгнания из Израиля женой царя Ахава, Иезавелью, и страдая душой и телом, пророк Илия оставался верен Господу Богу и самоотверженно исполнял Его волю.
И ещё здесь даны признаки, которые свидетельствуют познающим слово Божье через откровение Святого Духа, что речь идёт именно об Илии: "Человек тот весь в волосах (др. евр. וואָל - шерсть животного) и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин" (4Цар.1:8).
Жизнь пророка Илии, служение и его вознесение живым на небо настолько уникальны в истории человечества, что о нём упоминается и в Новом Завете.
Предтеча первого пришествия Мессии Израиля, Иисуса Христа, Иоанн Креститель предстал перед израильтянами, как прообраз пророка Илии.
-- Отвечая на вопрос, кто такой Иоанн Креститель, Иисус Христос возвестил пред народом Израиля: "И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти" (Матф.11:14).
-- И ещё в Священном Писании сказано об Иоанне Крестителе: "Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мёд" (Матф.3:4).
Перед вторым пришествием Господа Иисуса Христа уже сам пророк Илия, сойдя с неба и представ на площади Иерусалима вместе с ветхозаветным пророком Енохом, будет увещевать израильтян. Свидетельствовать о том, что это Илия будет уже не только его одеяние, но и чудеса, которые Господь Бог совершит через него.
В Ветхом Завете о пророке Илии сказано:
-- "И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову". (3Цар.17:1)
-- " (Когда пятидесятник с воинами пришёл, чтобы взять пророка Илию) отвечал Илия, и сказал пятидесятнику: если я человек Божий, то пусть сойдёт огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошёл огонь с неба и попалил его и пятидесяток его". (4Цар.1:10)
А книге Откровение о двух пророках, которые будут проповедовать в Иерусалиме перед вторым пришествием Иисуса Христа, сказано: "И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрёт врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шёл дождь на землю во дни пророчествования их" (Откр.11:5,6).
Дополнительно - смотрите комментарии к 3Цар.17:1; 19:7-13.
4Цар.1:9,10 И послал (царь) к нему пятидесятника с его пятидесятком. И он взошёл к нему, когда Илия сидел на верху горы, и сказал ему: человек Божий! царь говорит: сойди. И отвечал Илия, и сказал пятидесятнику: если я человек Божий, то пусть сойдёт огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошёл огонь с неба и попалил его и пятидесяток его.
Почему Господа Бога возмутило повеление царского посланника к Его пророку?
Если бы посланник пришёл к Божьему пророку с просьбой от царя, то Илия несомненно откликнулся бы на его просьбу, но царь послал пятидесятника с воинами, чтобы те в случае неповиновения силой доставили к нему Божьего пророка. А повелевать человеком Божьим помимо воли Господа никто не имеет права - ибо это уже вызов Самому Господу Богу.
Продолжение - см. комментарий к 4Цар.1:13-15.
4Цар.1:13-15 И ещё послал в третий раз пятидесятника с его пятидесятком. И поднялся, и пришёл пятидесятник третий, и пал на колена свои пред Илиею, и умолял его, и говорил ему: человек Божий! да не будет презрена душа моя и душа рабов твоих - сих пятидесяти - пред очами твоими... И сказал Ангел Господень Илии: пойди с ним, не бойся его. И он встал, и пошёл с ним к царю.
Обратите внимание, насколько отличается тон обращения третьего пятидесятника к пророку Илии от двух предыдущих: третий пришёл уже как проситель, оказавшийся в безвыходной ситуации, потому что если оскорбит пророка, то его покарает Бог, а если ослушается царя, то его покарает царь.
И видя смирение пятидесятника, Господь смилостивился над ним. Но вынесенный царю Охозии приговор Господь Бог не отменил, потому что в сердце Охозии не было покаяния в том, что он впал в идолопоклонство. Видимо, добиваясь прихода пророка Илии, он хотел либо подкупить его, либо силой принудить к тому, чтобы он отрёкся от изречённого по воле Божьей слова пророчества.
И умер Охозия, и воцарился после него Иорам.
2 гл. Вознесение Илии. Елисей стал великим пророком Божьим
4Цар.2:1,2 В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шёл Илия с Елисеем из Галгала. И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль.
В этой главе на примере Елисея показано, что Божьим служителем человек может стать только в единении горения его сердца и воли Божьей. Но прежде обязательно будет период испытания - испытания для того, чтобы человек мог познать себя и твёрдость своего желания служить Господу Богу.
