Петров-Одинец Владимир Андреевич : другие произведения.

Впечатления от второй группы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Прочёл, впечатлился. Заметки о том, что вынес из прочтения. Шушаков, Соловьёва, Пекур, Витвицкий.


   Я предпочитаю неторопливо читать и делать пометки на полях. Потом уже, прочтя всех, начинаю пересматривать сомнительные или полюбившиеся страницы и расставлять оценки. Здесь приведу лишь впечатления и послевкусие от первого прочтения.
   -Начну с того, кто попался под курсор, - решил я, закрыл глаза и кликнул.
   Шушаков Олег Александрович: Горошина для принцессы.
   Читать приятно. Слог достаточно лёгкий, не перегружен красивостями. Автор даёт простор для домысливания картин, особенно, когда ведет повествование от лица героев. Не скажу, что всё понравилось, но копаться в деталях не стану, тем более, ловить блох. Итак, что я сумел понять и какое мнение у меня сложилось о труде:
   Автор правильно аннотировал роман. Это именно любовный, да еще и слегка приключенческий роман из довоенной жизни, что придает ему особый колорит. Герои страстно любят друг друга и мучают себя, выглядя наивными. Именно эта нарочитая легковерность влюблённых, особенно героини, и создает аромат любовного романа. (Ведь основная задача писателя, чтобы читатель сопереживал героям, ощущая собственную мудрость, превосходство над ними, наивными - я не ошибяюсь?)
   Не знаю, как прочие читатели поступят, а я пошел на поводу у автора. Признаюсь, в некоторых местах не соглашался, кое-что показалось совсем неуместным. Слишком во многих эпизодах героиня демонстрирует инфантилизм, а герой, далеко не девственник, подчеркиваю, проявляет с женщинами непостижимую робость, хотя находится в чудовищно сильной гормональной зависимости. Как я Владимиру сначала сочувствовал, когда он на ощупь определял на теле продавщицы Тани размеры белья и одежды, закупаемой для Снежаны. Испытание не для слабых! А уж последующий поцелуй мне представился тем самым первоактным ружьём на стенке, которое затем драматически бабахнет!
   Или Тина, несостоявшееся поездное приключение! Однако ничего их этого не выросло, ничего не произошло, и я ощутил себя обманутым. Заявив неслыханный темперамент героя (на Тамаре), подкладывая ему красивых и готовых на всё женщин, автор заставляет Владимира переступать через них, что основательно разрушило цельный образ. Как-то не склеился он, некоторая ущербность ощутилась. Может, ему водки не хватило для постельных поступков? Жаль, ошибка с последующим раскаянием всегда выглядит драматичнее и живее.
   Промежуточный герой, комбриг, князь - чудесным образом спасается от неминучей смерти, хотя в том особой нужды нет, интригу романа задает не он. Но автору виднее, кто бы спорил. Что мне не понравилось, уважаемый автор, хотя я исконно русский, так это "Златогорский, он же Гольберг". (Именно не кто, а что!) Как выяснили порядочные чекисты - клятая нация не только за отсутствие воды в кранах ответственна, надо же! Стал быть, благородного серба реабилитируем, а поганца-еврея расстреляем. Покоробил меня прямолинейностью и ангажированностью Ваш ход. В хорошем романе и такой подарок юдофобам. Стоит ли вносить лепту в "спасение России"?
   Снежана выглядит более достоверной и цельной, нежели её возлюбленный. Максималистка в превосходной степени, она совершает все мыслимые ошибки. Скептики могут не поверить, но я - искренне переживал за неё, сердился на автора! О, я сразу понял, зачем нехороший следователь подло подсунул фальшивое письмецо - чтобы совратить доверчивую принцессу. Вы не представляете, сколько гордости я испытал, ощутив себя умным по сравнению с княжной, пардон - героиней! Конечно, разве Герой Союза такое гадкое письмо напишет, да еще любимой женщине, да еще не своим почерком? (Оговорюсь, привычка к детективам засоряет голову некоторым скепсисом, да желанием анализировать, вот и возомнил я себя умнее героини.)
   Чуть позже, остыв от прочтения "Горошины...", я подумал, почему мне не слишком верится в поразительно детскую наивность Снежки? Почему та никак не взрослеет? Почему она верит не любимому, а лжи о нём? На мой взгляд, если веришь человеку, то целиком и полностью, с порога отвергая слухи и мнения посторонних, а не веришь - так расстаёшься с таким человеком навсегда. Понимаю, нельзя судить о людях по себе - обязательно ошибешься, потому и не сужу, но предполагаю, что автор намеренно остановил княжну в развитии на подростковом уровне.
   Особенно волновал меня вопрос, зачем автор старательно оберегает, уводит героиню от неизбежных в реальном мире (как бы помягче выразиться? Попробую так) - половых контактов? При выписанном раскладе ей не удалось бы избежать такового, вольного или невольного (через насилие). Пришлось бы "расплатиться" телом за многие одолжения, свершенные окружающими мужчинами - в лучшем случае.
   Но, поразмыслив, я пришел к выводу, что автору настолько опротивели беспорядочные совокупления книжных и киношных героев и героинь, живущих в наши или более продвинутые времена, что захотелось показать целомудренные отношения. И ему это удалось. Герои "Горошины..." выглядят вполне достойно, вызывают симпатию.
   "... все проходит. И печаль, и радость. Но любовь остается с нами навсегда... Если уж пришла однажды."
  
   Соглашусь с Олегом Александровичем. Любовь, предъявленная нам, способна выдержать испытание предстоящей разлукой - впереди Великая Отечественная...
   Роман удался, не жалею, что прочитал. Оценка? Пока не прочту остальное, не могу ответить.
  
