Название авторского сборника чаще всего совпадает с названием входящего в него ключевого произведения. В данном случае это не так. Книгу составили роман "Из жизни дважды покойника" и три повести: "Зеркало, в которое можно смотреть", "ОН" и "Время славы". Почему же Фёдор Чешко назвал свой сборник "Заря над Армагеддоном"? Не потому ли, что все, вошедшие в него произведения, объединяет тема глобального или локального конца (света, человечества, биологического вида, отдельного человека...)? Приведу вкратце зачины основных сюжетных линий.
Группа смертников на космических кораблях-бомбах должна взорвать землеподобную планету Зверь, которая вторглась в Солнечную систему, грозя уничтожить жизнь на Земле...
Безжалостные безглазые пришельцы нападают на племя австралопитеков-телепатов...
В некой средневековой стране начинают происходить события, явно указывающие на приближение описанного в местном Писании варианта апокалипсиса - Итога...
Лучший в мире скрипач приезжает в старинную английскую гостиницу, где сталкивается с загадочными и даже жуткими вещами...
Написаны все четыре произведения в жёстком динамичном стиле, повествование захватывает и удерживает внимание читателя. Правда, проглатывается, в отличие от профессионально слепленных боевиков, не в один глоток от первой до последней строчки. Ведь, в противовес авторам этих боевиков, Фёдор Чешко глубоко прорабатывает психологию персонажей. Думаю, многие, склонные к жертвенности и рефлексии, бывшие советские, да и нынешние, интеллигенты узн
ают в главных героях себя. И не просто узнают, но в какой-то момент внезапно окажутся в их шкуре и с содроганием взглянут на окружающий мир их глазами (кстати, нечто подобное происходит и с самими героями). Оглянутся и увидят неотвратимо надвигающуюся погибель, избежать которой, кажется, невозможно.
Что же теперь, забиться в щель и завидовать мёртвым? Отнюдь. Фёдор Чешко ж
ёсток, но не жест
ок. При всей мрачности и безвыходности ситуаций, в которых оказываются герои, в душе их теплится надежда на возможность хотя бы относительно благополучного исхода. Ведь не зря над Армагеддоном встаёт заря, знаменуя новый день и возможность новой жизни. Автор всегда оставляет герою хоть лучик надежды, и читатель волен сам решать, что служит источником этого луча - выход из туннеля или болотный огонёк, завлекающий в бездонную трясину.
1 Dum spiro, spero (лат.) - пока дышу, надеюсь (из Овидия).