Аннотация: Хотя эта книга - не справочник и не сборник проповедей, но всё же она не предназначена для чтения в один присест, как беллетристика, советую пользоваться ей как вспомогательным материалом, когда вы будете изучать Библию.
ДНЕВНИК ПО ТРЕТЬЕЙ КНИГЕ ЦАРСТВ
О книге
Хотя эта книга - не справочник и не сборник проповедей, но всё же она не предназначена для чтения в один присест, как беллетристика, советую пользоваться ей как вспомогательным материалом, когда вы будете изучать Библию.
- - - - -
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ТРЕТЬЕЙ КНИГЕ ЦАРСТВ
1 гл. Заговор Адонии. Помазание Соломона на царство
2 гл. Смерть царя Давида. Суд над Адонией
3 гл. Соломон женился на дочери фаранона Египетского
4 гл. При царе Соломоне Израиль стал одним из наиболее развитых государств своего времени
8 гл. Молитва Соломона за Израиль, чтобы Бог всегда услышал их молитвы в Храме
9 гл. Верность и послушание Бог ценит больше, чем храм
10 гл. Какое испытание царица Савская устроила Соломону
11:1-42 Бог дал Соломону всё, что тот пожелал, но Соломон не любил Бога
11:43-12:33 Разделение народа Израиля на два царства
13 гл. В этой главе Господь Бог открыл нам ещё один закон духовной брани
14 гл. Идолопоклонство царя Израильского, Иеровоама и царя Иудейского, Ровоама, и суд Божий над ними
15-16 гл. Царствование Авии, затем Асы в Иудее, а в Израиле царствование Навата - Ваасы - Ила - Замврия - Амврия - Ахава
16:33-17 гл. Пророк Илия: три года без дождя; вороны; вдова из Сарепты
18 гл. Пророк Илия против четырёхсот пятидесяти пророков Вааловых, четырёхсот пророков Астарты
19:1-14 Равнодушие ранит сильнее, чем открытая вражда
19:15 - 20 гл. Господь объявил суд над царём Венададом и домом Ахава
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -
ПРЕДИСЛОВИЕ
Так как Третья и Четвёртая книги Царств в еврейской Библии, то есть изначально составляли одну книгу "Цари", то предисловие посвящу сразу двум книгам.
Приведу комментарий православного богослова Александра Павловича Лопухина: "3-я и 4-я книги Царствъ в еврейской Библiи первоначально составляли одну книгу "Цари", евр. Melachim, и только с начала XVI в. по Р. Х. эта книга является разделенною на две - начиная съ Бомбергскаго изданiя евр. Библiи 1517 года, две части неразделенной прежде книги называются особыми титлами: Melachim I и Melachim II, - несомненно, подъ влиянiем греческой Библiи LXX-ти, въ которой съ самого начала были две книги, въ связи съ книгами Самуила (или 1 и 2 Царств) именовавшиеся: βασιλειων τρίη, βασιλειων τεττάρτη. Однако, въ этой греческой версiи с одной стороны не вполне точною является самая терминология - передача melachim (цари) через Βασιλειαί (царства)... Съ другой стороны не имеет реального основания разделенiе единой въ себе исторiи на две книги: последняя глава 3 Царств и первая глава 4 Царств, излагающiе одну исторiю царя израильскаго Охозiи, только искусственно могли быть разделены по двум книгам. Въ действительности же обе книги и по форме, и по содержанiю представляютъ единое неделимое целое, имея въ отношенiи единства и законченности даже преимущество предъ другими библейскими ветхозаветными книгами".[1]
В Третьей книге Царств сказано: "Все прочие дела Асы описаны в летописи царей Иудейских" (3Цар.15:23). Значит, автор Третьей и Четвёртой книги Царств опирается на другие, более ранние письменные источники, которые не вошли в ветхозаветный канон Священного Писания.
Учитывая, что Третья и Четвёртая книги Царств охватывают период от правления царя Соломона до правления Иудеей марионеточного, подотчётного Вавилону, царя Иехонии (см. 4Цар.25:27-30; 2Пар.36:5-8), можно предположить, что эти книги Священного Писания были написаны в начале V века н.э., накануне Вавилонского плена Иудеи.
ВВЕДЕНИЕ
Третья книга Царств является продолжением 1 и 2 Царств и начинается с рассказа об исполнении Божьего обетования, что после смерти царя Давида царём над Израилем станет его сын, Соломон (см. 3Цар.1:30). Господь Бог благословил Израиль при царе Соломоне и царство достигло вершины могущества, богатства и славы в этом мире. Но конец царствования Соломона был печальным: он дозволил в стране идолопоклонство, и это привело к тому, что Божья благодать оставила израильтян. После смерти Соломона Израиль разделился на два враждующих друг с другом царства - южное, Иудею, и северное, Израиль.
Читая, изучая третью книгу Царств, никогда не забывайте, что вы обратились к слову Божьему, а не просто к историческому документу, поэтому в первую очередь воспринимайте её как духовное наставление, возвещённое Господом Богом лично для вас и именно в это время.
Приведу два примера.
1. Мы встречаем предупреждение относительно тех, с кем мы общаемся, особенно в отношении близких связей и брака. Цари Израиля, которые, как Соломон, женились с иноплеменными женщинами, предавали себя и людей, которыми они управляли, во власть зла. Как сказал Апостол Павел: "Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы" (1Кор.15:33).
2. Опыт Илии в пустыне также несёт для нас ценный урок. После его невероятной победы над 450 пророками Ваала на горе Кармил (см. 3Цар.18:20-40), его радость превратилась в горе, когда его преследовала Иезавель и он бежал, чтобы спасти свою жизнь (см. 3Цар.19:2-4). Мы, верующие должны помнить, что излияние благодати Божьей возбуждает гнев князя мира сего, сатаны, и он всеми силами стремится уничтожить нас, поэтому служение Господу Богу часто сопровождается печалью, болезнями, а зачастую и разочарованиями. Но наш Господь верен и никогда не покинет и не оставит нас. Тихий глас, подобный лёгкому дуновению ветра, который поддерживал Илию, будет и нас ободрять в испытаниях.
