Петраков Игорь Александрович : другие произведения.

Логика сновидений в творчестве В.Набокова

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Моя статья. Научная притом!


Игорь Петраков

ЛОГИКА СНОВИДЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ В.НАБОКОВА.

1. Вступление.

   Сюжеты видений и сновидений в прозе и поэзии Владимира Набокова позволяли полнее раскрыть смысл повествования, обогатить его новыми образами. Набоков считал эти сюжеты важными для повествовательного дискурса. Вот что он писал в своей лекции о "Шинели" Гоголя:
  
   Великая литература идет по краю иррационального. "Гамлет" - безумное сновидение ученого невротика. "Шинель" Гоголя - гротеск и мрачный кошмар, пробивающий черные дыры в смутной картине жизни.. И тот, кто хочет всласть посмеяться, и тот, кто жаждет чтения, которое "заставляет задуматься", не поймут, о чем написана "Шинель". Подайте мне читателя с творческим воображением - эта повесть для него.
   ( Лекции по русской литературе, 2017, 103 - 104 ).
  
   Чуть позже Набоков пишет, что Гоголь так строит свою фразу, что она вдруг "взрывается кошмарным фейерверком". Или - "период, который начинается в несвязной, разговорной манере, вдруг сходит с рельсов и сворачивает в нечто иррациональное, где ему, в сущности, и место". Или внезапно распахивается дверь, и в нее врывается "вал поэзии", чтобы тут же пойти на снижение или обратиться в самопародию, или прорваться фразой, похожей на скороговорку фокусника.
   В подлинном мире, который открывается во время сновидения героя, по мнению Набокова, всегда есть нечто неразгаданное и иррациональное. "В чем-то он подлинный, но нам кажется донельзя абсурдным, так нам привычны декорации, которые его прикрывают. Вот из этих проблесков проступает главный персонаж "Шинели", робкий маленький чиновник, и олицетворяет дух этого тайного, но подлинного мира, который прорывается сквозь стиль Гоголя".
   Набоков, надо сказать, безоговорочно отметал фрейдистское толкование снов. Об этом он пишет в лекции об "Анне Карениной". В ней он исследует двойной кошмар Анны и Вронского.
  
   Что я имею в виду, говоря о составных частях сна? Мы должны уяснить, что сон - это представление, театральная пьеса, поставленная в нашем сознании при приглушенном свете перед безтолковой публикой. Представление это обычно бездарное, со случайными подпорками и шатающимся задником, поставлено оно плохо, играют в нем актеры-любители..
   Каковы же впечатления, которые сон выносит на сцену? Очевидно, они похищены из нашей дневной жизни, но приняли новые формы и вывернуты наизнанку экспериментатором-постановщиком, а вовсе не венским затейником.
   ( Лекции по русской литературе, 2017, 269 ).
  
   Сновидения Анны и Вронского схожи, считает Набоков. Оба основаны на случае, приключившемся полтора года назад на железной дороге, когда сторожа раздавило поездом. Во сне Вронского роль этого мужика играет крестьянин-обкладчик, участвующий в медвежьей охоте. В сон Анны вторгаются впечатления от ее поездки в Петербург - истопник, кондуктор. "В обоих снах у страшного мужика взлохмаченная борода, он копошится и что-то бормочет - остатки "закутанного" образа. В обоих снах он наклоняется и бормочет по-французски.. но Вронский не понимает, а вот анна - понимает, что в этих французских словах звучит идея железа, то есть чего-то расплющенного и раздавленного, чем "станет" она сама".
   И в последний день ее жизни, замечает Набоков, Анна просыпается от этого кошмара. Он уже не раз снился ей, даже еще до того, как она стала любовницей Вронского. "Мужик со взъерошенной бородой что-то делает, склонившись над железом и бормоча безсмысленные французские слова, а она, как часто бывало с нею во сне, чувствует, что этот мужик не обращает на нее никакого внимания, но все, что он делает с железом, происходит с нею".
   Сновидения, приведенные в тексте романа, как считает Набоков, - это его органичная часть, а вовсе не набор специальных символов, которые только еще предстоит расшифровать. Так и в произведениях Набокова сны и видения помогают лучше понять смысл сюжета, значение сюжетных поворотов, судьбу героя. Они всегда поэтичны, часто лиричны, наполнены зримыми и запоминающимися образами.
   В этой статье я рассмотрю сновидения и видения героев Набокова на примере следующих произведений:
  
   - "Катастрофа",
   - "Приглашение на казнь" ( финал ),
   - "Дар" ( финал ),
   - "Лик" ( финал ),
   - "Соглядатай",
   - "Совершенство" ( финал ),
   - стихотворение "Лилит",
   - стихотворение "Сны".
  
