Павлова Александра Игоревна : другие произведения.

Ты похожа на вальс

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  

Мастерская Н.Н. Винокурова.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

"ТЫ ПОХОЖА НА ВАЛЬС"

Сценарий Павловой Александры.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Санкт-Петербург

2010

  

-ЧАСТЬ ПЕРВАЯ-

  
   Пассажир.
  
   Летний вечер расстилается по затихающему городу. Таня едет мимо Новой Голландии. На пассажирском сидении красивый седеющий мужчина, он скупо улыбается, глядя на проносящиеся мимо очертания кирпичного здания.
   -Что здесь собираются делать?
   -Торговый комплекс, разумеется. Варвары. - Таня красиво притормаживает и поворачивает налево. - Вам ведь на Галерную, я правильно поняла?
   -Да, кажется так. Я лет пять тут не был или даже больше. Вы хорошо водите. Вы так зарабатываете на жизнь, или...
   -Нет, просто мне показалось, нам по пути.
  
   Машина замирает на светофоре. Пока пассажир не видит, Таня незаметно фотографирует его на мобильник. Быстро прячет телефон.
   -Приехали.
   -Спасибо.
   Пассажир расплачивается. Таня едет дальше через мост Лейтенандта Шмидта на Васильевский остров.
  
   Дома.
  
   Дом это квартира на втором этаже, скрытая в тишине линий. Таня заходит внутрь.
   -Родители звонили, спрашивали, как твоя стажировка. Я сказал им, что еще ничего не известно.
   -Сереж, а Любу, наверное, очень бесит, что я еще тут ошиваюсь.
   -Таня, ты почему опять начинаешь? Люба очень хорошо к тебе относится, и вообще, ты моя сестра.
   Таня идет на голос, заходит в комнату брата. Приглушенный свет, мерцание монитора. Таня подходит ближе, сморит на мониторе несколько "столов" он-лайн покера.
   -Как у тебя? Еще не выиграл миллион?
   -Пока нет, - морщится Сергей. - но мы над этим работаем.
   Таня уходит к себе. Отработанным движением включает ноутбук. Смотрит на часы. Без двух минут семь. Она быстро заваривает себе чай в красивом стакане, подхватывает плед и ноутбук и выходит на балкон. На балконе два плетеных кресла и стол с завалом книг и учебников.
   Включается скайп. Ноутбук немного бликует, но вцелом изображение сносное. На экране Таня видит изображение человека, он точно также, как и она сидит на балконе, но за его спиной совершенно другой пейзаж. Он пьет точно такой же чай. Таня перекидивает картинки из телефона в компьютер. Быстро просмотривает и посылает их по электронной почте.
  
  
   Как я провел день.
  
   Взамен она получает набор других изображений, запечатлевших жизнь небольшого европейского городка. Таня с интересом смотрит фотографии.
   -Вот, еще один для коллекции пассажиров.
   -Такой серьезный дядька.
   -Олеже, проверь меня еще раз.
   -Я же тысячу раз это слушал, - вздыхает собеседник. -Ладно, давай еще раз.
   Далее разговор идет по-французски.
   -Здравствуйте, меня зовут Татьяна, мне двадцать один год, и я бы хотела принять участие в годичной стажировке во Франции. В этом году я закончила экономический факультет по специальности "мировая экономика".
   -Татьяна, мы ознакомились с Вашим резюме и считаем Вам прекрасным специалистом, но нам бы хотелось узнать, какими дополнительными навыками вы обладаете?
   -Эй, мы так не договоривались, - Таня переходит на русский.
   -Ты им тоже также скажешь?
   -Ладно. - переходит на французский. - Я играю на фортепиано джаз, вожу машину, умею скручивать самокрутки....
   -О, Татьяна, в нашей компании вы станете незаменимым работником...
   Смеются.
   -...не отвлекай. - Таня снова сбивается на русский. - Олег, ну скажи, я же это заслужила? Я полгода работаю в конторе, в которой меня нещадно эксплуатируют все, кому не лень, я исправляю косяки за бухгалтерами, остаюсь сверхурочно, учу жену босса правильно парковаться и все ради того, чтобы написать в резюме про опыт работы, без которого никуда не берут. - Таня понижает голос. - Мой брат вместо учебы играет в покер днями и ночами, а его девушка тупая самка и считает, что я занимаю территорию.
   -Танюша, когда у тебя собеседование?
   -Послезавтра прилетают представители компании и будут разговаривать с тремя финалистами. В списке я, парень с параллельного потока и одна злыдня. Олеже, думашь получится?
   -Я надеюсь, что да. Ведь от Бельгии до Франции по времени примерно как с Гражданки до Ветерков. Все будет как раньше.
  
  
   Утро.
  
   Таня просыпается раньше всех, в половине седьмого утра. Готовит завтрак на троих, красиво сервирует стол, пьет кофе в одиночестве, глядя в окно. Автоматически включет ноутбук, не глядя пишет: "У на сегодня дождь". Фотографирует разводы на стекле на веб-камеру и отправляет. Ей тут же приходит ответ. "А я еще не ложился". И впридачу фотография Олега в очках, с покрасневшими глазами и чашкой кофе. "Кофе пить вредно. Я поехала".
  
   Таня стучит в комнату Сергея.
   -Ребята, я уехала, буду сегодня поздно.
   Таня едет по кольцевой в ровном потоке машин. Едва она успевает достигнуть рабочего места, ее окликает шеф. Он, кажется, опять ночевал в офисе.
   -Танюша, можно Вас на пару слов.
   -Да, Борис Иванович.
   -Танюша, сейчас приедет моя жена, Наденька, ты не могла бы с ней еще немного позаниматься?
   -Борис Иванович, но есть же специально обученные люди, инструктора автошкол, которые сделают это намного лучше меня. Тем более, мне сегодня отчет уже нужно по электронке выслать к вечеру.
   -Танюша, ну всего часик.
   Они поднимаются по лестнице на второй этаж. Таня открывает кабинет бухгалтерии.
   -Ладно. - тяжело выдыхает Таня. - Но это в последний раз. Посидите минутку, я Вам кофе сварю, на Вас же смотреть без слез невозможно.
   -Таня, какой я был дурак. Почему я женился не на тебе? Я бы с тебя пылинки сдувал.
   -Так кто вам сейчас мешает? - Таня смеется.
   -Жениться?
   -Да нет, пылинки сдувать. А то вы меня используюте беспощадно уже полгода. Таня, сходи сделай то, купи это, помоги, исправь, доделай... Вот ваш кофе.
   Шеф пристально смотрит на Таню.
   -Ладно, - Таня закатывает глаза. - Сейчас я сверну Вам самокрутку. Давайте сюда табак и папиросную бумагу. Вот так. Минздрав предупреждает, курите на здоровье.
   -Что бы я без тебя делал?
   -Каждую неделю сдавали машину в ремонт, курили Винстон и пили нескафе.
   -Таня, я был бы несчастлив без тебя.
  
   Надя.
  
   Двор бизнес-центра. Таня учит моложавую женщину азам параллельной парковки.
   -Надя, это очень просто.
   Надя сидит, нервно вцепившись в руль.
   -Вы ведь ходили в автошколу?
   -Да. Он чудовище.
   -Кто?
   -Мой инструктор. Он орал на меня матом.
   -Знаете, если бы вы на моей машине разгнались до пятидесяти километров в час на первой передаче, я бы вас убила голыми руками. Признайтесь, вам Борис Иванович тупо проплатил все экзамены так, что Вам даже ходить никуда не пришлось.
   Надя кивает, на глаза ее наворачиваются слезы.
   -Танечка, понимаете, Боря как в гору пошел, я совсем расслабилась. Живу как в ватном облаке. Сладко, конечно, но я уже ни на что не гожусь. Даже машину водить не могу.
   -Просто нужно сосредоточиться. Поехали.
   Надя послушно жмет на педали, Таня помогает ей подкручивать руль. Машина плавно паркуется.
   -Вот видите, можете ведь.
   -Таня, давайте завтра еще позанимаемся. С Вами у меня получается.
   -Завтра... не знаю. Я не смогу.
   -Тогда послезавтра.
   -Надя, я не знаю. Может быть, мне придется уехать... надолго. Борис Иванович в курсе.
  
   Бухгалтерия.
  
   В бухгалтерии работают три женщины. Черноволосая Лена, невзрачная Марина и главный бухгалтер Светлана Вячеславовна.
   -Танька опять в скорую помощь играет, - говорит Марина.
   -Да это она просто подлизывается ко всем, я вам точно говорю. Человек просто так добреньким не бывает.
   Таня заходит в комнату. Все замолкают, как будто разговор был вовсе не о ней. Включает компьютер. Прежде чем включиться в работу, проверяет электронную почту. Там кроме рассылки smartfiction новое письмо от Олега.
   -Я вчера ездила к одному специалисту... - загадочно начинает Марина. - и он, вернее, она мне сказала, что меня кто-то сглазил. Сказала, мне повезло, что вовремя приехала, сглаз еще не сильно подействовал.
   -А как ты почувствовала? - оживилась Лена.
   -Полоса несчастий. Сначала муж попал в аварию. Потом заболел ребенок. Потом саму на операцию направили, а у меня на общий наркоз аллергия. Вот я и решилась. Съездила, а на следующий день мне говорят, мол, мы ваши результаты перепутали. Можно продолжить консервативное лечение.
   -А чем ты болела?
   -Да теперь уже какая разница...
   -Девочки, вас слушать противно. Вы в каком веке живете? - вмешивается Светлана Вячеславовна. - Таня, ты-то хоть в эту ерунду не веришь?
   Таня мгновение медлит.
   -Я как-то об этом вообще не думала...
   -А ты хотя бы знаешь, кто это сделал? - интересуется Лена.
   -Я не стала спрашивать. А то вдруг это кто-то из вас.
   Смеются.
  
