Дженни : другие произведения.

Воин Блеска Русской Философии - Александр Секацкий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сознание есть способность порождать еще большее сознание М. Мамардашвили

  СИЛА ВЗРЫВНОЙ ВОЛНЫ
  
  Я читала эту книгу, пользуясь методом Фазиля Искандера, мальчишкой выменявшего у приятеля том сочинений Гегеля (чуть ли не на "Таинственный остров? Жюль Верна!). Он тогда еще не знал, что Гегель - автор, трудный для понимания, поэтому понимал почти все. Он открывал гегелевский текст на какой-нибудь цитате и обчитывал вокруг нее, стараясь особенно не удаляться от этого спасательного круга.
  Вот так и я читала произведение Александра Секацкого - благо цитат в нем поболее, чем у Гегеля!
  Книга эта вовсе не о тяжелых буднях международных террористов, как можно было бы подумать, судя по ее названию - ""Сила взрывной волны".
  Не-ет, это - страшно сказать - философское сочинение!
  Читать книгу Секацкого трудно, хотя автор очень старался писать доступно и популярно. Так и представляешь, что собратья-философы в академических шапочках, спустившись со своих башен из слоновой кости, пинают ногами бедного автора, обвиняя его в профанации, деградации, деноминации...
  Нет, последнее, кажется, не к месту.
  Боюсь только, что представления о доступности текста для понимания у нас с Александром Секацким весьма разнятся - к моему глубокому сожалению, потому что пришлось напрячься как никогда, дабы вникнуть, осознать и оценить глубину мысли, широту начитанности и блеск остроумия автора!
  Главное - дочитать до середины, дальше как-то легче: то ли автор поубавил философического накалу, то ли читатель притерпелся. Нет, конечно, и я не зря ела в университетском буфете сосиски с зеленым горошком: и о Фрейде слышала, и Ницше почитывала! Правда, время от времени я путаю Гегеля с Бебелем, а Бебеля с Бабелем, и по сей день пребываю в уверенности, что Кьеркегор - персонаж трилогии Толкиена "Властелин колец? (кстати, Толкиен - один из любимых у Секацкого, судя по обилию цитирования!)...
  В общем, не бабское это дело - философия!
  Но все-таки я прочла эту "Взрывную волну". Читая, преисполнилась самоуважения и гордости - вот я какую философию осилила, и даже что-то поняла! Такой кайф, когда, наконец, поймешь, что же автор хотел до тебя донести! Вот, к примеру: "овеществление представляет собой разновидность отчуждения и в движении Абсолютного духа является всего лишь моментом; природа есть не что иное, как инобытие Абсолютного духа, снимаемое самодвижением к конкретности понятия..."
  Понятно?
  Чисто конкретно?
  Разгадываешь, как кроссворд, и жалеешь, что плохо учился в свое время...
  Хотя...
  В мое время философия была совсем не такая, а марксистко-ленинская!
  Так вот, прочла я книгу эссеев Секацкого, хожу и всем пересказываю, вот и вам собираюсь пересказать...
  Нет, не буду, не пугайтесь!
  Но пару слов скажу - уж очень меня зацепила эта книжка.
  Чем же?
  Прежде всего - самой манерой изложения, когда высокий штиль соседствует чуть ли не с жаргоном, а цитата из какого-нибудь... ээээ... Жака Деррида (кто это?!) заканчивается фразой из кинофильма "Киндза-дза?.
  В общем, развлекая - поучай.
  Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые.
  Секацкий бросил свои камешки в наш пруд - круги расходятся.
  Так о чем же камешки?
  Обратимся к оглавлению (путь ленивого критика):
  Тайна Кащея Бессмертного
  Диверсионно-подрывная миссия художника
  Метафизика шпионажа
  О Духе Воинственности
  Современность как опыт коллективных галлюцинаций
  Новые сведения о фетишизме
  Слово о паровозе...
  Достаточно?
  А, еще вот это мне очень нравится:
  Постгенитальная сексуальность и европейская цивилизация!
  Ну как, ясно, о чем книга?
  Не-ет?
  Да быть того не может!
  Вот это эссе, которое про Кащея - это, между прочим, о судьбах интеллигенции и об ее отношениях с властью; а слово о паровозе... это - слово о паровозе!