Получив Божье откровение, что время его служения приблизилось к концу, пророк Илия решил отпустить своего ученика, Елисея, чтобы он возвратился в дом свой и занимался прежней своей работой. Но Елисей отказался покинуть своего учителя, ответив ему: "Не оставлю тебя". Со стороны Елисея это не было противлением воли пророка Илии, он решил остаться со своим учителем до конца дней того - остаться уже не как ученик пророка, а как преданный Богу человек и сын, заботящийся о престарелом Илии.
4Цар.2:3 И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесёт господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите.
Считаю, что этот стих Священного Писания нужно исследовать более подробно - не только синодальный перевод, но и древнееврейский оригинал.
Сыны пророков сказали: "Сегодня Господь вознесёт господина твоего". В синодальном переводе сказано "вознесёт", потому что переводчику было известно из Священного Писания, что пророк Илия будет живым вознесён на небо. Но сыны пророков не знали об этом, им Господь открыл только день конца земного служения пророка Илии, поэтому в древнееврейском оригинале в этом стихе вместо слова עלח (alth), "быть вознесённым или взятым вверх", как в 4Цар.2:1, стоит слово לקה (zahs), дословно означающее "брать, принимать, приносить".
Уважаемые читатели, я столько внимания уделил этому месту Писания, чтобы показать вам, что до тех пор, пока не свершилось вознесение пророка Илии живым на небо, ни сыны пророков, ни Елисей не знали, даже представить не могли, что произойдёт такое великое чудо. Поэтому, когда Елисей принимал решение остаться с Илией и посвятить жизнь служению Богу, он избирал свой путь по вере, из любви к Господу Богу, а не ради того, чтобы видеть Божьи чудеса и обладать силой их творить.
4Цар.2:8 И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху.
Напомню, что накануне пророк Илия трижды предлагал Елисею оставить его и вернуться к прежней своей жизни, но Елисей был непреклонен в решении пребывать с Илией до конца. И вот происходит великое событие в жизни Елисея (хотя со стороны оно выглядит как Божье чудо, сотворённое пророком Илией): "И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она".
Переход между двух вод означает заключение завета с Господом Богом. В Священном Писании описаны подобные случаи заключения завета между человеком и Богом:
-- Завет между Господом Богом и Авраамом был заключён, когда огонь Божий прошёл между рассечённым животными (см. Быт.15:17,18);
-- Господь Бог освободил народ Израиля от египетского рабства, когда израильтяне перешли между расступившимися водами Чермного моря на другой берег (см. Исх.14:13-16);
-- Когда река Иордан остановилась, и народ Израиля прошёл между водами реки в землю Ханаанскую чтобы совершить там Божий суд и завладеть ей (см. И.Нав.3:13-17).
После того как Илия и Елисей перешли на другой берег реки и воды сомкнулись за ними, Елисей заключил завет с Господом Богом, что будет служить Ему до конца дней своих. И если бы он теперь решил возвратиться назад к своей прежней мирской жизни, то его поступок означал бы отступничество от Бога и разрыв завета с Ним.
4Цар.2:9,10 Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет.
Как только был заключён завет между Богом и Елисеем, пророк Илия по Божьему откровению спросил Елисея, какое служение более всего ему по сердцу, и ответил Елисей: "Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне".
Прочитав о желании Елисея иметь от Святого Духа дар пророческого служения вдвойне по сравнению с пророком Илией, некоторые изучающие Писание начинают ехидно посмеиваться над Елисеем, а некоторые даже и осуждают его. Я же не вижу в желании Елисея ничего предосудительного, потому что, во-первых, дар Святого Духа - это не ведро с водой, в котором есть только определённая мера и не капли больше - каждому даётся столько дара Святого Духа, сколько может вместить дух человека. В Писании сказано: "не мерою даёт Бог Духа" (Ин.3:34). Потом, все, кто переживал в своей жизни духовную радость познания спасения во Христе, вспомните, как горели в тот момент ваши сердца любовью к Господу Богу, как жаждали вы служить Ему - это вторая причина, по которой я одобряю желание Елисея иметь пророческий дух вдвойне по сравнению с Илией. Поверьте, было бы гораздо хуже, если бы вызвавшись служить Господу Богу, Елисей под видом показной скромности захотел бы стать незначительным, неприметным пророком.
А теперь, уважаемые читатели, давайте рассмотрим условие, при котором пророк Елисей мог получить желаемое Божье благословение: "Если увидит, как пророк Илия будет взят от него, то будет ему так, а если не увидит, не будет". На первый взгляд это довольно необычное условие - разве могло быть иначе, ведь они шли вместе? Но на самом деле могло быть и так, что когда Дух Божий возносил пророка Илию на небо, он бы просто исчез с глаз Илии и всё. Если бы сердце пророка Елисея - уже пророка Елисея - было больше обращено на пророка Илию, как на своего учителя, чем на Святого Духа, пророк Илия просто исчез бы с глаз Елисея в вихре и всё. Увидеть духовное Божье видение мог только тот, чьё сердце взирало в тот момент на Святого Духа, - остальные же, те, кто взирал на мир только плотскими глазами, они увидели только смерч, пронёсшийся рядом с Илией и Елисеем.
