|
|
||
Summary |
Дальневосточный государственный университет
Гендерные аспекты страховой культуры
В 90-х гг. перевод российской экономики на рыночные отношения и ликвидация монополии государства в страховой области привели к формированию коммерческой модели страхования. Негосударственные страховые компании избрали маркетинговое направление и обратились к опыту зарубежного страхования. Произошли существенные изменения в страховой культуре, связанные, прежде всего, с ее экономической, политической и социально-нравственной составляющими. Внимание исследователей было обращено и на гендерные аспекты страховой культуры. Реф/курс/дип/канд/докт! Учитесь снами! 88insur@mail.ru
В страховой культуре сравнение женского и мужского стиля, поведения также может быть представлено в терминах гендерных различий. Под словом гендер здесь нами понимается социально-психологический пол человека - специфически свойственные мужчине либо женщине поведение, ценности, идеалы, с которым они себя соотносят и которые находят свое выражение в области страховой деятельности.
Наиболее общая характеристика гендерного фактора страховой культуры касается отношения людей к страхованию. В 1994 г. страховой рынок РФ охватывал 7,1% взрослого населения страны, причем различными видами страхования мужчины и женщины пользовались примерно в одинаковой степени: 7,3% и 7,0% соответственно; семейные чаще, чем несемейные: 7,7% и 6,1% соответственно. В региональном разрезе больше всего пользовались услугами страховых компаний во Владивостоке - 13,5% и Екатеринбурге - 11,0%. В среднем в месяц взрослое население РФ выплачивало страховым компаниям 199,2 млрд. руб., из них женщины выплачивали 127,8 млрд. руб., а мужчины только 74,7 млрд. руб. Такая диспропорция (страховые взносы женщин в 1,7 раза больше, чем у мужчин) послужила ориентиром в рекламных кампаниях страховщиков. Последние учли, что женщины, чаще общаясь со страховщиками, являлись основными проводниками информации о страховой деятельности. [1]. На наш взгляд, указанная диспропорция объясняется психологическим фактором: большинство агентов - женщины и им доступней и проще работать с себе подобными.
Экономические изменения привели к тому, что переход к рыночной модели страхования сопровождался расширением доступа некоторой части женщин, инициативных и квалифицированных, в сравнительно новую сферу. В западных странах женщины приходили в страховой бизнес, подавляющее количество позиций в котором уже много лет занимали мужчины. Женщины выполняли преимущественно обслуживающие функции - секретари, офис-менеджеры, агенты и т.п. Российская специфика 90-х гг. проявилась в том, что женщины и мужчины начали заниматься страховым бизнесом одновременно. С началом перестройки в РФ были компетентные руководители - как мужчины, так и женщины. Они имели опыт управленческой деятельности, одинаково высокий уровень образования и, главное, образцы для подражания: руководителей своего пола. Поэтому у мужчин и женщин оказались во многом равные стартовые позиции. Наши опросы дальневосточных страховщиков и их клиентов показывают: тот факт, что женщины занимаются управлением в страховых компаниях, никого не шокирует.
Российским бизнес-леди было намного проще влиться в мужскую культуру страхового предпринимательства. Они имели перед глазами отличный образец для подражания в лице западных женщин-менеджеров, нашедших управленческий стиль, который позволял им оставаться женственными, привлекательными и эффективными в управлении.
Однако анализ организационной структуры российских страховых фирм показывает, что в большинстве случаев, президентом / генеральным директором является мужчина, женщин на высших позициях меньше чем мужчин. Чаще всего женщина занимает позицию одного из вице-президентов (заместителей генерального директора). Причина кроется в том, что мужчина воспринимается в качестве руководителя как нечто само собой разумеющееся. Женщине же надо доказать, что она компетентна как в страховании, так и в управлении и справится с руководством.
Экономические показатели деятельности страховых компаний в Приморье вполне подтверждают традиционные подходы к гендерной асимметрии в руководстве страховыми компаниями. Так, по итогам 1998 г. две страховые компании, возглавляемые женщинами, входили в верхнюю пятерку по сбору страховых премий, занимая 3-4 места. Однако они собирали в 2-3 раза меньше, чем лидеры, хотя и контролировали значительную долю рынка в 10% и 15%. Вместе с тем женщины-руководители этих компаний вызвали добрую зависть и уважение коллег, отобрав у последних четвертую часть страхового рынка.
В начале XXI в. гендерная асимметрия в рядах топ менеджеров страховых компаний остается существенной характерной чертой российской страховой культуры. К 2001 г. в Приморском крае из 19 (100%) руководителей местных страховых компаний - только 3 были женщинами (15,79%), главных бухгалтеров - 16 (по двум не представлено данных) (84,21%), из 33 (100%) руководителей филиалов центральных и региональных компаний - только 4 женщины (12,12%), главных бухгалтеров - 18 (по 15 не было данных, но, скорее всего они тоже женщины) (54,55%). Таким образом, в крае региональные страховые компании несколько больше доверяли управление женщинам, чем центральные и неместные страховщики. В то же время в бухгалтерском учете традиционно отдается полное предпочтение женщинам.
Мужчины-страховщики демонстрировали большую эффективность, чем женщины при постановке целей страховой организации и по параметру лидерских качеств. Женщины демонстрировали преимущества в сфере мотивации персонала, коммуникации и при принятии решений - они с большей эффективностью использует знания и потенциал сотрудников для анализа альтернатив. Что касается контроля, то мужчины и женщины реализуют его одинаково успешно. Таким образом, перспективой реализации гендерных аспектов страховой культуры является осознание того, что преимущества мужчин и женщин как руководителей дополняет друг друга. С точки зрения эффективности в качестве оптимальной демографии для страховой организации можно рекомендовать более или менее одинаковое количество женщин и мужчин на всех уровнях управления. Эта рекомендация находит косвенное подтверждение в анализе успешности работы компаний на новых развивающихся рынках, где еще не сформированы правила игры и не поделена целевая аудитория.
