Эта работа началась летом 1980 года. Группа отказников Харькова решила организовать "Еврейский Университет" для детей отказников, которых исключили из ВУЗов города за желание уехать из страны. Мы, родители, решили продолжить их образование. В университете мы читали лекции по математике, физике, химии, ивриту и еврейской истории. Я готовил лекции по еврейской истории. В качестве первоисточника я использовал среди прочих работ Тору - Пятикнижие Моисеево. С Библией на русском языке я был хорошо знаком. А теперь я решил прочесть ее на иврите. И вот тут-то все и началось.
Тора на иврите показалась мне прекрасным учебником иврита, напоминающем "Букварь". Видимо, это был такой специальный прием Автора Торы: увлечь простотой, доступностью и заманить, затащить в глубины книги. Так все и произошло. Однажды испробовав вкус Торы, я уже не смог освободиться от нее.
Вот уже тридцать лет я пытаюсь назвать то, как я вижу, ощущаю в эту книгу. Я придумал сотни названий, но все они передают лишь одну из тысячи ликов книги и ни коим образом не раскрывают ее сути. Отчаявшись от своего бессилия, я решил назвать эту книгу "Лики Торы". Я надеюсь, что читателю повезет больше, чем мне, и он сумеет подобрать более точное название, раскрывающее его личное видение Торы.
Часть первая
... у Торы есть чудесное свойство: на каком бы уровне не находился человек, великий мудрец или пятилетний ребенок, читая ее, он извлечет для себя урок. Всемогущество Творца неподвластно нашему разуму и чуждо человеку, сознание которого ограничено его природой. Однако Всевышний желал, чтобы человек мог понять нечто в Его путях и деяниях. Более того - чтобы он старался понять как можно больше и стремился к этому всеми силами. Поэтому Творец избрал образ действия, соответствующий путям человеческим .... Всевышний действует в соответствии с природой созданных и дал возможность постигать Его дела и понимать их насколько это возможно... Доказательство этому - описание сотворения мира... Творец создал мир последовательными действиями, разграниченными во времени и разделенными на "речения", а не одним "речением".... Из этого следует возможность и необходимость анализировать Его действия, их причины и следствия, различать категории, виды и их аспекты, все согласно образу мышления человека.
Рамхаль - Луцато (ДААТ ТВУНОТ), Италия, 1800-1865.
Тора находится в руках человека почти 4000 лет. Но и поныне она не оставляет нас равнодушными. Каждый раз, перечитывая Тору, мы обнаруживаем в ней что-то новое, ранее незамеченное. Значит, мы растем духовно, становимся мудрее. В этом цель Торы.
Успехи науки и технологии вскружили голову современного человека. Бог исчез с горизонта "научного прогресса". Ослепленный "яркими научными достижениями" человек готов верить, что Автор Торы - простой смертный, а Автор Вселенной - слепая случайность. Атеизм в большой моде. Увы, человек всегда, искал фетиши для поклонения. Сегодня таким фетишом является наука, которая "знает все".
Евреи внесли огромный вклад в развитие науки и технологии, но чисто "еврейское" мировоззрение, Тора все еще остается в стороне от внимания науки. Еврейские мудрецы всегда считали Тору "наукой" о духовной жизни человека.
Сознает человечество или нет, но результаты научных исследований последних десятилетий, все больше приобретают совершенно иной характер. Это как в суде: чем больше показаний дает свидетель обвинения (наука), чем больше фактов он приводит, тем яснее становится, что обвиняемый (Тора) говорит истину. Все чаще результаты научных исследований подтверждают слова Торы. Я уверен, в недалеком будущем наука станет главным свидетелем истинности Торы.
Нас поражает гениальный Жюль Верн, предсказавший за 50 лет создание подводной лодки а за 150 лет полет на луну. Но когда древний пастух по имени Моисей "предсказал" 4000 лет назад будущую теорию эволюции жизни, теорию Большого Взрыва, теорию относительности, открытие динозавров, генетику, клонирование живых существ и многое другое, мы не хотим об этом слышать: "Такого не могло быть потому, что не могло быть никогда!" Мы боимся взглянуть правде в лицо, ибо рухнет все наше стройное здание "научного" мировоззрения.
Работа Дарвина "Происхождение видов", которую, почему-то, посчитали основой атеизма и опровержением Торы, по сути, детально изложила в "научных терминах" картину эволюции жизни на земле по Торе. "Происхождение видов" показала, что Тора это сжатое изложение всех этапов эволюции жизни. Дарвин писал в одном из своих писем: "Никак не могу взирать на эту чудесную Вселенную и, особенно, на природу человека и довольствоваться заключением, что все это результат неразумной силы". Дарвин не виноват, что атеисты использовали его имя для борьбы с "мракобесием" Библии.
Следующим прорывом в этом направлении стала теория относительности Эйнштейна, которая позволила совместить 14 миллиардов лет Вселенной и 6 дней Творения по Торе. Затем пришла очередь "красного смещения" света далеких звезд, которые разлетаются во все стороны из одной единственной точки. Затем в космосе было обнаружено реликтовое излучение - остатки первоначального взрыва во Вселенной. И, наконец,
возникла теория Большого Взрыва, первоисточника Вселенной, о чем Тора сообщила в своей первой фразе.
Но, помимо теории эволюции, физики и астрофизики, "льющих воду на мельницу" Библии, за дело взялись и другие науки, "подливая масла в огонь" утверждений Торы. Среди них археология и геология, океанография и антропология, генетика и медицина, лингвистика и биохимия. Практически все открытия современных наук свидетельствуют об истинности Торы.
Но пока, увы, все еще существуют два кардинально противоположных подхода к Торе.
Ортодоксы считают традиционную трактовку Торы исчерпывающей истиной в последней инстанции, величайшей мудростью предков, исключая необходимость дальнейшего исследования ее текста помимо тщательного заучивания. Ортодоксы канонизировали эту трактовку в строгих, замороженных рамках, окончательно сформированных в прошлые века.
Атеисты воспринимают текст Торы, как произведение народного эпоса далекой старины, наивную мудрость предков, исключая необходимость ее "научного" исследования.
Оба подхода заковали Тору в жесткие рамки, сформированные в далеком прошлом, не позволяют извлечь из нее бесконечный объем информации, вложенный Создателем, не дают мысли и духу Торы выйти на широкий простор современного видения мира, современного мышления, взглянуть на Тору из будущего, соединить мудрость предков с мудростью потомков. Ортодоксы заранее отвергают мудрость грядущих поколений. Вся мудрость человечества, по их мнению, а это весьма устраивает атеистов, полностью исчерпана в далеком прошлом, а мудрость потомков пренебрежительно мала. Ведь наши далекие предки слышали Голос Творца! А потомкам остается лишь старательно изучать все, что слышали предки. Большее им не дано.
Такой подход не только оскорбителен для всей истории человечества, не только непродуктивен и нелогичен, но он, в конечном итоге, оскорбителен для самой Торы и ее Автора. Он полностью перечеркивает всю ту бесконечную мудрость, которую несет эта вечная Книга грядущим поколениям.
При таком подходе наиболее мудрым и проницательным человеком был Адам, созданный "руками" Бога. С ним Бог беседовал "лично". Его Он "персонально" опекал и инструктировал. После греха Адама началось духовная деградация человека. Падение человека происходило из поколения в поколение. А нынешнее человечество пребывает на самой низшей ступени мудрости, в крайней убогости мысли и удаленности от Бога.
Но в таком случае Тору должен был записать Адам. Ибо только его величайшая мудрость позволяла выполнить эту работу. И, уж конечно, эту работу нельзя было поручать жалким забитым еврейским рабам после 300 лет непрерывных унижений и притеснений в Египте. Почему Бог доверил им записать Тору, изучать ее и хранить тысячелетиями для всего человечества?
