Плюмбэкс : другие произведения.

О влиянии психопатологий на искусство и миф

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    У древних существовала примета, что если поставить перед лицом спящего человека зеркало и разбудить его, то он умрёт. Трудно сказать, на чём основывалось это утверждение...

  Не люблю пить, глядя в своё отражение.
  Будь то отражение в хрустале бокала, в алюминиевой амальгаме зеркала или в стеклянной глади кинескопа. Неважно. Отражение есть отражение.
  У древних существовала примета, что если поставить перед лицом спящего человека зеркало и разбудить его, то он умрёт. Сразу или потом? Эти тонкости не дошли до меня.
  Трудно сказать, на чём основывалось это утверждение.
  Человек Разумный с самого детства, имея в виду детство его как вида, терпеть не мог фокусы с раздвоением. Все эти легенды о предвещающих смерть доппельнгангерах, неумело принимающей человеческий облик нечистой силе и возможных последствиях клонирования имеют общую природу. Мне самому несколько раз снились кошмары, связанные с появлением двойника - отдалённо похожего на меня, только труба пониже и дым пожиже.
  Возможно, это нечто нейрофизиологическое?
  Учёные недавно установили, что стимуляция ангулярной железы в левом полушарии вызывает у человека ощущение присутствия за спиной призрачного двойника. Стимуляция ангулярной железы в правом полушарии - вызывает у человека ощущение, что он сам является этим двойником и смотрит на себя сверху.
  Или нечто, связанное с этапами формирования личности?
  Здесь - целое поле для гипотез. Возьмём не менее распространённое суеверие о демонах, способных овладевать человеческим телом. В чём суть их силы? В способности обращать человеческое "Я" против своего владельца.
  В настоящее время тема психического контроля активно используется в фантастической литературе и кинематографе. Но задолго до этого она служила сюжетным лейтмотивом множества форм бреда. Даже в Советском Союзе, жители которого были ограждены от наиболее одиозных проявлений фантастической литературы и кинематографа, многие психически нездоровые граждане всерьёз полагали, что сосед гипнотизирует их при помощи магнитного поля.
  Лично у меня, после знакомства с рядом фантастических телесериалов, сложилось впечатление, что сюжеты их почерпнуты именно из разнообразных форм бреда.
  В этом предположении нет ничего оскорбительного или негативного.
  Многие формы бреда весьма интересны сами по себе. В раннем детстве ко мне в руки случайно попала книга о психических заболеваниях - и я читал её, словно остросюжетный роман.
  Современная пресса и Интернет обогатили меня некоторыми новыми знаниями.
  Существует, например, бред негативного двойника - убеждённость в том, что кого-то из твоих знакомых или близких заменили враждебным двойником.
  Кто заменил? Конечно же, пришельцы. Или демоны. Или иностранная разведка. Возможно, в некоторых случаях объяснение может отсутствовать как таковое.
  Существует и бред позитивного двойника - встречающийся несколько реже. Это когда впервые в жизни встреченный тобою незнакомец кажется тебе кем-то из старых знакомых.
  Узнаёте?
  Совершенно верно, на этой теме выстроен целый ряд разнообразных фантастических произведений. Вот только где здесь причина, а где - следствие?
  При желании можно вспомнить и иные темы фантастического жанра, корни которых тянутся из психиатрии. Например, "День Сурка" с Биллом Мюррэем можно классифицировать как deja vu. "Маску" и "Брюса Всемогущего" - как бред величия на почве комплекса неполноценности. Иные телесериалы, вроде "Секретных материалов" или "Первой волны", совмещают в себе сразу несколько бредовых идей: манию преследования, бред отношения, бред негативного двойника - и многое другое.
  Возможно, в этом есть логика.
  Взгляните: чтобы извлечь эмоции из зрителя или читателя, необходимо бить по слабым местам психики. Но слабые места психики - это именно те места, где психика бьётся чаще всего. И, когда это происходит, мы диагностируем душевное расстройство.
  Откуда автор или режиссёр знает, по каким местам необходимо бить?
  Возможно, благодаря опыту самонаблюдения: определённые психопатологические тенденции в подавленном состоянии - возьмём ту же боязнь двойников - на подсознательном уровне присущи нам всем.
  Возможно, будучи людьми творческими, писатели и режиссёры сами не так уж далеки от того или иного психического заболевания.
  Возможно, наконец, что иные из них и впрямь заглядывают в медицинский справочник ради нового сюжета.
  