  
   Соловьёва Татьяна "Я не могу проиграть"
   Незаурядное произведение. Можно критиковать скудный слог, композиционное несовершенство, неправданные "размышлизмы" и прочие огрехи, но это не имеет никакого значения, поскольку наблюдать историю становления, обретения жизненного опыта героиней - весьма занимательно, а местами и поучительно. В эпоху повального инфантилизма такая книга - большая редкость.
   Взросления, как такового, не происходит, автор уже во второй главе показывает героиню человеком, способным на поступок, что является, на мой взгляд, психологическим критерием взрослости.
   В этом и необычность романа. Он о женщине и написан женщиной. Автор показывает мир, в котором отсутствуют люди с мужским типом поведения. Начиная с семьи героини, где отец Вики совершенно по-женски реагирует на уход любимой женщины, а затем совершает самоубийство. Особую пикантность упомянутому противоречию (женственный мужчина) придает описание его псевдомужественного вида - загорелый, в джинсах и т.д. Это вся характеристика, а вы что хотели?
  
   Увы, и дальше - ни один из представителей сильного пола, перебегавших дорогу героине, не в состоянии предъявить характер. Вадик, Андрей - они демонстрируют капризность, истеричность, полную или частичную несостоятельность, заставляя Вику принимать решения. Героиня воплощает лучшие качества российских женщин, (помните - горящая изба, конь...) реализуя шанс стать независимой. Конечно, я понимаю, что автор играет с героиней в поддавки, облегчая бизнес-путь, но ведь это не боевик и не криминальное чтиво, так что особых возражений у меня не появилось.
  
   Почти готовая бизнес-леди немного свысока, справедливо гордясь собой, порой скатываясь до самолюбования, распоряжается жизнью, влёгкую спасает маму, едва не сведенную с ума нехорошим (ух, эта гадкая и коварная лимита!) новым мужем. Естественно, что стоит Вике отомстить негодяю, покусившемуся на жилплощадь негодяю и вышвырнуть его из города назад в провинцию? Она творит это чудо, вылечивает маму и мирится с ней. И вот здесь, обратите внимание, возникает странная девиация, специально задуманная ли автором, ненароком возникшая ли?
   Мужчина, в которого влюбляется Вика, оказывается женатым, однако неотразимым, маклером, не очень честным, но порядочным. Подумаешь, вместе с коллегами по бизнесу лохов с квартирами кидали (и что это мне муж викиной мамы, соблазнивший её, маму-дуру, ради квартиры, припомнился?) К сожалению, повязали любимого Серёжу и на два года осудили. Хорошо, подельники успели слинять, на них удалось списать большую часть злодеяний викиного любимого.
   Ничего, героиня убеждена, что деньжата, накопленные "безвинным" сидельцем, помогут ей поднять бизнес на недосягаемую высоту, а два года разлуки через колючую проволоку только укрепят любовь...
   Такая вот фабула, такие герои и натурально "крутейшая" героиня.
  
   А теперь давайте рассмотрим поведение героини под другим углом, неавторским, с обыденной точки зрения, и ответим на несколько вопросов:
  
   Произошло обычное семейное дело - женщина разочаровалась в супруге. Вместо того, чтобы принять удар, как подобает мужчине и облегчить жене расставание, папа бьёт на жалость. Он всерьёз полагает, что именно слёзливость и стенания о разрушенной семье помогут ему удержать любимую женщину. Дочь его жалеет.
  
   Вопрос первый - чувство ли жалости должен вызывать мужчина?
  
   Избалованная взбалмошная девчонка ни в грош не ставит право мамы на личную жизнь. Автор показывает, как трудно дается Вике согласие с решением матери. Да она и не соглашается, иначе откуда бы такие слова родились:
   -"...Вот тебе пример безумной любви двух взрослых сорокалетних людей. Ничего для них не существует, ни семьи, ни детей, даже смерть отца их не остановила..."
   -"...Наш случай лишний раз подтверждал - как мало на самом деле значат дети для родителей, ради своей любви они перечёркивают наши жизни и оставляют нас с пустотой внутри."
   После оглашения детских претензий, то есть, покушения на независимость и ограничение прав на личную жизнь матери, дочь решительно реализует собственное право на независимость.
   Вика понимает самостоятельность, в том числе, как половую жизнь с парнем, которого не любит. Возникает
  
   Вопрос второй - почему маме отказано в праве на личную жизнь с любимым, если дочка себе это позволяет с нелюбимым?
  
   Что поразительно, Вика ни минуты не сомневается, что маме великое наплевать на дочь:
   "Я была совершенно уверена, что мама не поедет за мной, так как она не выносит деревенской жизни и жить не может без ванны, телефона и других благ цивилизации."
   Капризная и взбалмошная девица сбегает из дома на юга с приятелем, украв деньги. А кто сказал, что не в ближайший подвал, ширяться и курить? Откуда у мамы такая уверенность в порядочности дочери? А если мама не бездушное самовлюблённое чудовище, то напрашивается
  
   Вопрос третий - заявить в милицию, силой вернуть блудную дочь - маме слабо?
  
   Вика начинает подниматься в тяжелом бизнесе, но попутно у неё прорезаются первые признаки пренебрежительного отношения к одногодкам. Зарабатывая деньги, бизнес-девица стремительно взрослеет, практически не совершив ни единой ошибки. Ни разу не попав в сложную ситуацию, она становится состоятельной и решает-таки учиться. Деньги настолько не портят девушку, что напрашивается
  
   Вопрос четвертый - когда и кто подменил подростка Вику на готовую бизнес-вумен?
  
   Оставлю на совести автора, что она, вольно или невольно, наделяет силой духа только женщин. Свободный секс, как символ - это свидетельствует об отсутствии у Вики каких-либо комплексов. Бизнес-девица никого не любит, что вполне понятно - сильный пол представлен безвольными слабаками. Повторюсь, мужественность впервые декларируется, (отнюдь не проявляется!) лишь в том парне, который является преступником, в Сергее. Отсюда,
  
   Вопрос пятый - с каких пор мужественность присуща только криминальным личностям?
  
