Эта работа - своеобразная дань моему увлечению творчеством "Агаты Кристи" в девяностые - начале 2000-х годов. Тогда, как помнится, все песни "Агаты" я знал наизусть. Время шло, кое-что подзабылось. Я решил освежить в памяти сюжеты "Агаты" и провести небольшое исследование, касающееся образности и мотивов ее песен.
Почему выбрана именно тема "Песни "Агаты Кристи" и Православие?" Автор подавляющего большинства песен "Агаты" Глеб Самойлов называл себя сторонником ортодоксального Православия. Известны и его слова о том, что душа человека - с рождения христианка. Не намного отличается от его высказываний и мировоззрение Вадима. О том, что следует песни "АК" рассматривать именно в контексте христианских, православных представлений, говорилось не раз в интервью братьев Самойловых.
Работа содержит отсылки к Новому и Ветхому Заветам. Выдержки из них приводятся по изданию: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2005 ( KM.ru ).
--
Главные смысловые оппозиции.
Рай -- преисподняя.
Герой песни "Пират" обещает спуститься в ад, найти там всех, отомстить за отца, а затем "полететь" и остаться в раю. Такое вот легкое перемещение между неоднородными пространствами обещается нам. Слова "Пирата" напоминают нам православную молитву "Да воскреснет Бог и расточатся врази его.." В молитве говорится о том, что слава воздается Иисусу Христу, "во ад сшедшему и поправшему силу диаволю".
Но дело в том, что Глеб Самойлов - не Христос. Поэтому за него немного безпокойно. За Христа тревожиться нечего, а вот за Глеба.. Удасться ли ему справиться со "всеми" в аду? - такой вопрос может задать заинтересованный слушатель. А потом беззаботно "полететь" в рай? Легко ли это? ( как говорил один из персонажей "Последнего сна разума" Дмитрия Липскерова ).
В песне "Опиум для никого" уже средний мир как будто превращается в преисподнюю -
Напудрив ноздри кокаином,
я выхожу на променад,
и звезды светят мне красиво,
и симпатичен ад.
Хочется спросить - как ад? почему ад? Неужели герою настолько плохо, холодно и неуютно в среднем мире? Ведь мир, как известно, создан Богом с благими целями. Неужели он уже так извращен, что превратился в сам ад?
Заметьте, что над адом светят звезды. Этот мотив встречается также в песне "Сказочная тайга" -
Облака в небо спрятались,
звезды пьяные смотрят вниз,
и в дебри Сказочной тайги
падают они.
Сказочная тайга сравнивается с адом - в песне это вотчина сатаны, во всяком случае, в ночное время -
А ночью по лесу идет сатана
и собирает свежие души..
Можно предположить, что с душами здесь сравниваются упавшие звезды. Сравнение человеческой души со звездой может быть обнаружено и в песне "Кто украл мою звезду":
Я гляжу на небеса,
напрягая все глаза.
А на небе - ни звезды,
в мире только я и ты..
И только небо знает правду,
кто украл мою звезду.
Только небо знает правду,
но не скажет никому.
Если на небе не видно звезд, то они на земле обнаруживаются. Это герой и героиня. Кстати, об отсутствии звезд рассказывает и песня "Немного земли". В ней звезды "улетают" далеко от Земли -
Улетели звезды далеко,
их уже лопатой не добить.
На душе томительно-легко,
хочется куда-нибудь любить.
Кстати, мотив нисхождения в "средний мир", который рисуется как ад, преисподняя, есть и в стихотворении современного поэта -
Мы по самому краю рая
шли, кружилась твоя голова.
И на землю ты вдруг упала,
и забыла и рай, и меня.
И к земле, позабывшей о Боге,
я спустился по лестнице сил.
Как комета, свою дорогу
и дно пропасти я осветил..
В этих строках поэт сам себе освещает путь, как та же звезда.
В Православии мотив падающей звезды, однако, по большей части связан с действиями представителей темных сил. В Откровении святого Иоанна Богослова, в начале главы 12 находим:
Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.
В Ветхом завете звезды также сравниваются с людьми:
И вывел его вон и сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.
( Бытие. Глава 15 )
.. умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,
( Бытие. Глава 26 )
Звезды относятся к горнему миру в книге Иова и в Псалмах -
Не превыше ли небес Бог? посмотри вверх на звезды, как они высоко!
( Иов. Глава 22 ).
Когда взираю я на небеса Твои -- дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?
( Псалом 8 ).
Считается, что именно звезда указала волхвам путь к младенцу Иисусу.
Как постоянная константа звезда появляется даже в песне "Навеселе".
