Пион : другие произведения.

Стандартное решение в непривычных тонах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Далёкий край нашей Галактики тёмен и пустынен. Исследовательское судно составляет карту местности, а среди кусков камня и замёрзших газов художник рисует свою картину. И чем лучше у художников картины, тем хуже у них характер. Воображают очень. (Как же приятно вернуться к серому фону сайта, с которым не связанно было ничего личного).

  Есть множество способов путешествовать в космосе, "Лексис" был оборудован старой, но самой надежной версией варп-двигателя. Полчаса - и уютный аэродром станции Центр сменяет равнодушный вакуум, потом день или два - и загадочная граница Галактики окружает космический корабль хороводом камней разного размера и состава. И всё нужно сфотографировать, измерить и занести в картотеку, а бывает, что в темных глубинах облака Оорта попадаются человеческие поселения, тогда вместительная нижняя палуба судна позволяет пригласить всех поселенцев на борт, чтоб тоже сфотографировать, заполнить анкеты и, если нужно, доставить кого-нибудь на станцию Центр. Теперь уже не делают таких надежных грузовиков типа Лакота с увеличенной нижней палубой, каким является "Лексис", но обещают на них основе разработать новую современную модель. Период гигантизма в космическом кораблестроении сменился периодом минимализма. Считается, что небольшие суда расходуют меньше энергии на поддержание защитного поля, спасающего от радиации и мелких камней. 
  
  Экраны на мостике светили равномерным холодным светом, автопилот выдавал отчеты каждые полчаса такие стандартные, что капитану Анри оставалось только умирать от скуки, развалясь в кресле. Самый обычный вылет вдоль границы Республики. Чернота и звезды, огоньки сигнальных лампочек. Осточертело. 
  
  - Спишь? - Анри вздрогнул от этого вопроса. Видимо, он действительно почти уснул. За креслом стоял с дымящейся чашкой борт-механик Оливер. "Только бы не начал рассказывать про свою девушку", - подумал капитан, но спросил:
  
  - Прислала что-нибудь?
  
  Неожиданно синяя картинка с кодами на одном из мониторов сменилась на черный в блестках звезд вакуум за бортом.
  
  - Это кто? - удивился Оливер.
  
  Белый, похожий на яйцо с крылышками кораблик плыл в пустоте.
  
  - Какая-то яхта, - сказал Анри. - Дорогая, наверно.
  
  Он увеличил изображение и вывел на главный экран. Теперь в середине рубки висело изображение новенькой яхты, на боку которой красовался красный кружок со стрелочкой.
  
  - Марсианская, - заметил Оливер. - Позову всех.
  
  Искусственный интеллект корабля уже послал запрос и получил стандартный ответ с яхты. Анри читал его и только кивнул механику. Пусть приходят, все равно скука смертная в этом вылете. Яхта принадлежала, судя по ответу, какому-то марсианскому художнику с не выговариваемой фамилией на полстрочки, как это принято на Марсе. Наверно, родители богатые. Анри вышел в галактическую сеть, ему стало любопытно посмотреть на работы этого "художника". Открылся огромный список разных технических дизайнов и реклам. На мостике послышались шаги.
  
  - Здравия желаю, кеп! - кивнула Джил.  - Сейчас Том подойдет.
  
  - Всех будить не из-за чего, - заметил Анри. 
  
  - О, я его знаю, - Оливер вернулся вместе с Томом, начальником научной части экспедиции, и теперь заглядывал капитану через плечо. - Это известный художник, родился на астероидах, а теперь живет на Марсе. Ему яхту спонсоры подарили.
  
  Оливер и сам был астероидянином, поэтому следил за жизнью своих "земляков". 
  
  - А я думал родители.
  
  - Не, кэп. Он сам всего добивался. Давайте возьмём у него автограф. Пусть он нам что-нибудь нарисует.
  
  Неожиданно пискнула панель предупреждений. Анри развернул желтую полоску на голографическом экране.
  
  - Глядите-ка, - Том, самый старший член экипажа, улыбнулся Оливеру. - Он у тебя преступник.
  
  - Да ладно, - надулся механик. - Это несерьёзное что-то, смотрите сами - всего лишь исправительные работы. 
  
  - Однако, на Марсе он преступник, - подвел итог капитан. - Если мы его задержим, то по инструкции обязаны сдать властям, так что пусть летит.
  