   Будет сделан вывод о том, что сновидение у Набокова открывает перед читателем отдельный, особый мир, живущий по своей логике и по своим правилам ( не зря одна из литературоведческих статей о Набокове называлась "Правила поведения во сне" ).
  

2. "Катастрофа".

   Сюжетная коллизия рассказа такова: приказчик Марк Штандфусс готовится к свадьбе с некой Кларой. На протяжении большей части рассказа он живет предвкушением этого события. И испытывает недвусмысленное ощущение счастья. Марк еще не знает, что Клара изменила ему, и отказалась от свадьбы с ним. По выходе из трамвая Марк попадает под омнибус. Но он настолько захвачен ощущениями предстоящей встречи с Кларой, что почти не замечает этого происшествия ( а между тем, оно носит для него роковой характер ). Все, что чувствует Марк после того, как попал под колеса омнибуса - это его видение, его фантазия на тему встречи с Кларой. В этом видении реконструируется особый, иной мир, не похожий на нашу реальность. В чем его отличительные черты?
   1. В ином мире появляется двойник Марка - существо с идентичной внешностью. Марк догоняет этого двойника и сливается с ним.
   "Увидел поодаль свою же фигуру, худую спину Марка Штандфусса, который как ни в чем не бывало шел наискось через улицу. Дивясь, одним легким движением он догнал самого себя и вот уже сам шел к панели, весь полный остывающего звона.
   - Тоже.. чуть не попал под омнибус".
   2. Здания в ином мире полны украшений, несвойственных "нашему миру". Марк, например, различает сквозные портики, фрески и фризы, шпалеры оранжевых роз, крылатые статуи, поднимающие к небу лиры. "Марк не мог понять, как раньше не замечал он этих галерей, этих храмов, повисших в вышине".
   3. Структура пространства иного мира может отличаться от нашего. Так, когда Клара открывает Марку дверь и он входит в дом, он обнаруживает, что в доме отсутствует прихожая. Он сразу попадает в столовую, просторную и светлую.
   - Мы так счастливы теперь, что мы можем обойтись без прихожей, - горячо шепчет ему Клара.
   4. Герой может открывать в ином мире пространства, прежде недоступные ему. Например, Марк направляется к черным фургонам. Ему хочется посмотреть, что скрыто в них. Но фургоны обманывают ожидание Марка. Вместо сокровищ, костяков великанов, пыльных груд пышной мебели, он видит пустой фургон. "Только посередине стоит косо на трех ножках маленький соломенный стул, одинокий и смешной".
   5. Некоторые предметы иного мира имеют точки соприкосновения с миром "реальности". Например, зеленое платье Клары из видения превращается в "нашем мире" в зеленый стеклянный колпак лампы.
   А вот что я пишу об этом рассказе в своей книге "Рассказы-шкатулки Владимира Набокова":
  
   В рассказе "Катастрофа" герой на ходу спрыгивает с трамвая - и попадает под колеса омнибуса. В.Курицын приводит еще примеры "рокового" предназначения набоковских трамваев. На них герои подчас гадают о "жизни и смерти". В КДВ перед героем появляется трамвай без номера с заколоченными окнами - а он хотел загадать ( чет или нечет ), будет ли жить Марта. В рассказе "Подлец" Антон Петрович загадывает, что, если на определенный счет пройдет трамвай,он будет убит ( и действительно, трамвай проходит ).
   Герой "Катастрофы" видит после происшествия с омнибусом свою же худую спину. Дивясь, легким движением нагоняет себя. Это один из ряда случаев у Набокова, когда герой видит себя со стороны, а потом сливается со своим виденным "двойником". Эти случаи В.Курицын находит, во-первых, в КДВ, где Франц готовится впервые поцеловать Марту - видит впереди свою же удаляющуюся спину ( "Он так живо вообразил, как войдет в гостиную, увидит ее и сразу хвать крепко, до хруста" ). А незадачливый самоубийца из "Соглядатая"? Тоже видит себя "со стороны" тихо идущим по панели.
   Марк не узнает о главном событии рассказа - измене невесты. Так, пишет Курицын, в КДВ не произошло главного события, к котором "катил экспресс книжки" - покушения на убийство. И "событие, в честь которого получила название пьеса "Событие", не состоялось: покинувшего тюрьму злодея не сцене не дождались, он только мелькнул на вокзале" ( НБЛ, 2013, 335 ).
  