4Цар.2:11,12 Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части.
"Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо" - вот подтверждение моего комментария к предыдущему стиху - Елисей увидел колесницу огненную и коней огненных, которые вознесли пророка Илию на небо, а сыны пророков, которые с другого берега взирали на то, как не стало пророка Илии, увидели только как мимо Илии и Елисея пронёсся вихрь, смерч.
"И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли, и сказали ему: вот, есть у нас, рабов твоих, человек пятьдесят, люди сильные; пусть бы они пошли и поискали господина твоего; может быть, унёс его Дух Господень и поверг его на одной из гор, или на одной из долин. Он же сказал: не посылайте. Но они приступали к нему долго, так что наскучили ему, и он сказал: пошлите. И послали пятьдесят человек, и искали три дня, и не нашли его, и возвратились к нему, между тем как он оставался в Иерихоне, и сказал им: не говорил ли я вам: не ходите?" (4Цар.2:15-18)
Позже Апостолы Христовы тоже проходили подобный Елисею путь испытания веры, прежде чем сошёл на них Святой Дух, и у них открылось духовное видение.
"Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни". (Иоан.6:62-68)
4Цар.2:18,19 Он оставался в Иерихоне... И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна.
После обратного перехода пророком Елисеем через реку Иордан, хоть и не сказано что жители города Иерихона напрямую обратились к нему с просьбой об исцелении источника, из которого они пили, но было понятно, что они ожидали от него помощи. Ожидали, уверовав, что он истинно Божий пророк. Вера их в то, что Елисей истинно пророк Божий была основана на рассказе жителей их города, сынов пророков, которые видели чудо Божье, совершённое Елисеем, как преемником пророка Илии.
Перед тем, как излить свою печаль, что вода в их города плоха, жители Иерихона объяснили, причину своего пребывания в нём: "Положение города Иерихона хорошо". Действительно Иерихон был расположен на главной дороге из Иерусалима в страны, находящиеся восточнее Иордана, поэтому обладал важным торговым и военным значением. Вспомните, что народ Израиля перешёл через реку Иордан возле города Иерихона, когда входил в землю Ханаанскую (см. И.Нав.2:1). Кроме того, город был расположен в плодородном оазисе Иорданской долины, которая славилась своими финиками и очень дорогими благовониями, называемыми бальзамом.
4Цар.2:19-21 Но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал (Елисей): дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от неё впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал.
Когда народ Израиля входил в землю Ханаанскую почти все жители Иерихона кроме одной вдовы, восстали против Господа Бога и Его народа. Тогда Иисус Навин по Божьей воле изрёк проклятие на место, где находились развалины этого города: "В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон" (И.Нав.6:25).
Теперь же, жители Иерихона явили веру в Господа Бога и поклонились Его пророку (см. 4Цар.2:15), поэтому Господь явил благодать и через пророка Елисея очистил воду в источнике, из которого горожане пили воду.
Тут возникает вопрос: "Почему пророк Елисей для того, чтобы очистить от соли воду в источнике несущем болезни и бесплодие, попросил новую чашу соли?"
С точки зрения законов химии, то, что сделал Елисей, должно было сделать воду в источнике ещё хуже. Но пророк Елисей пред глазами жителей Иерихона не химический опыт проводил, а совершил духовное действо, и соль в данном случае, вернее её свойство сохранять продукты от порчи, служила прообразом нерушимости благодати Господней. Очистили же источник от скверны слова Господа Бога: "Я сделал воду сию здоровою, не будет от неё впредь ни смерти, ни бесплодия" (4Цар.2:21).
Кстати, этот источник сохранился до наших дней - вот как он описан в комментарии к Танах: "Источник Элиши (Елисея) служит в качестве одного из источников питьевой воды для жителей современного Йерихо (Иерихона), а также используется ими для орошения их сельскохозяйственных угодий. Но и после этого в нём остаётся достаточное количество воды, которая образует ручей, протекающий по городу".[4]
Дополнительно - см. комментарии к 4Цар.4:39-41
4Цар.2:23,24 И пошёл он оттуда в Вефиль. Когда он шёл дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребёнка.