И, конечно, говоря о третьей книге Царств, нельзя не упомянуть о Божьем храме, построенном царём Соломоном в Иерусалиме, как и возвестил его отцу, Давиду, Господь Бог (см. 2Цар.7:12,13).
Божий храм, построенный царём Соломоном в Иерусалиме, имел несколько предназначений: во-первых, он должен был стать прообразом истинного Храма, Церкви, который позже воздвигнет Иисус Христос; во-вторых, обитавший в Святая Святых Храма, Дух Божий, должен был указывать израильтянам, что только там, где обитает Дух Святой, пребывает истинная Божья жизнь, и только тот народ истинно Божий, в ком пребывает Святой Дух.
Братья и сестры во Христе, помните, что мы, Церковь Христова, являемся храмом Господа Бога, являемся Его народом! В Священном Писании сказано: "Приступая к (Иисусу Христу), камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом" (1Пет.2:4,5).
Так же и о народе Израиля Господь Бог не забудет: "Так говорит Господь Бог: Я соберу вас (израильтян) из народов, и возвращу вас из земель, в которые вы рассеяны; и дам вам землю Израилеву. И придут туда, и извергнут из неё все гнусности её и все мерзости её. И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом". (Иез.11:17-20)
ДНЕВНИК ПО ТРЕТЬЕЙ КНИГЕ ЦАРСТВ
1 гл. Заговор Адонии. Помазание Соломона на царство
3Цар.1:9-11 И заколол Адония овец, и волов, и тельцов у камня Зохелет, что у источника Рогель, и пригласил всех братьев своих, сыновей царя, со всеми Иудеями, служившими у царя. Пророка же Нафана и Ванею, и тех сильных, и Соломона, брата своего, не пригласил. Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царём, а господин наш Давид не знает [о том]?
Зохелет (змей) - это символично, ибо способ и место воцарения Адонии, был таким же, как воцарение сатаны - через обман, воспользовавшись отсутствием истинного царя.
Символичным было и место воцарения Соломона (см. комментарии к 3Цар.1:32-34).
3Цар.1:32-35 И сказал царь Давид: позовите ко мне священника Садока и пророка Нафана и Ванею, сына Иодаева. И вошли они к царю. И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живёт царь Соломон! Потом проводите его назад, и он придёт и сядет на престоле моём; он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождём Израиля и Иуды.
Источник Гион (или, как считают многие богословы, источник Силоам, где при Иисусе Христе прозрел слепой) означает: "посланный" или: "посланная Богом вода".
Здесь прослеживается прообраз преемственности служения: подобно тому, как Отец Небесный послал на служение Своего Сына, Иисуса Христа, как Иисус Христос послал с благовестием исцелённого Им слепого, так же и царь Давид послал на служение своего сына, Соломона. Не на царствование, не на господство благословил царь Давид своего сына, Соломона, а на служение Богу и Израилю.
"И отвечал Ванея, сын Иодаев, царю и сказал: аминь, - да скажет так Господь Бог господина моего царя! Как был Господь Бог с господином моим царём, так да будет Он с Соломоном и да возвеличит престол его более престола господина моего царя Давида!" (3Цар.1:36,37)
3Цар.1:38 И пошли Садок священник и Нафан пророк и Ванея, сын Иодая, и Хелефеи и Фелефеи, и посадили Соломона на мула царя Давида, и повели его к Гиону.
"Хелефеи и Фелефеи" - первый раз в Священном Писании эти слова встречаются во 2Цар.15:18, но в комментариях к тем стихам я дал лишь краткое описание их значения. Здесь постараюсь более подробно исследовать значение этих слов и, главное, извлечь духовное назидание из сего места Священного Писания.
В синодальном переводе звучат непонятные для нас слова: хелефеи и фелефеи, в древнееврейском переводе Танах, тоже написано невразумительное выражение "ха-крети и ха-плети".
Но в комментарии к Танаху дано хотя и не однозначное, но довольно логичное объяснение слов хелефеи и фелефеи:
"Понятие "ха-крети и ха-плети" встречается в ТАНАХе лишь во время описания событий, происходивших во время правления царя Давида. Точное значение этих слов в настоящее время не известно, и комментаторы предлагают целый ряд вариантов их объяснения. Часть комментаторов говорят о том, что два этих отряда получили свои названия по происхождению служивших в них воинов. Так, часть западного Негева, входившая в государство плиштим, издавна называлась Негев ха-Крети (так как родиной населявших этот район плиштим были греческие острова, в частности, Крит), поэтому отряд, в котором служили выходцы из тех мест, был назван "ха-крети". А в отряде "ха-плети" могли служить воины из семьи Пелета, которые, будучи потомками Ирахмиэля, населяли Негев Ирахмиели. Некоторые комментаторы идут ещё дальше и говорят о том, что служившие в этих отрядах воины принадлежали к народу плиштим (филистимляне). Вместе с этим, то, что ими командовал еврей Бнаяху, указывает на то, что эти люди не были обычными наёмниками".[2]
Итак, личной и придворной охраной у царя Давида до самой его смерти были иностранцы, и это было продуманное решение, а не просто прихоть. Дело в том, что царь Давид даже находясь на престоле, чувствовал, что он чужой для придворных израильтян. Во-первых, род многих царедворцев - да почти всех - был более знатным, чем род Давида, следовательно, они считали, что имеют не меньше прав на царский престол, чем он. Во-вторых, евреи помнили что Давид много лет жил среди язычников, и, не вникая в причины того почему царь Саул преследовал его как врага, не доверяли ему. И третьей причиной того, что охраной царя Давида были хелефеи и фелефеи являются личные знакомства: живя в у гефян и филистимлян, он на деле убедился в верности людей, которых избрал для своей охраны. Да и потом, иностранные воины знали, что никому кроме царя Давида они не нужны.
Но главной причиной того, что царь Давид набрал охрану из хелефеев и фелефеев, было чувство, осознание, что он чужой для израильтян - для жаждущих мирской славы и богатства, а не Духа Божьего израильтян.
Так, исследуя вопрос о хелефеях и фелефеях в охране царя Давида, мы на реальном жизненном примере увидели действие ещё одного духовного закона: "Миру чужды Божьи человеки, более того, мир ненавидит всё, что Божье".
