Одна из особенностей живых организмов состоит в том, что они размножаются, воспроизводя себе подобных. Вот как Тора описывает это свойство живого: Берейшит א 22:
ויברך אתם אלהים לאמר פרו ורבו ומלאו את-המים...
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды...
Это свойство живого нам известно не только из Торы. Мы сами и весь окружающий мир существуем только благодаря свойству размножения и воспроизведения себе подобных.
Свойство воспроизведения себе подобных является, по сути, уникальным с точки зрения физических законов.
Любой живущий на земле организм является копией, повторением своего предка. Он также несет в себе копии своих будущих потомков.
Таким образом, это означает, что любой живой организм несет в себе информацию, память о прошлом, настоящем и...будущем. То есть, будущего еще нет, но его свойства, его информация уже имеется в живом организме, живущем в настоящем и жившем в далеком прошлом. Именно в этом состоит одна из уникальных характеристик живого организма, который располагает информацией о прошлом и будущем.
Это позволяет утверждать, что живой организм существует вне законов времени. А именно - живое обладает информацией о своем далеком будущем, которое еще не наступило и не скоро наступит. Например, перелетная птица содержит информацию о маршруте перелетов ее будущих далеких потомков, а рыба содержит информацию о маршрутах миграции на нерест ее далеких будущих потомков.
Но на мой взгляд наиболее интересным свойством живого является та характеристика, что в живом организме одновременно присутствуют все три свойства бытия (вспомним название Господа Бога на иврите יהוה и его истолкование Раши: 1.далекое прошлое; 2. текущее настоящее; 3. далекое будущее.) Причем, поскольку живой организм - это сугубо материальный объект, то мы можем утверждать, что в нем одновременно сосуществуют три живых организма, а именно - далекий, далекий предок этого организма, живущий сегодня потомок того предка, а также его далекий будущий потомок. И все эти трое прекрасно уживаются друг с другом в одном и том же теле данного живого организма вопреки огромным различиям времен их естественного бытия.
Таковы парадоксальные свойства любого живого существа.
Я написал слово парадоксальные хотя парадокс в данном случае не столько физический, сколько ментальный. Ведь любой живой организм, не обладающий сознанием, спокойно уживается с этим "растроением" (от слова трое), с этой тройственностью своего бытия ничуть от этого не страдая. Почему и как это происходит наука, вероятно еще ответит в будущем.
Но вот что произошло с живым организмом под названием человек или Адам.
Адам, в отличие от других живых существ, обладает ментальным миром, и в силу этого свойства он чувствует парадокс живого организма, а точнее - парадокс собственного существования - жизни одновременно в трех различных временных (исторических) измерениях - в прошлом, в настоящем и в будущем.
Этот странный парадокс, эта временная неопределенность вызвала в Адаме ментальный бунт, протест, глубокий, я бы сказал острый, психологический и психический кризис неполноценности - кто он такой этот homo sapience?
Момент этого психологического кризиса отмечен в Торе фактом вкушения плода дерева познания в Раю. Именно так в человеке, состоящем из далекого прошлого, из устойчивого настоящего возникло острое неприятие и отторжение находящегося в нем его эфемерного будущего.
Откуда у меня эти заумные предположения, которые, казалось бы, в жизни не наблюдаются.
В действительности ничего заумного в этих предположениях нет. Если хорошенько присмотреться, то это отторжение можно наблюдать везде и повсюду там, где будущее встречается в штыки.
Наши новорожденные дети (кстати, и в животном мире тоже) выглядят такими милыми и нежными существами, вызывающими инстинктивное невольное умиление взрослых особей (родителей в том числе) лишь потому, что в противном случае они были бы немедленно уничтожены взрослыми и их родителями.
А так для преодоления неприязни и антипатии к будущему новорожденное будущее в целях самозащиты снабжено инстинктивными свойствами умилять взрослое настоящее.
Но это вообще для животного мира. А как у человека, обладающего помимо всего свойствами ментального мира?
Тора отметила момент приобретения человеком ментальных свойств, произошедший при вкушении запретного плода древа познания следующим образом: Берейшит ג 15:
ואיבה אישית בינך ובין האשה ובין זרעך ובין זרעה הוא ישופך ראש ואתה תשופנו עקב:
И вражда пламенная (личная, человеческая) между тобой и между женщиной, и между твоим потомством и ее потомством. Оно будет разить твою голову (основание, прошлое, первоначальное, исходное), а ты будешь разить его пяту (будущее, следствие).