  Нет, так не пойдет...
  Придется углубиться!
  Углубимся мы в эссе ""Ситуация новой софистики". Его первая часть называется "Длинная Дудочка? и посвящена целям и устремлениям современного Универсального Автора.
  Что же такое Длинная Дудочка?
  Это инструмент современного автора, заботящегося о том, чтобы он был понят своею страной, а не прошел по ней стороной, как проходит косой дождь. Автора, которому некогда ждать, пока его стихам - как драгоценным винам - настанет свой черед: "благородные вина в темных погребах превращаются в уксус: при этом число вкушающих эти тонкие напитки не стало больше, а количество профессиональных дегустаторов существенно уменьшилось; сама по себе "глубина чтения? есть личное дело читателя, за которое не полагается вознаграждение..."
  Вместо того чтобы апеллировать к Вечности, к будущему Идеальному Читателю, Универсальный Автор берет на вооружение тактику удава Каа, гипнотизирующего и подманивающего бандерлогов.
  Тут-то и нужна Длинная Дудочка, чтобы "достать? читателя здесь и сейчас - схватить на лету за рукав, заставить слушать и - ближ-же, ближж-жже - заворожить, как факир завораживает змей...
  "Я есть автор живых, а не мертвых, - заявляет Универсальный Автор - будьте умны моим умом, вожделейте моими чувствами, и этим воздадите мне сторицей, сами того не подозревая?.
  Среди мастеров хорошо играть на Длинной Дудочке Секацкий называет Борхеса и Павича, Линча и Спилберга, Гигерича и Бодрийара (понятия не имею, кто эти двое последних... а-а! философы!)
  Ну вот, примерно так.
  Для затравки.
  Для того чтобы захотелось найти книжку, прочесть и обдумать - а во всем ли прав Секацкий? А так ли оно на самом деле? Действительно ли "модус авторствования?, к примеру, "ассимилируется все большим числом субъектов??
  Ну, если судить по Самиздату, то да.
  Нас тьмы, и тьмы и тьмы: "вирус авторствования, размножившись необычайно за последние два века, привел мир к состоянию всеобщей неутолимой графомании?.
  И все мы пишем, говорим, бормочем, комментируем, критикуем, перебиваем друг друга... Шумим, братец, шумим!
  Производим "белый шум? - "Морис Бланшо справедливо заметил, что со смертью последнего писателя на земле воцарится вовсе не тишина, как может показаться на первый взгляд, а ее противоположность - непрерывное бормотание, белый шум на сером фоне. Причина понятна: кого же теперь стыдится, если вымерли Писатели. Но столь же верно и обратное: только сильная книга сильного писателя способна произвести "тишину окрест" - остановить на какое-то время бормотание".
  Я советую прочесть эту книгу всякому, претендующему на гордое звание Универсального Автора... ну ладно, просто на звание автора. Секацкий заставит вас осознать скрытые побудительные мотивы вашего творчества и развенчает многие мифы - вот, например, миф о "писателе без влияния": "настоящий писатель сидит себе в глубинке и несуетно творит; во избежание помех и подражаний он ничему не внемлет, никого не читает, а лишь прислушивается к своему внутреннему голосу - и создает оригинальное произведение..."
  Не-ет, - говорит философ Секацкий, - не-ет, батенька! Дудки!
  "Писатель", который вообще мало чего читал или "не проникся", отнюдь не свободен от подражаний: "просто он подражает усредненному анонимному канону писательства, некоему набору общих мест - и в силу этого неизбежно банален".
  Так что, братья (и сестры) писатели, наша главная задача - перефразируя дедушку Ленина - читать, читать и еще раз читать!
  И тогда... может быть... мы и напишем... вполне вероятно... что-нибудь вполне достойное... создадим текст, "ставящий точку над пока еще невидымым "i" и производящий вокруг себя зону минутного молчания".
  Удачи вам - говорящие в тишине!
  
  Написано специально для портала Книгозавр
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"