В Гайдпарке, по-моему, существует сообщество с таким названием, только без вопросительного знака. Сегодня здесь же появилась статья "Хочу вернуться в детство! В наше детство в СССР". Читаешь статью и не знаешь, как отреагировать: и сегодня плохо, и раньше было не очень хорошо. Но это начинаешь понимать, когда тебе уже много лет и ты, прожив в тех и этих условиях, способен с высоты своих лет и опыта провести определенный анализ и сделать какие-то выводы.
То, что почти каждый из нас хочет вернуться в свое детство, в этом ничего удивительного нет. Если, конечно детство было более-менее нормальное и хотя бы с одним, но непьющим родителем. А в советское детство те, кто его попробовал, хотят многие. Действительно, в СССР о детях так от души заботились все, начиная от государства и кончая простым прохожим, что тут и сказать нечего. Если бы в те времена, например, кто-либо увидел курящую 13-ти летнюю пигалицу, ей бы от него, как и ее родителям, досталось бы на орехи! Каждый считал своим долгом не пройти мимо и позаботиться о ребенке, чтобы он вырос "настоящим советским человеком". В плане заботы о маленьком человеке государству под названием СССР не было равных в мире. Со взрослым населением ситуация была уже не столь розовой. Взрослые, кроме еды, работы и жилья, еще требовали свободы самовыражения. С первыми тремя позициями, которые являются определяющими в жизни любого из нас, дела обстояли, скажем так, удовлетворительно. Государство было практически одной единой семьей народов, его населяющих, и заботилось о каждом человеке, кто бы он ни был и где бы ни жил. У каждого была работа, соответственно - еда и крыша над головой. Если не выделенная квартира, то хотя бы общежитие. На улице ты, всеми брошенный, не оставался и голодным не был. Люди, в основном, были дружны и доброжелательны друг к другу. С трудом верилось в пропаганду, что на Западе человек человеку - волк. Для советского общества это было противоестественно. А вот с качеством производимых товаров было плохо: что ни делало правительство, на какие меры ни шло, многие предприятия гнали просто брак. Так как все строго планировалось (и производство, и потребление), то и бракованная продукция находила сбыт внутри страны, т.к. другой практически не было. Бракоделов строго наказать было нельзя: ты как руководитель никогда не мог уволить бракодела, пьяницу или бездельника: в стране все должны были работать, и власти находили множество поводов, по которым уволенного работника практически всегда восстанавливали на работе. Да еще тебе могли впаять выплату из своего кармана восстановленному за его вынужденный прогул. Того качественного, что централизованно закупало правительство за рубежом за валюту, было мало. Порождался дефицит. Некачественная собственная продукция не могла попасть на зарубежный рынок, поэтому источником валютных поступлений были, в основном, природные ресурсы. А без валюты ты не мог купить того, что у тебя в стране нет или не хватает: медикаментов, вычислительной техники, современных технологий и т.п. Экономика со временем стала хиреть. Если после войны за счет энтузиазма населения и железных сталинских порядков экономика шла в гору и достигла своего пика, примерно, к 1956-му году, то уже, начиная с 1960-го года все пошло потихоньку вниз. Первое послевоенное повышение цен пошло от Хрущева. Потом дальше - больше. И докатились до времен Горбачева, когда все сорвалось с тормозов, развалилось, и куски страны покатились в разные стороны. Наши ортодоксальные коммунистические руководители никак не хотели что-то менять в способе производства, особенно в основной его части - производственных отношениях. Например, страна с удовольствием покупала югославские качественные товары, но то, как была построена экономика социалистической Югославии, где народ жил много лучше советского, приводило, например, Хрущева в полнейшую ярость, который объявил руководителя Югославии Тито опасным оппортунистом и даже разорвал с ним дипломатические отношения. Силен был Никита Хрущев в коммунистической теории со своим слесарно-ремесленным образованием!
