|
|
||
- А как это было? - спросил Шахрияр, и Шахерезада сказала: - дошло до меня, о счастливый царь, что был в древние времена и минувшие века, один... и дальше сказка, волшебство, приключения, интриги, любовь.... Шайтан! Мне никогда и на тысячу шагов не приблизиться к ее мастерству. Как говорили знающие люди: - Восток - дело тонкое. И что остается? Один проезжий факир, он еще потом грозился сжечь Луну, если ему не подадут неразбавленного вина, рассказывал. - В недавние времена жил в одной благодатной стране царь Гаедин, к соседям был он суров, щедр с женами, строг к подданным и азартен на охоте. Воздав хвалу Создателю, правил он царством, внимая советам своего визиря, Мироса - молодого годами, но слывшего человеком рассудительным и мудрым. В день, предназначенный для того календарем, случился праздник, и народ в столице вышел на улицы, чтобы радоваться и чествовать своего царя. Угодно было повелеть правителю, а значит так и случилось, что на главной площади простой люд забавляли певцы и фокусники, а так же танцовщицы пристойных танцев. Восседая на подушках, Гаедин взирал на пеструю толпу веселящихся, с балкона дворца и думал, - как было бы чудесно, если бы Всевеликий, наделил его страну морским берегом, и как бы он восхвалил судьбу, построив флот и нападая на города заморских купцов, что таят великие богатства. И угодно было царю остановить взгляд на нищем певце, что пел свои нехитрые куплеты, когда тот, случайно ли, с умыслом ли указал рукою на царский балкон. Гневом затмилось лицо владыки, и увидав, что готов тот повелеть схватить несчастного, визирь его поклонился и молвил, - о Великий! Дозволь сказать мне, недостойному советовать Справедливейшему! Не спеши. Я, в своем желании оказаться тебе наиполезнейшим слугой, постиг главнейшую из наук, называемых точными - математику. Согласно ей, и законам, подписанным тобой, о Милосерднейший, схватив этого преступника, как бы тебе ни хотелось его немедленной и жестокой казни, ты должен будешь бросить его в темницу до окончания праздников, затем дождаться среды, - дня отведенного тобой для судебных решений. А после, тебе нужно будет ждать еще неделю, пока презренный оскорбивший тебя, перед казнью, будет вымаливать прощение у Всевышнего. Сложив все дни твоего праведного ожидания, и получив богопротивное число тринадцать, я рискну высказать не совет, но свое скромное соображение по этому делу. - Так сказал Мирос, и поклонившись еще три раза подряд, продолжил. - Прикажи наградить этого дерзнувшего разгневать тебя, о Добрейший, посели во дворце и осыпь золотом, и тогда, может быть даже будущей ночью, возможно, что твои придворные поэты подошлют к нему убийц, и даже если этого не случиться, поверь мне, враги тех, кому посчастливилось воспевать твое величие, - конченые люди. - Что? Математика! Отныне я запрещаю изучение этой осквернившей мои законы науки! - закричал царь,- а купцы, смеющие, использовать ее в своих делах, будут платить мне особый налог! Далее, речи факира, сделались менее разборчивы, а язык его, стал спотыкаться о знаки препинания. Факиры, без последствий глотающие сабли, видимо, не используют свои факирские способности, глотая обычную выпивку, и пьянеют даже быстрее, к примеру, кузнеца, или даже горшечника. Однако, желающие узнать продолжение того, что было вначале, смогли его понять. - Гаедин разгневался еще больше и приказал бросить за решетку и своего визиря. После этого, пять дней провел в муках, придумывая казнь для опального мудреца. Так ничего и не придумав, царь пришел к нему в темницу и повелел своему подданному самому назначить для себя казнь, но такую, чтобы длилась она многие годы и причиняла неизбывные страдания не столько телу, как духу казнимого, ибо страдая телом, осужденный не проживет достаточно долго. - А счастлив ли ты в браке с женою своей?- Спросил, тогда его Мирос.- А род жены твоей - это род царей, и она - мать твоей несравненной дочери... Факира, чайханщик, все-таки выставил за дверь, призвав на его голову множество напастей. А хитроумный Мирос, конечно был счастлив со своей принцессой, которую любил уже давно и без всякой надежды, но об этом нам пришлось догадываться самим. И мне кажется, тут старый чайханщик поступил с немалой предусмотрительностью, видимо рассказчик не вызвал в нем доверия. Мало ли как могла сложиться судьба влюбленного мудреца.... Ведь человек обретает мудрость, только испытав счастье и пережив горе, но когда за счастье принимают лишь благополучие и достаток, - конечно, это глупо и смешно. Ну а если, горе рождает только ненависть и отчаянье.... Да, ненависть и отчаянье способны иссушить даже целый океан мудрости.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"