Аннотация: статья адресована родителям детей дошкольного возраста.
Туда, куда приводят мечты...
Новый человек рождается на Земле. Вот, он еще совсем крошечный, беспомощный и, поэтому центр вселенной для него это родители. Родители открывают своему ребенку двери в этот мир. Он не знает пока, что это за мир. Как в нем жить, и как к нему относится. Он внимательно наблюдает, как живут в этом мире самые близкие ему люди, находя только в них образец подражания. Все, что они делают, малыш знает - правильно, и он будет делать тоже самое, чтобы научится жить там, куда пришел. Малышу едва исполнился месяц, но он уже умеет улыбаться. Улыбке он научился от мамы. Когда она наклоняется к нему и берет его на руки, она улыбается...и кроха начинает улыбаться в ответ. Малыш понимает - улыбка, это, когда тебе хорошо, потому, что приятно, когда мама берет на руки, играет с ним и улыбается. Вот так мама учит ребенка эмоционально откликаться. Ребенок улыбается, начинает держать головку, гулит, тянется за яркой погремушкой... все признаки появления комплекса оживления у месячных детей. Это очень важный момент в жизни новорожденного, в своем психическом развитии он переходит на новый этап. Этот этап знаменуется становлением первой социальной потребности - потребности в общении. Заканчивается период новорожденности, начинается младенчество. С этого момента потребность в общении на протяжении всей жизни будет главной потребностью человека после потребности в еде, сне и безопасности. Через общение и подражание родителям маленький ребенок научается всему, что есть в этом мире. Ребенок растет, учится ходить, говорить, узнает свойства предметов, манипулируя ими. (Поэтому, Родители! Только для вас кажется бессмысленным, когда ребенок рвет очередную книжку! Книжки для детей нужно покупать с толстыми картонными страницами и яркими картинками, а порвать можно и ненужный старый журнал. Помните! Когда ребенок что-то рвет или кидает на пол - он узнает свойства предметов. Без этих действий невозможно дальнейшее развитие ребенка!)
Общайтесь как можно больше с вашим ребенком! Вы для ребенка - постоянный источник радости и знания. В совместной деятельности и общении родителей и ребенка формируется ближайшая зона развития малыша. У тех детей, с которыми мало общаются, не занимаются, в последующем выявляют задержку психического и умственного развития. Поступив в школу, такие детки хуже учатся, не умеют взаимодействовать со сверстниками.
Все, что возможно заложить в ребенка - нужно закладывать именно с рождения. Воспитание ребенка в младенческом возрасте не значит просто вовремя кормить его, купать и следить за здоровьем. Постоянно эмоционально общаясь с младенцем, эмоционально откликаясь на его маленькие достижения (сегодня он сам дополз до любимой погремушки), вы создаете позитивное отношение ребенка к себе и к миру. А это основа личности человека. Как говорят психологи - ядро личности. Известно, что понятие о себе самом не является врожденќным. С самых ранних моментов жизни ребенок начинает аккумуќлировать данные о себе и о мире. Новые впечатления наполняют его, и очень скоро ребенок начинает понимать, что приносит боль, а что, напротив, радость и удовлетворение. Так, если малыш пыќтается столкнуть хрупкую чашку со стола, мать громко кричит: "Нельзя! Не тронь! Негодный мальчишка". Вот и сформирована одна из первых установок. "Вещи важнее меня", - понимает маќлыш, хотя мать, наверное, не имела в виду ничего подобного. Задумайтесь, так ли важна одна разбитая чашка? Объясните ребенку, ПОЧЕМУ нельзя бить посуду, в доступном для ребенка понимании. Скажите о том, что на полу могут остаться осколки, наступив на которые, можно поранить ножку. Расскажите ребенку сказку, которая бы учила бережному отношению к вещам. Таких сказок, помогающих что-то понять малышу, чему-то научится, множество. Если ребенок не хочет убирать за собой игрушки можно рассказать сказку о том, как от одного неряшливого ребенка сбежали все игрушки, и теперь ему не с чем играть.