Вот как Тора отметила этот парадокс, возникший в человеке с обретением им ментальных свойств.
Объясним сейчас приведенную выше трактовку данного отрывка, касающихся слов ראש - голова и עקב - пята.
В классической трактовке этого отрывка приведены слова голова и пята.
Ранее (смотри работу "Истоки ненависти" на интернет сайте www.proza.ru) мы трактовали слово עקב как "принадлежащий к семейству Якова - יעקב". И это не ошибка. Это одно из возможных значений данного слова.
Здесь же мы рассматриваем иную трактовку значения слова - עקב - "след" или "следующий, следствие". А из множества значений слова ראש - "голова" в данном варианте хорошо подходит слово "первый, основа, начало" (мы ведь помним первую фразу Торы " בראשית " - "в начале, в основе".
При такой трактовке приведенная выше фраза имеет следующий смысл:
И пламенная (человеческая) вражда между тобой и женщиной и между твоим потомством и ее потомством. Оно будет разить твое основание, первооснову, а ты будешь разить ее наследников.
При подобной трактовке мы получаем описанный выше парадокс между прошлым и будущим, ибо основание, первооснова это исходное прошлое и настоящее состояние живого организма, а наследники, следующие это будущее этого организма. И парадокс-противоречие ясно описан в данном месте Торы как "пламенная, человеческая ненависть и вражда" настоящего и прошлого, первоосновы данного организма, к его будущему.
Далее Тора многократно приводит примеры этой ненависти между исходным, между основанием (первородным, старшим братом) и последствием (младшим братом), и мы их еще рассмотрим.
Классическим примером этого отношения служит, казалось бы, совершенно беспричинное убийство первородным Каином своего брата последыша Авеля.
Следует подчеркнуть, что слово, понятие עקב - следующий, последствие очень точно отражает свойство будущего в живом организме, которое обязательно присутствует в нем наравне с его прошлым и настоящим.
Господь Бог так охарактеризовал самого себя в книге Шмот ג 14: "Я будущее, которое прибудет". Это означает, что понятие עקב - следующий, последующий в человеке универсально выражают свойства Господа в нем, его будущее, которое всегда приходит на смену прошлому и настоящему.
Тора при описании потомков Авраама сообщает в Берейшит כה 25: о рождении Ривкой двух близнецов сыновей Исаака, старший из которых назван עשו - Эсав, что трактуется как совершенный, законченный, а младший из которых назван יעקב - Яков, что можно трактовать как следующий, будет следующим. Эти два брата, четко разделившие между собой свойства основания, основы и свойства последующей преемственности, последовательности, стали основателями двух народов, течений в человечестве, а именно - исходной первоосновы человеческой наследственности - потомки Эсава, и будущих изменений, нововведений в человеческой наследственности - будущего человечества - компонента Господа - потомки Якова.
И после этого, вся ненависть и вражда, порождаемая в человеке парадоксом его триединства, выливается в ненависть и вражду между народами, вернее между двумя тенденциями в человечестве, а именно между наследниками Эсава и наследниками Якова.
Благословение Исааком Якова и Эсава.
В Торе Берейшит в главе 27 приведена сцена ошибочного благословения Исааком Якова, обманом выдавшего себя за Эсава.
В плане модели, описанной выше, а именно: Эсав - это мир настоящего, а Яков - это мир грядущего, обман Якова по сути таковым не является, ибо благословение Исаака суть пророчества о будущем, под которое только Яков и подпадает, но никак не Эсав. Вот почему Исаак, узнав об обмане Якова, в растерянности отвечает Эсаву: "у меня для тебя ничего не осталось" - все, что есть у Исаака касается лишь будущего, которое к Эсаву никак не относится.
Вся история жизни Эсава и Якова является прекрасной иллюстрацией нашей модели - "настоящее" (Эсав) - "будущее" (Яков).
