Панченко Григорий Константинович : другие произведения.

Скованные златой цепью

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор конкурса "Фантастический Пушкин" ("Стоптанные кирзачи-8,5")

Общее впечатление: несмотря на крайне форс-мажорные обстоятельства, уровень конкурсных текстов очень высок. Вот что имя АСП животворящее делает! Очень рад, что на этот раз мы как судьи получили возможность отступить от принципа использования всех оценок по 10-балльной шкале, а заодно и от неофициального правила, согласно которому высшая и низшая оценка используется лишь единожды. Я и в самом деле никому не склонен поставить менее "пятерки", а "десяток" у меня аж три.

1. О, сколько нам открытий чудных...
(Тройка победителей в моем личном топе - и без комментариев. Из судейской номинации к ним присоединил бы "Пир во время чумы. Part two")

ДУбровский "Голод"

Елена Лаевская "Во все времена"

Чешко Ксения "Путешествие во вне"


2. Как денди лондонский одет
(Основной корпус хороших текстов, которые я однозначно хочу видеть в сборнике. Из судейской номинации к ним присоединил бы "Пророк" и "В граненый ствол уходят пули")

Чваков Димыч "Автограф"
Не такой уж редкий случай: вообще-то у меня к рассказу куча замечаний (правда, часть из них уже учтена: см. обмен коммами), но впечатление все равно остается сильное.

Осин "Про плазмоганы, перстни и другие необыкновенные вещи"
Аналогично. Очень зрелая работа. И, кстати, мы всё ждали, кто же напишет про перстень Пушкина, - и удивлены, что дождались только одного рассказа...

Кузнецов Бронислав "Окно в Европу"
Написано хорошо, и как раз мне особенно неуместно затрагивать вопрос, уместна ли тут политика (прошу прощения за тавтологию). Но вообще-то и конкурс, и фестиваль, и сборник задумываются под девизом "Пушкин один для всех"... Ну ладно, вторжение политики в рамках единственного текста, пожалуй, не заставляет пересматривать этот принцип.

Шерман Елена "Попаданцы и Пушкин"
Весьма плюс. В выбранном поджанре вопросов не вызывает, но все же уточнение требуется: эти персонажи - не "попаданцы" в строгом смысле. Кстати, это дополнительный повод переработать название.

Филиппов Алексей "Зеркало"
И вообще хорошо, и лично от меня дополнительный балл: впервые вижу у автора незнакомый стиль. Я всегда его раньше с первого же взгляда узнавал на анонимных конкурсах, но авторство вот этого рассказа не расшифровал бы.

Елена Лаевская "Я памятник себе"
Меньший прорыв, чем в первом рассказе. Высота взята, но планка в данном случае установлена не так высоко: художественная задача "перелетает" над ней без труда и с ощутимым запасом.

Чваков Димыч "Шинель на вырост (версия "Наше всё")"
Аналогично, хотя и по другой причине: рассказ словно бы распадается, вот все по отдельности замечательно, а вместе - смесь, но не сплав.

Тихонова Татьяна "Вы бы про меня и не вспомнили"
Производит. Довольно запутанно, но менее, чем в других случаях, где это становится скорее багом, чем фичей. Здесь, пожалуй, в рамках фичи...

Германн "Коллекционер"
Сильно, но соответствие теме на грани допустимого, за что снят балл. Я тут скорее не к "Пиковой даме" отсылку увидел, а к целой серии разных историй с "обменами", первую из которых я, кажется, еще у Уэллса читал... Кстати, решения Назаров предпринимает, по-моему, такие, которые требуют врачебного уровня, а не фельдшерского. И странно, что "графиня" так долго тянула, рискуя и впрямь доиграться до инсульта или Альцгеймера...

Шевалье де Кюивр "Простая история"
Опять весьма, хотя местами нечисто из-за тавтологий и пр. Хоть бы сначала: "ненароком уронив вилку на пол, можно было столкнуться взглядом с недовольной старушкой в смешной шапочке и оборочках. При каком-нибудь конфузе она довольно назойливо..."

Владимир Прягин, рассказ "Степной транзит"
Тоже весьма, хотя тема почти на грани... но не за гранью.

Васильев Сергей "Непокойный Иван Петрович"
Очень неплохо, особенно вначале. И дополнительно плюсую за то же, за что добавил балл рассказу "Зеркало": впервые авторство не расшифровал бы на анонимном конкурсе.

Сон Виталий "Выстрел" (бывш. "Дуэль")
И это очень неплохо, особенно после доработки. Именно поэтому скажу, что автор несколько перемудрил со стИхами, со слонянием в голом виде и с загадочностью сюжета.

