Перевалов Валерий Виктрович : другие произведения.

Не гожусь я в критики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Не гожусь я в критики, честное слово
  
  Наверное, для того, чтобы правильно оценивать чужой труд - надо быть очень мудрым, или, по крайней мере, добродушным. Я не блистаю ни тем, ни другим, потому мои оценки абсолютно субъективны. Всем новым во внеконкурсе я ставлю "10", в своей группе номер один кому-то поставил "1", кому-то "10", поскольку это прописано как необходимость в правилах, а остальным - "9".
  Надо быть каким-то совершенным суперменом, обладающим фантастической начитанностью и огромной памятью, да еще и хранящем в своей коробочке под названием голова все признанные нашей цивилизацией справедливыми критерии истины, чтобы ставить какие-то иные оценки.
  Если же ты не супермен и не суперэрудит, то свалиться в банальность, в сведение счетов, в мелкое пакостничество - не просто просто, а элементарно, само собой получается.
  СВою собственную работу я всегда оцениваю исходя из следующих двух посылок, они же анекдоты, они же мудрость:
  1) - Вы читали мой последний рассказ?
  - Надеюсь, что последний...
  2) - Вы читали мой последний рассказ?
  - Читал-читал, задолго до вашего рождения читал...
  Думаю, что эти две мысли должны быть на письменном столе любого писателя, и чем он "крупнее", тем крупнее эти слова должны быть вырезаны, выбиты в камне, отлиты в бронзе.
  Проблема ведь не в том, что абсолютное большинство сюжетов выставленных на конкурс рассказов - глубоко вторично, и читая некоторые из них начинаешь думать, что, пожалуй, зря я в раннем детстве перечитал гору книг. Этот прискорбный факт очень мешает: постоянно наталкиваешься на знакомые сюжеты, знакомые ходы, знакомые имена. И это полбеды. Ведь всем же известно, что шекспировский "Отелло" был шестым или седьмым вариантом истории одного наемника, который задушил свою жену, не сумев принять правила поведения, принятые в цивилизованном обществе. Только где эти романы-предшественники? Правда, там был Шекспир, человек, настолько обогнавший свое время, что до сих пор не стихают споры, - кем он был, и был ли на самом деле?
  Поэтому чего, собственно, копья ломать и спорить до хрипоты, кому чего поставить? Написал? Написал! С орфографией и грамматикой вроде как все на нынешнем уровне, (как известно, нам довелось дожить до времени, когда даже в газетах с этим большая беда, не говоря уже о ТВ или рекламных текстах, где просто пишут, как бог на душу положит, поэтому чего уж выпендриваться-то) - ну и молодец, получи свой пирожок и будь счастлив.
  Потому что для написания чего-то, что не относится к твоей профессиональной деятельности, нужно не просто время, не просто умение писать, а еще и неуемное желание, неотвратимое как рок стремление высказать, наконец, все, что накипело на душе, что кажется тебе категорически необходимым для того, чтобы об этом узнали и другие люди. Таких людей надо ценить.
  Да, надо признать, сейчас писательское дело в России дышит на ладан. Публикуются только порнографические и детективные книжки, которые, к счастью, раскрашиваются ядовитыми красками самых жутких комбинаций и потому хорошо заметны, как мухоморы. По крайней мере, такую книжку в собственную библиотеку не поставишь и гостям не покажешь. Но это и хорошо, потому как в приличном обществе не принято, например, говорить, что пользуешься услугами "жриц любви", не прилично. Так и с этой полиграфической продукцией...
  Но что же теперь, в отсутствии нравственных и профессиональных ориентиров и критериев - вообще не писать? Зачем же. Надо помнить, что с момента появления у нас в России первых профессиональных писателей и до момента появления А.С.Пушкина прошло более ста лет, сменилось три поколения литераторов, их сейчас уже вряд ли кто и вспомнит, кроме изучаемых в средней школе Ломоносова с его "Неправильно те думают, Шувалов, которые стекло чтут ниже минералов", Фонвизина "Так мне жалко вас, маменька, Вы так утомились, бия папеньку", Державина "и сам большой".
  Хотя, конечно, если выставить, например, какой-нибудь из рассказов Пушкина, того же "Гробовщика", в этом конкурсе, интересно, какие он получил бы оценки: тут и нелепость сюжета, и недосказанность, и отсутствие нравственного конфликта и во многом еще чем можно попенять...
  Да, жанр фантастики выродился вместе с нашей литературой до банальностей, до "летя на космолете на Вегу Жавр любил Кавру, а летя взад - Мавру, и что тут из этого случилося, ужас!"
  Истинное же предназначение фантастики - показать, как нам жить с теми проблемами, которые сейчас только-только появляются. Это и экологические проблемы, это и проблемы национального противоборства, это и проблемы нашей абсолютной зависимости от всевозможных природных катаклизмов, и проблемы близящегося исчерпания нефти, и проблемы безопасности использования новых источников энергии (те же ветроэнергетические установки, как выясняется, могут свести у с ума, если долго жить поблизости, не зря же пару лет назад в Штатах фермеры добились по суду закрытия пятимегаваттной ВЭУ). Проблем куча! А в итоге, все сводится к банальностям, к очередным женским страхам и эротическим фантазиям.
  В представленных же на конкурс рассказах о настоящих проблемах, которые будет решать человечество через 25-50 лет или в отдаленном будущем, - в лучшем случае, мельком. На уровне панического страха перед техникой вообще. Причем, чтоинтересно: как-то потихоньку этот страх был смещен от страха от нашей неготовности правильно и во благо людям пользоваться нашими же научными и техническими достижениями к нашему страху "бунта машин". Возможно, в этом ключевая особенность нашей психики - всегда искать виноватого в своих собственных преступлениях...
  Так что простор для писательской фантазии - необъятен. Тема неисчепаема.
  Успехов!
  И помните, что никакие конкурсы на самом деле ничего не значат. Проиграл же в свое время Гомер поэтическое состязание Гесиоду. Ну и кто помнит этого самого Гесиода? Кто может прочитать на память хоть что-нибудь, кроме: "С Муз, геликонских богинь, мы песню свою начинаем. На Геликоне они обитают высоком, священном. Нежной ногою ступая, обходят они в хороводе Жертвенник Зевса-царя и фиалково-темный источник..."
  А Гомера знают все! Даже те, кто никогда его книг в руках не держал.
  Дерзайте! Только вы сами - свой высший критерий! Вам самим решать, что делать: получая тумаки и шишки от злобных конкурентов пробиваться к вершинам нашей великой литературы, либо завязать с этим делом.
   П.С. Да, кстати, я, действительно, уже не очень хорошо помню, кому в первой группе поставил "1". Оценки обещают раскрыть позднее. Если этот бедняга проиграет - за мной бутылка армянского или дагестанского коньяку, ну а если паче чаяния это будет представительница прекрасного пола - то - исполнение любого ее желания в пределах означенной суммы.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"