   Встреча.
  
   Таня в торговом центре, присматривает себе чемодан. Но уходит, так ничего и не выбрав.
   Таня едет домой, высматривая попутчиков. Она видит голосующего мужчину и притормаживает. Тот видит, что за рулем девушка и показывает, мол, проезжайте. У Тани портится настроение. На следующем перекрестке она видит еще одного голосующего.
   Он совсем седой, несмотря на то, что ему вряд ли больше сорока. У Тани обрывается сердце.
   -Добрый вечер. Мне на Сенную нужно, там кинотеатр, не помню название...
   -Я поняла. Пристегнитесь, пожалуйста.
   -Я никогда не пристегиваюсь.
   -Сегодня сделайте, пожалуйста, исключение.
   Пассажир пожимает плечами и выполняет просьбу.
   На перекрестке Таня притормаживает и, пока пассажир не видит, фотографирует его на мобильник.
   Они молчат. Наконец, Таня решается срывающимся голосом:
   -Что сейчас интересного в кино?
   -Знаете, я не любитель честно говоря.
   Таня смущается и не знает, что сказать дальше. Видя это, пассажир поясняет:
   -Сегодня открытие фестиваля подводного кино.
   -Это вроде подводной одиссеи Кусто?
   -Да, я как раз... - пассажир не успевает закончить фразу, машину дергает, Таня резко тормозит, пропуская резко выскочившего на дорогу мальчишку, видит в зеркало заднего вида, что идущий сзади грузовик не успевает затормозить и выкручивает руль вправо и останавливается на обочине.
   -Зачем ты сказала мне пристегнуться? Ты знала, что будет авария? Я бы сейчас сидел с разбитым черепом, если бы не... А ты хорошо водишь, надо же, какая реакция. Спасли жизнь ребенку, себе и мне.
   Таня заводит машину, выжимает сцепление, но Таня так нервничает, что машина глохнет. Таня смотрит прямо перед собой. Спутник жестом показывает ей пересесть на пассажирское сидение.
   Таня послушно выходит из машины. Спутник садится на место водителя и первым делом пристегивает ремень безопасности.
  
   Вечер.
  
   Происшествие их сближает, и оба уже непосредственно болтают о пустяках. Таня не в силах отвести взгляд рук пассажира, уверенно лежащих на руле.
   -Я уже отвык с ручной передачей ездить. Я как из России уехал, на автомате рулю уже несколько лет. Надо же, совсем другие ощущения. Ты с родителями живешь?
   -Нет, с братом и... - Таня замолкает.
   -С братом и... - вопросительно продолжает спутник.
   -И его девушкой, - неохотно добавляет Таня. - Меня, кстати, Таня зовут.
   -Прости, я совсем забыл. Я Кирилл.
   -Можно без отчества?
   -А вот это было обидно.
   -Почему вы уехали из России, Кирилл?
   -Это грустная история, она не подходит для сегодняшнего вечера. Кстати, Таня, хочешь, пойдем со мной? Не думаю, что тебя, конечно, сильно заинтересуют подводные съемки, но это недолго, а после там будет изумительный фуршет.
   Таня зажмуривается.
   -Да. Пожалуй, я бы хотела сходить.
   -Поздно вечером у меня самолет.
   -Хотите, чтобы я отвезла Вас в аэропорт?
   -Естественно, не бесплатно, но я был бы категорически счастлив.
   Таня снова зажмуривается.
   Кирилл красиво паркует машину и выходит первым, чтобы подать Тане руку.
  
  
   До открытия еще есть время, и Кирилл бродит в толпе, то и дело встречая знакомых. Когда они оказываются в зале, сидя на соседних креслах, Таня с надеждой смотрит на него, но Кирилл увлечен происходящим на экране.
   Фуршет проходит по четвертом этаже торгового центра, в застекленном ресторанчике. Таня берет бокал вина и просит стоящего рядом парня ее сфотографировать.
   -Я тебя потерял. Ты что? Пьешь? Я думал, мы договорились, что ты повезешь меня в аэропорт.
   Таня смущается.
   Я сфотографироваться только. Вкусное, наверное, вино.
   -Дома попробуешь. Я для тебя бутылку белого прихватил. - Кирилл указывает на горлышко, торчащее из его сумки.
  
   Они подъезжают к аэропорту.
   -Может, еще по чашке кофе?
   -К сожалению, мне нужно домой.
   -Да, конечно, что это я. Совсем стыд потерял. Таня ,спасибо, было очень приятно. Буду теперь всегда пристегивать ремень безопасности. Вот моя визитка, будешь во Франции -- дай обязательно знать.
   Кирилл выходит из машины и уходит, не обернувшись. Таня долго смотрит ему вслед.
  
  
   Олеже.
  
   Все тот же балкон, ноутбук, скайп. На улице уже темно. Таня откидывается на спинку кресла и напевает по-французски.
   -Это что еще за простые буржуазные развлечения? - смеется Олег, глядя на фотографию с фуршета.
   -Это меня пригласил мужчина.
   -Оу, у тебя завелся роман? И ты ничего не говорила, лиса. Все пудрила старому другу мозги стажировкой...
   -Если бы. Представляешь, подвозила сегодня одного типа, сказала ему пристегнуть ремень, ты же знаешь, я терпеть не могу непристегнутых, проехали мы с ним всего ничего, а нам под колеса ребенок, а сзади грузовик.
   -То есть ты спасла ему жизнь, и он повел тебя в ресторан?
   -Да нет, он приезжал из Франции на открытие кинофестиваля подводного кино и пригласил меня с собой.
   -Ты ему сказала, что тоже во Франции теперь будешь жить?
   -Зачем, пусть это будет сюрприз.
   -Значит, хотела сказать. Лиса... Ты узнала, как его в скайпе зовут?
   -Нет. Но он оставил мне визитку. Олеже, завтра... я должна. Понимаешь, должна. Все сходится к одному. Серега с девушкой, ты, он. Я должна выиграть.
   -Хочешь посмотреть, я сегодня кое-что наснимал...
   -Давай завтра, я спать уже хочу.
   -Как скажешь, лиса. Ни пуха тебе, ни пера.
   -Ну тебя к черту.
   -Отзвонись как будут результаты.
  
   Утро казни.
  
   Таня садится в машину, но та не зводится. После бесплодных попыток, Таня спускается в метро. Там много людей, там душно. Там нищие и продают кубик-рубик. Таня в красивом деловом костюме прижимает сумку к груди. На всякий случай.
   Офис находится в центре города, в бизнесс-центре класса А. Стерильные, почти больничные коридоры. Без пяти девять.
   -Доброе утро, - приветствует ее бывший однокурсник Митя. Что ж, сразимся с тобой за звание самого франкоговорящего экономиста? Чур, если выиграешь, привезешь мне бутылку самого дорогого вина.
   -Договорились, Митька, тогда ты мне пришлешь самые лучшие духи. Представляешь, у меня сегодня машина не завелась впервые в жизни. Может, меня кто-то сглазить пытается?
   Через полчаса Митя выходит из кабинета взмокший и взволнованный.
   -Как, что там?
   -Да что, я так со школы не волновался.
   -Мне уже заходить?
   -Они сказали, сами позовут. Пойду покурю. Такие стрессы.
   Из кабинета выходит один из трех представителей.
   -Здравствуйте, Татьяна, - говорит он по-русски с акцентом.
   -Начинайте, расскажите нам о себе, - предлагает представитель по-французски.
   Таня мнется.
   -Смелее.
   -Что с тобой? - спрашивает Таня сама себя.
   -Татьяна, вам нехорошо?
   -Нет, простите. Я просто немного нервничаю. Итак, я училась во французской гимназии... - Таня продолжает скороговоркой. Ее не прерывают, наоборот, слушают с интересом.
   -Татьяна, скажите, что вы любите больше всего?
   -Простые радости. Водить машину, сидеть на балконе и смотреть на то, как развевается полосатая скатерть на столике, люблю друга детства.
   -Спасибо, мы поняли. Решение будет вынесено в полдень. Спасибо большое, Татьяна.
   Таня выходит в коридор. По коридору идет черноволосая красотка. Это третий претендент. Она презрительно смторит на Таню и заходит внутрь, не дожидаясь приглашения.
   Таня смотрит на телефон. Пять непринятых вызовов от брата. В конце коридора она встречает Митю, и они вместе идут пить кофе и дожидаться окончательного решения. Телефон Сергея выключен, или находится вне зоны действия сети.
  
   Провал.
  