Как возвестил пред Отцом Небесным Иисус Христос: "Они (избранные Богом человеки) были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твоё. Я передал им слово Твоё; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира". (Иоан.17:6, 14)
3Цар.1:39 И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живёт царь Соломон!
Обратите внимание, здесь сказано, что священник Садок помазал Соломона не просто елеем, а елеем, взятым в скинии. Елеем, который по Божьему повелению приготовил Моисей: "И сказал Господь Моисею... сделай миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания (и её священные принадлежности), и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится; помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне. А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши". (Исх.30:22-31)
"Это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши" - так сказано в Священном Писании, поэтому Садок и пошёл в скинию, чтобы наполнить рог священным миро для помазания Соломона на царское служение (именно миро, потому что по закону в скинии не должно быть никакого другого елея для священного помазания).
Садок был не первым, кто священным миро помазал Израильского царя. За много лет до него пророк Самуил по Божьей воле помазал священным миро первого царя Израиля, Саула, а потом царя Давида.
Православный богослов А. П. Лопухин так прокомментировал помазание Соломона на царство: "Помазание Соломона является существенным, необходимым моментом в поставлении еврейского царя. Без этого акта царь еврейский не мог бы именоваться "помазанником" и вообще быть теократическим царём".[3]
Конечно, Соломон мог бы править страной и без миропомазания, и возможно даже был бы неплохим царём, ведь многие языческие цари вполне успешно правили своими царствами. И сейчас странами правят сугубо мирские люди, которые ответственны только перед своими избирателями.
Да, царствовать Соломон смог бы и без миропомазания, но он не был бы Божьим помазанником и не имел бы общения со Святым Духом, Которого Господь Бог изливает при священном помазании, поэтому все помыслы его, все цели его были бы ограничены этим миром.
А нам, христианам, зачем знать, - более того, духовно осознавать суть возлияния священного миро на Соломона при его воцарении?
Во-первых, потому что текст Священного Писания нужно правильно понимать - не просто знать, а именно правильно понимать, иначе легко впасть в ересь. Что же касается данного места Писания, то возлияние священного миро на крестившегося во имя Иисуса Христа, таинство миропомазания, в знак схождения Святого Духа на освящаемого Господом человека - это не только ветхозаветное прошлое Израиля, это один из важнейших моментов в жизни каждого из нас, христиан, но и очень важный момент в духовной жизни Церкви в целом.
Когда и по какой причине в Церкви возникло таинство миропомазания?
Изначально, Иисус Христос по Божьей воле выбрал из Своих учеников двенадцать и назвал их Апостолами, потом, дав им силу и власть над бесами и врачевать от болезней, послал проповедывать Царствие Божие и исцелять больных (см. Лук.6:13).
После крестной смерти и воскресения Иисуса Христа, на Апостолов сошёл Святой Дух. Крещённые Святым Духом Апостолы помимо других даров получили дар возвещать через возложение рук о рождении Свыше, от Духа Божьего крещённых во имя Иисуса Христа (см. Деян.8:14-17). От Апостолов дар возвещать о сошествии Святого Духа на крестившихся верующих, получили епископы. Конечно, ни Апостолы, ни епископы сами по себе не имели власти низводить Святого Духа - возложением рук они только фиксировали, свидетельствовали, что на верующего человека Господь Бог ниспослал Святого Духа.
Так как в то время большинство членов Церкви составляли уверовавшие в Иисуса Христа евреи, в соответствии с ветхозаветным прообразом они стали называть миропомазанием сошествия Святого Духа после возложения рук Апостолов на крестившихся.
Само-собой, в первом веке ни о каком реальном помазании крещённых священным миро не могло быть и речи. Во-первых, в этом не было нужды: ещё были живы Апостолы и епископы, мужи Апостольские. Во-вторых, помазание христиан священным миро находившиеся в то время среди членов церкви иудействующие еретики использовали бы как аргумент в пользу своей ереси, что помимо крещения необходимо ещё обрезание и соблюдение субботы. Да и незачем было давать лишний повод для гонений Церкви правившим в стране иудеям.
Во втором - начале третьего века ситуация в Церкви изменилась - после Иудейских войн Иерусалим и Храм были разрушены, а иудеи рассеяны по всей Римской империи. Церкви к тому времени состояли уже исключительно из уверовавших в Иисуса Христа язычников. После смерти Апостолов их преемниками считались епископы, но из-за того, что число поместных церквей значительно возросло, и география их распространения расширилась, епископам было сложно присутствовать при крещении каждого верующего.
Нужно было найти какой-то выход.
Конечно, можно было-бы наделить всех пастырей и старейшин поместных церквей властью, через наложение рук свидетельствовать о сошествии Святого Духа на крещённых. Но это привело бы к тому, что каждый пастырь, из-за того, что он ни перед кем не отвечал за свои действия, гипотетически имел бы возможность создать свою деноминацию или ответвление деноминации, и многие верующие погрязли бы в ереси. Утрачено было бы единство Церкви.
Более оптимальный вариант был найден в ветхозаветном прообразе помазания крещённого человека священным миро (вспомните, все ветхозаветные религиозные законы и обычаи были прообразами духовных Божьих законов). При этом приготовлять и освящать миро имел право только епископ - глава автокефальной (самостоятельной) церкви. Раз в год он готовил и совершал молитву освящения миро для последующей раздачи его пастырям поместных церквей. Сейчас в Православных Церквях приготовлять и освящать миро имеют право только Патриархи и Митрополиты автокефальных церквей.
В 343 году на Лаодикийском соборе таинство миропомазания было утверждено к обязательному исполнению во всех церквях (48 правило). Вот как гласит это правило: "Подобает просвещаемым быть помазуемым Помазанием Небесным, и быть причастниками Царствия Божия".
"Собор закрепил практику совершения миропомазания сразу после крещения, что, вероятно, не всегда совершалось во времена Лаодикийского собора. Второй раз в жизни миропомазание совершалось над человеком, если он поставлялся через церковь на царство, так называемое "инаугурационное миропомазание" монархов. В таком случае, что помазание на царство являлось второй, высшей степенью Таинства Миропомазания".[4]
Таким образом, через таинство миропомазания - через точное, без искажений, соблюдение таинства миропомазания - удалось сохранить единство Церкви, и при этом сохранить Её соборность. Там же где возникли искажения в приготовлении и использовании священного миро, там было нарушено либо единство, либо соборность Церви, что мы видим на примере монополизации власти в руках одного человека в Католической церкви, и на примере бесчисленного дробления на деноминации у Протестантов.