Но не только в "Опиуме", "Пирата" и "Сказочной тайге" можно найти мотивы преисподней. Есть они и в "Урагане", и в "Нисхождении", и даже в "Viva, Каlman!". В последнем опусе ад рисуется - нет, не в виде баньки с пауками, как посчитали бы исследователи Достоевского, - но в виде обычного кабака, где персонаж - убийца "отдыхает" -
.. с визгливой скрипкой,
за столом, от грязи липким..
В "Урагане" ад представлен как водная стихия. Все действие пьесы - за исключением беседы Урагана с мамой - разворачивается на морских просторах. Ураган, в частности, видит паруса кораблей ( тех, которые "далеко от земли" ( "Пират" )), и среди пучины морской прокладывает "дорогу в ад".
Здесь же можно вспомнить видеоролик к песне "Два корабля", действие которого происходит среди потоков воды.
"Глубина морская" как часть нижнего мира и периферийное пространство упоминается в Новом Завете -
и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
( Евангелие от Матфея. Глава 18 ).
С морем ассоциируется пространство сатаны в Откровении -
Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
( Откровение Иоанна Богослова, Глава 20 ).
В Евангелии от Марка сказано, что свиньи, в которых вошли нечистые духи, потонули в море. В другой главе Откровения сказано, что "все одушевленное" кануло в море, после того, как туда Второй Ангел вылил чашу.
( хотя море может быть наделено и положительными коннотациями, например, в 15 главе Откровения - "И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца" )
В песне "Моряк" обыкновенный моряк становится укротителем морской стихии, в частности, одному из морских бесов, упоминается в песне, он "свинтил рога". Этот герой напоминает нам об образе пушкинского Балды, - и о том, как он справился с подосланным бесенком, который "мяукал как голодный котенок".
В песне "Нисхождение" ( само название которой говорит за себя ) есть такие строки -
Послушай, ветер свистит атональный мотив.
Ветер назойлив, ветер игрив.
Он целует меня, он кусает меня.
А тем, кто сам, добровольно падает в ад,
добрые ангелы не причинят
никакого вреда. Никогда.
Ну а если добрые ангелы не причиняют вреда падающим в ад, то тем паче не будут мешать им в этом процессе - злые. Они будут только рады такому "нисхождению".
Здесь появляется мотив инфернального ветра, восходящий, вероятно, к Пушкину и Набокову, о котором мы расскажем более подробно в одной из следующих глав.
Еще одна песня, в которой проявляются мотивы падения или нисхождения в ад - из раннего сольного альбома Глеба Самойлова "Маленький Фриц" - "Искушение Маленького Фрица". В песне рассказывается о работе лукавого - как он искушает героя - и не без успеха.
"Ты устал от войны,
твои дни сочтены,
все пропало, мой Маленький Фриц.
Но я верну тебе жизнь,
и придешь ты домой,
отрекись, отрекись, отрекись!"
После того, как Маленький Фриц соглашается с доводами змея, тот смеется и взрывает себя, а Маленький Фриц видит, что под ним разверзлась земля. "Моя вечность горит в огне", - обращается он к своему "святому отцу" в финале песне. Несомненно, огненное царство - это примета "нижнего мира", так, как представляли его в Православии.
Пространство ада относится в песнях "Агаты Кристи" к плану прошлого и настоящего, пространство рая - к плану будущего. Герой "Пирата" заявляет, что он останется в раю вместе с отцом. В песне "Ковер-вертолет" мотив полета в рай - получает развитие - в виде описания путешествия на необыкновенном, чуть ли не волшебном "ковре", на который герой зовет и свою мать.
В песне "Чудеса" герои не летят, а "плывут" в рай - в "чудеса". При этом их "сердцу весело". В песне "Навеселе" герой "влетает" в окно.
В песне "Я буду там" поэт обещает героине, что, несмотря на нынешнее незавидное положение в "среднем мире", он непременно окажется вместе с ней в раю -
До свиданья, малыш.
Я упал, а ты летишь.
Ну и ладно, улетай
В рай.
Ничего, ничего,
мы увидимся еще.
Я и сам, я и сам -
назло врагам -
буду там.
Одной из локализаций рая, по мнению Глеба Самойлова, может быть луна. Так в песне "Полетаем" - "и во сне погуляем, погуляем, погуляем по луне. Заберемся в лунный кратер.. Полетаем, полетаем, а потом вернемся спать".
Мечты героя связаны с луной, меняющейся каждый месяц. В Православии луна вовсе, заметим, не является предметом культа -
И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его.
( Книга Иова, Глава 25 ).