  - Оли, у нас опять сбой синхронизации. Два уборщика столкнулись на нижней палубе, - сказал Майк, войдя к ним.
  
  - Это уже третий сбой за вылет, - недовольно поморщился капитан.
  
  - Надо делать аппаратную диагностику, - сказал Том. Он предлагал это еще при первом сбое.
  
  - Да это всё новое обновление! Перестраховщики вы, - возмутился Оливер. - Аппаратная диагностика не меньше трех суток займет, даже если все вместе засядем за мониторы.
  
  - Мы так и сделаем, - сказал Анри. - Вместе быстрее будет.
  
  - Я всю жизнь отдал флоту не для того, чтоб меня в сортире заливало, - проворчал Том. - Рассказывал я вам историю про то, чем у нас эти сбои на Лакоте-8 закончились? 
  
  Оливер горько вздохнул, остальные заулыбались. Все уже не раз слышали эту поучительную историю, так что без лишних разговоров разделили поровну обязанности по диагностике. Никому не хотелось непредвиденных проблем в системе жизнеобеспечения, даже если потом из этого выйдет смешная история. 
  
  Анри ворочался с боку на бок в своей каюте. Этот рейс был настолько скучным, что он совсем не уставал. Два дня монотонной работы по диагностике, когда надо просто вовремя нажимать на кнопки и отмечать в списке проверенную аппаратуру, окончательно ввергли капитана в уныние. Проблема оказалась всего-то в том, что во время проверки на станции им поставили робота-уборщика с более современного судна.
  
  Анри уже не чувствовал той эйфории, которая окрыляла его после вступление в должность капитана специального корабля флота (СКФ) "Лексис" станции Центр. Наверно, стоило чаще заниматься спортом. В свой третий вылет он начал вспоминать, о чем мечтал, сдавая экзамены на отлично в военно-космической Академии. Вот явно не о том, чтоб гоняться среди астероидов за нищими ловцами удачи. Они еще и попались ему всего дважды и то в первый вылет. Нормальные люди не забирались в такую даль, какую должен был по инструкции исследовать "Лексис". Маршрут по глухим, похожим друг на друга уголкам.
  
  - Капитан, - из динамика донесся встревоженный голос Джил. - Подойди в левую башню. У нас тут что-то не то.
  
  - Иду, - Анри встал с постели. По обоим бортам корабль нес мощные пушки, которые применяли в основном, чтоб прокладывать путь через скопления мелких астероидов. Башня представляла из себя прозрачную полусферу, чтоб у стрелка был дополнительный обзор. То, что увидел в черном вакууме Анри, заставило его кубарем скатиться вниз по лестнице и ринуться на мостик.
  
  - Включить все анализаторы! - скомандовал он так, что Том, дежуривший за пультом, подпрыгнул в кресле. 
  
  - Ты чего орешь? - недовольно спросил он капитана. - С ума сошел что ли?
  
  Анри листал отчеты. Ничего. Только яхта и астероиды. Он вывел на экран картинку с левого борта. Все видимое пространство занимал огромный корабль неизвестной конструкции.
  
  - Хоспади! - удивился Том. 
  
  - Он не обнаруживается приборами и не отвечает.
  
  - Что это, кэп? - на мостике появились встревоженные Джил и Майк. 
  
  - Займите свои места в башнях, - бросил через плечо Анри. - Откроем огонь.
  
  - Серьезно?- вмешался Том.
  
  - Стандартная инструкция, статья восьмая. При встрече с кораблем, не подающим признаков жизни, я имею право открыть незначительный огонь.
  
  - Связался бы ты с яхтой, - посоветовал Том. - Узнал бы, что видно оттуда. 
  
  - Я на месте, - раздался из динамика голос Джил.
  
  - Малый калибр, - скомандовал Анри.
  
  - Есть, малый калибр.
  
   - Огонь.
  
  На главном экране мостика они наблюдали, как чертя белые полоски, проносятся в пустоте снаряды и бесшумно исчезают в неизвестном судне, не причиняя ему никакого вреда. 
  
  - Яхта "Мелета" хочет выйти на связь, - мягким голосом сообщила система корабля.
  
  - СКФ станции Центр "Лексис" на связи, - ответил Том. - Расскажите, пожалуйста, что вы видите.
  