Адаму еще до его грехопадения следовало записать Тору и хранить вечно, как хранилась и не изнашивалась тысячелетиями одежда, сшитая для него самим Богом. Если бы все было именно так, то эта книга так же, как та одежда, была бы вечной, неистребимой и всеми почитаемой в тысячах поколений? Но Бог, почему-то, не доверил Тору вечной коже, изготовленной Его Святыми Руками. Мало того, Бог не доверил запись Торы даже первому Праведнику на земле, Патриарху Аврааму. Он, почему-то, доверил ее зыбкой памяти и "деградированной душе" жалких, растоптанных еврейских рабов.
Такой взгляд на историю человечества полностью противоречит не только букве, но самому духу Торы. Бог создавал мир постепенно, шаг за шагом, "эволюционно", от простого к сложному, все более совершенному.
Первым творением Бога был свет. Это было зерно, зародыш будущего мира. День за днем, усложняя Творение, Бог создает, выращивает из света небеса, землю, океаны и сушу, растения и животных, Адама, зародыш будущего человечества.
Но и человек, Адам не возник сразу совершенным. Он постепенно (эволюционно) изменялся от Адама, первого "опытного образца" человека, к Ною - "более совершенной модели", от Ноя к Аврааму, "головному образцу новой серии" человека, от Авраама к Моисею, от Моисея к Давиду и так далее. Лишь достигнув в своем развитии уровня мудрости Моисея человек смог записать Тору и начать ее изучение. Лишь на уровне танаим-мудрецов человек начал углубленное проникновение в Тору. А нашим потомкам суждено открыть еще более глубокие тайны Торы, которая неисчерпаема.
Читатель должен отвлечься от модных взглядов на Тору и попытаться услышать в ней свою собственную мелодию, ассоциации, возникающие в душе при ее чтении.
Мы ни в коем случае не отвергаем классическое ортодоксальное толкование Торы. Но точно так же, как классическая механика есть частный случай общей теории относительности, а геометрия Пифагора - частный случай геометрии Римана, так и ортодоксальное толкование Торы есть частный случай вариационного, ассоциативного толкования этой книги.
Начнем с "азов": 1. Как возник язык Торы, иврит? 2. Как возникла вселенная по Торе? 3. Дни Творения. 4. Как и зачем создан человек?
Язык Торы, иврит.
Вопрос о языке Торы - это настоящий детектив.
Во время Вавилонского "столпотворения" Бог "изменил язык" людей, дав каждому человеку его собственный язык, (на иврите - לשון (лашон), язык от корня לשנות (лешанот), изменять). Так возникло 70 разных языков и 70 разных народов, хотя все они потомки Ноя. Среди тех языков не было иврита.
Не известно, каким был язык людей до Вавилонских событий. Им пользовались Адам, Ной, его сыновья Йефет, Хам, Сим, правнук Сима Эвер. Мудрецы считают, что языком Адама был иврит. Симу и Эверу мудрецы приписывают основание первой духовной академии. Загадка в том, что ни один из народов земли, ни дети Сима и Эвера, ни их ученики на иврите не говорили. На каком языке эти мудрецы обучали своих учеников?
Сим и Эвер при Аврааме были еще живы, но Тора помимо генеалогического древа, никак не привязывает Авраама к ним, не приобщает его к их "академии" и учению. Авраам пришел в Ханаан из Харана, и не проявил никакого интереса к Симу и Эверу, бывшим в Ханаане. Видимо, ему нечему было у них учиться: они шли разными путями.
Исаак и Яков якобы учились в академии Сима. На каком языке? Если иврит был действительно языком Адама, Ноя, Сима и Эвера, то в какой-то момент он полностью исчез, вышел из употребления, как если вообще не существовал прежде.
Мы еще обсудим этот вопрос, когда рассмотрим события в Вавилоне (глава 11), а сейчас отметим, что если до Вавилона у человечества и был единый язык, то он был крайне примитивен. А события в Вавилоне стали интеллектуальным взрывом, взрывом ментальности, взрывом речи, взрывом культуры первобытного человека, разбросавшим человечество по всему миру.
Язык это средство выражения мыслей и чувств человека, средство познания мира. Богатство языка отражает богатство культуры и знаний человека.
На иврите слово מילה (мила) имеет несколько значений и среди них: "слово" и "урезание". Произнесенное слово раскрывает мысль говорящего. Но, при этом, оно ограничивает эту мысль определенными рамками, урезает ее, жертвуя глубиной и широтой, лишь бы донести ее до собеседника. Никакое слово не в состоянии передать всю глубину мысли человека. Слово это "Прокрустово ложе", в которое человек укладывает свою мысль прежде,
чем сделает ее достоянием собеседника. Другого способа общения между людьми не существует.
Оформление мысли в ограниченных рамках слова полезно и самому говорящему. Придав мысли форму слова, человек до конца понимает, определяет конкретное содержание своих размышлений, которые до этого были туманны, расплывчаты, бесформенны. Осознанная, оформленная словом мысль человека берет начало в глубинах его сверхсознания, надсознания, рождающегося из бесконечности духовного космоса, как Афродита из морской пены.
Но почему 70 разных языков, возникших в Вавилоне означают 70 разных народов? Неужели разным языкам обязательно сопутствуют разные народы? Как связано различие в языках с различием между народами?
Это сложный вопрос. Тут неожиданно генетика человека оказалась функцией его духовного мира. Казалось бы, язык человека, его ментальность должны в значительной степени определяться генами человека, местом его обитания на земле. Но Тора утверждает нечто совершенно иное. Первичным было возникновение разных языков, как признак различия ментальностей. И только потом появились генетически разные народы, и началось их рассеяние по земле. Как отголосок тех событий Тора утверждает, что во время Авраама на крошечной территории Ханаана проживало 11 разных народов с разными языками.
Выходит, язык не связан с местом обитания народа. Язык, ментальность народа это нечто иное, более глубокое в духовном плане. Он связывает своих носителей с духовным миром их сверхсознания, с той специфической областью духовного мира Творца, к которой принадлежит данный народ. Для неподготовленного читателя мои слова отдают сильным запахом мистики, оккультизма, мракобесия. Но об этом совершенно определенно говорит Тора. Да и мы сами иногда пользуемся выражением: "они говорят на разных языках", подразумевая при этом абсолютное ментальное различие говорящих.
Согласно Торе все люди созданы по образу и подобию Бога?
Да, это так! Но мир Бога бесконечно разнообразен, и в нем есть место "и эллину, и иудею". Нет, не "место" - а места. И эти места разные, они не совпадают. Культура скандинавов иная, чем греков. А культура греков - иная, чем китайцев. А ведь язык - одна из главных составляющих культуры народа.
А что есть культура народа?
Это его язык, особенности быта, одежды, его песни и танцы, его сказки, доставшиеся от предков, его литература, музыка, поэзия. Все вышеперечисленное и многое другое - неотъемлемые элементы культуры народа.
Но это лишь видимая часть огромного "айсберга ментальности народа". Его основная часть скрыта в глубинах подсознания и сверхсознания и недоступна нашему пониманию. А эти глубины человека есть малая доля необъятного духовного мира Творца.
Вот пример того, как современная наука дает очередное, пока еще очень робкое, подтверждение слов Торы:
У американцев и азиатов по-разному работают мозги
17.01. 2009 23:49 MIGnews.com
Представители разных культур по-разному используют свой мозг для решения одних и тех же проблем.