   Сразу оговорюсь, я ни в коей мере не разделяю воззрений той части нашего общества, которые героизацию преступников считают безвредной особенностью сегодняшней России. Нет, нет и нет! "Улицы разбитых фонарей" при всей ходульности, не говорю уж про "Ликвидацию", имеют гораздо большее значение для правильного воспитания мужчин, нежели "Бригада". А здесь, в произведении, расчитанном на молодежь, любви удостаивается уголовный тип!
   Да если гнильца в душе завелась - а без неё хладнокровно на "кидалово" не пойдёшь, то сгниёт душа полностью! И вонь гнилостная отравит влюблённость Вики. Тогда девушка поймёт, что приняла за мужественность то, что является обычным уголовным флёром, "понтами", псевдокрутизной.
   В свете грядущего разочарования судьба героини представляется печальной. Скоро она разлюбит и мстительно "кинет" Сергея с лёгкостью, как тот кидал лохов. А потом с подростковой решительностью заявит себе:
   -Любовь? Это серьёзная помеха работе, как и дети. Мужики? Да они все козлы, безвольные тряпки, как мой отец! Или законченные сволочи, как Сережа.
  
   Вопрос шестой, к автору - стоит ли уже сейчас направлять Вику в любовный тупик?
  
   Так выглядит моё мнение о недоработках. В целом, книга оставила приятное впечатление, во многом, за счёт оптимистичной направленности. Не люблю рассопленных героев!
  
   Пекур Екатерина Александровна.
   Песня бриза. Часть 1. Дети Мира.
   Екатерина Александровна Пекур предлагает неторопливое начало. Вчитываюсь, пробую представить, о ком идёт речь. Санда, выродок из господствующей расы аллонга, (считать в уме не умеет) - выступает в роли главной героини. Она врач по званию, скучающая от безделья, самоуверенная и неоправданно нагловатая порой, по прихоти случая оказывается впутанной в смутную историю то ли бегства, то ли похищения гения, помешанного на Летательной Машине.
   Специалист КГБ, пардон, КСН, комитета спасения нации, жутко хитрый, потрясающе умный, иезуитски нехороший, однако по-детски наивный - расследует загадочное похищение или бегство. Сначала вербует Санду, потом начинает к ней приставать, приходить домой. К тому же у него оказываются зелёные глаза. (Каюсь, я тотчас заподозрил в этом намёк на грядущий "амур" с Сандой.)
   Главврач, негодяй беспринципный, запугивает Санду, запрещая "стучать" , затем представители некоей "Десятки" вмешиваются то ли в лечение найденного беспамятным гения, то ли в процесс расследования - фиг поймёшь! Попутно идёт настойчивое доказательство, что цветные человеки, работающие рядом с героиней, они совсем неплохие люди, просто немного иные - "шоколадные". В силу традиционной расовой дискриминации (а это нехорошо, стыдитесь, белые аллонга!) - не слишком образованные, зато порядочные. Но если их подучить - очень умные!
   Я даже немного огорчился на прямолинейность, чуть не каждую страницу ступая в разжиженное отражение "Хижины дяди Тома". Меня цвет кожи и разрез глаз слабо волнуют, а деление на подонков и приличных людей - по иным признакам происходит...
  
   Позабавила теософская вставка:
        "..., чем выше наша мудрость, тем сильнее мы почтим Богов. Чем сильнее мы почтим Их, тем мудрее станут Они, и тем крепче станет защита Их..."
   Здесь автор заслужила большой и жирный плюс. Вольно, невольно ли вложила Екатерина Пекур толику иронии в катехизисно-евангелический текст расы аллонга из альтернативного Мира, но получилось хорошо и нестандартно. Право слово, мне нравится религия Мира, где мудрость и всезнание Богов напрямую коррелируются с мудростью людей. Хоть здесь от человека не требуют оглупляться, не трамбуют до уровня бездумного барана/овцы, обязанных тупо брести за пастухом незнамо куда...
  
   Страницы с говорильней, рассуждаловом - всё длятся и длятся... Слава Богам-близнецам, автор нагнетает интригу путем раскрытия стр-р-рашного секрета:
   "...И когда все образцы были собраны, бризы из них создали... заново..." (в вольном изложении - 90% расы аллонга воссозданы на основе ДНК, сохранившейся в трупах, поскольку 10 выживших % не смогли, якобы, размножиться бы.)
   Ой, дескать, горе! Эти бризы такую свинью с этим восстановлением популяции подложили! Чистоту ритуальную опоганили! - Должен воскликнуть читатель, постигая глубину откровения и проникаясь религиозным ужасом.
   Наверное. Однако, не впечатлило меня такое запугивание, вот ни капельки. (Агностицизм проклятый, он хуже атеизма отвращает от слепой веры в божественное и заставляет сомневаться.) Как человек, имеющий смутное, но обширное представление о генетике, ДНК, РНК и прочей галиматье, прилагающейся к вере в чудодейственную мощь генной инженерии, позволю себе усомниться - страшно ли обнародование и логичен ли такой сюжетный ход.
  
   Возражение первое - стоило ли огород городить и покойников использовать:
   Если не ошибаюсь, несколько лет назад учёные доказали, что финны размножились из считанных пар, чуть ли не двух. Тем, значит, удалось, причём "народными средствами", так почему аллонга струсили? Неужели виагру труднее изобрести, чем овечку Долли клонировать?
  
   Возражение второе - генетически точная копия аллонга, воссозданная из трупной ДНК, мол, не является аллонга:
   Почему? Где логика? Тогда и половинки генетических копий аллонга, размножающихся половым путём (сперматозоид и яйцеклетка), тоже не могут быть признаны - там вообще не вся ДНК! Мало ли, что зигота имеет полный набор, это еще надо очень даже проверить, не поучаствовал ли кто "слева"! Только партеногенез - 100% гарантии.
  