   Исследователь по фамилии Титов находит в рассказе "Катастрофа" сказочные мотивы. По его мнению, невеста Марка изначально принадлежала иному миру, над ней стоял некий Кощей. Марк же наказан за то, что решил проникнуть в мир иной, заглянуть в него. Зеленое платье Клары, по мнению исследователя, - это намек на кожу царевны-лягушки.
   Герой "Катастрофы" путает "реальный" и иной мир. Они сливаются в его восприятии. Так в рассказе "Terra incognita" непонятно, какой из двух миров - действительный. Вернее, мир европейской гостиницы в финале рассказа на поверку оказывается галлюцинацией, увиденной в джунглях - а не наоборот, как можно было ожидать.
   С иным миром связан мотив тумана. Он связан и с чувством опасности. Сквозь туман могут проступать контуры "потустороннего мира".
   1. "Мне померещился .. зеркальный шкап с туманными отражениями".
   2. "Какие-то блистающие птицы летали в болотном тумане".
   3. "Болезненный туман чувств".
   4. "И все-таки превозмог этот нетерпеливый туман смерти и огляделся".
   5. "Туманнее сверкали камыши, бледнее пылало небо".
   Е.Г. Белоусова замечает в "Защите Лужина" наличие существительных с семантикой неопределенности, зыбкости - "мираж", "призраки" ( они появляются после партии с Турати, когда с Лужиным случается "помутнение рассудка" ), "нагромождение", "кавардак" и особенно - "муть" и "туман". Приводится фрагмент из ЗЛ, в котором безобразный туман ждет очертаний, воплощений.
  

3. "Приглашение на казнь" ( финал ).

   Исследуя роман Набокова "Приглашение на казнь" я пришел к выводу, что финальная сцена его существует также по логике сна, видения героя. Как во сне, в сцене "казни" многое меняется, но сам герой остается неизменным.
   1. Меняется, разрушаясь, окружающий героя мир.
   - "Мало что оставалось от площади. Помост давно рухнул в облаке красноватой пыли",
   - "Свалившиеся деревья лежали плашмя, без всякого рельефа, а еще оставшиеся стоять, тоже плоские, с боковой тенью по стволу для иллюзии круглоты, едва держались ветвями за рвущиеся сетки неба",
   - "Винтовой вихрь забирал и крутил пыль, тряпки, крашеные щепки, мелкие обломки позлащенного гипса, картонные кирпичи, афиши; летела сухая мгла".
   Цинциннат направляется среди пыли и "падших вещей" в ту сторону, где "судя по голосам, стояли существа подобные ему".
   2. Изменяются, уменьшаясь в размерах, персонажи видения. Казавшиеся ранее грозными, властными, они теряют былую силу и славу.
   - "Его догнал во много раз уменьшившийся роман, он же Родриг.
   - Что вы делаете! - хрипел он, прыгая. - Нельзя, нельзя! Это нечестно по отношению к нему, ко всем.. Вернитесь, ложитесь, - ведь вы лежали, все было готово, все было кончено!",
   - "Последней промчалась в черной шали женщина, неся на руках маленького палача, как личинку" ( к слову, здесь некоторые считают, что это промчалась мать Цинцинната - Цециллия Ц, а кое-кто - что Марфинька, появлявшаяся и раньше в траурной черной одежде ).
   3. Свойства тел персонажей видения меняются. Они вместо плотных, зримых становятся прозрачными.
   - "Сквозь поясницу еще вращавшегося палача просвечивали перила",
   - "Зрители были совсем, совсем прозрачны, и уже никуда не годились, и все подавались куда-то, шарахаясь, - только задние нарисованные ряды оставались на месте".
   А вот фрагмент из моей работы "Онтологические сюжеты романа Набокова "Приглашение на казнь"".
  