  - Вы что творите? - возмутился незнакомый голос. - Прекратите стрелять! У вас разведывательного дрона нет, что ли? Я эту картину два дня рисовал! Куда вы смотрели?
  
  - Мы здесь находимся согласно указаниям правительства Свободной Республики, - сухо ответил Анри. 
  
  - Да я вижу, на каком вы корыте, - со смехом отвил динамик. - Прям правительство вами руководит. А капитан у вас в президенты случаем не метит? Долго вы тут еще торчать собираетесь, нездоровые товарищи?
  
  Анри протянул руку к монитору и отдал системе команду "Захват судна". 
  
  - Вы на Марсе в розыске, - сказал он, скрипнув зубами. - Я имею право вас арестовать. 
  
  - Я сейчас в открытом космосе, - растерялся голос. - Вы не имеете права яхту эвакуировать, пока я здесь. Вы меня пришить могли вообще-то. А знаете, пока не дорисую никуда я не уйду. А вы попейте успокоительных! 
  
  - В ваших интересах занять свое место на яхте.
  
  Но динамик замолчал. Анри задал команду найти космонавта и, действительно, оказалось, что пилот вне яхты. 
  
  - Система, произвести захват судна, когда пилот будет на месте, - скомандовал капитан.
  
  - Есть, капитан.
  
  Пнув напоследок ближайшее кресло, Анри спустился с мостика вниз, и какое-то время нарезал круги по кубрику. Потом поднялся в левую башню. Там было не протолкнуться: весь экипаж хотел посмотреть на диковинный корабль. 
  
  - Красиво, - вздохнул Оливер и получил такой злобный взгляд от капитана, что стушевался и покинул помещение. 
  
  - Разойдитесь все по местам! - скомандовал Анри. - И приготовьтесь принять его, как контрабандиста со всеми досмотрами!
  
  В башне остались только капитан и стрелок. Они смотрели, как рядом с кораблем появляется что-то большое, вроде кита.
  
  - А вдруг он не успеет дорисовать, а мы его арестуем? - спросила Джил.
  
  - Мы здесь не в игрушки играем, - холодно ответил Анри. - Мы представляем закон и защищаем Республику. Так что все по инструкции, Джил. 
  
  Капитан спустился на мостик. "Лексис" медленно разворачивался в сторону яхты, ИИ корабля просчитывал траекторию разворота, учитывая все опасные объекты вокруг. Устройство захвата было расположено в носовой части судна.
  
  - А вы когда-нибудь пользовались захватом для кораблей? - спросил Оливер.
  
  - Мы как-то грузили бурильные установки этой штуковиной, - ответил Том. - Чтоб другие суда тащить, такого не видел. 
  
  В первом вылете бандиты сдались, стоило им попасть в прицел орудия. Тогда это были просто два неудачника, стащившие чужой груз. 
  
  - Ничего, справимся, - сказал Анри. - Мы с вами не в первый раз наводим порядок в пределах Республики. 
  
  Оливер отвернулся, чтоб капитан не увидел его улыбки. В этих глухих местах мало кто жил, а уж тех, кто представлял опасность, было еще меньше. 
  
  - Это плохая идея, Анри, - не постеснялся высказать своё мнение Том. - Мало нам что ли аппаратной диагностики? 
  
  - Я читал с ним интервью. Он нормальный, - вставил Оливер. 
  
  - Я - капитан. И я отдал приказ. Это не обсуждается! 
  
  - Яхта на линии захвата, - сообщила система, - пилот вне судна.
  
  - Отлично, - сказал Анри. Оставалось только ждать. - Оливер, подготовь палубу. 
  
  - Да, капитан. 
  
  - А то вдруг там белье сушится, а у нас гости, - пошутил Том. Оли рассмеялся.
  
  - Том, мы представляем здесь закон, - недовольно сказал капитан. - И должны требовать к себе уважения. Я всего лишь требую, чтобы каждый выполнял свои обязанности. Я же не лезу в научную часть.
  
  - Я полностью на твоей стороне, Анри. Ты прав и отчет о каждом твоем приказе сразу уходит в Центр. Так что теперь назад не повернёшь. Я поддержу тебя во всём, но эта идея плохая.
  
