Панков Юрий Васильевич : другие произведения.

Военная мемуаристика в контексте литературно-эстетических принципов изображения человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Материалы к ...

  Военная мемуаристика в контексте литературно-эстетических принципов изображения человека
  
  Военная мемуаристика дала обширный материал для рассмотрения литературно-эстетических принципов изображения человека войны в различные эпохи в контексте становления её институций.
  Так, Е. Е. Приказчикова, ограничив рамки своего исследования наполеоновской эпохой, провела анализ ряда русских и французских мемуарных источников и охарактеризовала эти принципы с точки зрения: 1) влияния на них господствовавших литературных направлений конца 18 - первой трети 19 вв., 2) взаимодействия основных черт культурно-исторического менталитета людей и "правды голого факта". (См.:
  Приказчикова Е. Е. Изображение человека в военной мемуаристике наполеоновской эпохи: литературно-эстетическая традиция и искушение "правдой голого факта" / Е. Е. Приказчикова // "И вечной памятью двенадцатого года..." : материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 200-летию Отеч. войны 1812 г., Екатеринбург, 14-15 декабря 2012 г. / под общ. ред. Е. Е. Приказчиковой. - Екатеринбург: Изд во Урал. ун-та, 2013. - С. 107-120. http://elar.urfu.ru/handle/10995/35960).
  В России военная мемуаристика появилась в 18 столетии. Основным структурообразующим принципом мемуарного произведения стало личностное начало. В связи с этим и наряду с усилением последнего в художественной литературе развитие военной мемуаристики привело к формированию альтернативного литературного направления. Отечественная ВМ закрепила принципиальное различие авторских подходов в изображении её основных героев, отойдя от стиля парадной изначально заданной героизации. Теперь правда мемуарного факта уравновешивала восторг художественной словесности 18 в.
  Однако институт ВМ складывался не сразу. Практически все мемуарные тексты авторы "писали в стол", воспоминания не были инициированы их публикацией. Так, "Записки" Ю. Долгорукова впервые увидели свет в журнале "Русская старина" только в 1887 г., т. е. через 117 лет после Чесменской битвы. Художественная поэма М. Хераскова "Чесмесский бой" не требовала подобной временной выдержки. (Чтобы сравнить их содержание и эстетику см.: Долгоруков Ю. В. Записки князя Юрия Владимировича Долгорукова, 1740-1830 // Русская старина. 1889. Т. 63. No 9. С. 498-499; Херасков М. Чесмесский бой // Херасков М. М. Избранные произведения. Л., 1961. С. 150; Приказчикова Е. Е. Указ. соч., С. 108-109).
  Эпоха Наполеоновских войн сопровождалась количественным ростом мемуарных текстов, как современных ей, так и ретроспективно обработанных. Военные мемуары печатали и в журналах ("Русский вестник", "Сын Отечества", "Военный журнал", "Русский инвалид") и в книжном варианте. Литературно-эстетическими направлениями того времена выступали классицизм и сентиментализм, а применительно к порокам общества и служилого дворянства русская просветительская сатира 18 в. В русле военной мемуаристики профессиональные писатели (Ф. Н. Глинка, И. И. Лажечников и др.) исповедовали тот принцип, что предмет изображения диктует стиль и манеру повествования. Последние выливались в сочетание изобразительных средств из этих трех направлений, а текст объединяло (синтезировало) биографическое начало мемуариста. (См.: Глинка Ф. Н. Письма русского офицера (1808-1816). М. Воениздат, 1987; Лажечников И. И. Походные записки русского офицера (1820); Приказчикова Е. Е. Указ. соч. С. 110).
  В 1820-х гг. на стиль мемуарных произведений начала оказывать влияние эстетическая система романтизма. Особенно характерны в этом отношении "Военные записки" поэта и партизана Д. Давыдова. (См.: Давыдов Д. В. Военные записки. М., 1982; Приказчикова Е. Е. Указ. соч. С. 111-112).
  С другой стороны, в мемуарные тексты и в общественное сознание проникало натуралистическое изображение жестокостей войны и человека в них, что входило в противоречие с господствующими литературно-эстетическими направлениями. В связи с этим натурализм факта либо приобретал новые функции (например, сострадательное человеколюбие в отношении, как отечественных воинов, так и их врагов), либо формировал своеобразную этико-эстетическую концепцию мемуариста, который тем самым полемизировал с литературными традициями изображения войны. Е. Е. Приказчикова полагала, что натуралистическая правда ужасов войны встречалась в "Записках" Н. Муравьева, "Записках" В. Левенштерна, "Записках" А. Ланжерона, в "Воспоминаниях" А. Муравьева и проявляла себя как новая тенденция в изображении человека. (См.: Приказчикова Е. Е. Указ. соч. С.112-114).
  На наш взгляд, литературно-эстетические направления в изображении человека войны и заложили основы соответствующих институций в военной мемуаристике. И развитие военной мемуаристики как института обусловлено усилением автобиографической составляющей в повествовании мемуаристов, отказом от сентиментального или условного литературного героя и выбора между достойной пера действительностью и "низким" бытом войны.
  Анализируя российские и французские мемуарые произведения, Е. Е. Приказчикова искала объяснение того, что правда голого факта о Наполеоновских войнах в целом отвергалась литературной традицией 19 в. Вплоть до 1868 г. не печатались "Рассказы из истории 1812 года", собранные А. Н. Олениным (государственный деятель, историк, почетный член Петербургской академии наук, директор Императорской публичной библиотеки). Среди них было довольно много свидетельств жестокости со стороны неприятеля. (См. Приказчикова Е. Е. Указ. соч. С. 118). Исследовательница отмечала, что, как правило, подробное описание обоюдных зверств не попадало на страницы исторических романов М. Загоскина, И. Лажечникова, И. Калашникова, Р. Зотова. Однако романисты охотно использовали конкретный фактографический материал. Объяснение этому она видела в том, что правда голого факта противоречила эстетическим канонам русской литературы того времени. И эта ситуация была характерна не только для 1830-1840-х гг., но и для более позднего времени.
  Во второй половине 19 в. попытку предоления этой традиции предприняла Е. В. Новосельцева, публиковавшаяся под псевдонимом Т. Толычева. Видимо, она была первой ресской писательницей, которая начала сбор устных воспоминаний об Отечественной войне 1812 г. В 1860-1880-х гг. она посещала монастыри и церкви и записывала рассказы о войне от выходцев из простонародья. Её свод был впервые опубликован в 1865 г. в журнале "Детское чтение" под названием "Рассказы старушки о двенадцатом годе". Впоследствии они переиздавались двенадцать раз. С 1872 г. рассказы стали периодически появляться на страницах "Русского вестника". В 1912 г. к 100-летию Отечественной войны "Рассказы" вышли отдельным изданием. (См. Приказчикова Е. Е. Указ. соч. С. 119).
  На наш взгляд, институт военной мемуаристики в России изначально характеризовался существенной оттяжкой во времени как самих воспоминаний, так и их публикаций. Этот временной вектор особенно отдалял рядовых участников военных событий от мемуаристов из разряда более высокого командования.
  Сопутствующий военному реализму гуманистический дискурс создавал предпосылки для примирения народов. К 100-летию Отечественной войны 1812 г. на Бородинском поле, на месте штаба Наполеона, появился памятник "Мертвым великой армии" в честь всех французских воинов, павших в этом сражении.
  Признание военной мемуаристикой в целом эстетической ценности фактографического материала стало предпосылков создания нового стиля, как российской, так и европейской, художественной прозы.
  
   Прочие книги
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"