Этот шокирующий вывод был сделан Институтом Исследований Мозга при Массачусетском Технологическим Институте. Психологи сравнивали реакции людей американской (подчеркнутый индивидуализм и независимость) и восточно-азиатской (коллективистский подход, упор на взаимозависимость) культур. Оказалось, что представители этих культур по-разному воспринимают действительность и даже по-разному запоминают определенные факты. Впервые доказано, что у "американцев" и "азиатов" по-разному работают мозги: 10 азиатов, недавно прибывших в США, и 10 американцев отвечали на простые вопросы. Одновременно их мозг сканировался с помощью известной технологии ядерно-магнитного резонанса. Как оказалось, во время поиска ответов представители двух групп "включали" разные участки головного мозга, сообщает Washington Profile. И чем теснее связь человека с его культурой, тем отчетливей прослеживаются его отличия от людей иной группы.
А вот еще более сенсационное открытие:
Политические взгляды могут быть врожденным свойством
29 декабря 2010 г. время публикации: 10:04
Ученые из Университетского колледжа в Лондоне выступили с сенсационным заявлением: люди, придерживающиеся консервативных взглядов в политике, рождаются уже с подобной склонностью. Это обусловлено более большой зоной мозга, связанной с чувством страха, пишет The Telegraph.
Действительно, миндалевидная железа, располагающаяся в центральной части мозга, зачастую связывается с тревогой и прочими эмоциями. С другой стороны, эксперты заявляют: у консерваторов меньше передняя поясная кора мозга - зона, ассоциирующаяся с мужеством и оптимизмом.
К данным выводам ученые пришли в ходе сканирования мозга двух членов Парламента и 90 студентов. Оказалось, размеры упомянутых выше областей напрямую связаны с политическими взглядами человека. Пока ученые не знают, является ли эта особенность врожденной или приобретенной. Насколько у человека может быть врожден либерализм, профессор Жеран Рис, руководитель исследовательской группы, собирается выяснить в ближайшее время.
Речь, דבור (дибур) сродни слову דבר (давар), предмет, вещь, слово и подчеркивает связь слов с конкретными предметами мира. Произнося слова, человек духовно разделяет, детализирует окружающий мир. Этот процесс - одно из главных направлений деятельности Бога. Эта функция человеческой речи возникла в период Вавилонского рассеяния.
Тора - древнейший документ, записанный на иврите. Слово "еврей-иври" впервые записано именно в Торе. Традиционный взгляд привязывает слово иври к имени Эвера. Однако никто из детей и внуков Эвера иврита не знал. Первым евреем был Авраам: Аврам-hаиври, Аврам - этот еврей. Как возникло это "прозвище"? Мудрецы (1) связывают его с переходом через реку (лаавор - переходить), когда Авраам из Харана, что в Междуречье, пришел в Ханаан. Полагаю, происхождение этого слова иное, значительно более фундаментальное и с переходом реки никак не связано. Ведь не один Авраам перешел реку, но никто из "перешедших" не назван иври.
Авраам родился в селении Ур Касдим (Ур Халдейский) в Месопотамии в семье Тераха. Местные жители, халдеи, иврит не знали. Легенда рассказывает, что в три года Авраам восстал против поклонения языческим богам, разбил их статуэтки в лавке отца, чем разгневал жителей Ура и царя Нимрода. Семья бежала из Ура. Терах пошел в Ханаан, но остановился на пол пути в Харане. Народ Харана говорил на арамейском языке. Терах иврит не знал. Жена Авраама Сара, его племянница, иврит тоже не знала.
В своих духовных поисках Авраам вступил в "контакт" с Богом, который дал ему совет: לך-לך (лех-леха), "уйди" из Харана. Выражение лех-леха Раши (1) трактует, как "иди себе, ступай", или "иди, прошу". Но, по смыслу это, скорее: "иди к себе, найди себя".
По совету Бога, Авраам пришел в Ханаан. Там проживало 11 разных народов. Каждый из них говорил на собственном языке, но не на иврите. Именно здесь Тора впервые назвала Авраама - Аврам-hаиври, Аврам-этот еврей, выделив его из окружающих народов. Тора связала "иврит" с Аврамом-hаиври. Так в мире появились евреи. И первым евреем на земле был Патриарх Авраам.
Мудрецы Торы уделили термину иври много внимания.
Авраам-hаиври - тот, кто пришел с другой стороны реки (Ефрат) (Раши (1)).
Рав Йегуда (54): Иври означает, что весь мир был (всегда) на одной стороне, а Авраам был на другой стороне. Он единственный из всего человечества служил истинному Богу, а все остальные были идолопоклонниками.
Рав Нехемия (55): иври - потомок Эвера.
Равины (222): Он пришел из-за реки и говорил на языке тех, кто жил за рекой; иври - тот, кто стоит на другой стороне - ибо он остался в стороне, а Лот ассимилировался (Гирш (16)).
Мизрахи (28): Иври - тот, кто был потомком Эвера и пришел с другой стороны реки.
Радак (7): Иври - потомок Эвера.
Ближе всего к сути термина иври стоит (54), хотя и он не исчерпывает весь его смысл. Основой термина иври является тот факт, что Авраам был первым, кого Тора назвала этим именем. Авраам так и назван: Авраам-hаиври, что означает: Авраам - этот (буква ה, hей означает этот, как в английском языке слово the) еврей.
Ни Эвер, ни те, кто "переходили" реку, никогда не были названы в Торе иври. Никого из потомков и учеников Сима и Эвера и их самих (знали они иврит или нет) Тора не назвала иври. Не были названы иври и потомки Авраама - Ишмаэль и Эсав.
Рав. Йегуда (54) прав: Аврам был первым, кто начал противостояние всему остальному миру. С помощью Авраама Тора впервые спустилась на землю, и началась борьба духовного мира аШема с материальным миром человека. Так, что иври - еврей означает быть против всех идолопоклонников.
В Аврааме возник зародыш духовного мира Торы, зародыш этого противостояния. И термин иври (עברי) не только символизирует язык Торы, основы ее духовного мира, он близок слову (עבר) - убар, что означает зародыш, зачинать, ибо Авраам был зародышем, он вынашивал в себе новый мир, мир Торы на земле.
Но и это не исчерпывает смысл удивительного слова иври - еврей. Иври это также передача - авара. Авраам и его потомки евреи выполняли и выполняют функцию передачи информации, свойств, характеристик духовного мира в материальный мир народов земли, связывают духовный мир Творца с Его Творением. В этом смысл этого слова и назначения еврея на земле.
Иври-еврей в некотором роде есть прямая противоположность греческому понятию река Стикс. По реке Стикс души умерших переправляются с земли в подземное царство, а иври-еврей это канал связи Небесного царства с живыми душами на земле.
В Ханаане Авраам начинает регулярно общаться с Богом. На каком языке происходит общение? Между ними возник какой-то новый "общий" язык. Он известен только им. Он неведом окружающим народам. Поначалу даже не совсем понятно, что их общение происходит на каком-то особом языке, ибо Авраам хранит это в глубокой тайне и не употребляет слов этого языка "всуе". Он использует их лишь в общении с Богом. Он знает, что если его Собеседник произнесет известные ему слова "пароля", то это будет сам Бог, а не какой-то колдун, выдающий себя за посланника Бога.
Можно предположить, что тайна духовного общения с Богом являлась главным секретом "первородства". Авраам-этот еврей, "первородный" получил пароль от Самого Бога, и передал его Исааку, как самое сокровенное достояние. Это код доступа к Богу.
Когда Яков начал борьбу с Эсавом "за право первородства", он имел в виду именно код доступа к Богу, а не материальное наследие отца, которое по обычаю положено первородному. Овладев первородством, Яков бежит из Ханаана, оставляя "все материальное богатство" Эсаву. Ведь борьба Якова с Эсавом была не за материальное наследие, но за наследие духовное, которое в глазах Якова стояло значительно выше всего остального. И братья поделили между собой достояние отца "по-братски": все материальное досталось Эсаву, а все духовное - Якову.
