Почуев Сергей Иванович : другие произведения.

Новая стратегия национальной безопасности Сша: основные идеи, приоритеты, цели и средства

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  НОВАЯ СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США:
  основные идеи, приоритеты, цели и средства
  
  Почуев С.И.
  
  16 марта в Вашингтоне опубликована обновленная, по сравнению с вариантом 2002г., версия "Стратегии национальной безопасности США". Документ получил широкий международный резонанс. Имеется соответствующий комментарий Департамента информации и печати МИД России относительно содержащегося в "Стратегии" раздела, касающегося России. В комментарии, в частности, указывается, что в документе не нашли отражения "такие основополагающие принципы внешней политики, как прагматизм, многовекторность, последовательное, но без скатывания к конфронтации, продвижение национальных интересов, поиск решения острых проблем современности в рамках многосторонней дипломатии и коллективных усилий".
  До настоящего времени в средствах массовой информации отсутствует полная официальная русскоязычная версия "Стратегии". Учитывая концептуальный характер документа, во многом определяющего вектор американской внешней политики в ближайшие годы, и его значительный объем, целью настоящего обзора является авторское (с сокращениями, акцентами и замечаниями, отражающими личную позицию автора) ознакомление широкого круга отечественных читателей с полным текстом первоисточника при максимальном сохранении "духа и буквы" исходного документа.
  "Америка находится в состоянии войны".
   Этой фразой, во многом изначально проясняющей допустимые средства реализации новой "Стратегии национальной безопасности США", Президент Буш начинает свое обращение к американскому народу, предваряющее текст документа.
  Новая стратегия, согласно словам Президента, является стратегией военного времени, которая призвана обеспечить безопасность американцев в условиях видоизменившихся вызовов и угроз нового тысячелетия.
   В качестве главных угроз им названы терроризм, вдохновляемый агрессивной идеологией ненависти и насилия, а также распространение опасных видов вооружений.
  Анализируя позитивный вклад США в борьбе с проявлениями терроризма в ряде регионов мира за последние годы, Дж. Буш отмечает, что проделанная работа далека от завершения. По мнению Президента США, Америка сегодня находится перед выбором - страх, изоляционизм и пассивное парирование угроз, либо уверенность и мировое лидерство в борьбе со злом, посягнувшим на исторически сложившиеся либеральные национальные идеалы. Действующей американской администрацией выбран второй путь, предполагающий активные упреждающие действия в кооперации с сильными союзниками (конкретно не упомянуты в обращении) и использование международных институтов (не уточнено каких именно), призванных способствовать глобальному распространению идей мира, свободы и демократии.
  В качестве основ, на которых должна базироваться современная стратегия национальной безопасности США, выбраны:
  во-первых, защита свободы, справедливости и достоинства людей в различных регионах мира;
  во-вторых, исторически обусловленное мировое лидерство США в растущем сообществе демократических государств, противостоящих современными глобальными угрозами.
  Отмечается, что главной целью государственной политики США в области обеспечения национальной безопасности является создание мирового устройства, предполагающего наличие совокупности демократических, "хорошо управляемых" (well-governed) государств, отвечающих интересам их граждан и ответственных перед мировым сообществом, что является лучшим путем обеспечения безопасности американского народа.
  (Данное положение, абсолютно правильное по сути, к сожалению, не подкреплено соответствующими четкими критериями по каждой из позиций.)
  По мнению авторов документа, США сегодня находятся в начале долгого пути достижения отмеченной цели. Ситуация напоминает первые годы "холодной" войны. Однако, как отмечается, на смену побежденным в XX веке угрозам фашизма и коммунизма явилась новая угроза тоталитарной идеологии, базирующейся не на светской философии, а на извращении "одной из мировых религий" (в первоисточнике - "proud religion" - гордая религия). Указывается, что содержание данной идеологии может отличаться от тоталитарных светских идеологий XX века, но средства ее проведения в жизнь остаются близкими: убийства, террор, порабощение и репрессии.
