Петраков Игорь Александрович : другие произведения.

Песни "Агаты Кристи" и Православие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья о песнях "АК".


Игорь Александрович Петраков

ПЕСНИ "АГАТЫ КРИСТИ" И ПРАВОСЛАВИЕ

Исследование выполнено в сентябре 2018 года

Омск 2018

   Содержание:
  
   Введение
      -- Главные смысловые оппозиции.
   Рай -- преисподняя
   Ангелы -- демоны
   Город -- лес
   Зима -- лето ( холод -- тепло )
   Музыка ( песня ) - тишина
   Ночь -- день
   Пьяный -- трезвый
   Серое -- цветное
   Сны -- явь
      -- Образы героя
   Ветер
   Волк
   Гетеросексуалист
   Солдат
  
  
   Введение.
  
   Эта работа - своеобразная дань моему увлечению творчеством "Агаты Кристи" в девяностые - начале 2000-х годов. Тогда, как помнится, все песни "Агаты" я знал наизусть. Время шло, кое-что подзабылось. Я решил освежить в памяти сюжеты "Агаты" и провести небольшое исследование, касающееся образности и мотивов ее песен.
   Почему выбрана именно тема "Песни "Агаты Кристи" и Православие?" Автор подавляющего большинства песен "Агаты" Глеб Самойлов называл себя сторонником ортодоксального Православия. Известны и его слова о том, что душа человека - с рождения христианка. Не намного отличается от его высказываний и мировоззрение Вадима. О том, что следует песни "АК" рассматривать именно в контексте христианских, православных представлений, говорилось не раз в интервью братьев Самойловых.
   Работа содержит отсылки к Новому и Ветхому Заветам. Выдержки из них приводятся по изданию: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2005 ( KM.ru ).
  
  
      -- Главные смысловые оппозиции.
  
  
   Рай -- преисподняя.
  
   Герой песни "Пират" обещает спуститься в ад, найти там всех, отомстить за отца, а затем "полететь" и остаться в раю. Такое вот легкое перемещение между неоднородными пространствами обещается нам. Слова "Пирата" напоминают нам православную молитву "Да воскреснет Бог и расточатся врази его.." В молитве говорится о том, что слава воздается Иисусу Христу, "во ад сшедшему и поправшему силу диаволю".
   Но дело в том, что Глеб Самойлов - не Христос. Поэтому за него немного безпокойно. За Христа тревожиться нечего, а вот за Глеба.. Удасться ли ему справиться со "всеми" в аду? - такой вопрос может задать заинтересованный слушатель. А потом беззаботно "полететь" в рай? Легко ли это? ( как говорил один из персонажей "Последнего сна разума" Дмитрия Липскерова ).
   В песне "Опиум для никого" уже средний мир как будто превращается в преисподнюю -
  
   Напудрив ноздри кокаином,
   я выхожу на променад,
   и звезды светят мне красиво,
   и симпатичен ад.
  
   Хочется спросить - как ад? почему ад? Неужели герою настолько плохо, холодно и неуютно в среднем мире? Ведь мир, как известно, создан Богом с благими целями. Неужели он уже так извращен, что превратился в сам ад?
   Заметьте, что над адом светят звезды. Этот мотив встречается также в песне "Сказочная тайга" -
  
   Облака в небо спрятались,
   звезды пьяные смотрят вниз,
   и в дебри Сказочной тайги
   падают они.
  
   Сказочная тайга сравнивается с адом - в песне это вотчина сатаны, во всяком случае, в ночное время -
  
   А ночью по лесу идет сатана
   и собирает свежие души..
  
   Можно предположить, что с душами здесь сравниваются упавшие звезды. Сравнение человеческой души со звездой может быть обнаружено и в песне "Кто украл мою звезду":
  
   Я гляжу на небеса,
   напрягая все глаза.
   А на небе - ни звезды,
   в мире только я и ты..
  
   И только небо знает правду,
   кто украл мою звезду.
   Только небо знает правду,
   но не скажет никому.
  
   Если на небе не видно звезд, то они на земле обнаруживаются. Это герой и героиня. Кстати, об отсутствии звезд рассказывает и песня "Немного земли". В ней звезды "улетают" далеко от Земли -
  
   Улетели звезды далеко,
   их уже лопатой не добить.
   На душе томительно-легко,
   хочется куда-нибудь любить.
  
   Кстати, мотив нисхождения в "средний мир", который рисуется как ад, преисподняя, есть и в стихотворении современного поэта -
  
   Мы по самому краю рая
   шли, кружилась твоя голова.
   И на землю ты вдруг упала,
   и забыла и рай, и меня.
  
   И к земле, позабывшей о Боге,
   я спустился по лестнице сил.
   Как комета, свою дорогу
   и дно пропасти я осветил..
  
   В этих строках поэт сам себе освещает путь, как та же звезда.
   В Православии мотив падающей звезды, однако, по большей части связан с действиями представителей темных сил. В Откровении святого Иоанна Богослова, в начале главы 12 находим:
  
   Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.
  
   В Ветхом завете звезды также сравниваются с людьми:
  
   И вывел его вон и сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.
   ( Бытие. Глава 15 )
   .. умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,
   ( Бытие. Глава 26 )
  
   Звезды относятся к горнему миру в книге Иова и в Псалмах -
  
   Не превыше ли небес Бог? посмотри вверх на звезды, как они высоко!
   ( Иов. Глава 22 ).
   Когда взираю я на небеса Твои -- дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?
   ( Псалом 8 ).
  
   Считается, что именно звезда указала волхвам путь к младенцу Иисусу.
   Как постоянная константа звезда появляется даже в песне "Навеселе".
   Но не только в "Опиуме", "Пирата" и "Сказочной тайге" можно найти мотивы преисподней. Есть они и в "Урагане", и в "Нисхождении", и даже в "Viva, Каlman!". В последнем опусе ад рисуется - нет, не в виде баньки с пауками, как посчитали бы исследователи Достоевского, - но в виде обычного кабака, где персонаж - убийца "отдыхает" -
  
   .. с визгливой скрипкой,
   за столом, от грязи липким..
  
   В "Урагане" ад представлен как водная стихия. Все действие пьесы - за исключением беседы Урагана с мамой - разворачивается на морских просторах. Ураган, в частности, видит паруса кораблей ( тех, которые "далеко от земли" ( "Пират" )), и среди пучины морской прокладывает "дорогу в ад".
   Здесь же можно вспомнить видеоролик к песне "Два корабля", действие которого происходит среди потоков воды.
   "Глубина морская" как часть нижнего мира и периферийное пространство упоминается в Новом Завете -
  
   и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
   ( Евангелие от Матфея. Глава 18 ).
  
   С морем ассоциируется пространство сатаны в Откровении -
  
   Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
   ( Откровение Иоанна Богослова, Глава 20 ).
  
   В Евангелии от Марка сказано, что свиньи, в которых вошли нечистые духи, потонули в море. В другой главе Откровения сказано, что "все одушевленное" кануло в море, после того, как туда Второй Ангел вылил чашу.
   ( хотя море может быть наделено и положительными коннотациями, например, в 15 главе Откровения - "И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца" )
   В песне "Моряк" обыкновенный моряк становится укротителем морской стихии, в частности, одному из морских бесов, упоминается в песне, он "свинтил рога". Этот герой напоминает нам об образе пушкинского Балды, - и о том, как он справился с подосланным бесенком, который "мяукал как голодный котенок".
   В песне "Нисхождение" ( само название которой говорит за себя ) есть такие строки -
  
   Послушай, ветер свистит атональный мотив.
   Ветер назойлив, ветер игрив.
   Он целует меня, он кусает меня.
  
