Платонов Сергей : другие произведения.

Ритм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Ритм. В чем же заключается его магическое действие на человека?
  Хорошая музыка может существенно влиять на настроение или возносить человека к вершинам духовных переживаний, стабилизировать психику или вызывать агрессивность. Хорошие, ритмичные стихи гораздо легче запоминаются. Ритм задает в них некий эмоциональный фон, на котором развивается последовательность образного ряда. Ритм позволяет легче переносить длительные пешие переходы и монотонную работу. Да мало ли в жизни ситуаций, когда ритм помогает течению определенных процессов? Но в чем же причина и сила его воздействия?
   Впервые я прочитал статью "Опережающее отражение действительности" академика П.К. Анохина, когда мне было чуть больше 20. Меня, как и многих, волновали вопросы типа "кто же я такой и зачем пришел в этот мир?" и прочие из категории "вечных". А опубликована она была намного раньше в журнале "Вопросы философии" N 7, 1962 г. Тем, кого заинтересует тематика, советую почитать первоисточник, здесь же я лишь приведу некоторую свою интерпретацию высказываемых там идей и собственные размышления на них основанные.
  
   Попробуем мысленно перенестись на миллионы лет назад, туда, где в обширных пространствах океана только появились первичные простейшие живые организмы. Каким образом они смогли выжить, приспособиться к окружающей среде с многообразием ее воздействий? День сменял ночь, а ночь день. Сезонные циклы - лето, осень, зима, весна. Приливы и отливы, смены температур, течений, химическая активность среды, возможно и какие-то гравитационные воздействия, связанные с положением планет. Но все эти воздействия можно классифицировать по двум основным признакам - существенность воздействия с точки зрения выживаемости и их периодичность или повторяемость во времени. Анохин впервые обратил внимание и проанализировал именно временнОй фактор, и его значение для приспособления живых организмов. То есть - ритмичность повторяющихся воздействий. Обозначим некоторую последовательность воздействий как (А,В), (А,В)... (А,В). Тогда суть этого приспособления в том, что при наступлении воздействия А, параллельно с химическими реакциями внутри организма, вызываемыми этим воздействием, запускаются реакции подготавливающие организм к воздействию В, еще до его наступления. То есть за счет повторяемости воздействий в определенном ритме постепенно формируется определенная цепочка химических реакций. А за счет их большой скорости становится возможным опережение по времени конкретных физических воздействий. Фактически же эту цепочку можно считать моделью или отражением физических воздействий внешнего мира, причем отражением опережающим, а следовательно активным, в отличие от обычного физического взаимодействия объектов не живой материи.
  Таким образом, это свойство опережающе отражать воздействия является определяющим для отличия живых объектов от не живых. Хотя самой субстанцией или владельцем этого свойства является та же материя - химические реакции, но в своей совокупности в рамках объекта переходящая в новое качество. Фактически можно сказать, что это этап отражения материи самой себя в новом качестве. А возникает оно ,благодаря повторяемости или ритмичности процессов в физическом мире. Фигурально выражаясь, этот ритм как метроном выковал за миллионы лет это новое качество. Смогла ли возникнуть и существовать жизнь, не будь в физическом мире этих повторений, этого ритма? Нет. Живое просто не смогло бы приспособится к каждый раз новым аритмично возникающим воздействиям. Далее же этот процесс стал развиваться в сторону усложнения внутренней структуры живых объектов и возможностей отражения большего числа различных воздействий, за счет своей активной характеристики. Особенно при появлении возможности самостоятельно передвигаться в пространстве. Таким образом "его величество ритм", повторяемость процессов физического мира по существу определило зарождение жизни. На его основе построены и подавляющее большинство процессов внутри организма человека. Не буду приводить общеизвестные, но вот один, демонстрирующий заодно и некую аналогию с физическим понятием относительности. Практическими экспериментами установлено, что глаз человека постоянно совершает мельчайшие ритмические колебания, как бы сравнивая световые потоки. Если же его строго зафиксировать - изображение исчезает. Нужно ли говорить о соответствии известному высказыванию : "Все познается в сравнении?"
  Но вернемся к простейшим. Как будто простая схема - воздействие А, "идентификация" его (первоначально практически на физическом уровне) и запуск соответствующей цепочки реакций, вызывающей опережающую подготовку к событию В, С, и т д. Эта подготовка в примитиве уже изменение физического мира, хотя пока и только внутри самого объекта, но в дальнейшем и самого физического мира. Причем цепочка эта совершенствуется со временем и усложняется, в зависимости от результата - выживаемости объекта. То есть можно говорить об этой цепочке как о некой модели, отражающей свойства физического мира.
  Естественно отражает она не все свойства воздействующего физического объекта, а избирательно, и закрепляются только те, которые являются для организма жизненно важными. Пусть и со многими ошибками, которые исправляет естественный отбор, в том плане, что выживают и укрепляются те, которые наиболее соответствуют заданной цели. Таким образом грубо, эту модель можно считать прообразом субъективного представления о мире для простейшего живого существа.