В песне "Звездное гестапо" луна также не помогает людям -
А кто от них укрылся на луне,
живым-таки оттуда не вернулся..
Двоякая роль луны в песнях "Агаты" не позволяет ее назвать константой исследуемого поэтического мира.
Ангелы -- демоны
Рассмотрение таких персонажей как ангелы и демоны в творчестве "Агаты Кристи" в контексте традиции Православия правомерно, ибо это изображение не выходит практически за рамки традиции, за исключением некоторых моментов, которые обговорим особо в этой главе.
Рассмотрим развитие образов ангелов и демонов в песнях "АК". Впервые они появляются в альбоме "Маленький Фриц", в песне "Искушение Маленького Фрица" -
Летели ангелы - мечи огненны -
кары Божии в их руках,
а потом, когда они кончились,
задрожали ночные леса,
и пришли из них черны демоны.
В Новом Завете мечи имеют слуги Божии.
И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
( Откровение Иоанна Богослова. Глава 6 )
.. ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
( Послание к Римлянам святого апостола Павла. Глава 13 )
Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
( Евангелие от Иоанна. Глава 18 )
В книге Иова меч есть и у Создателя -
.. это -- верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой;
( Книга Иова. Глава 40 )
Так что появление ангелов с огненными мечами ( всполохи от летящих снарядов ) не удивительно. Также не удивительна волосатость "черных демонов", которые обросли ими от ушей до хвоста. Так же волосата саранча, которая приходила мучить людей в "Откровении.."
.. и волосы у ней -- как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов
( Откровение Иоанна Богослова. Глава 9 )
В песне "Ты уходишь" с ангелом сравнивается невеста героя. Появляется мотив брачного союза с ангелом.
Ты уходишь - в белом платье.
В алых пятнах полночь..
Белый ангел, я распятье..
Полно, память, полно!
В песне "Альрауне" находим нечто подобное -
Люби меня, как я тебя,
как любит ангела змея..
В песне из альбома "Декаданс" - "Мотоциклетка" - этот инвариант трансформируется в сюжет брачного союза с демоном. Этот брачный союз ( с демоном - мужчиной ) заключает возлюленная героя - Мотоциклетка. Именно этот союз повергает героя в состояние, близкое к отчаянию.
Я встретил Вас спустя 6 лет
и думал, не узнаю.
Вы были в черных галифе,
в зубах была сигара,
и с Вами был сатана,
его злодейский желтый глаз -
антихриста отметка,
его зовут Мотоциклет,
а Вас - Мотоциклетка,
и Вы - его жена!
Трансформация мотоцикла с желтой фарой в антихристов образ происходит довольно спонтанно. Впрочем, мотоцикл - здесь вспомогательная фигура. Основным, главным остается то, что Мотоциклетка заложила свою душу представителям темных, демонических сил ( "семь волков - одна волчиха" ).
Мотив бракосочетания с ангелом обнаруживаем и в песне "Я буду там". В "Позорной звезде" это уже вторая песня с упоминанием ангелов. В песне героиня улетает "в рай". Герой обещает "быть с ней" в раю рано или поздно.
Во второй песне из "Позорной звезды" - "Нисхождение" - появляются "добрые ангелы", которые не желают причинить вреда "падающим в ад" персонажам. Поэтому "дорога в ад" и кажется легкой ( демоны на ней тем более не будут чинить препятствий ).
В песне "Ни Там, ни тут" из альбома "Опиум" изображение ангелов и демонов поначалу традиционное. Ангелы "по небу летят", демоны "в канаве.. ползут". "И те, и эти говорят: "Ты нам не враг, ты нам не друг"". Однако в финале песни все переворачивается с ног на голову. Картина меняется на противоположную. Демоны взмывают в небеса ( что в Православии для них не свойственно ), ангелы начинают "петь" в канаве ( о положительной коннотации мотивов пения и музыки у "Агаты Кристи" пишу в соответствующей главе ).
Завершим наш обзор рассмотрением песни "Аусвайс на небо" из "Урагана". Здесь начало переосмысливает известное стихотворение Пушкина -
Духовной жаждою томим,
в пустыне мрачной я влачился,
и шестикрылый серафим
на перепутье мне явился..
( "Пророк" )
Могущественный серафим как будто является и Глебу Самойлову -
Явился мне в печальном сне
крылатый серафим,
и я скажал ему во сне:
"Летим, летим, летим.."
Серафим сообщает герою о том, что "идет-грядет" последняя война - Добра со злом. Он обещает ему взамен за самоотверженное служение "аусвайс на небо".