Аннотация: Отклики на статью Зиновьева А.А. Газета "Комсомольская правда", N 244 (19944), 24 октября 1990 года
"Мы хотим рассказать Вам о СССР"
Первые 300 писем получила редакция в ответ на статью А. Зиновьева "Я хочу рассказать вам о Западе"
А. Зиновьев пишет о трудной доле западного предпринимателя (всё для того, чтобы скопить под старость денег). Мне 44 года, 20 лет я работаю технологом и, наверное, не меньше потратил и физических, и моральных сил, чем тот предприниматель, но он хоть скопил денег и что-то детям своим оставит. А я за что "работал"? Но главное не в этом (и поэтому я поставил слово "работал" в кавычках), в том, что наша работа бессмысленна: брак как гнали, так до сих пор и продолжаем, закажем станки на миллионы рублей, а они никому не нужны. Дело доходит до того, что рабочие ломают оборудование, бьют стекла, вышибают двери и т. д. Задумал что-то внедрить новое, нужны годы. Конечно, общество по западному образцу мы не построим, но и так, как жили раньше, жить нельзя.
В.ЖЕСТКОВ
Арзамас
Да, и социализм плох, и капитализм ничего хорошего не сулит, как пишет Зиновьев. Что же делать? Между косым женихом и кривым всё равно кого-то надо выбирать: не умирать же теперь девой.
За 70 с лишним лет мы так и не научились понимать слово "наше", а понимаем только слово "моё". Прав Пастернак, который в своём романе "Доктор Живаго" говорил, что мало совершить внешнюю революцию, что надо, чтобы в душе у каждого человека совершилась ещё внутренняя революция. А поскольку такой внутренней революции не произошло в душе каждого человека, то ни о каком социализме не может быть и речи: мы до него ещё не доросли.
А то, что мы плюём на своё прошлое, так это наша давняя традиция, когда мы в 17-м году загадили Зимний дворец, а потом оскверняли храмы и соборы, руша до основания Старый мир. Если в других странах люди накапливают из поколения в поколение опыт, умение, знания, то мы всегда отрекаемся от прошлого.
Да и о деньгах мы думаем не меньше, чем люди на Западе. Правда, у нас, и имея деньги, человек ничего не имеет...
С.ЩЕРБАКОВА
Челябинск
Тоталитарный режим, который уже 73 года правит у нас, - абсолютный абсурд в экономике. Когда одно или несколько лиц в государстве (партии) решают, иметь или не иметь крестьянину корову или козу, - это идиотизм.
Почему Запад процветает? Да потому, что политика служит промышленности, сельскому хозяйству (экономике), а не как у нас, наоборот. Там с приходом нового руководства страны фермеров не соберут вдруг в колхоз и не запретят им держать коров и баранов. Хозяйство у них ведёт каждый, как считает нужным. А мы - как велят...
Б.ФИЛЬГЕНОВ
Димитровград
Я благодарен Александру Зиновьеву за статью. Думаю, что он честный русский человек и таким останется, что он искренне болеет за Родину.
Сейчас все мы видим, какое сложилось у нас в стране положение. Демократы ратуют за рынок, копируют Запад. Что ж, такой путь, в принципе возможен. Вполне возможно, что у нас будут западные блага. Но эти блага будут доступны очень немногим. В случае приватизации средствами производства завладеют сегодняшние "теневики" и спекулянты. Ведь рабочий или крестьянин на свои крохи не в состоянии купить какое-либо серьёзное средство производства. Поэтому они будут вынуждены идти на поклон к дельцу. Раньше обирало бездонное государство, было плохо. Теперь вполне официально этим будут заниматься ловкие жуки. И второй момент - это власть денег, падение морали в обществе.
Напрашивается вопрос: а где же выход? Он есть. Нужно из материальной области перенестись в моральную. Выход - в коммунистической морали, в коммунизме. Идею эту сейчас оплевали, и воспевать её не модно, тем не менее я за модой не гонюсь. Идея не виновата. Её дискредитировали наше руководство, КПСС (особенно времён Брежнева). Мы работали в "общий котел", большая часть материальных благ распределялась через общественные фонды потребления. Тут нужны кристально чистые люди. А у "кормушки" (т. е. у распределения) встали мздоимцы.
А., 22 года
Харьков
Вы были одним из святых правозащитного движения наряду с Сахаровым и Солженицыным, вы были одним из тех, кто разоблачал прогнивший режим и готовил перестройку. И теперь, когда долгожданная свобода пришла, вы обрушились на них с бронью, более злой, чем брань догматиков-реакционеров. Это чудовищно. Вы сами взорвали собственный памятник,
Солженицын рассказал о страшных лагерях смерти. Что бы Вы сказали, если бы он начал восхвалять лагеря? Сказал бы: "Я только потому ругал эти вполне полезные лагеря, что их тогда правительство покрывало. А раз правительство их стало ругать - буду хвалить".
Ладно бы вы придумали какие-то свои, новые доводы против Запада и в пользу нашего старого режима. Так нет, Вы повторяете азы брежневской пропаганды. Нас, сторонников перестройки, Вы представляете дурачками, вообразившими, что на Западе - рай. Пугаете безработицей.
Предупреждаете: на Западе тоже свои проблемы, конфликты... Ваши предложения? Брюзжать проще всего. Что Вы предлагаете сделать на Западе? Может быть, принудительно зачислить всех на работу? Уравнять всем зарплату? Диктовать сверху цены? Ввести постоянную прописку? Распределять всё по карточкам?
Вам нечего предложить, как нечего предложить и нашим внутренним консерваторам. Вам кажется, что перестройка - это случайная блажь; а наш народ перестройку выстрадал в мучениях двадцатого века. Мы хотели создать бесконфликтное и беспроблемное общество, причём создать быстро, используя насилие и принуждение; мы убедились на горьком опыте, что то невозможно.
Мы видим все недостатки Запада, но видим и достижения, которые хотим перенять. Мы поняли, что рая не было и никогда не будет, что общество всегда останется конфликтным, - но надо решать конфликты без насилия. Принципиальный отказ от насилия - вот что главное в политике Горбачева.
Л.РОМАНОВ
Волгоград
Во-первых, хочу спросить: как вы вообще напечатали эту статью? Вы, которые давно предали за тридцать долларов честь, совесть, идеалы и всё святое, что только у вас было? Вы, которые превратили газету Коммунистического Союза Молодежи в такую, что можно прийти к выводу, что она (газета) изготавливается по прямому указанию из Вашингтона или Лэнгли!
Во-вторых, со всей ответственностью хочу заявить вам, что, сколько бы вы ни охаивали "устаревший марксизм" и ни восхваляли "рыночную экономику", факты не изменятся! А эти факты таковы. Несколько десятков преуспевающих стран - лишь верхушка айсберга. В странах третьего мира "рыночная экономика" не смогла решить их проблем, а, наоборот, усугубила их. Как говорят; когда у Запада насморк, у "третьего мира" воспаление легких. И это в "преуспевающих странах" огромное число людей не имеет дома, работы, возможности учиться. И сказкой о пособии по безработице, которое якобы больше, чем зарплата советского рабочего, вы никого не обманете!
В-третьих, чтобы вы не пробовали тыкать меня носом в наши пороки (а именно: безработицу в Средней Азии, те же наркоманию и проституцию), напишу; если бы наше руководство, начиная с Президента СССР, не занималось сочинением демагогических, очковтирательских и прожектерских программ, а засучив рукава, начало решать эти проблемы с 1985 года, с XXVII съезда КПСС, то за 5 лет мы бы их хоть чуть-чуть да потеснили.
Мне 17 лет, студент, комсомолец (подумываю выйти из ВЛКСМ по причине несогласия с его политикой). По политическим убеждением коммунист.
В.ДМИТРИЕВСКИЙ
Гомельская область
Гражданин Зиновьев талантлив, язвителен и зол. Ему угодно смотреть на вещи с мрачно-пессимистической точки зрения. Ради Бога. Но в статье переплетены правда, ложь, произвольные утверждения и довольно остроумные замечания. Со многим можно согласиться, но по закону конъюнкции ложное плюс истинное есть ложное и потому соглашаться нельзя. И змий там жил, и соблазн там был в виде древа познания добра и зла, и вообще полное изобилие - источник скуки и однообразия (можно психически заболеть), людей было мало, только двое и т. д. Да ведь вопрос не в том, хорошо или плохо живётся тем или иным слоям населения, сильно их эксплуатируют или не очень, а в том, по их воле это происходит или нет.
Ни при коммунизме, ни при капитализме свобода не есть естественное состояние, её нужно выбрать и бороться за неё. Но западная система ориентирована на свободу и независимость личности, а коммунистическая (не знаю, применять кавычки или нет) - на порабощение.
Даже то, что человек на Западе одинок, "заброшен", никому не нужен и т. д., говорит в пользу его свободы. Если западный человек "жмот", то потому, что ценит свободу, которую, по его представлениям, ему обеспечивают деньги.
Наша система - это первый случай, когда утопию удалось проверить на практике в широком масштабе, и оказалось, что это исторический курьёз.
Г.САПРЫКИН
Ростов-на-Дону
Многоуважаемый господин Зиновьев! Меньше всего мне хотелось бы полемизировать с Вами о порочности буржуазной жизни. Всё дело в том, что я Вам верю! А верю я Вам потому, что почувствовал в Вас родственную душу - душу скептика, которому по складу характера несвойственно дудеть в общую дуду. Я верю Вам, когда читаю о том, что демократия на Западе носит весьма условный характер и что народ там вовсе не правит. Но, не дай Бог, повстречать ту страну, в которой властвовал бы так называемый народ, боюсь, что вакханалия большевиков показалась бы сказочной идиллией против такого стопроцентного народовластия. А вот скажите, может ли долго на Западе функционировать фирма, если её шеф назначен по заурядной протекции (наш вариант свой мужик, умом не блещет, не высовывается, в рот начальству глядит, приказы выполняет..., цепочку легко продолжить)? Легко догадаться, куда я клоню. Без преувеличения можно сказать, что именно на таких шефах и держится вся советская экономика. И не только экономика. Не хочу переходить на личности.
Как там у англичан? Чтобы вырастить газон, надо 300 лет его стричь. Э-хе-хе.
Если после моих антинародных высказываний вы вдруг заподозрите меня в жидомасонстве, то, уверяю вас, совершенно напрасно. Представлюсь. По профессии лабух. Отец: бывший поволжский немец, в войну депортированный в Сибирь рабочий. Мать: сибирячка, из крестьян. Кстати, по-немецки я с Вами объясняться не смогу - отец не научил, потому что сам не умел. Вот и выходит, что я и есть тот самый народ, о котором так заботятся Белов с Распутиным. Но об этих благодетелях чуть позже.
Итак, как Вы догадались имея такое привилегированное происхождение, я никак не мог не унаследовать тех качеств, что в избытке присущи нашему великому народу. Вот они: пьяница, дебошир, пройдоха и страшный лодырь (если бы Вы знали, сколько насилия над собой я проделал, накатав первое и, надеюсь, последнее письмо в газету). Вы скажете, что я очерняю народ, с которым живу. Может быть. Хотя припоминается, Короленко подметил эти достоинства в народе несколько раньше меня.
При тенденциозном чтении можно и Вас заподозрить в неуважении к немецкому народу, которому Вы приписали чуть ли не поголовное жмотство.
Да и нас Вы зря такими уж простодырами представляете. Видать, давненько на Родине не бывали. Кстати, почему бы Вам и вправду не приехать, я имею в виду не погостить, а пожить? Но вот и великий Солж не торопится. И левые ждут, и правые не дождутся. Казалось бы, кому, как не ему, а вот, надо же, не едет. И Вас и его я понимаю. Умирать лучше на родине, жить, как водится, на чужбине.
Как-то народолюбивый писатель из Президентского совета, удобно расположившись под образами с лампадкой, читал благодарному народу (то бишь мне тоже) свою одухотворенную телепроповедь. Мол, не надо нашему народу ни видеомагнитофонов, ни компьютеров, ни машин ихних, ни прочих благ буржуазной цивилизации. Тупиковый, мол, этот путь, ребята. Может, и тупиковый. Но только хандра на меня напала, когда я слушал проповедника. Не тянет как-то щи лаптем хлебать и семечки на завалинке под голяшку лузгать. Ещё говорил он: не пейте. Ну это уж слишком. Разве можно так с народом-то? Так и знайте, национальная мессия: в гроб не лягу, пока ихнего виски с содовой не попробую!
Резюмируя, хотел бы ещё раз подчеркнуть, что почти со всеми Вашими тезисами абсолютно согласен. Особенно с тем, что Запад ещё далек от совершенства. Только вот что любопытно. Как такие мерзавцы умудряются поддерживать свой народ в приличном состоянии, в то время как наши "путеводители"...? Может, прав был Черчилль, заявив, попыхивая сигарой, что капитализм - это неравенство блаженства, а социализм - равенство убожества.
С искренним приветом отпрыск победившего люмпен-пролетария.