Воистину, не напрасно ещё Моисею Господь Бог сказал: "Кто составит подобное ему (миро) или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего" (Исх.30:33).
Итак, через миропомазание, уже не пастырь поместной церкви, а Патриарх Автокефальной Церкви, приготовивший и передавший миро помазания пастырю поместной церкви, свидетельствует перед Церковью Христовой, перед другими верующими, что данный человек крестился во имя Отца, Сына и Святого Духа. И ещё, через таинство миропомазания Патриарх автокефальной Церкви, через пастыря поместной церкви, по воле Божьей возвещает крестившемуся о духовном рождении от Святого Духа, сошедшего на него по вере в Спасителя Иисуса Христа.
И снова хочу повторить: ни Апостолы, ни Патриархи, ни епископы сами по себе не имели и не имеют власти низводить Святого Духа - возложением рук или через миропомазание они лишь фиксируют, возвещают Божью волю, что на крестившегося человека Господь Бог ниспослал Святого Духа по вере его.
Считаю, что не лишним будет сделать следующее замечание:
Если крестившийся истинно верует в Спасителя Иисуса Христа, то, конечно, и без миропомазания он будет спасён Святым Духом по его вере. Но о его крещении будет засвидетельствовано лишь перед поместной церковью. И о рождении свыше, от Святого Духа, будет возвещено крестившемуся только по слову пастыря поместной церкви. Хорошо, если пастырь является искренне верующим человеком и всем сердцем служит Иисусу Христу, а если не так... тогда и спросить с него за его слова здесь будет некому.
3Цар.1:50-52 Адония же, боясь Соломона, встал и пошёл и ухватился за роги жертвенника. И донесли Соломону... И сказал Соломон: если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадёт на землю; если же найдётся в нём лукавство, то умрёт.
Почему Адония испугался Соломона, ведь провозгласив себя царём, он согрешил не против него, а против их отца, царя Давида?
Адония испугался, что Соломон будет мстить ему за отца. Но Соломон став царём явил образец мудрости: раз его отец, будучи царём, не стал мстить сыну, Адонии, за бунт, то и он не будет этого делать. Но при этом предупредил коварного бунтовщика, что если тот поступит так с ним, то пощады не будет.
"И послал царь Соломон, и привели его от жертвенника. И он пришёл и поклонился царю Соломону; и сказал ему Соломон: иди в дом свой". (3Цар.1:53)
2 гл. Смерть царя Давида. Суд над Адонией
3Цар.2:1-3 Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну своему Соломону, говоря: вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь твёрд и будь мужествен и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом, чтобы быть тебе благоразумным во всём.
Завещание хранить завет Господа Бога и закон Моисеев - это не просто доброе пожелание отца сыну, это единственные указатели жизненного пути, следуя которым не обезумеешь в похотях, а останешься благоразумным в поступках и обретёшь истинную мудрость. Иначе - духовная смерть, а потом и физическая.
Что более ценное может передать отец сыну, чем указание на путь жизни?!
3Цар.2:5-9 Ещё: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин... поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю. А сынам Верзеллия Галаадитянина окажи милость... Вот ещё у тебя Семей, сын Геры Вениамитянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием, когда я шёл в Маханаим; но он вышел навстречу мне у Иордана, и я поклялся ему Господом, говоря: "я не умерщвлю тебя мечом". Ты же не оставь его безнаказанным; ибо ты человек мудрый и знаешь, что тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю.
Начать правление над Израилем царь Давид заповедал Соломону с суда над нечестивыми, и оказания милости к тем, чьи дела послужили во благо Израилю и царю Давиду. Так же и Иисус Христос начнёт Своё царствование с суда над нечестивыми и награды тех к тех, кто был добр к Церкви Христовой.
Почему мудрый правитель в первую очередь должен совершить суд и вознаграждение?
Суд над нечестивыми покажет народу, что при новом правителе право и законность реально действуют в стрене, значит, и дальше будут действовать. А наградив тех, чьи дела послужили во благо народа, новый правитель покажет всем, что он справедлив и внимателен к людям. В результате сердца людей будут обращены к нему, что будет способствовать в создании команды соработников.
"И почил Давид с отцами своими и погребён был в городе Давидовом. И сел Соломон на престоле Давида, отца своего, и царствование его было очень твёрдо". (3Цар.2:10-12)
3Цар.2:13-24 И пришёл Адония, сын Аггифы, к Вирсавии, матери Соломона. Она сказала: с миром ли приход твой? И сказал он: с миром. И сказал он: у меня есть слово к тебе. Она сказала: говори. И сказал он: ты знаешь, что царство принадлежало мне, и весь Израиль обращал на меня взоры свои, как на будущего царя... теперь я прошу тебя об одном, не откажи мне. Она сказала ему: говори. И сказал он: прошу тебя, поговори царю Соломону, ибо он не откажет тебе, чтоб он дал мне Ависагу Сунамитянку в жену.
Адония раньше уже согрешил против своего отца, Давида, и брата своего, Соломона, но был прощен. Избежав казни, он даже не думал покаяться, а искал возможность уже не напрямую, а коварством уничтожить Соломона и захватить власть в Израиле.
Сатана был его путеводителем в этом коварном замысле: сравните просьбу Адонии с тем, что сатана предалгал Иисусу Христу, когда искушал его в пустыне (см. Мф.4:3-9).
Если бы царь Соломон согласился с просьбой Адонии, то тогда согласно Моисееву закону Соломон был бы истреблён из народа своего (см. Лев.18:8, 29), и тогда Адония стал бы царём.
Что Господь велит сделать в таком случае?
Иисус Христос изгнал от Себя сатану - искусителя: "Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". (Матф.4:10)
Так же поступил и Соломон.
3Цар.2:22 И отвечал царь Соломон, и сказал матери своей: а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? Проси ему также и царство; ибо он мой старший брат и ему священник Авиафар и Иоав, сын Саруин, друзья.