   Таня выходит из бизнес-центра на Невский и начинает рыдать в голос. Мимо проезжают машины и проходят люди. Никто не обращает на Таню внимания.
   Таня звонит брату.
   -Серега, я провалилась, я ничтожество, как же так, почему, это нечестно. Сережа, забери меня, пожалуйста отсюда.
   Мимо Тани проходит черноволосая девица в окружении трех представителей фирмы. Они садятся в машину и уезжают. Следом за ними выходит потерянный Митька.
   Митя и Таня садятся на бордюр и понимающе молчат.
   -Кажется, за это стоит выпить.
   Когда за Таней приезжает Сергей, Таня и Митя сидят во дворике на детских качелях, пьют коньяк и горланят французскипе песни.
   -Митя, - спрашивает Таня, - а ты веришь в любовь с первого взгляда?
   -Да... однажды я влюбился в девушку в метро. Я шел за ней по пятам, и каково же было мое удивление, когда я увидел, что она пришла в наш университет в аудиторию нашего потока. Это было в конце второго курса. Представляешь, я два года ее не замечал, хотя виделся с ней каждый день.
   Во двор въезжает машина. Они погружают пьяных на заднее сидение.
  
   Серое утро.
  
   Таня приходит на работу бледная, как будто высохшая. Не улыбаясь, здоровается с персоналом.
   -Танька, - ахает Марина. - на тебе лица нет.
   -Ее, наверное, тоже сглазили, - предпогагает Лена.
   -Что случилось?
   -Мелкие неприятности, - отмахивается Таня.
   В кабинет заходит Борис Иванович.
   -Танюшка, секретарша моя заболела, позаботься обо мне сегодня, а?
   Таня выходит из кабинета. В коридоре она сталкивается с секретаршей шефа.
   -Это еще что за шуточки? Опять Надю нужно учить парковаться? Почему сразу не сказать?
   -Я слышал про вчерашнее. Суки.
   -Что вы сказали?
   -Я? Ничего-ничего.
   -Но вы ведь не хотели, чтобы я уезжала.
   -Как начальник -- да, но как человек думаешь я не понимаю, что во Франции работать лучше, чем в нашей дыре... Таньк, свари кофейку, а то эта моя дура за полгода так и не научилась.
   Таня послушно варит кофе.
   -Кстати, извини, но я уже договорился, что твое место пока займет одна...практикантка. Просто я думал, ты улетишь, подсуетился. Посиди дома пока, отдохни.
   -То есть вы мненя увольняете?
   -Но ты же сама две недели назад заявление мне на стол положила.
   Таня молча выходит из кабинета.
  
   То есть как это не уезжает.
  
   Люба с порога начала кричать.
   -Что значит, не уезжает. Полгода ты пичкал меня историями о том, как мы будем жить вместе, когда твоя сестричка свалит за границу, а теперь выясняется, что она никуда не уезжает. Это она специально делает.
   -Люба, успокойся, что ты такое говоришь.
   -А почему она не дает тебе свою машину? Или она сама на нее заработала? Ей же родители подарили на четвертом курсе.
   -Во-первых, у меня и прав-то нет, а во-вторых, она молодец, а я не очень, из универа меня скоро выгонят.
   -Серега, прости меня, но я так больше не могу.
   Таня едет домой, берет попутчика, на этот раз это женщина. Аккуратно фотографирует ее на мобильник.
   Сергей курит на балконе, сидя в кресле. Заходит Таня.
   -Я так и знал, что ты тайком куришь.
   -Это дежурная. Антистрессовая, так сказать. Но я не знала, что куришь ты.
   Таня выходит и возвращается с чаем во френч-прессе и двумя чашками.
   -Ты не взатяг куришь.
   -А как надо?
   -Смотри, вдыхаешь дым в легкие...
   Сергей повторяет за сестрой и начинает кашлять.
   -Лучше не начинать.
   -Меня Люба бросила. Сказала, что не верит в меня и все такое. Странные вы все-таки женщины.
   -А меня Борис Иванович променял на чью-то племянницу. Так что теперь я не знаю, на что мы будем жить. . Сереж, я устала. Я не знаю, что мне дальше делать. У меня как будто кончается топливо, а до ближайшей заправки еще ехать и ехать.
  
   Ночью.
  
   Ночью с Таней случается приступ астмы. Она просыпается оттого, что не может выдохнуть. Она в панике включает везде свет и ищет лекарство, но его нигде нет.
   Таня вздрагивает во сне и просыпается. Звонит мобильник. Она тянется к телефону и понимает, что ее держит капельница. На стуле рядом спит Сергей. Таня оглядывается и понимает, что она в больнице.
   Телефон продолжает звонить, Таня с трудом до него дотягивается. Номер скрыт.
   -Алло.
   -Счастье голову вскружило? - злится голос в телефонной трубке. - Почему на связь не выходишь?
   -Это кто вообще?
   -Олег это. Когда вылетаешь?
   -Куда?
   -В Париж. Я уже договорился на работе, мне дадут отгул, свожу тебя на RER в Диснейленд.
   -Олег, прости...Я в больнице вообще.
   -Что случилось?
   -Ничего особенного, астма опять. Лето, почки-цветочки и все такое. Я должна была тебе позвонить, но... короче, меня прокатили, и я остаюсь здесь.
   -То есть как это? Ты же столько готовилась.
   -Взяли какую-то чернявую. Я не хочу об том говорить. Олег, я не знаю, что мне делать. Из меня как-будто кто-то сок выпил.
   -Может, тебя сглазили?
   -Ты шутишь?
   -Конечно, я шучу.
   -Просто все одно к одному. Сначала провал со стажировкой, потом Серегу Любка бросает на пустом месте, теперь вот астма.
   -Тяжело тебе. Будешь дома -- проверь почту, я кое-что про твоего французского подводника нашел. А теперь немедленно спать. Серега там рядом?
   -Спит на стульчике.
   -Напугала мальчика, Танька, ты же сильная, давай, все плохое это начало чего-то хорошего. Все, пока, у меня сейчас деньги кончатся. Все-таки по телефону ты -- дорогое удовольствие.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

-ЧАСТЬ ВТОРАЯ-

   (Те же герои и декорации неделю спустя).
  
   Выходные.
  
   Все как будто по-прежнему. Смеркается. Балкон. Таня в очках с увлечением читает толстый журнал и пьет газировку со льдом. На ноутбуке мирно переливается заставка. Слышен характерный сигнал, означающий, что Олег появился в сети.
   Таня спокойно откладывает журнал в сторону и включается в разговор.
   -Татьяна, я нашел тебе работенку. По крайней мере, подработку, слышишь меня?
   -Надеюсь, для этого не обязательно в срочном порядке ловить самолет и спешно мчаться в Бельгию?
   -Я не понял, тебе что, деньги не нужны?
   -Еще как нужны, если так пойдет, то мне придется машину продать. Серега вчера почти тысячу продул в покер.
   -Надеюсь, рублей?
   -и не надейся.
   -И ты так спокойно об этом говоришь?
   -Олеже, я посчитала, у меня почти полгода не было нормальных выходных. Теперь я уже неделю смотрю фильмы и слезаю с дивана только ради того, чтобы сползать в ванную. Мне кажется, что я в раю.
   -Я тебя не узнаю.
   -Я сама себя не узнаю. Каждый день я обещаю себе, что с завтрашнего дня иду работать официанткой, но пока даже не могу заставить себя выйти из дома. Хорошо, что я кое-что скопила за последнее время. Так что за работа?
   -Ко мне вчера заходил сосед, он тоже русский, причем Ленинградец, как и ты. Так вот он застал меня за просмотр тех фотографий, что ты отправляла мне на прошлой неделе. Мне пришлось рассказать про наш с тобой ежевечерний "эксченч" впечатлениями и попросил меня, не можешь ли ты снять что-нибудь и для него. Естественно, не бесплатно. Он, видите ли так скучает по родному городу и хочет на него взглянуть.
   -Олег, ну скажи ему, пусть откроет в интернете панорамы и любуется сколько угодно.
   -Я ему предлагал, но он сказал, что это все не то. Кстати, забыл уточнить, цена вопроса двести долларов.
   -Я за эти деньги ему, по-видимому, должна что-то грандиозное?
   -Да нет, также, как и мне пришли что-нибудь занятное. Видов города в интернете навалом, а вот какие-нибудь дворы... или забавные сценки. Послушай, дедушка даже не знает, что человечество уже давно перешло на цифру.
   -О чем ты с ним вообще разговариваешь?
   -О пленке, ее проявке и печати, о старых мастерах фотографии.
   -Но у меня из аппаратуры только мыльница на шесть мегапикселей.
   -Прекрати капризничать. В конце концов, порадуй человека, раз ты все равно раздолбайничаешь теперь целыми днями. Кстати, ты покрасилась.
   Таня кокетливо улыбается.
   -Не думала, что ты заметишь.
   -Тебе так намного лучше.
   -Спасибо.
   -Та-ня, - раздается протяжный крик со двора.
   -Это еще что? - удивляется Олег.
   Таня смотрит вниз и тут же прячется обратно.
   -Ты не поверишь, но это...
   -Та-ня!
   -Я, кажется, понял, - мрачнеет Олег.
   -Слушай, я пойду угомоню его, а то разошелся.
   -Только обещай никуда с ним не ходить, ладно? И подумай насчет фотографий.
  