  (Существо опасных ренегатских отступлений от "proud religion" и содержание новой тоталитарной идеологии в документе не конкретизировано.)
  В разделе, посвященном борьбе за права человека во всех странах мира, декларируется преемственность политики США в данном вопросе. Отмечаются достигнутые с 2002 г. успехи, связанными с демократическими переменами в Афганистане, Ираке и ряде других регионов мира. Отдельно упомянут позитивный эффект "цветных" революций в Грузии, Украине и Киргизии, вселивших новые надежды (в кого?) на свободу на евразийском пространстве. Приводится критика (обезличенная без указания конкретных названий) стран, различными способами препятствующих развитию демократических свобод населения и подчеркивается необходимость активной поддержки процесса демократизации со стороны государств, выбравших свободу.
   Делается общий вывод о необходимости глобального продвижения демократии для защиты американской нации и ее национальных ценностей с целью покончить в мировом масштабе международными усилиями с тиранией и распространить эффективную демократию.
  (В мировой практике революции тоже когда-то пытались экспортировать, но с известным результатом!...)
  Приводится определение термина "тирания" как совокупности проявлений жестокости и коррумпированности властей, с одной стороны, и нищеты и страданий населения - с другой, в условиях правления деспотов и деспотических систем. Перечисляются страны, народы которых, по мнению авторов документа, в первую очередь, знакомы с данным явлениям. К таким странам отнесены: КНДР, Иран, Сирия, Куба, Беларусь, Бирма и Зимбабве.
  (Беларусь!? Подобная оценка в отношении союзного с Россией государства представляется, как минимум, недостаточно обоснованной, чересчур радикальной и некорректной, с учетом анализа содержания вышеприведенного термина "тирания" и результатов недавних легитимных президентских выборов в данной стране...)
   Подчеркивается необходимость борьбы с тиранией как с явлением, представляющим угрозу мировой свободе, а в отдельных случаях являющимся угрозой для национальных интересов США из-за стремления ряда тоталитарных режимов овладеть оружием массового уничтожения и фактов поддержки ими международного терроризма.
  Перечисляются признаки эффективной демократии (effective democracy) к которым относятся:
  соблюдение гражданских прав и свобод;
  результативное волеизъявление граждан (в том числе, при реализации ими воли по смене правительства);
  государственный суверенитет, обеспечивающий "хорошее управление";
  наличие институтов гражданского общества и правового государства.
  Анализируются данные институты, необходимые для развития эффективной демократии, и предлагается путь распространения демократии, предполагающий принципиальность в определении целей и прагматизм в их достижении, в зависимости от конкретной ситуации.
   (Здесь и далее в тексте документа политический прагматизм "по-американски" в большей степени ассоциируется с "политической целесообразностью" в собственном понимании, нежели с использованием сложившихся принципов международного права и объективным анализом возникающих проблем.)
  Для того чтобы покончить с тиранией и осуществить глобальное распространение демократии, определен широкий спектр средств, начиная от публичного осуждения фактов нарушения прав человека в различных странах, заканчивая заключением соглашений о свободной торговле, стимулирующих государства на усиление правовых основ, борьбу с коррупцией и расширение подотчетности общественным демократическим институтам. Подобный инструментарий, в том числе, призван обеспечить свободу вероисповедания, права женщин, а также свободу для людей, ставших объектами торговли.
  Четко определен критерий дружественности отношения Америки к тем или иным странам как их готовность исповедовать общие ценности и использовать общие демократические принципы. (А как же плюрализм и свобода выбора?...)