  Человек так же отражает избирательно свойства различных объектов с точки зрения важности их для него. По этому принципу сформировались существующие органы чувств. Он просто не идентифицирует или "не видит", другие свойства, пока они не приобретают для него какое-то значение и он не получает возможность их определять. Соответственно этому у него и формируется представление о физическом мире.
   Итак, уже в этой первичной "микросхеме" жизни, можно увидеть и истоки многих человеческих понятий, скажем таких, как абстракция. Поскольку модель отражает лишь некоторые свойства воздействующего на организм объекта. Причинно-следственная связь, и логика так же , можно сказать, имеют прообразом закрепление "представлений" о последовательности связанных воздействий типа (А-В-С). Даже в высказываниях типа "практика - критерий истины" и "бытие определяет сознание" - можно усмотреть связь с этой схемой. Хотя относительно последнего, нужно заметить, что наверное точнее было бы сказать, что материя, посредством живых организмов отражает и изменяет себя, качественно меняясь за счет приобретения в живом нового свойства.
  Анализируя ход развития эволюции живых существ, используя концепцию отражения и практические эксперименты, Анохин дал вполне убедительные объяснения и определения таким понятиям как ощущение, эмоция, и др. Развитие принципа опережающего отражения у человека , обладающего около 18 млрд. нервных клеток, каждая из которых намного сложнее тех первичных организмов (а если посчитать количество возможных комбинаций их связей, то это фантастическая цифра) позволяет ему не только хорошо приспосабливаться к физическому миру, все глубже узнавая закономерности его устройства, но и осуществлять новый этап отражения - отражения своих собственных свойств.
  Можно задать вопрос, зачем нужны эти знания физиологии высшей нервной деятельности, и какое это имеет отношение к литературе и реальной жизни? Попробую ответить. Часто приходится слышать высказывания типа: мир это хаос, чужая душа - загадка, и т.п. Что пытаться понять что-то бесполезно. Различные теории относительно существования некой духовной субстанции. Впрочем, их не убедит, наверное, и операция по пересадке головного мозга. Они найдут, куда ее переместить. Ведь им не нужно ничего доказывать, достаточно просто верить.
   Но вот давайте на примере концепции опережающего отражения проследим, каким образом ее принцип реализуется во многих закономерностях или законах, реально влияющих на нашу жизнь. Допустим вам попался стих нового автора и он вам очень понравился. Вы идете к нему на страничку, прочитать следующий. Почему? Вы сделали предположение, что и другие стихи у него так же не менее интересны. Основано же это предположение как раз на схеме опережающего отражения. То есть у вас уже есть опыт, что если человек умеет писать - то как правило большинство его стихов примерно одного уровня. Конечно вы все это, скорей всего, сознательно не думаете. Это происходит подсознательно на основе возникшей эмоции от прочтения стиха.
  Другой пример. Вы идете по улице, и вдруг вам вздумалось задрать голову и посмотреть вверх.
  Если вы увидите там летящую птицу, у вас будет одна реакция, если же летящий на вас кирпич - совершенно другая. То есть опережающее отражение это то свойство, без которого просто человек не мог бы жить. И наоборот, тех у кого оно развито лучше, кто дальше и точнее может предвидеть, мы называем мудрыми. С другой стороны, бывают случаи, когда оно "вводит вас в заблуждение". Например эффект типа экстраполяции, когда эмоциональное восприятие отдельных свойств объекта распространяется и на другие. Характерные случаев можно привести множество: "встречают по одежке, провожают по уму", когда, влюбившись первый раз в блондинку, у мужчины некоторое время может сохранятся определенная реакция на блондинок, хотя цвет волос мог в тот момент совершенно не иметь значения. Инерция, когда преподаватель "по привычке" ставит отличнику хорошие оценки и за плохие ответы ( то же бывает и с оценкой стихов) и многие другие, хотя здесь "искажение" вносит уже эмоция.
  Многие закономерности описаны в психологической литературе, но, к сожалению, в психологии сейчас развелось слишком много шарлатанов, выхватывающих какие-то отдельные закономерности из середины и пристраивающие к ним свои "теории". К тому же даже известные "корифеи", такие как Фрейд, не имея прочной физиологической базы, строили свои заключения только на эмпирике. Он был отличным психоаналитиком-практиком, но его теоретические рассуждения с использованием классической схемы сведения всего к одному началу не выдерживают критики.
  Анохин же, разработав теорию функциональных систем, фактически предложил метод, для строительства цельного моста физиология - психология - философия.
  Итак, подводя итог, можно сказать, что все живое, включая и человека, "вписавшись" и отразив законы физического мира, его пространственно- временнОго континуума, представляет собой движение и развитие материи, которая за счет отражения, приобретает новые свойства. Это, конечно, не новость. Но важно то, что существует достаточно универсальный метод, для дальнейших исследований и ключевым моментом для всего этого послужил РИТМ.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"