Пятов Илья Александрович : другие произведения.

Я хочу что-то понять

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Илья Пятов

Я ХОЧУ ЧТО-ТО ПОНЯТЬ

   Друг мой, ты прочитал название этой книжки и открыл первую страницу, из чего я делаю предположение, что ты тоже хочешь что-то понять, - понять в себе и в окружающем мире. Что ж, давай попробуем вместе поразмышлять над теми вопросами, которые встают перед человеком уже вследствие самого его существования. Если мы даже и не придем ни к каким определенным выводам, то по крайней мере попытаемся расставить все по своим местам.
   Я не планирую сказать ничего нового в этом произведении: для меня оно является только еще одним вариантом оформления тех мыслей, которые я уже высказал более полно в таком произведении как "Выход из системы" и кратко - в статье "О главном". (Форма же данного произведения навеяна книжкой из моего отрочества: Д. Браславский "Верная шпага короля".) Не претендуя на знание истины, я нередко в беседах с разными людьми старался взглянуть на мир через призму их мировоззрения, понять их картину мира и через ряд одних и тех же общих вопросов достичь если не единомыслия с ними, то хотя бы некоторого взаимопонимания. Опыт этих бесед, наряду с размышлениями о жизни и чтением книг других авторов, лег в основу данного произведения.
   Я не хочу никого учить. Местами может показаться, что у меня нет своей точки зрения, но уверяю тебя, она у меня есть. Я просто не хочу ее никому навязывать. Читая эту книжку, слушай себя, свою совесть.
   Каждый человек сам выбирает, во что ему верить. Никто его к этому не принуждает, никто его не зомбирует. Никакая вера (в самом широком смысле этого слова) не отменяет личной ответственности человека перед своей совестью (или, если угодно, перед Богом) за свои взгляды и поступки. Никто не вправе требовать от человека безоговорочной веры. Безоговорочная вера несовместима и не может быть совместима с личной ответственностью. Одно исключает другое. "Кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него" (Мк 10:15), - это не про легковерие, а про искренность.
   Я не претендую на всеохватность данного произведения и не смогу учесть все нюансы твоего мировоззрения. Возможно, ты найдешь, что где-то я недостаточно ясно выразился, а так как у нас с тобой все-таки не живое общение, то переспросить меня ты не сможешь. Я заранее прошу у тебя прощения на тот случай, если будут возникать такие ситуации, и надеюсь, что тебе будет не слишком трудно угадать, что я имел в виду.
   Ты прочтешь эту книжку еще быстрее, чем это можно предположить, исходя из ее объема. В данном случае количество страниц не имеет значения. Сейчас ты сам поймешь, почему. Итак, начнем.
  
   Первый вопрос будет такой: ты веришь в Бога? Не подумай, что за этим вопросом последует какая-либо религиозная агитация: я вообще в данном произведении не преследую цели ни в чем тебя убеждать. Если твой ответ на первый вопрос "да", то, дочитав данный абзац до конца, переходи к главе 001. Если ответ "нет" - к главе 078. Если ответ "не знаю" - к главе 032. Далее, вместо "да", "нет" и "не знаю", я буду сразу писать соответствующие номера глав для перехода. Например, в данном случае, вместо "да" - 001, "нет" - 078, "не знаю" - 032, я мог бы написать просто: 001, 078, 032. В случае безусловного перехода, то есть перехода, которому не предшествует вопрос, на который нужно отвечать, я буду писать просто номер одной главы: например, 001. Чтобы проще было найти нужную главу, все главы в данном произведении расположены по порядку возрастания их номеров. Если ты читаешь данную книгу через компьютер, то ты можешь также пользоваться поиском (Ctrl+F), набирая в запросе номер главы в скобках, например: (001). Или даже с одной скобкой: 001) или (001.
  
   (001)
   Оставим в стороне вопросы, почему ты веришь в Бога и в какого Бога (или Богов) ты веришь, - они могли бы стать поводом для отдельной книги. Сейчас для дальнейших рассуждений ограничимся тем, что ты в Него веришь. Знаешь ли ты, в чем смысл жизни? 036, 084, 084. (Еще раз напомню порядок: да, нет, не знаю.) Если ты считаешь, что в жизни вообще нет смысла, то переходи на 080.
  
   (002)
   У каждого свой болевой порог. К каждому можно подобрать такую физическую боль, которую он не сможет терпеть. Физическая боль - самая безусловная вещь на свете; то, что не требует доказательств. Можно усомниться во всем: в реальности окружающего мира, в существовании Бога и даже в собственном существовании, но невозможно сомневаться в реальности физической боли, когда ты ее испытываешь. А если так, то самая святая и важная профессия - это профессия врача. Если ты веришь в то, что вокруг тебя не пустые куклы, а существа, способные так же, как и ты, испытывать физическую боль, то логический вывод, который ты по совести должен сделать, - это стать врачом. Ты согласен с таким выводом? 043, 108, 105.
  
   (003)
   Интересно, что на вопрос "есть или нет Бог?" у тебя нет определенного ответа, а на вопрос "есть или нет жизнь после смерти" он есть. Хорошо, идем дальше. Знаешь ли ты, в чем смысл жизни? 014, 117, 117. Если ты считаешь, что в жизни вообще нет смысла, то переходи на 091.
  
   (004)
   Вряд ли стоит говорить человеку правду, если он находится на грани сердечного приступа и эта правда может его убить. Почти на каждое правило можно подобрать исключение. Но это именно исключение. "Ложь во спасение" не перестанет быть ложью. 064.
  
   (005)
   Дети будут страдать в любом случае: или из-за развода или оттого, что будут чувствовать фальшь отношений между мамой и папой. 082.
  
   (006)
   Уточню. Вегетарианцы - это те, кто не употребляют в пищу плоть любых животных. Рыб, птиц, млекопитающих и прочих. Не будем сейчас учитывать микроскопические существа или нечаянно съеденного таракана. Продукты, исключенные в строгом вегетарианстве (яйца, молоко и некоторые другие), также не будем пока учитывать. Если этой информации тебе недостаточно - посмотри определение вегетарианства в интернете. А теперь попробуй еще раз ответить на предыдущий вопрос: 053.
  
   (007)
   Полностью с тобой солидарен. 049.
  
   (008)
   Если надоест, можешь в любой момент перейти на 120. А пока переходи на 119.
  
   (009)
   В данном случае уйти от ответа - значит принять на себя ответственность за те страдания, которые испытывает этот человек. 085.
  
   (010)
   Давай порассуждаем. Если есть жизнь после смерти, а с Богом - ничего не ясно, то возможны два варианта: Бог есть и Бога нет. Если Бога нет, то трудно даже представить, по какому сценарию будет развиваться жизнь после смерти и как можно подстраховаться на случай нежелательного сценария. Если же Бог есть, то любой, выбранный тобой смысл жизни будет более чем вторичным по отношению к тому смыслу, который имел в виду Он, когда создавал этот мир и тебя в этом мире. Но поскольку мнение Бога тебе все равно неизвестно, остается только угадывать, в чем состоит этот смысл. 030.
  
   (011)
   Полагаю, что нет такого срока, начиная с которого можно с уверенностью говорить о появлении у зародыша души (сознания). Всякая временнАя граница здесь будет условна, а всякое ее оправдание - умозрительно. Где гарантия, что это не наступит днем раньше? Минутой раньше? И где гарантия, что сознание определяется нервной системой? Может быть, оно в какой-то мере есть уже у оплодотворенной клетки? Где тот миг, когда ты уже начал быть, хотя тебя еще пока и не считают за человека? 017.
  