Несмотря на то, что Яков якобы украл первородство у Эсава, все настоящее, а именно все имущество и хозяйство Исаака досталось Эсаву, а Яков бежит, уходит с земель Исаака, из Ханаана, и единственным его богатством помимо посоха являются его надежды и упования на будущее. В неустанной погоне за будущим Яков упорно трудится, чтобы получить в будущем жену, и вновь трудится, чтобы получить в будущем любимую жену, и вновь трудится, чтобы получить в будущем хоть какое-то имущество (напомним, что его исходное имущество, принадлежавшее Якову по наследству, досталось Эсаву), и так далее и так далее. Яков останавливается в своем пожизненном стремлении в будущее лишь с появлением младшего сына Йосифа, который олицетворяет само будущее и отбирает у отца эстафету движения в будущее. Йосиф является типичным будущим, которое встречают в штыки его братья, типичные представители настоящего, категорически не приемлющие будущее в лице Йосифа, готовые уничтожить это будущее вместе с его носителем, Йосифом, что они и совершают. Интересно, что наибольшую ненависть Йосиф вызывает у братьев именно своими предсказаниями будущего.
Неудачная попытка братьев Йосифа уничтожить Йосифа и с ним само будущее напоминает неудачную попытку Авраама принести в жертву Исаака. И в том и в другом случае будущее побеждает.
Наиболее откровенным взаимоотношением настоящего и будущего дано в истории борьбы Якова с ангелом Эсава, ангелом настоящего. Эта борьба заканчивается тяжелым ранением Якова и его полной сокрушительной победой над противником - настоящим. Несмотря на тяжелое ранение Якова (будущего), что является страшным предсказанием Холокоста, настоящее (ангел Эсава) признает свое полное поражение и умоляет Якова (будущее) о пощаде, ибо приближается заря нового дня, в которой Эсаву (прошлому-настоящему) без такого прощения Якова (будущего) не жить. И будущее (Яков) прощает (отпускает) настоящее (Эсава) вопреки своему тяжелому ранению. Яков (будущее) знает, что он выздоровеет и залечит все свои тяжелые раны. Это подтверждает его противник - ангел Эсава - называя Якова его новым будущим именем - Израиль - боровшийся со всем миром прошлого и победивший. Будущее восторжествовало не только в Торе.
Будущее восторжествовало и в жизни. На земле возникло государство будущего - Израиль. Он стоит в средине старого, разлагающегося прямо на наших глазах христианско-мусульманского мира, который уже не в состоянии остановить свою собственную гибель.
А Израиль успешно преодолевая все старые препоны прошлого и настоящего, неудержимо стремится в будущее земли, в будущее человечества, к Господу Богу!
Приложение.
"Передовые и прогрессивные идеологии".
За истекшие тысячелетия в мире помимо иудаизма появилось и исчезло множество "передовых и прогрессивных идеологий". Так, по меньшей мере, они именовали себя и поначалу действительно казались таковыми. Но проходило время и эти идеологии не выдерживали экзамена времени, экзамена жизни и быстро или постепенно, но сходили на нет, исчезали.
В качестве примеров таких "передовых и прогрессивных идеологий" можно привести греческие и римские божественные культы, идеологии огнепоклонников, разнообразные языческие идеологии, христианство, ислам, идеологии "просвещения", "возрождения", атеизм, марксизм, идеологию мультикультурности и многие, многие другие.
Появление новых идеологий, их временное существование во времени напоминают мне чудеса, которые демонстрировали перед фараоном пророк Моисей и египетские маги - лжепророки.
Я напомню, что там происходило.
Моисей, желая продемонстрировать могущество Господа Бога, бросил перед фараоном свой посох на землю, и посох превратился в змея.
Тогда египетские маги также бросили на землю свои посохи, и те тоже превратились в змеев.
Фараон увидел это и расхохотался, насмехаясь над могуществом Господа Бога.
Но он быстро прекратил свое веселье, ибо змей посоха Моисея немедленно пожрал змеев посохов египетских магов, а Моисей, протянув руку, схватил за хвост своего змея и вновь превратил его в обычный посох.
Вот таковы исторические судьбы всех "новых и прогрессивных идеологий" доселе являвшихся миру. Они не выдерживают никакого сравнения с идеологией иудаизма, которая успешно существует в мире свыше трех тысячелетий и лишь крепнет из года в год и из столетия в столетие.