(ссылка не работает, даже, если исправить на samlib,
ибо статья была удалена - Яна искала новое...,
4.10.2017г. - С.И.)
РИТМИЧНАЯ (РИТМИЧЕСКАЯ) ПРОЗА
К сожалению, эта форма литературных произведений встречается очень редко. Известно слишком мало имен писателей, чьи произведения можно привести в пример. Среди них - Гоголь, Лесков, Андрей Белый, Ницше, Флобер.
Ритм сам по себе присутствует как в речи в целом, так и в прозе в частности. Самая высокая форма ритма - это стихотворная речь, поэзия, которой присущи строгая симметричность и размеренность.
Ритмичная же проза является как бы связующим звеном между обычной прозой и поэзией, или, если хотите, переходной формой. В ней нет четкой симметричности стиха, но, читая ее образцы, мы сразу замечаем повышенную ритмичность.
Например:
"Подумай же теперь, кто мой злодей с ножом в руках? И почему б я злиться стал на голос осени, скажи!" (Оуян Сю в переводе В. М. Алексеева)
Ритмика подобных произведений особо сильно ощутима при выразительном чтении вслух. Но создаются они не только для таких "исключительных" чтений, авторы подобных непрозаических произведений рассчитывают именно на размеренное, с выражением, чтение, как вслух, так и про себя, чтение, подобное чтению поэзии.
Были в литературе попытки довести ритмичную прозу до более высокого уровня. Единственным писателем-художником, сумевшим сделать нечто из ряда вон выходящее - был Андрей Белый, написавший помимо небольших по объему симфоний и повестей - и у которого даже мемуары и письма написаны не иначе как ритмичной прозой - два больших романа: "Петербург" и "Москва", общим объемом более тысячи страниц. В этих романах он "загнал" ритм в стихотворный размер - анапест, и удерживал его от первой строки и до последней.
Ни до него, ни после не нашлось писателя, сумевшего совершить подобный подвиг.
Наш конкурс создан для того, чтобы найти на просторах Самиздата крупицы текстов, написанных ритмичной прозой.
Наш конкурс создан для того, чтобы люди, близкие по духу, работающие, творящие в одном литературном русле - нашли друг друга.