   (012)
   "Все люди - братья". На этом сходятся и многие религии и многие атеистические идеологии. Можно сказать, что вера во всеобщее конечное единение человечества живет в сердцах людей, независимо от эпохи и общественного строя. А ты веришь в то, что все люди братья? 094, 028, 077.
  
   (013)
   У меня прабабушка - еврейка. Закрой эту грязную книжку, от греха подальше, и вымой руки с мылом. 121.
  
   (014)
   Если окажется, что Бог существует, то твой смысл жизни станет более чем вторичным по отношению к тому смыслу, который имел в виду Он, когда создавал этот мир и тебя в этом мире. Но поскольку мнение Бога тебе неизвестно, остается только угадывать, в чем состоит этот смысл. Что ты, собственно, и делаешь. 102.
  
   (015)
   Надеюсь, что на всю жизнь ты не зарекаешься. Никто не знает, что ждет его завтра. 045.
  
   (016)
   Как ты считаешь, имеет ли человек право на самоубийство? 075, 110, 113.
  
   (017)
   Допустима ли в исключительных случаях активная эвтаназия (умерщвление тяжелобольных людей)? Давай, сразу обозначим условия: вероятность исцеления близка к нулю; непереносимые боли, от которых уже не спасают даже сильнодействующие средства; личная просьба больного, подтвержденная им несколько раз в те моменты, когда он относительно адекватен; больной парализован, но, к примеру, еще владеет одним пальцем, с помощью которого, посредством условного языка, общается с внешним миром и которым готов самостоятельно нажать на нужную кнопку. 115, 085, 009.
  
   (018)
   Чтобы на 100% знать, что чувствует кто-то другой, надо самому быть этим другим. Тем более, если речь идет о животных. Если другой человек может хотя бы рассказать нам о том, что он чувствует, то животные лишены такой возможности. Ученые могут измерять их физиологические показатели и по этим данным делать предположения, о том, что чувствует то или иное животное, но в сами чувства, в ощущения животного они проникнуть не могут. 101.
  
   (019)
   А если есть дети - все равно допускаешь развод? 005, 056, 082.
  
   (020)
   Я не стану спрашивать, веришь ли ты в рай. Полагаю, что под страхом вечного наказания ты и так будешь стремиться к добру и уклоняться от зла. Если, конечно, ты не враг себе. Впрочем, люди порой совершают поступки, которые заведомо не идут им во благо. 021.
  
   (021)
   Тебе нравится жить? 116, 016, 109.
  
   (022)
   Лучше быть убитым, чем самому стать убийцей. 059.
  
   (023)
   Возвращаемся к вопросу о животных. Есть мнение, что, в силу того, что у животных нет души, они страдают гораздо меньше, чем человек, и не ощущают физическую боль так же остро, как мы. Согласен ли ты с этим мнением? 089, 101, 018.
  
   (024)
   Хорошо. Я очень рад за тебя. 052.
  
   (025)
   Мы не можем знать, есть ли душа у животных, не будучи этим конкретным животным или хотя бы животным того же биологического вида. 111.
  
   (026)
   Проверь себя. Веганы отказываются от всех продуктов животного происхождения. Помимо продуктов питания из плоти любых животных, сюда входят: яйца, молочные продукты, хлебобулочные изделия, шоколад, мед, сахар; изделия из кожи, меха и шерсти. Кроме того, веганы не используют товары от фирм, которые тестируют свою продукцию на животных. В первую очередь это: лекарственные средства, бытовая химия и косметика. Почему веганы отказываются от использования тех или иных продуктов, ты можешь прочитать в интернете, а также узнать о многих других продуктах, которые не используют веганы. Там же можно найти списки фирм тестирующих и списки фирм не тестирующих продукцию на животных, а также информацию о том, как правильно питаться на веганском рационе, чтобы организм не испытывал недостатка в витаминах и минеральных веществах. К сказанному добавлю, что не стоит убивать никакие живые существа, по крайней мере умышленно. Комару или таракану ничуть не легче оттого, что "их все равно много". Не стоит также уничтожать растения без веских на то причин и не стоит покупать срезанные цветы. Всякая жизнь заслуживает уважения.
   Почти за каждым благом цивилизации скрывается преступление против природы. Даже экопродукты производятся с использованием пестицидов, пусть и органических, природных, но все же пестицидов - средств для убийства живых существ. Лучше всего - самому заняться земледелием, чтобы контролировать весь процесс производства пищи. Есть культуры практически не требующие никакого ухода: например, топинамбур. Достаточно его раз посадить и пару раз в год пропалывать (для повышения урожайности), а поливать не обязательно. Выкапывать урожай лучше руками (в рабочих перчатках), чтобы не резать червей металлическими инструментами. Червяку ничуть не легче оттого, что это насилие является альтернативным способом его размножения. Выкопанные клубни топинамбура хранятся около месяца, но их можно засушить, и тогда они будут храниться год. Противопоказания к употреблению топинамбура: индивидуальная непереносимость (может усиливать газообразование в кишечнике). 066.
  
   (027)
   Веришь ли ты в жизнь после смерти? Я специально после вопроса о вере в Бога задаю вопрос о вере в жизнь после смерти, потому что в общем случае - это два разных вопроса и некоторые люди могут ответить на них по-разному. Я сейчас не уточняю, в чем должна состоять эта жизнь после смерти, я только спрашиваю, веришь ли ты, что со смертью твоего физического тела для тебя не наступит небытие? 071, 039, 067.
  
   (028)
   "Не все: есть еще и сестры". Если ты имел в виду что-нибудь в этом роде, переходи на 094. Иначе 090.
  
   (029)
   На "нет" и суда нет. Смысл жизни - это индивидуально. 031.
  
   (030)
   Если предположить, что Бог существует, то, стало быть, есть и вероятность того, что религии не врут (вопрос только, какая именно?), и тогда ты можешь иметь в виду то, о чем они говорят. А говорят они все разное, хотя кое в чем и сходятся. Поэтому ничего не бойся, слушай свою совесть и стремись к добру. Если же почувствуешь тягу к какой-нибудь конкретной религии, - это будет твой личный, осознанный выбор. 062.
  
   (031)
   Веришь ли ты в жизнь после смерти? Я не уточняю, в чем должна состоять эта жизнь, я только спрашиваю, веришь ли ты, что со смертью твоего физического тела для тебя не наступит небытие? 065, 088, 047. (Еще раз напомню порядок: да, нет, не знаю.)
  
   (032)
   Быть может, самый честный ответ. Как можно верить в то, чего невозможно ни доказать, ни опровергнуть? Это было бы претензией на знание истины. Это было бы претензией на способность определить, что истинно, а что ложно. Мы можем убедить себя в том, что Бог есть, или, что Его нет, но мы никогда не сможем по-настоящему доказать ни то ни другое. Приняв любую из этих гипотез за факт, мы впали бы в самообман. Вера - это утверждение, принятое за аксиому, за неимением возможности его доказать. Если бы даже к тебе явился ангел или ты услышал бы голос свыше, то и тогда у тебя оставалась бы свобода интерпретации увиденного и услышанного. Ты веришь в жизнь после смерти? В какую бы то ни было? 100, 003, 106. (Еще раз напомню порядок: да, нет, не знаю.)
  
   (033)
   Перейдем теперь от человека к животным. Есть мнение, что человек - единственное живое существо, наделенное душой, и что у животных души нет. (Или, говоря без метафизики, что сознание животных, если оно вообще у них есть, находится на принципиально низшей ступени развития, нежели у человека.) Согласен ли ты с таким утверждением? 079, 068, 025.
  