Объясняйте ребенку мотивы своих поступков! Почему вы наказываете его (иначе нет смысла наказывать, в следующий раз ребенок опять совершит проступок, потому, что так и не поймет, почему же его наказали). Объясняйте, почему что-то делать можно, а что-то нельзя. Старайтесь хвалить ребенка каждый раз, когда он сделал что-то, что вы требовали от него. Хвалите ребенка за его маленькие достижения. Объясняйте, почему вы его хвалите. Не нужно долгих речей и нотаций. Устойчивость внимания у маленького ребенка не больше одной-двух минут. Внимание имеет непроизвольный характер, поэтому все ваши долгие речи ребенок просто не воспримет в силу своих возрастных особенностей. Скажите коротко и доступно - "Молодец, ты сегодня сам убрал все игрушки".
Все установки мы получаем именно из раннего детства, из той светлой поры, когда говорим свое первое слово, делаем свой первый шаг. Установки, полученные в детстве, наполняют ядро личности человека, составляя основу отношения к себе, миру, людям. Будьте внимательны к своему ребенку! Человек, родители которого внимательно, с пониманием относились к своему дитя, всегда настроен на позитивную волну к себе и миру. Такой человек будет успешен в социальной, личностной и профессиональной сфере. Человек, которому в детстве дали понять, что "вещи важнее меня", скорее всего, став взрослым, испытает все "прелести" заниженной самооценки, неуверенности в себе, и как следствие этого - не добьется тех успехов, которых бы мог.
Первый шаг туда, куда приводят мечты, начинается в раннем детстве! И от нас, родителей зависит, какими будут эти шаги. Дети вырастают, и у каждого из них есть своя мечта. "Я хочу стать летчиком!" - говорит один мальчик, другому в детском саду. "А я буду актрисой" - сообщает своей воспитательнице милая белокурая девчушка. Прислушайтесь! Помогите своим детям стать тем, кем они хотят. Может, стоит подбодрить белокурую девочку, когда она рассказывает стишок своим папе, маме, бабушке и дедушке, и, вдруг, забыла слово? Может, стоит найти время, пойти в театральный кружок, где педагог поможет ей овладеть актерским мастерством. Кропотливо из урока в урок, из года в год. И на нашем небе загорится еще одна талантливая звездочка!
Спрашивайте своих детей, чем им было бы интересно заняться! Предлагайте порисовать вместе или сделать кораблик из бумаги. Смотрите внимательно, что нравится больше вашим детям, рисовать, танцевать, заниматься плаванием? Что лучше получается?
Каждый ребенок уникален и талантлив. Главное вовремя заметить к чему лежит душа вашего ребенка, и направить на эту дорогу к мечте. Только от вас зависит, будет ли ребенок талантливым врачом, пилотом, актрисой....Будет ли он счастлив, когда вырастет. Будет ли он жить в гармонии с собой и миром. Этот первый шаг туда, куда приводят мечты, вы должны сделать вместе, держась за руки. Чтобы ребенок всегда чувствовал вашу любовь, тепло, заботу и поддержку. Не все шаги будут получаться сразу. Но он должен знать, что ему никогда не скажут - у тебя ничего не выйдет, ты не сумеешь, ты неспособен. Он будет чувствовать тепло вашей руки, которая всегда поддержит в трудную минуту. Вы всегда скажете ему - не беда, давай попробуем еще раз. Я верю - у тебя обязательно получится. Нужно только потрудиться, проявить терпение и настойчивость.
Когда ребенок станет взрослым, талантливым и успешным, он скажет - этого всего я достиг только благодаря терпению, вниманию и любви своих родителей. Они верили и поддерживали меня на всем пути.
- Посмотрите, какая крошечная была у меня ножка, когда я сделал свой первый шаг" - говорит один успешный, талантливый врач своим друзьям в день рождения, показывая гипсовый слепок, сделанный его родителями тридцать пять лет назад. - "Разве можно в это поверить? Она была такая маленькая когда-то,... сколько потом я сделал шагов, падал и поднимался. Теперь я ношу сорок второй размер обуви" - усмехается он, и продолжает - "и стал таким, какой есть. Я многого достиг, и многим людям спас жизнь. И все это благодаря тому, что родители верили в меня".