  В разделе, посвященном укреплению союзнических связей по борьбе с глобальным терроризмом и работе по предотвращению атак на США и их союзников и друзей, определен ряд новых вызовов, требующих адекватной реакции в изменившихся международных условиях. В частности отмечается, что современные террористические сети характеризуются сегодня высокой степенью децентрализации и имеют "мелкоячеечную" структуру. Усиливаются попытки к овладению террористами оружием массового поражения. Ими также проводятся активные пропагандистские акции. Ряд стран, таких как Сирия и Иран, продолжают оставаться убежищем для террористов и выступают спонсорами террористических акций вне пределов своей территории. (Конкретных примеров не приводится).
  Подчеркивается, что современная война с террором является битвой идей, а не религий.
   (Очень хотелось бы верить в это в контексте геополитических и демографических изменений, происходящих в современном мире!)
   Для победы в данной битве необходимо взглянуть открытыми глазами на то, что способствует и препятствует росту терроризма. В данной связи отмечается, что терроризм не является неизбежным продуктом нищеты. Кроме того, террористические акты последних лет не являются следствием усиления борьбы с терроризмом, так как многие из них готовились, например, задолго до событий 11 сентября в Нью-Йорке.
  Современными источниками терроризма, согласно документу, являются:
  политическая отчужденность и невозможность реализации политических амбиций людей в собственных странах;
  невежество и отсутствие информации о мире, господство идеологии, оправдывающей убийства.
   (Данный перечень, по-видимому, мог бы быть продолжен...).
  В качестве первоочередных мер по борьбе с терроризмом необходимы:
  превентивные воздействия на террористические сети;
  недопущение овладения оружием массового уничтожения "безответственными" (в первоисточнике "rogue" - преступными, жульническими, мошенническими) государствами и террористическими группами, которые используют его без колебаний;
   прекращение преступных связей между "безответственными" государствами и террористическими группами;
   недопущение контроля террористами над странами, которые они пытаются превратить в плацдарм для ударов по странам свободного мира.
  Характеризуя Афганистан и Ирак как передовой рубеж по борьбе с терроризмом, "Стратегия" предусматривает ряд мер политического и экономического характера, призванных стабилизировать обстановку в данных странах и направить их по пути демократических реформ.
  В разделе посвященном вопросу мирного разрешения региональных конфликтов отмечается, что несмотря на то, что в последние годы достигнут значительный прогресс (Судан, Либерия и ряд других регионов) в данном направлении, региональные конфликты продолжают оставаться (Уганда, Эфиопия и ряд других регионов) серьезным источником угрозы национальным интересам США. Региональные конфликты, которые могут быть обусловлены целым рядом причин, но, будучи упущенными из сферы внимания, приводят к общим негативным результатам: распаду государств, гуманитарным катастрофам, появлению неуправляемых территорий, которые могут стать местом прибежища террористов.
  "Стратегия" содержит краткое описание, свежих исторических примеров разрешения с участием США конфликтов на различных стадиях их развития: предотвращение, вмешательство и постконфликтная стабилизация. В частности, подчеркивается необходимость наличия квалифицированных армейских формирований миротворцев на стадии вмешательства и создания эффективных местных силовых структур на стадии постконфликтной стабилизации. (В Ираке пока не очень получается!?...)
  Отдельно выделена проблема геноцида как недопустимого в цивилизованном мире явления, связанного с массовым уничтожением людей по национальным, этническим или конфессиональным признакам.
  Раздел, посвященный проблеме угроз, обусловленных возможностью применения оружия массового поражения против США, их союзников и друзей, определяет современную позицию Америки по проблеме распространения оружия массового поражения.
   Целью "Стратегии" в данном направлении является - заставить врага убедиться в бесперспективности попыток достижения политических целей подобными средствами или даже исключить подобные виды оружия из его арсенала как первоочередные. Отмечаются определенные успехи, в частности, легитимный выход США из Договора 1972 года по развертыванию систем противоракетной обороны (эффективность этой акции представляется спорной в отношении разовых террористических атак...), новые подходы к парированию угроз биотерроризма и ряд конструктивных инициатив (упоминаются только американские инициативы...), направленных на нераспространение оружия массового уничтожения и сопутствующих технологий. Вместе с тем, по мнению авторов документа, остаются актуальными угрозы, обусловленные имеющимися нарушениями международных обязательств такими странами как КНДР и Иран, попытками террористической сети Аль-Кайда овладеть оружием массового уничтожения, а также прорывами в области биотехнологий, обусловливающими возможность овладения государствами и негосударственными объединениями биологическим оружием и средствами его производства.