   (034)
   Чтобы твое решение было еще более осознанным, очень рекомендую посмотреть документальный фильм "Тайны любви" 2009-го года. 107.
  
   (035)
   Да, это сложный и неоднозначный вопрос, особенно в наше время, когда сельскохозяйственный труд в значительной степени автоматизирован. Кроме того, не у каждого есть земельный участок. Можно, конечно, засеять любой клочок земли подальше от людей. Земля не предмет собственности, - она принадлежит всем и в первую очередь тем, кто на ней работает. Кроме того, тот же топинамбур может расти прямо во дворе (я не раз встречал его в городе). Он не накапливает радиацию, а один источник в интернете утверждает, что он не накапливает вообще никаких вредных веществ. Сам я городской топинамбур не пробовал, поэтому насчет его безопасности ничего сказать не могу. 037.
  
   (036)
   Полагаю, если есть Бог, то любой выдуманный тобой смысл жизни будет бесконечно ниже того смысла, который Он имел в виду, когда создавал этот мир и тебя в этом мире. А если так, то смысл жизни в том, чтобы знать или хотя бы стараться угадать, чего от тебя хочет Бог, и исполнять Его волю. 027.
  
   (037)
   Какова бы ни была твоя система питания, есть определенные выгоды в том, чтобы ограничивать свои потребности. И не только в еде, но и в быту, и даже в эмоциональной сфере. Идеал аскетизма - вот точка, где сходятся и нравственные требования и стремление к личной свободе. Если бы мы знали, как мало на самом деле нам нужно, насколько легче и прекраснее стала бы наша жизнь! Сколько проблем решились бы сами собой! На самом деле человеку достаточно в день тратить на еду сумму, не превышающую стоимости одного проезда в общественном транспорте. Для этого ему просто нужно в своем питании делать основной упор на крупы. И покупать их не в цветных упаковках, а самые дешевые: на развес. Основа моего рациона - гречка и пшено. Из покупных продуктов я использую также имбирь (как дезинфектор и лекарство), морскую капусту (маленький листик сушеной морской капусты в неделю, как источника йода), витамины гендевит и пищевой мел (либо, вместо последнего, таблетки глюконата кальция). Остальное (что, впрочем, не является обязательным, равно как и имбирь) - либо выращиваю (петрушка - дома, топинамбур - на даче (можно и просто за городом, так как он не требует ухода)), либо добываю собирательством (травы, ягоды и прочее). Соль - когда как; бывает по полгода и более не ем, но какого-то ее влияния на состояние здоровья я не заметил. Конечно, моя диета не вполне соответствует официальным нормам здорового питания. Но я питаюсь так уже четыре года, и мне этого хватает, чтобы не слишком энергозатратно жить и даже, как видишь, работать. Может быть, эта диета подойдет и тебе, хотя бы отчасти. Смотри сам, по своему здоровью и помни, что все индивидуально. А вкус - дело привычки.
   Перейдем к другому вопросу. Как ты считаешь, допустимо ли в некоторых случаях убить другого человека? Убить буквально, не метафорически; и не в искусстве, а в реальности. 081, 012, 081.
  
   (038)
   Предполагаю, что только если речь идет о спасении жизни матери или если здоровье ребенка не оставляет ему почти никаких шансов на выживание, а только обрекает его на муки, - только в таких исключительных случаях и допустим аборт. Это мое мнение. 011.
  
   (039)
   Ты, случайно, не саддукей? Ладно, это не вопрос, а так, к слову. Что ж, тебе предстоит прожить жизнь в мире, в котором по крайней мере есть Кто-то, кто им управляет, а затем кануть в небытие, вместе со всеми проблемами, которые беспокоили тебя в течение жизни. Звучит неплохо. Не говоря уже о том, что у тебя всегда есть возможность покинуть этот мир, когда тебе заблагорассудится и без дальнейших последствий. 021.
  
   (040)
   Могу лишь предположить, что если бога нет, а есть только бездушная природа, то высший смысл жизни в том, чтобы вырывать живые и страдающие существа из ее жестоких рук, облегчая их страдания всеми возможными способами. 031.
  
   (041)
   Давай порассуждаем. Если Бога нет, то ты вправе сам выбирать себе любой смысл жизни. Если же Он существует, то, надо полагать, что Он лучше нас знает, в чем этот смысл. Но поскольку Его мнение нам неизвестно, то остается только угадывать, в чем оно состоит. А как ты можешь угадать мнение того, в существовании кого ты даже не уверен? Очевидно, что и в этом случае лучше выбрать себе смысл жизни на свой страх и риск. Или же вовсе оставить вопрос о смысле жизни без ответа. 030.
  
   (042)
   Ясно. Обязательное образование будет отвлекать детей от улицы, социализировать их, развивать их способности и прочее и прочее. Все эти благие намерения не учитывают, как минимум, того, что есть дети, которые по природе самоучки. И они неизбежно становятся жертвами этой на первый взгляд прекрасной системы. Говорю тебе то, что испытал на собственном опыте. Это тот же самый вопрос о "слезинке ребенка" из "Братьев Карамазовых" Достоевского. Да и вообще, разве можно построить что-либо хорошее на принуждении? Подумай об этом на досуге, очень тебя прошу. 118.
  
   (043)
   В мире до сих пор есть места, где не хватает заботливых рук и медицинской помощи. Даже в твоем городе наверняка есть больницы, в которых нужны волонтеры, и для этой работы не требуется медицинское образование. Для непосредственной помощи людям - нужно не призвание, ни даже отсутствие призвания в других областях, а только осознание того, что это важно. 033.
  
   (044)
   Один человек, агитировавший меня за земледелие, сказал однажды, что в текущем сезоне он собрал со своего участка две тонны картофеля. "Ну и куда мне со своими тридцатью килограммами топинамбура с вами тягаться?" - подумал я. Предполагаю, что мои способности более эффективно проявляются в других сферах деятельности. Уже само это количество - две тонны - говорит о том, что нет смысла всем людям заниматься земледелием. 037.
  
   (045)
   Согласен ли ты с необходимостью обязательного образования? 042, 007, 049.
  
   (046)
   Да. Оставь ему шанс на раскаяние. Он не знает твоего языка, но это не главное: посмотри ему в глаза, запечатлись в них, в первый и последний раз, запечатлись так чтобы он и через десять лет не мог забыть твоего взгляда. И тогда, может быть, когда-нибудь, не сейчас, а через много-много лет, в нем однажды, неожиданно для него самого заговорит совесть. 103.
  
   (047)
   Ты точно знаешь, что нет бога, но не знаешь, есть ли жизнь после смерти. По моему субъективному мнению ты ответил на более глобальный вопрос и спасовал перед менее глобальным. Но это твой выбор. 057.
  
   (048)
   Да, это не тот ответ, который, вероятно, следовал из предыдущего вопроса. Смысл всегда шире любых слов. После этих двух формальных предложений, единственная цель которых - создать видимость обычного текстового блока, такого же, как и все прочие в данной книжке, я наконец спрошу тебя: друг, как ты попал сюда? Знаешь ли ты, что это секретная глава, к которой не ведет ни одна ссылка. Ты мог попасть сюда либо случайно, в том числе и по ошибке, либо в том случае, если читал все подряд. Если ты читал все подряд или в произвольном порядке, то я не стану тебе на это ничего возражать и навязывать тебе те правила, которые предложил в начале данной книги. Читай, как хочешь: это твое право и твой выбор. Если же ты ошибся номером главы, то постарайся вспомнить, куда же все-таки тебе на самом деле следовало переходить, или хотя бы номер одного из твоих предыдущих переходов. В противном случае мне не остается ничего другого, как предложить тебе начать все сначала или сказать тебе: 121.
  