  Все знали, что Лексис выходит в космос только благодаря Тому, по профессии он был геолог, поэтому получил загадочную должность "начальник научной части". Когда с Земли пришел приказ наградить его, как почетного работника и первопроходца, руководство станции Центр решило доверить ему организацию исследовательских экспедиций. Хотя станцию оснащали новейшими разведывательными дронами, руководство посчитало, что не благоразумно совсем отказываться от старых способов исследования пространства. Если делать перерывы в угоду моде и экономии, можно потерять важные навыки, которые трудно будет восстановить. РОботы тоже не особенно дёшевы, учитывая, что для их обслуживания все равно нужен живой персонал. 
  
  Поскольку Том уже не мог получить специальность "инженер-судоводитель", с Земли выписали хорошего специалиста. Так на станцию Центр попал Анри. Джил и Майк были детьми друзей Тома, их родители пострадали во время несчастного случая. Майку эта работа позволяла содержать свою семью и отца, который стал инвалидом, а у Джил никого не осталось и, когда случалось надолго задерживаться на станции, она впадала в депрессию. Оливер говорил про себя, что после стажировки в Службе Галактической Безопасности в поясе астероидов, решил не работать в этой ужасной организации, а направиться по стопам знаменитого деда. Тот сделал немало открытий в дальнем космосе. 
  
  Каждый хотел доказать, что человек нужен на корабле. Лучшим свидетельством были, конечно, благодарности от жителей затерянных среди астероидов колоний и шахт. Свет от солнца до Земли доходит за восемь минут, а на краю солнечной системы сигналу нужно преодолевать такие расстояния, что иногда приходится сутки ждать ответ. А тут живые люди, которые сразу и без задержек могут рассказать, как течёт жизнь и что новенького предлагает Центр. На нижней палубе хранилось несколько ящиков, плотно набитых разной рекламой на все случаи жизни: от пробников духов до припоев и запчастей. 
  
  ***
  
  Бесконечно находиться в безвоздушном пространстве космонавт не мог. Через час система сообщила о захвате судна. Анри невольно залюбовался яхтой, вырастающей на экране из цветного корпуса иллюзорного корабля. 
  
  Как только изящное судно оказалось внутри "Лексиса", пилот выпрыгнул из него, и картинку с палубы скрыло блестящее облако.  
  
  - Что за ...? - нецензурно удивился Майк.
  
  - Закрасил камеры, - восхищенно выдохнул Оливер.
  
  - Есть другие анализаторы? - капитан умоляюще посмотрел на Тома. - Вот ведь старое корыто!
  
  - Датчик анализа состава воздуха номер 2-1 повреждён, - сообщила система. - Яхта "Мелета" хочет выйти на связь.
  
  Анри включил динамик:
  
  - Говорит капитан СКФ станции Центр. За порчу имущества вы будете отвечать отдельно. 
  
  - Просто открой шлюз, - ответил динамик. - Расстанемся друзьями. Я готов забыть даже о том, что в меня стреляли. 
  
  - Приготовьте документы для проверки. 
  
  - В этом ведре есть нормальные люди? Даю тебе сутки на размышление. Даже не представляешь, какой геморрой ты обрел в моем лице, идиот.
  
  Анри побледнел, но Том положил ему руку на плечо и отрицательно покачал головой. Теперь, когда на судне нестандартная ситуация, ИИ будет записывать все разговоры и перемещения команды и отправлять отчет сразу в Центр. Капитан скрипнул зубами.
  
  - Вы будете свободны после досмотра. В ваших интересах сотрудничать. 
  
  Динамик молчал.
  
  - Сломанный анализатор нормальный повод открыть шлюз, - осторожно заметила Джил.
  
  - Он просто художник. В чем ты его подозреваешь? - спросил Майк. 
  
  Анри тряхнул головой и сказал в микрофон:
  
  - Отойдите к стене. Яхта будет перемещена на нижнюю палубу, - и обратился к ИИ корабля. - Система, открыть люк между палубами. 
  
  - На палубе человек. Подтвердите команду.
  
  - Человек может быть в опасности из-за плохого воздуха. Открыть люк.
  
  - Да, капитан.
  
  Через пару секунд корабль ощутимо вздрогнул, яхта провалилась на нижнюю палубу 
  
  - Вот и нет проблемы. Пилот - отдельно, яхта - отдельно. Пойдемте, посмотрим что там, - сказал капитан. - За дежурного останется Оливер. 
  