Самым ценным достоянием первородства, главным наследием Авраама был код доступа - слова молитв. Как в сказке: самым дорогим для Якова явились не сундуки с золотом и драгоценными каменьями, а ... "волшебное слово". Похоже, что Эсав не очень ценил это слово, потому-то оно ему и не досталось. А Яков, потеряв абсолютно все материальное богатство, "с одним посохом", нищий изгой бежит из Ханаана необычайно удовлетворенным.
Контакт Якова с Богом происходит в первую же ночь бегства. В Бейт Эле, на горе Мория Бог выходит на связь с Яковом и подтверждает, что передача "первородства" прошла успешно. Отныне связь Бога с "землей", с человечеством будет происходить исключительно через Якова, представителя Бога на земле.
Четыре арамейских жены Якова иврит не знали и не могли обучить ему своих сыновей. Умирая, Яков сообщил секрет первородства Йосифу, мудрейшему из сыновей, а тот - своим братьям. От них слова пароля перешли к старейшинам Израиля.
Когда к Моисею в пустыне из пылающего куста обратился Бог, предложив вернуться в Египет и вывести евреев из рабства, Моисей усомнился: "Кто поверит, что я не самозванец и пришел от Бога?"
Именно здесь открывается истинная тайна первородства, тот самый "код доступа". Бог говорит Моисею: "Ты скажи им, что тебя послал Бог Авраама, Исаака и Якова и передай им такие слова: פקד פקדתי, (Я назначил) "Я вспомнил", и они поверят, что ты пришел от Меня, от Бога Авраама, Исаака и Якова. Тайна первородства, код доступа это слова иврита, слова обращения Бога.
Моисей, вернулся в Египет, произнес перед старейшинами народа этот код, они опознали секрет первородства Патриархов и признали Моисея посланником Бога. Конечно, одного кода надолго не хватило, и Моисею пришлось приводить еще множество доказательств того, что он с Богом, но первичное опознание, произошло по этому паролю.
Итак, у Патриархов иврит был их личным кодом, паролем, открывавшим доступ к Богу, который они под большим секретом передавали от отца к сыну как самую большую тайну, как благословение первородства. В Египте этот секрет был почти утерян и сохранился лишь в глубинах памяти старейшин Израиля, как некое свидетельство истиной связи с Богом Авраама, Исаака и Якова. Моисей получил этот код прямо от Бога, как Его пророк и посланник.
В действительности все было сложней и проще. Общение с Богом, право первородства не было делом каких-то мудреных слов или паролем, на подобии: "сим-сим, откройся". Ведь в Бейт Эле не Яков обратился к Богу, произнеся заветный код, но Бог Сам обратился к Якову и начал с ним диалог. Так, что главный секрет первородства лежит не в тайных кодах и заклинаниях, но в духовном мире человека, в его мыслях и стремлениях.
После исхода евреев из Египта Бог встретил Свой народ в пустыне, у горы Синай. Здесь народ Израиля получил Тору и иврит. Через Тору иврит стал языком народа. И народ Израиля уже не потенциально, но фактически становится "иври" - еврейским народом. Иврит, возникший первоначально как код общения Аврама - первого еврея с Богом, у горы Синай стал языком всего еврейского народа.
В третьем столетии до Новой Эры 70 еврейских толковников по заказу правителя Египта Птолемея сделали перевод Торы с иврита на греческий язык. Это знаменитая "Септуагинта" - "перевод семидесяти". Впервые содержание Торы стало известно всему культурному миру, который после великих завоеваний Александра Македонского был в значительной степени греческим. Несмотря на чудеса, сопровождавшие это событие, такие, например, как дословное совпадение текстов переводов всех 70 толковников, работавших отдельно и независимо друг от друга, мудрецы посчитали это раскрытием тайны Торы и большим несчастьем. Через 300 лет в день окончания этого перевода римляне пробили брешь в стене Иерусалима и ворвались в осажденный город. Это было воспринято как наказание за разглашение секрета Торы толковниками Септуагинты.
Еврейские мудрецы утверждают, что Бог создавал мир словами Торы, которая являлась исходным планом всего Творения. Скептики спрашивают, в каком виде существовала Тора до того, как появилась бумага, кожа, камни, глина, и весь материальный мир вообще не существовал? Мудрецы отвечают: в то время Тора была записана белым пламенем на фоне черного огня. Не спешите смеяться над этим "наивным" представлением. Мы к нему еще вернемся.
Первая книга Торы "Берейшит" или "В начале..." напоминает простейший учебник иврита или детскую сказку: "В начале создал Бог небо и землю...". Такое "простое" начало Торы вполне объяснимо. Ведь народ Израиля иврита еще не знал, и Автор Торы обучал его языку, давая начальные знания о Творении и духовных законах.
Но Тора рассчитана на многие тысячелетия. Читатели всех времен должны найти в ней живой, познавательный, мудрый материал о мире, его законах, о задачах, которые Автор возлагает на читателя. Выполнить эти условия в тексте одной книги, написаной тысячелетия назад, можно только в случае, если это будет не сухой текст, но живая, вечно звучащая музыка. Именно так написана Тора.
В любом языке слово может содержать несколько понятий. Толковые словари поясняют все возможные значения слов. Иврит в этом отношении уникален. Каждое его слово имеет десятки различных понятий, неизмеримо углубляющих восприятие текста. Разные значения слов превращают любое предложение в уравнение со многими неизвестными, придают ему множество смыслов. Если сравнить предложение с мелодией, то каждый стих Торы есть богатейшее по своему звучанию многоголосие, полифония.
Ассоциации, возникающие при таком восприятии, вырываются из плоскости элементарного смыслового содержания, переводя его в объемные логические пространства, многогранные и многоцветные, выводят читателя за пределы физического мира. В этом нет ничего удивительного - ведь музыка воздействует на подсознание. А подсознание это источник ассоциативного восприятия. Еврейские мудрецы считали Тору зашифрованным посланием и тысячелетиями пытались разгадать ее скрытый смысл.
Элементарный смысл каждого предложения Торы мудрецы называют пшат - простой, прямой. Еще пророки начали толковать подтекст Торы, драш, смысл, лежащий под поверхностью пшат. Это "Устная Тора". Толкования мудрецов не всегда совпадают друг с другом, а временами взаимно противоречивы. Но это никогда никого не смущало: ведь никто из смертных не обладает монополией на единственно верное, "истинное" понимание Торы. Каждое толкование подтекста это одно из множества возможных смыслов текста. А вся совокупность толкований и тех, что уже найдены мудрецами, и тех, которые будут найдены в будущем, отражает многообразие мира Творца. Вот слова мудрейшего Раши (1): Слова Торы принимают множество различных толкований, подобно молоту, дробящему скалу на множество различных кусочков.
Традиция считает, что при получении Торы у горы Синай присутствовали все еврейские души, которым когда-либо суждено появиться на свет. Все они слышали Бога, и все имеют право на собственное толкование Торы, на свою Устную Тору. Задача изучения Торы - услышать собственную мелодию в ее полифонии.
Передача Торы произошла примерно 4000 лет назад. Это был гигантский, титанический труд. Представьте себе школу, учебный класс, в котором учится сразу весь народ, от млада до стара, от простаков до гениев, миллион человек одновременно с утра до ночи. Единственное послабление - им не нужно было "добывать в поте лица хлеб свой насущный" - их кормили маной небесной. Ее нужно было лишь собрать по утру. Все остальное время - школа, учеба, уроки от рассвета до заката.
Как учили в этой школе? Текст Торы заучивали на память, как позже это делали в "хедере", в классах, куда приводят детей с трех лет. Заучивали непрерывным повторением отрывков. Так на протяжении 40 лет два поколения еврейского народа учили Тору в Синайской пустыне.