Выше я сказал, что кроме жилья и еды, людям нужна свобода самовыражения. Вот с этим-то вопросом в стране были большие проблемы. В сталинские времена ты в любую минуту мог "загудеть под панфары", как выражался один из героев актера Бориса Новикова, если даже не так подумал, как тебе диктовала линия партии. В более поздние, псевдодемократические хрущевские и послехрущевские времена, стало немного полегче, но особо рьяные высказывающиеся могли попасть в заведение, которое в народе называли желтым домом - психбольницу. Например, ты, активный гражданин, посылаешь и посылаешь в правительство свои проекты по переустройству государства. Ну, видно, что ты явно ненормальный: только партия, руководящая и направляющая сила советского общества (статья шестая Конституции СССР), способна была одна определять, хорошо или плохо устроено государство. Вот эта-то несвобода самовыражения совместно с неэффективной экономикой и погубили нашу замечательную страну, в которую многие хотели бы вернуться.
Но те, кто насмерть бились за свободу самовыражения, не ведали, что их ожидает после получения этой свободы. То есть они-то, собственно борцы, и ведали: они вышли из подполья, быстро обогатились в горбчевско-ельцынские времена и толпами рванули из страны кто куда. Кто - Австралию, кто - в Америку, кто - Германию. Кто куда. Многие захватили здесь богатства и лидирующие позиции в экономике и политике и никуда не поехали. А зачем? Деньги качают и качают из страны на Запад. Средства, которые раньше шли в общественные фонды страны, предназначенные для всего народа, теперь идут в карманы бывших борцов-подпольщиков. Правда, народ и раньше не очень получал из этих общественных фондов, ибо ими самолично распоряжалась партия и, случалось, чемоданами вывозила валюту в какие-нибудь африканские страны для поддержки там национально-освободительных движений. Но, тем не менее, кое-что перепадало и народу. А сегодня - дудки! Свобода! Кричи-критикуй, хоть закашляйся. В ответ получишь лишь ухмылку да безработицу, да запредельные, никем не контролируемые цены. Чем больше с тебя сдерут, тем больше переправят в западные банки. Или сделают себе очередной золотой унитаз. А нечем платить, вышвырнут (по закону) с детьми на снег, в лужу, под забор. Подыхай! Никто слова не замолвит! Все смотрят, как бы с тебя чего урвать. Вот и наступили времена, в которые в СССР мало кто верил: человек человеку стал волком. Начались внутренние войны, безработица, детская беспризорность достигла миллиона детей (вспомним счастливое советское детство). Вот и получилось, что пока неборцы и неподпольщики от свободы самовыражения выплывали на поверхность, остальной многочисленный народ разевал в недоумении рты да заливал их водкой. Так и продолжает недоумевать вот уже двадцать лет! И конечно, хочет назад, к себе домой, в СССР!
Но в одну реку нельзя войти дважды. Это заметили еще в Древней Греции. Нельзя вернуться в то, чего уже нет. И разбитое блюдце не склеить. Да и тех, кто помнит об СССР, с каждым годом становится все меньше и меньше. А им на смену приходят новые поколения, воспитанные уже двадцатилетней пропагандой бывших борцов против несвободы. И эти поколения Next уже хотят больше секса, больше жвачки, больше ночных клубов и компьютерных игр, больше наркотиков. Для них страна их отцов и дедов - это просто территория, из которой надо "валить". Так им настойчиво советуют с телеэкранов под улыбки жующих резинки улыбающихся раздевающихся девочек. "Валить", чтобы они поскорее освободили территорию, на которую придут новые цивилизованные хозяева со своими новыми заграничными порядками и со своими людьми. И они "валят", как могут. Они уже и язык-то свой родной стали подменять заграничным суржиком. Своего они стесняются. Как стесняются бедной неграмотной матери ее пытающиеся преуспевать дети. Поэтому вернуться в СССР никак не получится. Туда могут вернуться и что-то повернуть там в лучшую сторону только здоровые. А у нас больных становится все больше и больше. И этот вал начинает нас захлестывать все сильнее и сильнее.