Как я уже сказал выше, Адония попросил Соломона совершить грех (см. Лев.18:8), за который Бог велит истребить грешника из народа Его (см. Лев.18:29). Поняв замысел Адонии, Соломон возмутился и не только не исполнил своего обещания матери, что исполнит её просьбу (см. 3Цар.2:20), но велел убить коварного подстрекателя.
Соломон не усомнился в решении казнить Адонию, потому что Адония поступил как Валаам, научивший Валака каким образом ввести сынов Израиля в грех, чтобы Господь Бог поразил грешников (см. Отк.2:14).
Спустя тысячелетие царь Израиля, Ирод, избрал другой путь - из гордыни он поддался искушению и совершил великий грех, убил Божьего пророка, Иоанна Крестителя. Убил, хотя и понимал что делает. Убил, хотя и знал, как поступил в подобной ситуации царь Соломон. Убил пророк и тем навлёк Божье проклятие на себя и на народ Израиля.
Господи, дай же нам смирения сердца и мудрости поступать как Соломон, а не как Ирод!
3Цар.2:29-32 И донесли царю Соломону, что Иоав убежал в скинию Господню и что он у жертвенника. И послал Соломон Ванею, сына Иодаева, говоря: пойди, умертви его... Да обратит Господь кровь его на голову его за то, что он убил двух мужей невинных и лучших его: поразил мечом, без ведома отца моего Давида, Авенира, сына Нирова, военачальника Израильского, и Амессая, сына Иеферова, военачальника Иудейского.
Каждый непременно понесёт заслуженное наказание за свои преступления, даже если и задержится приведение в исполнение суда.
3Цар.2:41-43 И донесли Соломону, что Семей ходил из Иерусалима в Геф и возвратился. И послав призвал царь Семея и сказал ему: не клялся ли я тебе Господом и не объявлял ли тебе, говоря: "знай, что в тот день, в который ты выйдешь и пойдёшь куда-нибудь, непременно умрёшь"? и ты сказал мне: "хорошо"; зачем же ты не соблюл приказания, которое я дал тебе пред Господом с клятвою?
Когда Авесса хотел убить преследовавшего Давида, царя Саула, Давид запретил ему, сказав: "Не убивай его; ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным?" (1Цар.26:9)
Позже, когда помазанник Божий, царь Давид, шёл в Маханаим, Семей злословил его тяжким злословием и бросал в него камни (см. 2Цар.16:5,6). Тогда царь Давид пообещал, что не убъёт хулителя, но грех, есть грех - он должен быть наказан.
Соломон, когда стал царёл, дал возможность Семею жить в городе-убежище, но он покинул город-убежище. Помазанника Божьего, царя Давида, хулил, повелением другого помазанника Божьего, царя Соломона, пренебрёг - такой человек достоин смерти как осквернитель святыни Божьей.
"И повелел царь Ванее, сыну Иодаеву, и он пошёл и поразил Семея, и тот умер". (3Цар.2:46)
3 гл. Соломон женился на дочери фаранона Египетского
3Цар.3:1 Соломон породнился с фараоном, царём Египетским, и взял за себя дочь фараона.
Ради явных политических преимуществ, которые можно было обрести от союза с могущественным соседом, Египтом, царь Соломон решил нарушить, как он думал, незначительную Божью заповедь (не жениться на Египтянках, и не выдавать дочерей в Египет (Исх.34:15,16)).
Знал бы Соломон, к каким последствиям приведёт его поступок, наверняка не стал бы грешить, но... Он согрешил, и его грех породил великую беду - в Израиле возродилось идолопоклонство, которое вскоре привело страну к разделению на два царства.
3Цар.3:3,4 И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах. И пошёл царь в Гаваон, чтобы принести там жертву, ибо там был главный жертвенник. Тысячу всесожжений вознёс Соломон на том жертвеннике.
А. П. Лопухин так объясняет, почему Соломон пошёл в Гаваон и почему там принёс так много жертв: "Здесь евреи по вступлении в Ханаан поставили скинию Моисееву и жертвенник (1Пар.16:39,21:29; 2Пар.1:3). Обилие жертвоприношений при торжественных случаях обычно было у народов Востока (Herodot. I, 50; VII, 43). - "Тысячу всесожжений" - вероятно, жертв вообще, включая сюда и жертвенные пиршества при мирных жертвах; по (2Пар.1:3), с Соломоном в Гаваон отправилось множество людей, и праздник продолжался несколько дней".[5]
3Цар.3:5-9 В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе. И сказал Соломон... Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?
Прежде, чем комментировать эти стихи, хочу обратить ваше внимание на то, что согласно Священному Писанию Господь Бог во сне являлся только к своим пророкам. Значит царь Соломон, будучи помазанником Божьим, уже был наделён пророческим (провидческим) даром Святого Духа.
Вспомните Саула после того, как пророк Самуил по Божьей воле помазал его святым миро: "Все знавшие его вчера и третьего дня, увидев, что он с пророками пророчествует, говорили в народе друг другу: что это сталось с сыном Кисовым? неужели и Саул во пророках?" (1Цар.10:11)
Теперь комментарий к 3Цар.3:5-9.
Господь Бог сказал Соломону, что тот может попросить у Него всё, что пожелает, и Бог исполнит его просьбу. Сказав так, Господь не только явил Соломону великое доверие, но и подверг его очень сложному духовному испытанию: ведь когда человек узнаёт, что может получить всё желаемое для счастья, в первую очередь ему приходят в голову материальные мечты, и надо иметь большую жизненную мудрость, чтобы понимать, что материальное, как только получишь его, тут же становится несущественным. Всё время хочется чего-то другого, большего.
И Соломон с честью выдержал Божий экзамен на духовную зрелость - он попросил дар Святого Духа для надлежащего исполнения царского служения: дар слова знания, чтобы суд его был праведным, ибо одной из основных функций царя является суд над людьми. Выдержал Божий экзамен на мудрость, несмотря на то, что годами был ещё молод (ему было лет двадцать) и у него не было времени накопить жизненный опыт.
"И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого". (3Цар.3:10)
3Цар.3:16-20 Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живём в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мёртвого сына положила к моей груди.