   По мнению Дм. Морозова, Цинциннат "остается жить", потому что у него есть "дар", он - творческая личность. Вокруг него рушится мир обманного не- бытия, Цинциннат же остается невредимым ( чем напоминает "мальчика-невредимку" из стихотворения Остера ).
   Финал "ПнК", по наблюдению Т. Беловой, перекликается ( так говорят литературоведы - и попробуй их опровергнуть! ) с финалом сказки Кэрролла "Алиса в стране чудес".
   "Зачем я тут? Отчего так лежу?" - спрашивает себя Цинциннат прежде чем освободиться от кошмара. Таким же образом, простым усилием воли, Алиса освобождается от ее сновидения. "Кому вы страшны?" - задается она вопросом - "Вы всего-навсего колода карт!"
   В финале "Алисы" персонажи и в самом деле превращаются в колоду карт, в легкие, сухие листья ( но не осенние - действие сказки происходит 4 мая ) и Алиса без труда отмахивается от них. В финале "ПнК" во много раз уменьшаются и сливаются в единого человека подручные палача, а самого - тоже уменьшившегося - палача уносит женщина в черной шали. Теперь эти персонажи принадлежат микро-миру. "Я не виновата, что выросла", - говорит Алиса присяжным. Те же слова мог бы произнести, в принципе, и Цинциннат.
   Итак, мотив уменьшения персонажей мира абсурда сочетается здесь, по мнению Т. Беловой, с сюжетом возвращения к действительности или пробуждения от сна.
  
   И еще: я отмечаю, что важнейшей темой романа является спасение человека. Цинциннат постоянно думает о спасении. О своем спасении - и только о нем - думает Роман ( Родриг ) в финале.
   "Спасу", - говорит Эммочка Цинциннату в середине книги.
   И здесь возникает вопрос: кто может спасти человека? ответ на него подразумевает, видимо, обнаружение СУБЪЕКТА, который сможет преодолеть "косность материи".
   "Неужели никто не спасет?" - думает Цинциннат.
   Набоков предлагает герою спастись самому: и Цинциннат усилием воли освобождается от кошмара - финал совсем не теологический.
  

4. "Дар" ( финал ).

