Аннотация: При написании данной статьи мною двигали забота о ближнем, а также стремление осчастливить и желание облагодетельствовать.
СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ САМИЗДАТЕЛЮ
Настоящие советы не претендуют на высшую мудрость и непререкаемость. Они всего лишь плод наблюдений и личного скромного опыта.
Любой может тиснуть свое литературное произведение на Самиздате. Но подавляющее большинство самиздателей желает не просто публикации, но и успеха. Куда приятнее похвалы, чем ругань, верно? Вот я и хочу рассказать, что предпочтительно надо и не надо делать, если хотите достичь этого самого успеха. Как честный человек предупреждаю: большинство нижеизложенного внаглую украдено у добрых граждан.
Первое. Вопреки распространенному заблуждению, писательство начинается не с замысла и не с вымысла. Самое-самое начало - это чтение.
Я допускаю, что вы, читатель, гений. Бывает и такое. Тогда представьте себе картинку: вы, гений, садитесь за клавиатуру и, вдохновясь порывно, начинаете:
"Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог..."
Представили? Гениальные ведь строки. Но вас поймут неверно.
Так что мысли о громадье замыслов отставьте в сторону. Лучше читайте и регулярно сравнивайте свои мысли и планы с тем, чего достигли другие. И только лишь нащупав отличие, заносите в файл бессмертные мысли.
Второе. На Самиздате надо зарегистрироваться, иначе вам туда дороги не будет. А для этого, в свою очередь, надо придумать себе имя или же регистрироваться под своим собственным. Здесь таится ловушка.
Очень многие придумывают себе звонкие, а иногда неприличные псевдонимы, они же ники. Не советую этого делать. Право, не знаю причин, но почему-то начинающие писатели, творящие под именами Рубкощепкинский или Красотулюлечка, пишут обычно плохо и, главное, недолго. Все творческие силы уходят на шикарный ник. Избегайте блеска в именах, пусть он будет в текстах.
Третье. Надо четко представлять, в каком жанре вы собираетесь творить. Имеется в виду, конечно, ваше первое (гениальное, понятно) произведение. И этого жанра надо держаться вплоть до окончания работы, даже если получится претолстый роман или еще того более - сериал. Почему?
Те, кто посещал детский сад, могут подтвердить: дети не играют с тем, кто меняет правила по ходу игры. Не меняйте их и вы. Если вы начали писать дамский роман, не пытайтесь сделать из него в конце космический боевик, отягощенный мужским шовинизмом.
Четвертое. Допустим, вы выбрали жанр. Тогда рекомендую четко представить: о чем, собственно, пойдет речь. Что будут говорить и делать ваши герои и в какой последовательности?
Можно без этого обойтись? Да. Ваше произведение может быть написано как поток мыслей, но вероятность того, что труд окажется нечитабельным, увы, высока.
Многие практикуют план произведения, который надо сотворить, и уж потом на основе этого плана (он же таймлайн) наращивать плоть произведения. Не считаю этот способ универсальным. Но вполне допускаю, что так тоже можно, тем более, что мне известны вполне успешные писатели, которые пользуют именно этот метод.
Пятое. Вы начали писать. Умоляю вас: никоим образом не пишите безграмотно. Это БЫЛО смешно - лет этак ...цать тому назад. Но с тех пор сей юмор несколько полинял. Если же вы делаете ошибки и оставляете их в тексте, не исправив, - у читателя может возникнуть мысль, что тому, кто пишет "корова" через "ю", не стоит доверять вообще. А когда читатель говорит "Не верю!" - это еще хуже, чем когда эту фразу произносит режиссер: он-то не может этак запросто бросить свою работу и пойти пить пиво. А читатель вполне МОЖЕТ бросить читать вашу работу и... см. выше.
Могу допустить, что вы природно неграмотны - знавал я таких. Боритесь: вложите энную сумму в Ворд с возможностью проверки орфографии и грамматики. Хуже от этого ваш текст не станет. Я сам именно так и поступил; правда, пишу грамотно, но опечатки сажаю если не тоннами, то уж верно килограммами.
Шестое. Если вы пишете в крупной форме, не выкладывайте нетленку, пока в ней не наберется весу этак 200 кило. Очень трудно оценить полновесный роман, имея на руках пролог, да и тот не весь. Дайте возможность вчитаться.
Седьмое. Не топчите ногами логику. Герой, названный в начале романа Васей, не должен в середине обретать имя Коля или, еще хуже, Розалинда. Героиня, повесившаяся от несчастной любви, не должна через три страницы бежать к пруду и топиться. Сюжет и персонажи могут быть плодом сколь угодно безумной фантазии (зомби, кушающие яблоки и от этого попукивающие на ходу), но в этом безумии должна быть система. Иначе говоря, читатель должен поверить, что именно такими зомби и должны быть. Признаю: воля автора при этом ограничивается. Да, вам предстоит рыдать над невозможностью пристрелить злодея (а как хотелось!), ибо тот попал под удар молнии пятьдесят две страницы тому назад. Но это куда лучше, чем читательская реакция типа "Бессвязный бред".