   Возражение третье - самоценность требования ритуальной чистоты и опасность обнародования секрета:
   Если жрецы аллонга настолько глупы, что станут поддерживать и распространять самоубийственное требование - их сменит более гибкая версия религии, где ритуально нечистыми окажутся пресловутые 10%. (Припомните, автор, как из табуированного, сложного и некомфортного, по сути своей - элитарного - иудаизма выросло общедоступное христианство, а возьмите ислам?) С трудом верится, что жрецы расы математиков не в состоянии прикинуть варианты движения общества. Это в Европе 60-х годов? (уровень развития цитирую из аннотации).
  
   В ходе чтения меня торкнуло, наконец - это детектив! Точнее, попытка написать таковой, но слишком утомительная и многословная. Оживляж, то бишь, побег гения, за что Санду арестуют, как свидетеля или соучастника Абсолютно Установленного Отродия - никак не увлекает, но разочаровывает.
   Не верю, категорически не верю, что побеги или провокации выглядят настолько убого! Госслужба не имеет права оставлять без охраны важного фигуранта, то бишь, гения, тем более - подозреваемого! Если Ринн сбежал без дозволения "чекиста", то к моменту ареста Санды он, чекист Лигарра, уже допрошен, в качестве шпиона и "врага народа". Если это провокация - тем более Лигарру следует использовать для давления на ушлую врачиху, чтобы запугать её, пособницу врага народа!
  
   Стало вовсе досадно, когда комитетчик выбалтывает условно освобождённой врачихе наисекретнейшие сведения про фальшивого Ринна-бриза. И подозреваемая, которой симпатизирует зеленоглазый комитетчик, становится агентом, начинает расследование, да так резво! Она и аллерген вычисляет и след от цветочного горшка находит - естественно, комитетские следователи хлеб даром едят, как всегда. (Елки, что бы наши КГБ и МВД делали без таких Марпл!)
  
   Убедить меня, читателя, что Санда, ух, как умна и проницательна - сложно, особенно словами. Не помогает допущение - якобы, в том Мире никто, кроме врачей, не знает, что есть вещества, вызывающие аллергию, коими приступ астмы можно спровоцировать. В нашем знают, как действует на астматиков цветочная пыльца, запах пыли, парфюма - из журнала или программы "Здоровье", так почему в том Мире такого знания нет? Напрасно Санда гордится собой:
   -"Итак я заявляю, что некто знал, что именно вызовет приступы (астмы) у да Ринна и спровоцировал их." - Такой вывод у НАС сделает самый скверный следователь.
   И не за что героиню хвалить так откровенно:
      -"Вы всё-таки отличный психолог, Санда. И чутье у вас есть. Хотя вы и не получали специального образования."
   Ёшкин кот! Какое чутьё? В этой точке я начал злиться. Захотелось послать автора в "Детектив-клуб" - почитать рекомендации мэтров. Приготовил даже ядовитую цитату из, где достаточно заменить слово "враг" на слово "автор":
   "Но, как говаривал мой мудрый отец: - враг, уверенный, что вы ничтожны, нередко роет себе могилу..."
  
   Чуть не отказался от чтения детективной части. По счастью, она переросла в натуральный боевик, где комитетчик Лигарра примеряет на себя ипостась Марти Сью. Тридцать патронов - тридцать трупов! Храбрый портняжка отдыхает со своими семью мухами! Слава Богам, автор увлекается описанием отношений героев, ведёт дальше и уводит в загадочный мир летающей расы. Это уже нескучно, и я дочитал труд до конца, где суперменство сменилось супервуменством.
  
   Мне навязали ответы, даже догадываться не пришлось. Бризы, и впрямь, подлянку совершили, воскрешая те самые 90% семей аллонга. Хотя особой логики в сих заморочках я не отыскал. Проще не воскрешать математиков - сами бы вымерли, наподобие американских индейцев. Тогда и шпионить не надо, подставы да подмены совершать. И вообще, не понял я, чего бояться этих учёных аллонга? Спесивые, типа кротов из мультика про Дюймовочку, и неблагодарные снобы. Арифмометры! Да по сравнению с бризами они и хупара - унтерменши, однозначно.
  
   В финале у меня возникла паника - перестал понимать, что к чему и с какой целью наворочено. Странно, зачем понадобилось автору стартовую прозрачность антирасистской идеи уничтожать заявлением о невозможности сохранения сверхспособностей бризов при перекрестном "опылении" иной расой? Неувязка расшита лихо - бризы могут любить, кого хотят, но размножаться обязаны в пределах "чистой линии", если тут применим лабораторный термин.
   (Я живо представил картинку, как жена-бриза ставит меня, мужа-хупару, в известность, что она сегодня вечерком по-деловому слетает на случку:
   -Ничего серьёзного, любимый. Пару-тройку раз совокупимся, я даже раздеваться не стану, тольку нужную обществу часть тела оголю и подставлю... Он меня быстренько осеменит, не волнуйся. Чей бы бычок не прыгал, теленочек наш.
   Ы-ы-ы! Не знаю, как кто, а я в таком обществе жить не стану, сбегу. Это омерзительно, делиться любимой женщиной!)
  
   И опять возникло сомнение в правильности идеи. Есть летающая раса - неизбежен расизм. Маргиналы должны появляться в любой популяции, если её искусственно не усреднять. Нет подонков, не будет и гениев! А принять безгрешность бризов в расовом аспекте, значит, придётся переделать "Дети Мира" в утопию. Но нет ничего скучнее абсолютной добродетели, и куда деть убийства, подмены? Не сведутся концы с концами, слишком мудрёно получится...
   И вот еще, касательно особенностей того мира. За что оставшиеся две расы "опускать", взаимно обделяя?
   (Тут мне почудился - да перекрестился я, перекрестился, и не один раз, не помогло! - намек на афроамериканцев. Они с математикой не особо дружат - так их на это пока и не учат. Но ведь рэп, то есть, вынесенные на эстраду ритуальные причитания и пляски вокруг костра, трудно считать гениальной музыкой... Мне, подчёркиваю, мне! - как-то блюз и джаз более симпатичны, хотя тоже не равны симфоническим призведениям. И не припомню, в какой африканской стране скрипку с фортепиано изобрели?)
   Пусть аллонга рождены "ползать" и калькулировать, но дайте им возможность писать музыку и картины! А хупара - считать. Композитор - уже математик, и наоборот, разве не так? Опять же, если дети пойдут смешанные, как быть?
  