  
   Сцепления и передачи
  
   Таня выходит во двор.
   -Чего разорался? Я тебе в прошлый раз непонятно объяснила, что не думаю, что у нас может быть что-то общее.
   -Танечка, просто сегодня ровно два года с того момента, как я впервые тебя поцеловал.
   Вдруг всегда деликатная Таня срывается на крик.
   -По-моему, ты что-то путаешь. Или у тебя плохо с памятью, а? Ты совсем с катушек влетел после того, как Олег уехал? Или тебе напомнить, как было?
   Таня идет вперед. Пришелец пятится по ступенькам. Дверь за ней захлопывается, но она этого не замечает.
   -Олега выгнали, и мы остались вдвоем. Где-то через неделю ты напоил меня сангрией и поцеловал, все лето мы били счастливы, а потом ты сказал, что не можешь быть со мной вместе потому, что у меня есть машина, а ты считаешь, что женщина и вождение несовместимы...
   Во дворе мирно дышит на ветру постиранное белье. Из распахнутых окон за сценой с любопытнством наблюдают.
   -Тань, я просто захотел тебя увидеть, а ты уже кричишь.
   Таня вдруг спохватывается.
   -Из-за тебя ключи дома оставила, от тебя вообще одни несчастья, откуда я знаю, может, ты на меня порчу навел и радуешься... - Таня не может больше сердиться и улыбается.
   Пришелец пользуется моментом ее благодушия и крепко ее обнимает. Таня не сопротивляется.
   Миха нажимает на кнопку, и рядом приветливо сигналит машина.
   -Миха, неужели на автомобиль разжился... Вот значит, зачем приехал. Все с тобой ясно. Давно права получил?
   -Позавчера, - неохотно отвечает Миша. - Садись.
   -Куда?
   -Вперед.
   Таня идет к водительскому креслу.
   -Да конечно, размечталась. Марш на пассажирское. Я ради этой минуты можно сказать жизнь прожил.
   Таня садится на пассажирское кресло и тотчас пристегивается. Миша достаточно ловко выезжает из двора и разгоняется. Машина начинает скрежетать, но Миха упорно этого не замечает.
   -Переключи передачу.
   Миха пытается переключить, но машина протестует.
   -Сначала сцепление, потом передачу.
   -Ааа... все время забываю.
   -Ты так коробку за неделю угробишь. Садист. Ладно, давай, клади руку, будем вместе.
   Таня кладет руку поверх руки Михи. Тот едва заметно улыбается.
   На первом же регулируемом перекрестке они целуются.
   -Кажется, я разгадала твой коварный план, - чуть растерянно констатирует Таня.
   -Какая ты у меня проницательная, - шепчет Миха.
  
   Миха уверенно ведет, Таня командует передачами. Оба понимают, что сейчас будет. Машина останавливается на пустынном Южном шоссе. Сидения откидываются назад до упора. Им понимающе сигналят проезжающие мимо редкие машины.
  
   У Тани звонит телефон. Это Сергей.
   -Ты куда делась? Тебе Олег, между прочим, обзвонился. Сейчас уже три ночи, могла бы и предупредить.
   -Извини, да, тебя не было дома, вот я решила... сейчас, я еду. Что ты Олегу сказал?
   -Что тебя нет дома и что ключи почему-то на месте. Я волнуюсь, между прочим.
   -Вот черт, все из-за тебя, - Таня кладет трубку и утыкается носом в Михино красивое плечо.
  
   Новое время.
  
   Сергей сидит на балконе и смотрит на звезды.
   -Тебе опять звонил Олег. Я на всякий случай соврал, что ты у подруги. Интересно, почему он не звонил тебе? Что он боялся про тебя узнать?
   -Да так, флэшбэки из прошлого, ничего особенного.
   -Таня, я хочу с тобой поговорить.
   -Я помню, что обещала продать машину, я сдержу слово.
   -Не надо.
   -Сережа, я понимаю, что ты хочешь выглядеть в моих глазах героем, - устало произносит Таня. - Но сделанного не воротишь. Думаешь, я не понимаю тебя? Ты, наверное, злишься, что я не ищу работу, да?
   -Я отыгрался.
   -Что? - Таня не верит свои ушам.
   Повисает радостное молчание.
   -Быть не может. Когда?
   -Только что. Танька, сегодня я первый раз в жизни в плюсе. Там совсем немного, двадцать пять долларов...
   -Может быть, ты тогда не будешь больше играть? - Осторожно спрашивает Таня.
   -Ты не понимаешь, теперь я начну выигрывать, теперь все будет по-другому, и мы с тобой заживем. Я выиграю много денег, столько, что ты сможешь к своему Олегу летать как будто на такси кататься, слышишь?
  
  
   Занимательная философия.
  
   Утром Таня встает пораньше и, не позавтракав, спускается на улицу. Садится в машину.
   -Родная моя, больше никому тебя никогда не отдам. Ты у меня единственная. Едем на девичник, раскажем, как тетя Таня плохо себя ведет, спит с плохими мальчиками и врет лучшим друзьям.
   В кафешке Таню уже ждут подруги Саша и Катя. Бармен радостно здоровается с Таней. Подруги уже несколько лет каждый понедельник завтракают вместе. После того, как Таня вкратце излагает им свои приключения за неделю, Катя резюмирует.
   -Казнить, нельзя помиловать.
   -За что это, интересно?
   -Тебя человек руским языком предупредил, не ходи с Михалычем никуда. Он ведь знал, что ничем, кроме секс-бэка это закончиться не может.
   -Он, наверное, сильно растроился, - добавляет Саша.
   -Это еще почему? - возмущается Таня. - Мы же просто друзья.
   -Слушай, ну ты тупая. Он единственный человек в твоем окружении, который не пытается на тебе ездить, свесив ноги, а ты так по-хамски с ним обходишься, - констатирует Катя.
   -Почуму это все на мне ездят? - удивляется Таня.
   -Тебе действительно объяснить? Шефу ты варишь кофе и рассказываешь сказки на ночь, с его женой ты бесплатно играешь в кружок юного автолюбителя, из-за брата-игромана, ты чуть не продала единственную радость жизни автомобиль, тебе мало.
   -Но все остальные...
   -Они просто плохо тебя знают. Как только они поймут, как это удобно, они всенепременно начнут. - Катя говорит так уверенно, что Тане невольно приходится задуматься.
   -Ты просто не умеешь отказывать.
   -Но многие так живут.
   -Разница в том, - умехается Саша, - что большинство делает это из бесхребетности, а ты из сердечной доброты.
   -А что мне с Михой делать?
   -Шли его подальше, - хором говорят подруги.
   -Тебе нужно сделать что-то такое, что нужно только тебе.
   -Я придумала, - ликует Катя. - помнишь, ты рассказывала про то, что познакомилась с каким-то восхитительным французским типом? Тебе нужно ему позвонить.
   -И что сказать?
   -Что ты скоро проездом будешь во Франции.
   -Но я же не буду.
   -Но он-то этого не знает. Тем более, когда ты наконец-то перестанешь тратить кучу денег на покрытие братиных долгов...
   -Я даже не знаю...
   -Иначе тебе слабо?
   -Кому? Мне слабо? Сегодня же вечером позвоню.
   В этот момент к соседнему столику, за которым сидят два студента судя по потерянному взору с философского факультета, подбегает третий такой же.
   -Отправила на пересдачу. Стерва. Самое обидное, что я ей билет ответил целиком про старину Платона, хоть он уже и устарел, но нужно уважать его историчность.
   -Так в чем проблема? Она дополнительными вопросами тебя засыпала?
   -Да дернуло меня что-то про Ницше начать.
   -Скачок покруче чем, с Архимеда на Магомеда.
   Таня смеется, услышав это. Подруги непонимающе смотрят на нее.
   Та пожимает плечами.
   -Культурологический юмор.
   Подруги невольно прислушиваются к монологу.
   -Понимаете, просто в тот момент я понял, что и Ницше и Сартр, который, успев испортить умы целого поколения, в конце жизни понял, что мягко говоря был неправ, они как дети, дразнились, говоря, что Бог умер, что Бога нет, тем самым пытаясь спровоировать его на то, чтобы проявить себя!
   -Это абсурд! Такой нелепости я еще в жизни не слышал.
   -Почему? Когда ты в детстве искал внимания отличницы с первой парты, неужели ты как-то иначе пытался привлечь ее внимание? Вспомни, ты дергал ее за косички и обзывал разными дурными словечками, не так ли?
   Друзья задумались.
   -Господа, давайте забудем об этом, как говорил кто-то из великих, философсвовать нужно лишь один день в году.
   -Вы сейчас неточно цитируете. И вообще-то, это не кто-то, а сам Гегель. - Таня поворачивается к философам. - Простите, я краем уха услышала вашу пламенную речь.
   -Очень приятно встретить знающего человека, - улыбается спорщик. - увлекаетесь философией?
   -Следуя совету мастеров, делаю это один раз в году. Но провожу это время с толком. К сожалению, в том месте, где я училась, философия была чем-то вроде ОБЖ, или даже на планку ниже, что печально.
   -Изумительная метафора. По сути философия и есть основы безопасности бытия, ограничивает рамки, за которыми нас поджидает экзистенциальный ужас.
   -Я этот ужас каждое утро испытываю при мысли о том, что на работу опаздываю, - фыркает Саша.
   -Между прочим, этот термин ввел ваш столь нелюбимый Сартр.
   -Он изумительный философ, но я бы не водки с ним не стал пить. Он, как мне кажется, из той породы людей, которая после стопки-другой неимоверно распаляются и принимаются за демагогику.
   -У нас как-то все проще, обсуждаем мужиков, - шепчет Катя Саше.
   -Да вся наука философия это одно большое сплетничание про умных мужчин с перетиранием того, кто что и кому сказал, а кто это потом записал и переврал.
   Тем временем Таня обменивается визитками с философом, и вся компания уходит, расплатившись наличными.
  
   Фиеста.
  