Если судить по синодальному переводу, то в этих стихах речь идёт о маленьких неразумных детях, которые решили позабавиться над Елисеем. Очень сомневаюсь, что это было так, и для сомнения есть причины. Во-первых, в синодальном переводе сказано, что малые дети гнали и хулили Божьего пророка по дороге в другой город - не возле своих домов, не на своей улице, а за городскими стенами и это без родительского надзора. И во-вторых, без особой на то причины проклятие именем Божьим не будет изливаться даже на взрослых людей, тем более на неразумных детей, не умеющих различать добро и зло.
Попробую разобраться, верно ли в синодальном переводе передана мысль автора 4 Царств.
1. Процитирую иудейский перевод Танах: "И поднялся он оттуда в Бейт Эль, и он поднимается по дороге, и отроки малые вышли из города, и насмехались они над ним, и сказали ему: "Поднимайся, лысый! Поднимайся, лысый!" ".[5] В переводе Танах сказано не о малых детях, а об отроках малых, о подростках.
2. В древнееврейском оригинале слово ילד переведённое в синодальном переводе, как "ребёнок" имеет ещё несколько значений: "мальчик, юноша, отрок, дитя" - то есть в первую очередь это слово означает не возраст молодого человека, а его пол.
3. И чтобы окончательно убедиться, что в 24 стихе 4 книги Царств речь могла идти не о младенцах, а о молодых людях, которые были способны отвечать за свои дела и свои слова, исследую по словарю Стронга места Писания с таким же номером, как и слово, переведённое здесь, как "ребёнка".
Действительно, в древнееврейском оригинале есть места Писания, где этим же словом обозначены вполне взрослые молодые люди, например: "И говорили (царю Ровоаму) молодые люди, которые выросли вместе с ним, и сказали: так скажи народу сему, который говорил тебе и сказал: "отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нас"; так скажи им: "мой мизинец толще чресл отца моего" ". (3Цар.12:10)
Так что, уважаемые читатели, в исследованном мною месте Священного Писания речь идёт вовсе не о неразумных мальчишках, подобных тем, которые ради злой потехи, шумной весёлой гурьбой дразнят городских юродивых и насмехаются над ними. Речь здесь идёт о молодых людях, осознанно изгонявших и злословивших Божьего пророка, чтобы по-прежнему поклоняться своим идолам. Эти идолопоклонники гнали и хулили пророка Елисея, несмотря на то, что он явил их городу Божью благодать, исцелив воду в источнике из которого они пили.
3 гл. Война царей - Иорама израильского и Иосафата иудейского против Моава
4Цар.3:1-3 Иорам, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии... и делал неугодное в очах Господних, хотя не так, как отец его и мать его: он снял статую Ваала, которую сделал отец его; однако же грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввёл в грех Израиля, он держался, не отставал от них.
Помолившись и вспомнив в молитве слова Апостола Павла: "Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" - я продолжил изучение Четвёртой Книги Царств с упованием на Божью благодать.
В вышеприведённых стихах 4 Царств сказано: "Иорам, сын Ахава, воцарился над Израилем" - для тех, кто изучает историю Израиля, эта информация будет полезной, но ведь сказано, что для каждого из нас ВСЁ ПИСАНИЕ полезно для обличения и наставления в праведности, значит и в этих стихах дана нам не только историческая информация, но и духовное назидание. Нужно только внимательно, не торопясь, а с молитвой изучить сказанное в Священном Писании.
Обратите внимание на следующий момент: Иорам был сыном Ахава, то есть братом предыдущего царя Охозии, а не его сыном.
Отсюда вопрос: "Почему трон наследовал не сын предыдущего царя, а его брат, ведь по закону первым наследником является сын?"
На этот вопрос в Священном Писании сказано: "И сказал (пророк Илия) Охозии: так говорит Господь: за то, что ты посылал послов вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское, как будто в Израиле нет Бога, чтобы вопрошать о слове Его, - с постели, на которую ты лёг, не сойдёшь с неё, но умрёшь. И умер он по слову Господню, которое изрёк Илия. И воцарился Иорам вместо него, во второй год Иорама, сына Иосафатова, царя Иудейского, так как сына у того не было". (4Цар.1:16,17)
И снова у меня вопрос: "Почему?" Почему Господь Бог наказал за идолопоклонство только ветвь Охозии, а не весь род его отца Ахава, ведь и царь Ахав делал неугодное пред Божьими очами, даже жертвенник Ваалу построил (см. 3Цар.16:30,31)?
По всей вероятности причиной того, что Бог не лишил царства весь род Ахава, является то, что во время его царствования Израиль был наказан Господом уже здесь, на земле: Бог лишил их страну дождя на три года (см. 3Цар.17:1). После этого наказания израильтяне покаялись и поклонились Господу Богу, а пророков Вааловых истребили по слову пророка Илии (см. 3Цар.18:22).