  
   Вернусь к произведению. Много в нём событий, напоминающих голливудский экшн: подложный гений, похищение, геройское освобождение, полёт, катастрофа, попадание к бризам, встреча с отцом - живым и здоровым.
   К чести автора, боевик ей удался. И конфликт - хорошо закручен, психологически достоверен. По итогу зеленоглазый и любимый оказывается жутко закомплексованным чистокровным аллонга, а Санда - летающей бризой. В результате расхождений во взглядах антирасистски настроенная бриза принимает милосердное решение причинить смерть возлюбленному расисту, используя открывшиеся в ней сверхвозможности.
   Местами захватывающая повесть с мелодраматическим оттенком о приключениях и страданиях Санды, в которую автор перекрестила знакомую всем Мэри Сью - так откомментировал я труд Екатерины Пекур, закончив чтение.
   Но эти слова не следует воспринимать приговором интересному призведению. Для меня семейство Сью - не порок, а неизбежное зло/добро фантастического произведения, замешанного на сверхспособностях героя или антигероя. Санда выглядит вполне прилично, поскольку её таланты не самоцель автора, а подспорье для завязки главного конфликта.
   Автору я выражаю восхищение фантазией. Язвительность мою, Екатерина Александровна, отнесите целиком и полностью на счет произведения, порядком сырого и рыхлого. Вы же его недоработали, что видно невооруженным глазом. Отожмите из него "воду", особенно в начале; сократите наивные детективные рассуждения, заставьте комитетчика мыслить и действовать жестко, реально.
   Часть, где идут приключения Лигарры и Санды, Вам удалась, на мой взгляд, намного лучше.
  
  
   ОХОТА НА КОМПРАЧИКОСА. Витвицкий Владимир.
     
   Необычное произведение. Как фамилия у главного героя. Хотя я не сумел постичь, зачем он так странно поименован. Неужели его предки носили такую страшную, да еще иностранную кличку? Подозреваю, ответ или подсказку я пропустил, устав от чтения. Прошу автора простить меня.
   Мне также не хватило терпения и желания распутывать загадки, щедро разбросанные автором в философических вставках, обширных цитатах, бредовых снах-намеках и заключительном размышлении о всаднике, ангеле, всплесках... Наверное, умный, начитанный и внимательный читатель одолеет громаду и поймёт больше.
  
   Слог настолько насыщен сравнениями, эпитетами, настолько неожиданно сочетаются прилагательные, что первые несколько страниц я продирался сквозь них, мучительно вдумываясь в каждый оборот.
   Многие слова казались стоящими не там, отражающими не то, к чему привыкло ухо, глаз и память читателя, тренированного иными текстами.
   (Если автор хочет, приведу примеры - в частном порядке, не для общего сведения.)
  
   Но странице на десятой, примерно, утомившись от вчитывания, я прекратил анализировать словесные обороны, а включил быстрочтение. Тотчас произошло чудо. Текст заиграл красками, словно картина импрессиониста, когда по ней скользнёшь, не задерживаясь на каждом мазке. Роман ожил, стал мне понятен взгляд героев и случайных персонажей. Даже образы пивных кружек, мух, волн, висячего туалета и презерватива в упаковке - выступили упруго и явственно. Лишние слова уже не мешали - что значит мелкая ямочка на дороге, если мчишь на высокой скорости. И лишь вкусные места заставляли вчитаться глубже:
  
   "Как описать нелюбовь? Не равнодушие или безразличие, не скучный привычностью взбрык бабника или поскрипывание зубов коллекционерши, не поиск внесемейных приключений и не безобидный и ни к чему не обязывающий съём, не общую ясность южной игры, а нелюбовь? ... Просто: женщине об этом шепнет ее природная интуиция, а мужчине вытолкнет подсказку мысль."
  
   И показалось мне, что смотрю я на курортную жизнь, а затем и на всю жизнь, нарисованную автором, словно сквозь стереотрубу, как на поле боя. Каждое событие - эпизод некоей баталии или подготовка к ней. Мужчины и женщины создают временные коалиции, нападают, провоцируют, сдаются на милость победителя или побеждают.
   Поверх этого - грусть, элегия звучит в повествовании, словно воспоминание об упущенном в молодости. В той самой быстролётной молодости, когда намёк на любовь, зарождающиеся симпатии, которые никого ни к чему не обязывают, могли свести, соединить двух - в целое. Автор не говорит громко, он показывает симптомы "единственности":
  
   "...ловили себя на том, что, быстро отвечая на случайный вопрос, разом произносили слово. Одно на двоих, удивляясь и радуясь совпадению и вызывая снисхождение у загорающих семей и вздрагивающую скрытым раздражением зависть у лишь голым югом соединенных пар..."
  
   Философия другого мужчины, ищущего флирт, показана элегантно и трагично, военными терминами:
  
   -"...Замечал, наверное, что вот идет женщина ... а походка - будто тащит на себе давно убитого врага. Мне жаль, старина, но кажется, что светлое пятно прямо по твоему курсу - тот самый случай. Так что самая большая награда тебе от нее - краткость знакомства, иначе ты рискуешь стать участником всеобщего марафона по переноске вражеских тел. В роли убитого врага, естественно."
  