  Генератор гравитационных волн на судах типа Лакота расположен под днищем, а у современных овальных - в центре корабля. Яхты этого типа появились совсем недавно, и никто из экипажа еще на такой не бывал. На "Лексисе" нижняя палуба представляла собой огромный ангар во всю длину корабля. Эта огромная грузовая палуба в целях экономии освещалась слабо, но даже в тусклом свете диодных ламп было видно, что в том углу, где должна быть яхта, твориться что-то странное. Как будто огромное яйцо упав, разбилось в дребезги и залило все вокруг белком с черными прожилками. Остановившись у границы краски, Анри потрогал её носком сапога. Краска размазалась. Где-то впереди раздавалось шипение, видимо художник продолжал работу. Палуба выглядела так, словно кто-то смял и покорёжил её.
  
  - Где яхта? - спросил капитан у окружившей его команды. Но другие члены экипажа были шокированы не меньше его. 
  
  - Как он спустился? - спросил Майк и одновременно Том крикнул:
  
  - Перестаньте!
  
  - Краска для вакуума плохо ложиться на металл, - сказал голос у них за спинами. На верхней ступеньке лестницы в ярко освещенном проходе стоял черный силуэт. - Лифта нет? Ну и жестянка. Вы сморите на мою яхту, а я посмотрю на вашу, - и он исчез в потоке света из люка.
  
  В наступившей тишине было хорошо слышно, как в глубине палубы кто-то продолжает распрыскивать краску.
  
  - Наверно, рисует дронами, - предположила Джил. 
  
  - Оливер, запри люк с нижней палубы, - приказал капитан в микрофон на запястье. 
  
  - Что? - не понял старший механик.
  
  - Запрись! У нас гости. Сбежал твой художник.
  
  - А зачем?
  
  - Он никуда не денется, - попытался успокоить всех Том. - Яхта его здесь все равно.
  
  Анри закусил губу. Его волновало кое-что другое. Он уже собирался связаться с мостиком, но запястье сказало:
  
  - Сконектился с его роботами. Сейчас покажу. 
  
  Из темноты выплыли две круглые железяки, тяжело шипя и оставляя за собой белый и черный следы. 
  
  - Похоже, они на реактивной тяге летают, - сказал Оливер, прежде чем оба дрона грохнулись на пол. - Интересно, сам он это придумал?
  
  - Заблокируй все, что можно, - велел капитан.
  
  - Я уже... Вот только...
  
  - Что у него за штуковина в руке? Что показывают камеры?
  
  - У него еще один дрон, другой какой-то, я работаю с ним. А в руке... - Оливер вздохнул. - В общем, он хотел зайти в твою каюту, я нажал блокировку дверей, но он этой своей штукой выстрелил...
  
  - И что? - не выдержал Анри, потому что Оливер замолчал. 
  
  - В общем, я точно не понял, его дрон закрашивает камеры. На средней палубе датчик воздуха был поврежден, потому что был с камерой связан. Я работаю, а то он уже в кубрике, надо отключить дрон. 
  
  - Что с моей каютой? 
  
  Запястье запикало, Оливер прислал изображение. Было видно, как стоя в коридоре, незваный гость направил свое оружие вперед, а потом вошел в каюту. А на видео из каюты на полу красовалось ровное овальное слегка мерцающее отверстие, из которого вылетел круглый робот, и камера в тот же миг была закрашена. 
  
  - Код О-1, - скомандовал капитан.
  
  - А почему он из пола вылетел? - одновременно спросил Майк.
  
  - А ты не хочешь это обсудить? - спросил Том. - Летальное оружие на корабле? 
  
  - У нас ЧП, надо действовать, а не размышлять. Он дверь каюты вынес!
  
  - Он как будто два раза выстрелил, - заметила Джил. 
  
  - В любом случае, не пори горячку! Я, может, не очень разбираюсь в твоих инструкциях, но ты уверен, что все делаешь правильно? Ты же нормальный человек, а не свободный художник!
  
  Вспышка Тома охладила капитана, но, подумав, он тряхнул головой и уже открыл рот, чтоб ответить, но его опередила система.
  
  - Грубое обращение. Возможно, неподчинение при ЧС. Том лишается права голоса, - и запястье на руке Тома погасло.
  
  - Она не очень понимает, - в повисшей тишине, как бы извиняясь за ИИ, сказал Майк. - Роботам проще с роботами. 
  