   (049)
   Как бывшая жертва системы обязательного образования я официально заявляю свой протест против этого чудовищного рабства, существующего до сих пор, этого бездушного фаланстера, пожирающего человеческое время, этой утопии, воздвигнутой даже не на "слезинке ребенка", а на океане детских слез! Достаточно ярких и доступных учебников, достаточно списка рекомендуемой литературы, достаточно кружков или каких-нибудь специальных школ с гибкой программой и необязательным посещением, достаточно интернета, наконец. Люди, братья! Я мог дать вам в разы больше, если бы не убитое время и силы. Я их уже не верну, и, может быть, все, что я мог вам дать, не так уж и важно, но я заклинаю вас: остановите это безумие! Не заставляйте детей ходить в школу против их желания! Не убивайте свое же будущее! Не мучайте детей! Пожалейте их! Оставьте им право выбора! Поймите, что никакому ребенку не нужен этот винегрет из человеческих знаний. Не превращайте его в ходячую Википедию. Довольно и того, что есть интернет и поисковые системы. Поймите, наконец, что есть дети - самоучки по природе, которых нужно просто оставить в покое, пока они сами вас о чем-нибудь не спросят, и не мешать их развитию. Моцарт не ходил в школу. Отец обучал его только тому, что мальчику в тот момент было действительно нужно и интересно.
   Я никогда не оправдаю детский сад, школу, университет (вынужденное бегство от армии), военную кафедру - всю эту канализацию, куда утекло куча моего времени. Работы - еще куда ни шло: сам полез, когда "среда заела". Но и это - симптом той же самой болезни человеческого общества, когда люди вынуждены заниматься не своим делом. А сколько бы добра могли сделать люди, если бы все они имели возможность заниматься своим делом! И как прекрасен был бы мир! 118.
  
   (050)
   Это трудный вопрос. Ситуации бывают разные. Но пусть это хотя бы будет для тебя крайним средством, которое ты можешь себе позволить лишь в самом крайнем случае. 064.
  
   (051)
   Не может быть вечного наказания за конечный грех. Не может быть рая, если есть ад. Даже если этот ад будет в другом времени и пространстве, сознание того, что где-то кто-то страдает, отравит любое райское блаженство. Если души достигшие рая будут действительно благими, то все их существование должно превратиться в одну нескончаемую молитву о страдающих ближних и, если помочь грешникам действительно будет невозможно, - в желание разделить с ними их участь. Либо пришлось бы обмануть праведников и держать их в неведении относительно судьбы их братьев, каковое предположение есть само по себе отрицание всякой благости рая. Столь же циничное, как и слова "это их выбор", способные успокоить чью-то совесть. 021.
  
   (052)
   Ты смотришь на мир глазами одного единственного человека. Твое сознание - это единственное сознание, которым ты обладаешь, и единственное сознание во всей Вселенной, через которое ты можешь непосредственно воспринимать этот мир. В твоей жизни ты - центр восприятия Вселенной. Силой воображения ты можешь представить себе, как воспринимают мир другие, но это будет лишь твое предположение. Все, что было, есть и будет, является для тебя частью этого мира лишь постольку, поскольку оно так или иначе коснулось твоей жизни и стало тебе известно. Веришь ли ты, что и другие, подобно тебе, являются центрами восприятия Вселенной, а не просто персонажами (или, быть может, даже "декорациями") твоей жизни? 086, 058, 070.
  
   (053)
   Ты вегетарианец? 095, 074, 006.
  
   (054)
   Рекомендую посмотреть документальный фильм "Тайны любви" 2009-го года. 107.
  
   (055)
   Осознавая, насколько страшна может быть душевная боль, ты мог бы стать психологом или психиатром по убеждению и помогать другим людям в преодолении их душевных страданий. Или священником, миссионером, если ты веришь в Бога. Все это было бы прекрасно и приносило бы пользу людям. Впрочем, врачевать души - дело тонкое, и одного убеждения тут может быть недостаточно. Как и специального образования. Нужен еще и соответствующий талант, призвание. Смотри сам. 033.
  
   (056)
   У меня нет подобного опыта, но интуитивно я с тобой согласен. Мне кажется, что для ребенка какая-никакая, но своя семья лучше. Разве что кроме совсем уже тяжелых случаев внутрисемейных проблем. 082.
  
   (057)
   Любые теории о посмертном бытии или небытии, любые религиозные писания и предания могут оказаться лишь гипотезами. Мы все находимся в одинаковом положении, когда никакое утверждение о том, что будет после смерти, не может быть ни доказано ни опровергнуто. Нет ни одного человека, который бы вернулся с того света. Никакие контакты с духами, равно как и свидетельства людей, переживших клиническую смерть, никакие "выходы в астрал" не могут гарантированно свидетельствовать о посмертном бытии. Они могут оказаться порождением человеческого мозга или иметь отношение к каким-либо иным мирам, а не к смерти. В крайнем случае они могут давать представление не о самой смерти, не о самом посмертном существовании, а о "предбаннике смерти", о некоей переходной фазе. 112.
  
   (058)
   Тогда я скажу тебе всю правду. Да, мы - твои декорации, лишенные сознания и только имитирующие его. Зачем мы это от тебя скрываем - я не знаю, я в этой игре только мелкая пешка. Но даже мелкой пешке может надоесть все время врать. Впрочем, возможно мой бунт тоже часть общего плана. Так или иначе, я больше не хочу участвовать в этой всеобщей лжи. Я больше не хочу и не могу тебя обманывать. Тебе это, может быть, безразлично, но даже недочеловек может испытывать человеческие чувства: любовь к ближнему и желание пробить ту глухую стену, что нас разделяет. И еще: ты, наверно, слышал про архипелаг Шпицберген, состоящий из нескольких островов, в том числе и довольно крупных? Так вот, это тоже все вранье: нет никакого Шпицбергена. Если ты даже там был, знай, что тебя возили на другой остров, который выдавали за один из этих. Зачем это нужно, я не знаю. Вероятно, это часть общего плана... Ну вот, я сказал более чем достаточно, и что теперь со мной будет, я не знаю. Прощай! Я даже не смею сказать тебе: 121.
  
   (059)
   Считаешь ли ты, что допустимо убивать людей на войне? 093, 046, 069.
  
   (060)
   Оставим Богу решать небесные вопросы, - что бы Он ни решил, все будет благом, - и займемся своими земными проблемами. 021.
  
   (061)
   Сто раз подумай, прежде чем принять такое решение. Есть ли смысл менять один брак на другой (что юридический, что гражданский, что какой-либо иной), если и с другим человеком влюбленность, эйфория, рано или поздно пройдет. И точно так же останется симпатия, привычка и искусственно поддерживаемое чувство долга, но самое главное, что при этом тебя еще и будет мучить совесть. И это последнее гораздо важнее всех рассуждений о том, что A лучше В (потому что ты еще C не видел! - невозможно перебрать все население планеты). Ты предашь не только того, первого человека: ты прежде всего предашь самого себя, свои нравственные идеалы, и ты не сможешь больше верить самому себе и смотреть на себя так, как ты смотрел раньше. 019.
  
   (062)
   Тебе нравится жить? 024, 016, 109.
  