История о том, как царь Соломон рассудил двух блудниц настолько известна даже среди людей никогда не читавших Священное Писание, что кажется прозаической, не требующей ни мудрости, ни дара сердцеведения. Но представьте себя на месте царя Соломона, как бы вы поступили в данном случае? Учтите, ДНК-тестов на установление родства тогда не ещё было.
А ведь при кажущейся внешней простоте, это был очень важный суд, и ошибись здесь царь Соломон или поступи нерешительно - это стало бы прецедентом для путаницы в народе, кто из какого рода и колена Израильского, потому что любой человек мог бы объявить себя наследником в каком угодно колене. И тогда всё, не стало бы в Израиле установленного Господом Богом порядка о наследовании земли, и перестал бы соблюдаться закон о юбилейном пятидесятом годе.
3Цар.3:24,25 И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю. И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
Приведу комментарий богослова А. П. Лопухина: "По форме краткое и чуждое всякого судопроизводства решение царя казалось слишком простым: "при этом решении весь народ втайне посмеялся над царём, якобы поступившим и этом случае совершенно по-детски" (И. Флав. цит. м.). Однако, очевидная бесспорность решения царя убедила народ в чрезвычайной мудрости его и возбудила почтительный страх к нему подданных его".[6]
"И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность её от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребёнка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать". (3Цар.3:26,27)
4 гл. При царе Соломоне Израиль стал одним из наиболее развитых государств своего времени
3Цар.4:21 Соломон владел всеми царствами от реки [Евфрата] до земли Филистимской и до пределов Египта. Они приносили дары и служили Соломону во все дни жизни его.
Приведу комментарий раввина из Российской империи, Малбина: "Это предложение призвано объяснить, откуда Шломо (Соломон) брал огромные ресурсы, необходимые для функционирования его дворца, без того, чтобы еврейский народ страдал от непомерных поборов".[7]
3Цар.4:25,26 И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона. И было у Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы.
Считаю, что в комментарии к Танах дано логичное объяснение того, почему в мирном Израиле царь Соломон содержал такое большое количество колесниц и конницы: "Даат Микра пишет, что причиной этого решения Шломо является огромная по тем временам территория его государства. Конница и боевые колесницы были силой, обладавшей гораздо большей мобильностью, чем использовавшаяся ранее пехота, и конные соединения могли очень быстро прибыть в любое место, где назревали, или уже произошли, неприятности. Именно поэтому Шломо не стал держать всю конницу и боевые колесницы в одном месте, а распределил конные части по городам колесниц, разбросанных по всей территории его государства".[8]
Кроме подавления возникавших восстаний на окраинах огромного царства Соломона, колесницы и отряды конницы использовались ещё и для исполнения многих административно-хозяйственных работ, например, для быстрой передачи указаний и получения отчётов об их выполнении, или для перевозки особо важных лиц или дорогих грузов и так далее.
Так что можно сделать вывод, что при царе Соломоне административная и хозяйственная жизнь в Израиле вышла на совершенно новый уровень, говоря современным языком, Израиль стал одним из наиболее развитых государств своего времени.
"И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян". (3Цар.4:29,30)
5-7 гл. Строительство Божьего храма в Иерусалиме
3Цар.5:3-5 Ты (царь Тирский, Хирам) знаешь, что Давид, отец мой, не мог построить дом имени Господа Бога своего по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их под стопы ног его; ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон; и вот, я намерен построить дом имени Господа Бога моего, как сказал Господь отцу моему Давиду, говоря: "сын твой, которого Я посажу вместо тебя на престоле твоем, он построит дом имени Моему".
"Отец мой, не мог построить дом имени Господа Бога своего по причине войн с окрестными народами" - если это предложение читать вне контекста, то можно подумать, что царь Давид не построил храм Божий в Иерусалиме, потому что из-за войн не имел ни времени, ни средств на его строительство.
На самом же деле причина была иной - духовной: "И сказал Давид Соломону: сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: "ты пролил много крови и вёл большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим"" (1Пар.22:7,8).
Не имеет права созидать дом Божий, человек, обагривший свои руки чужой кровью, ибо кровь, как и жизнь, священна. Конечно, и о Соломоне нальзя сказать, что он полностью соответствовал критериям человека, достойного возвести истинный дом Божий. Он построит храм в Иерусалиме, и он будет лишь прообразом истинного храма Божьего, который возвдигнет Иисус Христос.
Именно об Иисусе Христе сказал Господь Бог в пророческом слове о сыне Давидовом (о семени Давидовом), который построит истинный храм Божий: "И он будет Мне сыном, а Я ему отцом, и утвержу престол царства его над Израилем навек" (1Пар.22:10).
3Цар.6:1 В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвёртый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу.
Библия не изобилует точным указанием дат описываемых в ней исторических событий, что вполне понятно, ведь Священное Писание - это не учебник истории, а духовное слово Божье для нашего назидания. Поэтому раз Дух Божий побудил автора книги Царств указать в этом стихе точную дату начала строительства храма, значит для нас это важно.
"В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской" - это период, сопоставимый с промежутком времени от Иоанна Грозного до наших дней. Прошло столько лет, прежде чем израильтяне приступили к строительству постонного храма для Своего Господа Бога - неужели за эти столетия никому в Израиле не приходила в голову мысль воздвигнуть постоянный храм Божий, пусть хотя-бы по образу и подобию языческих храмов?
Возможно, у кого-то и возникало такое желание, но Господь не видел смысла в том, чтобы был построен постоянный дом Божий там, где люди как начали при Моисее, так и продолжают поклоняться Ему формальным исполнением религиозных обрядов, не прикладывая к сему своих сердец. Пока не изменилась духовная составляющая поклонения Богу, не было смысла менять внешний религиозный антураж.
Но когда царь Давид приложил к исполнению религиозных обрядов духовную составляющую, и израильтяне стали поклоняться Господу Богу не только приношением жертв, а ещё восхваляя и сердечно поклоненяясь Ему, тогда назрела пора воздвиднуть в Израиле постоянный дом Божий.