*   *   *   *

  Нечто подобное имело место и в старину, когда бредовые видения или мании становились основой для ряда мифологических сюжетов или религиозных идей. Карл Густав Юнг обнаружил, что некоторые персонажи языческих суеверий присутствуют даже в подсознании современных цивилизованных людей.
  Как и в случае с фантастическими произведениями, мы не можем судить точно, где здесь причина, а где - следствие. Быть может, тысячелетнее поклонение богам с головами собак и скарабеев неким образом отразилось на ноосфере и генофонде человечества. Но лично мне, как и Юнгу, кажется более верным противоположное: некие тенденции устройства нашей психики подталкивают нас к выдумыванию определённых образов в разные времена и эпохи.
  Наблюдая за влиянием психопатологии на повседневную жизнь людей, можно условно разграничить это влияние по степени своей основательности на три стадии или фазы:
  1) Стадия мифа.
  Все с удовольствием выслушивают истории о сражающихся богах и титанах, подчас даже рассказывая их на ночь малым детям, но никто особенно не принимает эти легенды всерьёз. Кроме, возможно, суеверных крестьян, боящихся всего и никогда не покидающих своей деревни. Миф - одно, реальная жизнь - другое.
  2) Стадия догмы.
  Из множества мифов, созданных психической патологией, выживают лишь самые сильные - способные объединиться между собой и создать достаточно мощную организацию идеологического контроля для своей защиты. Догма становится жизнью, подменяя собою реальность.
  3) Стадия развенчания.
  Рано или поздно каждый миф вступает в чрезмерное противоречие с действительностью. Иногда, впрочем, наоборот, он настолько притирается к действительности, что начинает выглядеть совершенно излишним дополнением к гармоничной и самодостаточной картине объективной реальности. Тогда его снимают с пьедестала. Возможно - вместе с грязной водой выплёскивая и ребёнка.
  Третья стадия более или менее знакома нам всем.
  Ибо всем нам выпало родиться в завершение этого цикла. И возможно - в преддверье следующего.
  Роль мифа в наши дни выполняют фантастическая литература и кинематограф. И мы с удовольствием воспринимаем истории о тайно контролирующих мир Пришельцах, о вселяющихся в человеческие тела инопланетных паразитах, о борьбе джедаев и ситхов. Мы даже позволяем смотреть фантастические телесериалы детям.
  Но Маховик Истории неумолим.
  И с неизбежностью близится вторая фаза, когда Новая Инквизиция примет на себя обязанности "людей в чёрном". И недалёк тот день, когда человека смогут сжечь на костре по подозрению в тесных связях с НЛО - или канонизировать.
  Надо сказать, что многие создатели мифов прекрасно понимают опасность их возведения в истину. Большинство популярных фантастических телесериалов рано или поздно начинают содержать в себе немалую степень самоиронии. Одна из серий фильма "Звёздные Врата" изображает съёмку фильма по мотивам "Звёздных Врат". В сериале "Первая Волна" присутствует эпизод, где главных героев помещают в психиатрическую лечебницу - и врачи находят логические неувязки в их построениях.
  Возможно, классические мифы тоже изначально содержали в себе немалую степень самоиронии. И кто знает, не является ли скрытым предупреждением стих "В начале было Слово" от Иоанна?
  Ведь слова - не более чем колебания воздуха.
  
  

18/09/2007

  
  
  
  __________________________
  Сайт Мессии
  Дневник Человека За Рулём.
  Если Вы по натуре - независимый геймер-аннигилятор, спешите вступить в ОНГА - общество таких как Вы!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"