   А тем, кто сам, добровольно падает в ад,
   добрые ангелы не причинят
   никакого вреда. Никогда.
  
   Ну а если добрые ангелы не причиняют вреда падающим в ад, то тем паче не будут мешать им в этом процессе - злые. Они будут только рады такому "нисхождению".
   Здесь появляется мотив инфернального ветра, восходящий, вероятно, к Пушкину и Набокову, о котором мы расскажем более подробно в одной из следующих глав.
   Еще одна песня, в которой проявляются мотивы падения или нисхождения в ад - из раннего сольного альбома Глеба Самойлова "Маленький Фриц" - "Искушение Маленького Фрица". В песне рассказывается о работе лукавого - как он искушает героя - и не без успеха.
  
   "Ты устал от войны,
   твои дни сочтены,
   все пропало, мой Маленький Фриц.
   Но я верну тебе жизнь,
   и придешь ты домой,
   отрекись, отрекись, отрекись!"
  
   После того, как Маленький Фриц соглашается с доводами змея, тот смеется и взрывает себя, а Маленький Фриц видит, что под ним разверзлась земля. "Моя вечность горит в огне", - обращается он к своему "святому отцу" в финале песне. Несомненно, огненное царство - это примета "нижнего мира", так, как представляли его в Православии.
   Пространство ада относится в песнях "Агаты Кристи" к плану прошлого и настоящего, пространство рая - к плану будущего. Герой "Пирата" заявляет, что он останется в раю вместе с отцом. В песне "Ковер-вертолет" мотив полета в рай - получает развитие - в виде описания путешествия на необыкновенном, чуть ли не волшебном "ковре", на который герой зовет и свою мать.
   В песне "Чудеса" герои не летят, а "плывут" в рай - в "чудеса". При этом их "сердцу весело". В песне "Навеселе" герой "влетает" в окно.
   В песне "Я буду там" поэт обещает героине, что, несмотря на нынешнее незавидное положение в "среднем мире", он непременно окажется вместе с ней в раю -
  
   До свиданья, малыш.
   Я упал, а ты летишь.
   Ну и ладно, улетай
   В рай.
  
   Ничего, ничего,
   мы увидимся еще.
   Я и сам, я и сам -
   назло врагам -
   буду там.
  
   Одной из локализаций рая, по мнению Глеба Самойлова, может быть луна. Так в песне "Полетаем" - "и во сне погуляем, погуляем, погуляем по луне. Заберемся в лунный кратер.. Полетаем, полетаем, а потом вернемся спать".
   Мечты героя связаны с луной, меняющейся каждый месяц. В Православии луна вовсе, заметим, не является предметом культа -
  
   И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его.
   ( Книга Иова, Глава 25 ).
  
   В песне "Звездное гестапо" луна также не помогает людям -
  
   А кто от них укрылся на луне,
   живым-таки оттуда не вернулся..
  
   Двоякая роль луны в песнях "Агаты" не позволяет ее назвать константой исследуемого поэтического мира.
  
  
   Ангелы -- демоны
  
   Рассмотрение таких персонажей как ангелы и демоны в творчестве "Агаты Кристи" в контексте традиции Православия правомерно, ибо это изображение не выходит практически за рамки традиции, за исключением некоторых моментов, которые обговорим особо в этой главе.
   Рассмотрим развитие образов ангелов и демонов в песнях "АК". Впервые они появляются в альбоме "Маленький Фриц", в песне "Искушение Маленького Фрица" -
  
   Летели ангелы - мечи огненны -
   кары Божии в их руках,
  
   а потом, когда они кончились,
   задрожали ночные леса,
   и пришли из них черны демоны.
  
   В Новом Завете мечи имеют слуги Божии.
  
   И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
   ( Откровение Иоанна Богослова. Глава 6 )
   .. ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
   ( Послание к Римлянам святого апостола Павла. Глава 13 )
   Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
   Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
   ( Евангелие от Иоанна. Глава 18 )
  
   В книге Иова меч есть и у Создателя -
  
   .. это -- верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой;
   ( Книга Иова. Глава 40 )
  
   Так что появление ангелов с огненными мечами ( всполохи от летящих снарядов ) не удивительно. Также не удивительна волосатость "черных демонов", которые обросли ими от ушей до хвоста. Так же волосата саранча, которая приходила мучить людей в "Откровении.."
  
   .. и волосы у ней -- как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов
   ( Откровение Иоанна Богослова. Глава 9 )
  
   В песне "Ты уходишь" с ангелом сравнивается невеста героя. Появляется мотив брачного союза с ангелом.
  
   Ты уходишь - в белом платье.
   В алых пятнах полночь..
   Белый ангел, я распятье..
   Полно, память, полно!
  
   В песне "Альрауне" находим нечто подобное -
  
   Люби меня, как я тебя,
   как любит ангела змея..
  
   В песне из альбома "Декаданс" - "Мотоциклетка" - этот инвариант трансформируется в сюжет брачного союза с демоном. Этот брачный союз ( с демоном - мужчиной ) заключает возлюленная героя - Мотоциклетка. Именно этот союз повергает героя в состояние, близкое к отчаянию.
  
   Я встретил Вас спустя 6 лет
   и думал, не узнаю.
   Вы были в черных галифе,
   в зубах была сигара,
  
   и с Вами был сатана,
   его злодейский желтый глаз -
  
   антихриста отметка,
   его зовут Мотоциклет,
   а Вас - Мотоциклетка,
   и Вы - его жена!
  
   Трансформация мотоцикла с желтой фарой в антихристов образ происходит довольно спонтанно. Впрочем, мотоцикл - здесь вспомогательная фигура. Основным, главным остается то, что Мотоциклетка заложила свою душу представителям темных, демонических сил ( "семь волков - одна волчиха" ).
   Мотив бракосочетания с ангелом обнаруживаем и в песне "Я буду там". В "Позорной звезде" это уже вторая песня с упоминанием ангелов. В песне героиня улетает "в рай". Герой обещает "быть с ней" в раю рано или поздно.
   Во второй песне из "Позорной звезды" - "Нисхождение" - появляются "добрые ангелы", которые не желают причинить вреда "падающим в ад" персонажам. Поэтому "дорога в ад" и кажется легкой ( демоны на ней тем более не будут чинить препятствий ).
   В песне "Ни Там, ни тут" из альбома "Опиум" изображение ангелов и демонов поначалу традиционное. Ангелы "по небу летят", демоны "в канаве.. ползут". "И те, и эти говорят: "Ты нам не враг, ты нам не друг"". Однако в финале песни все переворачивается с ног на голову. Картина меняется на противоположную. Демоны взмывают в небеса ( что в Православии для них не свойственно ), ангелы начинают "петь" в канаве ( о положительной коннотации мотивов пения и музыки у "Агаты Кристи" пишу в соответствующей главе ).
   Завершим наш обзор рассмотрением песни "Аусвайс на небо" из "Урагана". Здесь начало переосмысливает известное стихотворение Пушкина -
  
   Духовной жаждою томим,
   в пустыне мрачной я влачился,
   и шестикрылый серафим
   на перепутье мне явился..
   ( "Пророк" )
  
   Могущественный серафим как будто является и Глебу Самойлову -
  
   Явился мне в печальном сне
   крылатый серафим,
   и я скажал ему во сне:
   "Летим, летим, летим.."
  