   После этого эпизода у Тани поднимается настроение, и она уже полна решимости найти француза. Таня сидит в машине. Мирно играет радио. Таня перелистывает визитные карточки, пытаясь найти заветную. Перетряхивает сумку. Ничего. Звонит домой.
   -Серега, посмотри, пожалуйста, у меня на столе, там не лежит визитка, такая желтенькая, на ней еще на французском написано имя. Да нет, ничего серьезного. Это один мой хороший знакомый. Да где же она может быть?
   Таня кладет трубку, но телефон снова звучит.
   Это напомининие.
   -Совсем забыла, - Таня хлопает себя по лбу, достает из сумки фотоаппарат и выходит из машины, проверив, закрылась ли дверь. Обращается к машине. - Подожди меня здесь, я пока поиграю в папарацци.
   По Литейному проспекту идут люди. Таня спокойно бредет вперед, слегка оглядываясь по сторонам, она в растерянности, не знает, с чего начать. Впереди дом Бродского, чистенький, свежий, его совсем недавно ремонтировали. Таня проходит мимо и сворачивает на улицу Пестеля, останавливается в ее начале и снимает панораму с видом на Пантелеимоновский собор. Ничего особенного, но начало положено.
   Таня заходит в обычный продуктовый магазин и прячет камеру под шарф, чтобы заняться фотобраконьерством. В очереди она видит красивую старуху с тряпичной сумкой на плече, фотографирует ее, но остается недовольна резуьтатом.
   Вскоре у Тани набирается целая коллекция портретов, молодежь, дети, взромлые, серьезные, удивленные... Ей неожиданно приходит одна идея, и она спешит в гущу толпы, еще не зная, как ее осуществить. На набережной она видит парня, который фоторграфирует садящихся на теплоход людей. Он одет дорого, почти мажорно, выражение его лица говорит о полном презрении к садящимся на маленький круизный теплоход пассажирам, которых по долгу службы он вынужден снимать.
   -Здравствуйте, - Таня подходит к нему. - мне нужна ваша консультация. Если вы, конечно, фотограф.
   Тот смотрит на нее с недоумением.
   -Садитесь на теплоход, сейчас без вас уедут.
   -Но я не с ними, - осторожно говорит Таня.
   -Кто не с ними, тот против них, - улыбается парень.
   Теплоход отплывает.
   -Так чего вы хотели?
   -мне нужна ваша консультация.
   -Я не понимаю, в каком вопросе. Впрочем, пойдемте, я собирался куда-нибудь прилуниться, мне нужно пока эти акванавты час мотаются по Фонтанке, переписать их фотографии на диск и предостаить их в лучшем виде. - Меня зовут Никола.
   Они сворачивают с набережной Фонтанки на Караванную улицу, поднимаются по ступеням Дома Кино.
   -Я думала, мы кофе идем пить.
   -У них на четвертом этаже вполне демократичный ресторан.
   Никола придирчиво выбирает столик. Вид на Манежную площадь скрыт прозрачным тюлем. Никола включает ноутбук и принимается копировать файлы.
   -Пока процесс идет, выкладывайте, что вам нужно.
   -А можно на ты?
   Никола кивает.
   -Понимаешь, я совершенно не умею снимать...
   -Хочу тебя огорчить, это неотъемлимая часть любого начинающего фотографа. А в некоторых случаях и не начинающего... Ты хочешь, чтобы я научил тебя снимать? А у тебя есть что-нибудь показать?
   Таня сначала отникивается, но потом показывает фотографии, которые она сделала за день.
   Никола смотрит и улыбается.
   -Ты чудовище.
   -В каком смысле?
   -Ты совершенно не умеешь держать в руках фотоаппарат. С таким уровнем профессионализма тебе можно доверить фотографировать только ослепшую бабушку.
   -Но мне Олег сказал, что у меня неплохо получается.
   -Знаешь, Таня, моя мама до сих пор с умилением пересматривает мои пересвеченные пейзажи с заваленным горизонтом и родственникам показывает, мол, мои первые работы. Тебе зачем надо? Явно не на свой аккаунт выкладывать.
   Таня в общих чертах поясняет.
   -Обещаю, что, если дедушки понравятся фотографии, то отдам тебе половину суммы.
   -Годится. Слушай, а ты что завтра делаешь? Поехали вместе в Петергоф? У меня там детский садик нужно фотографировать, поможешь мне дотащиться, да и компанию составишь. Там за одно устроим тебе мастер-класс. Я тебе даже маршрутку оплачу.
   -Зачем, я на машине.
   -Ты золотая женщина. Тогда бензин пополам. А я побежал, там меня пираты заждались, наверное. Оплати, кстати, кофе в честь знакомства.
   Таня со смехом соглашается.
  
   Двойная сплошная.
  
   Таня курит на вечернем балконе. Внизу лают собаки. Кто-то вдалеке играет на гитаре. На столике ряом с чайной шашкой на готове стоит аэрозоль. Открывается входная дверь, Таня в панике выбрасывает сигарету и полощет рот чаем.
   -Привет, сестренка, - Сергей держит в руках картонную коробку с фирменой надписью.
   -Это еще что?
   -Наш ужин. Я подумал, сколько можно тебе готовть и решил заказать ужин в ресторане.
   -Ты кого-то ограбил?
   -Нет, просто полоса невезения кончилась.
   -Полоса... полоса... Надеюсь, твоя везения полоса будет двойная сплошная. Мне все равно это не нравится, Сереж, ну сколько ты выиграешь? Сто долларов, двести, максимум, триста.
   -Нет.
   Они ужинают на балконе. Таня уходит в комнату и возвращается с бутылкой белого вина, которое украл для нее на фуршете Кирилл и держит ее в руках чуть дольше, пытаясь уловить ощущение от его рук.
   -Предлагаю обмыть твои двести долларов и тут же их проесть, как я понимаю.
   -Нет.
   -Что нет? Ты это все купил, чтобы посмотреть? Ладно, давай созерцать спагетти, я согласна. Тем более, по вечерам есть вредно. Но вина мы все-таки выпьем.
   -Таня, не двести долларов.
   -Триста? Неужели пятьсот? Больше? Серега, ты серьезно? Неужели штуку? Да ты богат. Проплати экзамены и не парься.
   -Таня, почти десять тысячь долларов.
   -Сколько? И это за один вечер?
   -Нет, ну почему, я до десяти утра играл.
   -И что ты собираешся делать с такими деньгами?
   -Знаешь, - Сергей задумываетя, -мне кажется, что я их потрачу.
   Сергей разливает вино.
   -Таня, я хочу, чтобы ты поехала отдыхать. К примеру, что тебе мешает сделать Олегу сюрприз и прехать к нему в Бельгию без предупреждения. Я пробью через знакомых по базе, где он точно живет, и ты приедешь к нему и скажешь "Bonjour, mon amour".
   -Это означает, моя любовь. Друг будет "mon ami".
   Сергей закатывает глаза.
   -Родителям я уже придумал, мы купим на веранду новые кресла и абажуры, сделаю им ремонт, а себе... Куплю велосипед. Всегда мечтал о хорошем велике. Мне больше не надо.
   -Слушай, Сережка, а Люба знает? Она же умрет от счастья. Теперь у вас все может наладиться.
   -Ага, когда у меня деньги есть, конечно у мня все наладится. Только оно мне теперь надо? Кстати, ты что, опять курила?
   -Как ты догадался?
   -Я просто так спросил вообще-то. Так что могла бы и соврать. Больше не кури, поняла меня? А то отправлю лечиться на Лазурный берег.
   Сергей счастлив. Он что-то радостно болтает про то, как он любит итальянскую кухню, накручивая на вилку спагети карбонара.
  
   Петергоф.
  
