Характерным для этого мотива социального взаимодействия является соблюдение нескольких строгих законов.
1. Закон гостеприимства. Это один из основных элементов социального взаимодействия в менталитете древних скандинавов. Закон гостеприимства соблюдается внимательней, чем какой-либо другой, и не нарушается без явной враждебности со стороны гостя. Особенно показателен в "Эддах" эпизод со сватовством карлика к дочери Тора. Несмотря на то, что такое предложение асу, стоящему по статусу значительно выше, не нравится, он все же не предпринимает никаких враждебных действий. Дело разрешается исключительно путем хитрости, который формально не нарушает закона доброго отношения к гостю.
2. Закон хотя бы формального соблюдения обещаний. Еще одна характерная особенность мотива социального взаимодействия у древних скандинавов - формальное соблюдение данного обещания. Практически никогда и никто не стремится прямо отказаться от своего слова. Тем или иным способом его обойти или нарушить, формально оставаясь в рамках условий, при этом не возбраняется. Ярким примером служит эпизод с инеистым великаном и его конем Свадильфари. С великаном был заключен договор о постройке стены Асгарда в течение трех сезонов, в обмен же он просил Фрейю, луну и солнце. Заметим, что прямо отказать, несмотря на полное нежелание отдавать ничего из обещанного, асы не планировали. Однако спровоцировать срыв сроков постройки было вполне приемлемым вариантом.
3. Активное поведение в духе внешней экспансии. Тут необходимо обратить внимание на количество сюжетов с появлением гостей в Асгарде и перемещением асов по чужим территориям. Количество вторых заметно преобладает, при этом почти с равной частотой встречаются как враждебные походы, так и достаточно мирные путешествия, которые служат укреплению и поддержанию уже существующих социальных связей и созданию новых.
Еще одна интересная особенность северного мифа - то, как осуществляется взаимодействие богов с людьми. При этом характерно следующее:
• с людьми асы сталкиваются значительно реже, чем с другими мифическими существами;
• боги в целом, как правило, настроены по отношению к людям добродушно и настроены им помогать (история с крестьянином и великаном Скримсли);
• они не обладают всепрощением и за оскорбления достаточно жестоко мстят.
Я бы сказала, что, несмотря на творение людей богами, для северного мифа более характерны взаимоотношения условно-равного типа, нежели подчиненные. Такая схема социального взаимодействия - естественное следствие жизни скандинавов в тяжелых климатических условиях, где необходимо постоянно иметь возможность заручиться поддержкой соседа.
| Схема общения во многом копирует повседневное поведение поселения древних скандинавов. При этом важно отметить два ключевых момента:
1. Женщины активно взаимодействуют с миром вокруг. Несмотря на то, что сохраняется классическая патриархальная картина мира, статус женщины для данного исторического периода достаточно высок. Она может позволить себе резко отказать мужчине, вести собственные дела, не сообразуясь с чужим мнением, выступать с советом. Во многом такое отношение возникло из того факта, что женщина оставалась хозяйкой дома все то время, которое мужчина проводил в море, и от нее всецело зависело состояние хозяйства.
2. Чужие промахи принято не замечать. Это - естественное условие для сосуществования на одной территории множества активных и вспыльчивых мужчин. При этом очень показателен подход, который демонстрируют асы: по сути, единственным персонажем "Эдд", на ошибки которого указывают регулярно и открыто, выступает Локи. Между тем, он также один из немногих, кто не принадлежит к обществу асов (помимо него в Асгарде находятся несколько ванов), и единственный представитель откровенно враждебной народности.
Именно на его примере нам демонстрируются многие правила поведения в обществе асов и, соответственно, древних скандинавов. Так, поводом для наказания Локи стали не смерть Бальдра или похищение Идунн и ее золотых яблок, а гораздо более безобидная, на первый взгляд, перебранка.
Основная ее проблема заключалась в том, что Локи нарушил традиционное правило социального взаимодействия в северной среде: назвал вслух и прилюдно все дурные качества и поступки, которые ранее умалчивались. Интересно само течение перебранки: на протяжении всего диалога асы требуют от него замолчать, но не перестать лгать, следовательно, по сути, все, что он говорит, является правдой.
Его поведение можно расценить как полноценное враждебное нападение на весь установленный и мирный уклад жизни, именно поэтому оно повлекло за собой такое стремительное и жестокое наказание.
|