Плюмбэкс : другие произведения.

Поиск веры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вот так случается порою: не обращаешь внимание на человека в течение длительного срока времени, а он уж - ап! - в запой ушёл. Или в секту. Или погрузился в глубь Истинной Веры, причём ещё неизвестно какой именно...

Посвящается одному другу из ЖЖ...

  Вот так случается порою: не обращаешь внимание на человека в течение длительного срока времени, а он уж - ап! - в запой ушёл. Или в секту. Или погрузился в глубь Истинной Веры, причём ещё неизвестно какой именно.
  Потребность в вере* - штука серьёзная.
  Стругацкие, вернее, один из героев Стругацких, на одной из страниц ихнего романа "Град обреченный" призывал своего разуверившегося во всём напарника поверить в некий Незримый Храм, ежечасно созидаемый человечеством и несомый им на своих плечах. Храм этот незрим лишь в своей совокупности, а отдельные проявления его - картины, музыкальные пластинки, книги - очень даже уловимы оком. Иначе говоря, имелся в виду храм искусства. Киберпанковскую версию этой религии я недавно выложил у себя.
  Вот только она, эта религия, ничего особо серьёзного адепту не даёт. Ясно же, что Искусство было, есть и будет. И человек здесь - как бы ни лукавил тот персонаж Стругацких - совершенно ни при чём. К этому имеют отношение люди в целом, но не человек.
  Из религий, что имеют отношение к обывателю и его действиям, существует немало экстремистских. Ислам, например. Или феминизм. Или, отчасти, вегетарианство.
  Наверное, нет такой веры, которую при определённых условиях невозможно было бы применить во вред человечеству. Мне вообще кажется, что человеческая тенденция искать веру - это что-то вроде "алгоритма поиска оптимального пути" у персонажей компьютерно-игровых стратегий. Программист не может предусмотреть все ситуации, в которые попадёт танк или закованный в броню рыцарь, и он пишет для него специальный алгоритм - типа универсальной инструкции - что делать при столкновении с препятствием. Будь то бревно, скала или озеро.
  Идеальная религия, существуй она в действительности, должна давать человеку возможность безукоризненно отличать добро от зла. Сиречь хорошее от плохого. Знать, какие действия и события впоследствии нанесут вред обществу, а какие - причинят пользу.
  Естественно, поскольку сам человек не всегда чётко определяет для себя, что есть "вред" и что есть "польза", а последствия большинства событий определяются именно поступками людей, то создание универсального "алгоритма поиска оптимального пути" невозможно. По крайней мере, без использования интеллекта, превосходящего человеческий. Здесь мы вплотную подходим к религиозной идее Бога, но она не спасает положение. Ведь мало иметь доступ к сверхчеловеческому интеллекту, надо ещё быть убеждённым в его дружественности или хотя бы правдивости. В религиозной среде часто рассуждают о "любви" и "доверии", но если собака и может чувствовать что-либо подобное при взгляде на своего хозяина, то узнать наверняка, чувствует ли что-то подобное её хозяин, она не сможет. Никогда.**
  Впрочем, вопреки всему вышесказанному, поиск веры является не только проявлением интеллектуальной лени.
  Ещё он является проявлением пассионарности.
  Слово это, по слухам, придуманное Гумилёвым, я могу употреблять не вполне точно, и если сюда зайдёт кто-нибудь из профессиональных гуманитариев, он вполне может меня поправить. Я же подразумеваю под ним лишь абстрактную "жизненную энергию", способность к действиям. Обычно эта способность видна по поступкам индивидуума, хотя если отрубить ему руки и ноги, то разглядеть в нём высокий уровень пассионарности станет труднее.
  Пассионарность - избыток жизненных сил. Явление, часто встречающееся в молодости и реже встречающееся в старости. Часто негативное в позитивном обществе и часто позитивное в негативном обществе. Зовущее как-то действовать и что-то менять.
  Тем, кто критикует это явление, советую задуматься: а разве Жизнь представляет из себя что-то иное, кроме стремления как-то действовать и что-то менять?
  Пассионарность - это концентрат Жизни.
  Потому она и проявляется обычно в юном возрасте, когда организм функционирует наиболее эффективно.
  Когда индивидуум желает что-то поменять в Исходном Мире, чувствуя его несправедливость - коей и впрямь хватает, у него в первую голову рождается вопрос: каким образом? Что именно поменять? И тут два варианта: либо, образно выражаясь, заняться подметанием собственной улицы - что неинтересно и неэффективно, либо присоединиться к организации или конфессии, которая занимается тем же подметанием улиц - только во всеобщем масштабе.
  Вопрос в том, как вычленить из множества организаций и конфессий нужную?
  Допустим, Вы выбрали ту, которая делает нечто безусловно полезное и важное. Например, защищает природу или борется за женские права.
  Но от необходимости самолично шевелить мозгами Вы всё равно не избавились. Вскоре Вы обнаруживаете, что феминистки на Западе только и заняты что разбиением вполне благополучных почтенных семейств и проповедями о Зловещем Мужском Заговоре. А экологи-алармисты борются, где могут, со строительством новых АЭС, хотя именно атомные электростанции на сегодняшний день являются самым экологически чистым способом добычи электроэнергии. Солнечные батареи, если начать практиковать их применение во всеобщем масштабе, как предлагают алармисты, приведут к загрязнению окружающей среды в гораздо большем масштабе - в их состав входят токсичные элементы.
  Вообще, не жди добра, когда ритуалами подменяют суть. Потому я и поставил некоторые направления феминизма и вегетарианства в один ряд с исламом, что по сути своей религия для меня - примат формы над содержанием. Для экологов уже приобрела характер ритуала борьба с атомной энергетикой, для феминисток ритуализировалась борьба с chauvinistical male-pigs.
  