   Таня ждет Николу в Автово. Он приезжает без опозданий, убирает в багажник зачехленное оборудование для съемок и садится на передне сидение.
   -Пристегнись, пожалуйста.
   -Я никогда не пристегиваюсь.
   -Тогда мы никуда не едем, выходи из машины, - спокойно произносит Таня.
   -Зануда, - бурчит под нос фотограф. - Вкратце объясняю ситуацию. Ты будешь мне ассистировать, это значит пересаживать детей, следить, чтобы они не жевали провода, поправлять им волосы, если придется и записывать номера фотографий. Это я тебе на месте покажу. Тем временем я буду снимать и кокетничать с воспитательницами. - Никола пожимает плечами, - это неотъемлимая часть работы, а ты что думала.
   -Впечатляет. Неужели ты всегда снимашь только на заказ?
   -Последние два года -- да. Увы, мне пришлось сделать выбор между искусством и профессией в пользу последней. Но у тебя еще есть шанс. Кстати, еще у тебя красивые волосы.
   Они подъезжают к детскому саду, обнесенному изломанной железной решеткой. Ранее утренее солнце подсвечивает пыль на дорожке, ведущей к корпусу. Никола тащит на себе аппаратуру. На предложения от помощи отказывается.
   Они заходят внутрь. В нос Тане ударяет запах манной каши, и она морщится. В то же время она с восторгом оглядывается по сторонам.
   -Какие стульчики, у меня тоже такие были. А вешалочки... Таня с интересом разглядывает выставку изделий из платилина.
   -Фотограф пришел, - громко оповещает всех толстая воспитательница. За ее спиной уже толпятся дети. Никола приветливо ей улыбается, отчего воспитательница расцветает.
   -Где у вас здесь спортивный, или музыкальный класс?
   -Пожалуйста-пожалуйста.
   Никола вещает фон на кнопки и расставляет осветительные приборы.
   -А зачем эти зонтики? - интересуется Таня.
   -Это вспышки. Они работают синхронно со вспышкой фотоаппарата. Запускай детей.
   Никола фотографирует, Таня записывает номера фотографий в специальную карточку. За окном слышится визг тормозов. Прямо во двор въезжает блестящий джип, в черном капоте которого отражается безоблачное небо. Из джипа выходит красивый армянин, с ним маленький красивый мальчик, его сын.
   -Где здесь фотографируются?
   -Ваша группа уже закончила,- зло оповещает воспитательница.
   -Моего Аша сфотографируйте, пожалуйста.
   Таня вопросительно смотрит на Николу. Тот пожимает плечами.
   -Садись, Аш. Будем фотографироваться.
   Мальчик стесняется и отворацивается. Уговоры отца остаются безрезультатными.
   Никола ласково приобнимает ребенка за хрупкие плечики и сажает на стульчик.
   -Вот так, зайка, молодец. А теперь ручки положи на коленочки и смотри прямо на меня.
   Никола отбегает, чтобы выбрать ракурс. Аш смотрит на него исподлобья, затем начинает улыбаться.
   -Молодец, сынок! - громогласно восторгается папаша.
   Никола показывает фотографии на маленьком мониторе фотоаппарата.
   -Я вижу, ты хороший фотограф.
   -Любой дурак при выставленном студийном свете -- хороший фотограф, - усмехается Никола и кивает Тане, - запомнила?
   Та тихо смеется.
   Папаша обращает на нее внимание.
   -А эта что здесь делает? Она с тобой?
   -Это моя ученица, - с достоинством призносит Никола. - Постигает азы профессии.
   Папаша проникается уважением, отводит Николу в сторону и что-то шепчет.
   -Доснимай за меня, - Никола отдает Тане фотоаппарат и выходит на улицу с папашей. Они садятся в его джип и закуривают по сигарилле.
   Фотоаппарат большой и громоздкий. Таня неловким движением поправляет вспышку и кричит:
   -Следующая группа.
   Дети не слушаются, дети кривляются. К ней подходит одна из воспитательниц, неопрятно одетая толстушка.
   -Сфотографируйте меня, пожалуйста, с сыновьями. Я вам отдельно доплачу.
   -Но я не знаю... впрочем, ладно, садитесь, конечно. К толстушке подбегают два мальчика, один светленький с голубыми глазами, постарше, другой с желтой кожей и раскосыми глазами.
   Таня удивленно хмыкает, но никак не позволяет себе комментировать.
   -Улыбайтесь и смотрите в объектив, сейчас вылетит птичка.
  
   Воздух.
  
   Их провожает до машины завхоз. Она сильно пьяна. Таня красноречиво смотрит на часы, еще нет двенадцати.
   -Я здесь работала еще с тех времен, когда часовой завод работал, наш садик считался лучшим по району, все военные всоих детей сюда отдавали. Впрочем, и сейчас тоже.
   -Дети местной милиции и местной мафии воспитываются вместе, - комментирует Никола, поэтому затруднительно бывает отличить одну организацию от другой.
   Когда они остаются одни, Таня возмущается:
   -Ты ее видел? Да она лыка не вяжет, Они выезжают на дорогу, Таня включает тихий джаз.
   -Слушай, а почему ты все время слушаешь только джаз, блюз, соул... неужели тебе действительно нравится?
   -Хочешь, я выключу... - Таня тянет руку к магнитоле.
   -Нет, просто ты такая...
   -Какая?
   -Как объяснить, ты Таня-па-ра-рам, ты похожа на вальс, раз-два-три, раз-зва-три.
   -Таня-па-ра-рам, это ты хорошо выдумал.
   -Давай скорее в город, мы едем в ресторан.
   -Извини, но у меня больше нет денег, - сухо говорит Таня. - нам еще нужно заправиться.
   -Обижаешь, контора платит.
   -Знаешь, у меня есть проблема.
   -Что-то серьезное? Я могу помочь? - серьезнеет Никола.
   Едут они медленно, трасса заполнена туристическими автобусами.
   -Да нет, просто парадокс. Стоило мне только уволиться с работы, как сразу же стала питаться в ресторанах.
   -Ги де Бор завещал "никогда не работайте". Этот папик подкинул нам халтуру в стиле Гая Ричи.
   -Кого-то обыграть в карты, убить и сфотографировать?
   -Ну почему сразу так. Я тебе сейчас все объясню...
  
   Олегин.
  
   Вечером Таня паркуется возле дома и видит, что ее ждет сюрприз в лице Михи, сидящего на капоте своей машины. Когда он встает и идет навтречу, становится видно, что капот изрядно помят.
   -Миша, концепция поменялась, у меня есть другой.
   -Тань, ты чего? У нас же с тобой был дружеский секс. А с этим делом как начнешь, так и засасывает.
   -Мозг у тебя, Миша, миша засасывает, смотри, как бы совсем не высосало.
   -А че, правда кто-то появился? Как звать?
   Таня медлит.
   -Никола.
   -Докажи!
   -Хочешь, ему позвоним и спросим.
   Таня набирает номер.
   -Никола, привет, это Таня. Да, твоя Таня. Тут мой бывший требует доказательств, что у нас все серьезно. Скажи ему. - Таня передает трубку Михе. Тот выслушивает несколько предложений, после чего отдает Тане трубку и, не прощаясь, уезжает.
   Таня смотрит на часы. Половина одиннадцатого. Она бежит домой, включает ноутбук, но Олега нет он-лайн. Проверяет почту. Кроме рассылки smartfiction еще одно письмо.
   "У меня накрылся компьютер, а с телефона у нас дорого. Перехжу в режим "друзья по переписке", как в прошлом веке. Не правда ли, очень романтично? Твой клиент ждет фотографий. Твой Олег ждет пием. Целую".
   Таня, не раздумывая, отвечает.
   "Скоро-скоро все будет. Ты не на что не сердишься?" Пишет "Целую". Затем стирает. Пишет "крепко целую". Снова стирает. Задумываетсся.
   Звонит телефон.
   -Алло, Таня, это Борис Иванович. Тебе перечислили последнюю зарплату, приезжай -- заберешь. Завтра. За одно Надюшку покатаешь, ладно?
   -Шестьсот рублей -- занятие.
   -Что? - Борис Иванович не верит собственным ушам.
   -У меня нет работы, - лукавит Таня, - надо же на что-то жить.
   -Да, - кряхтит директор, - это я как-то сразу не подумал.
  
   Контора.
  
   Таня идет по коридору как королева. Из бухгалтерии слышен плач. Она заходит внутрь. Плачет Лена. Над ней сурово возвышаются Марина и Светлана Вячеславовна.
   -Что случилось?
   -Таня, - женщины бросаются ее обнимать.
   -Это она! - гневно показывает пальцем Марина на Лену. - это она на меня порчу наслала.
   Таня начинает смеяться, но видя суровые взгляды бывших коллег, осекается.
   -Ее, между прочим, муж бросил.
   -И все из-за нее.
   -Но я же не хотела, - воет Леночка. - Я не думала, что так будет. Я просто обиделась тогда на Маринку за то, что вы ей премию дали...
   -...ах, это я еще и виновата? - возмущается Светлана Вячеславовна?
   -Лена, объясни, пожалуйста...
   -Я просто подумала, что хочу, чтобы у Ленки что-нибудь случилось, чтобы она так не радовалась.
   -Большая хоть премия была? - спрашивает Таня.
   -Да полторы тысячи всего, - вздыхает Марина.
   -А с чего вы вообще взяли, что это Ленка?
   -Мне специалист сказала, - загадочно поясняет Мармна.
   -Где ты ее нашла этого специалиста? На последней странице бесплатной газеты?
   -У меня есть свои каналы, - с достоинством держится Марина.
   -Каналы у нее есть, - закатывает глаза Таня, - а вы, Светлана Вячеславовна, неужели верите в такую чепуху?
   -Ну муж же ушел.
   -Мужья приходят и уходят, а работать вам все равно вместе.
   -Таня, ну скажи, что нам с ней делать?
   -Помолитесь за нее лучше. Ведь если верить, то до конца, значит любая порча возвращается в троекратном размере. Этого вам ваш специалист не рассказывала?
   В бухгалтерию заходит Наденька, жена Бориса Ивановича.
   -Танечка, я Вас как раз искала повсюду. Вы сегодня не заняты? Съездите со мной, пожалуйста, к специалисту. Девочки мне говорят, лучше проверить. Вдруг на Бореньку тоже кто-нибудь порчу наложил?
   -Вы тут все с ума посходили? - Таня выходит из себя.
   -Танечка, ну, пожалуйста, мне больше некого попросить. Я сама буду за рулем, а вы только следите, чтобы я чего-нибудь не нарушила.
   -Куда ехать?
   -Здесь недалеко, я покажу.
  
   Специалист.
  