Теперь представим объем понятий и слов, которыми в то время обладал народ. Вспомним себя в возрасте трех лет. Словарный запас трехлетнего ребенка изложен в первых предложениях Торы: Бог, земля, вода, небо, свет, тьма, творить, создавать, сказать, солнце, луна, звезды, растения, животные, птицы, рыбы, деревья, плоды, травы, вода, моря и еще несколько слов. Пользуясь таким набором понятий, Бог объяснял "юному" еврейскому народу процесс сотворения мира.
Со временем, усилиями Пророков, мудрецов, великих талмудистов и ученых, учителей и раввинов, текст Торы дополнялся комментариями, которые вышли за пределы пшат, и приоткрыли глубины мудрости, содержащейся в ней. Вот, например, высказывание Рамбама (5) из "мрака средневековья" XII века: "Конфликт между наукой и религией есть результат ошибочного толкования Библии". Но до сих пор текст Торы все еще воспринимается строго канонически, не допуская никаких серьезных толкований ее подтекста. Вернее и ныне смысл Торы чуть ли не насильственно удерживается в рамках пшат, ее прямого текста.
Глава первая
Создание мира
Бог действует строго по закону!
"Чудо" - явление с еще не известным законом.
Познание уменьшает число "чудес".
Но человеку не познать все законы.
Он обречен на явление "чудес".
(Аксиома)
Один День
בראשית ברא אלהים את השמים ואת הארץ , В начале создал Бог небо и землю.
Это традиционное классическое толкование первого стиха Торы - пшат.
(Далее повсюду текст пшат записан прописными буквами.)
Научная теория Большого Взрыва и горячей Вселенной. (из популярного интернет издания "Википедия")
По современным представлениям, наблюдаемая нами Вселенная возникла 13,73 Ђ 0,12 млрд лет назад из некоторого начального "сингулярного" (не устойчивого) состояния и с тех пор непрерывно расширяется и охлаждается. Согласно известным ограничениям по применимости современных физических теорий, наиболее ранним моментом, допускающим описание, считается момент Планковской эпохи с температурой примерно 1032 K (Планковская температура) и плотностью около 1093 г/см³ (Планковская плотность). Ранняя Вселенная представляла собой высокооднородную и изотропную среду с необычайно высокой плотностью энергии, температурой и давлением. В результате расширения и охлаждения во Вселенной произошли фазовые переходы, аналогичные конденсации жидкости из газа, но применительно к элементарным частицам.
Приблизительно через 10−35 секунд после наступления Планковской эпохи (Планковское время - 10−43 секунд после Большого взрыва, в это время гравитационное взаимодействие отделилось от остальных фундаментальных взаимодействий) фазовый переход вызвал экспоненциальное расширение Вселенной. Данный период получил название Космической инфляции. После окончания этого периода строительный материал Вселенной представлял собой кварк-глюонную плазму. По прошествии времени температура упала до значений, при которых стал возможен следующий фазовый переход, называемый бариогенезисом. На этом этапе кварки и глюоны объединились в барионы, такие как протоны и нейтроны. При этом одновременно происходило асимметричное образование как материи, которая превалировала, так и антиматерии, которые взаимно аннигилировали, превращаясь в излучение.
Дальнейшее падение температуры привело к следующему фазовому переходу - образованию физических сил и элементарных частиц в их современной форме. После чего наступила эпоха нуклеосинтеза, при которой протоны, объединяясь с нейтронами, образовали ядра дейтерия, гелия-4 и ещё нескольких лёгких изотопов. После дальнейшего падения температуры и расширения Вселенной наступил следующий переходный момент, при котором гравитация стала доминирующей силой. Через 380 тысяч лет после Большого взрыва температура снизилась настолько, что стало возможным существование атомов водорода (до этого процессы ионизации и рекомбинации протонов с электронами находились в равновесии). После эры рекомбинации материя стала прозрачной для излучения, которое, свободно распространяясь в пространстве, дошло до нас в виде реликтового излучения.
Начальное состояние Вселенной
Экстраполяция наблюдаемого расширения Вселенной назад во времени приводит при использовании общей теории относительности и некоторых других альтернативных теорий гравитации к бесконечной плотности и температуре в конечный момент времени в прошлом. Более того, теория не даёт никакой возможности говорить о чём-либо, что предшествовало этому моменту (потому, что наша математическая модель пространства-времени в момент Большого Взрыва теряет применимость: при этом теория вовсе не отрицает возможность существования чего-либо до Большого взрыва), а размеры Вселенной тогда равнялись нулю - она была сжата в точку. Это состояние называется космологической сингулярностью и сигнализирует о недостаточности описания Вселенной классической общей теорией относительности. Насколько близко к сингулярности можно экстраполировать известную физику, является предметом научных дебатов, но практически общепринято, что допланковскую эпоху рассматривать известными методами нельзя. Многие учёные полушутя-полусерьёзно называют космологическую сингулярность "рождением" (или "сотворением") Вселенной. Невозможность избежать сингулярности в космологических моделях общей теории относительности была доказана в числе прочих теорем о сингулярностях Р. Пенроузом и С. Хокингом в конце 1960-х годов. Её существование является одним из стимулов построения альтернативных и квантовых теорий гравитации, которые стараются разрешить эту проблему.
Приведенное выше описание теории Большого Взрыва взято из популярного интернет издания Википедия. Для придания максимальной популярности изложения теории в тексте полностью отсутствуют формулы и уравнения, без которых никакая современная теория не существует. Но и без этих формул приведенный текст совершенно непонятен, закрыт для современного читателя имеющего традиционное среднее или высшее образование почти так же, как для специалистов закрыта Планковская эпоха. В нем масса непонятных терминов, обозначенных прописным шрифтом и подчеркнутых, которые отсылают читателя к другим статья Википедии за дополнительным разъяснением.
Этот отрывок из Википедии приведен не для того, чтобы поиздеваться над читателем, но чтобы показать, как необычайно трудно даже современному читателю со средним или
высшим образованием описать возникновение Вселенной, начало нашего мира. А что говорить о простом человеке без образования? А что говорить о пастухе, жившем за 4000 лет до нас? Как можно было объяснить ему процесс возникновения Вселенной?
Удивительно, но Тора справилась с этой задачей!
Современная наука утверждает, что даже самая малейшая деталь мира описывается своими специфическими законами. Элементарный треугольник в своей основе имеет строго определенные математические законы Пифагора. Обычная лохань с водой подчиняется строгим законам Архимеда. Чего ни коснись в мире, все действует по своим строгим законам. Такова наука, которую современный человек боготворит.
Но эта же наука почему-то противоречит самой себе и пасует, когда речь заходит о возникновении Вселенной, о законах Вселенной. Тут наука почему-то заявляет, что Большой Взрыв произошел случайно, возник как стечение произвольных обстоятельств, а в его основе лежат факторы, которые произвольно привели к тому, что наш мир таков, каким мы наблюдаем его сегодня.
Да, сегодня уже возникла теория Большого Взрыва, описывающая закономерности
возникновения мира, теория относительности, описывающая течение времени в мире, целый ряд других теорий. Но вся наука в целом все еще прочно стоит на базе стохастичности возникновения нашего мира.
А между тем еще 4000 лет назад фундаментальный научный труд об основах нашего мироздания вцелом был передан в руки человечеству на горе Синай. Он называется "Тора".
Автор Торы достиг высочайшего уровня абстратного мышления и в тоже время смог в самой популярной форме изложить основы мироздания. Вот это изложение по Торе.
Наш мир создан на основе взаимодействия Сил, действующих в нем.
Сила, мощь, могущество, возможность на иврите называется אל, эль. А взаимодействие многих сил, многих возможностей на иврите обозначено словом אלהים, Элоким, силы, возможности. И, разумеется, никакая сила в мире не действует произвольно вне определяющих ее законов.