  Рассматриваются две стратегические цели при решении проблемы нераспространения оружия массового уничтожения.
  Первая цель предполагает удержание государств от овладения возможностями по производству расщепляющихся материалов, пригодных для создания ядерного оружия.
  (Конкретные и последовательные шаги по достижению данной цели явно прослеживаются сегодня в отношении Ирана. Не секрет, что в средствах массовой информации в последнее время появились настораживающие, хотя и не носящие официального характера, сведения о возможной подготовке к нанесению превентивных ударов США по атомным объектам данной страны с использованием тактического ядерного оружия. Это не может не волновать общественность России как сопредельного государства, ответственного за глобальную, региональную и собственную безопасность.)
   Вторая цель - не допустить, запретить или предотвратить передачу подобных материалов от стран, обладающих соответствующими технологическими возможностями, "безответственными" государствами или террористам.
  "Стратегия" содержит в качестве направлений антитеррористической деятельности борьбу с созданием и распространением биологического и химического оружия, которое приобретает повышенную опасность в связи с развитием соответствующих технологий и относительной, по сравнению с ядерным оружием, простотой производства.
  Новая стратегическая ситуация предполагает формирование новых подходов к сдерживанию и обороне. Безопасные (с точки зрения возможности инициации техногенных катастроф) и надежные стратегические ядерные силы продолжают играть решающую роль в решении данной проблемы. Должны быть продолжены усилия по созданию новой триады, состоящей, как из наступательных систем (ядерных и обычных с расширенными возможностями), так и активных и пассивных оборонительных систем, включая систему ПРО.
  Особое место в документе уделено вопросу, связанному с результатами объективной оценки наличия у Ирака, времен правления Саддама Хусейна, оружия массового уничтожения. Исходя из урока, полученного в результате анализа отрицательных результатов оценки, сделаны следующие выводы.
  Во-первых, необходимо совершенствовать существующую систему разведки.
  Во-вторых, всегда будет существовать неопределенность при анализе реального статуса засекреченных программ.
  В-третьих, стратегия Саддама, основанная на обмане, отрицании и хитрости является опасной игрой, в которую играют диктаторы на свой собственный страх и риск.
  (Самокритичные выводы!?)
  В разделе, посвященном глобальному экономическому росту, развитию свободного рынка и торговли отмечается, что рыночная экономика исторически является единственной эффективным экономической системой и мощным средством борьбы с нищетой. Расширяя экономическую свободу, США продвигают честную и свободную торговлю, открытые рынки, стабильную экономическую систему, интеграцию глобальной экономики, а также безопасные и экологически чистые технологии производства энергии. Проводится анализ достижений в данных областях. В частности упоминается работа с Россией и рядом других стран по проблемам рыночных реформ и финансовой стабилизации.
   В качестве нерешенных проблем отмечены: протекционистские тенденции в ряде стран, сдерживающие развитие свободной и честной торговли и экономический рост; сильная зависимость ряда стран от поставок зарубежной нефти, как правило, импортируемой из нестабильных регионов мира; усиление зависимости экономик отдельно взятых стран от глобальной рыночной конъюнктуры вследствие развития интеграционных процессов; ограничение рядом правительств свободного движения капитала, ухудшающее инвестиционный климат, снижающее рост экономических возможностей и занятости населения.