"И построил (царь Давид) себе домы в городе Давидовом, и приготовил место для ковчега Божия, и устроил для него скинию. Тогда сказал Давид: никто не должен носить ковчега Божия, кроме левитов, потому что их избрал Господь на то, чтобы носить ковчег Божий и служить Ему во веки. И собрал Давид всех Израильтян в Иерусалим, чтобы внести ковчег Господень на место его, которое он для него приготовил. И созвал Давид сыновей Аароновых и левитов... И понесли сыновья левитов ковчег Божий, как заповедал Моисей по слову Господа, на плечах, на шестах. И приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радования". (1Пар.15:1-16)
Поэтому пророки, а потом и Апостолы назовут такое поклонение Богу скинией Давидовой: "В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою её, как в дни древние" (Ам.9:11).
Какой для нас здесь урок?
Не важно, как внешне выглядит наше поклонение Господу Богу, не важно, какие слова покаяния и восхваления мы возносим пред Ним, важно насколько устремлены наши сердца к Нему. И если кто скажет что-то не так, не бойтесь: Святой Дух поймёт ваше сердце правильно.
3Цар.6:7 Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его.
"Ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его" - многие богословы объясняют это Божьим запретом использовать инструменты при строительстве храма.
Это не правильное объяснение, потому что Божий запрет касался только сооружения жертвенника из камней: "Если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тёсаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твоё, то осквернишь их" (Исх.20:25).
Причина была вот в чём: так как материалы для строительства храма доставлялись издалека, чтобы уменьшить объём перевозок, удобнее было камни обрабатывать на месте добычи, а доски делать на месте заготовки леса, и потом уже везти в Иерусалим. К тому же в этом случае не нужно было вывозить кучи мусора после строительства храма.
3Цар.6:11-13 И было слово Господа к Соломону, и сказано ему: вот, ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Моё, которое Я сказал Давиду, отцу твоему, и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего Израиля.
"Вот, ты строишь храм..." - Господь Бог возвестил Соломоу, что Он видит, как тот усердствует в строительстве каменного дома для Него (храма), Видит, что храм строится на незыблемом каменном основании, очень прочным и красивым. Но этого мало для того, чтобы Бог пребывал среди народа Израиля во веки веков.
Чтобы Господь Бог вечно пребывал с народом Израиля, для этого сам Соломон и все последующие цари, и все израильтяне должны соблюдать Божьи заповеди. А если не будет послушания, то ни величественный каменный храм не устоит, ни множество жертв не будут иметь ни какого значения (см. 1Цар.15:22).
Таким образом, получается, что прочный постоянный храм - это не основа завета Израиля с Господом Богом, а символ послушания еврейского народа Божьим заповедям и символ служения Израиля Богу. И стоять храм будет до тех пор, пока народ будет верен Богу.
"В четвёртый год, в месяц Зиф, положил он основание храму Господа, а на одиннадцатом году, в месяце Буле, - это месяц восьмой, - он окончил храм со всеми принадлежностями его и по всем предначертаниям его; строил его семь лет". (3Цар.6:37,38)
3Цар.6:19-21 Давир же внутри храма он приготовил для того, чтобы поставить там ковчег завета Господня. И давир был длиною в двадцать локтей, шириною в двадцать локтей и вышиною в двадцать локтей; он обложил его чистым золотом; обложил также и кедровый жертвенник. И обложил Соломон храм внутри чистым золотом, и протянул золотые цепи пред давиром, и обложил его золотом.
О том, что скиния была построена по образу, показанному Моисею Господом Богом, сказано в Священном Писании: "И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; всё, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов её; так и сделайте" (Исх.25:8,9).
Многие богословы предполагают, и считаю, что небезосновательно предполагают, что храм Соломонов тоже был построен по образу, показанному Господом Богом. Иначе в Священном Писании не было бы такого скрупулёзного описания его устройства.
Итак, и скиния, и храм были предназначены не только для того, чтобы приносить в них жертвы пред Господом Богом, а ещё и для того, чтобы в образах показать каким будет Царство Небесное. Не удивить пришедших на поклонение Богу людей красотой или величием строения, а точно отразить сущность и предназначение Царства Небесного и того, какими будут там взаимоотношения между людьми и Богом.
Для подробного исследования аналогий между каждым из строений Соломонова храма и Царством Небесным пришлось бы написать целую монографию. Цель моей же работы гораздо скромнее: в популярной форме донести до читателей азы 3-й книги Царств. Но одну аналогию, так сказать, для примера, покажу вам, уважаемые читатели:
"Давир (Святое святых) был длиною в двадцать локтей, шириною в двадцать локтей и вышиною в двадцать локтей; он обложил его чистым золотом" - в давире стоял ковчег завета, над которым по завету обитал Дух Божий, и куда только один раз в год с жертвенной кровью мог войти превосвященник.
Теперь посмотрите описание небесного Иерусалима:
"И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их... Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны... А город был чистое золото, подобен чистому стеклу" (Откр.21:2,3, 16-18)
Так что давир (Святое святых) в Соломоновом храме действительно был прообразом небесного Иерусалима.
3Цар.6:23-28 И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей... И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного [одной] стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом.
Приведу комментарий православного богослова А. П. Лопухина: "Две колоссальных, по 10 локтей вышины каждая, фигуры херувимов в Святом Святых храма были сделаны из масличного дерева (как более прочного). Если в Святом Святых скинии Моисеевой была поставлена одна пара херувимов на Ковчеге Завета, так что крылья этих херувимов осеняли верхнюю часть ковчега... то в храме Соломоновом ковчег завета с херувимами на нём был осеняем ещё парой новых, колоссальных (10 локтей высоты) фигур херувимов, распростиравших свои крылья так, что края внешних крыльев касались стен, а внутренние крылья склонялись над ковчегом (ср. 2Пар.3:10-13). По значению херувимы Святого Святых (скинии и храма) стояли в непосредственном отношении к благодатному присутствию здесь Иеговы, чем и объясняется ветхозаветный поэтический эпитет Иеговы "сидящий на херувимах", евр.: йошев (гак) херувим (1Цар.4:4; 2Цар.6:2; Пс.79:2; 98:1)".[9]
"Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясётся земля!" (Пс.98:1)
Уважаемые читатели, обратите внимание на то, что в Святом Святых находился не образ бога, как это делалось у язычников, а образы Ангелов Божьих, Херувимов. Господь Бог же, будучи Духом, пребывал над Херувимами, и только один раз в год первосвященник имел право войти с жертвенной кровью в Святое Святых, в присутствие Божье.