Просвирнов Александр "Станция Залазы"
Как преноминатор поставил спокойный плюс, без восторга и без сомнений. Как судья остался при этом же впечатлении - которое, впрочем, несколько улучшилось после доработки рассказа. Все, что хотел сказать ранее, высказал в коммах к тексту.

Ковалевская Александра "Царевна"
Аналогично. Оценку, впрочем, ставлю несколько выше, т. к. мир рассказа более "густо населен" персонажами, событиями и эмоциями - причем без нарушения гармонии. А как сверхзадача этника стОит детектива, т. е. что-то дает дополнительно... не так много, как НАСТОЯЩАЯ сверхзадача, но и не мало, когда со знанием дела и с любовью...

Ковалевская Александра "Немного о Поппе"
Весьма хитрО, но прошлый рассказ значительней.

Дмитрий Плюс "Шестая"
Хороший пример того, как миниатюра (все-таки да) почти идеально использует пространство литературной ниши: обычно авторы его или "недоиспользуют", или, наоборот, замахиваются на то, что подвластно романному объему...

Игорь Самойлов "2099"
Качество нормальное, компактно и бойко. Доработка тоже пошла рассказу на пользу, хотя и в первом варианте было вполне годное совмещение технобудущего с темой конкурса.

Максим Фарбер "Зарина, Дракон и бес"
Оригинально, очень неплохо в литературном смысле и, несомненно, по теме. Из основных замечаний - я бы, как ни странно, убавил фантазии: фантастичность Слышащих, фантастичность Змея... альтернативная реальность этого ханства и окружающего его мира... альтернативность квази-Пушкина... фэнтезийная линия с Искусителем... современный лексикон Зарины... Открытый финал, кажется, возник отчасти потому, что автору самому мудрено связать все эти нити: их реально многонько для такого объема...

3. Буря мглою небо кроет
(Эти тексты иногда оценены не ниже, чем в предыдущей группе, но насчет их "вписываемости" в сборник я менее уверен - и, вероятно, они туда попадут не все. Из судейской номинации к ним присоединил бы миниатюру "Петиция")

Максим Фарбер "Возвращение в Михайловку, или Душенька и Курчавый"
Уровень есть, что для постмодерна важнее, чем для большинства других направлений, где можно за счет традиционала вытянуть. Но, на мой вкус, чересчур заморочно. Уж совсем мыслию по каждой веточке древа, иногда зацикливаясь на СИ-шных баттлах с участием Руны Аруны и слишком регулярно превращая иронию в стеб. Тут бы, наоборот, сконцентрироваться...

Марита "Лукоморье"
Неплохо в плане и фантастики, и поэзии, и пушкинианы. Такое "тройное сочетание" встречается на конкурсе далеко не у всех поэтов... Помещение в этот раздел обусловлено тем, что для ТАКОГО сборника вообще раздел поэзии - самое трудное испытание, тут редактор поневоле должен трижды на воду дуть.

Филиппов "Новое приключение графа Нулина"
Как преном плюсую с удовольствием, как судья ставлю довольно высокую оценку, а насчет сборника... Надо думать: см. выше.

Фёдор Круглов "Ошибка резидента"
Сочно. Автор не только от "Бесов" оттолкнулся: там еще и аллюзии из сна Татьяны... и из "Вурдалака" чуть-чуть... и африканец в кадре... Но как-то скорее на смесь похоже, а не на сплав - с чем мы уже встречались на конкурсе. Тоже надо думать, прикидывать, искать в сборнике место, куда может вписаться... но не обязательно впишется.

Попов Илья "Елисей"
Надеюсь, цикл сложится, он выглядит очень многообещающе. Но синопсис пока, в рамках конкурса, продолжения не возымел, а одинокий "Елисей"... Ну, посмотрим...

Romanov "Бокор Пушкин"
Хорошо и интересно, но чуть мелковато (может быть, буквально: стоит увеличить объем?). Пока этот же бокор - не совсем Пушкин: как-то у "этого" Пушкина магия - явно основное занятие, а литература - побочное... Впрочем, тут налицо умелое использование возможностей поджанра "большая миниатюра", за что дополнительный плюс. Вообще дед тот умер, когда АСП было лет 6, и против был бы не отец, а тот самый дед: он к тому времени уже лет 20 как не желал ничего знать о своей "отставной" жене и ее потомстве, дочери пришлось долю на предание через дворянский суд получать - после чего были окончательно побиты последние горшки.
Но это как раз выношу за скобки: в рассказе присутствует своя реальность, отдельная от исторической и, в общем, самодостаточная.

Нестордамус "Невольник чести"
В своей нише хорошо. Но в несколько более объемистой нише могло быть еще лучше.