   Неспешно куётся цепь случайностей и неслучайностей, в которой постепенно проявляется авторское любование героем, вполне нормальным, но интравертированным парнем. Алексей Компрачикосов, военнослужащий спортсмен, биатлонист, что вдвойне близко мне (я люблю этот вид спорта, знаю его изнутри), заранее выбрал себе роль, якобы, жертвы в поединке с женщиной:
  
   -"А он, мужчина, умеющий стрелять, не противореча себе, будет сидеть и ждать - наверху или внизу придуманного случая, чтобы потом сдаться - победителем."
   Авторская подсказка, начатая задолго до "победы", в виде не сразу понятных реминисценций о некогда близкой женщине, облегчает принятие тактики героя в общении с прекрасным полом:
      "Когда-то, не так уж и давно, все та же знакомая любительница фруктов, рассматривая на тарелке препарированные абрикосы, призналась ему: "Больше всего мне нравилась в тебе твоя недоступность"."
  
   Не стану спорить, всегда ли успешен герой в избранной тактике. Автору виднее, ведь он прямо пишет, что в южной "охоте" Алексей отдал инициативу Лене не напрасно:
   -"Действительно привыкнув к словам о красоте и им не веря, сегодня она услышала правду: "Ты путаешь красоту и смазливость". Алексей не врал, а она даже не удивилась, что только сейчас узнала эту простую формулу. Сегодня для нее соединились все черты банальной мечты: море, звезды, неисчезнувшее тепло дня, любящий и сильный и, наверное, неглупый, наверное, желанный мужчина..."
  
   Быстрый интим снимает гормональное томление, очищает социальную составляющую героев от биологической шелухи и расставляет всё по местам. Есть влюблённость, но "единственность" далеко не очевидна. Герои расстаются, приходит время для вставки из жестокой и реальной жизни. Война, жесткий и неприятный пресс, отжимает пустые эмоции, показывая герою, что жизнь - единственная истинная ценность. Не напрасно Алексей бросается повидаться с Леной, чудом вывернувшись из рук врагов.
  
   Меня поразило, насколько созвучно, но разно, два автора, которых я прочёл, раскрывают тему абсолютной ценности жизни. Владимир Яценко в "Десанте" (сюжет гораздо сложнее, чем я излагаю) убивает и оживляет героя, проводит его через душевные встряски и разочарования, ставит перед выбором, да еще и "унижает" напоследок, впихнув в женское тело. Там жизнь всего мира лежит на весах.
   Владимир Витвицкий дарит герою радость мирной жизни, затем заставляет убивать (случайно, что добавляет горечи) старика и безобидного в миру сумасшедшего, позволяет спастись от смерти, снова испытать радость разгорающейся любви, а затем убивает на глазах у любимой. Здесь на весах лежит жизнь героя и его врагов, заложников собственных представлений о долге.
  
   Финал кажется простым. Но я не верю спору Писателя и Поэта, что автор запутался в ситуации, воспоминания кончились и самый простой выход - прикончить героя. Сложно выполненная вставка о форме ухода "всплесков", рождённых на этой планете, заставляет предположить иную задумку.
   Нарочитая обыденность этого длинного рассказа или повести с уклоном в поток сознания, уход от трагедийности и драматичности - подаёт нам кусок рядовой жизни и её внезапное завершение. Неважно, удалась, не удалась она, жизнь. Она когда-то началась, дотекла до нас и на наших глазах - закончилась. Всё, что остается от человека после его кончины - это тире между датами (не моё изречение, а жаль!). Сколько памятников не громозди, покойнику - едино, его-то уже нет! И никогда не будет.
  
     Воспользуюсь цитатой из текста:
   -"...время похоже на колбасу: давнее - на копченую, не очень - на вареную. Оно или она лежит в магазине в холодильном прилавке, под стеклом, и на нем или на ней - ценники."
   Автор отрезал нам кусок времени и дал отведать. Нравится, не нравится - дело вкуса. Главное, что я вынес из прочтения, останется со мною. Скромный такой вывод, которым я руководствуюсь много лет: жить надо сегодня.
  
   По-моему, книга об этом.
  
  
   СИ не принимал мой комментарий, обращенный к Константину Васильвевичу, пришлось вставить его сюда.
   Неполное обоснование (времени мало) моего впечатления от произведения Екатерины Александровны Пекур.
  
   Вот что я вычитал из текста:
   (Слова Ринна) -
   -"...Не страшно. Кто бы ни шпионил за ним - они не посмеют. Он лишь слабый учёный, но он не одинок. Его охраняют. Хотя его защитника нет на месте, но отблеск его влияния, мощь его организации, пожалуй, всюду. Если у врагов есть хоть капля разума - они же не перейдут дорогу такой силе! ... кто ... рискнёт угрожать, зная, с какой структурой он будет иметь дело! ...Это как с тайфуном драться..."
   Убедительно!
   (Воспоминания Санды)
   "...тут наверняка появятся люди из милиции..."
   Это обычное дело - пропал человек и его станут рызыскивать милиционеры, ни шатко, ни валко. Согласен с автором. Но когда появляется герой, оценка даётся иная, подчёркнуто страшноватая, как у Ринна:
   -"КАрун да ЛигАрра, - отрекомендовался незнакомец, не меняя позы в кресле, - Комитет Спасения Нации, второй отдел.
   Я медленно открыла рот... и закрыла. Лапарси Куинси да Ринн. Институт "Каурра". Милиция будет его искать, ага? Как бы не так..."
  
   Усиливают впечатление такие слова Санды:
   -"Дирекцию телеканала "Майа" расстреляют уже сегодня ночью?"
  
   "...Ведь он был представителем власти. Так что я ничуть не грустила, когда такие люди называли вещи своими именами: я - простая смертная, он - сверху, и может всё. В условиях вялотекущей многовековой войны КСН был щитом и мечом..."
  
