Аннотация: Мы еще такое сбацаем, что с Марса будут смотреть и удивляться!
- А сейчас - песня! - объявил ведущий, - Исполняет рядовой Кирбабаев.
На сцену выходит солдат. Из инструментов, оставленных вокально-инструментальным ансамблем (что шел предыдущим номером программы), он выбирает бас-гитару.
Поправив микрофон, несколько раз щиплет одну из струн и начинает петь.
- У-Э-О-И-ЭЭЭЭ-Ы-У-И-ЭЭЭЭ...
Всё ясно - "Песня акына в бескрайней степи". Слов в песне видимо немного, и они все время повторяются. У "Бони-М" такая песня есть: "Джаньюари, фебрюари, ма-ач, эприл, мэй, джюн, джюлай..." потом оставшиеся шесть месяцев и все сначала.
Мы с Юлькой потихоньку уползаем под кресла, не в силах противостоять судорогам смеха. Зал полон: командирский состав и солдаты-срочники все как один по-армейски дисциплинированно смотрят на певца-самородка. Если абстрагироваться от происходящего на подмостках и судить о представлении по одухотворенным лицам зрителей, то можно подумать что на сцене дают классического "Риголетто" или, по крайней мере, "Кармен", финал!..
Мы были в шестом, когда нелегкую ношу классного руководства над нашим образцово-показательным классом, с примечательной литерой "Г" взяла на себя Галина Николаевна Бартенева. В её вольной трактовке педагогической методики угадывался её же семейный статус жены майора Советской армии. Галина Николаевна добивалась от нас казарменной дисциплины многозначительными записями в дневниках, нравоучениями в уничижительно-обличительных тонах и общественно-полезным трудом. Картину Мунка "Крик" видели? Вылитая Галина Николаевна в гневе. Про ту картину легенда ходит будто бы она беду приносит. Не знаю как картина, а Галина Николаевна... Мы должны были быть не только примером в учебе и труде для остальных, но и лидировать во всех школьных мероприятиях, будь то сбор макулатуры или смотр строя и песни.
Вообще, она преподавала географию.
- Ресурсы черточка руда уголь черточка северо-восток страны - монотонно диктовала она. География - не русский язык и даже не история - Галина Николаевна вполне ограничивалась в преподавательской деятельности одной частью речи: равнина - город - население - растительность... Краткость - сестра таланта. Антон Палыч Чехов. "Черточка" была её любимым знаком препинания. Причем как горизонтальная - тире, позволяющее экономить массу драгоценных слов, так и вертикальная - единица, которую она ставила в центре журнальной клеточки, а в конце четверти легко (в зависимости от симпатий и антипатий) исправляла на три или четыре, а то и на... пять!
Когда мы были в девятом, и у нас ещё не совсем атрофировалось стремление к славе, нам представилась ещё одна возможность занять 1-е место. В смотре художественной самодеятельности.
Возможности наши были скромными. В нашем классе было тридцать два человека, из которых музыкальную школу посещал только один. Это была я. Я играла на домре. Каждый год меня ставили в программу сольным номером... Но для первого места при всех раскладах было маловато.
К счастью, в военных частях смотры художественной самодеятельности проводятся также регулярно и в обязательном порядке. А уж там всегда найдется пара бойцов, способных держать в руках какой-то музыкальный инструмент и готовых по уважительной причине пару лишних часиков провести вне территории военной части. Идея пришла в голову Галине Николаевне. Или её мужу. Ход конем заключался в создании эффектного номера, который сначала должен был обеспечить наш триумф, а затем оглушительный успех подразделения майора Бартенева...
Так зародился наш ансамбль ложкарей, с незамысловатой, но в то же время незабываемой композицией "Светит месяц". В его состав вошли самые одаренные из нашего гениального класса.
Как-то в начале ноября после уроков Галина Николаевна величественной поступью, вошла в класс вместе с двумя солдатами и обратилась к нам:
- Это Михаил и...? - привычно растягивая слова, произнесла классная и вопросительно посмотрела на второго солдата.