   Серафим сообщает герою о том, что "идет-грядет" последняя война - Добра со злом. Он обещает ему взамен за самоотверженное служение "аусвайс на небо".
  
   Летим со мной, летим со мной,
   порвем их на куски,
   раздавим сапогами их
   мятежные мозги.
  
   Давай картечью демонов
   размажем по стене,
   давай мечами выпустим
   весь ливер сатане.
  
   Заметим, что здесь в предложении ангела вновь появляются "мечи" - что соответствует Православной традиции.
  
  
   Город -- лес
  
   С темой города связаны мотивы дома, жилища героя. Там можно укрыться. Но в песнях "Агаты Кристи" иногда эта защита дает сбой.
  
   Дети не идут домой - им ничего не нужно..
   ( "Щекотно" ).
  
   В городе проходит лирический роман героя -
  
   Когда придет зима и заморозит лужи,
   и тротуары поменяют каблуки,
   никто другой мне точно так не будет нужен..
   Быть может - я, быть может, ты..
   ( "Ближе" )
  
   С другой стороны, в той же "Ближе" пространство дома может быть неуютным. В оконном стекле кухни здесь может быть трещина, из-за которой дует ветер ( "В дырявых душах так давно сквозняк и ветер.." ). В доме люди молятся, как в песне "Эпидемия" -
  
   Ночь наступила внезапно и быстро,
   закрыты окна, ставни, двери.
   "Боже, храни нас от сил нечистых", -
   молились люди на коленях,
  
   безмолвный страх прокрался в каждый дом.
  
   Однако во втором куплете утверждается, что эти молитвы не сильно им помогают. Эпидемия продолжает свирепствовать. Куда действеннее, считает автор, пьяный крик - песня сторожа, который орет "упрямо", "забыв про страх".
   В городе пролегает маршрут трамвая - с его зловещими колесами ( так в песне "Шпала" ). Сила трамвая как будто одолевает героя, оказывается весьма действенной -
  
   Ты видишь, я болею, объятия Морфея
   меня влекут в никуда.
   Смотри, я улетаю. На облаке трамвая
   искрятся его провода.
  
   Зачем они искрятся, нетрудно догадаться, -
   смешон, смешон твой вопрос.
   Смотри, как воздвигает алтарь для новой шпалы
   кровавая секта колес.
  
   Герой сравнивает себя с очередной шпалой, принесенной в жертву могущественному трамваю. В творчестве "Агаты Кристи" город изображен более похожим на Вавилон, чем на Новый Иерусалим. Так в песне "Порвали мечту" -
  
   Садись на меня. Мы будем не здесь,
   когда эту грязь увидит заря..
   Умоется <все же> ваш Вавилон
   и каждая тварь.
  
   Ожидания сошествия с неба нового города - Нового Иерусалима - здесь как-то не ощущается.
   Городу противопоставлен лес. Хотя это тоже особое пространство, в котором можно укрыться. Так в песне "Беглец" -
  
   Спрячь меня, лес, помоги, а я тебе.. -
  
   сулит герой, спасающийся от преследования. С пространством леса связан образ героя - волка, рассматриваемый нами в соответствующей главе. В песне "Огоньки" в лесу обитают, как в "Сказочной тайге" души людей, ушедшие в иной мир -
  
   По нехоженой тропке суженой
   через лес, через лес, через лес ..
   Нам домой дойти бы до ужина
   без чудес, без чудес, без чудес..
  
   Что за тени там сбоку маются -
   и глядят, и глядят, и глядят?
   Позовешь их - не отзываются,
   только странно и душно хрипят.
  
   Герои "Битвы экстрасенсов" сказали бы, что это самоубийцы, которые не могут говорить ( кстати, тема людей как самоубийц есть и в песне "Москва-река", написанной Глебом Самойловым уже после "Агаты Кристи" ).
   Огоньки в лесу, которые мигают людям - это, вероятно, глаза волков. Это подтверждает волчий вой, раздающийся "на полях" песни.
   Действие в лесу часто происходит ночью или вечером. Так в песнях "Сказочная тайга", "Красная шапочка", "Огоньки". В песне "Новый год" тоже подспудно возникает тема ночи ( Новый год, как известно, наступает в полночь ), в связи с лесом ( "А по лесам бродят санитары.." ). Здесь кстати и ожидание того, что произойдет "завтра" -
  
   Нас завтра подберут
   или не найдут совсем.
   Нас к маршалу внесут
   На одном большом щите..
  
   В лесу происходит действие песни "Споемте о сексе". Вокруг костра собираются "подруги - друзья" и здесь же поется о том, что душу человека могут ожидать приключения "вне тела".
   Одинокая человеческая душа в лесу, а также сбор этих душ вместе ( например, в стаю ) - тема ряда песен "Агаты Кристи".
  
  
   Зима -- лето ( холод -- тепло )
  
   .. штыками наступают холода.
   ( "Кондуктор" )
  
   В творчестве "Агаты Кристи" зима носит характер весьма зловещего времени года. В песне "Странное Рождество" накануне Рождества за окнами происходят убийства -
  
   За окном - зима, зима.
   На небе сказочном - луна.
   Горит свеча, вокруг темно,
   а мы встречаем Рождество.
  
   А за окном собаки лают,
   за окном кого-то убивают..
  
   Эпиграфом песни становятся слова одного из героев "Сказки странствий" - "Странные праздники.. Что-то меня знобит от этого веселья". Это ощущение холода проходит сквозь все песни, связанные с темой зимы. В песне "Вервольф" находим -
  
   Бедному холодно зимой,
   бедному - волком ты вой..
  
   Герой песни мечтает сесть к "жаркому огню", чтобы согреться. В песне "Сказочная тайга" с мотивом зимы также сопрягается тема сказочности -
  
   Черные сказки белой зимы
   на ночь поют нам большие деревья.
   Черные сказки про розовый снег -
   розовый снег - даже во сне..
  
   Первоначально "Сказочную тайгу" и предполагали назвать "Розовый снег" ( впоследствии по той же схеме был назван "Розовый бинт" ), однако передумали, посчитав название слишком зловещим. Розовый снег встречается и в песне из альбома "Позорная звезда" - "Новый год". Действие там тоже, что неудивительно, происходит зимой..
  
   Снег падает на кровь - белые иголочки..
   Кровь падает на снег - завтра будет елочка.
  
   В песне Глеба Самойлова "Москва-река" зима снабжена рядом негативных коннотаций. Здесь также указывается на отсутствие тепла в эту пору и на лед.
  
   Эта зима уже надоела -
   с ума свела, с ума свела..
   Даже если плюс - душа окоченела
   и нет тепла, и нет тепла..
  
   И нет чудес, и нечего делать,
   и если бы не так заледенела
   Москва-река..
  
   Данная песня творчески переосмысливается в одноименной песне из моей сказки "Искатель безсмертия" ( смотри на моей странице "Самиздата" ).
   Действительно, чудес зимой практически не бывает. Так, по настрою, действие песни "Чудеса" происходит очевидно летом. С летним временем связана романтическая история героя и героини в альбомах "Триллер" и "Майн кайф?" -
  
   Ты помнишь, это было прошлым летом..
   Оно нам прилетело от любви..
   ( "Триллер" )
  
   Мы встретились ночью, ночью в лесу.
   Ты сказала: "Проводи", я сказал - "Провожу",
   мы шли по дороге и срывали цветы,
   и ты говорила о том, как ты,
   о, как ты жила без любви, без тепла.
   ( "Красная шапочка" )
  
   Лето непременно ассоциируется с солнцем и теплом. В летнее время вокруг костра собираются герои песни "Споемте о сексе".
   Лето как время произрастания плодов и торжества жизни рассматривается в Псалтири.
  
   Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее;
   напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее;
   венчаешь лето благости Твоей..
   ( Псалом 64 )
  
   Противопоставление тепла и холода как дома и бездомности ( по модели "Вервольфа" ) есть и в песне "Щекотно" -
  
   "Завтра мы уйдем из дома.."
   Не хочу - там холодно!
  
   Зима и лето противопоставляются в песне "Ближе". Зима - подлая, суетливая. Лето, напротив, - хочется, чтобы оно было "всегда":
  
   Зима сбежала, суетливо хлопнув дверью,
   и в душу ломится обманщица-весна.
   Нам остается лишь оплакивать потери
   и врать себе, что это лето -- навсегда.
  
  
   Музыка -- тишина
  
   Музыку и песни в творчестве "Агаты" рассмотрим в контексте православных представлений.
   Песня как сакральное действие осмысляется в Новом Завете -
  
   И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих.
   Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.
   ( Откровение Иоанна Богослова. Глава 14 )
  
   Песни исходят от Бога в Книге Иова -
  
   .. где Бог, Творец мой, Который дает песни в ночи..
   ( Книга Иова. Глава 35 )
  
   С песнями сравниваются псалмы.
   В творчестве "Агаты" песням и музыке противопоставлены холодные тишина и молчание. Во многих песнях "АК" героев призывают петь. Так в песне "Четыре слова" -
  
   .. луна горела окровавленной звездой.
   И ты гори, но не молчи -
   четыре слова о любви -
   молись и пой, молись и пой, молись и пой.
  
   Молчание и тишина несут порою зловещий смысл - угрозы самой жизни. В одной из песен альбома "Коварство и любовь" тишина "душит" -
  
   А нам вчера казалось музыки так мало..
   А вот не стало - задушила тишина.
   .. прости - прощай, моя гитара,
   нас сломали, - сломают и тебя.
  
   Спасение от тишины небытия, угроз жизни герой видит в молитве и пении. К пению зовут также героев песен "Ураган" ( "Пой, ветер, нам" ), Моряк ( "И песенку спой.." ) и "Снайпер" -
  
   Иди ты.. Стой!
   Я не успел сказать - пой.
   Только не надо врать,
   что "нихт ферштейн",
   я знаю - ты - Гитлер!
  
   Песня становится моделью интернационального языка, который понимают одинаково и немка, и "русский офицер", и цыган. В песне "Viva, Kalman!" находим -
  
   Кто изгибал на арене спину,
   тот испытал, что такое сила.
   Пой же, цыган, зажигай-ка, милый,
   белую ты кровь.
  
   Песня, как и музыка, объединяет вокруг себя людей разных народов и разных, казалось бы, убеждений. В песне "Гетеросексуалист" содержится своеобразная рефлексия -
  
   Да, я люблю, да, я люблю,
   об этом песни я пою.
   И петь не надо о другом -
   мы о другом споем потом!
  
   Понятно, что не все песни "АК" - песни о любви ( есть порой и песни устрашающие - как в "Декадансе", например ), но многие из них подходят под эту характеристику. В чистом виде мотив увлекающей музыки ( на сей раз без песен ) звучит в "Опиуме для никого" -
  
   Не прячь музыку - она опиум
   для никого, только для нас.
  
   Музыка наделяется чертами свехобычного явления, как бы волшебства, подчиняющего себе героев. Музыка осмысляется в песне - герой вступает во взаимодействие с музыкой, поет - и избавляется от разных угроз. Противопоставленная песне и музыке гнетущая, зловещая тишина возникает как мотив в песнях "Вечная любовь" и "Насилие" ( из альбома "Опиум" ). "Вечная любовь" в отличие от любви героя оказывается каким-то чуть ли не обманом, оборачивается той же тишиной.
  
   Ну где она живет, вечная любовь?
   Уж я-то к ней всегда готов.
   Вечная любовь, чистая мечта,
   нетронутая ти - ши - на..
  
   Здесь слово "тишина" наделено отрицательным, негативным смыслом. "Тишину" словно взрывает песня, исполнить которую хочет герой. В песне "Насилие" на фоне ночной тишины разворачиваются весьма неприглядные события:
  
   Тихо в ночи.. Слышен только тоненький свист,
   радостный хруст, жалобный плач.
   Это плети свистят, это чьи - то кости хрустят..
  
   Тишина здесь также довольно негативное явление, связанное с отрешенностью от живого действия - песни, слова.
  
  
   Ночь -- день
  
   Как известно, в православной традиции ночь осмысляется как время разгула нечистых сил. Это нам знакомо еще по творчеству Гоголя. В альбоме "АК" "Декаданс" так и было. В песне "Эпидемия" чума властвует в ночное время ( "Ночь наступила внезапно и быстро.." ). Именно в эту пору во время молитвы люди просят избавить их от "сил нечистых".
   Однако постепенно хронотоп ночи ( как сказали бы литературоведы ) переосмысливается. Теперь ночью может действовать и герой той или иной песни. Ночью приходят сны, которым тоже часто рад герой, и в которых он продолжает действовать ( стирается граница между сном и явью ). Впрочем, о снах и яви подробнее расскажу в соответствующей главе. В альбоме "Опиум" в ночное время герой "выходит на променад" ( ему светят звезды ). Вообще, песня содержит такой призыв:
  
   Давай вечером с тобой встретимся,
   по-китайски говорить..
  
   Этот лейтмотив также, видимо, характеризует время после захода солнца. Следы же традиционных представлений о ночи как о тревожном и опасном времени суток, связанном с "пиршеством" темных сил, видны в других песнях из альбома "Опиум" - "Сказочной тайге" и "Насилии". В первой из них "ночью по лесу идет сатана". Во второй беднягу Белоснежку терзают ночные и сумеречные обитатели -
  
   Тихо в ночи.. Слышен только тоненький свист,
   радостный хруст, жалобный плач.
   Это плети свистят,
   это чьи-то кости хрустят..
  
   Причем Белоснежка получает от происходящего какое-то мазохистическое удовлетворение ( "странно улыбается себе" ).
   Естественно, то, что в такое время суток герой "идет на дело", вызывает подозрения. В Первом послании к Фессалоникийцам святого апостола Павла уже говорилось:
  
   Ибо все вы -- сыны света и сыны дня: мы -- не сыны ночи, ни тьмы.
   Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
   Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
   ( Глава 5 ).
  
   В Евангелии от Иоанна:
  
   Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
   а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним
   ( Глава 11 ).
  
   Герой "Агаты Кристи" будто выходит за рамки Православных представлений о ночи и дне. Ночь ему как будто уже и не страшна ( не всегда - в песне "Странное Рождество" он молится в ночное время, прося Господа не оставить его в этот час - ".. горит свеча, вокруг темно, а мы встречаем Рождество" ) . Итак, рассмотрим теперь песни, где герой действует так или иначе в ночное время.
   Уже в песне "Аллергия", которая написана по тексту братьев Стругацких ( из повести "Понедельник начинается в субботу" ) герой - воробей - вылетает в свое путешествие ночью -
  
   Он летит ночной порой,
   лунным светом освещенный,
   и, ничем не удрученный,
   сахар видит под собой..
  
   При этом глаза воробья "светятся как день". Почему "АК" решилась воспользоваться стихотворением полоумного поэта из "Понедельника..", остается загадкой. Однако сюжет его ясен - это путешествие героя в ночную пору. Этот сюжет встречается и в песне "Когда любовь идет на дело" -
  
   Ночь и тишина.. Я слышу каждую звезду.
   Мы идем с ума, ломая двери в темноту.
   Найти любовь и посмотреть в ее глаза..
  
   Здесь сопрягаются, так же как в "Аллергии", мотивы ночного путешествия и безумия, одолевающего героя. "На улице темно. Когда любовь идет на дело, легко", - говорит герой песни, предлагая своим противникам закрывать окна и двери.
   В песне "Чудеса" герои оказываются где-то на краю земли и как будто погружаются в ночное звездное небо -
  
   Черный дом мироздания
   обрывает нам тормоза,
   расширяет нам подсознание -
   до конца, до конца.
  
   Естественно, мироздание как черный дом может видится ( словечко А.Э. Еремеева ) только ночью. Так же и в песне "Черная луна", где "задумывая черные дела, на небе ухмыляется луна". Слово "черные" здесь пришло на ум автору, очевидно, по той причине, что действие песни происходит также ночью ( упоминаются и звезды ).
   В песне из альбома "Майн кайф?" - "Снайпер" ночью идет война ( очевидно, русских с немцами ) и опять-таки появляется неспокойная луна -
  
   Ночь.. Где-то идет война.
   Ночь.. На нас глядит луна.
   Я - русский офицер,
   ты - немка, дрянь..
  
   В "Снайпере", кроме-то, очевиден сексуальный подтекст, который мы подробнее рассмотрим в главе "Гетеросексуалист". Любовь и сексуальность здесь не различаются. Такой же подтекст, связанный с темой ночи, есть в песни "Днем и ночью", герой который говорит -
  
   Надо поспать.. Надо уснуть.
   Надо найти правильный путь.
  
   Ночь - пугающее время суток для героя песни "Ползет". Его с детства мучают одни и те же видения -
  
   Я в детстве спрятался в шкафу,
   а шкаф стоял в таком углу,
   что безобразная луна
   его лизала из окна..
  
   Герой признается, что он "ненавидит свет луны". Ночное светило - луна - неверный спутник героя, словно символ шекспировских измен.
   В песне "В такси" ночь - городская. Ночью здесь уже "не темно". Огни большого города захлестывают ночь, борются с ней.
  
   .. ночь, но не темно.
   Все в этом городе - кино.
   Играет купленным огнем,
   а мы - вдвоем и не вдвоем.
  
   Ночь застает героев в такси, в пути. Но здесь она уже как будто не опасна для них.
  
  
   Пьяный -- трезвый
  
   Бронзовая кожа, пьяная свирель,
   черная перчатка пала на постель..
   ( "Холодная любовь" )
  
   Как известно, в Православии пьянство ( особенно систематическое ) считается грехом. Об этом мы не раз читали в соответствующих Православных брошюрах. В творчестве "Агаты Кристи" пьянство наделено скорее положительными коннотациями. Герой песен "АК" нередко пьян, и обрисован при этом с симпатией, сочувствием. Встречается и небезынтересный манифест на эту тему - в песне "Молитва", где утверждается -
  
   .. придется много пить. Тогда все хорошо.
   И сердце не болит,
   и разум говорит:
   "Что было, то прошло"..
  
   Чтобы солнышку светить,
   нужно пить и пить и пить.
   Иначе не прожить..
  
   В песне автор предлагает нам "попробовать самим" испить 200 грамм коньяка из стакана, сделанного из "тонкого стекла, а лучше хрусталя". При этом обязательно, по мнению автора, следует воздать хвалу Господу:
  
   .. Бог, это же я пришел.
   Так почему нам не напиться?
   Я нашел, это же я нашел,
   это мой новый способ молиться.
  
   После употребления коньяка, утверждает автор, не трясутся руки. Вот что коньяк благодатный делает! - такая мысль прослеживается на протяжении всей песни.
   В песне из альбома "Декаданс" - "Эпидемия" - смелым, не подверженным страхам остается только старый сторож, находящийся в состоянии подпития -
  
   И только старый сторож пьяный,
   забыв про страх, орал упрямо..
  
   Далее приводится незамысловатая песенка сторожа. Учитывая то, что в поэзии "Агаты" поют в основном положительные персонажи, нетрудно догадаться, что пьянство сторожа как минимум не порицается.
   Нередко герои пробуют вино. Так в одной из песен альбома "Коварство и любовь" - "Налей вина мне, мальчик, это невыносимо!" Или в песне "Моряк" -
  
   Возьми папиросу, хлопни винца,
   и песенку спой..
  
   И снова пьяный герой здесь поет песенку. Вино словно развязывает ему язык. И это тоже неплохо, - утверждает автор.
   В песне "Снайпер" снова, как в "Молитве" перекликаются мотивы войны и алкогольных возлияний.
  
   Ночь.. Где-то идет война,
   я пьян.. да ты сама пьяна
   как эта дрянь луна..
  
   Заметим, что если для героя состояние опьянения ничем не опасно, то героиню оно характеризует нелестно - с отрицательной стороны ( сравнение с "дрянью луной" ). И здесь пьяную героиню песни призывают петь.
   В "Сказочной тайге" упоминаются "пьяные звезды" ( что может быть ассоциативно связано опять-таки с темой войны ). В песне "Выпить море" алкогольные ассоциации возникают уже невольно. Прямо о возлияниях здесь не говорится - но пиратам, ушедшим на дно со своими фрегатами, предлагается все же выпить "море".
  
   Море - это море боли,
   море - это соль и слезы,
   а на небе - небе звезды..
   Надо только выпить море.
  
   Выпьешь море - видишь сразу
   небо в звездах и алмазах.
  
   Упоминание звезд заставляет вспомнить "пьяные звезды" "Сказочной тайги", а фраза "небо в звездах и алмазах" восходит здесь к чеховской пьесе и фразе "Мы отдохнем! Мы увидим небо в алмазах!"
   В раннем альбоме "Коварство и любовь" питие, впрочем, далеко не всегда наделено положительным смыслом. Рассмотрим песни "Viva, Kalman!" и "Канкан". Здесь пьянство - в его общественном, стадном виде - порицается.
  
   .. скачут милашки,
   трико облегает вспотевшие ляжки.
   Хрипит геликоном и бьет в барабан
   пьяный канкан, потный канкан!
  
   Канкан - ночной кошмар героя - проходит на фоне массового пьянства второстепенных персонажей. Оно выглядит весьма непривлекательным!
   В песне "Viva, Kalman!" пьяна аудитория, перед которой выступает необыкновенный клоун -
  
   Белый клоун, белый мученик
   ради смеха пьяно-жгучего
   будет издеваться над собой.
  
   В раннем альбоме порицавшееся питие затем переосмысливается, как мы видим. Образ пьяного героя получает положительную оценку в поздних альбомах.
   Хотя в "Эпилоге" пьянство опять порицается. Это ясно из описания напившихся, видимо, гостей и из сравнения их со свиньями:
  
   Упал моральный дух гостей.
   Они похожи на свиней..
  