   Счастье героев романа, которое, казалось бы, в соответствии с каноном устраивается в финале романа, - довольно зыбкое. Это счастье как будто возникает в сновидении. И, кажется, вот-вот будет разрушено при столкновении с суровой "реальностью". Зина Мерц и Федор Годунов-Чердынцев направляются по берлинским улицам к себе домой. Меж тем - ключа ни у одного из них нет.
   Читателю автор сам делегирует полномочия придумать, чем завершиться этот поход Зины и Федора, двух счастливых влюбленных, по сумеречным берлинским улицам. Здесь уже должна работать его, читателя, фантазия.
   Исследователи высказывают разные точки зрения на судьбу набоковских героев.
   Вот одна из них.
   "Федор счастлив в любви, в финале романа автор оставляет его в "минуту добрую". В конечном счете Федор найдет ключи от комнаты, хранящей его дар, представляющий собой нерушимое единство таланта художника и наследия русской культуры [17]. Поэтому таким светлым и безоблачным оказывается финал "Дара"" ( Черемисина ).
   А вот мнение Александрова.
   "После отъезда Щеголевых, хозяев Федора, обнаруживается, что ключей от их квартиры, куда Федор с Зиной стремятся, нет ни у одного, ни у другой. Поверхностный смысл этой комической ситуации таков: мы понимаем, что и после завершения повествования Федору и Зине в квартиру не попасть и желанного не достичь, а ведь Федор, как явствует из остроумного эротического подтекста в описании надвигающейся грозы, так страстно мечтает о близости. Ясно, что герой (выступая в последнем абзаце романа как автор) сам подталкивает читателя к догадкам о том, что же произойдет, когда занавес опустится. Но на более глубоком уровне мотив ключей переплетается с рядом наиболее существенных тематических линий романа. Читательские догадки относительно будущей, за пределами романа, жизни Федора и Зины образуют пародийную параллель к предчувствуемому свиданию Федора с отцом" ( Вл. Александров ).
   А вот что пишет Зусева.
   "Убедительным доказательством авторства Федора является тот факт, что он уже в первой главе знает об ужине с Зиной, описанном в главе пятой и последней, причем перечисляются те же мотивы ночи, звезды, "тени ствола" и темной кирки:
   "...Он шел по этим темно-блестящим улицам, и погасшие дома уходили, не глядя, кто пятясь, кто боком, в бурое небо берлинской ночи, где все-таки были там и сям топкие места, тающие под взглядом, который таким образом выручал несколько звезд. Вот, наконец, сквер, где мы ужинали, высокая кирпичная кирка и еще совсем прозрачный тополь, похожий на нервную систему великана..." (с. 49). Более того, сразу после этого абзаца в первой главе возникает тема отсутствующих ключей, столь значимая для финала романа: "Отыскав свой подъезд (видоизмененный темнотой), он достал ключи. Ни один из них двери не отпер.
   В итоге его впускает в дом "скуластая немолодая дама" (с. 51), которую он видит в самом начале романа, когда та вместе с мужем наблюдает за выгрузкой мебели. Характерно, что ту же даму - фрау Лоренц - Федор встречает в конце пятой главы, гуляя с Зиной: "За Потсдамской площадью, при приближении к каналу, пожилая скуластая дама (где я ее видел?) <...> рванулась к выходу..." (с. 325). Более того, именно эта дама, по первоначальному замыслу судьбы, должна была познакомить Федора с Зиной: "Идея была грубая: через жену Лоренца познакомить меня с тобой, - а для ускорения был взят Романов, позвавший меня на вечеринку к ним" (с. 327). Таким образом, структура "Дара" представляет собой концентрическую систему: мотив круга повторяется на разных ее уровнях, организовывая как сюжет романа, так и его словесную ткань" ( Зусева ).
  

5. "Лик" ( финал ).

   Существует любопытная гипотеза ( которую высказывает В.Курицын ), что все происходящее в рассказе "Лик" после ухода Александра Лика из дома Колдунова представляет собой некое посмертное видение героя. Сам он уже перешел Грань между здешним и инобытием, и вот оттуда путешествует по нашему миру, призраком возвращается в дом Колдунова за своими туфлями. Предположим, что такая трактовка верна. Во всяком случае, она логична. И сам Набоков вряд ли бы возражал против такой интерпретации. Ведь в финальной части Лика события действительно происходят по логике сна.
   1. У героя - "зыбкое и пунктирное тело", как будто во сне.
   2. Появляется вновь мотив тумана - "Впрочем, лучше спуститься на набережную, - посидеть у моря, переждать, пока рассеется телесный, отвратительно бисерный туман, - это пройдет, это пройдет".
   3. Пустынное пространство, окружающее героя. "Никого на берегу не было, кроме случайного господина в серых штанах, который навзничь лежал около скалы, раскинув широко ноги, и что-то в очертании этих ног и плеч почему-то напоминало ему фигуру Колдунова".
   Вот что я пишу об этом рассказе в своем исследовании "Рассказы-шкатулки В.Набокова":
  