- Марк - представился он.
- Очччень хорошо. Задача ясна? - вопрос риторический, ибо паузы для ответа не последовало, зато последовала команда - Выполняйте.
Михаил играл на аккордеоне и чуть-чуть на фортепиано. Марк немножко пел, немножко танцевал и пытался шутить. Не то чтобы они вызвали у нас восторг, просто для девочек, взрослеющих раньше мальчиков, это было нечто поинтереснее одноклассников-недоростков.
Юлька кокетничала. Как могла. Как умела. Меня это раздражало: то ли я ревновала подругу, то ли завидовала её приключению. Но совершенно искренне я считала, что они слишком для нас старые, а значит, некрасивые, и, стало быть, не стоят того, чтобы уделять им какое-то внимание. Тем более флиртовать с ними! Лично я была влюблена в одиннадцатиклассника. Чисто платонически. И кокетничать я с ним вовсе не собиралась. Никто о моем интересе не догадывался - я никому и никогда об этом не говорила, тем более легкомысленной Юльке.
Следующий номер - "Обходной лист" - стихотворение собственного сочинения на родном языке. На узбекском. Ведущий передает зрителям смысл произведения:
- Когда дембелем я стану, маслом хлеб не буду мазать.
Есть надежда, что в оригинале рифмы более убедительны. Однако, не владея узбекским, оценить номер по достоинству трудновато: ефрейтор Исраилов читает выразительно и эмоционально, но мы лишь несколько раз улавливаем слова "дембель", "замполит", и собственно, "обходной лист".
Репетировали мы много. Иногда Галина Николаевна даже жертвовала уроками географии, что способствовало наиболее полному раскрытию нашего творческого потенциала.
Самым эффектным моментом нашего номера был акробатический элемент - перекидывание ног после каждой логически завершенной музыкальной фразы произведения. Несколько позже этот трюк пыталась повторить Шерон Стоун. Но когда это одновременно делал целый ансамбль ложкарей, в русских сарафанах, взятых напрокат в филармонии! Просто тогда мир ещё не знал, что такое основной инстинкт.
У Юльки все было серьезно, по-настоящему: грезы, ожидание, сны. На мои увещевания о морали она только глупо хихикала. И каждый день с трепетом ждала репетиций. Она впервые влюбилась. Нет, ну конечно, кое-какой опыт у неё имелся: во-первых, в детском саду у неё был друг - в старшей группе он предлагал ей руку и сердце. Во-вторых, с первого класса в неё влюбился одноклассник и, кажется, был неравнодушен к ней до сих пор. Но её тянуло к мужчинам:
а) постарше,
б) брюнетам кавказского типа,
в) с ростом как у её отца - 174 см.
На мой взгляд, у неё был дурной вкус. Но речь не обо мне. Марк Ниберман оказался воплощением Юлькиного идеала. Она даже целовалась с ним... Во сне.
В день школьного смотра в зале был аншлаг. Своим "светитмесяцем" мы деморализовали конкурентов и шансов им практически не оставили.
Мы бурно отмечали победу: ели торт и танцевали всем классом "бетономешалку".
У Юльки побед было целых две: Марк предложил проводить её до дома.
Они шли по улице под руку. В эйфории Юлька не замечала мороза. Снег серебрился в свете фонарей, и уже чувствовалось приближение нового, 1990 года. Или это просто первая любовь?.. Он пообещал написать ей письмо. Скоро он демобилизуется и уедет.
Итак, мы покидаем зрительный зал - нам пора на сцену. Надо успеть переодеться в сарафаны и выстроиться в ряд за кулисами, чтобы выход был ярким. Это очень важно. Англичане точно подметили: "Нельзя дважды произвести первое впечатление!" От него многое зависит. А в том, что блестящим будет наше выступление, мы не сомневаемся. Как и в том, что главные наши достижения впереди.