Софронова Елена "Как Пушкин собирался на свой юбилей"
На нашем конкурсе постмодерн появляется не впервые. Правда, когда он сам по себе - это фактически "шкатулка с ничем". Например, в рассказах Чвакова и Фарбера наполнение шкатулки гораздо заметнее, да и постмодернистские изыски не в воздухе висят. Ну и никакой постмодернизм не оправдывает начало от третьего лица, а потом переход к первому: это скорее просто авторская невнимательность... Тем не менее - интересно и насыщенно. Надо думать...

Софронова Елена "Опять двойка"
Имхо, мускулистей и собранней первого рассказа - но при этом сюжет более предсказуем и, прямо скажем, юзан. Тем не менее - надо думать...

Кузнецов Бронислав "Три девицы под окном", "Ветер по морю гуляет": Образы бессознательного в сказках Пушкина"
Переусложнено: место этому эссе как раз на конкурсе фантастики. Я вообще не люблю, когда у АСП начинают искать глубокие мистико-конспирологические корни: хотя бы потому, что сказки его и "страньше", и откровенно фантастичней, и местами даже страшнее на самом деле - но связано это с совершенно иными моментами, ан масс довольно простыми. См. в "Мой дядя самых честных правил" коммы 49 и 55.

Танагура "Мороз и солнце"
"Тройное сочетание" менее удачно, чем у Мариты... но все же присутствует

4. А счастье было так возможно...
(Тут вероятность попадания в сборник, скажем так, ниже, чем в предыдущей группе, а оценка - не всегда)

Танагура "У"
А вот здесь "тройного сочетания" не обнаруживаю.

Кибальчич Фима "Гости из прошлого или опыты литературных баек"
Зело вольно и отсебятинно. Слишком многие эпизоды будто на одно лицо; несколько понравились (ни один не до восторга), остальное - на любителя. Уважаемый автор, для следующего сборника, думаю, что-нибудь подойдет, но именно часть: в разы уменьшенное число баек... причем лучше всего, не обижайтесь, выглядят те, которые в комментариях подверглись "соавторской доработке" со стороны Прудкова.

Васильева Татьяна "Государыня Рыбка"
Потенциально рассказ гораздо ценнее, чем он есть сейчас: в нынешнем виде у него сильный дисбаланс идеи и исполнения.

Рыбакова Рыбка "Спутанные"
Отличный рассказ! Жаль рубить его за безтемье. Как преноминатор плюсовал, а вот как судья потом начислил "штрафные баллы", т. к. уж слишком далекие ассоциации, читателю приходится слишком мелкоячеистый невод забрасывать...

Винокур Роман "Приснившийся разговор с А.С. Пушкиным о научно-техническом прогрессе"
"Я за чужой не отвечаю сон". Лермонтов с волыной - ну, пусть: тоги и модератор ведь в той реальности упомянуты еще раньше... Но фантастика уехала в одну сторону, поэтическое исполнение - в другую, а замысел, кажется, не знает, за кем из них ему повернуть.

Павел Виноградов "Я - Дубровский!"
По некоторым причинам мне было неловко сразу поставить минус как преному, а потом последовала цепочка доводов, формально убедительных: про "по мотивам". Тем не менее по большому счету остаюсь при своем мнении: от пушкинского Дубровского тут "по мотивам" почти ничего нет, хотя сделать это было просто, за счет легких доработок... И, честно говоря, это не требование Луны с неба: даже если рассказ давно существует в таком виде, из уважения к юбиляру совсем не грех бы создать новую конкурсную версию.
Насчет пародии: боюсь, тут маска срослась с лицом. Чувствуется в этом грозном рыке, оскале клыков, свирепом перетрахе, безжалостных стрелялках и смачных подробностях кровавого костоломства некое диванное неумение справиться с по-настоящему лютым материалом так, чтобы он сделался реально смешон или, допустим, ироничен.
Если же "вообще", то хотя текст и сильно не в моем вкусе, но написан он довольно качественно. Поэтому, при всех "штрафных баллах", поставил не менее высокую оценку, чем некоторым из тех, которых в сборник все же намерен взять - хотя этот текст туда откровенно не вписывается.

Просвирнов Александр "Верейская"
Автор, вы что, опять решили убедить меня в мысли, что издавать у вас можно только миниатюры, потому что любой другой формат затянут безбожно? Не убедите: первый рассказ свидетельствует об обратном. Но не зря один из преномов, читая, задался вопросом, не превышен ли объем: на самом деле "Верейская" почти вдвое меньше допустимого, однако кажется вдвое больше.