  - Такое случалось и раньше, - продолжала черепашка. - Много-много раз. Тебе известно, что Абраксас нашёл Потерянный Город Ии? А в нём очень странные изваяния. По его словам, вера постоянно смещается. Люди начинают с веры в бога, а заканчивают верой в структуру.
  - Я не понимаю...
  - Тогда позволь мне объяснить это другими словами. Я - твой бог, верно?
  - Да.
  - Хорошо. А теперь возьми камень и убей Ворбиса.
  Брута не пошевелился.
  - Ты меня слышал? - уточнил Ом.
  - Но он... он... квизиция...
  - Теперь ты понимаешь, что я имею в виду, - хмыкнула черепашка. - Сейчас ты больше боишься его, чем меня. Вот здесь Абраксас говорит: "Вакруг Бога фармируется Абалочка из малящихся, Циримоний, Сданий, Жрицов и Властей, и в канце канцов Бох Умерает. И эта может остатся незамеченным..."
  - Это неправда!
  - Думаю, что как раз это - правда. А ещё Абраксас говорит, что существует моллюск, живущий по такому же принципу. Его раковина всё время растёт, становится всё больше, моллюск теряет способность перемещаться и умирает.
  - Но... но... это значит... вся церковь...
  - Да.
  Терри Пратчетт, "Мелкие боги". Перевод Н. Берденникова.
  
  Есть ещё такое безусловно хорошее течение, как гуманизм, которое ассоциируют с менее хорошими вещами - вроде необходимости зачитать "миранду" даже только что взорвавшему атомную бомбу террористу.
  Вообще, я вам скажу, именно такое явление как "ассоциация идей" - оно-то и губит значительную часть идеологий. Та идеология, что не гибнет от ритуализации, погибает оттого, что все вокруг - включая и её сторонников - начинают ассоциировать её с чем-либо неблаговидным. И поступать соответственно. Такова участь и фашизма, и анархизма, и, похоже, гуманизма.
  Идей анархизма мне вообще не хотелось бы касаться, поскольку я сам состою в анархическом сообществе, и на меня, похоже, скоро и без того начнут коситься как на подозрительного элемента. Но слишком уж часто они играли роль деструктивной силы. Чересчур часто их пассионарность была использована в чужих интересах третьими лицами. И сейчас то и дело одна страна, желая уничтожить другую, начинает финансово подпитывать в ней анархистские группировки...
  Зачем вообще необходим поиск веры? Коль скоро мы установили, что вычислить "алгоритм выбора оптимального пути" невозможно, а любая общественная организация подвержена отклонениям от курса?
  Зачем стремиться стать тем, кем ты не являешься, или дать имя тому, кем ты являешься?
  Зачем подбирать своей идеологии - или философии - имя?
  В некоторых случаях это может быть удобно - например, проще назвать себя анархистом, чем долго и пространно излагать суть своего отношения к социальным системам. Проще назвать себя христианином, чем долго и путано пересказывать собеседнику содержание Ветхого и Нового Заветов вкупе с писаниями многочисленных святых отцов.
  В иных же случаях самоназвание приносит лишь вред. Например, услышав, что ты - анархист, собеседник может безоговорочно ассоциировать тебя с цареубийцами времён начала двадцатого века. Да и христианская конфессия может ассоциироваться у него не столько с миролюбием и всепрощением, сколько с крестовыми походами и инквизицией.
  И нет смысла давать имя тому, что самоочевидно.
  В частности, до некоторой степени все мы являемся стихийными гуманистами. Практически никто из нас не желает гибели человечеству. Если же и желает, то лишь уподобляя в тот момент гибель спасению.
  Будь тем, кто ты есть.
  Будь тем, кем ты должен быть в соответствии со своим и только своим мнением.
  Думай.
  
  
  _______________________________________
  * Специальное примечание: под словом "вера" здесь подразумевается исключительно чья-либо система ценностей или идеал. Вере, как иррациональному принятию некоего допущения за истину, посвящён другой текст. Терминологическая путаница обусловлена тем, что оба текста писались независимо друг от друга.
  Смешивание разных смыслов этого слова часто используется защитниками иррационализма.
  ** Впрочем, собака-то как раз, возможно, и сумеет... Но это не более чем метафора.

28/02/2006

  
  
  
  __________________________
  Дневник Человека За Рулём.
  Сайт Мессии
  Если Вы по натуре - независимый геймер-аннигилятор, спешите вступить в ОНГА - общество таких как Вы!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"