   Курицын в своей книге "Набоков без Лолиты" утверждает, что герой рассказа "Лик" ближе к концу умирает. На этом основании он сравнивает его с "Катастрофой" и "Соглядатаем". Дескать, та же тема сознания, мысли, бьющей поверх смерти. "Идет прямая трансляция из сознания, проскакивающего за черту". Лик якобы всматривается из-за грани бытия ( что бы сказал по этому поводу Крапивин? ) в судьбу своих ботинок, оставленных у Колдунова.
   Чуть позже Курицын еще раз заявляет: "Сознание Лика продолжает работать после смерти".
   Рассуждая об одиноком фланере, одиночество которого нельзя нарушать, автор еще раз говорит - "Актер Лик, напоровшись в приморском городе на дальнего родственника, в результате этой встречи через несколько страниц умер".
   Вот и мотив сна оказывается кстати - Лик видит Колдунова во сне, как Марк Штандфусс видит своего отца. И Лик во сне безпомощен перед хозяином сна ( Колдуновым ), так же как Марк безпомощен перед щекотавшим его покойным отцом. Вывод: призрак ( то бишь Колдунов ) шагнул из-за ширмы - "жизнь Лика оборвалась".
   ..
   В трудную минуту своей жизни герой "Лика" созерцает собор ( что, впрочем, ему мало помогает ) - так же, как герой рассказа "Ужас". В "Лике" находим: "Когда во время антракта он вышел на террасу, сзади отделявшую театр от англиканской церкви, ему показалось, что он не дотянет до конца спектакля". В "Ужасе" человеку, с которым случился сердечный припадок, нет дела до красоты собора.
   "Распяленная колдуновская ладонь" и роговые пальцы Колдунова напоминают о перламутровых когтях и расставленных пальцах рук ( с подъюбочным направлением ) второстепенных персонажей ООБ.
   Мучитель Лика в середине рассказа предлагает своему давнему пациенту "недурно заработать". Нависает здесь призрак Кашмарина из "Соглядатая", сначала избивавшего Смурова, а затем предложившего ему "автомобильное дело".
  

6. "Соглядатай".

   Фабула этого занимательного рассказа состоит в том, что его герой, некто Смуров, будучи избит мужем своей любовницы, решает свести счеты с жизнью. После удачного ( или не очень ) самоубийства он обнаруживает, что его жизнь, однако, продолжается - он попадает на Павлинью улицу, где знакомится с Ваней ( невестой инженера Мухина ). И, конечно же, в Ваню он влюбляется. Далее приведены попытки героя обратить на себя внимание Вани и отбить ее у Мухина. Финал рассказа напоминает сюжетный поворот "Катастрофы" -
  
   "Взявшись за дверную скобку, я увидел, как сбоку в зеркале поспешило ко мне мое отражение, молодой человек в котелке, с букетом. Отражение со мной слилось, я вышел на улицу".
   ( 1991, 192 ).
  
   Герой сливается со своим двойником так же, как это делает Марк Штандфусс. Все это приметы того, что повествование и здесь развивается по логике сновидения. Своих прежних знакомых он принимает за привидения.
  
   " - Смуров, - сказал он, - вы не можете представить себе, как я рад, что вас встретил. Я вас искал, как безумный, никто не знал вашего адреса.
   Тут я спохватился, что слишком любезно слушаю это привидение из моей прошлой жизни".
  
   Фигура Кашмарина ( мужа Матильды ), прежде казавшаяся мощной и угрожающей, теперь теряет свою силу и значительность. Он сам предлагает нашему герою: "Ну, ладно - ударьте меня, двиньте хорошенько, а затем давайте мириться".
   Еще одна примета сновидения - необычное место действия, имеющее фантастические черты. Например, лестница, на которой происходит разговор Смурова и Хрущова "уже высилась сама по себе, среди открытой местности, и внизу были сады террасами, туманный ( !!! - ИП ) дым цветущих деревьев, и террасы уходили вдаль, и там был, кажется, портик, в котором горело сквозной синевой море" ( Набоков В.В. Рассказы, воспоминания, 1991, 187-188 ).
   Мотив тумана заимствован из рассказа "Terra incognita". Сады - из романа "Приглашение на казнь".
   Фантастично и место расположения героини сновидения. Она, так же как некоторые персонажи "Приглашения на казнь" в финале романа, уменьшается в размерах и помещается в табакерку.
  
   "- Да-да, - с угрозой в голосе тяжело говорил Хрущов, - в табакерке кое-что было, и потому она незаменима. В ней была Ваня, - да, да, это иногда бывает с девушками, очень редкое явление, но это бывает, это бывает".
  
   Для сновидения, как нам подсказывает опыт, часто характерно ощущение странности происходящего. Об этом я пишу в своей работе "Комментарий к роману "Соглядатай"".
   Я цитирую вот такой фрагмент этого крупного рассказа - " ...и странно было глядеть на кружевной узор постели и на туалетный алтарь" ( 4, 173 ).
   Похожие описания содержатся и в других произведениях Набокова:
   "...со странным чувством долго смотрел на тикающий будильник, на розу в стакане, со стеблем, обросшим пузырьками" ( "Дар", 96, 511 );
   "...вообще все это было слегка нелепо, как бывает во сне: пустая бутылка... с воткнутой в нее розой, доска с начатой шахматной партией" ( "Подлец", 1991, 87 ).
   Герой распознает происходящее как часть сновидения, соответственно, меняется и его отношение к нему. Напротив, к яви автор подходит более ответственно - так в финале романа "Отчаяние", по выражению Набокова, "то, что принимал за сон ( герой - ИП ) - легкий и безответствнный - начинает вдруг остывать явью".
  