Васильева Татьяна "Что это за море?"
Небезынтересно, хотя иногда трудно определить, где начинается стеб и заканчивается глюк... Ну и вообще это скорее псевдоэссе, ценность его как собственно исследования пушкинской сказки невелика...

Тояма Токанава "Срочный вызов"
Отсебятина, конечно, но в тему. Реально же такое надо превращать в рассказ хотя бы среднего объема - и он, весьма возможно, будет хорош.

Смородинская Маргарита "Вызываю Пушкина"
Как преном плюсовал, как судья оцениваю низко, причем почти против воли: лит. уровень нормален, но от рвотных позывов никуда не деться. А главное - какова лит. сверхзадача рассказа?
Мы в преноминаторской посмеялись: уж конечно, первое, что скажет воскресший Пушкин человеку, ***щему в кустах - это "Я памятник воздвиг себе...".
Рекомендация: радикально переписать, т. к. будет очень жаль, если пропадет. Может быть, в следующем сборнике специально выделим раздел хоррора...

Смородинская Маргарита "1837"
Весь бы рассказ - на уровне финальных строчек с неожиданным открытием... И еще: вот если бы та неосознаваемая тревога, которая с самого начала реально пробирала, сумела охватить читателя не вопреки стилю и языку, но благодаря им - цены бы рассказу не было!
Рекомендация та же: радикально переписать, т. к. будет очень жаль, если пропадет. Я бы сказал - даже более жаль, чем первый рассказ...

Черныш Ольгерд "Туман"
Чисто технически считаю этот рассказ неудачным, хотя местами блещут интересные находки. Однако в данном случае НЕ добавляю балл за то, за что ранее премировал двух авторов, явившихся под открытым забралом: в данном случае я автора, как почти всегда, узнаю и сквозь забрало... А вот хотелось бы не узнать: как раз в тех редких "почти" был особый вкус!

Саша R. "Не пой красавица..."
Ну, фантастика есть...

Чваков Димыч "Пушкин и Приполярный Урал, хроники"
Это, разумеется, псевдоэссе. А как рассказ оно уступает обоим текстам этого автора, упоминавшимся ранее.

Булгарин Стас "Пушкин-2049"
Ну, нормально. Конечно, тоже псевдоэссе, но "в другую сторону". Однако что допустимо на конкурсе - не обязательно приветствуется в сборнике: только при идеальных условиях, когда очень уж в тему или объем как раз соответствует образовавшейся лакуне. Сейчас - вряд ли, а в следующем сезоне... может, и это эссе обретет иной облик...

Нестордамус "Как я не стал пушкиноведом"
А вот это не псевдо-, но именно эссе! Может быть, фантастики в нем чуть не хватает, равно как и "высокой пушкинистики", но все равно интересно...

5. Гроб качается хрустальный
(Ну, вы поняли...)

Кора "Вечер в Пушкинском доме"
Автор, вот ей-богу: сперва следовало хотя бы определиться с тем, что "его жене сунули", а потом, раз уж возмущаетесь вульгаризацией речи - самому грамотность проявить идеальную. И хоть лично Пушкина наделить соответствующим лексиконом. А то контраста нет...

Дмитрий Корсак "АНЧАР"
Идея ничего, но исполнение подкачало. Сильно. Очень.

Дмитрий Корсак "Золотая рыбка, бета-версия"
Очень ординарно. Вечный грех "перевертышей", если они без изюминки. Ну и не стыкуется внутренняя логика. Почему у АСП старуха сама не пошла на море требовать - это понятно: у рыбки "персональный контракт" со стариком, плата за освобождение (как видно, при вытаскивании на берег ее чары бессильны). А тут почему? И почему корпорация из иного мира по-английски названа? И почему мужняя жена так до конца рассказа так и осталась девушкой?

Колышкина Надежда "Поэты и боги"
Прикосновенность к пушкинской тематике на грани, но все же ощутима - через жребий поэтов. Тем не менее основная тема самого рассказа мне напомнила скорее перекличку с сериалами про Геркулеса или Ксену. Такое надо подкреплять высоким литературным уровнем, а желательно бы и иронией... но увы. Присутствия на конкурсе текст достоин, однако сборник - другой вопрос...

Саша R. "Подражание классику"
Как преном чуть не поставил минус: фантастика где? И где все остальное?

Мякин "Тайна поклонницы"
Автор, не обижайтесь, но салонная пошлятина как-то уж совсем вплотную подступила. По лит. уровню это нижний предел.

6. Всех утопить

А вот пуст этот раздел. То, что в него могло бы попасть, мы отсеяли в ходе преноминации. На "обычный" конкурс могли и принять (во всяком случае, часть), но в гости к Александру свет Сергеевичу - увольте-с.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"