  В подразделе, посвященном интеграции развивающихся стран в мировую экономику, подчеркивается необходимость продолжение работы с такими государствами как Россия (наше место в мировой экономике указано достаточно однозначно!...), Украина, Казахстан и Вьетнам по проведению рыночных реформ, необходимых для их вступления в ВТО. Подчеркивается, что участие в ВТО приносит не только новые возможности, но и новые обязательства, связанные с необходимостью укрепления силы закона и охраной прав интеллектуальной собственности.
  В "Стратегии" отдельно выделен блок вопросов, связанных с обеспечением энергетической независимости и безопасности США. Несмотря на то, что Америка является третьей страной по объему нефтедобычи, она вынуждена на 50% полагаться на имеющиеся мировые ресурсы для удовлетворения потребностей собственной экономики.
   Ключом для решения проблемы является диверсификация регионов - поставщиков энергетических ресурсов и типов данных ресурсов. Отмечается, что диверсификация энергетических ресурсов также поможет благотворно повлиять на "нефтяной курс" - негативную тенденцию формирования государственного дохода, способствующую коррупции и препятствующую экономическому росту и политическим реформам в некоторых (в каких не уточняется...) нефтедобывающих странах. В качестве стратегической цели документ определяет снижение зависимости Америки от зарубежных энергетических ресурсов.
  В интересах реформирования международной финансовой системы для обеспечения устойчивого экономического роста "Стратегия" предполагает: мировое продвижение государственных политик, ориентированных на экономический рост; поощрение ориентации на гибкий валютный курс и открытый финансовый рынок; укрепление международных финансовых институтов; формирование локальных рынков капитала для развивающихся стран; создание более прозрачной, ответственной и безопасной международной финансовой системы.
  В разделе, посвященном проблемам развития отсталых государств путем создания в них открытого общества и инфраструктуры демократии, отмечаются нерешенные задачи, связанные: с необходимостью оказания помощи миллионам людей в различных странах, продолжающих страдать от нищеты и болезней; с обеспечением возможности для бедных стран самостоятельно выбирать стратегию экономического развития; с получением гарантий, что выделяемая помощь действительно послужит делу улучшения государственного устройства и проведения социально ориентированной политики.
  В документе выделены два направления решения перечисленных задач.
  Первое направление связано с построением эффективных демократий путем использования "трансформационной" (transformational) дипломатии, означающей совместную работу с международными партнерами, направленную на создание и поддержание "хорошо управляемых" государств, откликающихся на нужды своих граждан и осознающих собственную ответственность в мировом сообществе.
   Второе направление предполагает повышение эффективности помощи, оказываемой развивающимся государствам. Для практической реализации данного направления в Государственном департаменте США создано новое подразделение.
  (При детальном прочтении и анализе раздела создается устойчивое впечатление о прямой пропорциональной зависимости размеров оказываемой помощи от "правильности", в американском понимании, управления тем или иным государством.)
  В "Стратегии" предложен механизм проведения корпоративных действий совместно с другими основными центрами глобальной силы.
  (По-видимому, имеются в виду региональные геополюсы многополярной (?!) системы современного мира в лице лидирующих мировых держав.)
  Приведены 5 главных принципов взаимодействия, к которым относятся: отказ от неконструктивных двухсторонних отношений, не учитывающих глобальные и региональные реалии; создание легитимных и адекватных конкретным ситуациям региональных и глобальных институтов, регламентирующих отношения с партнерами; учет отношения государств-партнеров к собственным гражданам; отказ от диктата в отношении выбора других государств с одновременным оставлением за собой права благоразумной реакции на данный выбор; готовность в необходимых случаях действовать в одиночку.
   Далее анализируются особенности взаимоотношений со странами, находящимися в различных регионах мира. В частности, отмечается готовность США тесно взаимодействовать с Россией по ряду стратегических вопросов, представляющих взаимный интерес и обсуждать вопросы, в которых эти интересы расходятся. По причине географического положения и мощи Россия оказывает большое влияние не только на Европу и своих ближайших соседей, но также и на многие другие регионы, входящие в сферу жизненно важных интересов США: Ближний Восток, Южная и Центральная Азия, а также Восточная Азия. Подчеркивается, что следует поддерживать Россию в вопросах уважения свободы и демократии в собственной стране и несоздании препятствий для развития свободы и демократии в данных регионах.