  - Всё по инструкции, - горько заметил Том. 
  
  Анри закусил губу. Он забыл посмотреть, какие функции доступны системе при чрезвычайных ситуациях. 
  
  - Оставайтесь здесь. Я всё исправлю, - он вздохнул. - Хорошо, давайте обсудим. 
  
  - Летальное оружие может повредить Лексис, - сказал Том. 
  
  - Всем раздашь? - спросил Майк.
  
  - В режиме ЧП за все здесь отвечаю я. Чтобы ни произошло, спросят именно с капитана, - сказал Анри. - Так что вы оставайтесь здесь, а я возьму оружие и разберусь. Не стану я палить во все стороны. Или вы хотите, чтоб он и в ваших каютах что-нибудь закрасил?
  
  Никто этого не хотел. Капитан поднялся по лестнице, приложил руку к теплой серой панели на стене рядом с люком. Отпечаток был мгновенно просканирован и одна из стальных панелей отъехала в сторону. На грузовых судах у входа на палубы всегда есть отсек с оружием и инструментами. Мало ли что может оказаться среди груза. Анри не брал в руки оружие со времен Академии, легкий пластиковый бластер сначала приятно согрел его сердце, но модель была настолько старой, что радость сменилась разочарованием. Капитан включил боевой режим, но бластер никак не отреагировал. Пришлось как следует стукнуть по рукоятке, прежде чем оружие выдало характерный звук и батарея показала полную зарядку. Пять выстрелов и не факт, что не подведет в ответственный момент. 
  
  - Оливер, отчет о разрушениях есть?
  
  - Ну, тут какая-то фигня странная. В общем, система их не видит. 
  
  - А дверь в мою каюту?
  
  - Камера не работает, а про дверь - ничего не пишет. Когда сломался уборщик, она написала. Нет... Не знаю. Попыток взлома системы, в общем, нет. 
  
  - А в частности?
  
  - Ну, я мониторю. Скажу, если что. Джил подключилась, помогает тоже. 
  
  - В системе всё спокойно, - тут же отрапортовала Джил. 
  
  - Куда мне выстрелить? Надо проверить систему, - сказал Анри, хотя проверить он хотел своё ненадёжное оружие. Повисло молчание. Со стороны кают-компании раздавалось равномерное уже знакомое шипение. Там явно творилось искусство. Анри осторожно выглянул из-за угла сначала в сторону звука. Кислотные тона неприятно резанули глаз. Он оглянулся, коридор между каютами был раскрашен так, что казалось, будто он закручивается. Капитан вздохнул и встал посередине прохода.
  
  - Выходи! - грозно сказал он. - А то буду палить во все стороны и точно убью тебя. 
  
  - Пришла цена за мою голову? Сколько получишь?
  
  - Хватит чушь нести! Тебя судить будут на станции. Посидишь просто на своей яхте, пока не доберёмся. Выходи или я стреляю!
  
  Первым вылетел дрон. Анри сразу выстрелил и бластер не подвёл. Железяка рухнула на пол и из неё потекла краска. 
  
  - Ну, стреляй и в меня, - художник был высокий, как все астероидяне. В руках у него была белая пушка и он был одет в серебристый скафандр для открытого космоса. 
  
  - Нужно было предъявить документы и дать мне осмотреть судно, - со злостью сказал Анри. - Это было самое простое требование. Все по инструкции, никаких превышений. Надо было просто вести себя по-человечески.
  
  - И что тебе за инструкцию прислали? Пришить меня? 
  
  - Наша обязанность - досмотр всех судов в этом квадрате. Сдавайся и я тебе первому расскажу, когда придет ответ из Центра. 
  
  - Те, кто живут в строгих рамках, ненавидят тех, у кого их нет. В отличие от тебя, у меня нет инструкции, я - свободный человек и никому сдаваться не буду!
  
  - Почему ты тогда рекламируешь роботов и нейросети? Люди могут отступать от правил и договариваться, а роботы - нет. Если б я был алгоритмом, ты был бы покойником. Думаешь, система отпустила бы тебя, если бы посчитала врагом? - и Анри опустил бластер. - Что у тебя за оружие? Я такой пушки не видел. Все двери вынес уже? 
  