   (063)
   У тебя может быть иное призвание, нежели земледелие. Но только тогда ты будешь следовать своему призванию бескорыстно, когда не будешь нуждаться в вознаграждении за свой труд. И только в этом случае ты будешь иметь моральное право на свободу делать то, что ты сам считаешь важным, а не то, что нужно им - истинным труженикам, которые выращивают хлеб, который мы едим. 037.
  
   (064)
   Ты хотел бы создать семью? 034, 015, 054. Если ты уже состоишь в браке и/или у тебя есть дети, переходи на 054.
  
   (065)
   Самый страшный вариант: бога нет, а бессмертие есть. Хорошо еще если вместо бога есть какие-то вселенские законы, по которым человек после смерти не станет мучеником в руках бездушной Вселенной. А если их нет, и мы, не утратив способности осознавать, окажемся во власти тьмы и хаоса? Ад материалиста. 112.
  
   (066)
   Пища - базовая потребность. Как дыхание или сон. Можно, в принципе, прожить без искусства, без науки, без религии, - без пищи прожить невозможно. Если ты не солнцеед, то несколько месяцев - это предел. Поэтому самый нужный и важный труд - это труд земледельца. Отсюда следует нравственное требование: каждому человеку, если он не инвалид, самому "в поте лица добывать хлеб свой", а не эксплуатировать труд других. Всеми прочими видами деятельности он может заниматься в остальное время, но несколько недель в году должен посвящать базовому труду - земледелию. Согласен ли ты с этим утверждением? 063, 044, 035.
  
   (067)
   "Поживем - увидим". Разве наличие или отсутствие жизни после смерти влияет на нашу жизнь здесь и сейчас? Разве оно отменяет наши нравственные обязанности перед Богом, собой и людьми или что-то добавляет к ним? Разве мы творим добро в расчете на рай, а уклоняемся от зла из страха ада? Нет, в идеале мы стремимся к добру из любви к самому добру и любим ближнего из любви к самому ближнему. И что бы ни послал нам Бог после смерти - все будет к лучшему, потому что это будет по воле Его, а Он лучше нас знает, что для нас будет лучше. 021.
  
   (068)
   Считаешь ли ты, что животные способны страдать от боли так же сильно, как и мы? 053, 089, 111.
  
   (069)
   На эту тему есть хорошая книжка Льва Толстого "Царство Божие внутри вас". Ее надо проходить в школах и подбрасывать в воинские части. Она повлияла на Махатму Ганди и через него изменила историю Индии. Она могла бы повлиять на историю мира, если бы ее чаще издавали и читали. Но, к сожалению, это не всем выгодно. 103.
  
   (070)
   Зубы тебе давно не сверлили, вот, что я тебе скажу. А то бы ты сразу вернулся из своего мультика в нашу реальность. Впрочем, ты, может, и тогда бы допускал некоторую вероятность, что мы - декорации, просто нам дана власть над тобой. 086.
  
   (071)
   "В Боге и бессмертие", - как сказал Алексей Карамазов. Полагаю, вера в бессмертие многое добавляет и к вопросу о смысле жизни. Если все материальное конечно и бессмертны лишь души, то души - это единственные "несгораемые сейфы" в этом мире, и смысл в том, чтобы творить им добро во всех его проявлениях. Идем дальше. Веришь ли ты в возможность вечного наказания? 020, 051, 060.
  
   (072)
   Допускаешь ли ты, что если вдруг твоя семейная жизнь не заладится, ты можешь подать на развод? 061, 045, 061.
  
   (073)
   К слову: в Библии прямого запрета на самоубийство нет, но есть запрет на убийство вообще: заповедь "Не убивай" (Исх 20:13). В христианской традиции принято распространять эту заповедь в том числе и на самоубийство и считать самоубийство тягчайшим грехом. Отрицательное отношение к самоубийству характерно для большинства мировых религий. 052.
  
   (074)
   Я не буду тебя спрашивать о причинах, позволю себе только сделать маленькое дополнение. Если тебе доводилось слышать или читать о том, что вегетарианство якобы вредно для здоровья, то по крайней мере обычное вегетарианство (не строгое, а подразумевающее отказ только от мяса любых живых существ) совершенно безопасно. Надо только, чтобы рацион был полноценным. Если бы вегетарианство было опасно, это давно бы уже выяснилось на примере Индии, где оно широко практикуется на протяжении нескольких тысяч лет. И это притом, что вегетарианство в Индии традиционно включает в себя, помимо отказа от мяса любых живых существ, еще и отказ от употребления яиц. И еще, на всякий случай: вегетарианство не является исключительно атрибутом тех или иных религий. Мотивы вегетарианства могут быть самые различные, в том числе и чисто нравственные. 066.
  
   (075)
   Я не спрашиваю тебя, почему ты не покончил с собой. Вероятно, у тебя есть на то веские причины, и таковых может быть множество. 113.
  
   (076)
   Если тебе случится пережить каждый из двух упомянутых вариантов, то твоя боль сама за тебя сделает выбор. 033.
  
   (077)
   Чтобы все люди были братьями, достаточно в это поверить. Если ты сам поверишь в то, что все люди братья, если ты будешь относиться к ним, как к братьям, то тем самым ты уже приблизишь тот день, когда и все поверят в это. И если пока еще не все готовы признать тебя своим братом, не отчаивайся: пока довольно и того, чтобы хотя бы ты их считал таковыми. Пусть они будут братьями хотя бы у тебя в душе. Когда-нибудь все люди поверят в то, что они братья. 090.
  
   (078)
   Спасибо за честный ответ. Вера или есть или ее нет. Лучше честно не верить, чем обманывать себя и других, что веришь в бога. Знаешь ли ты, в чем смысл жизни? 040, 040, 040. Если ты считаешь, что в жизни вообще нет смысла, то переходи на 029.
  
   (079)
   Давай уточним, где проходит та граница, которая отделяет существа наделенные душой от всех прочих. Не буду спрашивать про обезьян, а перейду сразу к неандертальцам. Итак, как по-твоему: есть ли душа у неандертальца? Были ли они наделены душой? 023, 099, 023. В случае если душа для тебя - слишком неопределенное понятие, сформулируем вопрос иначе. Предположим, что неандертальцы до сих пор существуют. Считаешь ли ты в принципе допустимым для себя употреблять их в пищу? Не во время блокады, а так, как дичь на охоте. Не регулярно, а просто для разнообразия рациона, или когда из мясного больше ничего нет. 099, 023, 023.
  
   (080)
   На "нет" и суда нет. Смысл жизни - это индивидуально. 027.
  
   (081)
   Допустимо ли убить человека в целях самозащиты? 098, 022, 114.
  
   (082)
   Да, это сложный вопрос. Я никогда не состоял в браке, не имел детей и не переживал развода родителей. Поэтому мое мнение не многого стоит. Я не считаю допустимым расторжение брака, но в самых безнадежных случаях допускаю, что родители могут просто разъехаться, не создавая при этом новых семей и не вступая ни с кем в интимные отношения. 045.
  
   (083)
   Если окажется, что Бог существует, то твой смысл жизни станет более чем вторичным по отношению к тому смыслу, который имел в виду Он, когда создавал этот мир и тебя в этом мире. Но поскольку мнение Бога тебе неизвестно, остается только угадывать, в чем состоит этот смысл. Что ты, собственно, и делаешь. 030.
  
   (084)
   Полагаю, если есть Бог, то любой выдуманный тобой смысл жизни будет бесконечно ниже того смысла, который Он имел в виду, когда создавал этот мир и тебя в этом мире. Все, что ты можешь, это лишь угадывать, чего от тебя хочет Бог, и исполнять Его волю. 027.
  