  
   Серое -- цветное
  
   Серым в песнях "АК" чаще всего называется небо. Блеклое, невыразительное, лишенное красок - оно как будто формирует осеннее, депрессивное настроение героя. Картина серого неба появляется впервые в альбоме "Декаданс" -
  
   Осень падает с деревьев,
   серое небо в лужах,
   дети не идут домой -
   им ничего не нужно..
   ( "Щекотно" )
  
   Безприютное, какое-то чужое серое небо чувствуется и в одной из песен "Позорной звезды" -
  
   Не знаю, в небо или в ад
   иду-ду-ду и упаду.
  
   Здесь мотивы падения в небо ( отраженное в лужах ) перекликаются с песней "Щекотно" ( "И мы как листья, падаем с деревьев.. " ). В той же "Позорной звезде" есть песня "Айлавью", где серое небо сравнивается с "серыми знаменами любви".
   Наиболее полное воплощение мотивы серого неба получили в одноименной песне из альбома "Ураган". Отсутствие красок в сером небе символизирует его безотрадность, безплодность для художника. В песне есть противопоставление серого и голубого неба. Так в песне "Айлавью" серому противопоставляется рдеющее небо.
  
   Если сделать все, что надо - и не вспоминать,
   если спрятаться в подушку - и не вспоминать,
   если видеть небо серым - и не вспоминать
   о том, что небо, небо было голубым.
  
   Только это не поможет
   тем, кто любит рисовать,
   любит, любит, любит рисовать..
  
   Негативно коннотирован ( как сказали бы современные литературоведы ) серый цвет и в песне Глеба Самойлова "Москва-река", где даже солнце не дарит отраду -
  
   Это лето серого цвета..
   Море есть, но нет мечты,
   солнце льется на человека..
  
   О потере мечты говорит и герой песни с названием "Порвали мечту", и автор песни "Кто украл мою звезду" -
  
   Потерявшие мечту, мы сидим на берегу.
   А у реки нет воды - в мире только я и ты.
  
   "Серое знамя", которое опять-таки подспудно сравнивается с небом, появляется в песне "Серый траур". Сюжет песни запутан. Здесь встречаются и прыгнувшая на солнце серая, вероятно, кошка, и ее котята, и китайская императрица, которая жила две тысячи лет. Песня - этакий иероглиф на темы "серого знамени" ( любви? ), под которое призывают вставать авторы.
  
   .. котят мы возьмем в наше серое знамя,
   на кошку нам наплевать ..
  
   Давайте, давайте же сами,
   с последним своим рублем,
   вставайте под наше серое знамя,
   пока мы еще берем!
  
   Здесь есть попытка поэтической мифологизации серого цвета, наделения его смыслом сакрального сюжета. В этом отношении песня близка "Айлавью".
   Мы рассмотрели уже два противопоставления серого и разноцветного ( насыщенного цветом ) неба. В песне "Ковер-вертолет" цвет небу придает радуга -
  
   На ковре-вертолете
   мимо радуги
   мы летим, а вы ползете..
   Чудаки вы, чудаки!
  
   В Новом Завете радуга - одной природы с небом. Она окружает Создателя -
  
   И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.
   ( Откровение Иоанна Богослова, Глава 3 ).
  
   - или Ангела -
  
   И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая
   ( Откровение Иоанна Богослова, Глава 10 ).
  
   Радуга в Православии считается символом Завета, знаком Божьей любви к людям. То, что герои летят мимо радуги, таким образом, придает всему путешествию вверх сакральный смысл.
   Разноцветье в Ветхом Завете символизирует разнообразие и ценность даров Богу.
  
   И сказал Моисей всему обществу сынов Израилевых: вот что заповедал Господь:
   сделайте от себя приношения Господу: каждый по усердию пусть принесет приношение Господу, золото, серебро, медь, шерсть голубого, пурпурового и червленого цвета..
   ( Исход, Глава 35 ).
  
   В Новом завете разноцветные камни положены в основание Нового Иерусалима - города, сходящего от Бога с неба.
   В песне "АК" "Глюки" разного цвета сами галлюцинации -
  
   Зеленые глюки сползают по стенам,
   медленно, медленно, плавно, плавно.
   Сначала по стенам, потом в коридор -
   и исчезают в ванной, в ванной.
  
   А вслед за ними синие глюки..
  
   Здесь наличие цвета в галлюцинациях ( они не черные и не серые ) - симптом их навязчивости. От галлюцинаций этих трудно отделаться, поэтому песня призвана помочь герою избавиться от них.
   В ранних песнях "Агаты Кристи" черный цвет был символом зловещим, например, в "Ты уходишь", где обещается превращение алого ( цветного ) в черное -
  
   Алый сок любви однажды станет черной кровью..
  
   Но всем известны другие строки - из "Опиума для никого" - "Я крашу губы гуталином, я обожаю черный цвет". Обожаемый героем песен "АК" черный цвет появится позже в песне "Чудеса" из одноименного альбома -
  
   Черный дом мироздания
   обрывает нам тормоза..
   Расширяет нам подсознание
   до конца, до конца..
  
   Герои этой песни качаются где-то "на краю" света, так же как персонажи "Они летят" - "Где-то далеко, на краю земли, лепят облака в небе короли". Здесь же появляется упоминание окрашенности облаков - в голубой цвет ( "добрых королей голубая кровь" ).
  
  
   Сны -- явь
  
   А во сне она улетела в облака, дура..
   ( "Пуля" )
  
   Сны у "Агаты Кристи" являются одним из любимых хронотопов. Во снах осуществляются мечты, происходят встречи с различными положительными персонажами. Это зачастую частная территория героя, "мой сонный мир", если воспользоваться выражением Набокова, который предпочтительнее "нашей хваленой яви".
   О том, что сны героя - "любимые", говорится в послеагатовской песне Глеба Самойлова "Свиньи на луне" -
  
   От них не спрятятся нигде на этом свете,
   да и на том, да и на том - одно и то же,
   я вижу сон, а там, во сне, - все те же рожи..
  
   Они найдут меня везде,
   и где мне спрятаться, мне, где?
   Свиньи на луне..
   Что они там делают,
   в моем любимом сне?
  
   Со снами связана в творчестве "АК" тема любви. Сны могут быть местом свидания героя и героини. Так в песнях из альбома "Чудеса" - "Полетаем" и "Навеселе", которые в альбоме расположены рядом.
  
   Полетаем, полетаем, прилунимся, и во сне
   погуляем, погуляем, погуляем по луне..
   ( "Полетаем" )
  
   Навеселе, навеселе, навеселе, навеселе -
   неважно, я или ты, - нам было все до звезды.
   Навеселе, навеселе ты рожи корчила мне,
   я был с тобою во сне, нам было все до звезды.
   ( "Навеселе" )
  
   В этих снах из песен осуществляются, казалось бы, фантастические мечты героя. Так, в "Навеселе" он влетает в окно героини "со шпагой, на коне". В "Полетаем" - предпринимает путешествие на Луну, совсем как барон Мюнхгаузен из пьесы Гр.Горина. Туда же отправляется и героиня. "Полетаем, полетаем, а потом вернемся спать", - предлагает автор песни. Тема снов и любви продолжена в еще одной песне из "Чудес", которая открывает альбом и так и называется - "Сны".
  
   Но я оставляю себе
   право на страшные сны,
   право гореть от весны,
   к небу идти по золе.
  
   .. все, что я взял от любви -
   право на то, что больней.
  