  - Я - созидатель и это мой единственный принцип. Ты на моих работах ещё денег срубишь. А вот это - портальная пушка, а не оружие. Знаешь, что такое порталы? Ну, вроде ноль-переходов, только не стационарные. Нужна ровная площадка. Она совершенно безвредна, - он выстрелил и на полу появилось овальное мерцающее отверстие. - Только расстояния нужно соблюдать. Можно я выстрелю в люк? 
  
  - Только не пытайся сбежать, - капитан снова поднял оружие и велел:
  
  - Система, открыть люк!
  
  Марсианин прошел мимо и выстрелил в черный проем, потом вернулся к мерцающему овалу в другом конце коридора.
  
  - А теперь смотри внимательно. Ты не плохой, наверно. Но полный дурак, - и он исчез в портале. 
  
  Внизу, в сумерках нижней палубы раздался сильный шум. Анри опустил бластер и прислонился к стене, крепко стиснув зубы. Через некоторое время по лестнице поднялись Том, Джил и Майк. Причем Майк был испачкан в краске. Он пытался поймать прыткого художника, но поскользнулся на рисунке. 
  
  - Ты почему не стрелял? - набросился он на капитана. - Он прям из-под земли выскочил!
  
  - Я стрелял, - Анри поднял бластер и перевел его в спящий режим. - У него портальная пушка. Как ноль-переход, только переносная, - он нажал кнопку на своем запястье. - Система, закрыть люк. 
  
  Створки над лестницей захлопнулись. Капитан подошел к серой теплой панели и положил бластер на место между ломом и огнетушителем. 
  
  - Я кое-что узнал, - сказал Оливер. - Наш гость работал дизайнером. Слышали про Груша-бизнес?
  
  - Это который Зелмянке Груше принадлежит? - оживилась Джил. - Я слышала, они сначала хотели назвать его "картошкой". 
  
  - Да, - вздохнул Оливер. Он по наивности думал, что художник забрел так далеко ради вдохновения, но все оказалось более прозаично. - В общем, насколько я понял, а информации мало, его хотели уволить, и вышел скандал. 
  
  - Открывай, - велел Анри. Они уже дошли до лестницы, ведущей на мостик. 
  
  - Хочешь, сказать, что он что-то у них украл? 
  
  Оливер снова вздохнул.
  
  - У него нет оружия, - сказал капитан. - Эта его штуковина делает порталы. Вы про такую слышали?
  
  - То есть он с нижней палубы не выберется? - спросил Майк. - Тогда я пошел мыться. А если он что-то спёр из Груша-бизнес, то лучше его пристрели. Я про такое не слышал и яхта его явно новенький концепт. 
  
  Капитан сел к монитору. 
  
  - И что ты будешь делать? - спросила Джил.
  
  - Майк вернется, тогда обсудим, - Анри снимал галочки в окошках напротив разрешённых действий ИИ во время ЧС и сокрушенно качал головой, коря себя за то, что сразу не догадался посмотреть этот раздел. 
  
  - Яхта "Мелета" хочет выйти на связь, - сообщила система. 
  
  - Игнорировать. Я занят.
  
  Наконец, запястье на руке Тома ожило и радостно запикало. 
  
  - Я предлагаю его отпустить, - сказал Том. - У нас датчики испорчены. Из Центра нет прямого приказа, чтоб его задерживать. 
  
  - Верно, - кивнул Анри. - Даже если он что-то сделал на Марсе, мы должны были получить сначала ответ из Центра.
  
  Все повернулись к Оливеру. Он показал два пальца, значит, ответ придет через двое суток. 
  
  - Хорошо, - медленно сказал Анри. - Мы бы могли... Попросить яхту временно покинуть Лексис, а потом пригласить обратно для досмотра.
  
  Меньше всего хотелось отчитываться за неправильные формулировки перед службой безопасности. Они за каждое слово спросят. 
  
  - Он что-то хотел сказать. Ты бы с ним связался, - напомнил Том, когда Майк вернулся в чистом комбинезоне.
  
  - Система, вызови яхту. СКФ станции Центр "Лексис" на связи. Говорит капитан.
  
  - Слушай, я мог бы вам заплатить. Ваше корыто станет моим музеем. 
  
  - Пошёл... - с трудом сдержался Анри. Он выключил микрофон и велел системе:
  
  - Откачай воздух с нижней палубы. Код ВГ-5. Убедись, что человек  в безопасности и выровняй давление.
  