   Щит и меч - прямой намёк на КГБ, разве нет?
   "Проблема заключалась в том, что да Лигарра, таким образом, не мог быть офицером второго отдела КСН. Если я хоть что-то понимала в системе нашей госбезопасности... Он был сотрудником контрразведки"
   "Это человек из самой жуткой и всемогущей организации мира..."
   "В Комитет берут лучших из лучших. Он всяко умнее меня. И куда более сильный аналитик. Если ты имеешь дело с "конторой", никакая правда не может быть опаснее той ситуации, если тебя уличат во лжи."
  
   "Ну не сдурела ли я?! Задавать вопросы офицеру второго отдела КСН?! Понять то, во что мне и близко лезть не следует?! Это он ждёт от меня ответов и фактов."
  
   "...в структуре КСН были специальные Школы - именно они готовили будущих офицеров, элиту "конторы". Но поступить туда так рано (как выходило по моим подсчётам) мог лишь выпускник специализированной обычной школы, для детей до пятнадцати - я имела об этом очень хорошее понятие, потому что мой коллега из второй галереи общего профиля собирался отдать сына в одну из таких школ. Там они усиленно учили психологию, право, историю и всё такое, а потом поступали на спецкурсы и приносили присягу..."
  
   "Как я уже сказала, я была слишком поверхностно информирована о реальной, а вовсе не глянцевой, жизни этой огромной структуры, вот уже много столетий стоящей на страже Порядка - при этом структуры живой, активной и развивающейся. Она и была истинной властью Мира..."
  
   И по прочтении текста о том, как Санда воспринимает контору, у меня сформировалось впечатление о грозной, хорошо функционирующей машине госбезопасности и контразведки. Это организация, как минимум, равная КГБ.
   И, естественно, понимающая важность охраны специалиста такого уровня:
   1.-"Да Ринн занимается разработкой технологии, использование которой может пошатнуть многовековой паритет в отношениях с Горной Страной, - Я вздрогнула и затаила дыхание..."
  
   2."... физика теперь стерегут как Белую Землю..."
  
   3." ... да Лигарра даже не скрывает прямой охраны сотрудниками КСН..."
  
  
   Уровень важности Ринна равняется уровню важности Института, про который известно следующее: "Внедрить агента в Институт "Каурра" бризы не в состоянии."
   Следовательно, секретный объект надежно охраняется. Своё умение работать чуть позже подчёркнул сам Лигарра:
   "...и искусственного человека, который всё это время ничего не знал о провале и продолжал свою миссию. Вряд ли летуны могли обеспечить регулярную связь с засланцем. Я же ведь тоже не зря хлеб кушаю, так что они не рисковали..."
  
   Но вспомните слова Санды:
   -"... я поразилась абсурдной догадке: отчего же многоценного господина да Ринна не охраняли в клинике? Или всё же охраняли? ",
  
   Нет, не охраняли в первый раз. Написано:
   -"Я расследую дело о возможном (подчеркиваю - возможном) похищении сотрудника Института "Каурра" Лапарси да Ринна..."
   Но Ринн сбежал второй раз! Это уже не прокол спецслужбы КСН - это гораздо хуже! Да Лигарру ждет служебное расследование за преступную халатность. Секретнейший специалист - сбежал или похищен во второй раз!
  
   А офицер, допустивший такой прокол - продолжает преспокойно работать, привлекая к секретному расседованию подозрительную личность. Ведь Санда, по словам да Лигарра - личность очень подозрительная:
  
   -"Сами посудите - вы (якобы родная младшая дочь великого Самала да Кун дас Лоа) от рождения страдаете акалькулией, вы отличаетесь, хотя и незначительно, от типичного аллонга, вы чуть более, чем обычно принято, дружны с хупара и вы находитесь подозрительно близко в пространстве от объекта моей защиты."
  
   Скверно защищал, непрофессионально. Он, как офицер КСН, обязан доводить до сведения начальства все подозрительные факты:
   - Я изложил мои подозрения в рапорте.
   - Но вы же сказали, что они так эфемерны, что их нельзя..?
   - Не счёл возможным молчать. Вдруг бы к моим словам отнеслись серьёзно. Но, к сожалению, у моего руководства более прагматичные подходы.
  
   Почему руководство воспринимает рапорты офицера настолько неправильно?
   Или опытный офицер не может грамотно изложить в рапорте подозрения насчёт фальшивости суперважного (со слов Санды - В.О.) изобретателя из секретнейшего института? Но ключевые слова - "слишком отличается" - это важные основания для рапорта:
   -"Но при этом у меня есть некие основания - основания, которые нельзя оформить в виде рапорта, так как они слишком эфемерны, если вы понимаете, о чём я, - голос его вдруг замедлился, - что он... всё-таки слишком отличается от того человека, которым он был..."
   -"Вот это и есть мои подозрения. Однако репутация да Ринна, как человека гениального до рассеянности, играет с ним злую шутку. Мой рапорт не принят всерьёз".
  
   Что я должен подумать о руководстве организации, не принимающей рапорт всерьёз? Они - непрофессионалы или враги. Больше похожи на непрофессионалов. Как иначе расценить цитаты, где говорится о лёгкости вхождения подозреваемой Санды в сильнейшую и секретнейшую организацию её Мира:
  
   -"К сожалению же, при этом у меня нет иного выбора, кроме как поставить вас в известность о вещах строгой секретности."
  
   -"Чтоб вы знали, вы уже внесены в список потенциальных штатных сотрудников. Ваше сознание чрезвычайно устойчиво и при этом гибко."
  
   -"Вы условно свободны, - обычным деревянным голосом сказал он, - Мы считаем, что вы невиновны напрямую, однако вы будете находиться под домашним арестом или - на выбор вашого контролёра - под полным его контролем, как полевой агент. Отказ от сотрудничества приравнивается к признанию вины."
  