Восьмое. Не пренебрегайте узнаваемостью персонажей. Это чрезвычайно легко реализовать, если речь идет о четвертом романе пятитомного сериала: персонажи все те же самые. Но писатели такого гигантского ранга обычно сами учат, а не учатся. Для начинающего же обычно хватает мелкой детали, например: "Надменный взор и трубка в зубах". Если читатель при этом вспомнит многоуважаемого Ширвиндта - он проникнется еще большим почтением к вашей гениальности. Михал Афанасич Булгаков был мастером на такого рода портреты. И если вы столь же гениальны, то у вас получится не хуже. Пусть читатель не выскажет вслух (в комментариях) что-то вроде: "О, похожий типаж встречался у Карла Думмкопфа, только здесь получился лучше" - но даже если он так подумает, это будет прекрасной похвалой.
Скрытое цитирование узнаваемой фразы служит тем же целям. Но берегитесь: не более одной цитаты на книгу! Лично я был бит за то, что в одном романе дважды воспользовался выражением "в одном флаконе".
Девятое. Не забывайте и не ленитесь взаимодействовать с поклонниками: читайте комментарии на свое творчество. Мой собственный опыт говорит: находятся такие зоркоглазые, что сообщают об ошибках (орфографических, грамматических и смысловых). Заметьте: это после вордовской проверки. Но от комментариев может быть не только польза, но и приятность. Разумеется, вы гениальны, но когда это замечают другие - ей же, такое поднимает ввысь. Мало того, среди читателей также попадаются гении. Они могут дать хороший совет. Кинуть сюжетную линию. Даже написать на вас фанфик. Последнее очень ценно: это значит, что ваш мир настолько живой, что в нем может поселиться и постороннее лицо.
Разумеется, негативные отзывы тоже будут. Я, конечно, вор первостатейный, но это тот случай, когда я украл, и мне стало стыдно. Поэтому ссылаюсь: Борис Натанович Стругацкий. И цитирую: " Как бы хорошо вы не написали, всегда найдутся те, которым ваша работа не понравится. Как бы плохо вы не написали, всегда найдутся те, которым она понравится". Если плохой отзыв заключается лишь во фразе: "Сплошной отстой, в топку" - пренебрегите. А вот если по вам пройдутся аргументированно - надо дать аргументированный же ответ в комментариях. Это полезно в первую очередь вам: возражения придется подобрать со всем тщанием.
Никогда не ругайтесь с читателями в порядке ответа на ругань. Такие отзывы, как правило, голословны. Они не стоят вашего внимания. Вы лишь потратите время, к тому же отвлечетесь от своего бессмертного творения.
Если в комментариях о чем-то спросят - не поставьте себе в труд ответить. Исключением могут быть разве что вопросы: "А кто же убийца?" и тому подобные. Покажите читателям, что вы к ним внимательны - и вам ответят вниманием.
Десятое. Уважайте ваших читателей, а особенно - их время. Поэтому приучите себя выдавать гениальные продолжения к гениальному тексту (конечно, имею в виду крупную форму) регулярно. Если же случится форс-мажор - не поленитесь, известите об этом. Даже если вы умрете, обязательно дайте знать вашим поклонникам.
По этой же причине не бросайте ваш проект на полдороге. Подумайте: в следующий раз, когда вы попытаетесь осчастливить русскочитающее человечество, о вас могут подумать: "А, этот тот самый имярек. Одну книгу он уже забросил. Наверное, эту тоже". А оно вам надо?
Коварнейшей ловушкой может оказаться работа над несколькими (больше одной) книгами сразу. Сразу же появляется соблазн махнуть рукой на самую первую. Не поддавайтесь! Я сам начал однажды (!) новую книгу, не закончив предыдущую. Но собрал силу воли и не опубликовал ни строчки вплоть до окончания первой. Так вот: не берите с меня дурной пример.
Одиннадцатое. Не обращайте особо пристальное внимание на выставляемые вам оценки. Я понял всю суетность этого занятия, когда сопоставил собственные оценки с рейтингом действительно талантливых (Кулакова, Лысака и многих прочих) и увидел, что мои иным разом выше.
Говорят, что в издательствах на эти оценки смотрят. Возможно. Но, как полагаю, смотрят не только на них.
Двенадцатое. Постарайтесь опубликоваться. Говорят, это легче сделать, если потусоваться в читательской среде. Охотно верю, но лично у меня такого опыта нет. И все же мои книги приняли к печати.
Не пренебрегайте ничьими советами, даже моими. Вполне осознаю недостаточность собственного опыта в публикациях, поэтому призываю вас пошарить хотя бы на том же Самиздате. Уверяю, можно найти немало ценной информации. И помните, что Самиздат - это еще не весь Интернет.
Данная статья (или эссе?) задумывалась несерьезной, писалась еще того более несерьезно, а уж получилась до последней степени легкомысленной. Но прибегну к защите - угадайте с трех раз, кого именно: