На основе модели интровертного и экстравертного психического типа человека можно сказать следующее.
Яков - яркий интроверт, полностью замкнутый в себе, в своем духовном мире, не распыляясь на проблемы окружающего мира. Он, человек шатров, не выходит наружу для общения с внешним миром. Выпасая скот, он полностью замкнут в себе, в своих мыслях и переживаниях, в своем внутреннем шатре, в шатре своей семьи, максимально закрыт от внешнего мира. Это наследие Исаака, ярко выраженного интроверта на грани аутизма - полного разрыва с внешним миром. Видимо, и Авраам был в большой степени интровертом.
А Эсав ярко выраженный экстраверт. Он весь устремлен в окружающий мир, открыт миру. Ему не сидится "в домашнем, личном шатре", наедине с самим собой.
Имя их матери ריבקה, Ривка содержит в себе намек на противоречия, спор и борьбу (מאבק на реке Ябок יבק), заложенные в ее сыновьях, ибо слово ריב, рив означает спор, ссора, борьба. Так что основы противоречий и борьбы Якова и Эсава следует искать в их матери, точнее, у Творца. Противоречия Ривки, противоречия характеров ее сыновей заложены в них Богом при рождении (творении).
Патриархи Авраам, Исаак и Яков выполняли задачи, возложенные Творцом, создавали новый народ, евреев, материальное воплощение законов аШем-Элоким. Эту задачу можно было выполнять лишь в полной изоляции от окружающего мира, максимальной замкнутости, отделенности евреев от других народов.
Поэтому Авраам взял в жены свою племянницу Сару. Тесные семейные связи были основой потомков Авраама, куда не допускался никто посторонний. Опыт Авраама показал, нарушение этого правила, женитьба на Хагарь, привела к крайне негативному результату: родился Ишмаэль. Поэтому Авраам взял Исааку жену из семьи Сары. И Яков взял жен из этой семьи. Так в семье Авраама и его внуков сконцентрировались, умножились все исходные духовные и генетические признаки Сары и Авраама (Тераха).
Генетические свойства, унаследованные Яковом и Эсавом, были воистину великим Творением, громадным достижением Селекционера.
Яков использовал эту генетику для создания нового народа, и аШем Элоким, Господь Бог присвоил Якову имя Израиль.
А Эсав пошел совершенно иным путем. Свой бесценный генетический потенциал он отдал народам мира, обогатил, допировал наследственность потомков Ноя. Эсав стал популяризатором, передал народам мира, впрыснул в них и распылил все те новые выдающиеся генетические свойства, что накопили его предки.
Объединяясь семейными узами с женщинами Ханаана и Сеира, Эсав-Эдом подарил народам бесценную генетику Авраама, Сары, Исаака и Ривки.
Эсав стал символом, первым и наиболее типичным представителем будущего через 4000 лет модного духовного течения в немецком еврействе - поветрия хаскала. Эсав - основатель и символ движения хаскалы в тысячелетиях.
Отдавая народам мира, то лучшее, что накопили его предки, он формировал сильнейшую конкуренцию будущему еврейскому народу. И ко времени, когда еврейский народ вышел на историческую сцену его уже ждал хорошо подготовленный и вооруженный отряд оппонентов, созданный потомством Эсава.
Но этот процесс на Эсаве лишь начался. Рассказ об Эсаве - это аллегория всей будущей истории человечества.
За истекшие 4000 лет с момента конфликта братьев многие миллионы эсавов, рожденных еврейскими матерями, покинули еврейский лагерь и ушли в стан антисемитов, в лагерь врагов Израиля, постоянно обогащая их своим генетическим материалом. Вот почему враги евреев всегда вооружены последними наследственными ментальными и духовными достижениями еврейского народа, и евреям нелегко выдерживать их постоянный прессинг. Вот почему самыми свирепыми и преуспевшими в черном деле уничтожения евреев оказались немцы, народ среди которого евреи прожили дольше, чем среди других народов, и которому евреи (гаскала) отдали свои гены больше, чем другим народам. Видимо, в этом один из Великих Замыслов Создателя.
История разделения наследия Авраама и Исаака на две половины: на Эсава и Якова вырисовывает модель развития современного (последние 2000-3000 лет) человечества, в которой потомки Израиля представляют собой духовный, ментальный источник, центр развития человечества, духовное сердце человечества, духовный и физический насос, тысячелетиями питающий "тело человечества" новыми духовными и ментальными идеями Небес, не позволяя человечеству останавливать развитие, прогресс.
Потомки Израиля, находясь под постоянным, неослабевающим и непрерывно нарастающим во времени физическим и моральным давлением окружающих народов, вырабатывают в себе все новые и новые ментальные и духовные свойства и идеи, закрепляют их в своих потомках, в последующих поколениях. А эсавы еврейского народа, откалываясь от него, постоянно несут эти новые идеи и признаки евреев окружающим народам, обогащают их теми достижениями, которые выработали в себе их предки. Так непрерывной духовной и ментальной генетической подпиткой народов евреями происходит непрерывное развитие всего человечества.
На это прозрачно намекает Тора, когда сообщает, что из Ханаана в египетское изгнание ушло 70 потомков Якова, что Моше прощаясь с народом Израиля на пороге Ханаана, прочел евреям Тору на 70-ти языках народов мира, ушедших из Вавилона. У евреев был Синедрион, Совет Старейшин, состоящий из 70-ти Мудрецов, а текст Торы был переведен на греческий язык, культурный язык древнего мира, усилиями 70-ти толковников - Септуагинта. Мало того, в день завершения работы над Септуагинтой через три столетия была разрушена стена Иерусалима, римляне ворвались в город, и началось рассеяние евреев среди народов мира.
Так Тора продемонстрировала неразрывную духовную и физическую связь еврейского народа со всеми народами мира.
Наиболее ярким врагом Израиля является Амалек, עמלק. Это один из потомков Эсава, символ ненависти к евреям, стремящийся к их полному уничтожению. Какова причина этой ненависти?
Слово עמלק составлено из двух слов: עמ, народ и לק, от корня לקה, быть высеченным, быть поврежденным, быть битым, потерпеть, заболеть или от слова לקוי, испорченный, поврежденный, изъян, недостаток, порок. Эти варианты приводят к выводу, что Амалек это собирательное название народов, страдающих от обид, несчастий, каких-то внутренних недостатков и пороков, вследствие каких-то генетических изъянов.
Каждый раз, когда в каком-то народе возникают те или иные генетические повреждения, обиды и поражения, каждый раз, когда в народе проявляется какой-то серьезный порок, изъян или недостаток, каждый раз, когда народ попадает в критическую ситуацию, этот народ становится Амалеком, лютой ненавистью ненавидящим евреев и стремящийся к их полному уничтожению. История последних 3-х столетий полностью подтверждает эту модель. Наиболее ярко это продемонстрировала Германия, разгромленная и опозоренная в Первой мировой войне.
Данная глава о судьбе потомков Эсава содержит множество загадок, связанных с взаимодействием евреев с окружающими народами.
"На то и щука, чтобы карась не дремал". На то и Эсав, чтобы Яков был всегда в высшей боевой готовности. Эсав, ненависть к евреям - главный внешний фактор естественного отбора потомков Якова, оставляющий наиболее сильных и выносливых для дальнейшего исполнения воли Создателя.
Слово איש, иш, человек составлено из начальных букв двух слов: шамаим и арец, שמים + ארץ, небо и земля. Человек это соединение земли и неба, материи и духа, и в нем происходит непрерывная борьба этих стихий.
שמים, небеса. שמע, слышать, понимать и воспринимать небеса.
Небеса общаются с человеком через его слух, שמיע, или через его страх Небес, ירא. Бог приходит к человеку через его страх, и видение Бога приходит к человеку через страх Бога.
Два пути общения человека с Богом:
1) слух, слышание Бога, Небес через подсознание человека. Это общение человека с Богом искомое, инициированное человеком.
2) страх, видение Бога это неожиданное общение, инициированное со стороны Бога, Небес.
Если предположить, что ашкеназ, европейский еврей, אשקנז = אש + קנז, иш + кеназ, человек кеназа по гематрии = 157 равный гематрии слова Йосиф, יוסף = 156, это одно и то же, то в таком случае исход евреев из Египта это символ исхода евреев из СССР. Но, тогда, те ашкеназим, которые застряли в пустыне на знаменитые 40 лет, это советские евреи, поехавшие в Штаты и другие страны мира. И массовый исход евреев из Штатов и из других стран мира в Израиль начнется в конце 20-х, в начале 30-х годов текущего столетия (через 40 лет после массового исхода из СССР в конце 80-х годов). Этот массовый исход может быть вызван резким духовным возрождением евреев мира в том числе и евреев Израиля, сопровождаемый (возможно) также какой-то экономической или геофизической катастрофой в мире и экономическим расцветом Израиля: לאם מלאם יאמץ, Народ от народа усилится.
1. Хроники Эсава.
Тора не история. Она регистрирует лишь факты, несущие галахические или моральные уроки. Хотя много важных принципов Торы выведено из намеков в тексте, эта глава посвящена, казалось бы, совсем неважной генеалогии Сеир-Эдома! Этой теме Тора посвятила так много места, ибо в ней множество грандиозных тайн. Большинство этого эзотерического знания ускользает от нас, но каббалисты многое обосновали на нем. Глубоко мистическая часть Зогар (70) Идра Рабба, посвящена этому описанию. Даже в буквальном смысле этих фраз несколько моментов лежит на поверхности. Из упоминания жен Эсава в 26:34 и 28:9, из противоречий в генеалогии и из параллельной генеалогии в (358) оказывается, что многие потомки Эсава были кровосмесительные или незаконно рожденные. Это и галахические, и моральные уроки, возникающие из несовпадений в списке (например, что грех человека простителен в день его женитьбы, что Амалек исключается из общего определения Эдомитов), полностью в руках Ришоним (ранние комментаторы) (467) и представлены ниже. (28): вся эта генеалогия была записана для того, чтобы показать развращенность семьи Эсава; и справедливо любое предположение об их нелегитимности и аморальности, которое может блеснуть намеком в различных фразах (хотя и не легко различимое из буквального значения Текста). (6): в этом цель данной главы, как у (147 - 49:10): Я оголил Эсава, Я раскрыл его секреты, он не может больше прятаться. Заслуга пришла к Эсаву, ибо он семя Авраама. (41) к 24:24: Тора повторяет галахические и повествовательные отрывки, из-за существенных деталей, добавленных во второй версии (224 - 3а). Эта генеалогия содержит множество поучительных нюансов и добавлений.
1. ואלה תלדות עשו - И вот генеалогия Эсава.
Завершив историю Исаака, Тора рассказывает о его детях. Она начинает с линии Эсава, перечисляет его генеалогию, их военные и политические достижения. В главе 37 Тора вернется к потомству Якова (18).
הוא אדום - Он Эдом.
Он приобрел имя Эдом еще в юности (25:30). Его потомство называлось так вплоть до времени Моше (7; 4). В имени Эдом - характер Эсава. Он получил его, когда жадно потребовал у Якова чечевичную похлебку; таким всепоглощающим было его голод, что он назвал ее цветом, даже не спросив названия. Прожорливость, жадность, страсть приобретения - суть его характера (17).
Удивительное совпадение слова אדום, Эдом с русским названием пищи: еда, едомое.
2. עשו לקח את-נשיו מבנות כנען - Эсав взял жен из дочерей Ханаана.
К величайшему ужасу Исаака и Ривки (26:35). Они были хетами, жителями Ханаана (25:16). Он женился на них в 26:34 и 28:9.
את-עדה בת-אילון החתי - Ада (украшенная) дочь Элона Хеттийца.
Она Басмат дочь Элона из 26:34. Ее звали Басмат, ибо она курила фимиам идолам (1). Он взял своих жен раньше. Расхождение имен экзегически важно и требует истолкования (28). (16): расхождение в именах допустимо. Даже члены семьи Авраама имели по два-три имени: Иска, Сарай, Сара; Эсав, Эдом; Яков, Израиль; Беньямин, Бенони. И не удивительно, что Ада это Басмат или, что Огалибама - это Юдит. (2): она могла быть сестрой, и Эсав женился на ней, ибо Басмат была бесплодна.
ואת-אהליבמה - И Огалибаму, дочь Ана, дочь Зибеона.
Ее идентифицируют с Юдит, дочерью Беери (26:34). И она, и ее отец имели по два имени. Эсав дал ей имя Юдит, уверяя отца, что она оставила идолопоклонство (1). Имя Юдит не имеет отношения ни к Иуде, ни к еврейству. (137): Эсав выбрал имя יהודית, чтобы обмануть отца, ибо в нем четыре буквы Непроизносимого Имени аШема. *) (121 - 13а): имена יהודה и יהודיה даются любому, кто отрекся от идолопоклонства.
*) Если предположить, что письменность во времена Исаака уже существовала и Эсав был грамотным.
(2) не согласен с (1) об изменении имени ее отца из Беери в Ана. Следует использовать либо реальные, либо описательные имена. (1): для Ады он использует описательное имя Басмат, а в случае Басмат, дочери Ишмаэля (3), считает описательным имя Махала. Возможно, жены в этих фразах различны, и жены с оригинальными именами Юдит и Басмат (26:34), могли умереть бездетными из- за восстания против Исаака и Ривки (26:35). Тогда Эсав женился на Аде, сестре Басмат, и на Огалибаме, дочери Ана. (1): Огалибама была незаконной дочерью адюльтера с Элифазом. (344): Она превратила свой шатер (огала) в незаконный алтарь (бама), в котором совершались акты адюльтера.
בת-ענה בת-צבעון החוי - Дочь Ана (певуньи), дочь Цивъон (цветного) хеттийца.
Ана - мужское имя, и это выражение не может означать: дочь Ана, которая была дочерью Цивъона. Скорее оно подразумевает, что Огалибама была дочерью двух отцов! Понятно, что это выражение не может означать, что Огалибама имела буквально двух отцов, что невозможно! Кроме того, Ана сам упоминается в 24 как сын Цивъона. Следовательно, Цивъон имел половую связь со своей невесткой, женой Ана, и в результате родилась Огалибама, названная дочерью Ана. Потому, что жена Ана родила ее; она была известна, как дочь Ана, ибо выросла в его доме, но Тора открывает, что она была на самом деле дочерью адюльтера ее деда Цивъона, и их потомки незаконно рождены (1).
Существует расхождение и в 20, где Ана назван братом Цивъона, в то время как дальше в 24 он назван сыном Цивъона! (1): Цивъон совершил инсест со своей собственной матерью (женой Сеира), стал отцом Ана, который поэтому назван, как предполагаемый брат Циъона, ибо он рожден той же самой матерью, и Тора открывает нам, что, он был сыном Цивъона, ставшим ему отцом в результате инцеста. (28): Мудрецы предполагали, что Цивъон имел адюльтер, а Сеир имел адюльтер с женой Цивъона. Их ребенок Ана назван сыном Цивъона, ибо жена Цивъона родила его, и братом Цивъона, ибо его отец Сеир породил его. Известно из случая Огалибамы, что Цивъон совершил адюльтер со своей невесткой, женой Ана, но нет свидетельства, что Сеир когда либо совершал такое отвратительное дело. Поэтому, предполагается, что Ана рожден от инцеста Цивъона, а не Сеира. О незаконном рождении Огалибамы (8) предполагают, что Цивъон совершил адюльтер со своей невесткой, женой Ана, но не Ана совершил инсест со своей матерью, женой Цивъона. Но другие люди в Сеире, из-за отсутствия свидетельств, целомудрены, и нет оснований предположить, что два народа практиковали адюльтер, но лишь один человек сделал это дважды (99; 313 - 115б).
Возникает мысль, что вся приведенная тут путаница в отношении имен, родства и адюльтеров вызвана тем, что у хеттов в Ханаане и у жителей Сеира все еще существовал матриархат, при котором главой семьи была женщина, мать семейства и все родственные связи определялись по матери, а не по отцу ребенка. Если мать глава семьи, то отец ребенка не известен или известен приблизительно. Установить отцовство очень трудно или вообще не возможно. Отсюда эта путанница в отношении того, кто отец, а кто брат ребенка.
Мало того, что при матриархате, все родство устанавливается только по матери, очень часто мать большого семейства, большого клана, выступала в роли "матки" семейства, подобной матке у пчел или муравьев. У людей это выливается в духовное поклонение матери семейства, как семейному божеству, прародительнице семьи, семейному идолу, то есть выливается в откровенное идолопоклонство. Характерным примером этого является названная в этой главе Огалибама: мой шатер (огали) - святилище (бама). Все мужчины приходили в этот шатер совершать священодействие с матерью семейства.
Естественно, с точки зрения морали патриархата, установленной Авраамом, когда главой семьи является отец, контролирующий половые связи своей жены или жен, матриархат и все его законы, порядки и родственные связи являются полным прелюбодеянием, адюльтером, грехом и грязью, и абсолютно неприемлемы для Авраама и его потомков.
В (20) Цивъон и Ана названы хоритами. (468 - 85а): хивиты способны пробовать землю כחויא, подобно змее (фермер, хуторянин, змеевед) и определять подходящий вид растения для культивации на определенных почвах. (23): "...что дочь Ана (незаконная), дочь Цивъона, змееподобная поедательница земли (99; 288). *) (169): хориты - потомки хивитов. (41): хеты (203 - 1:4) - общее название ханаанцев, включающее хивитов и хоритов. (2;398 - 2:10): Хориты идентичны с хивитами, народом Ханаана. Хориты от חור, дыра, змеи *) (154 - 11:8) и хивиты произошли от змеи. *) В этих названиях буквы ו и ר заменяемы при сохранении значения, что намекает на предательскую, змеинную природу этих людей. *)
*) Эти замечания показывают, что одной из основ наследия Эсава-Эдома было почитание, обожествление змей так, что народы, возникшие от Эсава стали символами того самого змея, который назван в начале Торы при изгнании Адама из Ган Эден: ползающие на брюхе и питающиеся землей. И вся последующая борьба между евреями, потомками Якова и народами мира, наследниками Эсава, борьба Добра со Злом, это борьба потомства Евы с потомством (почитателей) змея в точном соотвествие с пророчеством аШем-Элоким (3:15).
3. בשמת בת-ישמעאל - Басмат дочь Ишмаэля.
В 28:9 она названа Махала от מחל, прощение. (476): этим трем были прощены их грехи; они стали прозелитами, поднялись на более высокий уровень и вышли замуж. Поэтому, женившись на Эсаве, она была названа Махала, прощение (1). (2): Ее исходное имя Махала, было отвратительным - болезнь, и Эсав переименовал ее в Басмат, от слова бсамим, благовоние, взятое им от первой жены, Бесамат, дочери Элона. Он любил дочь Ишмаэля, ибо она была из его собственной семьи, а не ханаанка, греховная в глазах Исаака (28:8). *)
אחות נביות - Сестра Небайот.
Ее старший брат. Он женил ее на Эсаве после смерти Ишмаэля (1; 121 - 17а).
*) Теперь становится понятным, что определение греховности Авраамом и Исааком в числе прочего связано с матриархатом, который был широко распространен в те времена в Ханаане и вокруг.
4. ותלד עדה לעשו את-אליפז - И родила Ада (обычай, закон, стая) Эсаву Элифаза (Мой бог - золото).
Это первородный Эсава, был наиболее заслуженным из его детей. (1) (29:11): он вырос на коленях у Исаака и нарушил приказ отца убить Якова. Некоторые считают Элифаза Тейманитом (165 - 2:11, 4:1), который пророчествовал во времена Иова (165;59).
ובשמת ילדה את רעואל - И Басмат родила Реуэля (Друг бога).
5. ואהליבמה ילדה את יעוש ואת יעלם ואת קרח - И Огалибама родила Йеуша (спешащий), Ялама (скрытный) и Кораха (голый, без растительности на теле).
Корах в (16) один из глав Элифаза, сына Ады, а здесь он назван сыном Эсава через Огалибаму! Это намек, что Корах был незаконным сыном *) Элифаза, сына Эсава, через адюльтерский союз с Огалибамой, матерью его отца (1; 6). (1): все дети Огалибамы были незаконны. (291): в этом поколении был один Корах, упомянутый тут и в 16. Корах не сын Элифаза, ибо не рожден женой Элифаза, как другие дети Элифаза. Но Корах сын Огалибамы здесь и в 16. Предположительно, что это один и тот же незаконный отпрыск инцеста между Элифазом и женой его отца Огалибамой. (1): был один Корах, незаконорожденый - Корах Эдома. Не путать его с Корахом пра-правнуком Леви, антагонистом Моше (181 - 16). (4): был один Корах, и нет никакого адюльтера в повторении его имени здесь и в 16. Корах - младший из детей Огалибамы. После смерти его матери, Ада вырастил его, и поэтому он упомянут среди детей Ада в 16.
אלה בני עשו אשר ילדו-לו בארץ כנען - Это дети Эсава, которые родились у него в земле Ханаана.
*) Незаконен с точки зрения патриархата, с точки зрения Авраама.
6. Эсав уходит от Якова.
ויקח עשו את-נשיו ואת-בניו ואת בנותיו - И взял Эсав своих жен, сыновей и дочерей.
После возвращения Якова и смерти Исаака (2). Эсав ушел в Сеир с 400 человеками (32:7) еще до возвращения Якова, и поселился в (32:4) "поле Эдома". Дети Эсава и жены, остались в Ханаане, и Эсав изредка возвращался к ним. После прихода Якова Эсав оставил эту землю - наследие его брата, и ушел в поле Эдома и завоевал землю хоритов, Гору Сеир и поселился там. Владения Эсава упомянуты Божественным распоряжением (398 - 2:5; 2). Эсав думал лишь о женщинах, Яков давал предпочтение детям (1 к 31:17). (8): праведники женятся ради праведных потомков; они лелеят своих детей. Грешники женяться для физического наслаждения; а дети - побочный продукт (32:17).
Не поэтому ли, Эсав плодовит и заселил своими потомками весь мир, а Яков никак не может сделать свой народ достаточно многочисленным, чтобы противостоять натиску других народов?
ואת-כל-נפשות ביתו - И всех членов его дома.
Хотя семья Эсава состояла лишь из 6 человек (он и 5 сыновей), Тора говорит נפשות, души, его дома, ибо все они молились разным богам, и не были едины. Когда семья Якова пришла в Египет, она состояла из 70 человек, но Тора говорит (в 46:27) נפש, душа, ибо они все служили единому Богу (1 к 46:27, цитируя 246).
וילך אל-הארץ - И ушел в эту землю. *)
В другую землю (3), где нашел место, удобное для проживания (1). Он поселился на Горе Сеир (2, объясняя 1). (2): это выражение подразумевает: в земле Сеира. Название не дано, ибо уже сказано, что он поселился в Сеир (32:4), и Сеир упомянут в следующей фразе, как цель его путешествия.
מפני יעקב אחיו - От своего брата Якова.
Использование слова אחיו, его брата, показывает, что Эсав и Яков жили как "братья", забыв враждебность. Но духовная и моральная пропасти между ними гнала Эсав от Якова. Хотя экономические условия в Ханаане были лучше, и Эсав не должен был уходить, но их стада были так обильны, что земля не могла содержать их обоих. То, что Тора описывает Эсава, как идущего אל ארץ в (не названную) страну, от лица Якова, чтобы избавиться от духовного и морального влияния брата, показывает, что Эсав хотел отделиться от Якова (16). Тора сообщает, что Эсав ушел после возвращения Якова из Харана (2). **) Следующий стих объясняет, почему они не могли жить рядом на одной земле: она не могла содержать их из-за обилия скота. Но скрытая причина ухода Эсава: Из-за своего брата Якова - Эсав боялся Якова после событий в Шхеме ***) (13; 40).
*) Уходя от Якова, Эсав уходил в мир, во многие земли и страны. Эсав уходил населять земной шар и поэтому здесь стоит слово אל-הארץ, вся земля. И уходил он именно от Якова, от его целей и задач, от его принципа жизни, уходил, как уходили и уходят миллионы еврейских сыновей и дочерей, покидая не только свой родной дом, но свое еврейство, принося его в дар другим народам мира.
Да именно так. Эсаву стало тесно в рамках Эрец Исраэль, в рамках Ханаана. Эсав отправился на завоевание (духом Авраама) всего мира.
**) Куда подевались прежние предположения о том, что Эсав был готов, как только умрет Исаак, расправиться с Яковом. Вот Исаак умер, и Эсав неожиданно уходит из Ханаана, оставляя все Якову. И никакой борьбы между ними, никакой мести со стороны Эсава. Так, что предположения о неминуемой мести Эсава Якову целиком надуманы и внушены извне, как и страх Якова перед встречей с Эсавом: у страха глаза велики.
Разделение Эсава и Якова это аналогия отделения Лота от Авраама. Лот ушел от Авраама в более плодородные земли Содома. Уход Эсава, так же, как уход Лота, показал, что Эсав уже вырос из коротких штанишек Ханаана и двинулся на широкий земной простор. А Яков? Он ведь только что вернулся из "загранки". Он ждал приказа аШема. И ждать ему осталось уже не долго.
Но аналогия с Лотом будет не полной если не включить в нее войну царей и историю Содома. Как-то зябко становится от этих аналогий.
***) Теперь, спустя 20 лет Эсав узнал о доблести Якова?
Поскольку Яков приобрел первородство, он был наследником Исаака. Поэтому он остался в земле предков, а Эсав отправился на поиски другой страны (116). (6): Эсав ушел из-за обязательства в 15:13, что должно быть долгое, тяжелое изгнание в чужую страну прежде, чем потомки Исаака унаследуют Ханаан. Эсав посчитал: "Я уйду отсюда. Я не хочу ни этой земли, ни расплаты за это изгнанием". Эсав ушел, ибо ему было стыдно за продажу первородства (1). В награду за уход из этой земли, Бог дал Эсаву сотню провинций от Сеира до Магдиэля - Рима (42 - 38). *)
*) А сыновья Якова были "награждены" Богом за уход из этой земли 400 годами рабства и 2000 лет непрерывных гонений по всей земле. У разных народов и награды разные.
Сыновья Якова попытались применить тот же прием - оставить эту землю, но ничего у них не вышло. Все остальные земли для них обернулись лишь землями изгнания, которые вышвыривали их из себя прочь. И остались они вообще бездомными, без земли, и в собственную землю их не пускают и стремятся изгнать изо всех сил объединенными усилиями всех народов земели. Такова награда Бога за их попытку оставить эту землю кому-нибудь другому.
7. כי היה רכושם רב משבת יחדו - Ибо было у них много имущества, чтобы жить вместе.
Эсав решил оставить ее Якову, ибо Исаак завещал ее Якову, а он унаследует Гору Сеир (398 - 2:5; 7).
ולא יכלה ארץ מגוריהם לשאת אתם מפני מקניהם - И не могла земля их проживания содержать их стада.
Не было достаточно пастбищ для скота (1). (2): земля их проживания это Хеврон (35:27). Ханаан наверняка мог содержать в тысячи раз большее население. Но Эсав понял, что не может больше оставаться в родном городе, решил оставить всю страну брату и пошел своим путем.
Какое удивительно мудрое решение. Почему бы нашим врагам не использовать его, как прецедент сегодня при решении конфликта между евреями и всем остальным миром? Ведь места всем хватает, нужно лишь желание - место в душе народа.
8. וישב עשו בהר שעיר - И поселился Эсав на Горе Сеир.
Он захватил укрепленную гору хоритов, потомков Сеира по Божественному указанию (398 - 2:22): как Он сделал для детей Эсава, которых поселилил в Сеир, когда Он разрушил хоритов перед ними; и (398 - 2:5): Потому, что Я отдал Гору Сеир Эсаву во владение (2). В 34:13 (2): Тора не упоминает войны Эсава с хоритами, ибо его победа "была скрытым чудом". (17): Огалибама была потомком Сеира хоритского, и Эсав получил землю в приданое, после женитьбы. Эсав пошел в Сеир и жил в горах по наследию.
עשו הוא אדום - Эсав он Эдом.
Раньше лишь Эсав назывался Эдом. Но после укоренения в Сеире (следующая фраза), рождения внуков, его потомки стали народом Эдом. Дальше он назван אבי אדום, отец Эдома (138). Эсав это Эдом трижды повторяется в этой главе. Это повторение обозначает народы, произошедшие от Эсава, сына Исаака, внука Авраама, распространившиеся с Востока на Запад. Идеи существования Бога и определенных моральных основ Авраама оплодотворили народы, стали популярными. Этот раздел дает гигантскую историческую картину культурной эволюции человечества (422). *) (8): Тора подчеркивает, что многочисленное потомки Эсава, благодаря их очевидному превосходству в мире, составили народы, создавшие царство Эдома. Они исчезнут во времена Машиаха (52; 18). **)
*) Каковы те моральные основы Авраама, что оплодотворили через Эсава все эти народы, что приемлемы и популярны для них?
Это в первую очередь идеи патриархата и божественной связи народа через их отца-основателя, через прародителя, в отличие от прежних представлений о матери-основательнице народа и о связи божества с народом через прародительницу.
В истории Авраама, в его столкновениях с Сарой отчасти просматривается борьба между новым революционным подходом Авраама, как основателя патриархальной семьи, и взглядом Сары, в которой он все еще видит матриархальную семью.
Мы видим это в замечаниях Торы о мудрости и пророческих свойствах Сары, о том, что она более прозорлива, чем Авраам, о ее действиях в Египте и у Авимелеха, в постоянных напоминаниях Бога Аврааму, чтобы он слушал Сару и исполнял ее указания, это сквозит даже в том обидном замечании, которое бросила в адрес Сары Агарь, родившая Ишмаэля.
Авраам, со своей стороны, видит в Саре своего противника, конкурента в борьбе за патриархальную семью, конкурента на право прямой, непосредственной связи с Богом. Именно на этой почве у Авраама возникает скрытая неприязнь к Саре, своеобразная ревность к Богу. Авраам дважды пытается избавиться от Сары: в Египте и у Филистимлян. И оба раза ему это не удается. ибо связь матриарха Сары (Иски) с Богом намного прочнее связи с Богом патриарха Авраама. Поэтому Авраам так охотно пошел на жертвоприношение Исаака - порождение его противника Сары. Но и в деле жертвоприношения Исаака Авраам потерпел поражение.
Именно этим объясняется отношение Авраама к Саре при входе в Египет: он увидел, что Сара являлась для египтян идеальным матриархом, могла стать для них идеальной прародительницей, что сразу отметили все египтяне и, в первую очередь, Фараон. Аналогичная ситуация, хотя и в меньшей степени, наблюдалась и в семье Исаак-Ривка, в которой Ривка обладала явно более тесной связью с Богом, чем Исаак. И лишь начиная с Якова духовная связь полностью концентрируется на личности Якова, хотя и тут связь Рахель с языческими богами еще сильна. Так постепенно осуществлялся переход человечества от матриархата к патриархату, начатый Авраамом.
**) Из нашего анализа борьбы Бога с землей (глава 3), Якова с Эсавом или Эдомом (земля) следует тот же вывод. Борьба эта будет продолжаться до полной победы Бога.
9. Потомки Эсава в Сеире.
ואלה תלדות עשו אבי אדום בהר שעיר - И это потомки Эсава отца Эдома на Горе Сеир.
Потомки детей Эсава, рожденных в Сеир (1). Дети, родившиеся у Эсава, когда он бы еще в Ханаане, даны в 2-5. Следующими были внуки (18). Потомки Эсава, рожденные в Сеир, покорили хоритов и установил суверинитет Эдома над Горой Сеир (398 - 2:22; 17).
10. אלה שמות בני עשו אליפז בן-עדה אשת עשו רעואל בן-בשמת אשת עשו - Вот имена сыновей Эсава: Элифаз, сын Ады, жены Эсава, Реуэль, сын Басмат, жены Эсава.
Эти сыновья Эсава рождены в Ханаане. Затем даны потомки его сыновей в Сеире. Сам Эсав сыновей в Сеире не породил. Перечисление затем возвращается к его детям от Огалибамы (14), но никто из внуков не назван. Перечислены лишь начальники. Дети Огалибамы были начальниками, а внуки - нет (7).
11. ויהיו בני אליפז תימן אומר צפו וגעתם וקנז - И были сыновьями Элифаза: Тейман (южанин), Омар (болтливый), Цефо (наблюдательный), и Гаатам (рева, крикливый), и Кеназ (ревнитель, фанатик, немец).
Обратим внимание на сына Элифаза по имени Кеназ, קנז. Гематрия этого слова равна 157. По традиции Кеназ это прародитель немцев, германцев. И европейский, немецкий еврей получил название ашкеназ, אשקנז, из кеназа, принадлежащий кеназу, или человек (אש) кеназа. Хотя последнее столетие истории Европы требует иной интерпретации, а именно огонь (אש) кеназа. Запомним это название и его гематрию. Уже в главе 37 о Йосифе оно получит совсем иное освещение.
Йосиф, יוסף имеет гематрию 156, почти равную гематрии Кеназ (=157). Это означает, что Йосиф это гематрический духовный эквивалент Кеназ: их глубинные смыслы взаимосвязаны. Кеназ это Йосиф, а ашкеназы - духовные потомки Йосифа.
В главе 35 мы отмечали, что судя по задачам, выполненным в наши дни ашкеназами, они являются победителями Эсава, что было предсказано мудрецами устной Торы еще 2000 лет назад. Это был вывод из логики исторических событий, а вот теперь он подтверждено анализом гематрий этих имен.
Благодаря Йосифу евреи переселились в Египет. Там произошел их демографический взрыв. Евреи умножились, разгромили Египет, вышли из него и завоевали Ханаан.
Отрывок из обширного генетического исследования.
Изучение геномов ашкеназов подтвердило один установленный ранее факт: примерно 1000 лет назад эта группа прошла через своего рода "бутылочное горлышко" - их популяция крайне сократилась. Авторы публикации в Nature еще несколько лет назад установили, что половина сегодняшних ашкеназов происходит всего от четырех женщин, живших в Европе 1000 лет назад. Из-за близкородственного скрещивания у ашкеназов так распространены генетические заболевания. Авторы публикации в Human Genetics подтверждают эти выводы. По их геномным расчетам, в последние столетия ашкеназы очень быстро набирали численность: к XV веку их было уже не менее 50 тысяч, к началу XIX века - 5 миллионов (эти расчеты ценны, поскольку у историков нет исчерпывающих переписей для этих периодов).
Демографический взрыв ашкеназов духовных потомков Йосифа в Европе, крах в 20-ом веке великих европейских империй: Австро-Венгрии, Германии, России, выход ашкеназов в Эрец Исраэль и США, завоевание Эрец Исраэль и воссоздание государства Израиль спустя 2000 лет - все это звенья одного исторического процесса Творца.
Яркий пример, что наука, в данном случае генетика, с каждым годом все отчетливее подтверждает слова Торы. Здесь вновь мы встречаем таинственных четырех женщин, лежащих в основе всего еврейского народа. (В Торе это четыре жены Якова) Но в данном случае это четыре основательницы только (колена) ашкеназов, которые начиная с периода крестовых походов и до начала 20-го века умножились до нескольких миллионов на протяжении тысячелетия.
Мы вновь встречаем таинственную четверку праматерей, встречаем еврейский народ, духовный потомок славного Йосифа, встречаем предсказанную Торой кровавую историческую борьбу (его) потомков с потомками Эсава и предсказанную Торой победу потомков Йосифа и провозглашение государства Израиль.
А не удивительно ли, что весь этот "новый народ" ашкеназы начался именно в период крестовых походов, которые сопровождались кровавыми погромами евреев Европы? В те далекие и гибельные для евреев времена 1000 лет назад началось возрождение еврейского народа, который еще через 1000 лет, пройдя новый гибельный момент поголовного истребления ашкеназов в годы 2-ой мировой войны, вновь восстал из пепла и воссоздал свое древнейшее государство.
Эта история ашкеназов очень напоминает условия, в которые попадают сперматазоиды во чреве женщины. Им приходится там очень не легко и лишь одному или двум из них удается выжить и дать потомство, которое впоследствие выльется в миллионы потомков. (1:26): נעשה אדם בצלמנו כדמותנו... ...
... сделаем человека по образу нашему и подобию ...
Так и ашкеназы, попав в жесткие условия Европы раннего средневековья, выжили всего лишь в количестве четырех женщин, но, в конечном итоге, дали рождение многим миллионам победоносных потомков.
Вот он яркий пример применяемого Богом на практике принципа естественного отбора на примере избранного народа.
12. Амалек: Сын Элифаза от наложницы.
ותמנע היתה פילגש לאליפז בן-עשו - И Тимна (недопущена, удержана) была наложницей Элифаза, сына Эсава.
Тимна была дочерью самого Сеира (20), сестрой Лотана, одного из вождей Сеира, хорита, живших там с древнейших времен. Но она так хотела жениться на потомках Авраама, имевшего огромное уважение, что сказала Элифазу: "Если я не могу стать твоей женой, то буду твоей наложницей!" (1). (82 - 99б): Тимна была принцессой, сестрой Лотана, некоронованого принца. Она желала обратиться в иудаизм. (*) Она пошла к Аврааму, Исааку и Якову, но они не приняли ее. И она стала наложницей Элифаза, сына Эсава: "Я скорее буду слугой одного из его народа, чем принцессой другого народа". Она родила Амалека, который притеснял Израиль. Почему? Патриархам не следовало отвергать ее. *) (422): однажды Авраама уже обвинили за отказ обращать в иудаизм. (*) (469 в 255 - 32а): Авраам освободил пленников, не обратив их к вере в Бога (14:22). Авраам - образец еврея, распространяя веру в Бога, он завоевывал людей простой правдой, преимуществом семьи Авраама, (**) искренним обращением (1 к 20). И он отказался удерживать пленников. Он считал, что обращение должно быть без принуждения, с религиозной убежденностью. Он ошибался: истина его веры не может завоевать ленивые головы. И Израиль заплатил за последствия. Амалек, сын отвергнутой Тимны, стал главным врагом евреев. (1 из 164): в (358 - 1:36): Тимна - одна из детей Элифаза! Элифаз был в адюльтере с женой Сеира, и породил Тимну. Она стала наложницей Элифаза и сестрой Лотана (22). А Лотан был сыном Сеира, и Тимна была дочерью Сеира. Она названа среди детей Сеира, ибо была сводной дочерью Лотана, через акт адюльтера с его женой. Не понятно, почему Огалибама (2) называется дочерью Ана, хотя эти обстоятельства были сходными, и она была дочерью Ана, ибо его жена родила ее, но от другого мужчины. Так и с Тимной; даже Тора не называет ее дочерью Сеир, но намекает на это, называя ее сестрой Лотана.
Как трудно совместить две совершенно не совместимые системы человеческого общежития: матриархат и патриархат. Эсав сделал это, и Тора описывает то, что получилось.
(*) Тогда еще не было Иуды и иудаизма и.
*) Это еще один пример того, как мечты или обиды матери (Тимны, отвергнутой Патриархами), отражаются в наследственности ее сына (Амалека, возненавидевшего евреев).
(**) Патриархальной семьей.
(1): Тимна, мать Амалека, упомянута, чтобы сообщить, что Амалек, сын наложницы, был низкого происхождения, а не истинный потомок Эсава на Горе Сеир. Только дети законных жен были названы семенем Эсава, но не от наложниц. В этом Эсав следовал Аврааму (21:10). (2): нам приказано быть терпимым к потомкам Эсава (398 - 23:8 и 2:5), к тем, кто живет в Сеир и назван Эдомит. Но эта фраза исключает линию Амалека. Он был сыном наложницы и не стал частью наследия Эсава. Амалек отвратителен, и его имя должно быть полностью стерто (398 - 25:19). *) (18): Амалек, родственник Эдомитов, первоначально был включен в предназначение Эдомитов, которые не были отвратительны. Но после его трусливой, подлой и жестокой атаки израильтян, он подлежит полному уничтожению (5; 231, сноска к 20, и 247 - 2:25). **)
Судя по всей путанице в описании родственных связей среди сеиритов, этот народ находился в самом зачаточном родовом состоянии на момент, когда Эсав пришел к ним. У них еще не было семьи, как социальной единицы. Все родственные связи прослеживались лишь по матери. А отцами могли быть самые разные мужчины рода. В таких условиях кровосмешение и адюльтер обычное дело.
По понятиям сеиритов адюльтера вообще не было и быть не могло, ибо все родственные связи устанавливались и прослеживались исключительно по матери, вне зависимости от отцовства. Судя, например, по такому имени, как Огалибама, был даже культ женщины, родоначальницы, первоисточника всего народа. Огалибама была жрицей этого культа и непосредственной исполнительницей.
Именно этим состоянием "семейно-родовых отношений" у окружающих народов можно объяснить поведение и наказы Авраама: его страхи в Египте и у Авимелеха, отношение к Саре (Иске) в Египте и у Авимелеха, которую он все еще рассматривал как предмет, который, представлял большой интерес для окружающих, как потенциальную родоначальницу нового местного рода, и может быть выгодно продан. Более понятно теперь требование Авраама о жене для Исаака и Якова: он хотел быть уверен, что его невестка и жены его внуков имеют хорошо известную определенную генеалогию, не испачканную никаким кровосмешением и прелюбодеянием.
Если бы не было родственной связи Эсава с окружающими семью Авраама народами, Тора вообще не сообщила бы нам об этих "странных" взаимоотношениях среди народов, и мы бы ничего о них не знали. Но поскольку Эсав вышел из приличного семейного круга Авраама во "внешний" мир и, тем самым, включил его в семью Авраама, Тора приоткрыла для нас краешек "покрывала семейных отношений" того мира. Именно такие "семейные" отношения в среде народов Ханаана и других народов были одной из причин, по которым детям Авраама было запрещено брать в жены женщин Ханаана.
Лишь впоследствие, спустя сотни лет, когда семейные отношения в Ханаане стали "упорядочиваться", и не исключено, что это упорядочение произошло под влиянием Авраама, жившего среди них 100 лет, и Исаака, прожившего там еще 180 лет, правнукам Авраама, сыновьям Якова, было разрешено брать жен из женщин Ханаана.
Эсав, придя к "дочерям" Ханаана и Сеира, тоже начал постепенно, устанавливать новый семейный порядок по законам Авраама. Поэтому мы встречаем здесь такую чересполосицу родственных отношений. Эсав с его законами Авраама, в области семейных отношений, был революционером в той среде.
*) А не напоминает ли нам это слова нынешнего представителя Амалека - президента Ирана Ахмади Нежада?
**) Суть народа Амалека, обиженного народа, хорошо отражена в его имени, и объяснена здесь мудрецами, исходившими из ущемленного и обиженного положения Амалека, сына наложницы, в семье Элифаза. Но возникает вопрос: какое отношение имел Элифаз и его обиды Тимны и Амалека к евреям, к потомкам Якова? Все по принципу: были бы евреи, а обида на них найдется.
Кроме того, поскольку Элифаз был сыном Эсава, а Тимна была его дочерью, то есть внучкой Эсава, то совершенно невозможно предположение мудрецов о том, что Тимна обращалась к Патриархам, к Аврааму, Исааку и Якову с просьбой приобщить ее к иудаизму. За исключением Якова уже никого из Патриархов не оставалось в живых, а Яков был глубоким стариком. Да и сам иудаизм возник лишь после разделения еврейского царства на Израиль и Иудею, то есть через 500-600 лет после событий с Элифазом и Тимной.
В длинной экзегетной диссертации (2) расширяет эту версию (358), приводит (1) и расхождения между списками. Избегая подхода (1) к адюльтерным отношениям и незаконным рождениям, (2) продвигает альтернативные толкования, примиряя расхождения в хронологиях: (а) Элифаз спал с женой Сеира после его смерти, и Тимна легитимный ребенок; когда она выросла, Элифаз взял ее, как наложницу, что было разрешено (82 - 55б). Это представляет Элифаза в благоприятном свете и совпадает с другими взглядами о нем, первородном Эсава, который (1 в 29:11) "должен был по приказу отца убить Якова". Он был (291) другом Иова, чьи идеологические дискуссии даны в (165; 1 об Иове 4:1); (б) было два Тимны - один мужчина, другая женщина; (в) Корах - младший сыном Огалибамы; после смерти матери Ада воспитал его (4).
ותלד לאליפז את-עמלק - И она родила Элифазу Амалека.
Который поразит Израиль (157 - 18:8). Это наказание Патриархов, отказавшихся обратить его мать (82 - 99б).
אלה בני עדה אשת עשו - Это дети Ады (внуки) жены Эсава.
13. Генеалогия Эсава через Реуэля сына Басмат.
ואלה בני רעואל נחת וזרח שמה ומזה אלה היו בני בשמת אשת עשו - А вот сыновья Реуэля: Нахат (успокоение), Зерах (рассвет), Шама (радость) и Меза (изнурение) были сыновьями Басмат, жены Эсава.
14. Сыновья Эсава через Огалибаму.
ואלה היו בני אהליבמה בת-ענה בת-צבעון אשת עשו ותלד לעשו את-יעיש ואת-יעלם ואת-קרח- Это сыновья Агалибамы, дочери Аны, дочери Цивъона, жены Эсава. И родила Эсаву Яиша и Яалема, и Кораха.
(2): упоминание сыновей Эсава Элифаза и Реуэля в 10 дано, чтобы перечислить потомков, рожденных в Сеире. Дети Огалибамы не имели потомков в Сеире. Но они были вождями, и поэтому перечислены. Эта фраза должна бы следовать после 10, где перечисленны сыновья Эсава от Ады и Басмат. Но там перечислены внуки Эсава через сыновей, а у Огалибамы внуков не было и поэтому дети Эсава и Огалибамы оставлены напоследок. Дети Огалибамы были испорчены адюльтером, и сам Корах имел незаконное потомство от адюльтера между Огалибамой и Элифазом.
15. אלה אלופי בני-עשו בני אליפז בכור עשו אלוף תימן אלוף אומר אלוף צפו אלוף קנז - Это правители детей Эсава, сыновей Элифаза, первородного Эсава: вождь Тейман, вождь Омер, вождь Цефо, вождь Кейназ . *)
*) Это вожди из детей Эсава. Их дети не перечислены, ибо в условиях матриархата проследить отцовство было невозможно. Можно было назвать лишь занимаемое ими положение.
16. אלוף קרח אלוף געתם אלוף עמלק אלה אלופי אליפז בארץ אדום אלה בני עדה - Вождь Корах, вождь Геатам (ревущий), вождь Амалек, это вожди Элифаза в земле Эдом, это сыновья Ады.
Корах первоначально назван в 5, как сын Огалибамы, здесь он среди вождей Элифаза, ибо Корах - незаконный сын Элифаза через Огалибаму (1 к 5). В 18 Корах вновь назван среди вождей Огалибамы. (6): был один Корах; (224 - 13а): было два Кораха.
אלוף עמלק - Вождь Амалек.
От наложницы Тимны (12).
Вожак Амалек.
17. אלה בני רעואל בן-עשו אלוף נחת אלוף זרח אלוף שמה אלוף מזה אלה אלופי רעואל בארץ אדום אלה בני בשמת אשת עשו - Это вожди Реуэля, сына Эсава, вождь Нахат, вождь Зерах, вождь Шема, вождь Меза, это вожди Реуэля в земле Эдом, это сыновья Басмат жены Эсава.
18. ואלה בני אהליבמה אשת עשו אלוף יעוש אלוף יעלם אלוף קרח אלה אלופי אהליבמה בת-ענה אשת עשו - А это сыновья Агалибамы, жены Эсава, вождь Йауш, вождь Йалем, вождь Корах, это вожди Агалибамы, дочери Ана, жены Эсава.
19. אלה בני עשו ואלה אלופיהם הוא אדום - Это дети Эсава, и это их вожди; он Эдом.
Это корни Эдома, которые развернулись в Риме, вечном враге Израиля (111).