На рубеже веков страховое сообщество стало больше прислушиваться к вескому слову женщин в страховой науке и практике. Контентный анализ профессиональных журналов для страховщиков показал положительную динамику участия женщин в пропаганде страховых знаний в РФ. Так, в 1994 г. журнал "Страховое дело" опубликовал около двух десятков различных материалов авторов-женщин. Большинство публикаций касались актуальных видов страхования и нормативно-правовых вопросов отрасли, что определенным образом характеризовало положение женщин в спектре профессиональных отношений. В 1999 г. появилось уже 26 материалов авторов-женщин. Если в количественном отношении внимание последних к видам страхования не выросло (11), то число публикаций по вопросам состояния и развития страхового рынка, менеджмента, зарубежного опыта страхования увеличилось в 4-5 раз, что также свидетельствует о расширении сфер приложения женского труда и интеллекта в отрасли.
Гендерный фактор вполне проявляется в сфере страхового образования. В Дальневосточном государственном университете с 1995 г. по 2002 г. подготовлено и трудоустроено 29 человек по специальности "Финансы и кредит" специализации "Страхование" с квалификацией "экономист" (табл. 1).
Из таблицы 1 видно, что в ДВГУ количество подготовленных для страховой отрасли специалистов-женщин неизменно возрастало. Тенденция количественного преобладания женщин среди молодых специалистов страхования сохранится и в ближайшие годы. В 2002-2003 учебном году на пятом курсе по специализации страхование обучаются 10 человек, их них 7 - женщины (70%). Таким образом, сфера финансов традиционно остается привлекательной для женщин, приобретающих ее массовые профессии и готовых занять среднее звено в управленческой иерархии страховой компании. Гендерная асимметрия в современном страховом образовании становится существенной характеристикой отечественной страховой культуры.
Таблица 1.
Гендерное соотношение выпускников по специализации "Страхование"
в ДВГУ в 2000-2002 гг.
Годы 2000 2001 2002
Всего,чел.
11 7 11
Мужчины, чел. 7 - 2
Мужчины, %
Женщины, чел. 4 7 9
Женщины,%
36,3 100 81,8
Традиционно самая массовая профессия женщин в страховании - страховой агент. В мире насчитывается более 800 тысяч страховых агентов. В РФ с советских времен в дочерних компаниях 'Росгосстраха' числится около 40 тысяч агентов. В 1990-х гг. агентская сеть отечественных страховых компаний росла быстрыми темпами в связи с переходом на рыночную модель страхования. Среди страховых агентов около 70% составляют женщины, для которых страховой бизнес является перспективным рынком труда. Наиболее продуктивный возраст от 30 до 60 лет. Для 40% работа страховым агентом является основным источником доходов [2].
Не только традиции, но и инновации требуют гендерного подхода к формированию отечественной страховой культуры. Распространение современных информационно-коммуникационных технологий, особенно внедрение страхования по каналам Интернет, с одной стороны, способно содействовать росту занятости, увеличению количества рабочих мест для женщин, с другой, - улучшению качества их труда и материального положения. Ведь именно на таких рабочих местах, где требуется точность, аккуратность и психологическая выносливость при выполнении задания по реализации страховых продуктов и услуг, женщины могут оптимально применить свои знания и способности. Однако овладение новыми технологиями продаж страховых продуктов и услуг вызывает трудности у большинства женщин-агентов. Для применения Интернет это общемировая тенденция. По данным МОТ, среди пользователей Интернет женщин меньшинство: в Латинской Америке - 38%, в странах ЕС - 25%, в России - 19%, в Японии - 18%, на Ближнем Востоке - 4%. Наименьший гендерный разрыв - в США и Скандинавии [3].
Таким образом, в условиях становления коммерческой модели страхования в РФ гендерная составляющая страховой культуры приобретает особенную значимость. В этой связи страховая культура характеризуется и детерминируется преобладанием в отрасли женщин в качестве страховых агентов (канал сбыта страховых продуктов и услуг) и бухгалтеров, а также в качестве плательщиков страховых взносов; маркетинговой стратегией гонки за лидером со стороны страховых компаний с женскими топ менеджерами во главе; увеличением роли женщин в секторе страховых наук и пропаганды страховых знаний, а также страхового образования; отставанием женщин в овладении передовыми информационно-коммуникационными технологиями, связанными с использованием современных технических средств.
Литература
1. Чередниченко В. Страховой рынок и население России // Страховое дело. 1994. ? 12. С. 50-51.
2. Наши страховые агенты 'подрабатывают' брокерами // Золотой Рог. 20 июля 1999 г. ? 55.
3. Деражне Ю. Профессиональная карьера женщин. Комплексный подход // Человек и Труд. 2001. ? 11. - доступно URL: http://www.chelt.ru/2001/11/deragne_11.html
Summary
Y.V. Pankov
Far East state university
GENDER ASPECTS OF INSURANCE CULTURE
In 1990's the Russian economy found the market attitudes and liquidation of the state monopoly in insurance. As result there is the commercial model of insurance. There were essential changes in the insurance culture connected to its economic, political and social - moral components. The attention of the researchers was inverted on gender aspects of the insurance culture.
General characteristic for the gender factor of insurance culture connected to concerns of the people to insurance. Some part of the women came in the insurance business. Now in Primorye the women - chiefs of insurance companies have found the envy and respect of the colleagues, having selected the fourth part of the insurance market.
Thus, in conditions of commercial model of Russian insurance the gender component of insurance culture gets the especial importance.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"