  - Есть, - сказал система.
  
  - Думаешь что ли? - одновременно спросил наглый голос. - Я прям слышу, как тут скрипит что-то. 
  
  - В целях безопасности, - сквозь зубы сообщил ему капитан, - воздух с палубы направлен на очистку. Через некоторое время будет открыт люк и вам необходимо будет покинуть мой корабль. Мы сообщим вам, когда нужно будет вернуться для окончания досмотра, - очень хотелось прибавить что-нибудь обидное. 
  
  - Щас, - с сомнением ответил динамик.
  
  - Капитан, - тихонько сказал Оливер. - У грушек сложный язык, но я взломал одного робота. Из-за сбоя в нашей системе связи сигнал будет идти дольше.
  
  Он снова показал два пальца и Анри покачал головой. Все таки покрывает своего астероидянина. К роботу подключился, а сигнал задержал. 
  
  - В Центре поговорим, - сказал Том. - Сначала послушаем, что нам там скажут, а потом сами разберемся, - он выразительно посмотрел на капитана и тот кивнул. 
  
  - Как вы думаете, его в Центре ждут уже? - спросила Джил. - Если он у Груши что-то стащил... Это серьёзная фирма. 
  
  - Здесь можно затеряться, если повезет, - сказал Оливер. 
  
  - Ты сможешь его отслеживать? - спросил у него Анри. 
  
  - Не особо, это сложно. Если б я к нему из Центра подключился, то смог бы.
  
  - Больше всего я не люблю свой голос в записи слушать, - недовольно заметил Том. - После ЧС нам мозг вытрясут в Центре. 
  
  - У нас робот подстреляный в коридоре валяется, - сказал Анри. - Попробуй через него. 
  
   
  
  ***
  
   
  
  Анри первого вызвали для объяснений. Когда он поднялся по эскалатору, его не пригласили в кабинет за непрозрачной стеклянной дверью. 
  
  - Вы уже видели? - спросил, поздоровавшись, молодой человек с нашивками Службы Галактической Безопасности. Глаза его улыбались через экран виртуальных очков. 
  
  - Что? - не понял Анри.
  
  Они пошли по длинному коридору, вошли в большой зал. В темном помещении загорелся большой экран и на нем капитан увидел самого себя. Он как будто говорил: "ИИ убил бы тебя, но я - человек!" и в руке его угрожающе мигал бластер. Через секунду Анри понял, что это какие-то суда снуют прямо в картине. 
  
  - Это у третьего шлюза. Можете сами посмотреть, но со станции не так эффектно.
  
  Капитан поморщился, ведь он сказал тогда совсем не так. 
  
  - Как вы это допустили? Вы его поймали? 
  
  - Мы не сразу поняли, что происходит. Рисовали роботы. Вы заявили, что можете отследить его.
  
  - Я вообще про этого психа разговаривать не хочу, - отрезал Анри, а внутри все похолодело. Желание услышать в новостях о кончине марсианской знаменитости пропало. - У меня Оливер специалист по роботам, вот его и спросите. Он как-то там подключался. 
  
  - Но вы сказали, что хотите лично...
  
  - Да, но я не специалист! Вдруг напутаю. Лучше спросите профи. Есть у вас нормальные вопросы? Как долго его художества будут вид портить? У нас два робота из строя вышли, пока оттирали нижнюю палубу.
  
  - Вы свободны, - поскучнел молодой человек. - Дополнительные вопросы уже в стандартной анкете. В этот раз вышло 237 вопросов, сдайте до вечера. 
  
  На выход Анри проводил плоский робот-уборщик. 
  
  Да, когда они вернулись на станцию, капитан сгоряча заявил, что сделает все возможное, чтоб этого выскочку поймали. Чтоб не воображал о себе много. Последние дни экспедиции Анри провел мечтая о том, как жалко будет выглядеть этот тип за решёткой, одновременно сочиняя речь, которую ему скажет. Но погрузившись в мирную жизнь станции, немного успокоился. Капитан действовал строго по инструкции, но в такой последовательности, которую не применил бы искусственный интеллект. Теперь, правда, придётся отвечать на кучу дурацких вопросов, но обвинения не предъявили, значит, все в порядке. Значит, он имеет право считать, что поступил правильно. 
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"