Так через совсем, кажется, отвлечённые от темы духовного назидания стихи Священного Писания я познал ещё один духовный закон: "За совершённый грех Господь Бог дважды не наказывает - либо здесь, на земле, наказывает, либо в вечности. Так же и за благочестивые деяния Господь даёт награду либо здесь, на земле, либо на Небе".
Апостол Павел наставляет нас, христиан: "Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же [за грех] всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаётесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны... Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности" (Евр.12:5-11).
4Цар.3:5-7 Когда умер Ахав, царь Моавитский отложился от царя Израильского. И выступил царь Иорам в то время из Самарии и сделал смотр всем Израильтянам; и пошёл и послал к Иосафату, царю Иудейскому, сказать: царь Моавитский отложился от меня, пойдёшь ли со мной на войну против Моава? Он сказал: пойду; как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони.
"Как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони" - вслушайтесь в эти слова: сколько в них покорности, даже поспешности угодить Израильскому царю Иораму, словно не тот обратился с просьбой к Иудейскому царю, Иосафату, а наоборот, Иосафат просит Иорама о великой милости. Даже не вопросив у Господа Бога, угоден ли будет Ему их поход против Моава, царь Иосафат поспешно выразил готовность пойти на войну с царём Иорамом.
В дополнение приведу комментарий православного богослова А. П. Лопухина: "Iосафатъ, какъ и во время царя Ахава (см. 3Цар.22:4), отвечаетъ и на этотъ разъ полною готовностью (4Цар.3:7), хотя уже не разъ имелъ указанiя пророковъ, что союзъ его с нечестивыми царями Израильскими неугоденъ Богу (см. 2Пар.19:2,3; 20:37); повидимому, какъ при Ахаве, такъ и при сыновьяхъ его царство Iудейское находилось въ некоторой зависимости отъ Израильскаго".[6]
Уважаемые читатели, поспешная готовность угодить человеку, какой бы справедливой не показалась его просьба, может привести к греху пред Богом. Сначала вопросите в молитве волю Божью, и только потом, если убедитесь, что ваше вспомоществование будет Богоугодным делом, помогите или посодействуйте человеку в его просьбе.
4Цар.3:9-11 И пошёл царь Израильский, и царь Иудейский, и царь Едомский, и шли они обходом семь дней, и не было воды для войска и для скота, который [шёл] за ними... И сказал Иосафат: нет ли здесь пророка Господня, чтобы нам вопросить Господа чрез него? И отвечал один из слуг царя Израильского и сказал: здесь Елисей, сын Сафатов, который подавал воду на руки Илии.
"И отвечал один из слуг царя Израильского и сказал: здесь Елисей" - пророк Елисей не был ни царским слугой, ни воином, поэтому мог бы оставаться в Иерихоне, но он пошёл с войском царя Израильского и царя Иудейского. Не из праздного любопытства пошёл, а по Божьей воле, ибо Господь Бог заранее знал, что в Едомской пустыне войско попадёт в беду, и тогда вспомнят о Боге, и обратятся за советом к Его пророку.
Обратите внимание на то, что цари только тогда вспомнили о Господе Боге, когда над ними, над их войском нависла угроза гибели от жажды. Почему?
Почему и мы зачастую поступаем так же - вспоминаем о Боге и просим Его о помощи, просим у Него совета только тогда, когда попадаем в беду? Может причиной людского невнимания к Господу Богу является наша природная плотская лень? Нет, не думаю. Считаю, что причина здесь в нашей греховной самоуверенности, в гордыне.
"И сказал Елисей: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя; теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея, и он сказал: так говорит Господь: делайте на сей долине рвы за рвами, ибо так говорит Господь: не увидите ветра и не увидите дождя, а долина сия наполнится водою, которую будете пить вы и мелкий и крупный скот ваш; но этого мало пред очами Господа; Он и Моава предаст в руки ваши" (4Цар.3:14-18)
4Цар.3:26,27 И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его... И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознёс его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах, и они отступили от него и возвратились в свою землю.
Почему израильтяне пришли в такой гнев, даже ярость, увидев, что Моавитский царь принёс человеческую жертву?
Не думаю, что израильтяне ужаснулись от вида этого ритуала. Причина здесь в том, что принеся человеческую жертву идолу Хамоса (мерзости Моавитской), царь Моавитский, Меса, тем самым сделал заклятым пред Господом Богом и себя, и всех, кто был с ним, и город и всё, что израильтяне могли получить от Моава в виде добычи, ибо заклятое не может быть добычей. А войско царя Израильского и царя Иудейского, вспомните, напало на моавитян для того чтобы принудить их продолжать платить дань, как они платили царю Ахаву (см. 4Цар.3:4,5).