Введем известное в иврите понятие гематрия. Гематрия слова это сумма цифровых величин всех букв данного слова. По Каббале (230) считается, что слова с одинаковой гематрией однозначны, логически связаны.
Например, слово הטבע, природа имеет гематрию 86, равную гематрии словаאלהים , Элоким-Бог. Следовательно понятия природа и Элоким (Бог) на иврите эквивалентны. Бог это природа. Законы природы это законы Бога, Элоким.
Вот как начинается Тора: Вначале создал (бара) Бог (силы, мощности, возможности) небо и землю. (А вот как начинается теория Большого Взрыва: Вселенная возникла из некоторого начального "сингулярного" (нестабильного) состояния).
Это звучит забавно, но даже термин Торы бара, который означает помимо слов создавать, творить еще и зерно, чистота, непорочность, напоминает современные термины: бариогенезис и барионы, а это есть общее название процесса и результатов формирования протонов и нейтронов, самих основ материи, первоначальных зерен нашего мира.
Вот так Тора просто и емко изложила 4000 лет назад теорию Большого Взрыва.
Что может быть выше этой простоты и абстракции Торы? Как можно было 4000 лет назад более популярно объяснить забитым рабам, пастухам, строителям египетских пирамид принцип Большого Взрыва как результат взаимодействия сил (Элоким) во Вселенной? Не правда ли, это описание даже сегодня воспринимается более приемлемо, чем современная теория разрыва космологической
сингулярности, приведшая к Большому Взрыву и образованию Вселенной. Но как Автор Торы 4000 лет назад узнал о будущей теории Большого взрыва великих Р. Пенроуза и С. Хокинга?
Вот первая детективная загадка Торы, которых впереди тысячи!
В Торе у Бога несколько имен, каждое из которых отражает определенные свойства или стороны Творца. В первой главе Бог назван Элоким - אלהים. По еврейской традиции Элоким - это строгий Судья, Творец Вселенной. Он придерживается жестких правил управления миром, не допуская отклонений от своих законов, сурово наказывая за нарушения.
Судья, тем более, строгий судья, действует только в рамках законов. Нет законов - нет судьи. Судья это закон.
Слово Элоким, множественное число слова Эль, Бог, Сила, Могущество, означает Боги, Силы, но Бог по традиции един. И поскольку Элоким - строгий Судья, то напрашивается более глубокая трактовка имени Элоким - Свод законов. И первое предложение Торы будет следующим:
"Вначале были созданы Законы неба и земли".
Современная физика утверждает, что в основе мира лежит несколько основных фундаментальных физических констант. Малейшее их нарушение разрушит мир. Из школы нам знакома одна из них - число π = 3.14. Характеристика Элоким-Законы-Силы соответствует этим жестким константам. Мудрецы традиционно называют Его - строгий Судья. Как мудрецы Торы узнали, что имя Элоким в Торе, соответствует строгими физическим константам мира?
Вот вторая детективная загадка Торы!
Понятия небо и земля предполагают наличие земного шара и атмосферы. Но в первое мгновение Творения их еще нет, как нет вообще ничего материального. Мир создается из ничего, из чистого духа, из идеи. И в первую очередь необходимо создать такие базисные основы материального мира как пространство, материя, время. Без них материальный мир существовать не может. Именно об этом говорит Тора в первом стихе:
Вначале созданы (ברא - бара) Законы пространства и материи.
Обратим внимание на глагол ברא - бара, создавать (теоретически), планировать, задумывать. Он используется лишь когда создается нечто нематериальное, духовное - планировать, замышлять. Здесь ברא относится к созданию законов организации пространства и материи, то есть к духовному продукту. Таким образом, вначале были созданы лишь организационные предпосылки будущего построения мира.
Да и самое первое слово Торы בראשית (берейшит - вначале) далеко не простое. Его можно представить соединением двух слов: ברא שית (бара шит), что означает "создавая основание" (שית - фундамент). (Напомним, что имя третьего сына Адама, Праотца всего человечества, было שת, Шет - Основатель.)
И тогда первый стих обретает следующую форму:
Возводя основание, создали Законы пространства и материи или
В основании были положены Законы духа и материи
Вторая фраза:
והארץ היתה תהו ובהו וחשך על-פני תהום ורוח אלהים מרחפת על-פני המים, И земля была хаотична и пуста, и тьма над пропастью, и дух божий витает над водами.
Воспользуемся вышеприведенной трактовкой слов материя הארץ и Законы אלהים:
И (будущая) материя была в состоянии хаоса (беспорядка), и тьма неопределенности над бездной (будущим пространством и временем), и Дух Законов витает над водами.
Здесь введены новые понятия: "бездна", "тьма", "неопределенность", "воды". Это (теоретическое) исходное состояние, основа последующих событий.
Слово "бездна" можно воспринимать как синоним "пространства" из первого предложения. Назвав пространство "бездной", Тора придает будущему абстрактному "пространству" некоторые определенные свойства, такие, как бесконечность (бездна), тьма, неопределенность (отсутствие упорядоченности). Тот факт, что "тьма" и "законы" находятся пока еще вне "бездны" и вне "вод", говорит о том, что мы наблюдаем две противостоящие и (пока) раздельные, независимые данности, два свойства мира. С одной стороны исходное (теоретическое) состояние материи и пространства, перед началом преобразования, а с другой - законы их будущей организации. "Законы" пространства и материи уже готовы к применению, но еще не включены в работу, "ждут приказа" ("без команды не стрелять!"). Это исходное состояние, перед началом Творения. В мире нет ничего кроме Элоким - Законов Творения, и эту фразу следует воспринимать как некоторую (теоретическую) модель первичного исходного состояния мира, первичного (теоретического) хаоса до приложения к ним Законов Творения - אלהים.
Как хорошо ложится в это описание: "материя хаотична и беспорядочна и тьма неопределенности витает над бездной" на современное представление о недавно открытом новом явлении в космосе - черные дыры. Как будто бы Автор Торы нарисовал нам именно это состояние мира.
Вот и третья детективная загадка Торы - описание черных дыр в космосе!
Здесь введен термин המים, эти воды. В дальнейшем он будет часто встречаться, как символ источника жизни, как место, где зарождается и расцветает жизнь. Упоминание вод говорит о том, что духовный источник жизни существовал в мире еще до создания материальных основ, что жизнь в мире предвечна, точно так же, как наш Творец - Элоким.
Это очередная загадка Торы!
Итак, все готово и замерло перед началом Творения, перед рассветом. И вот, команда, взрыв!
ויאמר אלהים יהי-אור ויהי-אור, И сказал Бог: "Будет свет!". И возник свет.
Этот стих следует трактовать:
И по Законам Творения произошла вспышка, взрыв! Возник свет.
Так началось рождение мира. Это первый результат действия Законов Творения, законов пространства и материи на исходное (теоретическое) состояние мира - тьма, бездна, вода.
В бесконечно малой нулевой по размерам исходной точке будущего пространства в ее тьме и бездне возник свет. Он вспыхнул и раздуваясь ярким огненным шаром помчался во все стороны, раздвигая тьму бездны, создавая на своем пути пространство, наполняя его собой. Этот свет является одновременно и духом, и пространством, и материей. Свет - это колебания, это деформация пространства. Свет Элоким - исходное состояние сверх плотно упакованного пространства. Чем выше энергия света, чем выше энергия излучения, тем более плотно упаковано в нем пространство. Возникнув в бесконечно малой точке духовного источника Творца, в чем-то подобном "черной дыре", в бесконечно малом объеме, находясь в сверх сжатом состоянии, свет в соответствие с Законами Элоким гигантским прыжком, взрывом, вырвался наружу из духовного мира, разлетаясь во все стороны, создавая на своем пути пространство, наполняя его собой.
