|
|
||
Опрос по предложению одного из читателей. Он просил задать эти вопросы людям старшего поколения, в 50-х ходивших в походы, а также геологам, работавшим в глухих местах, охотникам и др. Я также думаю, что такой вопрос следует задавать туристам, геологам, охотникам и др. всех возрастных групп, поскольку сама лично сталкивалась с описываемым случаем и мне известны случаи взятия вещей с культовых мест по рассказам знакомых. |
* * *
Опрос по предложению одного из читателей "Мансийского следа".
Он просил задать эти вопросы людям старшего поколения, в 50-х ходивших в походы, а также геологам, работавшим в глухих местах, охотникам и др.
Я также думаю, что такой вопрос следует задавать туристам, геологам, охотникам и др. всех возрастных групп, поскольку сама лично сталкивалась с описываемым случаем и мне известны случаи взятия вещей с культовых мест по рассказам знакомых.
Просьба ответить серьезно и вдумчиво. Это своего рода социологическое исследование.
Если вы сами не сталкивались с такими случаями, но вам известны по рассказам друзей, родителей, знакомых, то сообщайте свой вариант ответа в комментариях.
Вопрос таков:
Встречались ли Вам в лесу, в горах, в степи какие-либо культовые постройки местных жителей, и как вы поступали в таком случае:
1. Не приближались, проходили мимо.
2. Пытались посмотреть, что там внутри.
3. Посмотрели, что там внутри и взяли мелкую вещицу "на память".
4. В основном, смотрели и проходили мимо, один раз взяли что-нибудь из этого "хранилища" "на память".
5. Посмотрели и пошли дальше, ничего не взяв с этого места.
6. Разрушили это место.
7. Ни разу не наталкивались на культовые места.
8. Сам не сталкивался, но знаю, что другие брали вещи с культовых мест.
9. Сам не сталкивался, но знаю, что другие проходили мимо, ничего не трогая.
Возможен личный вариант ответа. Все ответы анонимны. Имена отвечавших не указываются! Важен только сам ответ и рассказ, если сызволит рассказчик.
Спасибо!
Ответы.
"Встречаются культовые постройки только манси. Лично я никогда ничего не брал для себя из увиденного. Мимо, никогда не пройду. Что внутри посмотрю с осторожностью. Были случаи я знаю, что были луки насторожены внутри. Про других не знаю, если что-то кто-то, взял, об этом естественно не расскажет. Знаю, что некоторые любопытные умирали."
"В Карелии на одном из островов большого озера стояла старинная давно никем не посещаемая церковь. Мы залезли через окно. Внутри был неразграбленный трёхярусный иконостас, а за Царскими воротами была колода (достаточно толстое бревно с выдолбленной сердцевиной), внутри которой было очень много бумажных денег, как дореволюционных, так и купюр первых лет Сов. власти. Мы взяли по одной."
"На Саянах часто встречали туры из камней с тряпичными фрагментами молитв. Не трогали никогда. Встречали и святые деревья - одо -, увешенные такими же тряпицами. Это святые места тувинцев."
"Одно время жил в Сев. Казахстане. Недалеко от города было старое казахское кладбище: окопанная канавой территория в степи. Думаю, что от города окраины километров 5. В основном, захоронения старые, может, середины или начала 20-го века,провалившиеся холмики, тростниковая рогожа. Видел, что часть старых могил ... -попытки добраться до захороненных. Конкретно место-г. Лисаковск, за 4-м тогда микрорайоном, к реке Тобол . Время-1970 год, копано раньше. Стройка комсомольская была. Кто копал - не видел, результат видел."
Борис Гудков: "... Фотографии медвежьего черепа у меня, к сожалению, нет. Сколько помнится, никаких жердей там не было, а как был закреплен медвежий череп, мы не разглядывали, потому что не подходили к нему близко и тем более не трогали руками. Из уважения к местным святыням..." http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/gudkov.shtml
"Был в одном культовом месте, еще будучи школьником - в Чаньвинской пещере. Нам ее представили как Вогульская, рассказали в двух словах о вогульских охотниках, рассказали легенду о замурованном втором зале. Порылись мы там, потыкались по углам, но ничего интересного, естественно, не нашли. Кабы нашли, не знаю даже, взял бы или нет. Монетку старую точно бы взял. Но место-то уже 'не действующее'. А вот свой подарок духу пещеры оставил: выстрогал маленькую фигурку, вымазал в глине и обжег на костре. Оставил ее в углублении на углу 'арки' с левой стороны входа, до куда дотянулся."