7:1-12 Дом царя Соломона
3Цар.7:1-12 А свой дом Соломон строил тринадцать лет и окончил весь дом свой...
Храм Божий Соломон начал строить во втором месяце четвёртого года своего царствования (см. 3Цар.6:1) и закончил в восьмом месяце одиннадцатого года (см. 3Цар.6:38). Отсюда следует, что храм он строил семь с половиной лет, а царский дворец, здесь сказано, строил тринадцать лет - почти в два раза дольше.
В том, что царский дворец Соломон строил намного дольше, чем Божий храм, удейские комментаторы Торы усматривают его усердие в строительстве храма и некое небрежение в строительстве своего дворца.[10]
Считаю, что иудейские комментаторы пытаются показать царя Соломона в лучшем виде, чем он был на самом деле. Если судить по тому, какие материалы использовались при строительстве храма и какие при строительстве царского дворца, то не видно, чтобы дворцу было уделено меньше внимания, чем храму (см. 3Цар.7:2-9).
Причиной того, что царский дворец Соломон строил намного дольше, чем Божий храм, были размеры дворца.
В Священном Писании сказано: "И построил он дом из дерева Ливанского, длиною во сто локтей, шириною в пятьдесят локтей, а вышиною в тридцать локтей, на четырех рядах кедровых столбов; и кедровые бревна положены были на столбах" (3Цар.7:2). Сравните с размерами Божьего храма: "Храм, который построил царь Соломон Господу, длиною был в шестьдесят локтей, шириною в двадцать и вышиною в тридцать локтей" (3Цар.6:2).
О богатстве отделки дворца Соломона и небывалому по тем временам наличию технических устройств можно судить по описанию царского престола - см. комментарии к 3Цар.10:18-20.
3Цар.7:13,14 И послал царь Соломон и взял из Тира Хирама, сына одной вдовы, из колена Неффалимова. Отец его Тирянин был медник; он владел способностью, искусством и уменьем выделывать всякие вещи из меди. И пришёл он к царю Соломону и производил у него всякие работы.
Процитирую параллельное место из книги Паралипоменон: "Итак я посылаю тебе человека умного, имеющего знания, Хирам-Авия, сына одной женщины из дочерей Дановых, - а отец его Тирянин" (2Пар.2:13,14).
В 3Цар.7:14 сказано, что мастер Хирам был сыном вдовы из колена Неффалимова, а в 2Пар.2:14 говорится о том, что его мать была из колена Данова. Здесь нет разногласия в разных местах Священного Писания - в одном месте о матери Хирама сказано, что она была вдовой мужа из колена Неффалимова, а в другом, что сама она была родом из колена Данова.
Так как принадлежность к израильскому роду передаётся у евреев по материнской линии, а принадлежность к определённому колену передаётся по отцовской линии, то отсюда следует, что мастер Хирам по крови был израильтянином из колена Неффалимова. А жил он в городе Тире. Вероятно, в этом городе у него была мастерская, доставшаяся по наследству от отца.
Почему так важен вопрос: язычником или верным израильтянином был мастер Хирам, который изготовил принадлежности для Божьего храма в Иерусалиме?
Если бы храмовые принадлежности изготавливал язычник, то не было бы никакой гарантии, что они не были бы осквернены идолопоклонством. Дело в том, что, по языческому обычаю, прежде чем приступить к работе, идолопоклонники просили благословения у своих богов и приносили им жертвы, и тем самым уже изначально посвящали им результаты своего труда. В результате, уже изначально в Божий храм был бы открыт доступ нечистым духам (раз там находятся посвящённые им вещи).
Поэтому и скинию Моисееву и все её принадлежности тоже изготовили не язычники, а израильтяне, хотя при исходе из рабства в народе, наверное, не было ни одного мастера литейщика и ювелира, разве только кто-нибудь мог быть подмастерьем у мастера-египтянина.
"И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством... и вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова". (Исх.31:1-6)
Какое отношение к Церкви имеет Божье указание, чтобы принадлежности храма изготовил израильтянин?
В Священном Писании сказано: "Как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом" (1Пет.2:5). То есть Дух Божий уподобляет нас, христиан, живым камням из которых создается дом духовный - Храм Небесный.
Итак, Господь Бог изначально, от сотворения мира, уготовал для нас, Церкви Христовой, великую честь стать духовным храмом, в котором будет вечно пребывать Святой Дух.
А чтобы дом Божий был истинно святыней Божьей, ничем не осквернённой, Господь призывает нас: "Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят" (Лев.20:7).
Святость - не в безгрешности, ибо только Иисус Христос прожил без греха.
Святость - в стойком и последовательном отвращении к греху, ко всякому идолопоклонству, в желании сердца всё более и более уподобляться Господу Богу в Его духовной непорочности.
Будьте духовно святы, ибо Бог свят!
Далее - смотрите комментарий к 3Цар.7:51.
3Цар.7:51 Так совершена вся работа, которую производил царь Соломон для храма Господа. И принёс Соломон посвящённое Давидом, отцом его; серебро и золото и вещи отдал в сокровищницы храма Господня.
Почему Соломон не использовал при строительстве храма золото и серебро, посвящённое Господу Богу Давидом, отцом его?
В русском переводе к Танах дан такой ответ на этот вопрос: "Простой ответ заключается в том, что здесь говорится об излишках собранных Давидом богатств, которые остались невостребованными после завершения строительства Храма... Ральбаг напоминает о том, что Бог запретил Давиду строить Храм из-за того, что Давид много воевал и в ходе этих войн пролил много крови (см. 1Пар.22:8). По этой же причине Бог не хотел, чтобы для строительства Храма были использованы собранные в этих войнах трофеи, так как все они были обагрены кровью. Храм олицетворял собой мир, поэтому он должен был быть построен мирным царём, каким являлся Шломо, с использованием мирным способом полученных ресурсов".[11]
Конечно, причин того, почему царь Соломон не использовал собранное царём Давидом золото и серебро при строительстве Храма Господня, было много больше, чем две указанные здесь, но эти две, считаю самыми главными.