  Укрепление отношений будут зависеть от проводимой Россией внешней и внутренней политики. Последние тенденции, по мнению авторов документа, к их сожалению, указывают на уменьшение приверженности России к демократическим свободам и институтам. США будут работать для того, чтобы убедить правительство России двигаться не назад, а вперед по пути свободы. Стабильность и благополучие стран - соседей России позволит углубить двухсторонние отношения. Но эта стабильность останется иллюзией до тех пор, пока страны региона не будут управляться эффективными демократиями. Далее отмечается стремление убедить правительство России, что демократический процесс в этой (нашей!) стране и регионе служит интересам проживающих там людей и улучшает отношения с США, другими западными странами в лице их правительств. Напротив, попытки прервать демократическое развитие в собственной стране и за рубежом будут препятствовать строительству отношений с США, странами Европы и ближнего зарубежья.
  (В отличие от прошлой редакции "Стратегии" 2002г., ни слова о стратегическом партнерстве с Россией и совместных позитивных усилиях, уважении национальных интересов сторон, взаимном доверии и "прозрачности" действий...Зато присутствуют рекомендации о "правильном" поведении Российской Федерации в сфере внешней и внутренней политики... Следует ли воспринимать это как прямую индикацию к ухудшению российско-американских отношений?)
  Документ содержит раздел, посвященный вопросам совершенствования институтов национальной безопасности. "Стратегия" предполагает одновременное совершенствование как национальных, так и международных институтов.
  Для национальных институтов выделяются три приоритета: реорганизация (в части создания новых подразделений и улучшения взаимодействия) МО, ФБР и ряда других организаций; продолжение переориентации Государственного департамента на "трансформационную" дипломатию, обеспечивающую продвижение эффективных демократий и поддержание "ответственных" государств; совершенствование возможностей заинтересованных министерств по планированию, подготовке, координации, объединению усилий и проведению необходимых мероприятий в области обеспечения национальной безопасности.
  Для международных институтов также выделяются три приоритета: реформа в ООН (в частности, для расширения возможностей привлечения специальных армейских и полицейских формирований в интересах выполнения миротворческих миссий); развитие демократии посредством международных и многосторонних институтов (в частности, региональных банков развития); установление новых государственных и негосударственных партнерств, ориентированных на результат.
  Раздел, посвященный проблемам глобализации и возникающим вместе с этим явлением возможностям, определяет и глобальные угрозы, связанные, например, со смертоносными эпидемиями (СПИД, птичий грипп и др.), нелегальной и преступной торговлей (наркотики, оружие и др.) и разрушениями окружающей среды, вызванными как действиями человека, так и стихийными бедствиями. Отмечаются, что подобные угрозы традиционно не являются объектами сферы национальной безопасности, в отличие от идеологических или вооруженных конфликтов. Вместе с тем подчеркивается, что в современном интегрирующемся мире постоянно возникающие новые торговые, информационные, финансовые и технологические потоки заставляют взглянуть на проблемы национальной безопасности и с этой стороны.
  В заключение документа отмечается, что "Стратегия национальной безопасности США" является идеалистической с точки зрения целей, но реалистической по средствам их достижения.
   (Данному утверждению трудно возразить, т.к. документ, по мнению автора данного обзора, пронизан идеалистическими идеологизированными идеями исключительности США и наличия у американской нации единственно правильных универсальных идеалов и ценностей, которые нужно защищать и продвигать в мировом масштабе. Допускаю также, что не все "личности, общества и государства" планеты Земля согласятся с непререкаемой целесообразностью подобного продвижения. Тогда и наступательные средства достижения поставленных целей могут оказаться не столь реалистичными и эффективными на практике...)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"