   В Ветхом завете в книге Бытие сны снятся Иосифу. Их можно истолковать, сама эта возможность говорит о значении, которое придавали снам раньше. В Новом Завете, в книге Откровение Иоанна Богослова, автор находится "в духе". Это особое состояние сознания, похожее на сон. Именно в этом состоянии ему являются ангелы и говорят с ним. Так же и у "Агаты Кристи" в песне "Аусвайс на небо". Герою "во сне" ( и это подчеркивается ) является крылатый серафим, обещающий "оформить" "аусвайс". Таким образом, все действие песни - явление и слова серафима - происходит во сне.
   Страшные сны, напоминающие кошмар, упомянуты не только в песне "Сны". В "Сказочной тайге" герой видит во сне розовый снег -
  
   Черные сказки белой зимы
   на ночь поют нам большие деревья.
   Черные сказки про розовый снег,
   розовый снег - даже во сне.
  
   В песне из альбома "Второй фронт" - "Ты уходишь" - герой обращается к героине с просьбой избавить его от кошмара расставания -
  
   Испей мой стон. Дай мне шанс.
   Сожги мой сон. Дай мне шанс.
  
   Из этой песни мы узнаем, что сны героя - не всегда радостные и веселые. Они могут быть и страшными, и пугающими, как в "Сказочной тайге" и "Снах". Страшные сны после расставания может видеть и героиня. Это своеобразное наказание.
  
   Клянусь тебе, что никогда нигде
   ты больше не услышишь обо мне.
   Лишь в сне, во сне. В кошмарном сне.
   На дне, майн либер, на самом дне.
  
   Слово "кошмар" появляется именно применительно к снам героини - не героя. Герой во сне чувствует себя более-менее уверенно, почти как рыба в воде. Но вот героине в этом параллельном мире может быть поистине страшно.
   Сны героини хочет узнать лирический герой песни "Альрауне". Его интересует вопрос -
  
   .. что там внутри, с той стороны,
   с той стороны, где твои сны?
  
   Здесь тема любви тесно переплетается с темой и сюжетом сновидений.
  
  
      -- Образы героя
  
   Ветер
  
   Рассмотрим песни "Нисхождение", "Ветер", "Ураган".
   Во этих трех песнях представлен образ ветра. Только в одной из них - "Урагане" - он напрямую отождествляется с героем. Впрочем, в этом случае образ носит инфернальную окраску, сродную сюжету "Нисхождения". Герой "Урагана" говорит о какой-то "дороге в ад", призывая ветер "петь".
   Образ вездесущего ветра встречается еще у А.Пушкина. В "Сказке о мертвой царевне" именно ветер подсказывает Елисею место нахождения его невесты ( "в том гробу - твоя невеста" ). Пушкин подчеркивает, что ветер способен проникать в практически любые закрытые пространства. Он знает то, чего не может знать, скажем, месяц. В песне "Ураган" ветер 40 000 лет скитается по Земле. За это время он видит многое, поэтому с его глазами происходит метаморфоза.
   Образ инфернального ветра встречается и у В.Набокова - в стихотворении "Лилит" -
  
   .. и я ни с чем остался,
   и ринулся, и зашатался
   от ветра странного..
   .. и понял вдруг, что я в аду.
  
   Как утверждают исследователи творчества современного фантаста С.Лукьяненко, в его параллельном мире - сумраке - ветер тоже появляется. Это "ледяной ветер", который "бушует" сразу на нескольких слоях сумрака. Появление ветра здесь тоже не веселит героя, вносит что-то безпокоящее в его переживания.
   Как ветер, вездесущ герой песни "Когда любовь идет на дело". Он предлагает второстепенным персонажам закрывать окна и двери. Это его не обезпокоит и не остановит. По мнению автора песни, герой способен проникнуть и в закрытые в обычном мире пространства ( "Мы идем с ума, ломая двери в темноту" ).
   Продолжает, кстати, пушкинскую галерею образов из "Сказки о мертвой царевне" Месяц из одноименной песни. Месяц - еще один образ героя, свет которого проникает во многие места, невзирая порой на преграды.
   Герой прислушивается к песне ветра - как в "Урагане" или "Нисхождении", доверяет словам ветра - как в песне "Ветер" -
  
   Как будто ветер меня нашел,
   и завертел, и закружил,
   и я забыл, куда я шел,
   я все забыл, я все забыл.
  
   Ветер здесь предстает чуть ли не всемогущим властелином. Ветер близок герою, вступает с ним во взаимодействие. Песня "Ураган" представляет собой апофеоз развития темы ветра у "Агаты Кристи".
   В Новом Завете ветер представляет собой субстанцию, которая может помешать Ангелам.
  
   И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.
   И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам..
   ( Откровение Иоанна Богослова. Глава 7 ).
  
   В Ветхом Завете ветер может исходить от Бога:
  
   И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.
   ( Бытие. Глава 8 )
   Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер -- их доля из чаши;
   ( Псалом 10 ).
  
   Поэтому трактовать ветер в песнях "Агаты" как однозначно инфернальный вряд ли будет правильно.
  
  
   Волк
  
   В одной из песен альбома "Позорная звезда" герой почти отождествляет себя с тотемным животным Свами Даши ( о котором тот даже написал книгу ) - волком:
  
   Я смотрю на жизнь глазами волка,
   я не буду-ду, я не буду медленно умирать.
  
   Рассмотрим в связи с этим образом героя также песни "Черные волки", "Мотоциклетка", "Красная шапочка", "Вервольф".
   Прежде всего отметим, что люди с древности отождествляли себя с волками. Об этом подробно пишут авторы энциклопедии "Мифы народов мира" в статьях "Волк", "Волкодлаки", "Вилктаки" ( две последние статьи посвящены оборотням ). Волк мог символизировать собой воина или изгоя общества, преступника.
   Только в песне "Мотоциклетка" волк наделен негативными коннотациями. Бывшая возлюбленная героя - Мотоциклетка - сравнивается с волчихой, а представители темных сил, окружившие ее - с семью волками. Все они, видимо, живут по "волчьим законам".
   В других песнях "Агаты Кристи" волк наделяется положительными чертами. Показательна песня "Черные волки" из альбома "Второй фронт" -
  
   Черные волки.. Инспекторы леса,
   в книге ночной открывают строку.
   Знают они, что вернутся не все,
   но встают на свою тропу..
  
   В это песне "инспекторы" приравнены к "санитарам". Кстати, образ волка как санитара леса подспудно возникает в песне "Новый год" - "А по лесам бродят санитары, они нас будут подбирать". Волки оказываются не такими уж и злыми ( как их рисует фольклор ), раз они стремятся подбирать-помогать героям.
   В песне "Красная шапочка" появляется образ волка как лирического героя. Сюжет "Красной шапочки" переосмысливается. Теперь сопровождающий Красную шапочку герой вовсе не скушает героиню - напротив, обращается с ней "нежно-нежно".
   Самая яркая песня списка, - пожалуй, "Вервольф". Название ее говорит само за себя. Это песня об оборотне, принимающим то личину человека ( в 1 части песни ), то личину волка ( во 2 части ) -
  
   Бедному холодно зимой,
   бедному - волком ты вой,
   пустите бедного домой.
  
   Сяду я к жаркому огню,
   мяса съем, чаю попью,
   и вам безплатно подарю
  
   Все небо, все звезды,
   все камни, все сосны,
   все, обо что кто-то
  
   Точит зубы..
  
   Герой песни, заметим, не во всем положителен. Образ его амбивалетно расслаивается. С одной стороны, он способен увлекательно рассказывать о мире. С другой стороны, он может сожрать приютивших его поселян ( "Хочется жрать, а не ждать" ).
   Волчьи черты здесь соединяются с человеческими. Герой, который смотрит на жизнь "глазами волка", не однозначен, не лубочен. Здесь над образом героя "придется подумать", как говорила команда КВН "Полиграф Полиграфыч".
  