7. "Совершенство".

   Герой рассказа "Совершнство" утопает, пытаясь извлечь из воды своего воспитанника - мальчика по имени Давид. Но его сознание не преображается революционно. Это все тот же герой, все тот же Иванов. Он думает о том же, о чем думал при жизни. Хотя после своего утопления он больше тяготеет все же к той же логике сновидения.
  
   "Ему смутно подумалось, что наступили сумерки и что теперь Давид давно погиб, и он ощутил знакомый по прошлой жизни острый жар рыданий. Дрожа и склоняясь к пепельному песку ( герой с особой остротой начинает воспринимать краски, запахи, звуки, "туман прорывается" - ИП ), он кутался в черный плащ со змеевидной застежкой, который видел некогда на приятеле-студенте в осенний день давным-давно - и так жаль было матери Давида, и что ей сказать: я не виноват, я сделал все, чтобы его спасти, но я дурно плаваю, у меня слабое сердце, и он утонул.. Что-то, однако, было не так в этих мыслях, и, осмотревшись, увидя только пустынную муть, увидя, что он один, что нет рядом Давида, он вдруг понял, что, раз Давида с ним нет, значит, Давид не умер.
   Только тогда были сняты тусклые очки. Ровный, матовый туман сразу прорвался, дивно расцвел, грянули разнообразные звуки.."
  
   Логика видения - похожа на логику человека, заплутавшего в тумане. Он движется наощупь, ищет выхода - в действительный мир. И вскоре находит этот выход. Но тоже скорее иррационально, внезапно, чем с помощью логики.
   "Прямая трансляция из сознания, проскакивающего за черту", считает Курицын, идет не только в "Совершенстве", но и в "Катастрофе", "Соглядатае", "Пильграме", "Лике". "Щедрее всех награжден Иванов из "Совершенства": по ходу рассказа он задавался вопросами, как и где моются трубочисты после работы, изменилась ли за эти годы русская лесная дорога, которая сейчас вспомнилась так живо среди берлинской суеты. За чертой или там, на черте, в последних строках рассказа, на него обрушивается полнота мира, и поперек зеленой дороги в поредевшем лесу лежат, еще дыша, срубленные осины, и черный от сажи юноша, постепенно белея, моется под краном на кухне" ( НБЛ, 2013, 73 ).
   Чуть позже В.Курицын еще раз утверждает, что сознание Иванова продолжает работать после смерти - он "оттуда" смотрит на здешний пляж.
   Учитель в "Совершенстве" ( пишу я в "Рассказах-шкатулках В.Набокова" ) мечтает о совершенном соприкосновении с миром - и в финале рассказа эта мечта осуществляется. Но ценой его перехода в иной мир.
   У учителя больное сердце. Напомню, что на больное сердце жаловался герой рассказа "Соглядатай" Смуров - Кашмарину, когда тот его избивал.
   В поезде, в котором Давид и его наставник едут к морю, тесно. Так же тесно в поезде, изображенном в финале рассказа "Хват". Теснота поезда символизирует подготовку героя к переходу в иной мир ( см. мои размышления о тесноте с романе Набокова "Защита Лужина" в моем сочинении "Онтологические сюжеты романа "Защита Лужина"" ).
   Загорелый старик рыболов из "Подлеца" превращается в "Совершенстве" в желтобородного рыбака, который сидит на колоде и, щурясь от вечернего солнца, смолит сеть. Это неудивительно: рыбак - вечный герой произведений о смысле человеческой жизни, о жизни человеческой души.
  

8. "Лилит" ( стихотворение ).

