Аннотация: Когда-то, совсем недавно, нам это было в диковинку...
(Фельетон-зарисовка)
"...упадок гораздо стремительнее прогресса. Мало того, прогресс имеет границы. Упадок же - беспределен..."
С. Довлатов
Сразу назову время и место: Москва, конец 1992 года.
Железнодорожные билеты подорожали в десятки раз, однако очереди в кассы транспортных агенств стали ещё длиннее. Мы все куда-то едем. Дороговизна двух вагонных простынок - 60 рублей! - нас уже не пугает...
Центр города. В сумраке подземного перехода оборванная старуха, натянув платок на глаза, визгливой песней времён царя Гороха призывает прохожих подать милостыню. Напротив - яркий освещённый киоск: сигареты, импортное нижнее бельё, патентованные средства для пролонгирования полового акта, алкогольные напитки. Как тут не вспомнить слова незабвенного капитана Жеглова: "Да тут целый спекулянтский склад! Магазин для кобелирующих личностей". Одна бутылка стоит столько, сколько квалифицированный врач получает за два-три ночных дежурства.
Ларьки теперь именуются "найт шопами". Впрочем, встречаются и более оригинальные названия. На киоске, где продаются бутерброды и кофе, три большие буквы: ЕДА.
Стены вестибюлей метро увешаны плакатами и календарями - на продажу. Превалирует обнажённая женская натура. Сплошь, куда ни глянь, рыхлое бабье мясо. Какие чувства должна испытать женщина, увидев такую вот сисястую стеночку? В первую очередь, должно быть, смущение. Но нет, наши женщины привыкли. Равнодушно проходят мимо.
Проезд в метро стоит уже три рубля. Жетоны отныне пластмассовые. Что-то вроде пуговиц. Отдал в кассу трояк, получил жетон, опустил эту безделушку в автомат - и нет ни трояка, ни жетона. Обидно.
В метро всё ещё много красивых женщин. Одному богу известно, сколько это им стоит. В отличие от провинциалок москвички курят открыто и спокойно. Цветочницы в подземке дымят деловито, солидно, по-мужски. Запах "Кемела" забавно сочетается с засаленными телогрейками и толстыми шерстяными платками, повязанными почему-то на поясницах.
Кажется, что московская жизнь теперь сконцентрировалась в подземных переходах.
На каждом шагу лотки с книгами. В газетах с некоторых пор упорно муссируется мысль о том, что мы перестали быть "читающей страной". Враки! К книжным развалам не протолкнуться. Чаще всего спрашивают что-нибудь "серийное": десятый выпуск Чейза, пятую книгу о Тарзане... Эскалаторы и вестибюли метро кишат книгочеями.
А может быть, наши дела не так уж плохи, если люди легко позволяют себе покупку страшно дорогой эпопеи о богатых, которые, как известно, тоже плачут?
В "Доме книги" свободно продаётся четвёртый том И. Акимушкина "Жизнь животных". Совсем недавно книжки этого натуралиста не то что в магазине - у спекулянта купить было почти невозможно. А сегодня - всего 90 рублей. Теперь ведь это просто смешная сумма! Поймал себя на мысли, что можно в Москве это купить, а дома продать подороже. Вот, пожалуй, главное зло, которое привнесли в нашу жизнь нынешние "шагающие впереди" лидеры: мы охотно поддаёмся искушению объегорить ближнего своего. Мы совсем не задумываемся о том, что это не может не остаться безнаказанным.
В особом почёте у книжных коробейников словари. Средняя цена - около тысячи за экземпляр. Народ ударился в лингвистику. Знание иностранного языка помогает повыгоднее продать свой талант, свою продукцию, своё тело...
Теперь в Москве очень просто купить ананасы. По две "штуки" за штучку. А что, можно попробовать. Например, к Новому году, вместо ёлки.
Недалёк тот день, когда один лимон будет стоить "лимон"...
Довелось побывать в родном общежитии на студенческой вечеринке. Девчонки бойко лопочут по-английски с иностранцами, забывшими после трёх стопок русский. Одна девушка, отмахиваясь от притязаний сидевшего с ней рядом палестинца, сказала, что никуда не пойдёт, потому что арабы обычно "фак ин маус". Дабы не смущать нашу провинциальную нравственность, оставлю эту фразу без перевода. Несмотря на дороговизну, студенты по-прежнему потребляют спиртное в изрядных количествах и разъезжаются с тусовок на "тачках". В атмосфере то и дело возникает главное слово дня: "доллар". Основная тема интеллигентного трёпа: базар-товар-навар. Десять лет назад мы спорили до хрипоты о фильмах Тарковского и живописи московских авангардистов...
В ларьке у кинотеатра "Художественный" я приметил импортное средство для отбеливания зубов. Цена? Что-то около двух тысяч за флакон. Вот так! Кому-то не хватает мяса, а другие заботятся о белизне своей улыбки. Как говаривал совсем недавно ещё Михаил Сергеевич Горбачёв: "Это ж диалектика, вы же у курсе". Наверно, кому-то нужно и это - средство для отбеливания зубов.