  
   Гетеросексуалист
  
   В творчестве "АК" тема сексуальности, как правило, неразрывно связана с темой любви. Любовь как бы объясняет сексуальность, придает ей смысл. Они не разделяются. Любовь в песнях "Агаты Кристи" - нередко приземленная, земная. Герой волнуем при этом сексуальными чувствами.
   Граница между любовью и сексуальностью проводилась лишь в альбоме "Декаданс" - в песнях "Пулемет Максим" и "Эксперимент". Первая представляет собой обычную для "Декаданса" страшилку с сексуально озабоченным монстром - пулеметом, который "влетает в окно" героини и обещает ей прелести "железной любви". Во второй - сексуальность уже свойственна герою -
  
   Сверкающим пинцетом рука ученых
   взяла из серой массы - как насекомых
   нас, и вот мы обливаемся свинцовым потом.
   Сейчас нас будут спаривать под микроскопом..
  
   Однако спаривание как таковое здесь не состоится и вот по какой причине - герой сравнивает партнершу с "собакой Павлова" и признается - "Прочь, я не люблю Вас, ха-ха-ха".
   В песне-манифесте "Гетеросексуалист" ( которую по понятным причинам так не любил журналист О.Соседов ) сексуальность находит подпитку в любви, открывается благодаря любви. О любви герой четырежды поет в припеве. Здесь же он говорит о том, что "не устанет петь ее потрепанное имя". Очевидно, речь идет о возлюбленной героя. Имя здесь напрямую, впрочем, не названо ( в отличие от Дульсинеи Тобосской, которую прославлял Дон Кихот ).
   Поискам возлюбленной посвящена и сексуально окрашенная тема песни "Пока-пока" -
  
   И я найду, ее найду - она одна моя.
   А все еще стоит, а сердце не остыло.
  
   Любовь и сексуальность идут рука об руку в песне "Истерика" из альбома "Позорная звезда". Причем любовь эта с первого взгляда - и весьма своеобразная ( "Я тебя люблю за то, что ты не любишь меня" ). Герой обещает своей "избраннице" -
  
   Проведу с тобой золотую ночь,
   и, когда разбудит нас заря,
   сяду на коня, нового коня,
   улыбнусь и назову себя.
  
   То есть сексуальный контакт, по мнению автора, здесь возможен на условиях неузнанности, анонимности героя. Вот "така любовь".
   В другой песне из "Позорной звезды" - "Как на войне" - сексуальность уже обособляется от любви. Любовь к "партнерше", видимо, давно прошла, раз герой позволяет ей грубо говорить:
  
   Я сказал - успокойся и рот закрой..
   Вот и все, до свидания..
  
   Не совпадают любовь и сексуальность и в песне из альбома "Майн кайф?" - "Снайпер". Герой не объясняется немке в любви. Он говорит перифрастически лишь о том, что готовится овладеть ей -
  
   Когда придет пора прощаться,
   я выстрелю в тебя шампанским.
   Я - снайпер!
  
   О "сексуальных проблемах" ( "У тебя - проблемы?", как говорил один характерный персонаж из моего рассказа "Вне игры" ) и заботах персонажа рассказывают песни "Немного земли" ( "Хочется куда-нибудь любить" ) и "Днем и ночью". В песне "В интересах революции" находим такой опус:
  
   Я буду классным.. таким опасным
   и сексуально-заводным.
  
   На фоне фразы "За ваших дочек, которых я возьму себе" слова эти приобретают угрожающий смысл.
   И вновь возвращает нас "сексуально-заводной" автор к теме любви в песне "Кто украл мою звезду?" Со звездой он, очевидно, сравнивает свою возлюбленную. Чувство к ней описано целиком как гетеросексуальное -
  
   И только небо знает правду
   о том, как я тебя хочу,
   о том, как я еще не верю
   в то, что скоро полечу..
  
   Сравнение близости с героиней ( хотя бы во сне ) с полетом есть и в песне "Навеселе" ( альбом "Чудеса" ).
  
  
   Солдат
  
   Герой в качестве солдата ( или воина ) предстает перед нами в альбоме Глеба Самойлова "Маленький Фриц" и в "Позорной звезде".
   "Маленький Фриц" рассказывает нам о приключениях юного Фрица ( барона фон Фрица ) в негостеприимной России во время второй мировой войны. По ходу его приключений Фриц даже влюбляется в местную девушку - чему посвящена песня "Барон и За рекой". Особенно досаждают ему партизаны. О них говорится по крайней мере в трех песнях -
  
   Партизаны взрывают мосты,
   взрывы нежно звенят в тишине..
   Партизаны взрывают мосты,
   и стреляют, стреляют по мне,
   все во имя Победы, все во имя Победы..
   ( "Партизаны" )
  
   А партизаны - рядом за рекой..
   ( "Барон и За рекой" )
  
   Мерзнут фашисты в потемках,
   дрожа в приближении ...
   Их ждут партизаны - подонки,
   веревка и мыльные петли.
   ( "No pasaran!" )
  
   Жители, населяющие страну Россию, представляются Маленькому Фрицу озлобленными, воинственными. Сам он не важный воин ( в песне "Командир" нахожу - "Я не умею воевать" ), и отправляется в мир иной от удара очередного партизана:
  
   Один из них так ударил меня,
   что я .. камнем упал
   ( "Искушение Маленького Фрица" )
  
   Партизаны обитают в лесах, в песне "Искушение.. " ночные леса "дрожат". Партизаны, вышедшие из них, сравниваются с "черными демонами". Они имеют "волоса от ушей до хвоста" ( кстати вспоминается песня "Его там не было", где есть "волоса", "как у мужика" ).
   У них есть дети, которых партизаны называют "потомками" - "В котомках растут-подрастают потомки. Тяжелую песню поют им подонки". Обитатели леса, партизаны подстерегают героя и тогда, когда самолет его падает в лес ( мотив падения героя есть и в "Я буду там" из "Позорной звезды" ).
   Сам маленький Фриц подчеркивает, что любит "Русскую землю" и не является фашистом. О антимилитаристской направленности альбома пишут в интернете.
   В альбоме "Позорная звезда" герой тоже оказывается на войне. Непонятно, с кем, правда, он воюет. Очевидно, с темными силами. У этих сил "серые знамена". У тех же знамен, на стороне которых выступает герой, "алый отблеск" ( "Айлавью" ). На первый план в альбоме выходит тема любовная. Правда, понятая весьма своеобразно.
   Сама любовь здесь напоминает войну ( как в песне "Новый год" или "Как на войне" ), является как будто одной из красрк войны. Так в песне "Истерика" -
  
   Ты дочь врага, ты сестра врага,
   ты жена врага и мать врага.
   Это ничего, это ерунда,
   ты мне только тем и дорога.
  
   Вот "така любовь", как сказала бы героиня фильма "Любовь и голуби". Отношение героя к героине тоже, мягко говоря, своеобразное -
  
   Беги, беги, пока я не вижу,
   прячься, прячься,
   но не надейся - я приду, золотая,
   айлавью..
  
   Это отношение проявится в другой песне - уже из альбома "Майн кайф?" - "Месяц" -
  
   Я вернусь, сволочь, я вернусь,
   через бой, через один-другой,
   я найду, сволочь, я найду,
   всех, кто был, сволочь, был с тобой..
  
   Романтика, одним словом.
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"