   Всю дорогу Таня сердится сама на себя.
   -Какая я дура, что согласилась. Почему я должна потакать вашим глупастям?
   Они въезжают в Царское село, сворачивают на тихую улицу, Наденька нервно и криво паркуется и уходит. Таня остается ждать ее в машине. Звонит телефон. Это Никола.
   -Привет, ты сегодня ночью свободна?
   -Тебе не кажется, что мы слишком мало знакомы для таких вопросов?
   -Значит свободна. Слушай, есть работа. Будем снимать бандитский корпоратив.
   -Для рубрики "их разыскивает милиция", я надеюсь?
   Никола смеется.
   -От нас требуется заснять всех под видом фотографов и быстренько смыться. Да, кстати, заедешь ко мне, я тебя переодену, чтобы быть... ты сама понимаешь, в стиле, а не как ты обычно выглядишь.
   -Хам трамвайный.
   -Комсомолка, - не теряется Никола.
   В этот момент из подъезда блочного дома выходит взволнованная Наденька.
   -Танюшка, Ната просила вас к ней подняться.
   -Извини, я не могу больше разговаривать. Вечером буду у тебя. - Таня кладет трубку.
   -Меня? Я никуда не пойду, вы что, смеетесь?
   -Я ей ничего про тебя не говорила... - странным голосом произносит Надя.
   -но...
   -Окна тоже выходят на другую сторону.
   На лице Тани мелькает сомнение.
   -Денег она все равно не берет, говорит, дар пропадет сразу, если взять.
   -Но тогда зачем?..
  
   Любопытство пересиливает, и Таня уже звонит в дверь, оббитую дешевым дермантином. Обычная квартира. Никаких предметов оккульнных практик. Навстречу Тане выходит немолодая женщина.
   -Проходи, Ната тебя весь день ждет.
   -Здравствуй, Таня, Таня, пам-парам.
   Таня дергается.
   -Ты просто вальсирующая, твой приятель Никола совершенно прав. Он тебя, кстати, кинуть хочет, будь осторожна. Он не плохой, просто... как сказать... думает, что все ему с рук сойдет. Да ты присаживайся, чувствуй себя как дома.
   -Откуда вы все это знаете?
   -Знаешь, как говорят в плохих американских фильмах... Это моя работа, детка.
   Ната смеется.
   Таня смотрит на нее внимательно, не отрываясь. С первого взгляда Нате не больше тридцати, она сидит в потрепанном кресле, поглаживая левой ладонью колоду карт. В красном углу -- иконы. Таня смотрит на них с непониманием, но молчит.
   -Отмаливаю, - грустно говорит Ната. - Судьба у меня такая.
   -Зачем вы меня позвали?
   -Посмотреть. Никогда не видела вальсирующийх людей, да и поболтать. Тебе ведь от меня ничего не нужно. А редко таких людей вижу. Обычно все приходят, дай, вылечи, покажи будущее. Чего на него смотреть, поживешь -- все сам увидишь, правда ведь?
   Таня не знает, как относиться к происходящему.
   Ната продолжает.
   -Да не бойся ты и ничего не пытайся объяснить. У тебя для этого недостаточно исходных данных, как любят выражаться в науке. Просто слушай, ладно? Или, может, ты чего спросить хочешь?
   -Может, не надо?
   -Может, и не надо. Кстати, хочешь интересную вещь расскажу? Брату твоему будет везти до тех пор, пока к нему его блондинка не вернется. Знаешь, почему? Потому что ей судьба жить бедно, а она хочет быть богатенькой. И от твоего брата автоматически деньги уходят. Если ее не будет, он дело свое откроет и не прогорит ни разу...
   -Круто... - Таня теряется.
   -Я должна тебя предупредить, визитка француза лежит у тебя за зеркалом, она туда выпала, когда ты вино из сумки доставала. Но, вынуждена тебя огорчить, он про тебя давно забыл. Хороший мужик, но не твой. Позвони, проверишь... но я врать не буду -- ответственность большая слишком.
   -А что? Есть мой? Это где-то уже записано?
   -Как тебе сказать, про кого-то записано, а кто-то сам всю свою судьбу строит, это как получается. Твой, Таня па-ра-рам, очень близко, ты даже не подозреваешь, как.
   -а... он хороший? - робко спрашивает Таня?
   -Хороший? Да он лучший! Иди, у меня сейчас следующая клиентка тяжелая будет.
   -Можно еще спросить? Зачем вы про порчу рассказали Марине?
   -Да дурочки они обе, и муж у нее ушел потому, что неряха и готовит плохо. Не твое это дело, в общем. Иди.
  
   Красное платье
  
   Таня заезжает домой, проверяет электронную почту, но там пусто. Ее взгляд упирается в большое зеркало в прихожей, она вспоминает слова Наты и отодвигает зеркало. Там действительно находится визитка.
   Таня погружается в задумчивость. Собирается написать об этом Олегу, но стирает текст.
   В семь вечера она паркуется возле дома Николы и бодрым шагом поднимается по лестнице.
   Никола живет в доме старой застройки на четвертом этаже. Таня звонит в дверь, та моментально открывается, и из квартиры выпархивает молоденькая, младше Тани девушка в развевающемся крепдешиновом платьице.
   -Здравствуйте, - Но девушка не отвечает.
   -Наконец-то мы они в замкнутом пространстве, - вместо приветствия произносит Никола. - Может, по-быстрому для начала?
   Таня смотрит на него немного рассерженно.
   -Да знаю, что не согласишься, иначе бы не предлагал. Я схожу пока в душ, а ты организуй нам горячие бутерброды. Да, кстати, тебе могут позвонить...
   -Кто?
   -На сегодняшнюю ночь твои работодатели. Скажи им, что ты Татьяна, фотограф. Кстати, да, я выбрал фотки для бельгийского дедушки и распечатал. Правильно, что на пленку снимала, совсем другое качество. Можешь тоже посмотреть.
   Таня садится разглядывать фотографии. С пленки они выглядят совсем другими, более живыми. Затем готовит горячие бутерброды из всего, что находтит в холодильнике и садится перед телевизором.
   Ее отвлекает телефонный звонок.
   -Татьяна, здравствуйте, мне Вас рекомендовали как хорошего фотографа. Сегодня мы с друзьями празднуем юбилей нашей компании... это состоится в таком ночном заведении как "Пальмовая ветвь".
   -Можно поитересоваться, кто вам меня посоветовал?
   -Как, ваш начальник, Никола. Он сказал, что его сейчас нет в городе, но он целиком и полностью вам доверяет. Так вы согласны?
   -Да.
   -Тогда в десять вечера приезжайте в "Ветвь". Вас встретят.
   Тане вспоминаются слова Наты о том, что Никола собирается ее кинуть. Но с другой стороны, она ничего не говорила про риски.
   -Вот и проверим...
   Никола выходит из душа в одном полотенце на бедрах.
   -Давай, теперь ты.
   -Ты чего-то недопонял? Я могу еще раз повторить.
   -Да че ты сразу все к сексу сводишь, у меня и в мыслях не было...
   -В мыслях у тебя ничего другого отродясь не было. Лучше объясни, куда это ты уехал из города?
   -Спалился, да? Ладно, так и быть, это я ради тебя мделал, чтобы поправить твое финансовое положение. Поняла? А теперь марш в душ, и я займусь тобой вплотную.
   Через полтора часа Таня смотрит на себя в большое зеркало в прихожей и не узнает. На ней красное платье без лямок, широкое в бедрах и сужающееся книзу, волосы свернуты красывым тяжелым узлом, челка уложена назад.
   -Что ты со мной сделал?
   -Еще скажи, что тебе не нравится?
   -Почему же, нравится. Только чье это платье?
   -Одной моей бывшей. Я от каждой женщины оставляю на память деталь гардероба. Ты должна сказать мне спасибо, иначе так бы и поехала к бандосам в джинсах, и они на тебя даже не взглянули.
   -Я туда еду работать.
   -Это ты сейчас так думаешь. Кстати, вот, я сережки тебе нашел. Бабушкины, между прочим. - он протиягивает тяжелые серьги.
   -Бабушкины? - Таня смотрит с сомнением? - может, тогда не надо? Все-таки семейная реликвия.
   -Да шучу я, это у меня с фотосессии завалялось.
   -Какой ты все-таки...
   -Какой?
   -Молодец.
   Таня в порыве обнимает фотографа. Он, пользуясь случаем, гладит ее по спине.
  
   Пора.
  