"Я никогда ничего не беру, может потому, что встречались только сейды...(шутка). Смотреть на культовые сооружения, полазить - страсть, как люблю."
"Наткнулись однажды (в горах, немного выше посёлка) на старую церковь, хотели заглянуть внутрь, но все было заколочено. Было очень тихо, поэтому когда с дерева вдруг упала шишка, почему-то испугались и бросились оттуда со всех ног."
"Это священное место около деревни Согом, представляющее собой два громадных засохших кедра- "Старика" со "Старухой", которым покланяются местные вогулы. Нас туда привела местная шаманка по нашей просьбе. Ветки деревьев были увешаны разного цвета тряпочками и, по словам женщины, под деревьями земля просто набита, за долгие годы поклонения, различными монетами. Мы тоже положили около оснований деревьев несколько мелких монет и две или три сигареты. Взять что-либо, естественно, отсюда, даже, как сувенир, мы ничего не брали, понимая отношение местного народа к их святыням. Второе место это вогульское кладбище около деревни Маткины Юрты. Оттуда я привез домой только небольшую кинозарисовку об этом месте, ну и о самом походе конечно тоже. Вот, собственно, и все мои, так сказать, встречи с такими местами. По своей работе, например в Бурятии, на горных перевалах этого края, у дорог, мы часто видели такие импровизированные каменные туры тоже увешанные всякими ленточками и с массой металлических денег у их оснований. Естественно только осматривали эти места и двигались дальше. Один раз, правда, после долгого ожидания зарплаты, задержанной уж не помню по какому случаю, мои исполнители взяли немного денег из такого места, чтобы после получки восполнить взятое у святилища. Об этом они даже рассказали местным, которые отнеслись к этому достаточно философски- не умирать же с голоду ребятам!"
"Мне больше нравится ответ под номером 3. (Посмотрели, что там внутри и взяли мелкую вещицу "на память".) При этом добавлю из своего походного опыта. В 1965 году мной был организован поход " В поисках каменной бабы" в Ханты-Мансийском национальном округе. Каменная баба находилась в отдаленном от жилья месте верховьев р. Согом, считалась идолом, которому поклонялись охотники-ханты. Рядом находилась сгоревшая избушка, Камень был уронен а голова расколота. У ног старухи мы нашли монеты 1905 года выпуска и колокольчик от бубна, которые взяли. Была публикация в журнале Уральский следопыт. В этом примере есть ответы на разные вопросы из задаваемых..."
"Такие места не часто, но встречались, особенно на Северном Урале. Пройти просто мимо, не посмотрев, вряд ли возможно, но никогда ничего, конечно, не брал. Мне всего ближе ответ под номером 5 (Посмотрели и пошли дальше, ничего не взяв с этого места). А про других не знаю, обсуждать ни с кем не приходилось."
"Сам я никогда не встречал в лесу таких построек, но знаю массу людей, которые встречали. В том числе мои родители, и другие их сослуживцы. Ведь они исходили все леса СССР. Но, что бы что - то брать оттуда или тем более разрушать? Тому поколению это в голову прийти не могло. Поэтому вариант 9 - Сам не сталкивался, но знаю, что другие проходили мимо, ничего не трогая."
"Я родом из Приморья и у нас там есть свое место силы - гора Пидан (1333 м) - "Камни, насыпанные богом". Там имеются и мегалиты, и дольмены, и просто непонятным образом уложенные друг на друга каменные плиты. По легенде это культовые сооружения бохайцев (VII-X век н.э). В наше время Пидан - место паломничества сотен туристов и существует негласное правило посещения горы: "Поднявшись на гору, необходимо принести жертву богам. Это может быть монетка, украшение, сувенир, что угодно, но человек должен отметить свое почтение богам. Взять что-то с вершины горы вы можете только в том случае, если принесли такую жертву. Даже кусочек камня, взятый с Пидана в качестве сувенира, приносил затем несчастья своему владельцу, если он брал его, не давая ничего взамен".
"Не встречались прямо, но точно проплывали в 1970 году мимо устья реки Ялбынья. Абсолютно не было желания зайти туда, что-то поискать, посмотреть или взять. Геолог."
( продолжение следует по мере накопления материала)
М.П.
(с) 7 ноября 2015 г.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"