Творец произвел лишь один "квант" света: "Будет свет! И был свет!". Но этого "кванта" оказалось достаточно, чтобы возникла вся Вселенная. Свет Элоким, Законов Творения породил Пространство, подготовил место для материи.
Так родился наш мир - последствие пронесшегося здесь в тот первый день урагана Света, созданного словом Творца: "Будет Свет!" Остатком того Света является "реликтовое излучение", обнаруженное учеными в космосе.
Свет, которым мы пользуемся сегодня, весьма далек от Света, созданного речением-законом Творца. Тот первоначальный свет имел частоты излучения в миллиарды миллиардов раз более высокие, чем "видимый свет". Тот свет был невидимым, черным, на фоне которого Творец писал белым "видимым" светом-пламенем Свою Тору. Мудрецы непонятно как знали об этом, когда разъясняли, как была записана Тора до создания материального мира.
Это очередная загадка детектива Торы!
Творец намеренно использовал в Торе знакомое нам название свет, чтобы хоть как-то объясниться. Но и сегодня свет обладает весьма необычными свойствами.
Свет одновременно и волна, и частицы. При этом свет имеет странную, не материальную характеристику, константу - его скорость в вакууме постоянна и не зависит от скорости движения источника и приемника света. Она установлена "декретом" Свыше - таков Закон Элоким. Можно сказать, что свет - это своеобразное переходное состояние между духом и материей. У света нет массы покоя - он "нематериален", но обладает энергией. Его масса - это та энергия, которую он переносит. Он еще не материя, но уже явно не дух. Хотя возникает интересный вопрос: а бывает ли дух, духовная сила без энергии? Кто ответит на этот вопрос? Именно такое промежуточное, наполовину материальное и наполовину духовное явление возникло по Законам Творения (Элоким) в первое мгновение создания мира из ничего.
Мудрецы Торы под "светом" понимают духовный свет "Божественной Истины". С этим следует согласиться. Ведь любой физический объект или физическое явление в мире находится в строгих рамках Законов Творения, "физических" законов, наполняющих собой, подчиняющих себе этот физический объект или явление.
Пространство в нас самих и вокруг нас возникло в результате этой вспышки света.
Материальные объекты это сгустки пространства, неравномерности плотности пространства. Наличие этих неравномерностей воспринимается нами, как присутствие материальных объектов. Мы ощущаем неравномерности так же, как мы ощущаем различие плотности воздуха, порывы ветра. Пространство необычной плотности воспринимается нами как материальные предметы. Воздух может обжечь или заморозить своим дыханием, сбить с ног или нежно приласкать кожу. Так и сгустки пространства воспринимаются нами, как огонь или лед, тяжелый камень или легчайшая пушинка, острый нож или нежный поцелуй, ужасный зверь или пленительная красавица. Материальный мир и все его элементы это специфическое проявления свойств Божественного Света. Создав свет, Бог сотворил для нас удивительный мир. Об этом повествует Тора, начиная со второго дня Творения.
В последнее столетие наука изучила внутреннее строение атома. Раньше протоны, нейтроны и электроны считались мельчайшими частицами Вселенной, но открытия еще более мелких частиц продолжило путешествие вглубь материи. Однако в настоящее время не существует приборов, при помощи которых можно было бы зафиксировать реальное существование самых крошечных элементарных частиц, размеры которых стремятся к нулю, буквально исчезая в пространстве. Напомню читателю, что современные модели элементарных частиц, это всего лишь некоторые математические уравнения, описывающие те или иные квантовые, субатомные явления, наблюдаемые при исследовании их свойств. То есть, это чисто мнимые (духовные) свойства и характеристики исследуемой "материи". Так, что "материальный мир", при тщательном рассмотрении превращается в дым, в некую духовную субстанцию, сотканную из исходного света. Вот, к примеру, так "хорошо знакомый" нам атом. Это ядро окружено облаком электронов. Как представить себе эту конструкцию? Если ядро атома это футбольный мяч, взлетающий в центре стадиона, то облако его электронов это зрачки зрителей на трибуне стадиона, следящих за полетом "мяча", а сами эти трибуны удалены от центра поля на несколько километров. Но сам этот мяч-ядро имеет конструкцию подобную атому. Так что же такое эта наша весомая и "зримая" материя? Это иллюзия нашего взаимодействия с окружающим миром.
Первая глава Торы описывает процесс формирования "физической" оболочки, то есть специфических разновидностей пространства вокруг исходного духовного основания. Эти "материальные" одежды последовательно, "день за днем", слой за слоем, создаются и одеваются как облачение, панцирь на духовное основание, сердцевина которого остается в бесконечно малой точке где-то в глубинах неизвестности.
В результате Первого Дня Творения создан свет, породивший основу Вселенной - пространство.
וירא אלהים את-האור כי-טוב ויבדל אלהים בין האור ובין החשך , И увидел Бог свет, как он хорош. И отделил Бог свет от тьмы.
Свет, рожденный Законами Творения, обилен и достаточен. Он отделен от "тьмы", как "квант" энергии.
Слово יבדל, явдиль, отделил обозначает формирование "кванта", порции света, который Законы Творения выделили для создания нашего мира, Вселенной. Отделил означает также, что свет и его будущие производные в корне отличаются от исходного состояния.
В дальнейшем Тора будет постоянно использовать глагол отделить, сообщая, что одним из основных приемов Бога при строительстве мира является процесс הבדלה, хавдала, отделения, разделения частей физического мира, возведение разделяющих перегородок и дробление его на все большее количество элементов. Так по окончанию субботы произносится молитва хавдала, отделяющая ее святость от наступающих будней. Здесь Бог совершил две операции: создал квант света и отделил его от Источника. Таким образом, Божественный Источник мироздания был отделен первой перегородкой, и на нее было наброшено покрывало из "тонкой вуали" света.
ויקרא אלהים לאור יום ולחשך קרא לילה ויהי-ערב ויהי-בקר יום אחד, И назвал Бог свет "день", а тьму назвал "ночь". И был вечер, и было утро, день один.
И определили Законы Творения (понятие) свет как день, а тьму (исходное состояние) определили как ночь. И среди хаоса возник порядок. День один.
Это итог первого дня Творения. Произошло духовное преобразование мира. Мы говорили выше, что каждое слово ограничивает и определяет пределы духовных сущностей. В первый день Творения Законы Бога преобразовали исходный хаос и создали строгие рамки новых духовных сущностей: ночь, свет, день.
Но почему фраза заканчивается странной присказкой, которая будет повторена еще: "...и был вечер, и было утро..."? Ведь уже введены понятия "день" и "ночь"? К чему этот припев?
Слово "эрев", "вечер" является корнем слова "меурав", смешанный, смесь. Именно о таком смешении и хаосе - תהו ובהו (тогу вабогу) исходного состояния мира сообщает первое предложение. И слово эрев - смесь подчеркивает исходное состояние хаоса перед началом преобразований. А в результате первого дня из этой смеси и хаоса (эрев) возник порядок (бокер), ибо "бокер", "утро" есть корень слова левакер, упорядочить. Это еще один результат действия Законов Творения: из тьмы и хаоса возник свет и порядок. "И был хаос, и стал порядок. День один".
Таким образом, в "день один" Элоким, Законы Творения, совершили несколько основополагающих действий: создали законы организации пространства и времени, произвели квант света, отделили его от первоисточника, внесли в хаос определенный порядок.