В законе Моисеевом сказано: "Всё заклятое, что под заклятием отдаёт человек Господу, - человека ли, скотину ли, поле ли, - не продаётся и не выкупается: всё заклятое, что заклято от людей, не выкупается: оно должно быть предано смерти". (Лев.27:28,29)
Так что получилось, что, не спросив воли Господа Бога на свой поход проив Моава, царь Израильский, Иорам, и царь Иудейский, Иосафат, хотя и одержали победу, не смогли воспользоваться её плодами, а если кто польстился на добычу - осквернил себя.
4 гл. Служение Илии и Елисея предшествовало новому этапу Священного Писания: ПРОРОКАМ
4Цар.4:1 Одна из жён сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришёл заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе.
Исходя из современных понятий о рабстве, может показаться, что заимодавец был злодеем. На самом деле, придя взять в рабы сыновей вдовы в уплату долга, он поступил в соответствии с законом Моисеевым. А в законе Моисеевом очень чётко прописаны требования к израильтянам, купившим или взявшим за долги рабов евреев, вот только некоторые из правил:
-- "Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: он должен быть у тебя как наёмник, как поселенец... не должно продавать их, как продают рабов; не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего". (Лев.25:39-43)
-- "Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром; если он пришёл один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его". (Исх.21:1-3)
Конечно, жить в рабстве, особенно детям, даже на таких щадящих условиях, что прописаны в законе Моисеевом, это далеко не одно и то же, что жить на воле с матерью, поэтому Елисей и воззвал к Господу Богу в молитве, чтобы Господь не допустил детям из Своего народа - народа, который Он вывел рукою Своею из Египетского рабства - снова оказаться в рабстве, пусть даже и у собрата по крови.
И Господь Бог ответил на молитву Елисея: "И сказал ей Елисей: что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем. И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало, и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй... Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими". (4Цар.4:2-7)
4Цар.4:8,9 В один день пришёл Елисей в Сонам. Там одна богатая женщина упросила его [к себе] есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба. И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой.
Уважаемые читатели предлагаю вашему вниманию отрывок из четвёртой главы Четвёртой Книги Царств: изучая его, задавайтесь вопросами: "Зачем?" и "Почему?".
Начну по порядку.
Назвав Елисея святым, женщина не имела в виду, что он безгрешен, ибо все мы, грешные люди. Слово, переведённое здесь как "святой" в древнееврейском оригинале имеет ещё значения и как "избранный", "посвящённый" и "чудотворец".
Проявляя заботу о пророке Елисее, эта женщина в своём сердце, возможно и надеялась, что в благодарность он исполнит их с мужем заветное желание иметь сына, но надеялась она молча, не смея даже сказать Божьему пророку о своей нужде, поэтому в её заботе о Елисее не было корысти, не было торговли с Господом Богом: "Я Твоему избранному, а Ты - мне".
Хотя в Священном Писании и сказано: "Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника" (Матф.10:41).
4Цар.4:12-16 И сказал (Елисей) Гиезию, слуге своему: позови эту Сонамитянку. И позвал её, и она стала пред ним... И сказал он: что же сделать ей? И сказал Гиезий: да вот, сына нет у неё, а муж её стар. И сказал он: позови её. Он позвал её, и стала она в дверях. И сказал он: через год, в это самое время ты будешь держать на руках сына. И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей.
"Не обманывай рабы твоей" - вот ещё одно подтверждение того, что женщина Сунамитянка проявляла заботу о пророке Елисее, потому что увидела, что он человек Божий. Ни на какое чудо она уже не надеялась, потому что была неплодна, а муж её был уже в преклонных годах. Но всё возможно для Божьей благодати.
"И женщина стала беременною и родила сына на другой год, в то самое время, как сказал ей Елисей". (4Цар.4:17)
Какую цель преследовал Господь Бог, когда совершил чудо, что у неплодной женщины и её престарелого мужа родился сын? Какое духовное назидание Он хотел дать нам через это чудо? Ибо Бог никогда не совершает чудес ради самих чудес. Давайте обратимся к последующим событиям, описанным в Священном Писании, может они помогут понять цель совершённого Господом Богом чуда?
Дополнительно - см. комментарии к 4Цар.4:18-37.
4Цар.4:18-37 И подрос ребёнок и в один день пошёл к отцу своему, к жнецам. И сказал отцу своему: голова моя! голова моя болит! И сказал тот слуге своему: отнеси его к матери его. И понёс его и принёс его к матери его. И он сидел на коленях у неё до полудня, и умер... И отправилась и прибыла к человеку Божию, к горе Кармил... И сказала она: просила ли я сына у господина моего? не говорила ли я: "не обманывай меня"?.. И вошёл Елисей в дом, и вот, ребёнок умерший лежит на постели его. И вошёл, и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лёг над ребёнком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простёрся на нём, и согрелось тело ребёнка. И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простёрся на нём. И чихнул ребёнок раз семь, и открыл ребёнок глаза свои. И позвал он Гиезия и сказал: позови эту Сонамитянку. И тот позвал её. Она пришла к нему, и он сказал: возьми сына твоего. И подошла, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли; и взяла сына своего и пошла.