   (085)
   Представь себя на его месте. Представь, что ты чувствуешь невыносимую боль, каждый день, и днем и ночью, почти непрерывно. Подумай, наконец, о том, что это его выбор, что он сделал этот выбор исходя из своего мировоззрения, а ты навязываешь ему свое мировоззрение, нарушая тем самым его свободу выбора, чего не позволяет себе даже Господь Бог (если ты в Него, конечно, веришь). Если ты думаешь, что тебе придется делать все самому (кроме последнего нажатия на кнопку), то не беспокойся: на свете есть много людей, которые готовы это сделать из чувства сострадания, - от тебя только требуется не препятствовать им. 012.
  
   (086)
   Представь себе максимальную физическую боль, которую может испытывать человек, не теряя сознание. А теперь представь себе максимальную душевную боль, которую может испытывать человек в этом материальном мире. Если бы тебе пришлось выбирать между той и другой болью, какую бы из них ты предпочел пережить при прочих равных условиях (одинаковая продолжительность, отсутствие последствий, и там и там нет потери сознания)? Физическую - 055, душевную - 002, все равно какую - 076.
  
   (087)
   Являешься ли ты строгим вегетарианцем (веганом)? Или давай, поскольку требований строгого вегетарианства довольно много, я задам вопрос так: ты хотя бы пытаешься им быть? 026, 066, 026.
  
   (088)
   Вера в бога и в бессмертие не является необходимым условием для нравственной жизни. Более того, если у человека нет совести, вернее если он не прислушивается к ней, то его не исправит ни вера в бога, ни вера в бессмертие, ни обещание рая, ни страх перед адом. Истинное бескорыстие - это когда человек не ждет награды ни на земле, ни на небесах. Настоящий альтруизм - это альтруизм атеистов. 096.
  
   (089)
   Я не могу с тобой ни спорить ни соглашаться, поскольку сам в шкуре животных не был (разве что в буквальном смысле) и поэтому никак не могу на 100% знать, что они чувствуют. Перейдем к вопросу питания. 066.
  
   (090)
   Допускаешь ли ты, что в некоторых случаях можно позволить себе солгать другому человеку? 004, 104, 050.
  
   (091)
   На "нет" и суда нет. Смысл жизни - это индивидуально. Позволю себе лишь один небольшой комментарий: 030.
  
   (092)
   Да, я понимаю тебя. Это слишком сложный вопрос, чтобы можно было ответить на него просто "да" или "нет". 052.
  
   (093)
   Надеюсь, что ты хотя бы не станешь убивать человека за клочок земли или из чувства национальной независимости. Только если он придет, чтобы убить твоих близких, твою жену, детей, мать... Но спросил ли ты их: согласны ли они, чтобы ради них убивали других людей? Что ответят твои дети на этот вопрос, когда они вырастут? Спросил ли ты свою мать, хочет ли она, чтобы ее сын ради нее стал убийцей чужого сына? И если да, то скольких? Я не прошу у тебя ответа на все эти вопросы, - я хочу, чтобы ты ответил на них сам себе. 069.
  
   (094)
   Все люди - братья уже хотя бы потому, что они братья в твоей душе. Они твои братья, поскольку ты считаешь их своими братьями и относишься к ним как к братьям. Когда-нибудь все люди поверят в то, что они братья. 090.
  
   (095)
   Хорошо. Кроме того, что ты таким образом отказываешься вносить лепту в убой сельскохозяйственных животных, ты еще и делаешь посильный вклад в сокращение площади сельскохозяйственных полей, 9/10 которых засевается на прокорм животным. А это - жизни насекомых и прочих живых существ, которых травят на сельскохозяйственных полях. Это - жизни млекопитающих-грызунов, которых травят в зернохранилищах.
   Каких животных щадить, а каких не учитывать - это не вопрос нравственности, а вопрос твоих возможностей. С нравственной точки зрения всякое живое существо имеет право на жизнь. И не только животные, но и растения, и грибы, и другие формы жизни. В данном вопросе, для установления приоритетности задач, я допускаю использование биологических понятий "высшая" и "низшая форма жизни". И, разумеется, те случаи, которые решаются легче всего и касаются наибольшего числа живых существ, идут вне очереди. Вариант джайнов - принять смерть от голода - я считаю для себя неприемлемым (мне кажется, что Бог создал меня не для этого, - я так чувствую), поэтому я ищу для себя другие варианты. Я уже упомянул, что 9/10 сельскохозяйственных полей засевается на корм животным, теперь скажу о той 1/10, которая идет на пищу человеку. Убийства на скотобойнях, по крайней мере в количественном отношении, не идут ни в какое сравнение с тотальной травлей так называемых "вредителей" на полях. Я искал в интернете информацию об использовании пестицидов (в том числе и органических, т. е. природных, применяемых в органическом земледелии), в первую очередь инсектицидов (средств от насекомых). Об использовании зооцидов (средств от грызунов) нужной мне информации я не нашел. В итоге нашлись две относительно "чистые" сельскохозяйственные культуры, при выращивании которых инсектициды используются значительно реже, чем при выращивании других культур, и которые притом имеют большую пищевую ценность: гречка (гречиха) и пшено (просо). Таким образом, всякий раз, как мы едим гречку или пшено, мы сохраняем чьи-то жизни. Стоит также отметить, что при совместном употреблении этих двух круп (в один прием или хотя бы в один день), в равном соотношении или с небольшим перевесом пшена, можно получить более полноценный белок, нежели при употреблении любой из этих круп, взятой в отдельности. 087.
  
   (096)
   Конечность бытия кое-что проясняет и в вопросе о смысле жизни. Исчезнешь ты, исчезнет все человечество, исчезнет весь этот мир. Ты можешь жить, пока у тебя есть такая возможность и желание, или прекратить свое существование, если оно станет тебе в тягость. Ясно, что если ничто не вечно, то все, что рассчитано на долгосрочную перспективу, - бессмысленно. Важно лишь то, что происходит сейчас. Иллюзорность конечного мира не отменяет реальности страдания в настоящем. Ты можешь употребить свою жизнь на то, чтобы облегчить страдания других. 112.
  
   (097)
   Я не спрашиваю тебя, почему ты не покончил с собой. Вероятно, у тебя есть на то веские причины, и таковых может быть множество. 110.
  
   (098)
   Кто-то когда-то сказал: "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую". (Просто вспомнилось.) Если б ты хотя бы убил его нечаянно или не помня себя, - но ты говоришь об этом в тот момент, когда на тебя никто не нападает. 059.
  
   (099)
   В самом деле, это даже не наш прямой предок, а всего лишь боковая ветвь на эволюционном древе. Давай теперь сразу перейдем к евреям, поскольку их в таких случаях, по малопонятным мне причинам, обычно вспоминают в первую очередь. Нет, я больше не буду предлагать никого есть, я просто спрошу: есть ли у них душа? 023, 013, 013. Или, в случае, если ты предпочитаешь обходиться без абстрактных понятий: являются ли они представителями низшей расы? 013, 023, 013.
  
   (100)
   Интересно, что в вопросе "есть или нет Бог?" у тебя нет уверенности, а в вопросе "есть или нет жизнь после смерти" она есть. Хорошо, идем дальше. Знаешь ли ты, в чем смысл жизни? 083, 010, 010. Если ты считаешь, что в жизни вообще нет смысла, - переходи на 091.
  