В модели мироздания по каббале Бог находится в центре духовного мира, отделенного, закрытого от материального мира десятью переходными сферами ("сфирот"), поверхности которых ослабляют силу света, исходящего от Первоисточника, от Бога. По каббале прямой свет Божественного источника крайне опасен для материального мира своей силой и мгновенно уничтожит материальный мир. Десять "сфирот" каббалы - это десять изолирующих экранов, вложенных один в другой и ослабляющих силу света Бога, находящегося в их центре.
По аналогии с моделью каббалы, перегородка для отделения света, созданного в первый день Творения, явилась той первой экранирующей сферой, которая ослабила невероятную энергию, исходящую из источника, из Бога. И лишь после такого ослабления энергии, излившейся вовне, Законы Бога приступили к формированию первых элементов материального мира, что произошло во второй и последующие дни Творения.
Сотворение времени.
Материя не существует вне времени, точно так же, как она не существует вне пространства. Когда началось время? Можно предположить, что время началось с команды: "...ДА БУДЕТ СВЕТ...", но тогда возникнет противоречие с последним стихом
И назовет Элоким свет днем, а тьму назвал ночь, и был вечер и будет утро, особый, единственный день.
Этот "особый, единственный день" начался с вечера, с тьмы, еще до создания света. Он начался тогда, когда были созданы Законы будущего мира. То есть, он начался со слова "БЕРЕЙШИТ - В НАЧАЛЕ", а точнее - с буквы "Б".
Итак, результатом этого особого единственного дня Творения было: СОЗДАНИЕ ЗАКОНОВ ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВА, МАТЕРИИ, СОЗДАНИЕ КВАНТА СВЕТА, НАЧАЛО ПРОЦЕССА УПОРЯДОЧЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА, СНИЖЕНИЕ ХАОСА, ОТДЕЛЕНИЕ СВЕТА ОТ ПЕРВОИСТОЧНИКА (СОЗДАНИЕ ПЕРВОГО ЭКРАНА).
Второй День
ויאמר אלהים יהי רקיע בתוך המים ויהי מבדיל בין מים למים И сказал Элоким, будет пространство среди вод, и будет разделение между водами.
И Законы Творения заполнили пространство водородом различной плотности.
Во второй день начинается формирование первых материальных объектов. Мы уже говорили, Законы Бога создают материальные объекты, внося нестабильность в исходное пространство, неравномерности плотности пространства.
Вода - символ безграничного обилия Элоким. Теперь в этом безграничном обилии Законы Творения вводят неравномерности - элементы будущей материи. Используя термин "воды" Тора пытается облегчить человеку восприятие ее слов, проводит параллель между возникшим пространством Вселенной и мировым океаном, водами, наполняющими океаны. Далее, при описании процесса создания жизни в воде, Тора применит практически те же термины. Итак, океан пространства начинает наполняться материальными объектами.
В космическом пространстве רקיע (ракия) формируются галактики, звезды, звездные скопления, которые в основном состоят из водорода מימן (мейман), названного здесь водой מים (маим).
ויעש אלהים את-רקיע ויבדל בין המים אשר מתחת לרקיע ובין המים אשר מעל לרקיע ויהי-כן, И сделал Бог пространство и отделил воды, которые под пространством, от вод, которые над пространством. И было так.
И сформировали Законы Творения неравномерности в пространстве и разделили (распределили) (скопления) водород(а) в пространстве, и зафиксировали это состояние.
Эта фраза показывает, как трудно Торе, на основе элементарных представлений человека тех лет, объяснить людям, как из водорода возникли звезды (над пространством) и вода на планетах (под пространством).
Теперь Бог не творит ברא (бара) барионы из ничего, как было в особый первый день, а преобразует уже существующую материю из одного состояния в другое, יעש, яас, делает. При этом используется все тот же метод - מבדיל, мавдиль, разделение, изоляция.
ויקרא אלהים לרקיע שמים ויהי ערב ויהי-בקר יום שני, И назвал Элоким пространство небом. И был вечер, и было утро, второй день.
И определят Законы Творения пространство словом "небо", и возник еще больший порядок во второй день.
Великий толкователь Торы Раши (1) считает, что слово שמים, шамаим, небо состоит из двух слов: שם, шам, там и מים, маим, вода, и שמים, небо означает "там вода". Теперь становится понятным основа этого толкования. Ведь "небо", по формуле второго дня творения, есть "пространство среди вод".
Во второй день произошло новое упорядочение (бокер) исходного хаоса (эрев). Это результат нового разделения и изоляции. Бог возвел очередную перегородку, еще больше отделив материальный мир.
С появлением материальных объектов, обладающих массой покоя, снижаются скорости протекания физических процессов, и скорость истечения времени, которая, по теории относительности, зависит от скорости движения системы отсчета. Чем быстрее движется система отсчета (материальный объект), тем быстрее течет в ней время. Так в (первый) День Творения скорость истечения энергии равнялась "скорости света", и все процессы протекали со скоростью света, а каждой секунде исходной точки отсчета, центра Мироздания, соответствовали миллиарды миллиардов секунд в потоке света. А во Второй День эта безумная скорость потока времени снизилась. И
если длительность первого Дня Творения, дня создания пространства, соответствовала, скажем, восьми миллиардам лет в земном исчислении (хотя в это время ни о какой земле и речи быть не могло), то длина Второго Дня в земном масштабе времени составит "какие-то" четыре миллиарда лет.
Современная наука использует для датировки возраста земных пород период радиоактивного полураспада. По периоду полураспада того или иного радиоактивного элемента, имеющегося в данной породе, и по его количеству в ней можно определить сколько времени эта порода существует в мире. Этот метод до сих пор считался самым надежным при определении возраста земли. Но вот совсем свежие данные, полученные учеными.
Американские физики обнаружили взаимосвязь (корреляцию), между значением периода полураспада изотопов радия и хлора и расстоянием от Земли до Солнца. Традиционно считалось, что период полураспада постоянен и независим от внешних факторов. Ученые Брукхейвенской национальной лаборатории (Brookhaven National Laboratory) вычислили период полураспада радиоактивного изотопа кремния 32Si . Полагали, что эта величина лежит в пределах от 60 до 70 лет. Этот период полураспада сравнивали с периодом полураспада изотопа хлора 36Cl равным 301.000 лет. Ученые получили неожиданный результат: период полураспада кремния 32Si оказался зависим от времени. Другой эксперимент проводился немецкой лабораторией Physikalisch-Technische Bundesanstalt. Там вычисляли период полураспада изотопа радия 226Ra. Эксперимент длился 15 лет. Ученые обнаружили зависимость (корреляцию) между ежегодными колебаниями расстояния от Земли до Солнца и изменениями значения периода полураспада этих изотопов. Сегодня нет общей теорий, объясняющих эту связь. По одной из гипотез, на период полураспада оказывают влияние потоки нейтрино, испускаемые Солнцем.
Если гипотеза о зависимости периода полураспада от плотности нейтрино верна, то можно представить, во сколько раз плотность нейтрино в период образования Вселенной (первый, второй, третий день Творения) отличалась от нынешней плотности нейтрино, когда Вселенная уже сформирована. Различие в плотности нейтрино могло быть миллионократным. Вот почему общепринятая сегодня датировка возраста земли по периоду радиоактивного полураспада весьма проблематична.
Первые два дня Творения, создание пространства, материи, галактик и звездных скоплений, относятся к этапам формирования Вселенной в целом. Далее Тора описывает процесс формирование нашей планеты и эволюции жизни на ней.
Третий день
ויאמר אלהים יקוו המים מתחת השמים אל-מקום אחד ותראה היבשה ויהי-כן, И сказал Элоким, соберутся воды под небесами в одно место, и появится суша. И было так.
И собрали Законы Творения (законы гравитации) все воды под небесами в одном месте, образовав сушу.
И назовет Элоким сушу землей - арец, а собрание вод назвал морями - ямим. И увидел Элоким, как хорошо.