Чтобы более понятной была духовная суть и Божья цель совершённого пророком Елисеем чуда, напомню о чуде совершённом его учителем, пророком Илией: "После (чуда, когда не истощалась мука в кадке и масло в кувшине у вдовы) заболел сын женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нём дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришёл ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук её, и понёс его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель, и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына её? И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи, Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно" (3Цар.17:17-24).
Сравните реакцию матерей на то чудо, которое Господь Бог совершил через пророков Илию и Елисея:
1. "Теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно" - через совершённое пророком Илией Божье чудо воскрешения её сына вдова из Сарепты уверовала, что каждое слово учения, которое изрекает пророк, исходит от Господа Бога и заслуживает такого же доверия, как и закон, данный Израилю через Моисея.
2. "И подошла, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли" - так же и вдова Сонамитянка, после того как Господь Бог воскресил через пророка Елисея её сына, уверовала, что он истинно муж Божий, устами которого изрекается слово Божье - такое же значимое, как в своё время устами Моисея Господь Бог изрёк закон для народа Израиля.
Так через пророков Илию и Елисея Господь Бог открывал народу Израиля, что слово, изрекаемое устами истинных пророков не менее значимо для народа Божьего, чем закон Моисеев.
- - -
Итак, Илия и Елисей положили начало новому этапу в жизни народа Божьего и новому разделу Священного Писания: ПРОРОКАМ.
- - -
Кстати, уважаемые читатели, вспомните, о каком чуде говорили израильтяне накануне праздника Пасхи, перед тем как Иисус Христос въехал в Иерусалим на ослице и молодом осле?
"Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мёртвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса". (Иоан.12:9-11)
И здесь, смерть и воскрешение Лазаря предшествовали новому этапу в жизни народа Божьего - Спасению по вере в искупительную жертву и воскресение Иисуса Христа. Так Иисус Христос положил начало новому, уже третьему этапу в жизни народа Божьего и новому разделу Священного Писания: Новому Завету.
4Цар.4:39-41 И вышел один из (учеников Елисея) в поле собирать овощи, и нашёл дикое вьющееся растение, и набрал с него диких плодов полную одежду свою; и пришёл и накрошил их в котёл с похлебкою, так как они не знали [их]. И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлебку, то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть. И сказал он: подайте муки. И всыпал её в котёл и сказал [Гиезию]: наливай людям, пусть едят. И не стало ничего вредного в котле.
Елисей всыпал муку в котёл с похлёбкой, и она стала съедобной. Неужели мука обладает таким обеззараживающим эффектом? - Очень сомневаюсь.
Чтобы найти ключ к разгадке чуда, приведу ещё один пример, когда то, что несло смерть, стало здоровым: "И сказали жители города Иерихона Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от неё впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал" (4Цар.2:19-22).
Вот ключ к разгадке исцеления: "Так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою"!
Исцеление в обоих случаях произошло по слову Божьему, изречённому через Его пророка. А соль в случае с источником и мука в случае с похлёбкой были лишь внешним материальным свидетельством того, что Господь услышал молитву пророка Елисея и излил Свою целительную благодать.
Так было в Ветхозаветные времена, так же происходило и происходит и в Новозаветные времена. Для наглядности приведу пример из Нового Завета: "Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них" (Деян.19:11,12).
Да что там чудеса, весь мир был сотворён по слову Божьему: "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды... И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так... И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так... И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи... И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной... И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так... И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". (Быт.1:3, 6, 9, 11, 14, 20, 24, 26,27)
Дополнительно - см. комментарии к 3Цар.17:17,18.
4Цар.4:42,43 Пришёл некто из Ваал-Шалиши, и принёс человеку Божию хлебный начаток - двадцать ячменных хлебцев и сырые зёрна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят. И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: "насытятся, и останется".
Господь Бог совершил это чудо, для того, чтобы ещё раз засвидетельствовать, что Илия и Елисей стали начатком нового этапа в жизни Израиля - Пророки. Чтобы показать, что слово, изречённое Божьими пророками не менее значимо для жизни Израиля, чем слово, изречённое Моисеем.
Первым этапом в жизни Израиля, - да и всего послепотопного человечества, - был закон, данный через Моисея, и во время служения Моисея люди насыщались пищей, дарованной им по слову Божьему.
