Дженни : другие произведения.

Секретарь Неведомого

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Разведенная белая женщина, рост 5 футов 8 дюймов, за шестьдесят, бегущая к смерти в том же темпе, что и смерть ей навстречу, ищет бессмертного с целью, которую не описать никакими словами... Дж.М. Кутзее - "Элизабет Костелло"

  Позволю себе начать с конца - если понятие "конец" может быть применимо к этому роману, и если понятие "роман" может быть применимо к этому произведению.
  Итак, в самом конце повествования пожилая писательница Элизабет Костелло предстает перед неким судилищем, призванным разрешить ей - или не разрешить - войти во врата, ведущие...
  Впрочем, куда там они ведут, эти врата, мы - как и сама Элизабет Костелло - не знаем, а можем только догадываться.
  Она говорит:
  "Я писательница, и пишу я то, что слышу. Я секретарь невидимого, один из многих секретарей, сменившихся за истекшие века. Это моя профессия: секретарь, записывающий под диктовку. Не мое дело расспрашивать, судить то, что мне диктуют. Я только записываю слова, а потом проверяю их, проверяю, как они звучат, чтобы быть уверенной, что расслышала правильно".
  Это выражение - "секретарь невидимого" - Элизабет нашла у поэта Чеслава Милоша - о котором я, к своему стыду, доселе ничего не слышала, а ведь он Нобелевский лауреат, что, впрочем, еще ни о чем не свидетельствует, и был весьма почитаем Иосифом Бродским, что свидетельствует о многом, для меня во всяком случае! Но это так, в скобках.
  Итак, секретарь невидимого.
  Или - неведомого.
  Что, впрочем, одно и тоже.
  Наверное, "невидимого" все же лучше, а то "неведомое" сильно отдает Александром Грином и его Бегущей По Волнам, которая вообще-то вовсе и не о том...
  О чем же этот текст, созданный Дж.М. Кутзее (кстати, надо бы все-таки узнать, как расшифровываются его инициалы...)?
  Если посмотреть на оглавление, сочинение вполне можно принять за диссертацию или иной научный труд:
  1. Реализм
  2. Африканский роман
  3. Жизнь животных (сюжет первый: философы и животные)
  4. Жизнь животных (сюжет второй: поэты и животные)
  5. Гуманитарные науки в Африке
  6. Проблема зла
  7. Эрос
  8. У ворот...
  "У ворот", как вы уже догадались, последняя глава.
  Да, последняя - но не совсем - дальше идет совершенно замечательный постскриптум, после которого возникает жгучее желание опять прочесть все сначала, чтобы понять, ЗАЧЕМ автору понадобился этот постскриптум!!!!!!
  Я предчувствую, что придется мне возвращаться к этой книге снова и снова.
  В ней есть...
  В ней есть своеобразная магия - несмотря на то, что некоторые страницы я читала по диагонали, утомившись следить за авторскими рассуждениями.
  Она дает пищу для размышлений...
  (так и представляю себе эти оголодавшие Р-размышления, мечущиеся в тесных клетках, а тут - бац! - пищу дают!)
  ...для размышлений разного рода: о "нелегкой писательской жизни", о вере и неверии, об убеждениях и их отсутствии, об ответственности писателя перед собой - и перед читателем; об ответственности человека за свою собственную жизнь - и за жизни всех существ, населяющих Землю...
  ...об отношениях родителей и детей...
  ...о сложностях любви между богами и людьми...
  ... о добре и зле...
  О зле.
  Оно существует, с этим не поспоришь.
  Но должен ли писатель, проникнув в обитель зла, рассказывать читателю во всех подробностях, ЧТО он там увидел? Или есть вещи, которые должны быть сокрыты, которые не могут быть вынесены на всеобщее обозрение?!
  "Потому что, если то, о чем мы пишем, обладает силой, способной сделать нас лучше, оно, безусловно, обладает и силой, способной сделать нас хуже" - рассуждает Элизабет Костелло.
  Но если писатель - только секретарь невидимого, как она сама и сказала, и не имеет права судить о том, что ему диктуется, то...
  То получается, что он не имеет права скрывать ничего из надиктованного!
  Какое-то противоречие...
  Какое-то противоречие в рассуждениях Элизабет Костелло! На всем протяжении текста она весьма сурово судит, решительно проповедует свои убеждения, а когда ее вопрошают судьи у врат, утверждает, что у нее нет никаких убеждений! Что она - как писатель - не имеет права иметь убеждения!
  Так и знала, что придется опять читать эту книгу самого начала...
  И, наконец, о призвании: никто из нас, пишущих под диктовку невидимого, никто из нас, составляющих из буковок слова, из слов - фразы, из фраз - тексты, не может не задумываться: а что, если...
  
  "А что, если невидимое не считает вас своим секретарем?
  Что, если ваша должность, ваше место давным-давно ликвидировано,
  а извещение об этом не дошло до вас?
  Что, если вам никогда и не доверяли эту должность?.."
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"