   -"Тот факт, что вы теперь внештатник третьего."
  
   -"Рискуя репутацией, я только что убедил руководство, что вы лояльная, умница и рвётесь в бой - просто оказались не в том месте! А на перспективу вас ждал подвал! Третьего отдела, чтоб вы хоть на миг поняли, что! вам грозило!!! Эта поддельная бризовская скотина к вам одной пришла - из всего Города Мудрости! - почему?!! А ворвись я к вам на полчаса позже - попали б вы под арест через другого следователя!!! - да с вами тогда бы никто даже не говорил! В дознание, и дело с концом..!" -"против вас работает вся система! Вы единственная зацепка против этого лже-да Ринна - система вас не отпустит, Санда!"
  
   Эта декларация произвела на меня обратный эффект. Не работает система, если верит на слово офицеру, дважды не обеспечившего охрану секретного ученого. По прочтении этих строк у меня окрепло впечатление, что понятие о режиме секретности, о допусках, о ведомственных инструкциях, о службе внутреннего расследования - в КСН напрочь отсутствует, поскольку там служат бездарные люди, не умеющие работать головой. Аналитики, (которых учат со школы, помните?) в КСН отсутствуют, иначе почему КСН знает о легендах, но не может сделать ни единого вывода, которые с лёгкостью делает Санда:
   -"Вам известна так называемая "сказка из Тер-Карела"? Сказка про Хупарскую Смуту и всякие неприятности?
   -" Я предположила, а что, если - независимо от того, правда в этой истории или нет - биология Отродий достигла таких высот, что они способны поместить сознание в тело другого носителя? Или - по аналогии со сказкой - вырастить человека, идентичного заданному генетически? Ну они же не обязаны соблюдать человечекие законы и мораль, правда? - совсем уже робко закончила я под тяжестью его взгляда. -" Феноменально..."
  
   Что тут феноменального для аналитика? Для непрофессионала - да. Такой же вывод я сделал, прочитав историю с аллергеном, которую в два счёта раскрыла Санда. Её хвалят, признаются в собственном неумении связать факты и сделать выводы:
   -"... вы сегодня сделали настоящий прорыв..."
  
   Затем всплывает интересный нюанс, что познания о болезнях есть даже у математиков (я об этом высказался в обзоре):
   -"Только я не знал, что это герань, вот ведь какой прокол вышел... Вообще-то мне было известно, что у Лапарси аллергия на герань..."
  
   И вовсе непонятно мне , почему не привлекли специалистов-медиков, которые могли бы своевременно понять преступный умысел врагов:
   -"...у нас ведомственная больница есть..."
   Мне кажется, что в такой больнице врачи имеют допуски и могут не хуже Санды разобраться?
  
   И вот цитата- признание в непрофессионализме:
   -"Санда, я теперь вижу, что крупно лопухнулся - и теперь всей команде придётся давать тройную скорость, чтобы обогнать противника. Но, даже помимо этого, возможно, что наши открытия опоздали..."
  
   Мне трудно понять, почему Санде позволили гулять по секретному объекту. Она и сама не понимает этого:
   -"Я мельком подумала, вот ничего себе секретный объект! - но потом сообразила - человека без хорошего уровня допуска вряд ли провели бы в эти стены. И уж тем более не в проходку с начальником спецохраны..."
  
   На спецобъект - пропуск по установленной форме, после проверки на лояльность в спецотделе! А Санде - без проверки "допуск хорошего уровня". Зачем тогда высочайшая секретность при тревоге:
   -"Вы хотели узнать имя начальника линейного третьего отдела Города Мудрости и коды доступа к тревоге высшего уровня?"
   Но дальше то - еще хлеще!
   -"Это я. Тревога четыре по восьмому. Задержать да Ругану. Да Ниготту взять под личную охрану. Отчитаешься по этому номеру, - он продиктовал мой телефон, - Жду ответа в течении получаса..."
  
   Вот после прочтения этих строк и сложилось у меня нелестное мнение о работе спецслужбы. Я полагаю, что офицеры КСН - профессионалы лишь в пытках, исходя из слов Санды и да Лигарра, встретившихся в Предгорьях:
   -"Да Райхха ... окопались ... твердокаменно. Кое-какие оговорки охраны показывали, что режим тут ничем не уступает бюро КСН..."
   -"А ведь (да Райхха - О.В.) допрашивали вас как по дознанию высокого уровня. Хотя крайне скверно и непрофессионально..."
  
  
   Теперь, откуда выросло моё мнение о "натуральном боевике", где комитетчик Лигарра - супермен.
  Вот его сверхвозможности: 30 патронов - 30 смертельных попаданий. То есть, попасть надо в мозговой череп (не лицевой), в печень, в позвоночник, в сердце или крупный сосуд, чтобы убить быстро и надежно.
  
   Для сравнения возьмём стрелковое упражнение РП-5 на скорострельность. Оружие - армейский скорострельный пистолет.
  
   Дистанция 25 м, 60 зачетных выстрелов. Максимальное количество очков - 600.
   Результаты:
   рекорд мира 584
   Рекорд европы 583
   Рекорд СССР и России 594
   Лучший результат последнего чемпионата Европы 577
  
  
   И это в комфортных условиях, когда не надо опасаться врага. Делаю скидку, что да Лигарра стрелал почти в упор, но и тогда стрельба "по-македонски" без единого промаха - чистой воды суперменство.
  
   Я могу и дальше пояснять, из чего складывается моё личное мнение о достоинствах и недостатках произведения. Надо ли? Екатерина Александровна со мной не согласна, Вы - тоже. Так что, давайте останемся каждый при своём мнении и не станем больше спорить.
  
   Спасибо Вам за участие в обсуждении, Константин Васильевич. За проявленную мною резкость при ответе на Ваш первый комментарий - извините. Буйный темперамент прорвался, лишний раз показав мне несовершенство человеческой натуры...
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"