"И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни... И нарёк дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепёшка с мёдом". (Исх.16:4,5; 31)
Третьим, следующим после Пророков этапом в жизни народа Изралия, по Божьему замыслу должен был стать период Нового Завета, краеугольным камнем которого было первое пришествие Иисуса Христа. Начало этого этапа в жизни Израиля тоже сопровождалось чудом насыщения народа по слову Божьему.
"И, взяв семь хлебов и рыбы, (Иисус Христос) воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей". (Матф.15:36-38)
К сожалению, как покажут последующие события, при первом пришествии Иисуса Христа израильтяне отвергнут своего Мессию, отвергнут благодать Божью, которая несла им истинное освобождение из рабства князя мира сего, сатаны. Они отвергнут, а многие язычники, уверовав, составят основу Церкви Христовой.
Но Господь Бог даже после этого не навсегда оставит народ Израиля, и наступит время, когда израильтяне покаются в том, что отвергли своего истинного Мессию и воззовут к Иисусу Христу, и будет Его второе пришествие, и благую весть, которую сейчас несёт миру Церковь Христова, возвестит Израиль - об этом сказано в Священном Писании.
Во время первого пришествия Иисус Христос возвестил Израилю: "Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!" (Матф.23:38,39).
А позже Апостол Павел напишет в послании к Римлянам: "Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников; и так весь Израиль спасётся, как написано: придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова" (Рим.11:25,26).
- - -
И в дополнение к вышесказанному, чтобы верующие не впали в прелесть, решив, что Господь Бог обязан насыщать их и заботиться обо всех их нуждах, напомню, что Он совершал чудеса и даровал хлеб насущный только в тех случаях, когда люди по воле Божьей оказывались в местах, где они не могли получить продукты своими силами:
1. Через Моисея Господь даровал израильтянам манну небесную, когда те по Его воле находились в пустыне Син, и у них кончились запасы пищи (см. Исх.16:1,2);
2. Через пророка Елисея Господь умножил хлебы для учеников, когда в той местности был голод и был неурожай: об этом не только сказано в Писании, но и можно было судить по тому, насколько скудной была десятина, которую принёс Божьему пророку верующий человек (см. 4Цар.4:38,42).
3. Через Иисуса Христа Бог так же совершил чудо насыщения многих людей семью хлебами и несколькими рыбками, когда те пришли к Нему в пустыню и были там три дня без пищи (см. Мф.15:29-37).
5 гл. Исцеление язычника по вере в Господа Бога, и отступничество ученика пророка Елисея ради перемены одежд и серебра
4Цар.5:1 Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный.
Во время одной из войн между Сирией и Израилем конца VIII начала VII века до н.э. среди пленных израильтян была захвачена девочка, которую отдали в служение жене военачальника Неемана. Увидев, что муж её госпожи болен проказой, девочка рассказала о Боге их народа - Боге Авраама, Исаака, Иакова. И в конце своего повествования воскликнула: "О, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!" (4Цар.5:3)
4Цар.5:9-11 И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твоё у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошёл, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовёт имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу.
Представьте себе картину: военачальник Сирийского царя, по сути, господин над Израильским царём, со всей своей свитой торжественно подъезжает к небольшому домику простого израильтянина, Елисея (см. 4Цар.6:1), а тот не только не встретил его с подобающими почестями, вообще закрыл ворота и выслал своего слугу с поручением к военачальнику Нееману: "Пойди, омойся в Иордане". Любой человек, тем более пришедший к пророку за помощью, после такого "приёма" разгневался бы. Но Нееман, хотя и был обескуражен и сердит вначале, всё-таки пошёл и окунулся в Иордане по слову Божьего пророка, потому что уже слышал о пророке Елисее и Господе Боге, которому он служит, от маленькой девочки-израильтянки. Слышал о Боге и поверил, что Господь Бог может его исцелить (иначе не поехал бы в Израиль, и не стал бы омываться в Иордане).
Кстати, военачальник Нееман напрасно гневался на пророка Елисея, напрасно решил, что тот умышленно не захотел видеть его. Пророк Елисей был добр и приветлив ко всем, кто приходил к нему за советом или за помощью, а не вышел к прокажённому Нееману и не приветствовал его, не прикасался к нему, потому что так предписано в законе Моисеевом. В законе сказано: "Священник осмотрит язву на коже тела, и если это язва проказы, священник, осмотрев его, объявит его нечистым. И должен заключить (запереть, затворить) на семь дней" (Лев.13:3,4).
Так как пророк Елисей не имел возможности изолировать прокажённого Неемана, то затворил перед ним свою дверь.