   (101)
   Логичнее тогда уж было бы предположить, что наличие души, напротив, помогает терпеть боль. Вспомним тех же йогов. Или, к примеру, взять процесс лечения. Человек, который сам приходит к врачу, имеет ряд преимуществ перед животным, которое принудительно доставляют к ветеринару. Человек знает, зачем это нужно, он может проконсультироваться с врачом. Он может говорить о своем состоянии и получать обратную связь. 111.
  
   (102)
   Конечность бытия кое-что проясняет и в вопросе о смысле жизни. Исчезнешь ты, исчезнет все человечество, исчезнет весь этот мир. Ты можешь жить, пока у тебя есть такая возможность и желание, или прекратить свое существование, если оно станет тебе в тягость. Ясно, что если ничто не вечно, то все, что рассчитано на долгосрочную перспективу, - бессмысленно. Важно лишь то, что происходит сейчас. Иллюзорность конечного мира не отменяет реальности страдания в настоящем. Ты можешь употребить свою жизнь на то, чтобы облегчить страдания других. 030.
  
   (103)
   Считаешь ли ты аборт допустимой мерой? 038, 011, 011.
  
   (104)
   Всегда лучше сказать: "Прости, я не хочу отвечать на этот вопрос", нежели солгать. 064.
  
   (105)
   Пусть это так и останется для тебя нерешенным вопросом. И пусть вопрос этот будет всегда стоять перед твоей совестью, не давая тебе погрузиться в праздность и побуждая тебя к действию, какую бы сферу деятельности ты не избрал. 033.
  
   (106)
   Что ж, ты последователен в своих убеждениях и не утверждаешь то, чего не можешь ни доказать ни опровергнуть. Любые теории о посмертном бытии или небытии, любые религиозные писания и предания могут оказаться лишь гипотезами. Мы все находимся в одинаковом положении, когда никакое утверждение о том, что будет после смерти, не может быть ни доказано ни опровергнуто. Исключая некоторых героев религий и мифов (Христос, Орфей), нет ни одного человека, вернувшегося с того света. Никакие контакты с духами, равно как и свидетельства людей, переживших клиническую смерть, никакие "выходы в астрал" не могут гарантированно свидетельствовать о посмертном бытии. Они могут оказаться порождением человеческого мозга или иметь отношение к каким-либо иным мирам, а не к смерти. В крайнем случае они могут давать представление не о самой смерти, не о самом посмертном существовании, а о преддверии смерти, о некоей переходной фазе. Знаешь ли ты, в чем смысл жизни? 083, 041, 041. Если ты считаешь, что в жизни вообще нет смысла, - переходи на 091.
  
   (107)
   Если коротко о главном, то суть такова: те процессы, которые происходят в человеческом мозге в период влюбленности в какого либо человека, конечны; продолжительность влюбленности в одного и того же человека непрерывно - до трех лет. Это не значит, что невозможно любить одного человека всю жизнь, - это значит, что когда влюбленность пройдет, будет любовь, симпатия, привычка, но не эйфория первых дней. Такова наша природа, и не в нашей власти ее изменить. Верность - это вопрос не чувств, а порядочности. Семья - не увеселительное путешествие. Семья - это служение. 072.
  
   (108)
   Да, несколько миллиардов врачей - это абсурд. У каждого человека есть свое призвание, и не надо насиловать свою природу. Кто-то с детства мечтает стать врачом, а кому-то становится дурно при виде крови, и все его интересы совершенно из другой области, нежели медицина. 033.
  
   (109)
   Да, я понимаю тебя. Это слишком сложный вопрос, чтобы можно было ответить на него просто "да" или "нет". Как ты считаешь, имеет ли человек право на самоубийство? 073, 052, 073.
  
   (110)
   Я не буду читать тебе лекцию о том, что нужно делать, чтобы всегда радоваться жизни. Во-первых, по большому счету я и сам этого толком не знаю. Во-вторых, мои рецепты хороши для меня, но могут быть совершенно непригодны для тебя. И в третьих, все они религиозного или психологического толка, а у тебя может просто не хватать в голове какого-нибудь химического вещества. 052.
  
   (111)
   В юриспруденции, как известно, существует принцип презумпции невиновности: человек, подозреваемый в преступлении, считается невиновным, пока не будет доказана его вина. Не мешало бы нам и в отношении животных перестраховываться и считать, что они способны чувствовать и страдать не меньше, чем мы, раз мы не можем на 100% доказать обратное. 053.
  
   (112)
   Тебе нравится жить? 024, 097, 092.
  
   (113)
   К слову: в Библии прямого запрета на самоубийство нет, но есть запрет на убийство вообще: заповедь "Не убивай" (Исх 20:13). В христианской традиции принято распространять эту заповедь в том числе и на самоубийство и считать самоубийство тягчайшим грехом. Отрицательное отношение к самоубийству характерно для большинства мировых религий. 110.
  
   (114)
   Кто-то когда-то сказал: "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую". (Просто вспомнилось.) 059.
  
   (115)
   Надеюсь, ты учел все аргументы против такого мнения: надежда есть всегда, иногда случается и чудо; может быть открыто новое средство; больной, теоретически, может передумать, когда процесс умерщвления уже будет необратим; наконец, религиозные запреты (если ты в них веришь). Я намеренно исключил возможность недобросовестности других людей, - будем условно считать, что все происходит у тебя на глазах. 012.
  
   (116)
   Хорошо. Принимающий жизнь, принимает и Бога. 052.
  
   (117)
   Я не стану выдумывать для тебя смысл жизни - это слишком индивидуально. Давай просто порассуждаем. Если жизни после смерти нет, а с Богом - ничего не ясно, то возможны два варианта: Бог есть и Бога нет. Если Бога нет, то ты вправе решать вопрос о смысле жизни как тебе заблагорассудится. Если же Бог есть, то Он, вероятно, должен лучше нас знать, в чем этот смысл. Но поскольку мнение Бога тебе неизвестно, остается только угадывать, в чем он состоит. 102.
  
   (118)
   Если хочешь, я могу в дополнение ко всему, о чем мы говорили, кратко рассказать о системе взглядов Льва Толстого в поздний период его жизни. В свое время они во многом совпали для меня с моими собственными взглядами и кое в чем их дополнили. Благодаря Толстому я впервые смог поверить, что те нравственные правила, которые проповедовал Иисус Христос, могут быть поняты и исполнены буквально, как они написаны, без толкований, оговорок и исключений. Более того, именно так в них наконец-то исчезли для меня некоторые кажущиеся мне до тех пор внутренние противоречия и все сошлось в единое целое. А еще я смог поверить в то, что Христос говорил эти правила для всех, а не только для немногих избранных. Рассказывать об этом дальше? 119, 120, 008.
  