   Половина десятого вечера. Таня сидит с фотоаппаратом в машине неподалекеу от "Пальмовой ветви". Курит. Лекарство от астмы перекладывает в маленькую сумочку.
   Она хочет выйти из машины, но в последний момент что-то ее останавливает. Она звонит Сергею, но тот не берет трубку. Таня огорчается и звонит кому-то еще, но ни до кого не может дозвониться.
   Тогда она пишет Олегу на электронную почту.
   "Если со мной что-то случится, последнее, что я это делала это снимала бандюков в ресторане "Пальмовая ветвь". Подумав, добавляет. "Целую".
   В ресторане сильно накурено. К Тане подходит администратор и вежливо объясняет:
   -К сожалению, у нас сегодня закрытое мероприятие.
   -Я- фотограф.
   -К сожалению...
   -Эта девушка с нами, - из черного уже знакомого Тане джипа вываливается папаша из детского садика.
   -Проходите, - расплывается в улыбке администратор.
   Таня следует за папашей.
   -Здесь можете сделать пару десятков кадров. Основная ваша задача -- корабль.
   -Корабль? Но мы не договаривались.
   -Танечка, я договаривался с Вашим начальником, и меня не волнует, что вы думаете по этому поводу. Карточка памяти с фотографиями должна оказаться у меня, что бы не случилось. К Вам могут подходить люди, говорить, что я их попросил это сделать -- не верьте им. Договорились?
   Таня кивает.
   Сеть в "Пальмовой ветви" не ловит. Таня с грустью смотрит на телефон.
   Двухэтажное заведение переливается разноцветными огнями. Таня с интересом разглядывает контингент, это вполне обычные чуть усталые мужчины. Никаких наколок и колец. Таня робко делает первые кадры. Кажется, ее никто не замечает.Гости пьют аперетивы, глядя на танцовщиц. Никакого стриптиза, девушки в аккуратных платьях. Женщин почти совсем нет, одна пожилая дама с длинными когтями. Таня снимает и ее.
   На подобие сцены поднимается папаша, произносит речь. Все радостно хлопают. Таня в их числе. Вдруг ее кто-то берет под локоть и выводит из толпы. Это невзрачный молодой человек в мятом льняном костюме, он держит в руке стакан с соком.
   -Вы палитесь, -говорит вдруг Таня.
   -Что?
   -Вы подставной?
   Выражение лица молодого человека резко меняется.
   -Вообще-то, я хотел вас предупредить об опасности, но я вижу, вы опытнее меня. Какая структура?
   -Кружок фотолюбителей.
   -Я серьезно спрашиваю, у нас мало времени.
   -И я серьезно.
   -Но как вы тогда догадались?
   -Вы водите машину?
   -Да, конечно.
   -В нигде не обозначено, но чтобы сохранять безопасность движения нужно руководствоваться в первую очередь не правилами дорожного движения, а... вспоминайте.
   -Скоростью транспортного потока.
   Таня снисходительно смотрит на сок.
   -Дайте его мне, пока никто не видит. Я все-таки на работе, а вы -- на отдыхе. И закажите виски с яблочным соком.
   -Почему с яблочным?
   -Это ваш каприз. Как вас вообще еще не рассекретили? Так скажите, что будет? Куда я вляпалась?
   Вы даже не представляете. Вице-президент, он говорил только что, решил слить сразу всех -- друзей и врагов. Для этого он арендовал теплоходик, который к утру привезет всех прямо в лапы правоохранительных огранов.
   -Какая глупость? Зачем так изощеренно?
   -Любит красивые поступки. - новый знакомый пьет виски с яблочным соком. - действительно вкусно. Откуда вы знаете?
   -У меня брат ведет буржуазный образ жизни. Уже как две недели. С вами очень приятно, но я пошла. Не хочу встретить утро в отделении.
   -Не получится. Нас к моему большому сожалению уже окружили на всякий случай, лучше не рисковать.
   -Да вы с ума сошли? Что мне теперь делать?
   -Делать вид, что все в порядке. Фотографируйте, улыбайтесь, можем потанцевать. Я в старших классах ходил на бальные танцы. Тем более, вы такая женщина, что с вами хочется танцевать вальс.
   -Мой приятель, который меня сюда направил, называет меня Таня па-ра-рам. А еще я вчера была у гадалки... - доверительно добавляет Таня, но она не успевает закончить фразу, как раздается звук гонга, и всех приглашают пройти на корабль.
   На улице стоит вице-президент. Он бледен, его подерживают под руки.
   К нему по очереди сочувственно подходят прочие мужчины.
   Он монотонно повторяет:
   -Ребятки, перебрал я сегодня, ребятушки мои, друзья...
   -Что делать с ним? - спрашивает один из охраны?
   Президент компании обнимает пьяного.
   -Спасибо тебе за праздник, я всегда знал, что ты мне настоящий друг. Человечище ты...Совсем плохо? Езжай домой лучше с моим шофером.
   Таня наблюдает эту сцену и порывается броситься вперед, но новый знакомый ее останавливает.
   -Тебе чего, жить надоело?
   -Но должен же он узнать правду?
   -Они сволочи. Что один, что другой. Вообще, это не твое дело. Подумай, какое хладнокровие нужно иметь, чтобы заслать на корабль фотографа.
   -Я так и не поняла, зачем?
   -Чтобы посмеяться, гляда на их счастливые лица.
   -Не буду фотографировать.
   -Хочешь ,чтобы тебя заподозрили? И вообще, прекрати держать меня за руку.
  
  
   Панорама.
  
   Таня бродит по теплоходу, кокетничает с бандитами, отчего они улыбаются. В этот момент она их фотографирует. Так проходит достаточное количество времени.
   На теплоходе играет музыка. Новый знакомый приглашает Таню потанцевать. Та нехотя соглашается. Это единственная возможность продолжать диалог, не привлекая ничьего внимания. Они кружатся по палубе и перешептываются.
   -Когда это начнется?
   -Я точно не знаю. Должно быть, еще не скоро.
   На палубу выбегает человек, разбивая танцующую пару.
   -Ребятушки, нас подставили. Это ловушка.
   Мужчины смеются.
   Кто-то добродушно замечает:
   -Этому больше не наливайте!
   -С чего ты взял? - выходит на середину красивый мужчина в белой рубашке. Он спокойно закуривает. - кстати, я так и думал.
   -Это третий главный. Мировой мужик, - поясняет Тане поставной.
   -Мне генерал знакомый позвонил, у нас с ним дачи рядом. Предупредить, что готовится операция "на воде" и чтобы я быстро отсюда сваливал. А куда я денусь? - оглядывается говорящий.
   Теплоход выезжает на центр Невы и останавливается. Красивый мужчина смеется.
   -Поздравляю вас, господа, нас развели, как лохов.
   -Но кто?
   -Тот, кого среди нас нет, очевидно.
   -Неужели...
   Директор вдруг плачет.
   -Друг, - говорит он. - Он же мой друг. Этого не может быть.
   -Может быть, вы, девушка что-то знаете? - обращает внимаение на Таню красавец.
   Та красиво пожимает оголенными плечами.
   -Я склонен вам поверить, если бы не одно но...
   -Джентльмены, - Таня выходит на середину палубы, - но кто вам мешает угнать теплоход?
   -А ведь девушка права. Ведь все думают, что мы ничего не подозреваем и веселимся. Я пойду в рубку и, - красавец достает пистолет, - объясню ситуацию капитану. Кстати, временно объявляется сухой закон.
   По кораблю разносится разочарованный взод.
   -Ты чего это? - шипит новый знакомый? С ума спятила? Нас же всех перестреляют?
   -Мне их жалко, - безапелляционно заявляет Таня, - их всех предали.
   Корабль резко меняет курс. Таня подходит к человеку, который сообщил о подставе.
   -А я бы на вашем месте позвонила соседу генералу и расспросила, как обстоят у него дела...
   -Слушай, ты что? Мафиози?
   -Нет, я экономист, причем без работы.
   Таня садится на корму, заворачивается в плед и закуривает. Проверяет электронную почту. Там сообщение от Олега. "Немедленно вали оттуда. Будет стрельба".
   "Тебе откуда знать?" - возмущается Таня. Но сообщение не отправляется. У нее заканчиваются деньги.
   В воздухе появляется вертолет, освещая куски блестящей воды и безмятежные теплоходы с туристами, любующимися белыми ночами.
   -Пойду попрошу капитана прибавить скорость, - спокойно говорит красавец.
   Тане приходит сообщение с незнакомого номера. "Прыгай в воду". Таня недоуменно смотрит на свое платье. "Немедленно. Сейчас взорвется". Она не понимает, кто это. Но не рискуя, повинуется. Забирая с собой карту памяти из фотоаппарата.
  
   Вода.
  
   Плыть в вечернем платье трудно, почти невозможно. Прямо на Таню мчится маленький катер. Она машет руками, но катер, кажется ее не замечает. Таня старательно гребет подальше, но мокрое платье мешает. Снять его не представляется возможным. Катер останавливается, и молодой человек протягивает ей руку.
   -Спасибо, большое спасибо...- Таня видит, кто это и, вместо того, чтобы забраться на борт, сталкивает его в воду. Когда спаситель выныривает, мы видим, что это Олег.
   -Так это был ты? Что ты здесь вообще делаешь? Какого?...
  
   Они вылезают на набережную и смотрят на то, как удаляется крошечный катер.
   -Какого? Что ты творишь? Что ты здесь делаешь? Ты что? Обо всем знал с самого начала? Ты не мог раньше приплыть за мной?
   -Ну сюрприз бы не получился, виновато смотрит на Таню Олег. - Тем более, ты так смешно скрывала от меня свой секс-бэк с Михой, что я решил тоже поскрытничать.
   Слышится стрельба. Голос из мегафона.
   -Теплоход "Ивась", немедленно остановитесь...
   Но ни Таню, ни Олега это ольше не интересует.
   -Так ты знал? И мне не сказал?
   -Я вообще-то джентльмен. И считаю, что такие вещи обсуждать неприлично. В отличие от Михи. Он мне в то же утро во всх подробностях....
   Таня начинает кипятиться.
   -Но почему ты не появился? Когда ты приехал?
   -На следующий день после. Чтобы спасти тебя от Михи, да и вообще. - Олег неловко поправляет очки. - но ты уже нашла себе спасение.
   -И это тебе тоже Миха рассекретил?
   -Я сам все слышал. Когда он Николе твоему звонил. Мне пришлось навести справки, и решил, что спасать тебя все таки надо.
  
   Суша.
   Они идут мокрые насквозь по Университетсккой набережной. Мимо один за другим проезжают милицейские машины с мигалками.
   -Как мы удачно добрались до Васильевского, мосты ведь разведены.
   -Слушай, - Таня вдруг останавливается, - а почему ты позвонить не мог, а сообщения писал?
   -Боялся сюрприз испортить. Я все-таки из далека ехал.
   На набережной стоит Ната, держит в руках удочку и с интересом смотрит вслед удаляющейся паре.

-КОНЕЦ ФИЛЬМА-


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"