   Стихотворение представляет еще один образчик посмертного видения героя Набокова. На этот раз герой думает, что он попал в рай. Но, по мнению автора, он обманывается. Это выясняется после того, как он вступает в интимную близость с Лилит, напоминающей ему дочку мельника из его молодости.
   Для видения героя в логике сна характерно:
   1. Трансформация одежды при контакте с представительницей иного мира:
  
   Через плечо зеленым глазом
   Она взглянула - и на мне
   Одежды вспыхнули и разом
   Испепелились.
  
   2. Привлекательность, обольстительность представительницы иного мира - персонажа сновидения.
  
   И обольстителен и весел
   Был запрокинувшийся лик..
  
   3. Быстрая смена хронотопа видения на качественно другой.
  
   "Впусти", -
   Я крикнул, с ужасом заметя,
   Что вновь на улице стою
   И мерзко блеющие дети
   Глядят на булаву мою.
  
   4. Большое количество наблюдателей - персонажей сновидения.
  
   "Впусти", - и козлоногий, рыжий
   Народ все множился.
  
   Об этом стихотворении я написал в работе "Геометрия стихов В.Набокова".
   Вот фрагмент этой работы.
  
   На протяжении всего стихотворения приметы рая и преисподней соседствуют друг с другом. Причем приметы преисподней менее очевидны и скрыты до поры. В начале стихотворения герой видит фавнов и будто бы Пана. Ему кажется, что они и есть настоящие обитатели рая. Стихотворение закольцовывает тема ветра - в начале это "горячий Эол", а в конце "ветер странный". В Православии ветер и огонь часто являются приметами преисподней.
   Появляется нагая рыжая девочка. Некоторые критики, уцепившись за ее рыжий окрас, охарактеризовали бы ее как солнечную ( как они говорили об изменнице Кларе из рассказа "Катастрофа" ). Но Набоков не столь прямолинеен, как мне думается. Девочка явно выходит из водной стихии. Она - дочь мельника. Возможно, это намек на пушкинскую Русалку, которая, видимо, тоже была дочкой мельника ( мельница - речная ).
   Набоков даже написал заключительную сцену для стихотворной драмы Пушкина "Русалка". Тема эта его волновала. Дочка мельника выходит из реки "с бородкой мокрой между ног", - всю эту картину наблюдает наш герой из-за прибрежной ольхи.
   Что касается обстановки, то тема преисподней начинает звучать уже в середине стихотворения. "В вольной росписи стена" - это отнюдь не примета рая, с точки зрения Православия ( и Набокова ). Затем следует любовный акт. Он описан амбивалентно. С одной стороны, герой описывает приближение "неописуемого восторга". С другой, сравнивает соитие с нахождением "змеи в змее" ( тоже примета нижнего мира ).
  

9. "Сны" ( стихотворение ).

   Внимание автора стихотворения сосредоточено на описании одного из сновидений о России. Это сновидение эмигранта, тоскующего вдали от своей Родины по своему дому, по своему имению.
  
   Во сне
   Я со станции в именье
   Еду, не могу сидеть, стою
   В тарантасе тряском, узнаю
   Все толчки весенних рытвин.
  
   Во сне душа героя полна восторгом. Голова его не покрыта, что символизирует соединенность его с окружающим миром, с окружающей природой, как сказали бы советские критики. Россия живет в сновидении героя, несмотря на то, что физически он разлучен со своей Родиной.
   А вот что я пишу об этом стихотворении в связи с мотивами сна в работе "Геометрия стихов В.Набокова":
  
   Пространство Родины, России обозначают в стихотворении сны. В них герой действует. Именно с пространством Родины связана группа глаголов движения ( "еду, не могу сидеть, стою.. еду" ). Во снах героя Родина предстает как понятие, полное жизни, движения. Даже тарантас здесь - "тряский". Нетрудно заметить, что тема Родины раскрывается и через понятия, близкие и знакомые автору с детства - "станция", "именье", даже через географические термины ( "области и города", "волости и села" ). И главное - на Родине, хоть и во снах, герой дышит полной грудью, "полной душой". Вывод:
  
   Вся Россия делится на сны,
   Что несметным странникам даны
   На чужбине, ночью долгой.
  
   Сам Набоков говорил, что всю свою Россию он увез с собой. Здесь он, видимо, подразумевал память о ней, включающую в себя и сны о Родине.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"