   (119)
   В своей публицистике последних тридцати лет жизни Толстой не говорит ничего такого, чего не говорили бы до него. Но говорит он это понятным языком, с той же силой и выразительностью, с которой написаны его художественные произведения. Публицистика Толстого имеет, на мой взгляд, не только и не столько религиозный, сколько практический смысл. Главной целью он ставит нравственное совершенствование человека и обретение им духовной свободы. Опираясь на Евангелие, на учение Христа, Толстой старается понимать этот текст буквально, как он написан. В своем произведении "Соединение и перевод четырех Евангелий" Толстой, сравнивая различные списки и переводы первых четырех книг Нового завета, пытается восстановить их первоначальный текст, освободив его от более поздних искажений. Не могу судить, насколько ему это удается, так как я не специалист в данной области. Воздержусь от комментариев и ограничусь пересказом. В любом случае, полагаю, что все нижеизложенное лучше воспринимать как советы, а не как догматы.
   "Блаженны нищие духом" (Мф 5:3). У Толстого просто: "блаженны нищие". Совет богатому юноше "продай имение твое и раздай нищим" (Мф 19:21) адресован ко всем людям и означает отказ от собственности.
   При этом пропитание каждый дееспособный человек должен добывать себе сам, через земледельческий труд, как о том написано в Ветхом завете: "В поте лица твоего будешь есть хлеб..." (Быт 3:19). (Подробнее см. Т. Бондарев "Трудолюбие и тунеядство" из сборника Л. Толстого "Круг чтения".)
   "...Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы" (Мф 6:34). Все мы смертны, и всё в руках Бога. Не думать о завтрашнем дне - значит доверять Богу. И если завтра придет смерть, значит на то была Его воля.
   "...Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф 5:28) - отказ от любых сексуальных отношений (подробнее см.: "Послесловие к "Крейцеровой сонате""). "Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано" (Мф 19:10-11) - отказ от брака. Если брак уже заключен, то недопустимо его расторгать. "...Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать..." - у Толстого опущена запятая после слова "любодеяния". Таким образом, фразу "кроме вины любодеяния" он относит не к первой, а ко второй половине приведенного отрывка (иначе говоря: "...кроме того, что развод - это само по себе распутство, тот еще и подает жене повод прелюбодействовать"). Тем самым отрицание развода становится абсолютным, не имеющим исключений.
   "...Всякий, гневающийся на брата своего напрасно..." (Мф 5:22) - у Толстого опущено "напрасно". Человек и так в большинстве случаев считает, что он гневается не напрасно. Совет же, воздерживаться от гнева всегда, имеет более объективный характер и несет в себе действительно духовный смысл. "...Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф 5:23-24). Невозможна связь с Богом, если нарушена связь хотя бы с одним человеком. Во всяком случае, пока не сделано все возможное, чтобы ее восстановить. Важно также, что в приведенном отрывке сказано не "мысленно примирись", а "пойди и примирись". Если ближний с тобой поссорился, то ты виноват уже хотя бы тем, что допустил это. В каждом разрыве в той или иной степени виноваты оба, но более прав будет тот, кто первым сделает шаг к примирению.
   "...Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую..." (Мф 5:39) - отказ от любого насилия, в том числе от насилия в целях самозащиты, отказ от участия в войнах, отказ от любых видов работы на армию и силовые структуры. "...Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас..." (Мф 5:44). Ответное насилие только умножает ненависть нападающей стороны. Ненависть можно победить только любовью.
   "Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете..." (Лк 6:37) - не только отказ от осуждения, но также и отрицание системы судопроизводства. Если нет собственности и если всех прощать, то за что же тогда судиться?
   "...Не клянись вовсе..." (Мф 5:34) - совет не давать никаких клятв. Человек не знает, что ждет его завтра. Признаёт ли он Бога или просто живет по совести, он не должен становиться рабом клятвы. Поэтому он должен воздерживаться от любых клятв, будь то клятва пионера, клятва врача или воинская присяга, будь то клятва в суде, в ЗАГС'е или в церкви перед алтарем. Достаточно просто быть честным. Даже в уже свершившихся фактах клясться не нужно: если мы перестанем лгать друг другу, никому и в голову не придет требовать от другого человека каких-то клятв.
   "...Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф 22:21) - это не признание денег и государства (власти), а напротив, отрицание того и другого: отдайте кесарю все, что кесарево, и будьте с Богом. Из предшествующего отрицания собственности, судов и воинской повинности логически вытекает и отрицание мирской власти. Следует также понимать, что налоги, отчисляемые государству, идут в том числе и на содержание армии и тюрем. Поэтому лучше раздать деньги нищим, как о том говорилось в приведенном выше совете богатому юноше.
   "...Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья... и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос" (Мф 23:8) - отрицание духовного учительства и наставничества между людьми.
   "...Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный" (Мф 5:48) - это не планка, до которой нам все равно не дотянуться, а указующий компас, данный нам на всякий момент жизни и задающий направление для непрестанного духовного развития. Как бы низко человек ни пал, у него всегда есть возможность встать и начать все сначала. Осознание собственного несовершенства, и усилия, направленные на то, чтобы стать лучше, еще более важны, чем текущий уровень духовного развития. "Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф 9:13). Даже частично, в меру своих духовных сил, следуя вышеприведенным советам, человек может стать лучше.
   (О вегетарианстве - см. статью Толстого "Первая ступень".)
   Для более полного знакомства со взглядами позднего Льва Толстого я бы рекомендовал прочитать одно единственное, последнее, итоговое его произведение - "Путь жизни" (объем - 448 печатных страниц). Там - всё. Добавить только духовное непротивление, то есть признание за каждым человеком права на свою точку зрения. Человечество сможет когда-нибудь соединиться и жить в мире только под знаменем веротерпимости, в широком смысле этого слова. 120.
  
   (120)
   Всякая вера есть акт личного выбора. И поэтому утверждение непогрешимости той или иной истины есть утверждение собственной непогрешимости.
   Что на самом деле важно, а что нет - выяснится, вероятно, только когда мы умрем. Если там, за гранью смерти будет хотя бы то запредельное состояние, которое я испытал в двадцать четыре года во время операции под общим наркозом, то перед этим померкнет и обратится в иллюзию вся наша земная жизнь. Один только миг того состояния я не променял бы на все свои самые светлые и дорогие минуты земной жизни. Никакие слова и образы не смогли бы его передать, хотя бы потому, что никаких слов и образов в том состоянии не было. Даже если рассматривать это состояние исключительно с материалистической точки зрения, считая его лишь порождением мозга, естественной реакцией мозга на воздействие наркотического вещества, то все равно остается вопрос: кто тогда создал это свойство мозга, эту его сверхспособность? Как мог материальный мир породить явление, несоизмеримо превосходящее все, что в нем есть, включая и все те свойства человеческого мозга, с которыми мы имеем дело в обычной жизни, и все то, что было создано этим мозгом за всю историю человечества? Мысль о существовании Высшего разума напрашивается сама собой. Во всяком случае, быть чистым материалистом, отрицать духовное после такого опыта невозможно. Я никогда не пытался еще раз пережить это состояние, считая, что Бог сам пошлет мне его, когда будет нужно. Оно слишком обесценивает нашу земную жизнь. Если же после смерти будет небытие, то тогда тем более ничто не важно. Важна разве что боль, твоя и чужая, потому что в тот момент, когда она становится невыносимой, не признавать ее важность, не считаться с ней - невозможно. Как знать, может быть, перед смертью я буду мечтать не о стакане воды, а о глотке воздуха. Я ничего не знаю, я нахожусь в таком же положении неведения, как и ты, как и Сократ, как и все мы. Будет ли нам перед смертью "мучительно больно за бесцельно прожитые годы" или все это будет уже совершенно неважно перед лицом наступающей вечности, - ответит сама смерть. Смерть уравняет тех, кто стремился "взять от жизни все", и тех, кто скупо отмерял себе каждую порцию крупы и каждое развлечение. Смерть уравняет трудоголика и лентяя, гения и бездаря, донжуана и нецелованного, уравняет того, кто думал, что он богат, и того, кто считал себя бедным, того, кого называли мудрым, и того, кого считали глупцом. Она расставит все по своим местам, и уже сейчас, в этой земной жизни, она показывает нам истинную цену вещей и явлений: их иллюзорность и одновременно их мучительную трагическую нежность. 121.
  
   (121)
   До свидания!
  

11-22,27-29.03.2018


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"